Научная статья на тему 'Формирование у будущих учителей начальных классов педагогической компетентности в оценке учебных достижений школьников'

Формирование у будущих учителей начальных классов педагогической компетентности в оценке учебных достижений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2498
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ / КУРС ПО ВЫБОРУ / ТЕХНОЛОГИЯ "ПОРТФОЛИО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко Е. В.

В статье даётся характеристика российских государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколения. Кратко охарактеризовано содержание авторского курса по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся», на конкретных примерах раскрыта практикоориентированная направленность занятий курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих учителей начальных классов педагогической компетентности в оценке учебных достижений школьников»

УДК 378.016:373.3

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

Е. В. Иващенко

В статье даётся характеристика российских государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколения. Кратко охарактеризовано содержание авторского курса по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся», на конкретных примерах раскрыта практикоориентированная направленность занятий курса.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, оценочные умения учителя, курс по выбору, технология «портфолио».

В последние годы в условиях модернизации российского высшего профессионального образования ведущим становится компетентностный подход. По мнению Д. А. Иванова, компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в проблемных ситуациях [5, с. 18].

В компетентностном подходе перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатом процесса обучения. Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в системе управления качеством образования. По существу, управление качеством образования начинается с определения состава ключевых компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе как образовательные результаты [5, с. 20].

Компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом [4].

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2].

Компетентность - это способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды [1].

Проблемы профессиональной компетентности отражены в трудах отечественных педагогов и психологов: Л. М. Митиной, А. К. Марковой, Д. С.Савельева и др. Профессиональная компетентность педагога рассматривается в современных исследованиях как «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [9]. Профессиональная компетентность является результатом профессиональной подготовки и рассматривается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию [14, с. 383].

По мнению Л. М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает в себя знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Иными словами, под педагогической компетентностью учителя понимается гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения [7, с. 46].

По мнению А. К. Марковой, компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой [6, с. 8].

Рассматривая профессиональную компетентность учителя начальных классов, необходимо отметить, что одной из составных ее частей является компетентность в оценке учебных достижений школьников.

Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов имеет свою специфику. Результаты исследования проблемы позволили нам выделить пять групп контрольно-оценочных умений, необходимых будущему учителю начальных классов.

1 группа - умения выделять цель, задачи и объект контроля.

2 группа - умения планировать контроль: умение мотивировать контроль в ходе учебной деятельности, устанавливать соответствие между целями и содержанием контрольных заданий, определять наличие необходимых знаний для выполнения учебных действий, осуществлять отбор материала для контроля в соответствии с намеченными целями, выбирать наиболее рациональные методы, формы, способы и средства контроля.

3 группа - умения организовать контроль: умение формулировать и задавать вопросы, соблюдая их четкую логическую последовательность и преемственность; создавать высокий уровень учебно-познавательной деятельности учащихся при проверке их знаний и умений; разнообразить методы и формы контроля в ходе педагогического процесса; умение поддерживать внимание учащихся при опросе, распределять внимание между отвечающими и классом в целом; быть внимательным к ответу ученика; вовлекать младших школьников в оценочную деятельность, формировать у них знания о критериях оценки и умения самооценки; умение создавать благоприятную обстановку в процессе проверки знаний и умений учащихся, соблюдать педагогический такт.

4 группа - умения оценивать результаты контроля: умение владеть общепринятыми критериями оценки учебной деятельности школьников и создавать новые системы показателей, структур и алгоритмов, механизмов оценки результатов учебой деятельности; осуществлять аргументированную оценку учебно-познавательной деятельности младших школьников; мотивировать оценку с учетом индивидуальности школьника; выражать результат оценивания в определенной форме оценки.

5 группа - умения корректировать результаты учебной деятельности: умение выявлять причины ошибок и определять пути их ликвидации; осуществлять коррекцию на основе оценочной деятельности; осуществлять самоконтроль.

В качестве основной объективной меры контроля и оценки эффективности профессиональной подготовки студентов выступает в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), который является основой для разработки содержания обучения в виде основной образовательной программы, учебных планов, учебников и пособий для студентов. ФГОС ВПО -это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями РФ, имеющими государственную аккредитацию [13].

В связи с постепенным переходом на ФГОС третьего поколения и подготовкой бакалавров по ГОС ВПО 2005 г., мы сочли необходимым кратко охарактеризовать содержание стандартов.

В ГОС ВПО (2005 г.) по направлению подготовки бакалавров 540600 Педагогика (профессионально-образовательный профиль - Начальное образование) необходимость формирования оценочных умений у педагогов начального образования конкретно не определяется ни в требованиях к уровню профессиональной подготовленности бакалавра, ни в квалификационной характеристике выпускника, хотя в требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра представлена содержательная сторона контрольно-оценочной, диагностической деятельности педагога (блоки ОПД, ДПП).

В таблице 1 нами представлена аспектная выборка из ГОС ВПО, в которой отражена содержательная сторона подготовки бакалавра педагогики к оценочной деятельности на базе дисциплин блоков ОПД и ДПП [3].

Таблица 1

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра педагогики (аспектная выборка из ГОС ВПО)

ОПД Общепрофессиональные дисциплины

ОПД.Ф.00 Федеральный компонент

ОПД.Ф^ Педагогическая психология <...> Ученик как субъект учебной деятельности. Ключевые компетентности и их развитие в процессе школьного обучения. Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении. <...> <.. .> Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности учителя. <...>

ОПД.Ф^ Введение в педагогическую деятельность <...> Основные направления модернизации образования. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. <...> Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога

ОПД.Фюб Теоретическая педагогика <...> Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

ОЦЦ.Фюу Практическая педагогика <...> Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. <...> Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. <...>

ОПД.ФюВ История образования и педагогической мысли <...> Истоки гуманистических идей педагогики. <...> Основные авторские педагогические системы прошлого. <...> Основные реформы образовательной политики XX в. <...>

ОЦЦ.Фюд Сравнительная педагогика <...> Тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века. <...> Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. <...> Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России. <...>

ОПД.Ф.16 Практикум по решению профессиональных задач <...> Виды и типы профессиональных задач. <...> Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. <.>

ДППЮ1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования <...> Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. <...> Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся. <...> Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов.

Таким образом, в ГОС ВПО (2005 г.) дисциплины блоков общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки способствуют подготовке будущих бакалавров начального образования к оценке учебных достижений младших школьников.

Основными отличительными особенностями ФГОС ВПО (2009 г.) являются следующие:

• выраженный компетентностный характер стандартов;

• обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций, подразделяемых на общие и профессиональные (предметно-специализированные);

• отсутствие компонентной структуры (федерального, национальнорегионального, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;

• установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.

Анализ третьего поколения ФГОС ВПО (2009 г.) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» показал, что требования к выпускникам в области оценивания учебных достижений содержатся в следующих его частях:

1) характеристика профессиональной деятельности бакалавров (раздел 4);

2) требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (раздел 5);

3) требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата (раздел 6) [13].

В характеристике профессиональной деятельности бакалавра указано, что он должен решать следующие профессиональные задачи в области образовательной деятельности:

• изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

• организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выделены общепрофессиональные компетенции и компетенции в области педагогической деятельности, которыми должен обладать выпускник:

• способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

• готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

• способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников... [13].

Следует отметить, что оценочные умения учителя - межпредметные, требующие знаний из различных учебных дисциплин. Следовательно, их нельзя формировать только в процессе изучения отдельных учебных предметов базовой (общепрофессиональной) части учебного плана.

В связи с этим нами был разработан и внедрен в практику подготовки бакалавров педагогики (Профессионально-образовательный профиль - Начальное образование) авторский курс по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся». Основные задачи курса: формирование целостного представления об оценочной деятельности учителя начальных классов; знаний о контроле и оценке учебных

достижений учащихся, об особенностях оценивания образовательных достижений младших школьников по ФГОС НОО второго поколения; умений осуществлять планирование, организацию контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях вариативного начального образования; формирование интереса к изучению передового педагогического опыта в области оценивания учебных достижений младших школьников; развитие устойчивой потребности к овладению педагогическим мастерством в области оценочной деятельности.

В содержание курса по выбору включены следующие темы:

1. Оценка качества образования как условие модернизации современной образовательной системы России.

Основные направления модернизации современной образовательной системы России. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством образования. Показатели качества образования. Оценка качества образования как условие модернизации современной образовательной системы России. Мониторинг качества образования.

2. Оценка учебных достижений учащихся как историко-педагогическая проблема.

Возникновение оценки в средние века. К. Д. Ушинский о влиянии оценки знаний учащихся на формирование их нравственных качеств. Основоположник теории свободного воспитания в России - Л. Н. Толстой. Дискуссии вокруг отметок в конце XIX века. Реформы средней школы начала XX века. С. Т. Шацкий о проблеме оценивания знаний. Ш. А. Амонашвили о безотметочном обучении на содержательнооценочной основе. В.А. Сухомлинский о влиянии оценки на формирование личности ребенка. Основные тенденции совершенствования оценочного компонента отечественной системы образования в конце ХХ - начале XXI века.

3. Понятие о контроле и оценке учебных достижений учащихся. Нормативные документы по оценке учебных достижений.

Понятия «контроль», «оценка», «отметка», «учебные достижения». Виды, формы, методы контроля. Основные функции контроля и оценки. «Парциальные оценки» (Б.Г. Ананьев). Нормативные документы по оценке учебных достижений учащихся. Инструктивно-методическое письмо МО РФ по контролю и оценке результатов учебной деятельности младших школьников. Нормы и критерии оценки устных и письменных работ учащихся.

4. Оценка планируемых результатов учебной деятельности по ФГОС НОО второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы (ФГОС НОО). Планируемые результаты учебной деятельности школьников. Оценка личностных результатов школьников. Метапредметные достижения школьников и система их оценивания. Чтение и информационные умения школьников. Оценка предметных достижений школьников. Комплексные итоговые работы в начальной школе.

5. Безотметочное обучение в современной начальной школе.

Безотметочное обучение младших школьников в 1 классе. Опыт

Ш. А. Амонашвили по безотметочному обучению на содержательно-оценочной основе. Эксперимент по безотметочному обучению в общеобразовательных школах. Инструктивное письмо № 13-51-120/13 от 03.06.2003 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования». Общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении. «Лист учебных достижений», «Рефлексивная карта», «Карта успешности».

6. Современные технологии оценки учебных достижений школьников.

Тестирование как форма организации контроля в начальных классах. Рейтинговая

система контроля и оценки учебных достижений. Портфолио как индивидуальная нако-

пительная система оценки достижений учащихся. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) по образовательной программе «Школа 2100». Технология осуществления мониторинга качества школьного образования.

7. Характеристика оценочной деятельности учителя начальных классов. Причины и характер затруднений учителя в оценке учебных достижений учащихся.

Требования к уровню профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в условиях модернизации системы образования. Основные функции учителя начальных классов в оценочной деятельности с позиции личностноориентированного подхода. Педагогический такт учителя в ходе оценки результатов учебной деятельности. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Структура оценочной деятельности учителя начальных классов. Влияние оценки педагога на самооценку младшего школьника. Личностно-ориентированный подход как организация учебного сотрудничества преподавателя и учащихся. Выявление затруднений начинающих учителей при оценке учебных достижений младших школьников. [9]

8. Технология оценки учебных достижений младших школьников в целостном педагогическом процессе.

Планирование различных видов контроля и оценки на уроках. Проведение письменных контрольных работ. Подготовка к их проведению, выбор заданий с разными уровнями сложности. Проведение контрольной работы. Проверка и оценка контрольных работ. Работа над ошибками. Планирование и проведение устного опроса. Оценка устных ответов учащихся. Технологическая карта планирования контроля и оценки на уроке. Структура контрольного урока, урока работы над ошибками.

Курс по выбору реализуется через систему лекционных и практических занятий. На лекциях освещаются основные теоретические положения оценочной деятельности учителя начальных классов. На практических занятиях студентами выполняются различные задания, способствующие формированию умений оценивать учебные достижения учащихся в условиях вариативного начального образования. Практические занятия способствуют решению проблем, возникающих при оценке учебных достижений учащихся.

На занятиях нами используется система практико-ориентированных заданий: составление разноуровневых заданий для проверки знаний учащихся; самостоятельное составление тестов для детей конкретного класса по выбранной теме; упражнение студентов в планировании и проведении устного опроса; обогащение речевого оценочного репертуара (упражнение в формулировании оценочных суждений); упражнение в оценке письменных работ учащихся начальной школы; наблюдение и анализ оценочной деятельности учителей начальных классов, работающих по различным УМК; выступление студентов с обзором статей из педагогических периодических изданий по проблеме оценивания и их обсуждение; разработка альтернативных способов оценки учебных достижений: «лист учебных достижений», «карта успешности», «рефлексивная карта»; разработка содержания «портфолио» по конкретному предмету.

Например, на практическом занятии по теме «Нормы, критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся» обсуждаются критерии оценки устных ответов и письменных работ младших школьников по различным учебным дисциплинам, а затем студентам предлагался ряд практических заданий: 1) упражнения в оценивании письменных работ учащихся по русскому языку и математике; 2) оценивание устных ответов учащихся по видеозаписи; 3) анализ и оценка детских работ по изобразительному искусству. Перед выполнением 3 задания мы со студентами рассматриваем критерии оценки детских работ по изобразительному искусству, разработанные В. С. Кузиным. Затем им предлагается план-конспект урока изобразительного искусства, разработанного и проведенного одной из студенток-практиканток, и детские работы. Студентам необходимо проанализировать и оценить детские рисунки, пользуясь предложенными критериями. Задание сначала выполняется в микрогруппах, а затем

обсуждается коллективно. Кроме того, мы анализируем, насколько верно студент-практикант выставил отметки за детские рисунки (чаще всего, отметки завышены). В процессе обсуждения детских работ студенты отмечают, что сложно оценить детскую работу, не зная ребенка, который ее выполнил.

Одно из практических занятий по теме «Портфолио как индивидуальная накопительная система оценки достижений учащихся» посвящено инновационным способам оценки учебных достижений школьников. Предварительно студенты самостоятельно знакомятся со статьями, посвященными технологии «портфолио». После ознакомления со статьями, будущим учителям начальных классов предлагается для обсуждения ряд вопросов:

1. В чем заключается сущность учебного «портфолио» как формы контроля и оценки учебных достижений школьников?

2. Какие существуют виды «портфолио»?

3. Охарактеризуйте структуру «портфолио», предложенную различными авторами.

4. В чем особенности применения технологии «портфолио» в учебной работе с младшими школьниками?

5. Какие ошибки допускают учителя при составлении «портфолио»?

После обсуждения теоретических вопросов студентам предлагается изучить несколько вариантов «портфеля достижений школьников», выполненных в школах г. Белгорода. Студенты анализируют «портфолио», находят ошибки, допущенные при их составлении. Затем студенты разрабатывают содержание «портфолио» по конкретному учебному предмету (каждый студент выбирает конкретный учебный предмет, класс, образовательную программу).

Эта тема очень актуальна, так как в связи с введением новых ФГОС НОО второго поколения в начальной школе введена обязательная накопительная система оценки достижений учащихся в виде портфолио.

Реализация компетентностного подхода основана на широком использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, а также внедрения образовательных инноваций в учебно-воспитательный процесс вуза.

Одним из эффективных методов являются педагогические игры (имитация поведения в конкретной ситуации), которые способствуют приближению будущего учителя к профессиональной обстановке, воспроизводящей при этом профессиональные ситуации, действия и отношения. Под педагогической игрой мы рассматриваем метод изучения, освоения и апробации определенных моделей решений и соответствующих действий в имитационной ситуации в виде ролевого или коммуникативнодеятельностного взаимодействия. Педагогические игры позволяют студентам получать целостный опыт организации оценочной деятельности и способствуют развитию определенных профессионально-значимых личностных качеств. Не менее важной особенностью педагогических игр является способность повысить заинтересованность студентов в овладении оценочной деятельностью в образовательном процессе, снять страх перед школой вообще и реализацией данной деятельности в частности. Педагогические игры могут быть организованы как игры-ситуации, ролевые, имитационные, деловые и т. д. В рамках курса по выбору мы используем деловые игры, игры имитационного характера.

Многие авторы (С. С. Боровик, Е. В. Воронина, В. Л. Синебрюхова и др.) считают, что использование деловых педагогических игр в процессе профессиональной подготовки будущих учителей станет эффективным, если будет обеспечено соответствие деловой педагогической игры целям профессионального обучения студентов; наличие познавательного интереса к проблеме игры; максимально возможное сходство игры с реальными условиями, в которых работают её участники, позволяющее им проводить параллели; установка студентов не только на интерпретацию прошлого опыта, но и на требования научной теории; тщательная подготовка учебнометодической документации (сценария игры, методических указаний и т. д.) интеллекту-

альная и эмоциональная готовность участников к игре и создание атмосферы непринужденности и поиска; критериальный анализ хода и результатов деловой игры [іі].

В процессе деловых игр нами проигрываются отдельные фрагменты оценочных ситуаций на уроке, что способствует целостному овладению оценочной деятельностью учителя начальных классов. Некоторые имитационные игры заимствованы нами из исследования С. А. Осокиной [В]. Например, упражнение, в котором студентам предлагается в течение двух минут записать оценочные характеристики на следующие стимулы: похвалить слабого ученика, выразить отрицательное отношение к сильному ученику, не выполнившему просьбу учителя.

В упражнении «Садись, Петров.» участники практического занятия должны произнести оценочное суждение: «Садись, Петров, три.», по-разному интерпретируя высказывание: громко, злобно, тихо, растянуто, заикаясь, нежно, скорбно, задумчиво, самодовольно, разочарованно, с надеждой и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные игровые упражнения являются актуальными, поскольку предполагают не только широкую информированность в вопросах оценки учебных достижений младших школьников, но и развитие всех компонентов педагогической оценки, умения общаться, способности к рефлексии. Все эти качества необходимы будущему педагогу при оценке учебных достижений учащихся начальных классов.

Интересным для студентов является проведение деловой игры «Путешествие по стране Каллиграфии», в ходе которой они знакомятся с нетрадиционной формой построения урока, и взаимооценкой каллиграфических умений в условиях безотметочного обучения [і2]. Проведение игры требует подготовительной работы: изготовление индивидуальных карт путешествия, маршрутных листов, разовых тетрадей, табличек; подготовка материалов для работы учебно-игровых станций. Игра проводится в несколько этапов:

1. На перемене: расстановка мебели для станционной работы, подготовка станций к работе;

2. «Круглый стол». Сообщение темы занятия. Знакомство с планом проведения занятия. Уточнение работы станций и дежурных. Повторение правил проведения свободной работы. Взаимооценка выполнения заданий на станциях;

3. Станционная работа. Для проведения игры требуются следующие материалы для конструирования и изготовления букв: счетные палочки, пластилин, проволока, шнурки, газета, песок, клей, кисточки и др. Из этих материалов в аудитории оформляются учебно-игровые станции: «Меловая», «Пластилиновая», «Шнурочная», «Проволочная», «Газетная», «Песочная», «Водная», «Элементная». Из названия станции уже ясно видно, с каким материалом работают студенты, из чего конструируются буквы. По мере путешествия заполняется маршрутный лист, где каждая станция обозначена определенным символом.

В маршрутный лист каждый участник игры вносит те буквы, с которыми он работал на конкретной станции. Дежурный по станции делает в маршрутном листе пометку о прохождении конкретной станции и оценивает качество выполнении задания;

4. Подведение итогов занятия за «круглым столом»;

5. Письменная рефлексия.

Кроме деловых игр, на практических занятиях используется посещение уроков в начальной школе с их дальнейшим анализом. На данных занятиях используется схема анализа урока «Наблюдай и изучай контрольно-оценочную деятельность учителя», заполнение которой способствовует выработке у студентов умения анализировать оценочную деятельность учителя, соблюдая при этом определенную последовательность осуществления оценочных действий, что позволяет студентам научиться вычленять компоненты оценочной деятельности учителя начальных классов и вырабатывать их у себя.

В процессе преподавания курса по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся» мы используем разнообразные виды заданий для самостоятельной работы студентов, задания творческого характера для оформления «Портфо-

лио» по курсу. К итоговому занятию каждый студент готовит свой авторский «Портфель» с творческими работами, содержание которого было определено на первом занятии по курсу.

Как показал наш опыт, курса по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся» целесообразно преподавать перед прохождением педагогической практики, что обеспечит соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в школе.

Введение в содержание профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического факультета курса по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся» позволяет заключить, что он значительно обогащает процесс профессиональной подготовки, делает его целенаправленным, эффективным, что способствует формированию профессиональной компетентности в оценочной деятельности на достаточно высоком уровне. Это возможно при условии, если в процессе обучения используются нетрадиционные формы и методы активного обучения (различные виды лекций, деловые и имитационные игры и т. д.), а формирование оценочных умений строится на тесной взаимосвязи теории и практики путем включения вопросов контроля и оценки в непосредственную педагогическую деятельность.

Курс по выбору является составной частью блока общепрофессиональных дисциплин (ГОС ВПО). Чтение его на завершающем этапе изучения педагогических дисциплин помогает совершенствовать те знания, умения и навыки, которые были получены студентами в курсах педагогики, психологии, методик обучения и воспитания на младших курсах; формирует компетентность будущих учителей начальных классов в оценке учебных достижений школьников.

Список литературы

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. -161 с.

2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/ 2005/ 0910-12.htm.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540600 Педагогика. Степень (квалификация) — бакалавр педагогики. Утвержден «31» января 2005 Номер государственной регистрации 728 пед/бак (новый). - М.: Министерство образования РФ, 2005.

4. Документы болонского процесса / Режим доступа:

http://www.bologna.mgimo.ru/documents.php?cat_id

5. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

6. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова - М.: Просвещение, 1993. -192 с.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. -М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.

8. Осокина С. А. Формирование оценочных умений в процессе профессиональнопедагогической подготовки студентов (на материале педагогического колледжа): дис. ... канд. пед. наук / С. А. Осокина. - Москва, 2005. - 185 с.

9. Пазухина С. В. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в системе развивающего личностно-ориентированного образования. - Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 18 (89), вып. 7. - с. 280 - 289.

10. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

11. Синебрюхова В. Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов: дис.... канд. пед. наук / В. Л. Синебрюхова; Сургут.гос. пед. ин-т. - Сургут, 2000.

12.Стручаева Т. М. Интегрированный характер учебных занятий открытого типа/ Т. М. Стручаева // Обучение чтению через письмо в сочетании с открытыми формами занятий: Учебно-метод. пособие / Под ред. Е. В. Тонкова, Г. И. Пашковой. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. - С. 53 - 57.

13- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 г. № 788. - 25 с.

14. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Т.2. М-П / Под ред.

С.Я. Батышева. - М.: Профессиональное образование, 1999 - 441 с.

CREATION OF THE PEDAGOGICAL COMPETENCE OF ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN THE WORK OF THE FUTURE TEACHERS OF LOWER GRADES

LV. Ivashshenko

Belgorod National Research University

e-mail: [email protected]

This article observes the characteristic of federal state educational standards of the higher vocational training of the second and third genera- tion. The content of the author's course «Technologies of Assessment of educational achievements of pupils» is briefly characterized, specific exam- ples f othe practical-focused orientation of the course are discussed in the paper.

Key words: professional competence, Federal state educational stan- dard of the higher vocational training, estimated skills of the teacher, aca- demic course, technology of a portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.