УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09
ВНЕДРЕНИЕ ВЭБ-КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ацдатпа
К^мрп м^гашмнщ сабагы гылыми, та-нымдык багытта, заманауи бiлiм беру техно-логияларын колданумен ерекшеленуi керек. Тиiмдi бшм беру технологияларыныц 6ïpî -веб-квест-технологиясы. Математика сабакта-рында веб-квесттердi колдану берiк бiлiмдi, жаца к^зыреттшкл игеруге ыкпал етедi, бiлiм алушыларга бастамашылдык, дербестiк та-нытуга, сондай-ак пэндi окуга деген ынтасын арттыруга мYмкiндiк бередi.
Аннотация
Урок современного педагога должен отличаться научностью, познавательной направленностью, применением современных образовательных технологий. Одной из эффективных образовательных технологий является веб-квест-технология. Применение веб-квес-тов на уроках математики способствует овладению прочными знаниями, новыми компетенциями, позволяет обучающимся проявить инициативность, самостоятельность, а также
S повысить мотивацию к изучению предмета.
X
<
g Abstract
m
The lesson of a modern teacher should be о distinguished by scientific, cognitive orientation, S by using contemporary educational technologies. о One of the effective educational technologies is § web-quest-technology. The use of web-quests in Mathematics contributes to the acquisition of s solid knowledge, new skills, allows students to § show initiative, self-dependence and also increase о motivation to study the subject.
Синько О.В.,
преподаватель математики, Костанайский строительный колледж, г. Костанай
Heei3ei свздер: веб-квест, бшм беру технологиялары,, интернет, математика, мотивацияны арт-тыру.
Ключевые слова: веб-квест, образовательные технологии, интернет, математика, повышение мотивации.
Keywords: web-quest, educational technologies, Internet, mathematics, motivational enhancement.
В условиях глобализации системы образования большинство стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в образование Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом. В стране поставлены амбициозные задачи по улучшению качества образования.
Совершенствование системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества. ТиПО ориентируется на реальные потребности рынка труда и старается соответствовать задачам нового экономического курса страны.
Деятельность педагога в современных реалиях — это постоянный поиск новых методов, приемов и техник обучения. На своих уроках математики я стремлюсь заинтересовать учеников, увлечь их своим предметом, стараюсь преподнести сложный материал, чтобы он был доступным и понятным каждому студенту.
Сегодня к урокам современного педагога предъявляются особые требования. Урок должен отличаться научностью, познавательной направленностью, применением современных образовательных технологий. Применение информационно-коммуникативных технологий, игровых квест-технологий позволяют мне выстроить урок так, чтобы развивать интерес студентов к моему предмету, научить находить необходимую информацию, используя различные источники, повышать уровень информационной культуры.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным ситуаци-
ям, креативность и самостоятельность в принятии решений — эти качества характеризуют успешного профессионала. Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, творческое отношение к профессиональной деятельности. Привитие этих важных качеств своим студентам — будущим специалистам в различных отраслях, считаю одной из своих важных педагогических задач.
Процесс обучения студентов по общеобразовательным дисциплинам в колледже основан на усвоении определенного программного материала по предмету, который изложен в учебниках: есть готовые понятия, упражнения, образцы решения. Но как обучающийся может научиться принимать самостоятельные решения, выбрать те данные, которые необходимы для дальнейшей работы, создать свой продукт, который для него является уникальным и новым?
Одной из эффективных образовательных технологий для формирования этих качеств у обучающихся является, на мой взгляд, технология веб-квестов.
Квест (quest) в переводе с английского означает продолжительный и целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой [1, с. 42]. Веб-квест как образовательная технология разработана в 1995 году Берни Доджемом и Томом Марчем - профессорами государственного университета Сан-Диего. Эту технологию можно определить как интерактивную форму проектной деятельности, которая включает в себя проблемное задание, элементы ролевой игры, для выполнения которых используются
*
S х
<с m о
го
£ W
О *
S I—
О §
X X ш Е-
S *
s
рц
О ш Е-
интернет-ресурсы с целью исследования вопроса или проблемы, а также приобретения собственных новых знаний [2, с.
13].
Веб-квесты могут охватывать отдельный учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Образовательные веб-квесты отличаются от квестов тем, что часть или вся информация для их выполнения обучающимися находится на различных веб-сайтах. Результаты работы также могут быть опубликованы на веб-сайте. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в группах или мини-группах, однако могут выполняться индивидуально обучающимися. Веб-квес-ты, в которых обучающийся сам выполняет все задания от начала и до конца, помогают развивать самостоятельность, инициативность, умение принимать решения и брать на себя ответственность на каждом этапе выполнения работы, а также в ходе проекта в целом. В командных веб-квестах каждый студент имеет свою роль, соответственно, собственные задачи, за которые он несет ответственность. Такая совместная работа позволяет научиться делиться информацией и идеями, помогать товарищу, так как несмотря на распределение обязанностей, за конеч-
^ ный результат (продукт) отвечает каждый
К
К обучающийся.
<с
§ Веб-квест опирается на такой подход
<5 к обучению, в процессе которого проис-
о ходит конструирование нового. Согласно
§ данному подходу, преподаватель стано-
о вится консультантом, организатором и
о координатором проблемно-ориентиро-
нч
^ ванной, исследовательской, учебно-по-
^ знавательной деятельности обучающих-
^ ся. Преподавателем создаются условия
о для самостоятельной умственной и твор-м г
н ческой деятельности обучающихся и
поддерживается их инициатива. В свою
очередь, студенты становятся равноправными участниками процесса обучения, разделяя с преподавателем ответственность за процесс и результаты обучения.
При выполнении веб-квестов студенты не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно в группах (или индивидуально) выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные проекты или творческие работы.
Работа с квестом помогает:
• организовать активную поисковую деятельность;
• способствует развитию навыков решения проблем;
• дает возможность осуществить индивидуальный подход;
• тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного).
Каждый веб-квест имеет определённую структуру. Как правило, вкючает в себя три основных этапа:
1. Ознакомительный (начальный): выбор темы, проблемы, задания, роли и конечного результата.
2. Исследовательский: индивидуальная или групповая работа над темой с использованием интернет- (или других информационных) ресурсов, получение промежуточных результатов. На данном этапе обучающиеся получают (исследуют) новую информацию, осмысливают ее.
3. Презентативный (заключительный): представление результатов, презентация работы, подведение итогов, дискуссия [3, с.149].
Сущность применения технологии веб-квеста заключается в стимулировании познавательного интереса обучающихся к изучаемому предмету через решение проблемной ситуации, предпо-
^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
лагает владение определенной суммой знаний, видение тематических связей. Выполнение веб-квеста предполагает реализацию творческого потенциала обучающихся, причем данная технология ориентирована не только на результат, но и на сам процесс.
Предмет «математика» часто воспринимается студентами как сложный, скучный и неинтересный. В этой связи
Рисунок 1. Цели использ<
_41
наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^
применение веб-квест-технологии позволяет разнообразить методы изучения или обобщения материала урока, повысить мотивацию к изучаемому предмету, сформировать новые компетенции, реализовать творческий потенциал обучающихся [4, с. 16].
На следующей схеме отражены цели использования веб-квест-технологии в обучении.
яния веб-квест-технологий
На уроках математики мною применяются веб-квесты как для изучения новой темы, так и для обобщения и систематизации знаний по определенной теме, разделу, курсу [5, с. 31].
На сегодняшний день, на просторах интернета можно найти множество разработанных преподавателями веб-квестов и применить на своих занятиях. Однако для активного применения этого метода необходимо уметь самостоятельно разрабатывать веб-квесты.
В рамках недели ПЦК общеобразовательных дисциплин на открытом уроке математики мною были применены информационно-коммуникативные и квест-технологии. Студенты первого курса по специальности «Дизайн интерьера» изучали степенную функцию, ее свойства и графики. Они увлеченно выполняли задания математического веб-квеста, используя при этом различные источники:
интернет, учебники, свои конспекты.
(Таблица 1. Пример веб-квеста по математике.)
Еще одной важной задачей урока является развитие у студентов самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. ^
К
Работа в команде и взаимопомощь на К
<
уроке математики позволяют обучаю- § щимся быть более уверенными, проверка < результатов способствует формированию § у обучающихся адекватной самооценки, § ведь как известно, самый большой страх о
- 5
студентов — это страх проверки знании. о
Интеграция в образовательный про- ^
цесс современных педагогических тех- ^
нологий и отказ от традиционных форм ^
позволяют разнообразить образователь- о
ный процесс, сделать его не только более н живым и интересным, но и сформировать
шш^^^^^шшяяшшяшяш^ш
^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика ^^^^
Таблица 1. Пример веб-квеста по математике
в; s х
<с
m
о
го £
W
о в; s
I—
о
с; о
X
X ш Е-S в;
S Рч
о
ш Е-
№ Роли Рассматриваемые вопросы Интернет ссылки
1 Путешественники во времени Провести исследование материала по истории степенной функции, ответить на вопросы: 1. История развития понятия «функция» 2. Определение степенной функции. 3.Какие математики изучали степенную функцию? 4.Какие открытия совершили математики, изучая степенную функцию? Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. URL: http://www.liintfox.eom/a rticle/storija-otkritija- fynktsii Jitml https:7multiiuok.ni/files/ priinienieniie-stiepieimoi-pokazatiel-noi-i- loghari-html
2 Оторванные от реальности Подобрать материалы по следующим вопросам: 1.Определение степенной функции 2.Виды степенной функции 3.Основные свойства степенной функции 4.Привести примеры с решением, иллюстрирующие свойства степенной функции Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. URL: https://resh.edu.nVsubject/ lesson'5540/conspect/l59044/ https://infourok.ni/stepennaya- funkciya-eyo-svoystva-i- grafik-_3373126.html
3 Приближенные к реальности Провести исследование материала по применению степенной функщш, ответить на вопросы: 1.Привести примеры применения степенной функщш в различных областях знания: биология, химия, физика, астрономия, экономика, медицина и др. 2.Привести примеры задач и их решение, с практическим применением знании свойств степенной функции. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. URL: https://miiltiwok.ni/files/ primienieniie-stiepiennoi- pokazatiel-noi-i-loghari.html https://intemeturok.ru/ lesson/algebra/9-klass/ chislovye-funktsii/zadachi-na- stepennye-fiinktsii-y-x-sup-n- sup-gde-n-prinadlezliit-n-2
4 Графисты 1. Построить заданные графики степенных функций в программе Мв Ехзе1: А) у - хё С) у * 4 1 О) у = х * Е)у =гв Г) у = X_11 в)у = х! 2.Провести исследование свойств построенных функции по плану: - Область определения D(y) - Множество значений Е(у) - Исследовать на монотонность: указать промежутки возрастания и/или убывания функции - Четность/нечетность функции 3.Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. На слайде график функции справа, результаты исследования свойств функции слева. 4.Подготовиться к выступлению. URL: https://reshedu.nVsubject/ lesson/5540/conspect/l59044/ https://infourok.ni/stepennay- funkciya-eyo-svoystva-i- grafik-3373126.html
у обучающихся положительное эмоциональное отношение к учебному процессу. Квест-технология дает возможность оценить не только и не столько объем усвоенного обучающимися материала по математике, но и их способность применить полученные знания для выполнения поставленной цели.
Изменение привычных видов работы путем внедрения в образовательный процесс современных технологий способствует овладению прочными знаниями, позволяет обучающимся проявить инициативность и самостоятельность, а также развивает позитивную внутреннюю мотивацию к изучению математики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Применение веб-квест-технологии при обучении межкультурной профессиональной коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. Т.1. - № 2 (75). - С. 38-51.
2. Абрамова О.М. О развитии креативности школьников посредством об-
ращения задач на уроках и внеурочных занятиях по математике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 5. Часть 2. - С. 14-17.
3. Мельникова А.Ю. Технология веб-квеста в обучении иностранных стажеров // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. № 9-1. - С. 162169.
4. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.02 / С.В. Напалков. - Саранск, 2013. - 25 с.
5. Арюткина С.В., Напалков С.В. О прикладной составляющей тематического образовательного веб-квеста по математике / И.В. Кузнецова, В.В. Сушков. // Традиции и инновации в современном образовании и воспитании: детский сад, школа, вуз. Часть 1: материалы Международной научно-практической конференции - Коряжма, 2013. - С. 29-34.
s х
<С m о
го
£ W
О *
S I—
О §
X X ш tS *
s
рц
О ш t-