Научная статья на тему 'Методический аспект подготовки бакалавра педагогики к реализации ФГОС начального общего образования'

Методический аспект подготовки бакалавра педагогики к реализации ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / РОЛЕВАЯ ИГРА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / BACHELOR OF PEDAGOGY / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY EDUCATION / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ROLE PLAY / METHODICAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Светозаровна

Научно-методическая статья посвящена вопросам методической подготовки бакалавров педагогики к профессиональной деятельности по реализации ФГОС начального общего образования. В работе раскрываются методические возможности использование в учебном процессе высшей школы интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Ирина Светозаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspect of bachelor of pedagogy training for the implementation of the fses of primary education

Research and methodological article is devoted to methodological training of bachelors of pedagogy for professional work on the implementation of the FSES of primary education. The article discloses methodological possibilities of the use of interactive forms of training in the educational process of higher education in order to create and develop the professional skills of students.

Текст научной работы на тему «Методический аспект подготовки бакалавра педагогики к реализации ФГОС начального общего образования»

УДК 373.3.016 ББК 74.202.4 С-50

Смирнова Ирина Светозаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологии дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия», е-mail.: irinassu@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

Научно-методическая статья посвящена вопросам методической подготовки бакалавров педагогики к профессиональной деятельности по реализации ФГОС начального общего образования. В работе раскрываются методические возможности использование в учебном процессе высшей школы интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Ключевые слова: бакалавр педагогики, Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования, интерактивные методы обучения, деловая игра, ролевая игра, методическая задача.

Smirnova Irina Svetozarovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Peda-gogy and Technology of Preschool and Primary education FSBEI HPE "Armavir State Pedagogical Academy."

METHODICAL ASPECT OF BACHELOR OF PEDAGOGY TRAINING FOR THE IMPLEMENTATION OF THE FSES OF PRIMARY EDUCATION

(Reviewed)

Research and methodological article is devoted to methodological training of bachelors of pedagogy for professional work on the implementation of the FSES of primary education. The article discloses methodological possibilities of the use of interactive forms of training in the educational process of higher education in order to create and develop the professional skills of students.

Keywords: Bachelor of Pedagogy, the Federal State Educational Standard of primary education, interactive teaching methods, role play, methodical task.

В процессе модернизации высшего профессионального образования в России пристальное внимание уделяется педагогическому образованию, которое призвано сформировать в будущих педагогах способность осознавать личностную и общественную значимость собственной деятельности, а также нести ответственность за её результаты. Следовательно, подготовка кадрового состава для системы образования, формирование компетентной личности, готовой к непрерывному профессиональному росту, - главная цель системы высшего педагогического образования. Разработка федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода направлена на подготовку квалифицированного бакалавра педагогики, способного конкурировать на рынке труда, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов.

В современном образовательном пространстве бакалавру педагогики необходимо адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать их, быстро адаптироваться к новым образовательным условиям, прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности.

Перед преподавателями педагогических вузов на современном этапе стоит неотложная задача: подготовить студентов - будущих учителей начальных классов к работе в новых условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Бакалаврам необходимо осваивать новые профессиональные виды деятельности: создание рабочих программ по предметам, описание планируемых результатов, формирование универсальных учебных

действий, которые в свою очередь нужно и оценивать. Поэтому преподаватели, осуществляющие подготовку по теории обучения и воспитания, предметным методикам в начальной школе обновляют содержание читаемых курсов, включая в них сравнительную характеристику Государственного стандарта 2004 года и ФГОС НОО 2009 года, вопросы, раскрывающие сущность планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных).

Если ранее предполагалось, что педагог реализует цели, задачи обучения и воспитания и организует деятельность учащихся, направленную на всестороннее развитие личности, то в современных условиях важной частью деятельности учителя становится содействие образованию ученика, проектирование его индивидуального образовательного маршрута, управление образовательным процессом, рефлексия и самообразование.

Основой подготовки будущего учителя начальной школы к введению ФГОС НОО в ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия» стал совершенно новый курс «Методика обучения и воспитания младших школьников», состоящий из разделов «Методика формирования и развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС», «Теоретические основы предметных методик начального образования», «Методика формирования учебной деятельности», «Методика формирования воспитательной деятельности», «Методика формирования оценочной деятельности». Дисциплина изучается студентами в логической связи с такими учебными предметами, как психология, педагогика, философия, предметными методиками, культурологическими и специальными курсами. Задачи данной учебной дисциплины обусловлены процессами реформирования российской системы высшего педагогического образования, нацеленными на профессиональное становление учителя как саморазвивающейся личности с высоким уровнем профессиональной компетентности. Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с теоретическими и практическими основами методики формирования и развития личности младших школьников в условиях реализации ФГОС, сформировать целостное педагогическое знание, которое отражает современный уровень развития педагогической науки и содействует формированию исследовательских умений будущего педагога в профессиональной деятельности. Студенты учатся формулировать задачи образования в современном обществе, анализируют условия развития российской системы образования, ее структурные элементы, особенности их взаимодействия в условиях реализации ФГОС. Среди других задач можно выделить формирование педагогического мышления и умения осмысливать педагогическую действительность; развитие творческой личности будущего учителя и воспитание у него потребности в саморазвитии и самообразовании; формирование целостного педагогического сознания и личностной самостоятельной оценки педагогических и методических идей.

С целью знакомства с особенностями механизма реализации образовательных стандартов второго поколения на занятиях по «Методике обучения и воспитания младших школьников» рассматриваются следующие вопросы: в чём состоят особенности

структуры, целей и результатов образования, согласно требованиям нового стандарта; какова связь УУД с содержанием учебных предметов; каким образом необходимо проектировать уроки, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов обучения, должны ли они отличаться от уроков, основная цель которых -предметные результаты; как скорректировать деятельность учителя, ориентированную на достижение нового образовательного результата.

Корректировке должны подвергаться и дисциплины, связанные с преподаванием предметных методик. Назначение данных курсов осмысливается совершенно иначе: важно сформировать и совершенствовать профессиональные компетенции, необходимые будущему учителю как для успешного обучения младших школьников, так и для собственного дальнейшего творческого роста. В конечном счете, такие дисциплины, как «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания предмета ’’Окружающий мир”» должны обеспечить каждому педагогу новый уровень его практической деятельности - грамотно и эффективно организовать деятельность школьников в процессе изучения учебных предметов.

Соответственно и перед преподавателями высшей школы стоят специфические задачи: познакомить студентов с концепцией развития универсальных учебных действий (УУД) в системе начального образования в целом и при изучении конкретных предметов, с классификацией УУД согласно материалам образовательных стандартов второго поколения;

спроектировать деятельность учителя по практической реализации личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД младших школьников, а также анализировать критерии оценки сформированности УУД учащихся. При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, важно учитывать необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определённой темы; приобретать собственный опыт практической разработки уроков с учётом требований ФГОС. Выделенные единицы содержания обучения включаются и в содержание предметных методик обучения в начальных классах, в содержание педагогической практики, в тематику курсовых и дипломных работ.

Для подготовки студентов к реализации ФГОС в практической деятельности необходимо искать более эффективные способы организации обучения, которые должны быть обусловлены деятельностным подходом. Основы деятельностной теории учения были разработаны Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным и др. Эта теория опирается на понимании целостной деятельности и объясняет процесс усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения учебных задач (проблем). Е.И. Лелис среди характеристик деятельностной позиции студента в учебном процессе выделяет «устойчивую учебную мотивацию (достижение, познание, общение в форме сотрудничества); способность ставить цель и определять условия ее достижения (целеполагание и целеудержание); владение действиями (предметными и мыслительными), позволяющими решать учебную задачу (то есть достигать цель; способность к самоконтролю и самооценке результатов учебной деятельности» [1, с. 200].

Изменения в педагогическом образовании связаны со сменой целей, содержания и технологий обучения: произошел переход от освоения студентами системы «готовых» знаний, умений, навыков к формированию у них обобщенных интеллектуальных комплексов действий, направленных на разрешение профессиональных проблем и задач. Поэтому назревает потребность в переработке и обновлении содержания материала лекций, практических и лабораторных занятий с точки зрения раскрытия готовности образовательных моделей начального обучения к введению стандарта второго поколения, к формированию универсальных учебных действий. При этом материал необходимо преподносить студентам не как данность, не подлежащую критике, а как информацию, требующую осмысления и выявления, с одной стороны, перспектив и, с другой стороны, моментов, недостаточно продуманных в плане соотнесения с условиями образовательной деятельности. С этой целью активно используются интерактивные формы организации занятий: индивидуальная и групповая работа, подготовка студенческих сообщений, приём коллективной мыслительной деятельности, метод «мозгового штурма», проигрывание уроков, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС. По мнению А.А. Вербицкого, для приобщения студентов к реалиям будущей педагогической деятельности в условиях вуза следует шире использовать различные формы и методы активного обучения: проблемные лекции и семинары, спецкурсы, учебную практику и курсовое проектирование, деловые игры, решение ситуационных задач, использование реальных ситуаций для создания учебных проблем [2].

Остановимся на отдельных интерактивных методах и формах обучения, которые должны использоваться в профессиональной подготовке будущего учителя к реализации требований ФГОС НОО. Интерактивные методы основаны на активности студентов, опоре на групповой опыт взаимодействия и непременную обратную связь. Формируется среда образовательного общения, в которой выделяется равенство аргументов участников, накопление общего знания, возможность взаимоконтроля. При этом важен самостоятельный поиск студентов, задачей которого становится создание условий для их творческой и исследовательской деятельности. Поэтому интерактивное обучение призвано не просто дать будущему педагогу новые знания и умения, но и научить применять, развивать их в своей профессиональной деятельности. Преимущества интерактивных методов обучения заключаются в том, что они обеспечивают высокую

мотивацию, прочность знаний, развитие коммуникабельности участников, формирование активной жизненной позиции, умения работать в команде.

В процессе преподавания предметных методик в педагогическом вузе эффективна такая интерактивная форма обучения, как проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Включение мышления студентов осуществляется преподавателем с помощью создания проблемной ситуации, еще до того, как они получат всю новую информацию. В традиционном обучении, наоборот, вначале даются знания или способы решения, а затем примеры, демонстрирующие, как эти способы применяются. Средством управления мышлением бакалавров педагогики на такой лекции является система заранее подготовленных проблемных вопросов. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа различных точек зрения. На проблемной лекции студент находится в социально активной позиции.

На практических и лабораторных занятиях в процессе изучения предметных методик может использоваться деловая учебная игра, которая предполагает моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по правилам участников. Это происходит в определенном условном времени при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием. Преподаватель представляет изучаемую тему, дает характеристику игровых правил, делает обзор общего хода игры, излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, игровых процедурах, правилах, ролях, примерном варианте решения в ходе игры. При проведении самой игры фиксируются следствия игровых действий (подсчет очков, характер принимаемых решений), разъясняются неясности и т.д. После окончания игры проводится обсуждение событий игры и их восприятия участниками. В конце деловой игры важно поставить перед студентами такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и реальные явления, обдумывать общие подходы и различия между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Так, например, деловая игра может быть основана на сопоставлении стандартов первого и второго поколений студентами - их сторонниками. Итогом деловой игры становится всеобщее признание достоинств ФГОС НОО в системе российского образования.

Ролевая игра предполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими методических ролей. Игроки могут импровизировать, определяя направления и исход игры. Понятия ролевой и деловой игр не равнозначны, хотя частично их содержание может совпадать. Деловые игры тоже предполагают распределение ролей между участниками, но процедура деловых игр их структурирована и регламентирована, в то время, как ролевые игры представляют собой свободный процесс импровизации, который зависит от индивидуальных особенностей участников. Если в деловой игре перед игроками всегда стоит необходимость достижения определенной цели, то в ролевой игре цели игроков могут даже противоречить. В ролевых играх роль может проигрываться последовательно несколькими участниками, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность. Так, например, на занятиях по частным методикам проигрываются ролевые игры «Заседание педагогического совета школы», «Проблемный урок», в которых только распределяются роли участников и задается проблемная ситуация, но этапы игры, поведение игроков не регламентированы.

В процессе обучения студентов предметным методикам на практических занятиях используются методические задачи, главное предназначение которых - это развитие дидактических способностей и методического мышления, обеспечение целостной подготовки бакалавра к работе в начальной школе. Методические задачи служат для моделирования реальных учебных ситуаций; реализации творческого подхода к усвоению методических дисциплин; предупреждения методических ошибок в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Описанная в статье организация занятий позволяет преподавателю развивать у студентов познавательную самостоятельность, даёт представление о дидактических требованиях ФГОС к современному уроку, учит определять УУД, формируемые в образовательной области каждого учебного предмета, совершенствует умения практической разработки уроков с учётом требований стандарта и приближает будущих учителей начальной школы к управлению собственной познавательной деятельностью.

Литература:

1. Лелис Е.И. Деятельностный подход к обучению (коммуникативный аспект) // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. 2006. №5 (2). С. 199-202.

2. Вербицкий А.А. Психология контекстного обучения // Теоретико-методологические проблемы педагогики в условиях становления и развития целостной системы непрерывного образования. М.: МГУ, 1988.

References:

1. Lelis E.I. Active approach to learning (the communicative aspect) // Bulletin of Udmurt University. Philology. 2006. №5 (2). P.199-202

2. Verbitsky A.A. Psychology of contextual learning // Theoretical and methodological problems of pedagogy in the formation and development of an integrated system of lifelong education. M.: MSU, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.