Научная статья на тему 'Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в педагогике'

Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1467
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доценко Любовь Ивановна, Попова Ольга Викторовна

Вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Генезис половой роли ребенка представляет огромный интерес для психологии развития, так как дошкольный возраст первый важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в педагогике»

обучения. К теоретическим и практическим задачам фонетики относится тренировка детей в восприятии и произнесении звуков, когда используются приемы осознанной и неосознанной имитации. Неосознанная имитация - это усвоение звукового строя путем повторения за учителем. Именно так усваиваются звуки первой группы. Осознанная имитация предполагает сообщение детям правил произношения. Осознанное усвоение особенно важно при постановке звуков, сходных в иностранном и родном языках. Далее детям можно предложить группу упражнений, направленных на формирование речевого слуха.

Речевой или фонематический слух - это способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи. Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.

Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. При обучении иностранному языку важно, чтобы дети вместе с учителем «творили» урок, поскольку эффективность процесса обучения иностранному языку в школьном возрасте определяет готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом.

В связи с этим, овладение иностранным языком как вторым иностранным языком в вузе в настоящее время рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение иноязычной коммуникативной компетенцией - как один из компонентов профессиональной компетентности [1, с. 78].

Список литературы

1. Кодирова К.С. Об инновационных методах обучения студентов второму иностранному языку в вузе // Наука и образование сегодня. М., 2019. № 4 (39). С. 78-79.

ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИКЕ Доценко Л.И.1, Попова О.В.2

'Доценко Любовь Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Попова Ольга Викторовна — студент, кафедра педагогики и физической куль туры, Старооскольский филиал Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Старый Оскол

Аннотация: вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Генезис половой роли ребенка представляет огромный интерес для психологии развития, так как дошкольный возраст - первый важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей.

Ключевые слова: полоролевое воспитание, половое воспитание, гендерное воспитание.

Проблема полоролевого воспитания личности всегда являлась актуальной проблемой педагогики. В этом контексте особый интерес представляет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит переосмысление взаимоотношений между полами, осознания себя как представителя определенного пола, а также выбор модели поведения в соответствии с индивидуальным полоролевым образом.

Проблема усвоения и воспроизводства половых ролей требуют исследований по изучению сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания полоролевых представлений детей среднего дошкольного возраста, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может. У детей половые роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации.

99

Вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Отсюда возникает термин «половое воспитание». И.С. Клециной дается такая трактовка: «Половое воспитание - это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни» [4].

Человек определяется как мужчина или женщина, мальчик или девочка на основании телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков. Как отмечает Т.В. Бендас, совокупность этих признаков и называется полом. Пол как понятие включает в себя биологические и социальные характеристики. Биологический пол заложен от рождения, а социальный складывается в течение жизни человека, и социальные факторы имеют большое значение на развитие социального пола [1].

Половое воспитание индивида, по мнению отечественных педагогов, необходимо изучать в тесной связи с нравственным воспитанием. Целью полового воспитания исследователи видят подготовку подрастающего поколения к семейной жизни, овладение нравственной культурой в области взаимоотношений полов. Д.В. Колесов определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [5].

В конце XX начале XXI веков педагоги при рассмотрении полодифференцированного воспитания стали применять не только термин «половое воспитание», но и также термин «полоролевое воспитание» [9]. В основе полоролевого воспитания лежат закономерности социального пола, оно подразумевает становление полоролевого поведения, мужских и женских качеств под влиянием социальных факторов.

И.С. Кон, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева и др. ввели термин «полоролевое воспитание» в сферу отечественной науки, несмотря на то, что существовал термин «гендер», который активно применялся исследователями за рубежом. Но возникла потребность в переходе (от освоения социальных ролей мужчинами и женщинами к «культурной маске пола») к тендерному воспитанию в условиях современного мира, и это место было отдано полоролевому воспитанию [8].

Как указывает Т.А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания. [8].

Опираясь на сформировавшиеся в научной теории и педагогической практике подходы к разработке программы полодифференцированного воспитания, можно выделить подход, в котором понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» представлены как тождественные, обозначающие воспитание в соответствии с гендерной ролью, и отметить, что, на наш взгляд, такой подход является наиболее целесообразным [8].

Дошкольный возраст - первый важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей, именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, полоролевая «Я-концепция».

Термин «гендер» - один из самых новых в современной науке. Впервые, термин «гендер» был введен в научный оборот в 1958 году психоаналитиком университета Калифорнии Робертом Столлером для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Под ним он понимал социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол».

Половое воспитание с позиции гендерного подхода предпологает гармонизацию полоролегого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.

«Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста».

В настоящее время полоролевое воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Полоролевое воспитание, по мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола [12].

Согласно точке зрения Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание заключается в освоении таких качеств, как уважение, дружба между детьми разного пола, в осознании ими соответствующих норм и представлений, в становлении доброжелательных и положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками [6].

Исследователи, как Д.Н. Исаев, В.Б. Каган, И.С. Кон и др., указывают на то, что в дошкольном возрасте формируется первичная полоролевая идентичность. Дети старшего дошкольного возраста способны безошибочно определять пол, точно описывать отличительные признаки мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики - штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы» [3].

З.Г. Костяшкин видит полоролевое воспитание как особую составляющую нравственного воспитания, которое заключается в формировании отношений людей разных полов, а также навыков поведения и самоконтроля, с этим связанных [7].

Ю.С. Григорьева определяет полоролевое воспитание как сложное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола [2].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что полоролевое воспитание дошкольника представляет собой целенаправленное влияние, в результате которого ребенок приобретает социальный опыт, необходимый ему для жизни в обществе. Такой опыт позволяет находить свое место в социуме, понимать самоценность собственной личности и личности других людей, осваивать культурные традиции общества и проявлять с опорой на них свое отношение к миру.

Исследователи отмечают, что полоролевая идентичность, по-другому говоря, восприятие человеком своих качеств женственности и мужественности развивается под влиянием полоролевого воспитания.

Обобщая сказанное выше, мы определяем половое воспитание как набор воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, цель которых - освоение принятой в обществе системы половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Полоролевое воспитание является составляющей полового воспитания. Мы приняли за основу следующее определение полоролевого воспитания, согласно которому оно представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества.

Таким образом, вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола.

Биологический пол заложен от рождения, а социальный складывается в течение жизни человека, и социальные факторы имеют большое значение на развитие социального пола.

Таким образом, полоролевое воспитание дает возможность полноценного развития личности мальчиков и девочек, приобретения ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей.

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. СПб., 2010. 267 с.

2. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дисс. пед. канд. наук / Ю.С. Григорьева. Екатеринбург, 2007. 167 с.

3. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии, 2010. № 2. С. 65-69.

4. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие / И.С. Клецина. СПб., 2008. 206 с.

5. Колесов Д.В., Сельверова Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. М.: ФиС, 2010. 198 с.

6. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте / Н.К. Ледовских. М.: Владос, 2008. 237 с.

7. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2013. 276 с.

8. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. Москва-Воронеж, 2009. 300 с.

9. Столярчук Л.И., Столярчук, И.А. Парадигмальная взаимосвязь понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание / Л.И. Столярчук, И.А. Столярчук // Фундаментальные исследования, 2013. № 1. Стр. 357-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.