Научная статья на тему 'Внедрение жемчужин Восточного педагогического мышления в учебники и учебную литературу'

Внедрение жемчужин Восточного педагогического мышления в учебники и учебную литературу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / КНИГА / МЫШЛЕНИЕ / ШКОЛЬНИК / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иноятова Мухайё Эгамбердиевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем, связанных с созданием нового поколения учебной литературы для общеобразовательных школ Узбекистана. В ней приведены мысли учёных-мыслителей о важных качествах личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение жемчужин Восточного педагогического мышления в учебники и учебную литературу»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВНЕДРЕНИЕ ЖЕМЧУЖИН ВОСТОЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНИКИ И УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Иноятова М.Э.

Иноятова Мухайё Эгамбердиевна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары-Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена одной из актуальных проблем, связанных с созданием нового поколения учебной литературы для общеобразовательных школ Узбекистана. В ней приведены мысли учёных-мыслителей о важных качествах личности. Ключевые слова: учебник, книга, мышление, школьник, учитель, ученик.

Современный этап развития общества выдвигает на передний план личность как абсолютную ценность, источник общественного прогресса. Отчетливо проявилась зависимость социума от тех способностей и качеств личности, которые формирует и развивает образование, где в течение последних лет произошли кардинальные изменения. Они способствовали созданию нового поколения учебно-методической литературы на основе усовершенствованных государственных образовательных стандартов.

В связи с этим назрела необходимость во внесении изменений в содержание учебников и учебной литературы. Получение качественного образования является одной из важнейших жизненных ценностей граждан. Именно качественное обучение призвано обеспечить подготовку компетентного, мобильного, творческого специалиста. Перед человеком, живущим в условиях формирования инновационной социально-экономической среды, встают задачи избирательно усваивать актуальные научные, технологические знания; адекватно воспринимать инновационные технологии, новые возможности экономического поведения; быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, опираясь на свой образовательный потенциал. Теперь они основаны на механизмах формирования у школьников умений отбирать необходимую информацию путем ознакомления их с восточной педагогической мыслью.

В настоящее время современная школа в своей деятельности иннновационна и поэтому очень важно, с помощью какой литературы преподаётся учебный материал, в частности, такого предмета, как «Чувство Родины». Для того чтобы повысить качество образования детей важно создать новые альтернативные учебники для учащихся общеобразовательных школ. На наш взгляд, необходимо умелое сочетание современных требований к учебно-воспитательному процессу с применением новых информационных технологий с сохранением и использованием традиционных источников информации.

При этом задача учителя состоит не только в вооружении учеников определенной системой знаний, умений, навыков, но и во всемерном развитии их умственных сил, в формировании общих интеллектуальных умений: самостоятельно добывать новые знания, решать нестандартные задачи, находить оригинальные способы решений, рационально работать с различными источниками информации. К тому же педагогическая наука непрерывно развивается, каждый день появляется что-то новое.

Поток научной информации настолько велик, что даже специальные институты научной информации не успевают ее переработать, донести до читателя. В этом потоке необходимо найти нужное, следить за новым, привносить это новое в траекторию своего личностного развития. Это требует и от учителей, и от учеников постоянного поиска, непрерывного творческого труда над своим развитием и совершенствованием.

В учебник по предмету «Чувство Родины», на наш взгляд, можно включить некоторые педагогические мысли наших учёных. К примеру, З.М. Бабур в своём труде «Бабур-наме» затрагивает и педагогические проблемы (вопросы морали, этики, нравственности) своей эпохи. У него очень много педагогических высказываний. Даже в трактате по мусульманскому законоведению «Мубайин» излагаются взгляды Бабура на налоговую и экономическую политику. Он написал и «Родительское послание» - этико-дидактическое наставление, где содержатся рассуждения о воспитании и обучении. В рубаи и газелях Бабура мы постоянно встречаемся с мыслями о дружбе, Родине, честности, добре и зле, почитании родителей, отношении к женщине, религии, богатству, о важности обучения, воспитания, повторении себя в своих учениках.

Основоположник узбекского языка и литературы Алишер Навои высоко ценил человеческий разум и науку. «Знания и мудрость - украшение человека», - писал он.

Другой мыслитель - Х.В. Кошифи говорил: «По возможности нужно стремиться к (хорошему) воспитанию его (ребенка), чтобы он приобрел положительные свойства и уклонился от низких поступков». В раннем возрасте дети бывают очень восприимчивыми, принимают все: плохое и хорошее. «Душа ребенка, - отмечал Кошифи, - похожа на чистую доску, на которой легко начертить любое изображение» [1, с. 56].

Эти и другие педагогические идеи мыслителей должны быть включены в содержание учебника «Чувство Родины», поскольку они расширят диапазон развития учеников, будут способствовать правильной ориентации в выборе необходимой информации.

Список литературы

1. Абдуллаева Ш.А. и др. История педагогики. Т.: Фан ва технология, 2008.

О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ФОНЕТИКИ Кодирова К.С.

Кодирова Камала Салиховна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена такой важной задаче в изучении иностранных языков, как изучение фонетики. В ней затрагивается её теоретическая и экспериментальная основа. Ключевые слова: фонетика, обучение, иностранный язык, студент, преподаватель, вуз.

При обучении детей иностранному языку необходимо помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строилось обучение иностранным языкам в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем. Иными словами, никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики и, тем не менее, нормально развивающийся ребенок к пяти-шести годам уже овладевает этой грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи, а к семи-восьми в речи ребенка появляются сложные предложения, тексты значительной длины. И вторым языком согласно этой теории ребенок овладевает так же как первым, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Доказательством этого стало развитие ребенка в двуязычном окружении. Но имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве - возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счет огромной работы ребенка, который не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что видит и слышит и выводит системы правил, которые определяют выражение индивидуальных мыслей, интенций ребенка. «Все дети независимо от конкретных особенностей родного языка проходят этап так называемой сверхгенерализации. Иногда говорят, что ребенок действует по аналогии, но всякая аналогия, как утверждал выдающийся психолог А.Р. Лурия в работе «Речь и интеллект в развитии ребенка» предполагает обобщение». Ребенок из всех звуков, которые он слышит вокруг, вычленяет как значимые только фонематические, смыслоразличительные противопоставления системы родного языка. Маленькие дети за короткое время запоминают сотни слов потому, что аналогичная психологическая ситуация возникает в случае, когда второй иностранный язык выполняет в жизни ребенка те же социальные функции, что и первый, например, необходимость играть с иноязычным партнером, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т.д. В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается навсегда. Но если сузить сферу иноязычного общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются практически до нуля. Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности педагога и детей в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.