3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом России 3 апреля 2012 года).
4. Распоряжение от 22 ноября 2012 года № 2148-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
5. Указ от 2 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1 2 © Маркушевская Е.А. , Шишкина А.С.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье раскрываются педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников тема актуальная, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным. В современном мире быть коммуникативным важно, и нужны умения выстраивать отношения с другими людьми, входить с людьми в контакт, общаться с ними, уметь находить общий язык, работать в коллективе или группе. Современному ученику важно не только усвоить знания, но и умения. Универсальные учебные действия формируются не только на уроках, они формируются во внеурочной деятельности, с помощью работы в группах, коллективной деятельности, при работе в парах, при выполнении заданий и многих других формах работы.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Существует программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, которая должна содержать:
1 Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
2 Студент.
- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию [4].
Способность учащегося самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
При формировании коммуникативных универсальных учебных действий дети учатся: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [1].
Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции И.А. Гришановой. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников.
Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей [2].
Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий во многом зависит, от учителя ведь на сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.
Основной задачей учителя является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Обсуждение участниками способов своего действия, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных универсальных учебных действий является групповая совместная деятельность во время игры.
Игра - это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
Групповая работа школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое недовольство тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т.п.
Было проведено диагностическое исследование, которое включает в себя следующие методики: «Ваза с яблоками», «Кто прав?», «Совместная сортировка», «Дорога к дому», «Рукавички».
Результат методики «Ваза с яблоками» показал, что 60 % учащихся имеет средний уровень, т.е. частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника, 20 % младших школьников имеет высокий уровень, т.е. ребенок четко ориентируется на особенности
пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников, 20 % учащихся имеет низкий уровень, т.е. ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
Результат методики «Кто прав?» 60 % учащихся имеет средний уровень, т.е. частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы; 10 % учащихся имеет высокий уровень, т.е. ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение; 30 % учащихся имеет низкий уровень, т.е. ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета; соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
В результате беседы «Совместная сортировка» было выявлено, что 10 % учащихся имеют низкий уровень, т.е. задание вообще не выполнено, фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; 50 % учащихся имеют средний уровень, т.е. задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; 40 % учащихся имеют высокий уровень т.е. фишки разделены на четыре кучки. Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек.
В результате беседы «Дорога к дому» было выявлено, что 30 % учащихся имеют низкий уровень, т.к. узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера; 10 % учащихся имеют высокий уровень, т.е. узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; 60 % учащихся имеют средний уровень, т.е. имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти.
В результате проведения методики «Рукавички» выявлено, что 30 % учащихся имеют низкий показатель, т.е. в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут
придти к согласию, настаивают на своем; 60 % учащихся имеет средний показатель, т.е.сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 10 % учащихся имеют высокий показатель, т.е. рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника находится на среднем уровне и характеризуется тем, что дети еще не достаточно могут обосновать свои ответы, возникают трудности из-за неумения аргументировать свою позицию и слушать партнера, у детей развито частичное взаимопонимание именно поэтому нужно больше делать акцент на их формирование.
Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Чтобы шло формирование коммуникативных универсальных учебных действий, работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся [3].
Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов и практических психологов, реализоваться в рамках целостного образовательного процесса, т.к. каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Список литературы:
1. Болтуть Е.В., Маркушевская Е.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в игровой деятельности / сост. Т.Б. Руденко, М.В. Николаева // Твори добро другим во благо: матер. IX Междунар. студенческого форума, г. Волгоград, 20-22 мая 2015 г. -М.: Планета, 2015. - 224 с.
2. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): монография. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
3. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2008. - № 7.
4. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.