Научная статья на тему 'Понятие патриотизма в сознании современной молодежи'

Понятие патриотизма в сознании современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кысылбаикова М.И.

В данной статья посвящена теме патриотического воспитания современной молодежи. В частности здесь отражены результаты исследования места патриотизма в сознании молодежи. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке программ гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие патриотизма в сознании современной молодежи»

30

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

лов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.

3. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С. 208.

4. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. - М.: Педагогика, 2001.

ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© Кысылбаикова М.И.*

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»

В данной статья посвящена теме патриотического воспитания современной молодежи. В частности здесь отражены результаты исследования места патриотизма в сознании молодежи. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке программ гражданскопатриотического воспитания.

Ключевые слова патриотизм, патриотические установки, воспитание молодежи.

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина, и во многом связана с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям, к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии. Так же от уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусству, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека. Феномен патриотизма, как один из базовых компонентов общественного сознания, имеет комплексную структуру. Он - объект изучения ряда общественных наук, прежде всего: истории, этнологии, социологии, политологии.

Для правильного понимания задач укрепления патриотического начала в обществе целесообразно рассмотреть само понятие «патриотизм». Это

Педагог-психолог.

Современные педагогические технологии

31

тем более важно, что значительная часть современного общества часто даже не задумывается всерьез о сущности и содержании патриотизма как общественного явления. В толковом словаре В. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне» [2]. По его определению, патриот - это «любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб». Современная наука полагает, что понятие «патриотизм» составляет следующие элементы: отношение к судьбам своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к малой и большой Родине. По определению А.Н. Вырщикова патриотизм -это одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом [1]. Проблема патриотического воспитания современной молодёжи выражается в том, что за последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире [5].

Патриотизм, как качество личности, проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Се-левко - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости [4].

Целью данной работы является изучение места патриотизма в сознании современной молодежи. В качестве метода исследования применен опросник. Опросник содержит открытые и закрытые вопросы, через которых респонденты выразили свое личное мнение о патриотизме. Анонимность опроса обеспечивает искренность и честность ответов.

В качестве объекта исследования выступили старшеклассники г. Якутска. Всего приняло участие 352 человек. Результаты обработаны методом сравнения в номинальном и в процентном соотношений. Для открытых вопросов применен метод контент-анализа.

По результатам исследования нужно отметить, что из 352 опрошенных 76 человек посещают патриотические клубы и военно-спортивные игры. Что составляет от общего количества 21 %. А принимали участие в мероприятиях патриотического и военно-спортивного характера 83 человек. Что

32

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

составляет 38 % от общего количества опрошенных. На первом месте стоит конкурс «Смотр песни и строя», потом военно-спортивная игра «Снежный барс», а также школьные мероприятия, связанные с Днем защитников отечества. Понятие «патриотизм» для себя определяют большинство через такое понятие как любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. На втором месте по своей актуальности стоит ответ о том, что патриотизм это - национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу. Среди самых популярных ответов так же есть такое понятие как бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения. Но были те респонденты, которые воздержались ответить на этот вопрос. Из тех, кто не определил для себя понятие патриотизм, у 52 человек нет желания, у 42 нет возможности.

На вопрос о том, кто влияет на формирование патриотических установок, большинство считают, что такую возможность в первую очередь имеют родители. На втором месте стоят окружающие люди и друзья. Затем большинство считают, что влияет школа. Но и немало человек отметили значимость художественных и документальных фильмом (рис. 1).

Рис. 1

Из всех опрошенных 33 % считают себя патриотами своей страны. 16 % не считают себя патриотами. 27 % частично считают себя патриотами. 13 % не знают (рис. 2).

По результатам контент анализа утверждений выявлены следующие результаты. На утверждение «Каждый из нас верит...» 49 % опрошенных дали ответы, связанные с религией, а также с уверенностью в своих силах. Это такие ответы как вера в бога, вера в себя, вера в будущее, вера в чудо. А 6 % ребят, это 23 человека сказали, что они верят в светлое будущее страны. Из общего количества 28 % готов служить и воевать. Подвиги героев заставили

Современные педагогические технологии

33

задуматься о будущем, о своей жизни 27 % процентов человек. 17 % человек, когда задумываются о будущем своей страны, радуются, гордятся, волнуются и верят, что страна станет еще лучше. 8 % человек испытывают негативные чувства. 28 % человек считают, что быть достойным гражданином своей страны это значит быть патриотом.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ. Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Список литературы:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

34

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

2. Даль В.И. Толковый словарь Даля. - Изд. «Белый город», 2004.

3. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. - 2005.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / ГК. Се-левко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

5. Шик К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 110-112.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Ломакина Д.А.* *, Маркушевская Е.А.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье представлены педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

На этом шаге становления прогрессивного сообщества уже ни для кого не является секретом, собственно требования к подготовленности выпускника по конкретным предметам не значат его эффективной социализации в последствии завершения образовательного учреждения, искусства выстраивать отношения с иными людьми, действовать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Отчизны. В настоящее время, когда объём человеческих познаний увеличивается каждые 3-4 года, современному выпускнику средних учебных заведений существенно не только усвоить определённый объём познаний, хотя и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Универсальные учебные действия как обобщённые действия раскрывают ученикам вероятность широкой ориентации, как в всевозможных предметных областях, но и в строении учебной деятельности. Подходы к реше-

* Студент.

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.