взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Таким образом, мы установили, что работы в парах обеспечивает формировании коммуникативных умений. При выполнение выпускной классификации работы мы проверим это утверждения на практике.
Список литературы:
1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса - СПб.: Экслюзив, 1995.
2. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: 1989.
3. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1 2 © Маркушевская Е.А. , Рутц А.Г.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье раскрываются педагогические условия применения дидактической игры, как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, игра, игровая деятельность, структура игры, дидактическая игра.
В нашем обществе, которое прогрессирует с каждым годом, развитие личности будущего поколения занимает одну из ведущих ролей в образова-
1 Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
2 Студент.
нии. Благодаря этому, развивающее образование приобретает актуальный характер, у общества появляется еще большая потребность во всесторонне развитом внутреннем мире детей, как интеллектуально так и творчески.
Всесторонне развитую личность ребенка возможно сформировать с помощью формирования универсальных учебных действий учащихся. Вследствие чего, такие популярные виды работы на уроках, как игровые методы и формы обучения приобретают огромную роль в развитии интеллектуального и творческого мира учеников.
В ходе исследования нами было установлено, что познавательные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия включают в себя самостоятельное выделение учащимися и формулирование ими познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение своего речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от условий, самостоятельное моделирование объекта и др. Логические универсальные учебные действия включают в себя анализ данных объектов для выделения каких-либо его признаков, синтез данных объектов, выбора признаков и свойств для сравнения объектов, построение логической цепи рассуждений и др. Постановка и решение проблемы включают в себя формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее решения благодаря творческому и поисковому методам [1].
Одним из самых эффективных методов формирования познавательных универсальных учебных действий является дидактическая игра. Дидактическая игра объединяет в себе разнообразное количество видов педагогического воздействия: познавательного, эмоционального и нравственно-волевого.
Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры. «Двойственная природа» игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровые действия; 3) правила игры; 4) результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Правила влияют и на решение дидактической задачи -незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д.
В ходе исследования были проведены диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий: методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной) и методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методы патопсихологии»).
Методика «Нахождение схем к задачам» позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. Оцениваемые универсальные учебные действия: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования) [1]. Детям предлагалось найти правильную схему к каждой предложенной задаче.
Результаты исследования показали, что всего 10 % испытуемых могут правильно соотнести способ решения задачи и схему. При анализе задачи они выделяют только существенные смысловые единицы текста. Создают различные схемы решения, могут использовать решение задач разными способами.
На среднем уровне справились с этим заданием 60 % испытуемых. При подборе схемы к задаче они запутались, так как не смогли сразу соотнести существенные смысловые единицы текста, способ решения и схему. При помощи педагога, с небольшими подсказками учащиеся исправляли свою ошибку.
30 % испытуемых справились с этим заданием на низком уровне. Эти учащиеся не смогли самостоятельно соотнести существенные смысловые единицы текста, способ решения и схему. Помощь часто была непродуктивна, исправить свои ошибки самостоятельно они не смогли.
Таким образом, мы видим, что у большинства учащихся возникли трудности в правильном выполнении данной методики. Только у одного опро-
шенного был выявлен высокий уровень сформированности умения выделять тип задачи и способ ее решения. Преобладает количество детей со средним уровнем сформированности умения выделять тип задачи и способ ее решения.
Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить уровень логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого [2].
Таким образом, мы видим, что 20 % опрошенных дали верные ответы. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о высоком уровне сформированности логичности мышления испытуемых.
У 50 % опрошенных средний уровень сформированности логичности мышления, дети не всегда отделяли существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
У 30 % детей оказался низкий уровень сформированности логичности мышления. Дети выделяли частные признаки понятий и явлений, только в некоторых случаях улавливали абстрактное значение понятий.
Преобладает количество детей со средним уровнем сформированности логичности мышления.
Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий показало, что у учащихся сформирован средний уровень познавательных универсальных учебный действий.
Таким образом, нами были разработаны и апробированы на практике в начальной школе дидактические игры, которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка, математики и окружающего мира.
Так, например дидактическая игра по окружающему миру «По порядку».
Цель: закрепить знания детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Учитель раздает детям карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку, как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
Благодаря данной игре у ребенка формируются логические универсальные действия: учащийся анализирует объекты (когда выбирает какой день ему поставить на определенное место дня недели), синтезирует - составляет целый ряд из частей (дни недели расставляет в правильной последовательности, чтобы получить неделю как целостный объект), строит логическую цепь рассуждений при расстановке дней недели.
Следующая дидактическая игра разработана и проведена по математике «Математическая рыбалка».
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Описание: на магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Во время данной игры у учащихся формируются общеучебные универсальные действия: при обозначении ответа знаково-символическим способом учащиеся используют моделирование, дети самостоятельно создадут алгоритм способов решения примеров, выберут наиболее эффективный способ решения задачи; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений во время решения заданий.
Таким образом, формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников способствует деликатный и профессиональный подбор средств их формирования, таких, как дидактические игры, которые будут стимулировать дальнейшее развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в дальнейшем.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011 - 159 с.
2. Маркушевская Е.А. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения: матер. регион. науч.-практ. конф. 24 января 2012 г. - Ч. II. - Волгоград: «Колледж», 2012. - С. 205-208.
3. Маркушевская Е.А. Пути формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Компетентностно-ориентиро-ванная среда образовательного учреждения: опыт проектирования и реализации: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 23 января 2013 г. В 3-х ч. Ч. II. -Волгоград: «Колледж», 2013. - 208 с.
4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999 - 448 с.