Научная статья на тему 'О некоторых задачах теоретической и экспериментальной фонетики'

О некоторых задачах теоретической и экспериментальной фонетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодирова Камала Салиховна

Статья посвящена такой важной задаче в изучении иностранных языков, как изучение фонетики. В ней затрагивается её теоретическая и экспериментальная основа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых задачах теоретической и экспериментальной фонетики»

Основоположник узбекского языка и литературы Алишер Навои высоко ценил человеческий разум и науку. «Знания и мудрость - украшение человека», - писал он.

Другой мыслитель - Х.В. Кошифи говорил: «По возможности нужно стремиться к (хорошему) воспитанию его (ребенка), чтобы он приобрел положительные свойства и уклонился от низких поступков». В раннем возрасте дети бывают очень восприимчивыми, принимают все: плохое и хорошее. «Душа ребенка, - отмечал Кошифи, - похожа на чистую доску, на которой легко начертить любое изображение» [1, с. 56].

Эти и другие педагогические идеи мыслителей должны быть включены в содержание учебника «Чувство Родины», поскольку они расширят диапазон развития учеников, будут способствовать правильной ориентации в выборе необходимой информации.

Список литературы

1. Абдуллаева Ш.А. и др. История педагогики. Т.: Фан ва технология, 2008.

О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ФОНЕТИКИ Кодирова К.С.

Кодирова Камала Салиховна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра интенсивного обучения второму иностранному языку, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена такой важной задаче в изучении иностранных языков, как изучение фонетики. В ней затрагивается её теоретическая и экспериментальная основа. Ключевые слова: фонетика, обучение, иностранный язык, студент, преподаватель, вуз.

При обучении детей иностранному языку необходимо помнить, что психолого-педагогическая концепция, на которой строилось обучение иностранным языкам в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем. Иными словами, никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики и, тем не менее, нормально развивающийся ребенок к пяти-шести годам уже овладевает этой грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи, а к семи-восьми в речи ребенка появляются сложные предложения, тексты значительной длины. И вторым языком согласно этой теории ребенок овладевает так же как первым, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Доказательством этого стало развитие ребенка в двуязычном окружении. Но имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве - возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счет огромной работы ребенка, который не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что видит и слышит и выводит системы правил, которые определяют выражение индивидуальных мыслей, интенций ребенка. «Все дети независимо от конкретных особенностей родного языка проходят этап так называемой сверхгенерализации. Иногда говорят, что ребенок действует по аналогии, но всякая аналогия, как утверждал выдающийся психолог А.Р. Лурия в работе «Речь и интеллект в развитии ребенка» предполагает обобщение». Ребенок из всех звуков, которые он слышит вокруг, вычленяет как значимые только фонематические, смыслоразличительные противопоставления системы родного языка. Маленькие дети за короткое время запоминают сотни слов потому, что аналогичная психологическая ситуация возникает в случае, когда второй иностранный язык выполняет в жизни ребенка те же социальные функции, что и первый, например, необходимость играть с иноязычным партнером, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т.д. В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается навсегда. Но если сузить сферу иноязычного общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются практически до нуля. Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности педагога и детей в процессе

обучения. К теоретическим и практическим задачам фонетики относится тренировка детей в восприятии и произнесении звуков, когда используются приемы осознанной и неосознанной имитации. Неосознанная имитация - это усвоение звукового строя путем повторения за учителем. Именно так усваиваются звуки первой группы. Осознанная имитация предполагает сообщение детям правил произношения. Осознанное усвоение особенно важно при постановке звуков, сходных в иностранном и родном языках. Далее детям можно предложить группу упражнений, направленных на формирование речевого слуха.

Речевой или фонематический слух - это способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи. Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.

Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. При обучении иностранному языку важно, чтобы дети вместе с учителем «творили» урок, поскольку эффективность процесса обучения иностранному языку в школьном возрасте определяет готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом.

В связи с этим, овладение иностранным языком как вторым иностранным языком в вузе в настоящее время рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение иноязычной коммуникативной компетенцией - как один из компонентов профессиональной компетентности [1, с. 78].

Список литературы

1. Кодирова К.С. Об инновационных методах обучения студентов второму иностранному языку в вузе // Наука и образование сегодня. М., 2019. № 4 (39). С. 78-79.

ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИКЕ Доценко Л.И.1, Попова О.В.2

'Доценко Любовь Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Попова Ольга Викторовна — студент, кафедра педагогики и физической куль туры, Старооскольский филиал Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Старый Оскол

Аннотация: вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Генезис половой роли ребенка представляет огромный интерес для психологии развития, так как дошкольный возраст - первый важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей.

Ключевые слова: полоролевое воспитание, половое воспитание, гендерное воспитание.

Проблема полоролевого воспитания личности всегда являлась актуальной проблемой педагогики. В этом контексте особый интерес представляет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит переосмысление взаимоотношений между полами, осознания себя как представителя определенного пола, а также выбор модели поведения в соответствии с индивидуальным полоролевым образом.

Проблема усвоения и воспроизводства половых ролей требуют исследований по изучению сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания полоролевых представлений детей среднего дошкольного возраста, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может. У детей половые роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.