64
УДК 377.5.02:37.06
ГРНТИ 14.33.09
ВНЕДРЕНИЕ ВЭБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аңдатпа
Қазіргі мұғалімнің сабағы ғылыми, танымдық
бағытта, заманауи білім беру технологияларын
қолданумен ерекшеленуі керек. Тиімді білім беру
технологияларының бірі - веб-квест технологиясы. Математика сабақтарында веб-квесттерді
қолдану берік білімді, жаңа құзыреттілікті игеруге ықпал етеді, білім алушыларға бастамашылдық, дербестік танытуға, сондай-ақ пәнді оқуға
деген ынтасын арттыруға мүмкіндік береді.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.
Урок современного педагога должен отличаться
научностью, познавательной направленностью,
применением современных образовательных технологий. Одной из эффективных образовательных технологий является веб-квест-технология.
Применение веб-квестов на уроках математики
способствует овладению прочными знаниями,
новыми компетенциями, позволяет обучающимся проявить инициативность, самостоятельность,
а также повысить мотивацию к изучению предмета.
Annotation
The lesson o a modern teacher should be
distinguished by scientic, cognitive orientation, the
use o contemporary educational technologies. One
o the eective educational technologies is web-quest
technology. The use o web-quests in mathematics
contributes to the acquisition o solid knowledge,
new skills, allows students to show initiative, seldependence and also increase motivation to study the
subject.
Синько О.В.,
преподаватель математики,
Костанайский строительный
колледж, г. Костанай
Негізгі сөздер: веб-квест,
білім беру технологиялары, интернет, математика, мотивацияны арттыру.
Ключевые слова: веб-квест,
образовательные технологии,
интернет, математика, повышение мотивации.
Keywords: web-quest, educational technologies, Internet, mathematics, motivational enhancement.
В условиях глобализации системы
образования большинство стран мира
находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в образование
Казахстан находится в числе передовых.
Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом. В стране поставлены амбициозные задачи по улучшению
качества образования.
Совершенствование системы технического и профессионального образования является одним из основных
факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной
стабильности казахстанского общества.
ТиПО ориентируется на реальные потребности рынка труда и старается соответствовать задачам нового экономического курса страны.
Деятельность педагога в современных
реалиях – это постоянный поиск новых
методов, приемов и техник обучения. На
своих уроках математики я стремлюсь заинтересовать учеников, увлечь их своим
предметом, стараюсь преподнести сложный материал, чтобы он был доступным
и понятным каждому студенту.
Сегодня к урокам современного педагога предъявляются особые требования.
Урок должен отличаться научностью,
познавательной направленностью, применением современных образовательных технологий. Применение информационно-коммуникативных технологий,
игровых квест-технологий позволяют
мне выстроить урок так, чтобы развивать
интерес студентов к моему предмету,
научить находить необходимую информацию, используя различные источники, повышать уровень информационной
культуры.
Готовность к переменам, мобильность,
способность к нестандартным ситуациям, креативность и самостоятельность
в принятии решений – эти качества характеризуют успешного профессионала.
Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить
полезную информацию, анализировать
её и использовать в своей деятельности,
повышая эффективность интеллектуального или физического труда, творческое
отношение к профессиональной деятельности. Привитие этих важных качеств
своим студентам – будущим специалистам в различных отраслях, считаю одной из своих важных педагогических задач.
Процесс обучения студентов по общеобразовательным дисциплинам в колледже основан на усвоении определенного
программного материала по предмету,
который изложен в учебниках: есть готовые понятия, упражнения, образцы
решения. Но как обучающийся может научиться принимать самостоятельные решения, выбрать те данные, которые необходимы для дальнейшей работы, создать
свой продукт, который для него является
уникальным и новым?
Одной из эффективных образовательных технологий для формирования этих
качеств у обучающихся является, на мой
взгляд, технология веб-квестов.
Квест (quest) в переводе с английского означает продолжительный и целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой [1, с. 42]. Веб-квест
как образовательная технология разработана в 1995 году Берни Доджемом и
Томом Марчем – профессорами государственного университета Сан-Диего. Эту
технологию можно определить как интерактивную форму проектной деятельности, которая включает в себя проблемное задание, элементы ролевой игры,
для выполнения которого используются
интернет-ресурсы, с целью исследования
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
65
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
66
вопроса или проблемы, а также приобретения собственных новых знаний [2, с.
13].
Веб-квесты могут охватывать отдельный учебный предмет, тему, могут быть
и межпредметными. Образовательные
веб-квесты отличаются от квестов тем,
что часть или вся информация для их
выполнения обучающимися находится на различных веб-сайтах. Результаты
работы также могут быть опубликованы
на веб-сайте. Веб-квесты лучше всего
подходят для работы в группах или мини-группах, однако могут выполняться
индивидуально обучающимися. Веб-квесты, в которых обучающийся сам выполняет все задания от начала и до конца,
помогают развивать самостоятельность,
инициативность, умение принимать решения и брать на себя ответственность
на каждом этапе выполнения работы, а
также в ходе проекта в целом. В командных веб-квестах каждый студент имеет
свою роль, соответственно, собственные
задачи, за которые он несет ответственность. Такая совместная работа позволяет научиться делиться информацией и
идеями, помогать товарищу, так как, несмотря на распределение обязанностей,
за конечный результат (продукт) отвечает каждый обучающийся.
Веб-квест опирается на такой подход
к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно
данному подходу, преподаватель становится консультантом, организатором и
координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучающихся. Преподавателем создаются условия
для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и
поддерживается их инициатива. В свою
очередь, студенты становятся равноправными участниками процесса обучения,
разделяя с преподавателем ответственность за процесс и результаты обучения.
При выполнении веб-квестов студенты не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно в группах
(или индивидуально) выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные проекты или творческие работы.
Работа с квестом:
• организовывает активную поисковую деятельность;
• способствует развитию навыков
решения проблем;
• дает возможность осуществить
индивидуальный подход;
• тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного).
Каждый веб-квест имеет определённую структуру. Как правило, вкючает в
себя три основных этапа:
1.Ознакомительный (начальный): выбор темы, проблемы, задания, роли и конечного результата.
2.Исследовательский: индивидуальная или групповая работа над темой с
использованием интернет- (или других
информационных) ресурсов, получение
промежуточных результатов. На данном
этапе обучающиеся получают (исследуют) новую информацию, осмысливают
ее.
3.Презентативный (заключительный):
представление результатов, презентация
работы, подведение итогов, дискуссия
[3, с. 164].
Сущность применения технологии
веб-квеста заключается в стимулировании познавательного интереса обучающихся к изучаемому предмету через
решение проблемной ситуации, предполагает владение определенной суммой
знаний, видение тематических связей.
Выполнение веб-квеста предполагает
67
реализацию творческого потенциала обучающихся, причем данная технология ориентирована не только на результат, но и на сам процесс.
Предмет "математика" часто воспринимается студентами как сложный, скучный
и неинтересный. В этой связи применение веб-квест-технологии позволяет разнообразить методы изучения или обобщения материала урока, повысить мотивацию к
изучаемому предмету, сформировать новые компетенции, реализовать творческий
потенциал обучающихся [4, с. 16].
На следующей схеме отражены цели использования веб-квест-технологии в обучении.
На уроках математики мною применяются веб-квесты как для изучения новой
темы, так и для обобщения и систематизации знаний по определенной теме, разделу, курсу [5, с. 31].
На сегодняшний день на просторах
Интеренета можно найти множество разработанных преподавателями веб-квестов и применить на своих занятиях.
Однако для активного применения этого
метода необходимо уметь самостоятельно разрабатывать веб-квесты.
В рамках недели ПЦК общеобразовательных дисциплин на открытом уроке математики мною были применены
информационно-коммуникативные
и
квест-технологии. Студенты первого
курса по специальности «Дизайн интерьера» изучали степенную функцию,
ее свойства и графики. Они увлеченно
выполняли задания математического
веб-квеста, используя при этом различные источники: интернет, учебники,
свои конспекты.
Таблица 1. – Пример веб-квеста по математике.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Рисунок 1. – Цели использования веб-квест технологий.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
68
Еще одной важной задачей урока является развитие у студентов самооценки,
то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою
деятельность, устанавливать ошибки и
находить пути их устранения.
Работа в команде и взаимопомощь на
уроке математики позволяют обучаю-
щимся быть более уверенными, проверка результатов способствует формированию у обучающихся адекватной
самооценки, ведь как известно, самый
большой страх студентов – это страх
проверки знаний.
Интеграция в образовательный процесс современных педагогических тех-
69
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Применение веб-квест-технологии при обучении межкультурной профессиональной коммуникации // Отечественная и
зарубежная педагогика. – 2021 Т.1. – №
2 (75). – С. 38-51.
2.Абрамова О.М. О развитии креативности школьников посредством обращения задач на уроках и внеурочных
занятиях по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 5. Часть 2. – С.
14-17.
3.Мельникова А.Ю. Технология вебквеста в обучении иностранных стажеров // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. №9-1.
– С. 162-169.
4.Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство
развития познавательной самостоятель-
ности учащихся при обучении алгебре в
основной школе: автореф. дис. … канд.
пед. Наук: 13.00.02 / С.В. Напалков. –
Саранск, 2013. – 25 с.
5.Арюткина С.В., Напалков С.В. О
прикладной составляющей тематического образовательного веб-квеста по математике / И.В. Кузнецова, В.В. Сушков. //
Традиции и инновации в современном
образовании и воспитании: детский сад,
школа, вуз. часть 1: материалы Международной научно-практической конференции – Коряжма, 2013. – С. 29-34.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
нологий и отказ от традиционных форм
позволяют разнообразить образовательный процесс, сделать его не только более живым и интересным, но и сформировать у обучающихся положительное
эмоциональное отношение к учебному
процессу. Квест-технология дает возможность оценить не только и не столько объем усвоенного обучающимися
материала по математике, но и их способность применить полученные знания
для выполнения поставленной цели.
Изменение привычных видов работы путем внедрения в образовательный
процесс современных технологий способствует овладению прочными знаниями, позволяет обучающимся проявить
инициативность и самостоятельность, а
также развивает позитивную внутреннюю мотивацию к изучению математики.