проектно-исследовательской работе себя попробовал каждый и не один раз. Результатами данной деятельности можно назвать следующее: развитие самостоятельности, повышение познавательной активности, расширение кругозора, обогащение словарного запаса, а это в свою очередь привело к повышению качества знаний.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Список использованной литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д.,2005.
З.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №9.
©Гребенникова Л.А., 2019
УДК 373
В.В. Демидова
учитель начальных классов, МБУ «Лицей №19»
г. Тольятти, Россия
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Ключевые слова:
коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия, младшие школьники,
диагностика, методика.
В последние годы в Российской Федерации активно осуществляется процесс модернизации системы образования. В рамках процесса модернизации образовательной сферы были разработаны и внедрены в практику современные общеобразовательные стандарты, направленные на повышение качества и эффективности образования. При разработке таких стандартов учитывались положения исторической и социально-культурной концепции психического развития школы. Данная концепция была предложена известным отечественным ученым Л.С. Выготским [1]. Основа современных стандартов общего образования - восприятие системы образования как важнейшего института социализации личности.
В условиях действия ФГОС НОО [2] педагогам начальных классов необходимо ориентироваться на получение планируемых результатов. Образовательным стандартом установлено три вида результатов -предметные, метапредметные и личностные. Метапредметные результаты в начальных классах включают в себя такие группы УУД (универсальных учебных действий): действия коммуникативного,
познавательного, регулятивного и личностного характера.
В контексте настоящего исследования особый интерес для нас представляют коммуникативные УУД. В соответствии с традиционным пониманием, коммуникативные УУД направлены на обеспечение социальной компетентности учащихся. В свою очередь, социальная компетентность охватывает целую совокупность умений. В нее входят такие умения, как умение слушать собеседника, учитывать его позицию; умение вести диалог; умение обсуждать и решать проблемы в рамках группового взаимодействия.
ФГОС НОО раскрывает значение рассматриваемого вида УУД не с узко-прагматической позиции (как обмен учебной и другой информацией), а во всем полноценном, многообразном значении коммуникации всех видов. Иначе говоря, коммуникативные УУД рассматриваются как смысловой структурный компонент социального взаимодействия. Этим компонентом охватывается: установление контакта (умение вступать в диалог); налаживание межличностных взаимоотношений (умение слушать собеседника и учитывать его позицию); сложные виды кооперации (умение работать в группе).
Особым значением обладает комплексная педагогическая диагностика уровня развития коммуникативных УУД у учащихся 1-4 классов. По сути, это самый эффективный способ для получения информации, которая впоследствии станет основой для педагогического анализа и решения профессиональных задач. Такая диагностика - важнейшее условие эффективной реализации методики коммуникативной подготовки учащихся 1-4 классов.
Коммуникативная деятельность включает три ключевых аспекта - взаимодействие, кооперацию, интериоризацию. Соответственно, коммуникативные УУД также классифицируются на три группы. Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.
Первая группа коммуникативных УУД соответствует первому аспекту коммуникативной деятельности - взаимодействию. Этой группой коммуникативных УУД охватывается умение обосновать свою точку зрения; установление взаимопонимания; обмен информацией; понимание относительности оценок; готовность спрашивать и делиться своим мнением; умение вступать в диалог и свободно общаться (устно и письменно).
Вторая группа коммуникативных УУД соответствует второму аспекту коммуникативной деятельности - кооперации. Эти действия направлены на сотрудничество (кооперацию). Ими предполагается умение убеждать и аргументировать, умение уступать в споре, умение приходить к общему решению, умение вступать во взаимодействие для достижения общей цели. Развитию таких коммуникативных действий способствует коллективная (групповая, парная) работа. В ходе такой работы дети учатся взаимодействовать между собой, решать возникающие конфликты, договариваться, приходить к компромиссу, отстаивать свое мнение.
Третья группа коммуникативных УУД соответствует третьему аспекту коммуникативной деятельности - интериоризации. Данная группа включает коммуникативные речевые действия, выступающие в качестве средства становления рефлексии и передачи информации окружающим. Это такие УУД, как речевое планирование своих действий, способность строить высказывания, понятные окружающим и др.
Для оценки уровня сформированности коммуникативных УУД педагог и психолог на свое усмотрение подбирают методики диагностики. В формате нашей работы были проанализированы научные источники и выделены основные методики по исследованию уровня коммуникативных УУД.
Рассмотрим подробнее некоторые из методик.
Методика Г.В. Бурменской «Совместная сортировка». Данная методика используется в целях оценки коммуникативных действий учащихся 1-4 классов по согласованию усилий в ходе организации и осуществления сотрудничества. Проведение исследования происходит при организации работы учеников парами. Педагог наблюдает за взаимодействием учащихся, а также анализирует качественные и количественные результаты их работы. Задание: детям выдается набор картонных фишек из 25 штук для дальнейшей сортировки. Дети работают в паре. Все фишки имеют разную форму и цвет. Вместе с набором
~ 138 ~
фишек каждая пара получает лист бумаги для отчета.
Инструкция к заданию. Педагог объясняет детям, что необходимо рассортировать фишки по их характеристикам (цвету и форме) и разложить их на несколько стопок. Так как эта работа предполагает взаимодействие между двумя учащимися, дети, перед тем, как приступить к выполнению задания, должны обсудить свои дальнейшие действия. После сортировки дети пишут на листке бумаги, как именно они отделяли фишки, почему именно так, а не иначе.
Анализ результатов. Эффективность работы детей оценивается по правильной сортировке фишек. Определяется умение приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и находить совместное решение.
Методика Р.В. Овчаровой «Ковер». Цель методики заключается в изучении уровня сформированности навыков группового взаимодействия в ситуации поставленной учебной задачи. При использовании методики педагог оценивает такие УУД: способность договариваться; умение приходить к общему решению, в т. ч. в случае столкновения интересов; способность формулировать свое мнение и отстаивать свою позицию; учет мнения другого; стремление к координации разных позиций в ходе взаимодействия.
Перед тем, как приступить к работе, учитель делит класс на несколько команд. Каждая команда получает необходимый материал для работы - наборы фигур из цветной бумаги разной геометрической формы. Команда должна создать общий ковер.
Методика Г.А. Цукерман «Рукавички». При использовании данной методики в качестве метода оценивания используется наблюдение за процессом выполнения и анализ итогового результата. Учитель рассаживает детей по двое. Затем каждой паре дается два изображения рукавичек. Цель - раскрасить рукавички так, чтобы они составили пару. При этом дети должны взаимодействовать только путем общения - подсматривать рисунки друг друга нельзя.
Критерии оценки: умение приходить к компромиссу; помощь друг другу в ходе выполнения задания; способность аргументировать и убеждать. Эффективность коллективной работы оценивается по схожести узора на рукавичках. Дети должны наблюдать за процессом работы друг друга, обращая внимание на изменение тактики относительно первоначального замысла.
Методика Г.А. Цукерман «Узор под диктовку». В рамках этой методики оцениваются такие умения: умение планировать свои высказывания и регулировать их; умение обозначать в речи наиболее существенные ориентиры действия; умение правильно сформулировать свою мысль и донести ее до собеседника.
Задание: за столом, загораживающим монитор, сидят двое детей. Одному из детей дан пример с узором, изображенным на карточке. Второму ребенку даны фишки для интерпретации узора. Действия детей: школьник, которому дан пример с узором, говорит другому каким образом необходимо выкладывать узор, и дети работают сообща. В процессе работы ребенок может задавать любые вопросы, но он не может увидеть узор, пока его не выложит. После окончания выполнения работы дети меняются местами и все начинается заново. Для большего понимания сути игры детям может быть предложено интерпретировать два-три узора по примеру.
Критерии оценивания. Эффективности коллективной работы оценивается по схожести сделанных узоров с их примерами. Выявляется умение ясно и четко высказать свою мысль партнеру.
Итак, в формате данной работы был проведён анализ имеющихся методик, направленных на исследование уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Список использованной литературы: Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика, 2003. 316 с.
ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. - Москва, 2015. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 18.10.2019).
© Демидова В.В., 2019
УДК 377
А.Б. Карпова
преподаватель «Болотнинский педагогический колледж»
ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИКА
(из опыта работы)
Аннотация
В статье анализируются возможности учебной дисциплины «Педагогика» при реализации практико-ориентированного подхода в обучении студентов.
Основываясь на собственном опыте работы, авторы определяют пути и средства формирования профессиональных компетенций студентов колледжа.
Ключевые слова Профессиональные компетенции, практико-ориентированный подход, исследовательская работа, проблемная ситуация.
Наряду с другими предметами психолого-педагогического цикла дисциплина «Педагогика» не только закладывает основы профессии, формируют психолого-педагогическое мировоззрение, но и создает теоретическую и практическую базу для формирования профессиональных компетенций.
В основе формирования профессиональных компетенций лежит активная познавательная деятельность. Эта деятельность возникает тогда, когда действия студента целенаправленны и внутренне мотивированны. Многолетний опыт работы показывает, что наиболее устойчивый - это мотив, заложенный в самой учебной деятельности - интерес к предмету. Данный мотив стараюсь формировать за счет получения новой информации, возможности проявить умственную самостоятельность и активность, за счет отношения к студенту как партнеру педагогического общения.
В своей педагогической деятельности практикоориентированный подход применяю с первых дней изучения дисциплины. На уроках педагогики использую элементы проблемного, исследовательского, интерактивного (кейс-метод, работа с образовательными сайтами, обучение в сотрудничестве) обучения. Среди организационных форм обучения выделяю следующие: семинар, проблемная лекция, зачет, лабораторно-практическое занятие, творческая игры: «Алгоритм», «Мозговой штурм», «Диалог», деловая игра. Урок - творческая игра позволяет студентам самостоятельно овладеть новыми знаниями, решать возникающие познавательные задачи, проблемные ситуации, анализировать, сравнивать, обобщать с помощью частично-поисковых и исследовательских методов. На уроках педагогики активно используется кейс-метод. Для каждой темы подобраны ситуации, которые отражают не только практическую проблему, но и предполагают определенный комплекс знаний для разрешения данной проблемы. Это интерактивный метод, который нравится студентам и напоминает игру. Практика использования данного метода показывает, что в ходе анализа ситуаций идет профессионализация студентов, формирование интереса и позитивной мотивации по отношению к учебе.
ФГОС СПО ориентирован на включение студентов в исследовательскую деятельность в избранной области. Формирование исследовательских умений начинается с изучения дисциплин профессионального цикла на 1 курсе. К исследовательской работе студенты приходят постепенно. Сначала организуется деятельность студентов, направленная на формирование аналитических умений. В процессе работы с источниками (справочная литература, учебные пособия, монографии, сборники задач) студенты овладевают такими приемами работы как конспектирование, тезирование, составление библиографической