Современные педагогические технологии
27
онного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности [2].
Список литературы:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00106574_0.html.
3. http://multiurok.ru/suljenko/blog/lichnostno-oriientirovannoie-obuchie-niie-2.html.
4. http://infourok.ru/statya_sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_kak_ sredstvo_dostizheniya_planiruemogo_rezultata.-387150.htm.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Жигульская Г.П.*, Маркушевская Е.А.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье раскрыта игровая деятельность, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова познавательные универсальные учебные действия, игровая деятельность.
Важнейшей задачей современной системы начального образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В связи с этим, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения. Следовательно, особое значение приобретает игровая деятельность.
Существуют следующие виды универсальных учебных действий: коммуникативные, познавательные, регулятивные. Более подробно в данной
* Студент.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
28
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
работе были рассмотрены познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия являются системой способов познания окружающего мира, построением самостоятельного процесса поиска исследования и совокупностью операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. В свою очередь они включают в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [1].
Во время изучения психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что для более успешного развития познавательных универсальных учебных действий, необходимо включать в учебный процесс игровую деятельность, которая соответствует данному возрастному периоду, так как, игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2].
Результаты диагностического исследования показали, что у детей младшего школьного возраста познавательные универсальные учебные действия не имеют должного уровня сформированности. В связи с этим были разработаны игровые ситуации, применяемые на уроках в начальной школе.
Для работы на уроке литературного чтения была разработана игра «Спешите видеть», которая помогает закрепить изученный материал и даст возможность повторить ранее пройденный материал. Суть игры заключается в том, что предлагаются два задания. На первом этапе детям предлагаются рисунки к произведениям русских писателей. Кто быстрее назовет произведение, тот получает балл. На следующем этапе каждой команде учитель показывает в течение 2 секунд по очереди 3 слова, записанные на карточке. По этим словам надо узнать басню И. Крылова и прочитать ее наизусть.
Для уроков окружающего мира предложена игровая ситуация «12 месяцев», которая используется с целью закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности; развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать; активизировать двигательную активность детей; развивать умение работать в коллективе. Учащимся предлагаются различные картинки с изображением природы и надписями месяцев. Ученики разбиваются на две команды. По очереди они выбирают иллюстрацию, символизирующую определенный месяц и перемещают ее к названию месяца. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
На уроках русского языка можно использовать игровую ситуацию, которая называется «Составь слово». Она позволяет повторить ранее изученный материал и провести плавный переход от старой темы к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе. 1 этап игры - составление слова из нескольких слов. Учащимся предлагается несколько слов, количество которых может зависеть, от того, сколько букв в задуманном слове. Слова мо-
Современные педагогические технологии
29
гут предоставляться разными способами: учитель может записать их на доске; загадать загадку, ответом на которую будет данное слово; определяться по значению слова; показать иллюстрацию.
К примеру, заданы слова: кукушка, море, распускать.
С данными словами можно провести предварительную работу по отработке правила «Безударная гласная в корне слова». Затем учитель задает принцип отбора букв. Эго может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему буквы, или любой другой способ отбора букв. В данном случае отбор букв идёт по порядковому номеру буквы в слове (1 - 2 - 9).Дети должны на основе заданного критерия отбора определить буквы, которые входят в состав слова, и назвать данное слово. В примере это слово - «кот». С получившимся словом может продолжаться дальнейшая работа. Например: учитель может попросить детей дать объяснение значения слова, подобрать синонимы, составить устные предложения с разной интонацией, а также провести фонетический разбор.
На основе фонетического разбора начинается объяснение нового материала (в примере - «Парные согласные в корне слова»).
Эта игра может быть использована для закрепления темы или быть связкой между этапами урока.
Учитель предлагает одно слово, которое состоит не менее чем из 3 слогов, например - «пирожное». Слово может быть заданно также различными способами и с ним может быть проведена работа по лексике, орфографии или орфоэпии.
В приведенном примере можно повторить лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова, разделить слово на слоги, поставить ударение.
Учащиеся должны из имеющихся букв в слове составить более короткие слова. Для выполнения данного задания могут быть определены временные рамки, либо даны определенное количество слов.
С полученными словами также можно повторить части речи, деление слов на слоги, перенос слов и другие темы.
Таким образом нами было отмечено, что игровая деятельность оказывает большое влияние на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Поэтому необходимо в учебную деятельность включать как можно больше различных игр. Учителя начальных классов нуждаются в разработке определенной системы работы, направленной на формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий в игровой деятельности.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмо-
30
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
лов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.
3. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С. 208.
4. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. - М.: Педагогика, 2001.
ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
© Кысылбаикова М.И.*
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»
В данной статья посвящена теме патриотического воспитания современной молодежи. В частности здесь отражены результаты исследования места патриотизма в сознании молодежи. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке программ гражданскопатриотического воспитания.
Ключевые слова патриотизм, патриотические установки, воспитание молодежи.
На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина, и во многом связана с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям, к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии. Так же от уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусству, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека. Феномен патриотизма, как один из базовых компонентов общественного сознания, имеет комплексную структуру. Он - объект изучения ряда общественных наук, прежде всего: истории, этнологии, социологии, политологии.
Для правильного понимания задач укрепления патриотического начала в обществе целесообразно рассмотреть само понятие «патриотизм». Это
Педагог-психолог.