УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT YOUNGER PUPILS BY MEANS OF USE OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
Кузнецова Анастасия Герантьевна
студент
кафедра «Дошкольного и начального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Kuznetsova Anastasia Gerantiantievna
student
department of "Preschool and primary education" Volgograd state social and pedagogical University
Volgograd, Russia
Половодов Игорь Валентинович
Ассистент
кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Polovodov Igor Valentinovich
Assistant
Department of physical culture Volgograd state social and pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Интерактивные технологии обучения в последние годы обрели значительное влияние на образовательный процесс. В связи с развитием в области образования и его модернизации, а также и универсальных учебных действии (УУД), современному обществу необходимы представления об интерактивном обучении. Поэтому мы провели исследование по выявлению уровня сфомированности коммуникативных УУД, применяя интерактивные методы обучения. В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ методической литературы, изучение авторского опыта); диагностический (диаграммы).
Abstract. Interactive teaching technologies in recent years have gained significant influence on the educational process. In connection with the development in the field of education and its modernization, as well as universal educational action (UE), modern society needs ideas about interactive learning. Therefore, we conducted a study to identify the level of sophistication of communicative ECMs using interactive teaching methods. In the process of work, the following research methods were used: theoretical (analysis of methodological literature, the study of copyright experience); diagnostic (diagrams).
Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивный метод, интерактивное обучение, универсальные учебные действия, коммуникативные УУД.
Keywords: interactive technologies, interactive method, interactive training, universal educational actions, communicative UUD.
Статья представляет собой описание существования и развития одного из наиболее важных подходов в обучении и воспитании младших школьников, в которой наглядно обоснована сущность формирования коммуникативных УУД посредством использования интерактивных методов обучения. Основная опора в современных школах всячески направлена на формирование именно коммуникативных универсальных учебных действии. В разработке и исследовании в данном направлении, занимались такие известные авторы как: Володарская И.А., Бурменская Г.В., Салмина Н.Г., и др., под руководством А.Г. Асмолова. По мнению перечисленных авторов, можно выделить, что результатом обучения должны стать приобретенные учебные действия младших школьников [2, 5, 6].
Коммуникативные УУД представляют собой взаимодействие педагога и обучающихся в целях достижения запланированных результатов. Коммуникативные УУД находятся в тесной связи с интерактивными методами обучения. Поэтому интерактивным обучением является диалог, целью которого предопределяется умение учащихся работать в коллективе, при этом выполнять требования касающиеся деятельности и в обязательном порядке предоставления конечного продукта [4].
Способы сотрудничества между сверстниками и учителем в виде игр при которых развиваются УУД, это и является интерактивными методом, с ним же связаны методические инновации. В следствие чего учитель является главным проводником в реализации поставленных целей и создании благоприятных условии [3].
Можно сказать, что интерактивные методы педагогического взаимодействия являются альтернативной традиционному, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно отчужденного процесса. Приоритетами педагогического взаимодействия является: процес-суальность, деятельность, общение, диалог, самовыражение, смысло-творчество, рефлексия, и др.
На уроках физической культуры при формировании коммуника-тивных УУД, как и на других видах, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также взаимосвязь уровней сформированности между такими показателями: состояние здоровья; уровень развития речи; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; навыки общения со сверстниками; контроль и оценка своих действии [1].
На начальном этапе обучения особую роль в развитии коммуникативных способностей осуществляет игровая деятельность. Для этого существует комплекс игр, развивающих коммуникативные навыки младших школьников. Например:
1. «Веселые фигурки»
Дети работают в командах и в каждой из них есть центральный игрок. Ребята располагаются на территории всего зала. Как только прозвучит фраза "В круг!", обучающиеся немедленно образуют круг возле своего центрального игрока. В дальнейшем к заданию добавляется еще одно условие: учащиеся выполняют все те же требования, но пока учитель считает до 5, дети собирают и представляют фигуру из флажков.
2. «Займи скорее место»
Учащиеся становятся вокруг не более чем на пол шага один от другого и ставят руки за спину. Водящий должен находится за пределами круга.так как ему придется бегать вокруг круга, дотрагиваясь до товарищей из играющих, продолжая бежать. Кого коснется водящий тот бежит в обратную сторону, при этом должен успеть занять пустое про -странство.Водить остается тот, кто прибежал последним. Задание услож -няется позже, обучающимся помимо того, что необходимо прибежать первым к пустому месту надо еще и поздороваться, сделать определенное количество приседании и т.п.
3. «Белые медведи»
Для игры понадобится площадка «море» примерно 10Х12 м. В стороне ограничивается небольшое место - «льдина». Водящий - «белый медведь», остальные - «медвежата». Когда водящий произносит фразу: «Выхожу на ловлю!», он сразу же начинает ловить. Поймает медвежонка, отведет на льдину и ловит второго. Как только оказываются двое на льдине, они идут помогать осаливать остальных, держась за руки.Загнав игрока, пара объединяет руки так, чтобы тот очутился между руками.Они сразу начинают звать: «Медведь, на помощь!» тот подбегает и оса -ливает пойманного. Осаленный игрок идет на льдину. Все повторяется, т.е. остальные пойманные действуют так же, как и предыдущие. Игра продолжается до того, пока не переловят всех медвежат. Последний становится белым медведем.
На уроках физической культуры каждая игра несет в себе определенную цель и формирует качества личности. В каждой присутствует интерактивное обучение. К примеру, в игре «Веселые фигурки» мы видим взаимодействие между преподавателем и обучающимися, и со сверстниками, а это относится к интерактивному обучению.
Для того чтобы целостно сформировать картину о значимости данной проблемы, и в связи с тем, что современные дети часто бывают скован -ны, неактивны, не коммуникативные, мы провели исследовательскую работу по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «А» класса, 24 человека - 12 пар.
Диагностика №1: «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: начальные классы.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям находящимися парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
• взаимопомощь по ходу рисования,
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень - в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень - сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень - рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Диагностика №2: «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: ступень начальной школы.
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: детям в парах, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед вами набор разных фишек. Пусть одному(ой) будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, каким образом разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
• умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;
• способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
• умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
• взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимо -действуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень - задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень - задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень - в итоге фишки разделены на четыре кучки:
1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек-белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на
обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
По результатам, указанным в таблице №1, мы видим, что преобладает средний уровень развития сформированности коммуникативных УУД 6 пар-50%, это означает, что задание выполнено частично. Казалось бы, все хорошо, но дети не умеют договариваться друг с другом, учитывать позицию товарища и аргументировать свои выбор.
Таблица 1
Результаты диагностик: «Рукавички», «Совместная сортировка»
№ Название диагностики Высокий Средний Низкий
1 «Рукавички» 4 п ары 6 п ар 2 п ары
2 «Совместная сортировка» 5 п ар 7 п ар 0 п ар
Высокий уровень 4 пары - 40 %, говорит нам об умении достигать соглашения путем совместного распределения и выборе возможных вариантов решения данной ситуации контролируя действия сверстников.
Результаты низкого уровня показали 2 пары - 10 %, в связи с произвольным разделением фишек, на всем протяжении выполнения задания, возникали споры между обучающимися, следовательно, происходило нарушение взаимоконтроля, и преобладалоотрицательное эмоциональное отношение в совместной деятельности. Более наглядно мы можем увидеть на рис.1.
7 6 5 4 3 2 1 0
Рис.1. Результаты диагностики "Рукавички", "Совместная сортировка"
Таким образом, наблюдая за результатами можно прийти к такому выводу: зачастую нам кажется, что мы достаточно прилагаем усилия для того, чтобы формировать навыки общения, взаимодействия между
"Рукавички" "Совместная
сортировка
■ Высокий ■ Средний ■ Низкий
детьми, умения выражать свои мысли, чувства, аргументировать выбранную позицию, приходить к общему соглашению. Но этого недостаточно, нам всего лишь кажется, поэтому несмотря на положительные взаимодействия в классе, и их успешной деятельности в учебе, в жизни или иной деятельности, мы обязаны развивать коммуникативные качества личности на протяжении всего периода обучения в школе, а также вне учебного времени и привлекать к этому родителей.
На уроках физической культуры формировать коммуникативные УУД посредством интерактивных методов, можно через:
• творческое задание: составить комплекс ОРУ в малых группах, подготовиться к демонстрации, провести на сверстниках, после чего дать оценку (оценивают сами дети);
• работу в парах: упражнение с мячом, один контролирует и дает указания, другой выполняет;
• командной работы: проведение игры по станциям, маршрутным листам, ориентирование.
Уроки физической культуры всегда направлены на формирование коммуникативных навыков. На каждом занятии дети выполняют множество различных упражнений, где происходит взаимодействие, особенно в начальной школе. Начальным классам присуще обучение посредством игровой деятельности. Любая игра несет в себе интерактивное обучение, исходя из этого формируется коммуникация.
Рекомендации по формированию коммуникативных навыков на уроках физической культуры, которые мы можем предложить, звучат следующим образом:
• всегда создавать ситуацию успеха;
• обеспечивать положительную эмоциональную атмосферу на уроке;
• уделять достаточное количество времени на решение поставленных задач и целей;
• содействовать и предоставлять возможность обучающимся в обсуждении проблемы;
• давать возможность обучающимся контролировать действия сверстников и самих себя;
• проводить всевозможные конкурсы среди классов;
• способствовать созданию игровых ситуации применяя многообразные формы проведения;
Эффективными же условиями организации коммуникативных УУД при использовании интерактивного обучения на уроках физической культуры являются:
• высокий уровень квалификации учителя;
• позитивные отношения между обучающимися и обучающим;
• сотрудничество в процессе общения сверстников между собой и обучающего;
• мотивация деятельности, и взаимомотивация детей;
• применение современных технологии;
• демократический стиль;
• опора на личный (педагогический) опыт обучающихся, вхождение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
Интерактивное обучение в физической культуре позволяет решать одновременно несколько задач: главной является развитие коммуникативных умений и навыков; решает воспитательную задачу, поскольку направленно на работу в команде, учит прислушиваться к мнению товарищей. Применение интерактивных форм в процессе обучения, снижает нервную нагрузку обучающихся, давая возможность изменять вид деятельности, переключать внимание. Основное отличие данных методов в том, что основное направление не сколько на закрепление имеющихся знаний, сколько на изучение чего-то нового.
Тем самым интерактивные методы являются актуальными в наше время и требуют особого внимания. Для того чтобы изучить все тонкости интерактивности обучения, потребуется немало времени. Помимо этого, с тенденциями общества, технологии и модернизации образования происходит изменение особенностей детского развития, что требует частого исследования уровней развития коммуникативных УУД с применением интерактивных методов обучения в данной области.
Литература
1. Андреенко Т.А., Бахнова Т.В., Попов А.П., Хомутова Е.В. Применение интерактивных методов обучения на занятиях по физической культуре в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-5. С. 18-25.
2. Доронина И.Н. Мониторинг уровня сформированности УУД у детей с ЗПР // Вестник практической психологии образования, 2015. С. 58-64.
3. Лукьянцева М.М., Сида Я.Н. Педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2014. С. 106-109.
4. Мишанова О.Г. Комплексная субъектно-ориентированная - диагностика коммуникативных действий младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов. Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. 31 с.
5. Троценко Э.Р. Формирование коммуникативных учебных действий школьников в системе начального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Троценко Эльмира Рустамовна; [Место защиты: Чечен.гос. унт]. Грозный, 2018. 27 с.
6. Ямшинина С.Н. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01 / Ямшинина Светлана Николаевна; [Место защиты: Акад. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования].Москва, 2009. 210 с.
Refrences
1. Andreenko T. A., Bahnova T. V., Popov A. P., Homutova E. V. Primenenie interaktivnyh metodov obucheniya na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture v vuze [application of interactive teaching methods in physical culture classes at the University]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2016, no. 53-5, pp. 18-25.
2. Doronina I. N. Monitoring urovnya sformirovannosti UUD u detejs ZPR [Monitoring the level of Uud formation in children with ZPR].Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya - Bulletin of practical psychology of education, 2015, pp. 58-64.
3. Luk'yantseva M. M., Sida Ya. N. Pedagogicheskaya diagnostika urovnya razvitiya kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij v nachal'noj shkole [Pedagogical diagnostics of the level of development of communicative universal educational actions in primary school].Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki - Theoretical and applied aspects of modern science, 2014, pp. 106-109.
4. Mishanova O. G. Kompleksnaya sub"ektno-orientirovannaya - diagnostika kommunikativnyh dejstvij mladshih shkol'nikov [Complex subject-oriented pedagogical diagnostics of communicative actions of younger schoolchildren]. Chelyabinsk, Chelyabinsk state pedagogical University Publ., 2012, 31 p.
5. Trotsenko E. R. Formirovanie kommunikativnyh uchebnyh dejstvij shkol'nikov v sisteme nachal'nogo obrazovaniya. Avtoref.dis. kand. ped. nauk[ormation of communicative educational actions of schoolchildren in the system of primary education. Abstract of diss. cand.ped. sci.].Groznyj, 2018, 27 p.
6. Yamshinina S. N. Modelirovanie individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov dlya mladshih shkol'nikov, ispytyvayushchih trudnosti v obuchenii. Dis. kand.ped. nauk [Modeling of individual educational routes for younger students experiencing learning difficulties. Abstract diss. cand.ped. sci.].Moscow, 2009, 210 p.