обучения. К теоретическим и практическим задачам фонетики относится тренировка детей в восприятии и произнесении звуков, когда используются приемы осознанной и неосознанной имитации. Неосознанная имитация - это усвоение звукового строя путем повторения за учителем. Именно так усваиваются звуки первой группы. Осознанная имитация предполагает сообщение детям правил произношения. Осознанное усвоение особенно важно при постановке звуков, сходных в иностранном и родном языках. Далее детям можно предложить группу упражнений, направленных на формирование речевого слуха.
Речевой или фонематический слух - это способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи. Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.
Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. При обучении иностранному языку важно, чтобы дети вместе с учителем «творили» урок, поскольку эффективность процесса обучения иностранному языку в школьном возрасте определяет готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом.
В связи с этим, овладение иностранным языком как вторым иностранным языком в вузе в настоящее время рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение иноязычной коммуникативной компетенцией - как один из компонентов профессиональной компетентности [1, с. 78].
Список литературы
1. Кодирова К.С. Об инновационных методах обучения студентов второму иностранному языку в вузе // Наука и образование сегодня. М., 2019. № 4 (39). С. 78-79.
ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИКЕ Доценко Л.И.1, Попова О.В.2
'Доценко Любовь Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Попова Ольга Викторовна — студент, кафедра педагогики и физической куль туры, Старооскольский филиал Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Старый Оскол
Аннотация: вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Генезис половой роли ребенка представляет огромный интерес для психологии развития, так как дошкольный возраст - первый важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей.
Ключевые слова: полоролевое воспитание, половое воспитание, гендерное воспитание.
Проблема полоролевого воспитания личности всегда являлась актуальной проблемой педагогики. В этом контексте особый интерес представляет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит переосмысление взаимоотношений между полами, осознания себя как представителя определенного пола, а также выбор модели поведения в соответствии с индивидуальным полоролевым образом.
Проблема усвоения и воспроизводства половых ролей требуют исследований по изучению сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания полоролевых представлений детей среднего дошкольного возраста, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может. У детей половые роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации.
99
Вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Отсюда возникает термин «половое воспитание». И.С. Клециной дается такая трактовка: «Половое воспитание - это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни» [4].
Человек определяется как мужчина или женщина, мальчик или девочка на основании телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков. Как отмечает Т.В. Бендас, совокупность этих признаков и называется полом. Пол как понятие включает в себя биологические и социальные характеристики. Биологический пол заложен от рождения, а социальный складывается в течение жизни человека, и социальные факторы имеют большое значение на развитие социального пола [1].
Половое воспитание индивида, по мнению отечественных педагогов, необходимо изучать в тесной связи с нравственным воспитанием. Целью полового воспитания исследователи видят подготовку подрастающего поколения к семейной жизни, овладение нравственной культурой в области взаимоотношений полов. Д.В. Колесов определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [5].
В конце XX начале XXI веков педагоги при рассмотрении полодифференцированного воспитания стали применять не только термин «половое воспитание», но и также термин «полоролевое воспитание» [9]. В основе полоролевого воспитания лежат закономерности социального пола, оно подразумевает становление полоролевого поведения, мужских и женских качеств под влиянием социальных факторов.
И.С. Кон, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева и др. ввели термин «полоролевое воспитание» в сферу отечественной науки, несмотря на то, что существовал термин «гендер», который активно применялся исследователями за рубежом. Но возникла потребность в переходе (от освоения социальных ролей мужчинами и женщинами к «культурной маске пола») к тендерному воспитанию в условиях современного мира, и это место было отдано полоролевому воспитанию [8].
Как указывает Т.А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания. [8].
Опираясь на сформировавшиеся в научной теории и педагогической практике подходы к разработке программы полодифференцированного воспитания, можно выделить подход, в котором понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» представлены как тождественные, обозначающие воспитание в соответствии с гендерной ролью, и отметить, что, на наш взгляд, такой подход является наиболее целесообразным [8].
Дошкольный возраст - первый важный период для воспитания культуры полоролевых взаимоотношений детей, именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, полоролевая «Я-концепция».
Термин «гендер» - один из самых новых в современной науке. Впервые, термин «гендер» был введен в научный оборот в 1958 году психоаналитиком университета Калифорнии Робертом Столлером для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Под ним он понимал социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол».
Половое воспитание с позиции гендерного подхода предпологает гармонизацию полоролегого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.
«Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста».
В настоящее время полоролевое воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Полоролевое воспитание, по мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола [12].
Согласно точке зрения Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание заключается в освоении таких качеств, как уважение, дружба между детьми разного пола, в осознании ими соответствующих норм и представлений, в становлении доброжелательных и положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками [6].
Исследователи, как Д.Н. Исаев, В.Б. Каган, И.С. Кон и др., указывают на то, что в дошкольном возрасте формируется первичная полоролевая идентичность. Дети старшего дошкольного возраста способны безошибочно определять пол, точно описывать отличительные признаки мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики - штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы» [3].
З.Г. Костяшкин видит полоролевое воспитание как особую составляющую нравственного воспитания, которое заключается в формировании отношений людей разных полов, а также навыков поведения и самоконтроля, с этим связанных [7].
Ю.С. Григорьева определяет полоролевое воспитание как сложное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола [2].
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что полоролевое воспитание дошкольника представляет собой целенаправленное влияние, в результате которого ребенок приобретает социальный опыт, необходимый ему для жизни в обществе. Такой опыт позволяет находить свое место в социуме, понимать самоценность собственной личности и личности других людей, осваивать культурные традиции общества и проявлять с опорой на них свое отношение к миру.
Исследователи отмечают, что полоролевая идентичность, по-другому говоря, восприятие человеком своих качеств женственности и мужественности развивается под влиянием полоролевого воспитания.
Обобщая сказанное выше, мы определяем половое воспитание как набор воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, цель которых - освоение принятой в обществе системы половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Полоролевое воспитание является составляющей полового воспитания. Мы приняли за основу следующее определение полоролевого воспитания, согласно которому оно представляет собой процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества.
Таким образом, вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола.
Биологический пол заложен от рождения, а социальный складывается в течение жизни человека, и социальные факторы имеют большое значение на развитие социального пола.
Таким образом, полоролевое воспитание дает возможность полноценного развития личности мальчиков и девочек, приобретения ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей.
Список литературы
1. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. СПб., 2010. 267 с.
2. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дисс. пед. канд. наук / Ю.С. Григорьева. Екатеринбург, 2007. 167 с.
3. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии, 2010. № 2. С. 65-69.
4. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие / И.С. Клецина. СПб., 2008. 206 с.
5. Колесов Д.В., Сельверова Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. М.: ФиС, 2010. 198 с.
6. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте / Н.К. Ледовских. М.: Владос, 2008. 237 с.
7. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2013. 276 с.
8. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей / Т.А. Репина. Москва-Воронеж, 2009. 300 с.
9. Столярчук Л.И., Столярчук, И.А. Парадигмальная взаимосвязь понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание / Л.И. Столярчук, И.А. Столярчук // Фундаментальные исследования, 2013. № 1. Стр. 357-360.