Научная статья на тему 'Внедрение вэб-квест технологий на уроках математики'

Внедрение вэб-квест технологий на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-квест / образовательные технологии / интернет / математика / повышение мотивации / веб-квест / білім беру технологиялары / интернет / математика / мотивацияны арттыру. web-quest / educational technologies / Internet / mathematics / motivational enhancement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синько О.В.

Урок современного педагога должен отличаться научностью, познавательной направленностью, применением современных образовательных технологий. Одной из эффективных образовательных технологий является веб-квест-технология. Применение веб-квестов на уроках математики способствует овладению прочными знаниями, новыми компетенциями, позволяет обучающимся проявить инициативность, самостоятельность, а также повысить мотивацию к изучению предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of web-quest technologies at Mathematics lessons

The lesson of a modern teacher should be distinguished by scientifc, cognitive orientation, the use of contemporary educational technologies. One of the effective educational technologies is web-quest technology. The use of web-quests in mathematics contributes to the acquisition of solid knowledge, new skills, allows students to show initiative, selfdependence and also increase motivation to study the subject.

Текст научной работы на тему «Внедрение вэб-квест технологий на уроках математики»

64

УДК 377.5.02:37.06

ГРНТИ 14.33.09

ВНЕДРЕНИЕ ВЭБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аңдатпа

Қазіргі мұғалімнің сабағы ғылыми, танымдық

бағытта, заманауи білім беру технологияларын

қолданумен ерекшеленуі керек. Тиімді білім беру

технологияларының бірі - веб-квест технологиясы. Математика сабақтарында веб-квесттерді

қолдану берік білімді, жаңа құзыреттілікті игеруге ықпал етеді, білім алушыларға бастамашылдық, дербестік танытуға, сондай-ақ пәнді оқуға

деген ынтасын арттыруға мүмкіндік береді.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.

Урок современного педагога должен отличаться

научностью, познавательной направленностью,

применением современных образовательных технологий. Одной из эффективных образовательных технологий является веб-квест-технология.

Применение веб-квестов на уроках математики

способствует овладению прочными знаниями,

новыми компетенциями, позволяет обучающимся проявить инициативность, самостоятельность,

а также повысить мотивацию к изучению предмета.

Annotation

The lesson o a modern teacher should be

distinguished by scientic, cognitive orientation, the

use o contemporary educational technologies. One

o the eective educational technologies is web-quest

technology. The use o web-quests in mathematics

contributes to the acquisition o solid knowledge,

new skills, allows students to show initiative, seldependence and also increase motivation to study the

subject.

Синько О.В.,

преподаватель математики,

Костанайский строительный

колледж, г. Костанай

Негізгі сөздер: веб-квест,

білім беру технологиялары, интернет, математика, мотивацияны арттыру.

Ключевые слова: веб-квест,

образовательные технологии,

интернет, математика, повышение мотивации.

Keywords: web-quest, educational technologies, Internet, mathematics, motivational enhancement.

В условиях глобализации системы

образования большинство стран мира

находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в образование

Казахстан находится в числе передовых.

Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом. В стране поставлены амбициозные задачи по улучшению

качества образования.

Совершенствование системы технического и профессионального образования является одним из основных

факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной

стабильности казахстанского общества.

ТиПО ориентируется на реальные потребности рынка труда и старается соответствовать задачам нового экономического курса страны.

Деятельность педагога в современных

реалиях – это постоянный поиск новых

методов, приемов и техник обучения. На

своих уроках математики я стремлюсь заинтересовать учеников, увлечь их своим

предметом, стараюсь преподнести сложный материал, чтобы он был доступным

и понятным каждому студенту.

Сегодня к урокам современного педагога предъявляются особые требования.

Урок должен отличаться научностью,

познавательной направленностью, применением современных образовательных технологий. Применение информационно-коммуникативных технологий,

игровых квест-технологий позволяют

мне выстроить урок так, чтобы развивать

интерес студентов к моему предмету,

научить находить необходимую информацию, используя различные источники, повышать уровень информационной

культуры.

Готовность к переменам, мобильность,

способность к нестандартным ситуациям, креативность и самостоятельность

в принятии решений – эти качества характеризуют успешного профессионала.

Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить

полезную информацию, анализировать

её и использовать в своей деятельности,

повышая эффективность интеллектуального или физического труда, творческое

отношение к профессиональной деятельности. Привитие этих важных качеств

своим студентам – будущим специалистам в различных отраслях, считаю одной из своих важных педагогических задач.

Процесс обучения студентов по общеобразовательным дисциплинам в колледже основан на усвоении определенного

программного материала по предмету,

который изложен в учебниках: есть готовые понятия, упражнения, образцы

решения. Но как обучающийся может научиться принимать самостоятельные решения, выбрать те данные, которые необходимы для дальнейшей работы, создать

свой продукт, который для него является

уникальным и новым?

Одной из эффективных образовательных технологий для формирования этих

качеств у обучающихся является, на мой

взгляд, технология веб-квестов.

Квест (quest) в переводе с английского означает продолжительный и целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой [1, с. 42]. Веб-квест

как образовательная технология разработана в 1995 году Берни Доджемом и

Томом Марчем – профессорами государственного университета Сан-Диего. Эту

технологию можно определить как интерактивную форму проектной деятельности, которая включает в себя проблемное задание, элементы ролевой игры,

для выполнения которого используются

интернет-ресурсы, с целью исследования

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

65

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

66

вопроса или проблемы, а также приобретения собственных новых знаний [2, с.

13].

Веб-квесты могут охватывать отдельный учебный предмет, тему, могут быть

и межпредметными. Образовательные

веб-квесты отличаются от квестов тем,

что часть или вся информация для их

выполнения обучающимися находится на различных веб-сайтах. Результаты

работы также могут быть опубликованы

на веб-сайте. Веб-квесты лучше всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходят для работы в группах или мини-группах, однако могут выполняться

индивидуально обучающимися. Веб-квесты, в которых обучающийся сам выполняет все задания от начала и до конца,

помогают развивать самостоятельность,

инициативность, умение принимать решения и брать на себя ответственность

на каждом этапе выполнения работы, а

также в ходе проекта в целом. В командных веб-квестах каждый студент имеет

свою роль, соответственно, собственные

задачи, за которые он несет ответственность. Такая совместная работа позволяет научиться делиться информацией и

идеями, помогать товарищу, так как, несмотря на распределение обязанностей,

за конечный результат (продукт) отвечает каждый обучающийся.

Веб-квест опирается на такой подход

к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно

данному подходу, преподаватель становится консультантом, организатором и

координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучающихся. Преподавателем создаются условия

для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и

поддерживается их инициатива. В свою

очередь, студенты становятся равноправными участниками процесса обучения,

разделяя с преподавателем ответственность за процесс и результаты обучения.

При выполнении веб-квестов студенты не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно в группах

(или индивидуально) выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные проекты или творческие работы.

Работа с квестом:

• организовывает активную поисковую деятельность;

• способствует развитию навыков

решения проблем;

• дает возможность осуществить

индивидуальный подход;

• тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного).

Каждый веб-квест имеет определённую структуру. Как правило, вкючает в

себя три основных этапа:

1.Ознакомительный (начальный): выбор темы, проблемы, задания, роли и конечного результата.

2.Исследовательский: индивидуальная или групповая работа над темой с

использованием интернет- (или других

информационных) ресурсов, получение

промежуточных результатов. На данном

этапе обучающиеся получают (исследуют) новую информацию, осмысливают

ее.

3.Презентативный (заключительный):

представление результатов, презентация

работы, подведение итогов, дискуссия

[3, с. 164].

Сущность применения технологии

веб-квеста заключается в стимулировании познавательного интереса обучающихся к изучаемому предмету через

решение проблемной ситуации, предполагает владение определенной суммой

знаний, видение тематических связей.

Выполнение веб-квеста предполагает

67

реализацию творческого потенциала обучающихся, причем данная технология ориентирована не только на результат, но и на сам процесс.

Предмет "математика" часто воспринимается студентами как сложный, скучный

и неинтересный. В этой связи применение веб-квест-технологии позволяет разнообразить методы изучения или обобщения материала урока, повысить мотивацию к

изучаемому предмету, сформировать новые компетенции, реализовать творческий

потенциал обучающихся [4, с. 16].

На следующей схеме отражены цели использования веб-квест-технологии в обучении.

На уроках математики мною применяются веб-квесты как для изучения новой

темы, так и для обобщения и систематизации знаний по определенной теме, разделу, курсу [5, с. 31].

На сегодняшний день на просторах

Интеренета можно найти множество разработанных преподавателями веб-квестов и применить на своих занятиях.

Однако для активного применения этого

метода необходимо уметь самостоятельно разрабатывать веб-квесты.

В рамках недели ПЦК общеобразовательных дисциплин на открытом уроке математики мною были применены

информационно-коммуникативные

и

квест-технологии. Студенты первого

курса по специальности «Дизайн интерьера» изучали степенную функцию,

ее свойства и графики. Они увлеченно

выполняли задания математического

веб-квеста, используя при этом различные источники: интернет, учебники,

свои конспекты.

Таблица 1. – Пример веб-квеста по математике.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рисунок 1. – Цели использования веб-квест технологий.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

68

Еще одной важной задачей урока является развитие у студентов самооценки,

то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою

деятельность, устанавливать ошибки и

находить пути их устранения.

Работа в команде и взаимопомощь на

уроке математики позволяют обучаю-

щимся быть более уверенными, проверка результатов способствует формированию у обучающихся адекватной

самооценки, ведь как известно, самый

большой страх студентов – это страх

проверки знаний.

Интеграция в образовательный процесс современных педагогических тех-

69

ЛИТЕРАТУРА:

1.Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Применение веб-квест-технологии при обучении межкультурной профессиональной коммуникации // Отечественная и

зарубежная педагогика. – 2021 Т.1. – №

2 (75). – С. 38-51.

2.Абрамова О.М. О развитии креативности школьников посредством обращения задач на уроках и внеурочных

занятиях по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 5. Часть 2. – С.

14-17.

3.Мельникова А.Ю. Технология вебквеста в обучении иностранных стажеров // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. №9-1.

– С. 162-169.

4.Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство

развития познавательной самостоятель-

ности учащихся при обучении алгебре в

основной школе: автореф. дис. … канд.

пед. Наук: 13.00.02 / С.В. Напалков. –

Саранск, 2013. – 25 с.

5.Арюткина С.В., Напалков С.В. О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прикладной составляющей тематического образовательного веб-квеста по математике / И.В. Кузнецова, В.В. Сушков. //

Традиции и инновации в современном

образовании и воспитании: детский сад,

школа, вуз. часть 1: материалы Международной научно-практической конференции – Коряжма, 2013. – С. 29-34.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нологий и отказ от традиционных форм

позволяют разнообразить образовательный процесс, сделать его не только более живым и интересным, но и сформировать у обучающихся положительное

эмоциональное отношение к учебному

процессу. Квест-технология дает возможность оценить не только и не столько объем усвоенного обучающимися

материала по математике, но и их способность применить полученные знания

для выполнения поставленной цели.

Изменение привычных видов работы путем внедрения в образовательный

процесс современных технологий способствует овладению прочными знаниями, позволяет обучающимся проявить

инициативность и самостоятельность, а

также развивает позитивную внутреннюю мотивацию к изучению математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.