95. - Режим доступа: ht:tp://cyberlemnka.ш/artide/n/kontseptsiya-primenemya-
svefflnikov-so-svetodюdami-v-tselyah-reaИzatsii-programmy-energosberegayu-
schego-osvescheniya.
4. Рабочая программа ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования ОПОП 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». - Котовск, ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум», 2012. - 31 с.
5. Энергоэффективное электрическое освещение: учебное пособие / С.М. Гвоздев, Д.И. Панфилов, Т.К. Романова и др.; под ред. Л.П. Варфоло-меева. - М.: Изд. дом МЭИ, 2013. - 288 с.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1 2 © Маркушевская Е.А. , Никандрова А.В.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье представлены педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры.
Ключевые слова универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, дидактическая игра.
Основная задача современной системы начального образования - это формирование универсальных учебных действий, которые способствуют умению учиться школьникам, а также помогают саморазвиваться и самосовершенствоваться. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Исходя из этого, должны происходить изменения способы, формы, средства и методы обучения. Именно поэтому, особое значение приобретают игровые формы обучения, такие как сюжетно-ролевые игры. Данная проблема находит свое отражение в ФГОС НОО, но в достаточной мере не раскрывается и не освещается, и именно это стало основной для рассмотрения и более глубокого изучения представленной темы.
1 Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
2 Студент.
Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Изучением универсальных учебных действий занимались следующие педагоги и психологи: А. С. Макаренко, А.Г. Асмолов, Т.А. Беляева, Т.С. Жидки-на, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова, Ю.К. Бабанский. В работах рассматривались вопросы готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Так же хотелось бы обратить внимание на виды коммуникативных универсальных учебных действий, к ним относят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [4].
Успешно формировать коммуникативные универсальные учебные действия возможно в процессе дидактической игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
В зависимости от характера деятельности детей, Р.К. Гибсон выделяет: игры-соревнования (игры-викторины, игры-конкурсы); сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, игры-инсценировки, ролевые, режиссерские).
Более подробно хотелось бы уделить внимание именно сюжетно-роле-вой игре. И так, сюжетно-ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной си-
туации. В такой форме коммуникативная задача решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой ситуации. Такие игры позволяют ребятам занимать новые привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной действительности, в которую они вводятся. Общение в игре протекает органично и естественно, командование и подчинение без принуждения, а игровые типы отношений затем ученики переносят в жизнь. Важно помнить, что большую роль в этом процессе играет обучение таким приёмам и правилам общения, которые потом могут быть использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания.
Одна из важнейших особенностей сюжетно-ролевой игры детей начальной школы - воспроизведение трудовой деятельности взрослых, их взаимоотношений. В этом вхождении в человеческие отношения, в их освоении детьми через ролевые действия заключается главная воспитательное значение сюжетно-ролевой игры. Поэтому педагог может применять игру, основой которой являются сюжетно-ролевые действия как упражнения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а также для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность: он обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера [2].
А также, в сюжетно-ролевой игре важная роль отводится таким составляющим, как: сценарию (проигрывание определенной сценической роли помогает учащемуся обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми; установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний; пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения); правила (дают ребёнку две необходимые способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, учит общаться); сюжета (поскольку деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы).
Для исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у ребенка в младшем школьном возрасте используется методика Ж. Пиаже «Левая и правая стороны». Ее главной цель является выявление уровня сформированное™ действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Данная методика предназначена для детей первого класса (6,5-7 лет).
По результатам методики следует, что высокий уровень сформирован-ности коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на учет позиции партнера выявлен у 4 человек (20 %) - это означает, что ребенок учитывает отличия позиции другого человека. Средний уровень у 13 человек (65 %) - это означает, что ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от сво-
ей. Низкий уровень у 3 человек (15 %) - это означает, что у ребёнка не сформированы понятия «лево-право».
Для исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества используется методика Г.А. Цукерман «Рукавички». В ней методом оценивания проводится наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
По результатам данной методики следует, что высокий уровень сфор-мированности коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества выявлен у 7 человек (35 %) - это означает, что у детей рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Средний уровень у 7 человек (35 %) - это означает, что у ребят сходство рукавичек частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия. Низкий уровень у 6 человек (30 %) - это означает, что у ребят в узорах на рукавичках явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем.
Исходя из полученных результатов исследования и преобладании в них низкого уровня сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому возникла необходимость разработать сюжетно-ро-левые игры, посредством которых будут сформированы коммуникативные универсальных учебных действий.
Во время практики нами были разработаны и апробированы следующие виды сюжетно-ролевых игр, такие как [3]:
1. «Магазин». Суть ее заключается в распределении профессиональных ролей между детьми, которые будут реализованные в ходе самой игры. Она может проводиться на уроке Русского языка для начальных классов. Главная роль в этой игре отводится продавцам разных отделов (товары для школы, продукты и т.д.), охранники (следят за соблюдением правил и порядка), администратор, кассиры и многое другое, по желанию.
Цель ее заключается в том, чтобы закрепить знаний о функционировании магазина, формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Задачами данной сюжетно-ролевой игры являются: формировать коммуникативное сотрудничество и взаимодействие, закрепить знания детей с понятием «Супермаркет», активизировать диалогическую речь, словарь, совершенствование связной речи, а также развивать интерес у детей к сюжетно-ролевым играм.
2. «Теплоход». Суть ее заключается в распределении ролей между обучающимися по профессиям, которые относятся к работникам теплохода. Данная игра может проводиться на уроке окружающего мира для начальных классов. Главную роль здесь играют капитан парохода, штурман, кассир, экскурсовод. В игру можно включить различные ситуации, даваемые капитаном, с которыми нужно справляться командой (возгорание на палубе, с которым можно справится лишь совместными усилиями), задача экскурсовода заинтересовать достопримечательностями родного города и т.д.
Цель ее заключается в том, чтобы: формировать универсальные учебные действия, в первую очередь коммуникативные, а также познавательные. Задачами данной игры являются: помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; формировать дружеские взаимоотношения в игре, взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли (бармена, кассира, капитана, штурмана, пассажиров, экскурсовода). Перед началом игры следует провести предварительную работу с учениками: беседы о профессиях с использованием иллюстраций, экскурсия в кафе, конструирование корабликов из разных материалов (бросового, бумаги).
3. «Веселый автобус». Смысл ее в том, что детям необходимо самостоятельно распределить роли между собой по предложенным профессиям, которые относятся к работникам автобуса. Главную роль здесь играют водитель и кондуктор. Их задача называть станции, выдавать билетики пассажирам разных цветов, которые далее соответствуют цвету их остановки. После выхода из автобуса игра не прекращается, а наоборот только начинается, т.к. ребятам нужно будет пройти другие, но уже мини сюжетно-ролевые игры (например: «Магазин»).
Данная игра может проводиться на уроке Математике для начальных классов. Целями игры является: формирование коммуникативных универсальных действий, а также познавательных. Задача ее заключается в том, чтобы научить правильно вести себя в общественном транспорте, воспитывать вежливость, желание помочь друг другу, запомнить основные цвета, выполнять простые арифметические действия с простыми числами.
После проведения ряд сюжетно-ролевых игр на практике, отмечается положительная динамика формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьником.
Таким образом, исходя из поставленной проблемы и недостаточной ее решения на практике, были разработаны нами сюжетно-ролевые игры, которые направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Список литературы:
1. Болтуть Е.В., Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельно-
сти // «Твори добро другим во благо»: матер. IX Междунар. студенч. форума. -М.: Перемена, 2015. - С. 51-52.
2. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975. - 111 с.
3. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей младшего школьного возраста. - 2007.
4. Осипова Н.В., Головинская И.А., Брюханова С.В. Показатели сфор-мированности универсальных учебных действий, обучающихся // Управление начальной школой. - 2010.
ЗАДАНИЯ ПО ПОЗИЦИОННЫМ РОЛЯМ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
1 2 © Монастырева С.Л. , Винокурова С.З.
Институт математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В данной статье рассмотрен вопрос достижения предметных результатов учащихся посредством заданий с разными позиционными ролями на уроках геометрии по теме «Четыре замечательные точки треугольника».
Ключевые слова: позиционный метод обучения, позиционные роли, предметные результаты, урок.
Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями.
Предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
1 Студент 4 курса кафедры Методики преподавания математики. Научный руководитель: Винокурова С.З.
2 Старший преподаватель кафедры Методики преподавания математики.