34
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
2. Даль В.И. Толковый словарь Даля. - Изд. «Белый город», 2004.
3. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. - 2005.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / ГК. Се-левко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
5. Шик К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 110-112.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Ломакина Д.А.*, Маркушевская Е.А.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье представлены педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
На этом шаге становления прогрессивного сообщества уже ни для кого не является секретом, собственно требования к подготовленности выпускника по конкретным предметам не значат его эффективной социализации в последствии завершения образовательного учреждения, искусства выстраивать отношения с иными людьми, действовать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Отчизны. В настоящее время, когда объём человеческих познаний увеличивается каждые 3-4 года, современному выпускнику средних учебных заведений существенно не только усвоить определённый объём познаний, хотя и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Универсальные учебные действия как обобщённые действия раскрывают ученикам вероятность широкой ориентации, как в всевозможных предметных областях, но и в строении учебной деятельности. Подходы к реше-
* Студент.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
Современные педагогические технологии
35
нию трудностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурмен-ской, И.А. Володарской, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных учебных дей-ствий.Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий по курсу окружающего мира и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
Коммуникативные универсальные учебные действия гарантируют общественную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или же работы, искусство слушать и вступать в разговор, принять участие в коллективном обсуждении трудностей, интегрироваться в категорию ровесников и возводить продуктивное взаимодействие и совместная работа со ровесниками и взрослыми.
Видами коммуникативных универсальных учебных действий являются:
- планирование учебной совместной работы с преподавателем и ровесниками;
- определение цели, функций соучастников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативная совместная работа в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - раскрытие, идентификация проблемы, поиск и оценка других методов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- искусство с довольной полнотой и точностью выражать собственные идеи согласно с задачами и критериями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи согласно с грамматическими и синтаксическими общепризнанными мерками родного языка.
Младший школьный возраст считается оптимальным для формирования коммуникативного компонента многоцелевые учебные воздействия на начальном шаге исследования индивидуальные успехи ребёнка впервые получают социальное значение, поэтому в виде одной из основных задач начального образования считается создание оптимальных критерий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации заслуги, инициативы, самостоятельности учащегося. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
В ходе нашего исследования были проведены следующие методики «Кто прав» (Цукерман), «Совместная сортировка» (Бурменская), модифицированное задание «Дорога к дому», направленные на выявление уровня сфор-
36
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
мированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
В результате исследования было выявлено, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника находится на среднем уровне и характеризуется тем, что дети еще не достаточно имеют все шансы доказывать собственные ответы, возникают трудности в результате неумения аргументировать свою позицию и слушать напарника, у детей развито частичное взаимопонимание.
Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию коммуникативных универсальных действий.
Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.
На занятиях дети учатся: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Таким образом, проведя исследование, можно сделать вывод, после проведенных методик, уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий повысился.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
2. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. - Ижевск. 2010. - 236 с.
Современные педагогические технологии
37
3. Маркушевская Е.А. Дидактико-методическая готовность будущих учителей начальных классов к личностно развивающей педагогической деятельности // Начальная школа «До и после». - 2013. - № 1. - С. 16-17.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).
ВОЗМОЖНОСТИ игровой технологии В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Маркушевская Е.А.* *, Тимофеева О.Н.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье рассматривается проблема формирование экологического опыта младших школьников средством игровой технологии обучения.
Ключевые слова экологический опыт, игровая технология.
Приоритетной целью гуманистически ориентированного образования является воспитание духовно-нравственной личности, воспринимающей окружающий мир и себя в нем как саморазвивающуюся целостность, характеризующейся потребностью жить в гармонии с Природой, осознающей уникальную миссию человечества в активно разумном преобразовании биосферы.
В связи с этим назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения, всего населения экологически сообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Существующая долгие годы система экологического образования в России не могла обеспечить формирование поведения, реализующего готовность ребенка жить в гармонии с Природой. По нашему мнению, такое поведение нельзя выработать лишь привитием учащимся экологических понятий, логических операций, реализацией предметно-практического опыта, ориентацией на примитивные механизмы правилосообразного поведения, т.е. путем традиционного знаниево-функционального образования. Воспитание экологически сообразного поведения представляется возможным путем реализации в эколого-педагогической деятельности личностного подхо-
* Доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент.