Научная статья на тему 'Диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности'

Диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3080
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ / СИСТЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ / GIFTS / DIAGNOSTIC TECHNIQUES SIGNS OF GIFTEDNESS IN CHILDREN / STI / SYSTEM OF EARLY IDENTIFICATION OF CHILDREN WITH SIGNS OF GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна, Абдурахмонов Гулруз Нурмахмадович

В статье рассматриваются показатели одаренности детей, проводится анализ существующих методов выявления признаков одаренности, описывается авторская инновационная динамическая диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC SYSTEM EARLY IDENTIFICATION OF CHILDREN WITH SIGNS OF GIFTEDNESS

The article discusses indicators of gifted children, the analysis of existing methods for detecting signs of giftedness, the author describes an innovative dynamic diagnostic system for early identification of children with signs of giftedness.

Текст научной работы на тему «Диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности»

УДК 159.9.072.5

С.В. Пазухина, Г.Н. Абдурахмонов (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 35-56-68, e-mail: pazuhina@mail.ru, abduraxmonov 1979@mail.ru

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

В статье рассматриваются показатели одаренности детей, проводится анализ существующих методов выявления признаков одаренности, описывается авторская инновационная динамическая диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности.

Ключевые слова: одаренность, методы диагностики признаков одаренности у детей, инновационная компьютеризированная динамическая диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности.

В современном мире в связи с развитием науки, техники и всех сфер человеческой жизнедеятельности актуальной становится проблема продуктивного использования интеллектуальных и творческих ресурсов общества. Исходя из этого, остро стоит вопрос о выявлении и развитии одаренности детей и молодежи. В последние годы в развитых и развевающихся странах мира тенденции в этом направлении все усиливаются.

В России также в последние годы проблема раннего выявления одаренных и талантливых детей и молодежи принимает масштабный характер и рассматривается на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, районном и т. д. Это обстоятельство способствует тому, что проблема одаренности приобретает особую актуальность. Разрабатываются инновационные программы раннего выявления детей с признаками одаренности, проектируются долгосрочные программы поддержки одаренной молодежи, осуществляется поиск наиболее оптимальных условий для развития их потенциала. Пересматриваются теоретические положения, касающиеся одаренности, рассматриваются разные подходы к проблеме одаренности.

Ведущие российские ученые-психологи с мировым именем В. В. Рубцов, А.Л. Журавлев, А.А. Марголис и др. отмечают, что раннее выявление и качественное образование одаренных детей сегодня является приоритетной государственной задачей в РФ, особенно в условиях острой необходимости технологического прорыва страны. Проблема выявления и развития одаренных детей обозначена в качестве важного направления современного образования в законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования, Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов; выделена как приоритетная в подпрограмме «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». Работа с одаренными детьми является ключевым направлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Большое внимание сегодня уделяется проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей, которые продолжаются до творческой реализации одаренности в общественно важных сферах науки, бизнеса, государственного управления, спорта, культуры. Также рассматривается возможность реализации специальных образовательных траекторий для одаренных в обычных общеобразовательных школах. При этом отмечается необходимость высококвалифицированного социально-психологического сопровождения таких детей как при выборе индивидуального образовательного маршрута ребенком, так и при разработке его дальнейшего движения вплоть до профессиональной самореализации.

Важным считается формирование системы «социальных лифтов», позволяющих одаренным личностям из нижних слоев общества подниматься до такого положения в социуме, где их способности смогут принести наибольшую пользу, что достижимо лишь при условии скоординированных действий работников образовательной системы, государственных служащих, потенциальных работодателей.

Целесообразным является раннее выявление детей с признаками умственной одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как именно в это время отмечаются сензитивные периоды для развития умственных и других способностей [1]. Приоритетными в настоящее время также являются проблемы развития системы поиска одаренных детей, обеспечение их поддержки и сопровождения, выявления психологических условий развития умственной одаренности в разных возрастах. Еще одним немаловажным вопросом является дифференциация одаренных, создание для них специальных школ или классов. По нашему мнению, приоритетным в решении этого вопроса может стать нахождение путей оптимального развития умственной одаренности ребенка именно в общеобразовательной школе. От эффективности решения данных проблем напрямую зависит самореализация одаренных детей и приток в сферу научного производства людей, способных осуществить технологический прорыв.

Анализ современной литературы по проблемам одаренности показывает, что в настоящее время научных психологических исследований в данной области проводится недостаточно. Имеющиеся работы в основном носят констатирующий характер. Формирующие эксперименты исследователями уже давно не проводились. Между тем, именно сочетание констатирующего и формирующего эксперимента может быть оптимальным и плодотворным в исследовании и развитии одаренности.

Относительно раннего акцентирования внимания на развитии выявленных признаков одаренности мнения также не однозначны. Среди ученых-психологов существует мнение, что ранняя специализация на углубленном обучении детей с признаками одаренности (будь то математический класс, или филологический и пр.) чревата опасностями, так как делает мышление ребенка узкоспецифическим. Между тем, классиками советско-российской психологии именно младший школьный возраст считается сензитивным для многоаспектного развития интеллекта детей.

Таким образом, мы можем констатировать, что в настоящее время существуют следующие противоречия, обнаруживающиеся при выявлении и развитии одаренности детей:

1. между необходимостью, важностью, полезностью раннего выявления признаков детской одаренности и существующим мнением относительно «опасности» ранней специализации способностей ребенка;

2. между актуальной тенденцией к выявлению одаренных детей и талантливой молодежи и относительно слабой научной проработанностью этих проблем с позиции современных научных исследований;

3. между необходимостью создания специальных школ для одаренных детей и все увеличивающийся тенденцией к инклюзивному образованию, сопряженному с реализацией индивидуальных образовательных маршрутов.

Выделенные нами противоречия обусловливают важность обращения к проблеме совершенствования диагностических методов и разработки инновационной компьютеризированной динамической диагностической системы, позволяющей оперативно, с высокими показателями надежности, валидности, достоверности, выявлять детей с признаками одаренности и в дальнейшем, основываясь на полученных диагностических данных, создавать для них благоприятные психологические условия, обеспечивающие их успешное развитие не только в

умственном плане, но и в социально-личностном, становление конкурентоспособными специалистами, востребованными на современном рынке передовых технологий.

Одаренность мы рассматриваем как индивидуально-своеобразное синтетическое социально-биологическое образование, которое содержит в себе потенциал высокого уровня развития определенных способностей и накладывает отпечаток на весь ход формирования личности ребенка. В психологическую структуру одаренности мы, помимо традиционно выделяемых познавательных составляюших, включаем креативность и социально-личностные качества человека как субъекта, позволяющие ему достигать высоких результатов в одной (или более) областей.

Теоретической основой нашей работы выступают труды по проблемам одаренности следующих ученых: М.Л. Баграмянц, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, В.В. Рубцова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Е.И. Щеблановой, В.С. Юркевича и др.

ЦЕЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАЗРАБОТКЕ инновационной компьютеризированной динамической диагностической системы, включающей теоретико-методологически обоснованный диагностический инструментарий, созданную на его основе диагностическую программу, описание принципов и технологии ее реализации, объединенные общим системообразующим фактором, направленной на раннее выявление детей с признаками одаренности.

Задачи:

1. Изучить современные подходы к анализу категории одаренности в мировой психологии; выработать авторское определение понятия одаренности и способностей как сложноструктурированной психологической системы, выступающей предиктором жизненной успешности, основой становления конкурентоспособных кадров для технологического прорыва страны.

2. Систематизировать и обобщить психолого-педагогический опыт использования различных технологий диагностической работы по выявлению признаков одаренности у детей.

3. Обосновать инновационную компьютеризированную динамическую диагностическую систему раннего выявления одаренности и способностей, исходя из позиции «универсальной одаренности», предполагающей не только обнаружение одаренных детей, но и выявление у всех учеников массовой школы тех или иных способностей.

4. Разработать научно-методическое обеспечение диагностической системы раннего выявления одаренности и способностей для проведения комплексной диагностики.

Выборка исследования: дети дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги и родители.

Этапы исследования.

На первом этапе предполагается провести анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования, изучить подходы к определению категорий «одаренность», «способности», отечественный и зарубежный опыт организации диагностической работы с детьми, имеющими признаки одаренности; обобщить информацию, касающуюся современных технологий диагностики способностей и одаренности; обосновать теоретико-методологические основы работы.

На втором этапе планируется обосновать инновационную компьютеризированную динамическую диагностическую систему раннего выявления одаренности и способностей у детей; скомплектовать диагностический инструментарий

для проведения комплексной диагностики; провести пилотное диагностическое обследование учащихся.

На третьем этапе планируется оформление полученных материалов в виде текстовых файлов, подготовка оригинал-макета и издание практических рекомендаций, содержащих описание принципов и технологии реализации разработанной авторами данной статьи инновационной компьютеризированной динамической диагностической системы для раннего выявления одаренности и способностей у детей (в том числе при массовых обследованиях детей, при обследованиях в режиме удаленного доступа, при диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья) и освещающей основные результаты работы научного коллектива по апробации данной программы.

Новизна исследования заключается в том, что в нем категория одаренности рассматривается с современных позиций как сложноструктурированная психологическая система, выступающая предиктором жизненной успешности, являющаяся интеллектуальным ресурсом нации, основой становления конкурентоспособных кадров для технологического прорыва страны. Впервые в проекте обосновывается инновационная компьютеризированная динамическая диагностическая система раннего выявления одаренности и способностей, в которой показана необходимость комплексной диагностики одаренных детей и представлены современные методики для выявления не только признаков одаренности, но и мотивационных составляющих, социальной компетентности, личностных качеств, креативности как необходимых факторов реализации ребенком природных возможностей. Также впервые разработано научно-методическое обеспечение реализации диагностической системы раннего выявления одаренности и способностей у детей.

В ходе реализации исследования систематизированы основные современные концепции одаренности; проанализированы наиболее типичные проблемы и специфика организации образовательных маршрутов для одаренных детей. Данная деятельность в настоящее время, по мнению многих ученых, является несистемной, слабо проработанной и недостаточной по своим масштабам. Мы полагаем, что сегодня необходима модернизация работы по раннему выявлению одаренности и способностей у детей. Авторами систематизирован и обобщен опыт использования различных технологий в диагностической работе по выявлению одаренности и способностей у детей. Особое внимание уделено анализу современных технологий проведения диагностических исследований в данном направлении.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

• разработка современной многокомпонентной модели одаренности;

• обоснование критериев и показателей, позволяющих обоснованно выявлять наличие признаков одаренности у детей на ранних этапах в дошкольном и младшем школьном возрастах;

• создание банка современных компьютеризированных диагностических методик, позволяющих выявлять признаки одаренности у детей (в том числе в режиме удаленного доступа);

• апробированная инновационная компьютеризированная динамическая диагностическая программа, позволяющая выявлять наличие признаков одаренности у детей, своеобразие развития ее отдельных компонентов у конкретного ребенка, динамику изменения по годам, гендерные особенности, а также обоснованная система принципов и технология ее реализации при работе с дошкольниками и младшими школьниками, составляющие вместе с ней единую систему;

• внедрение в практику педагогического вуза спецкурса по диагностике, воспитанию и развитию одаренных детей в современных условиях;

• продуктивно-творческая продукция: научные статьи, научный отчет, методические пособия.

Практическая значимость: разработанная инновационная

компьютеризированная динамическая диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности ориентирована на реализацию приоритетных направлений в сфере образования, учитывая актуальную для нашей страны необходимость технологического прорыва. Она может применяться при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, школьными психологами, педагогами-психологами психологических центров и др. (с условием подключения профессиональных квалифицированных психологов на этапе обработки и интерпретации результатов). Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов и технологий развития одаренности у детей. Полученные выводы могут быть использованы в консультационной работе с родителями, при планировании лекций для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, а также для студентов педвузов.

Диагностическая программа представляет собой оптимальный (необходимый и достаточный) набор по числу входящих в него взаимодополняющих диагностических методик (выбор которых теоретически обоснован с точки зрения выявляемых критериев и показателей), а также последовательность взаимосвязанных диагностических процедур и манипуляций, проводимых с целью многоаспектного (во всех существенных проявлениях) изучения и количественной и качественной оценки уровня развития исследуемого психического процесса, свойства или состояния (в целом и по отдельным характеристикам, компонентам), которая служит основой для постановки, уточнения психологического диагноза и принятия квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека [3, 17].

При составлении диагностической программы для изучения признаков умственной одаренности в младшем школьном возрасте и выявлении психологических условий ее развития мы исходили из структуры диагностической программы предложенной С.В. Пазухиной [3].

1. Вид программы: инновационная, компьютеризированная, динамическая диагностическая программа, направленная на изучение признаков умственной одаренности у детей.

2. Участники программы: дети дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги и родители.

3. Цель и задачи программы.

Цель: предлагаемая диагностическая программа предназначена для раннего выявления признаков одаренности у детей.

Задачи исследования:

1. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы рассмотреть подходы к пониманию феномена одаренности, выделить проблемы, существующие в данной области.

2. Обосновать критерии и показатели, позволяющие выявлять признаки одаренности у детей, разработать критериальный аппарат исследования.

3. Осуществить критический анализ существующих методов диагностики одаренности.

4. Обосновать современные методы психологической диагностики детской одаренности.

5. Разработать структуру и содержание инновационной диагностической программы, позволяющей выявлять детей с признаками одаренности и отслеживать динамику их развития по годам.

6. Провести компьютеризацию диагностических методик, позволяющую более оперативно и экономически обоснованно использовать разработанную инновационную диагностическую динамическую программу при работе с большими по численности (или удаленными по месту расположения) группами обследуемых.

7. Разработать принципы и технологию проведения диагностического обследования детей на предмет выявления признаков одаренности.

8. Апробировать на практике разработанную инновационную компьютеризированную динамическую диагностическую систему; определить показатели ее эффективности; при необходимости провести доработку/корректировку программы.

9. Выявить своеобразие одаренности детей (в том числе в гендерном аспекте) на основе данных об уровне развития изучаемых компонентов одаренности и ее динамики.

10. Сформулировать диагностические выводы и рекомендации по итогам исследования.

11. Отразить в публикациях полученные результаты.

4. Теоретико-методологические и методические основы программы.

При изучении признаков умственной одаренности детей мы исходили из принципов, сформулированных в гуманистической психологии и культурно-историческом подходе к изучению психики.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют работы классиков советско-российской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), синтетический (образовательный) подход к одаренности (Дж. Рензулли, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич, Дж. Фримен, К.А. Хеллер и др.) и положения, разработанные в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Согласно сторонникам культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) дошкольный и младший школьный возраст являются оптимальными в плане выявления признаков одаренности в силу основных новообразованиях, свойственных эпохе детства. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление [1; 2; 10]. Формирование словесно-логического мышления влияет на другие познавательные процессы детей и как следствие «... память в этом возрасте становится мыслящей а восприятие - думающим» [10, 56]. Такое преобразование познавательных процессов становится предпосылкой для последующего осваивания детьми научных понятий и оперирования ими [10, 56], что, в свою очередь, является благоприятным условием для развития умственной одаренности. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка [10, 56]. Осмысленность переживаний и потеря непосредственности являются другими важными новообразованиями данного возраста.

Идея зоны ближайшего развития является следующим важным положением в процессе обучения детей с признаками умственной одаренности. Л.С. Выготский определяет зону ближайшего развития ребенка как расстояние между уровнем его актуального развития, которая определяется с помощью самостоятельно решаемых ребенком задач, и уровнем возможного развития, которая проявляется в том, что ребенок с помощью взрослых или в сотрудничестве с более умными сотоварищами

решает определенные задачи [1, 400]. По мнению Л. С. Выготского, ориентация на зону ближайшего развития существенно влияет на динамику интеллектуального развития и успешности обучения [1, 247]. По мнению автора, только в сотрудничестве и через подражание ребенок может достичь зоны своего ближайшего развития, которая носит строго индивидуальный характер и зависит от состояния его развития и интеллектуальных возможностей. Таким образом, положения, сформулированные в культурно-историческом подходе, по нашему мнению, являются основополагающими при обосновании психологических условий развития одаренности детей.

Гуманистическая психология рассматривает три пути раскрытия потенциальных возможностей индивида, самоактуализации личности: во-первых, развитие творческих возможностей человека, во-вторых, осуществление способности к аутентическому существованию, и, наконец, формировании способности к личностному росту. Все три пути самоактуализации напрямую связаны с развитием творческих способностей индивида (А. Маслоу, К. Роджерс).

Основные условия, необходимые для стимуляции творческости, -психологическая безопасность, принятие, эмпатичное понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы: атмосфера дозволенности; открытости, игры и спонтанности [6].

Современные теории одаренности носят комплексный характер и рассматривают одаренность с позиции целостной личности. получившей широкую известность модели одаренности Дж. Рензулли основными признаками одаренности являются интеллектуальные способности, креативность и мотивация [5].

Согласно исследованиям К. Хеллер и его сотрудников, которые разработали многофакторную модель одаренности, одаренность включает в себя индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности [8, 31].

H.Б. Шумакова аналогично Дж. Рензулли считает, что умственная одаренность проявляется в высоком уровне общего умственного развития и творческих возможностей, в восприимчивости к учению во многих областях знаний [9, 27]. Она на основе анализа существующих теорий и концепции одаренности выделяет следующие общие характеристики, присущие умственно одаренным детям: повышенная познавательная потребность, которая проявляется в широкой «ненасытной» любознательности и исследовательском поведении; повышенная потребность в умственной нагрузке; интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям, не только к прошлому и настоящему, но и к будущему; ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности, необычная увлеченность чем-то; настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели; высокий уровень обобщения и абстрактно-логического мышления; способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений; самостоятельность мышления и способов действия - стремление все делать по своему [9, 34].

Таким образом, можно сделать вывод, что одаренность есть сложное синтетическое образование, в структуру которого входят когнитивные, креативные, личностные составляющие, во многом обусловленные факторами окружающей среды. Исходя из этого, в ходе диагностики одаренности мы придерживаемся следующих принципов [7]:

I. Оценка одаренности ребенка должна быть комплексной и всесторонне охватывать различные проявления одаренности. Кроме уровня развития интеллектуальных способностей, необходимо изучение творческих способностей,

физического и психосоциального развития. Нужно постараться охватить широкий диапазон способностей ребенка. Нужно также иметь в виду и качественную сторону оценки одаренности, так как она имеет непосредственное отношение к комплексному изучению ребенка.

2. Только длительное исследование может быть объективным. В связи с этим мы предлагаем использовать не традиционную статическую диагностическую программу, используемую обычно для проведения констатирующего вреда, а динамическую, основанную на лонгитюдном исследовании признаков одаренности у детей, позволяющую отслеживать изменения изучаемых параметров во времени, по годам.

3. Для диагностики одаренности у детей целесообразно использовать не только традиционные методы (тесты), но и игровые методы, рисуночные методики и др. С этой целью диагностику детей можно проводить в процессе организации психотренинга, групповых упражнений и т. д. В процессе неформального, игрового общения можно обнаружить психологические барьеры, возникающие у детей при обычном тестировании, и устранить их. В процессе использования сюжетно-ролевых игр нивелируется влияние стрессовых ситуаций, связанных с тестированием, что способствует лучшему проявлению творческих возможностей ребенка. Например, ребенок, впервые посетивший комнату психолога, будет находиться в естественной для него стрессовой ситуации. Этот стресс, несомненно, может отразиться на результатах тестирования. Поэтому нужно учитывать, что встреча с незнакомыми взрослыми (психолог, педагог) является для ребенка стрессом.

Кроме упомянутых современных методов (игровых и рисуночных) мы особое внимание при диагностике одаренности уделяем психологическому наблюдению за одаренными детьми в естественных для них условиях. Н.С. Лейтес справедливо отмечает: «К сожалению, некоторым кажется: чтобы стать психологом и начать работать, например, с одаренными детьми, достаточно узнать побольше методик (тестов, опросников) и математические процедуры их обработки. Но подлинному психологу - исследователю и психологу-практику прежде всего следует развивать у себя одно из важнейших профессиональных качеств - наблюдательность и овладевать биографическим (лонгитюдным) методом сбора материалов, позволяющим приблизиться к пониманию самого хода развития. Это то, без чего нельзя представить себе перспективного детского психолога» [4]. Мы полностью разделяем данное мнение.

4. Необходимо ориентироваться на выявление потенциальных возможностей ребенка. При диагностике признаков одаренности нужно ориентироваться не только на зону актуального развития ребенка, но и на зону его ближайшего развития.

5. В оценке одаренности ребенка должны участвовать разные специалисты. Помимо психологов целесообразно привлекать к данному процессу физиологов, педагогов, родителей и др.

Проектируемая нами экспериментальная программа предусматривает не только осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых способов диагностики одаренности, но и внедрение новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и др.

Проведенный нами обзор психологической и педагогической литературы по проблеме одаренности показал, что относительно этого явления существуют множество теорий и концепций, которые отражают разные ее грани и уровни. Анализ существующих мнений позволил нам сделать вывод о том, что одаренность есть сложное синтетическое образование, в структуру которого входят когнитивные,

креативные, личностные составляющие и др. Естественно, такое многомерное понимание одаренности отражается и на обосновании критериев и признаков одаренности. В настоящее время исследователями признано существование различных видов одаренности, каждый из которых имеет свои признаки.

Важным видом одаренности является умственная одаренность, которая, согласно мнению отечественных ученых, лежит в основе развития других видов одаренности. Исходя из этого, на основе анализа литературы по данной проблеме и обобщения теорий разных исследователей мы выделили основные критерии и признаки умственной одаренности.

В качестве критериев умственной одаренности в нашей программе рассматриваются следующие:

• соответствующие психофизиологические свойства индивида (Н.С. Лейтес, А.Н. Голубева);

• умственные способности, или интеллект (В. Штерн, Л. Термен, Дж. Рензулли, Н.С. Лейтес, Н.Б. Шумакова);

• творческие способности (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Дж. Рензулли,

A.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская);

• познавательная мотивация (А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская,

B. С. Юркевич, Дж. Рензулли);

• социально-личностные особенности (А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, К. Хеллер и др.).

Психофизиологический критерий характеризуют такие показатели, как:

• свойства высшей нервной деятельности (сила нервной системы, уравновешенность, подвижность нервных процессов и др.) как предпосылки способностей и одаренности;

• успешность выполнения деятельности;

• умственная работоспособность;

• активность;

• саморегуляция и т. д.

Интеллект диагностируется по следующим признакам:

• интеллектуальная активность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• более быстрое по сравнению со сверстниками развитие мышления, речи и других познавательных процессов;

• наличие интеллектуальных эмоций (удивление, любопытство, любознательность);

• социальный интеллект (сочетание умственных способностей и социальные навыки взаимодействия с другими людьми); продуктивное мышление;

• абстрактно-логическое мышление;

• наличие развитых компонентов теоретического мышления;

• восприимчивость к учению, обучаемость;

• интеллектуальная инициатива;

• самостоятельность мышления и способов действия;

• проектное мышление;

• возможность прогнозирования и предвосхищения;

• индивидуальный познавательный опыт;

• мнемические способности и т.д. Показателями наличия творческих способностей являются:

• дивергентное мышление,

• креативность,

• продуктивное мышление,

• способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений,

• продуктивное выполнение деятельности,

• ориентация на творческий продукт,

• творческое преобразование действительности,

• инновационные результаты деятельности и др.

Критерию «познавательная мотивация» соответствуют следующие показатели:

• ранняя и необычная увлеченность чем то;

• интерес к универсальному и общему;

• повышенная потребность в умственной нагрузке;

• ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности;

• ситуативно нестимулируемая продуктивная деятельность;

• повышенная познавательная потребность, которая проявляется в широкой «ненасытной» любознательности и исследовательском поведении.

К социально-личностному критерию можно соотнести следующие показатели:

• социальная компетентность; адаптируемость;

• социальный интеллект (сочетание умственных способностей и социальные навыки взаимодействия с другими людьми);

• настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели;

• эмоционально-волевые и личностные характеристики субъекта и т. д.

• Исходя из выделенных критериев и признаков умственной одаренности, мы отобрали соответствующие им диагностические методики, которые вошли в нашу программу (таблица 1).

Таблица 1.

Критериальный аппарат и диагностический инструментарий

для выявления признаков одаренности у детей

Критерии Показатели признаков одаренности Диагностический инструментарий

Психофизиологи ческие свойства - Свойства высшей нервной деятельности (сила нервной системы, уравновешенность и подвижность нервных процессов и др.) как предпосылка способностей и одаренности; - успешность выполнения деятельности; - умственная работоспособность; - активность; - саморегуляция. 1) Изучение продуктов деятельности. 2) Наблюдение. 3) Методика экспресс-диагностики свойств ВНД.

Интеллект, или - Интеллектуальная активность; 4) Методика Равена

умственные - более быстрое по сравнению со (детский вариант).

способности сверстниками развитие мышления, 5) Шкала рейтинга

речи и других познавательных поведенческих

процессов; характеристик

- наличие интеллектуальных эмоций Дж. Рензулли (для

(удивление, любопытство, учителей).

любознательность); 6) Методика «Карта

- социальный интеллект (сочетание одаренности» (для

умственных способностей и родителей).

социальные навыки взаимодействия с 7) Методика экспресс-

другими людьми); продуктивное диагностики

мышление; интеллектуальных

- абстрактно-логическое мышление; способностей (МЭДИС

- наличие развитых компонентов - 6-7) (Аверина И. С.,

теоретического мышления; Щебланова Е.И.).

- восприимчивость к учению,

обучаемость;

- интеллектуальная инициатива;

- самостоятельность мышления и

способов действия;

- проектное мышление;

- возможность прогнозирования и

предвосхищения;

- индивидуальный познавательный

опыт;

- мнемические способности и т.д.

Творческие - Дивергентное мышление; 8) Методика «Весы»

способности - креативность; (Ле Тхи Кхан Кхо).

- продуктивное мышление; 9) Методика «Монеты»

- способность к выдвижению (Ле Тхи Кхан Кхо).

нестандартных идей и новых способов 10) Методика «Буквы и

решений; числа» (А.З. Зак).

- продуктивное выполнение 11) Краткий тест

деятельности; творческого мышления.

- ориентация на творческий продукт; Фигурная форма

- творческое преобразование (П. Торренс).

действительности;

- инновационные результаты

деятельности и др.

Познавательная мотивация - Ранняя и необычная увлеченность чем то; - интерес к универсальному и общему; - повышенная потребность в умственной нагрузке; - ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности; - ситуативно нестимулируемая продуктивная деятельность; - повышенная познавательная потребность, которая проявляется в широкой «ненасытной» любознательности и исследовательском поведении. 12) Анкета для определения интенсивности познавательной потребности (В. С. Юркевич). 13) Игра «Угадайка» (НА. Шумакова).

Социально-личностные особенности - Социальная компетентность; - адаптируемость; - социальный интеллект (сочетание умственных способностей и социальные навыки взаимодействия с другими людьми); - настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели; - эмоционально-волевые и личностные характеристики и т. д. 14) Проективная методика «Рисунок школы». 15) Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.) (для родителей).

Для отслеживания динамики развития одаренности в следующей таблице мы для каждого класса начальной школы соответственно показателям одаренности отбирали методики (таблица 2).

Таблица 2.

Диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать _возрастную динамику признаков одаренности у детей_

Изучаемые Диагностический инструментарий

критерии и в соотнесении с возрастными периодами

показатели 4-6 лет 7-8 лет 9-10 лет 10-11 лет

Критерий 1: соответствующие психофизиологические свойства.

Показатель: 1 Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

свойства высшей

нервной Методика Методика Методика Методика

деятельности экспресс- экспресс- экспресс- экспресс-

(сила нервной диагностики диагностики диагностики диагностики

системы, свойств ВНД свойств ВНД свойств ВНД свойств ВНД

уравновешенност (Ильин). (Ильин). (Ильин). (Ильин).

ь и подвижность

нервных Методика 2: Методика 2: Методика 2: Методика 2:

процессов и др.) как предпосылка Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение.

способностей и

одаренности.

Показатель 2: Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

успешность Изучение Изучение Изучение Изучение

выполнения продуктов продуктов продуктов продуктов

деятельности. деятельности. деятельности. деятельности. деятельности.

Методика 2: Методика 2: Методика 2: Методика 2:

Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение.

Показатели 3, 4, Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

5: умственная

работоспособнос экспресс- экспресс- экспресс- экспресс-

ть, активность и диагностики диагностики диагностики диагностики

саморегуляция. свойств ВНД свойств ВНД свойств ВНД свойств ВНД

(Ильин). (Ильин). (Ильин). (Ильин).

Методика 2: Методика 2: Методика 2: Методика 2:

Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение.

Критерий 2: умственные способности, или интеллект.

Показатель 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

абстрактно-

логическое Методика Методика Методика Методика

мышление. Равена Равенна. Равенна. Равенна.

(детский

вариант).

Методика 2: Методика 2: Методика 2:

Методика 2:

Методика Методика Методика

Методика «Карта «Карта «Карта

экспресс- одаренности» одаренности» одаренности»

диагностика (для (для (для

интеллектуаль родителей). родителей). родителей).

пыл. способностей Методика 3: Методика 3: Методика 3:

(МЭДИС - 6-

7) Шкала Шкала Шкала

(Аверина И. С. рейтинга рейтинга рейтинга

, поведенческих поведенческих поведенческих

Щебланова Е. характеристик характеристик характеристик

И.). Дж. Рензулли Дж. Рензулли Дж. Рензулли

(для учителей). (для учителей). (для учителей).

Показатель 2: Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

наличие

развитых «Весы» » (Ле «Весы» » (Ле

компонентов Тхи Кхан Кхо). Тхи Кхан Кхо).

теоретического

мышления. Методика 2: Методика 2: Методика 2: Методика 2:

«Монеты» (Ле «Монеты» (Ле

Тхи Кхан Кхо). Тхи Кхан Кхо).

Методика 3: Методика 3:

Методика Методика

«Буквы и «Буквы и

числа» числа»

(А.З. Зак). (А.З. Зак).

Показатели 3-12: Методика 1 Методика 1 Методика 1 Методика 1

восприимчиво

сть к учению, Методика Методика Методика Методика

обучаемость; «Карта «Карта «Карта «Карта

интеллектуаль одаренности» одаренности» одаренности» одаренности»

ная инициатива; (для (для (для (для

самостоятельн родителей). родителей). родителей). родителей).

ость мышления и

способов

действия; Методика 2 Методика 2 Методика 2 Методика 2

интерес к

универсальному Шкала Шкала Шкала Шкала

и общему; рейтинга рейтинга рейтинга рейтинга

возможность поведенческих поведенческих поведенческих поведенческих

прогнозирования характеристик характеристик характеристик характеристик

и Дж. Рензулли Дж. Рензулли Дж. Рензулли Дж. Рензулли

предвосхищения; (для (для учителей). (для учителей). (для учителей).

индивидуальн ый учителей).

познавательный

опыт;

интеллектуаль

ная активность;

наличие

интеллектуальны

х эмоций

(удивление,

любопытство,

любознательност т V

ь); более быстрое

развитие

мышления и

речи и др.

Критерий 3: творческие способности.

Показатели 1-8: Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

дивергентное

мышление; Тест Торренса Тест Торренса Тест Торренса Тест Торренса

креативность; (фигурная (фигурная (фигурная (фигурная

продукти форма). форма). форма). форма).

вное мышление; Методика 2: Методика 2: Методика 2: Методика 2:

способность к

выдвижению нестандартных идей и новых способов решений;

продуктивное выполнение деятельности;

ориентация на творческий продукт;

творческое преобразование действительност и;

инновационны е результаты и

др._

Шкала

рейтинга

поведенческих

характеристик

Дж. Рензулли

(для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учителей).

Методика 3:

Методика «Карта одаренности» (для

родителей).

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли (для учителей).

Методика 3:

Методика «Карта одаренности» (для

родителей).

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли (для учителей).

Методика 3:

Методика «Карта одаренности» (для родителей).

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли (для учителей).

Методика 3:

Методика «Карта одаренности» (для

родителей).

Критерий 4: познавательная мотивация.

Показатели 1-5:

ранняя и

необычная увлеченность чем то;

повышенная потребность в умственной нагрузке;

ярко выраженный интерес к каким-то занятиям или сферам деятельности;

ситуативно нестимулируемая продуктивная деятельность;

повышенная познавательная потребность, которая проявляется в широкой «ненасытной» любознательност и и

исследовательск ом поведении.

Методика 1:

Анкета для определения интенсивности познавательной потребности (В. С. Юркевич)

Методика 2:

Игра

«Угадайка» (НА. Шумакова)

Методика 1:

Анкета для определения интенсивности познавательной потребности (В.С. Юркевич).

Методика 2:

Игра

«Угадайка» (НА. Шумакова)

Методика 1:

Анкета для определения интенсивности познавательной потребности (В.С. Юркевич).

Методика 2:

Игра

«Угадайка» (Н.А. Шумакова)

Методика 1:

Анкета для

определения

интенсивности

познавательной

потребности

(В.С. Юркевич)

Методика 2:

Игра

«Угадайка» ) (Н.А. Шумакова)

Критерий 5: социально-личностный.

Показатели 1-5: Методика 1: Методика 1: Методика 1: Методика 1:

социальная

компетентность; Проективный Тест Тест Тест

адаптируемость; тест «Рисунок самооценки самооценки самооценки

социальный школы». Дембо- Дембо- Дембо-

интеллект Рубинштейна. Рубинштейна. Рубинштейна.

(сочетание

умственных Методика 2: Методика 2 Методика 2 Методика 2

способностей и

социальные Шкала Шкала Шкала Шкала

навыки рейтинга рейтинга рейтинга рейтинга

взаимодействия с поведенческих поведенческих поведенческих поведенческих

другими характеристик характеристик характеристик характеристик

людьми); Дж. Рензулли Дж. Рензулли Дж. Рензулли Дж. Рензулли

настойчивость (для (для учителей). (для учителей). (для учителей).

в достижении учителей).

самостоятельно

поставленной Методика 3: Методика 3: Методика 3: Методика 3:

цели;

эмоционально- Методика Методика Методика Методика

волевые и «Карта «Карта «Карта «Карта

личностные одаренности» одаренности» одаренности» одаренности»

характеристики и (для (для (для (для

т. д. родителей). родителей). родителей). родителей).

В связи с возрастающей потребностью общества в интеллектуальных и творческих людях, способных быстро адаптироваться к меняющимися условиям среды, актуальным становится раннее выявление признаков одаренности у детей и на этой основе продуктивная организация процесса их обучения и воспитания.

Новизна исследования заключается в том, что нами предлагается инновационная (внедренная, прошедшая успешную апробацию в ряде школ России и Таджикистана, показавшая свою эффективность, основанная на использовании современных методов диагностики, в том числе нетрадиционных, т.е. не только тестов, но и игровых, рисуночных методик, наиболее адекватных при работе с детьми) компьютеризированная (для всех методик разработаны их компьютеризированные варианты, что позволяет проводить диагностику не только при контактном методе, но и в условиях удаленного доступа, при диагностике большого количества детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья) динамическая (позволяющая выявлять не только исходный уровень, но и изменения по годам, динамику развития признаков одаренности у детей разного возраста) диагностическая система (включающая теоретико-методологически обоснованный диагностический инструментарий, разработанную на его основе диагностическую программу, описание принципов и технологии ее реализации, объединенные общим системообразующим фактором), направленная на раннее выявление детей с признаками одаренности.

При составлении диагностической программы мы исходили из современного понимания феномена одаренности, и рассматривали это явление как сложное индивидуализированное социально-биологическое образование, в структуру которого, помимо познавательных способностей индивида, входят креативность, познавательная мотивация, социально-личностные особенности личности и др.

Реализация разработанной нами диагностической программы дает возможность проследить динамику развития одаренности в дошкольном и младшем

школьном возрасте, выявить тендерные особенности проявления одаренности, на основе полученных результатов обосновать психолого-педагогические условия развития одаренности, создать благоприятный климат для гармоничного развития личности одаренных учащихся, выявить взаимосвязь различных компонентов и признаков одаренности в их динамике, разработать рекомендации для родителей, воспитателей, учителей начальных классов, психологов, работающими с одаренными детьми.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

3. Пазухина С.В., Панферова Е.В., Черкасова С.А. Диагностика ценностного отношения будущего педагога к детям с ослабленным здоровьем: программа и методики эмпирического исследования: научное издание / под общ. ред. С.В. Пазухиной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 196 с.

4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416 с.

5. Рензулли Дж., Райс С. Модель обогащения школьного обучения // Одаренный ребенок. 2002. № 2. С. 6-31.

6. Роджерс Н. Творчество как усилие себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164-168.

7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2002. 352 с.

8. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 121-126.

9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2004. 336 с.

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

S. V. Pazukhina,

G.N. Abdurahmonov

DIAGNOSTIC SYSTEM EARLY IDENTIFICATION OF CHILDREN WITH SIGNS OF GIFTEDNESS

The article discusses indicators of gifted children, the analysis of existing methods for detecting signs of giftedness, the author describes an innovative dynamic diagnostic system for early identification of children with signs of giftedness.

Keywords: gifts, diagnostic techniques signs of giftedness in children, STI, an innovative computerized diagnostic Skye dynamic system of early identification of children with signs of giftedness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.