ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 372.881.1
Т. А. Гольцова
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж E-mail: tgolzowa@yandex.ru
Tatyana A. Goltsova
PhD (Philology), Associate Professor, Associate Professor at the Chair of Foreign Languages, Voronezh Institute of the Ministry of Home Affairs of Russia, Voronezh, Russia
Е. А. Проценко
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж E-mail: procatherine@mail.ru
Ekaterina A. Protsenko
PhD (Philology), Associate Professor, Associate Professor at the Chair of Foreign Languages, Voronezh Institute of the Ministry of Home Affairs of Russia, Voronezh, Russia
ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена проблеме совершенствования процесса обучения межкультурной профессиональной коммуникации. Авторы подчеркивают необходимость формирования готовности и способности к осуществлению межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности у выпускников образовательных организаций высшего образования. В статье особое внимание уделяется интеграции в процесс обучения иностранному языку инфокоммуникационных технологий для создания поликультурной информационной образовательной среды. Авторы статьи обосновывают целесообразность в отдельных случаях изменения традиционного формата занятий путем применения современных технологий. Цель данной статьи — показать эффективность внедрения такой педагогической технологии, как веб-квест, в образовательный процесс и указать на преимущества ее использования на занятиях по иностранному языку. В статье описаны особенности интеграции квест-технологии в образовательный процесс, цели ее внедрения, требования, которые необходимо учитывать при разработке образовательного веб-квеста, виды квестов. Кроме того, в качестве наглядного примера положительного опыта применения описываемой педагогической технологии на занятиях по иностранному языку в нелингвистической образовательной организации высшего образова-
Как цитировать статью: Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Применение веб-квест технологии при обучении межкультурной профессиональной коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2 (75). С. 38-51.
ния в статье представлен разработанный авторами веб-квест для контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции на завершающем этапе обучения. В статье подробно описываются все этапы работы над квестом, объясняются цели разработки проблемных заданий для обучающихся и демонстрируются преимущества применения веб-квеста перед традиционными видами учебных занятий. Представленный опыт применения веб-квест технологии может быть применен на занятиях по иностранному языку в нелингвистических образовательных организациях с целью оптимизации процесса обучения межкультурной профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: иностранный язык, межкультурная профессиональная коммуникации, информационно-коммуникационные технологии, педагогическая технология, технология веб-квест, интерактивная технология.
Введение
Создание единого мирового экономического пространства, расширение границ международного сотрудничества, активное внедрение информационно-коммуникационных сетей, глобализация современного мира — все эти факторы выдвигают на первый план необходимость межкультурной коммуникации в различных сферах (экономической, социально-политической и других). Следовательно, уровень профессиональной подготовки выпускников учебных заведений должен соответствовать требованиям современного общества. В связи с этим обучение иностранному языку в образовательных организациях высшего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, нацелено на формирование готовности и способности будущего специалиста к осуществлению межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности.
Для успешной реализации поставленной задачи необходимо в первую очередь следовать принципам коммуникативного и практико-ориенти-рованного обучения. Важно максимально приблизить обучение иностранному языку к реальным условиям межкультурной коммуникации, включая различные профессиональные ситуации. В данной связи особое значение приобретают различные инфокоммуникационные технологии, которые позволяют создать поликультурную информационную образовательную среду. По мере того как совершенствуются технологии в современном мире, они находят свое применение во всех отраслях деятельности человека.
Постановка проблемы, цель статьи
Элементы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с интенсивными и интерактивными методами широко применяются с образовательной целью и особенно популярны при обучении иностранному языку. При этом технологии, применяемые в девяностых годах XX века, полностью отличаются от современных [21]. Актуальность представленного исследования определена необходимостью интеграции в учебный процесс современных технологий, возможности которых позволяют оптимизировать процесс обучения межкультурной коммуникации, реализовать личностно-ориентиро-ванный подход в обучении, индивидуализировать и дифференцировать работу обучающихся с учетом их особенностей и уровня знаний как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы.
Ключевая задача межкультурной коммуникации — обеспечить взаимопонимание между представителями различных стран, носителями разных языков. На сегодняшний день эта проблема представляет одно из наиболее актуальных направлений междисциплинарных исследований как в России [2; 5; 14], так и за рубежом [16; 22]. Особое место в рамках данного направления занимает межкультурная профессиональная коммуникация, призванная обеспечить общение специалистов в рамках профессиональной деятельности. В связи с необходимостью обеспечения охраны общественного порядка на многочисленных мероприятиях (политических, спортивных, культурных) европейского и международного уровня, проводимых в нашей стране, в структуре компетентност-ной модели сотрудника органов внутренних дел профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция носит базовый характер. Работа в такого рода условиях предполагает плотное взаимодействие с иностранными гражданами, что требует от полицейских определенных коммуникативных навыков. В связи с этим при обучении иностранному языку на этапе подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел следует реализовывать модели ситуативно-обусловленного речевого общения в определенных коммуникативных ситуациях.
Авторы статьи поставили своей целью показать эффективность применения технологии веб-квест в процессе обучения межкультурной профессиональной коммуникации и продемонстрировать ее преимущества перед традиционными формами работы в процессе языковой подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.
На сегодняшний день все больше педагогов сходятся во мнении, что в некоторых случаях целесообразно изменить традиционный формат занятий: организовать различного рода совместные исследовательские работы [7; 19], проводить онлайн-тесты [8], интегрировать в учебный процесс игровые элементы [11; 15], технологию веб-квестов [6; 23], использовать материалы иноязычных сайтов (блогов, форумов) [13; 18], что значительно повышает мотивацию к изучению языка, развивает креативные способности обучающихся и их навыки самостоятельной работы.
В последнее время в процессе обучения иностранному языку все большую популярность приобретает такая интерактивная технология, как веб-квест. Она может применяться не только при обучении разным дисциплинам, но и даже быть межпредметной. Образовательный квест представляет собой педагогическую технологию, состоящую из набора проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются ресурсы сети Интернет. Применение этой технологии в учебном процессе позволяет максимально интегрировать интернет-ресурсы по любым дисциплинам на всех этапах обучения.
Методология и методы исследования
В основе используемой в данном исследовании методологии лежит концепция системного развития способностей и готовности обучающихся к профессиональной межкультурной коммуникации. В процессе работы был обобщен опыт формирования у обучающихся в нелингвистических образовательных организациях межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции, проведен анализ применения инфо-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в России и за рубежом, а также описан конкретный пример использования веб-квест технологии в учебных целях.
Представленный в статье опыт применения веб-квест технологии может быть применен на занятиях по иностранному языку в нелингвистических образовательных организациях с целью оптимизации процесса обучения межкультурной профессиональной коммуникации.
Результаты исследования
Термин «квест» известен еще с древних времен. В мифологии под кве-стом понимали достижение какой-либо цели путем преодоления целого
ряда трудностей. В образовательном процессе эта технология появилась благодаря компьютерным технологиям. Компьютерные игры послужили толчком для применения квестов в учебных целях. Компьютерная компания Sierra в 90-е годы прошлого века выпустила серию игр — King's Quest, Space Quest, Police Quest и другие, которые пришлись по вкусу геймерам [12].
Основоположником метода веб-квест как образовательной технологии является Берни Додж, профессор Университета Сан-Диего (США). Он разрабатывал интернет-приложения, которые могли бы использоваться в процессе обучения различным дисциплинам. Квестом был назван сайт, содержащий проблемное задание, выполнение которого предполагало самостоятельный поиск информации в интернете. Берни Додж различал квесты по длительности выполнения (кратковременные и долгосрочные), по предметному содержанию (монопроекты, которые используются при работе только по одной проблеме, теме или предмету, а также межпредметные) и по типу заданий (пересказ, подготовка плана или проекта по заданным условиям, творческое задание, головоломка, исследование, компиляция и другие) [17].
В российском образовании технология веб-квестов стала применяться относительно недавно, однако становится все более популярной на всех уровнях обучения. В работах отечественных ученых нет единого определения этого понятия. Суть метода объясняется исходя из дословного перевода термина с английского языка («поиск в сети Интернет»). Применительно к обучению иностранному языку данным вопросом последнее время занимается ряд современных исследователей, которые дают общие рекомендации по применению веб-квест технологии в образовательном процессе [3; 12], предлагают использовать эту форму работы для контроля усвоения изученного материала [1], а также как один из способов организации самостоятельной работы над темой [4; 6].
Веб-квест может быть нацелен как на индивидуальную работу, так и на работу в команде. Другими словами, задачи квеста должны мотивировать обучающихся развивать навык как индивидуальной работы, так и участия в групповом проекте. Квесты, в которых участник сам выполняет все задания от начала до конца, помогают развивать самостоятельность, инициативность, умение принимать решения и брать на себя ответственность на каждом этапе выполнения работы, а также в ходе проекта в целом. В командных проектах каждый участник имеет
свою роль, а соответственно, собственные задачи, за которые он отвечает. Такое сотрудничество помогает научиться делиться информацией и идеями, помогать друг другу, потому что, несмотря на четкое распределение обязанностей, конечный результат важен каждому.
В процессе разработки образовательного веб-квеста необходимо учитывать следующие требования:
Веб-квест должен включать в себя уникальную задачу, которая должна увлечь всех обучающихся.
Необходимо использовать материалы заранее указанных преподавателем веб-сайтов. Огромный объем доступной в интернете информации создает не только проблему выбора, но и проблему оценки ее качества и достоверности. Необходимо помнить, что размещение информации в Сети доступно любому пользователю, а точность данных и их объективность никем не контролируется. Именно поэтому со стороны преподавателя должна быть проведена серьезная работа по отбору материала для участников квеста, которая бы позволила им правильно сориентироваться в медиапространстве. Источниками могут быть не только веб-страницы, но и материалы книг, фильмов, подкастов. При этом не должно быть никакой лишней информации: перед обучающимися поставлена четко сформулированная цель и предоставлен обзор ресурсов. Немаловажное значение имеет и уровень сложности подачи материала в предлагаемых источниках. Он должен соответствовать возрасту и уровню подготовки обучающихся, потому что в данном случае они будут использовать информацию, а не искать ее самостоятельно.
Процедура выполнения квеста может включать несколько этапов, при этом работа на каждом из них должна быть направлена на достижение конечной цели. Перед обучающимися должна быть четко поставлена задача, но при этом предусматривается возможность творческой реализации личности, потому что квест-технология ориентирована не только на результат работы, но и на сам процесс.
Критерии оценки выполняемой работы должны быть определены для каждого этапа и доступны всем участникам квеста, так как это позволяет им оценивать и свою собственную деятельность, и работу других участников.
Цели внедрения квест-технологий в образовательный процесс наглядно показывает следующая схема (Рисунок 1):
Повышает личнс
самооценк
Веб-квест
Способствует формированию новых компетенций
Рисунок 1. Цели применения квест-технологии
Применение квест-технологий в обучении иностранному языку помогает решить одновременно несколько проблем. Задачи, поставленные перед обучающимися в ходе работы, выполняют мотивирующую функцию. Как правило, задания в квесте воспринимаются как реальные и полезные, если они имеют практическую направленность и связаны с будущей профессиональной деятельностью. В процессе выполнения веб-квеста у обучающихся должны формироваться профессиональная и межкультурная иноязычная коммуникативная компетенции. Кроме того, правильная организация работы положительно влияет на психологическую составляющую учебного процесса. Успех в работе повышает личностную самооценку и помогает осознать свою роль в команде. Относительная свобода выбора стратегии поведения позволяет участникам реализовать свой творческий потенциал.
На сегодняшний день в сети Интернет можно найти множество уже разработанных преподавателями веб-квестов и применить их на своих занятиях [http://abc-english-abc.blogspot.eom/p/blog-page_5623.html]. Однако для активного применения этого метода на практике необходимо уметь разрабатывать веб-квест самостоятельно. В первую очередь, следует определить тему проекта, тщательно продумать его сюжет, план работы участников квеста и распределение ролей. После разработки системы оценивания на каждом этапе и отбора необходимых ресурсов нужно создать сайт и разместить его в сети Интернет.
В качестве примера предлагается рассмотреть веб-квест под названием «Расследование преступления (Crime detection)», подготовленный
авторами статьи и используемый в Воронежском институте МВД РФ на завершающем этапе обучения иностранному языку курсантов по специальности «Правоохранительная деятельность». Он имеет стандартную структуру, включая введение с указанием темы, задание проблемного характера, описание последовательности работы, необходимые для выполнения задания материалы, критерии оценки результатов, страницы для размещения результатов работы и комментарии со стороны преподавателя и других участников. Задание квеста — найти преступника, ограбившего банк, и раскрыть преступление. Для этого необходимо провести ряд мероприятий: осмотреть место происшествия, опросить свидетелей, установить личность подозреваемого и определить его причастность к преступлению.
На каждом этапе квеста перед его участниками стоит четко сформулированная задача, для решения которой преподавателем разработаны различного рода задания; подготовлен необходимый лексико-грамма-тический материал, который размещен во вкладке «Ресурсы». Все виды работы оцениваются согласно критериям, с которыми участники могут ознакомиться заранее (правильность употребления лексических единиц, речевых клише, грамматических категорий, последовательность и логичность изложения содержания и т.д.). Обучающиеся выкладывают свои работы в свободном доступе, поэтому комментарии может оставить не только преподаватель, но и другие участники квеста.
Любое расследование начинается с выезда на место преступления. Поэтому на первом этапе работы над квестом перед обучающимися стоит задача подготовить текст протокола осмотра места происшествия. Для этого необходимо выполнить трансформационное условно-речевое упражнение. В качестве образца для работы выступает текст протокола осмотра квартиры, где когда-то было совершено ограбление. В ходе выполнения задания обучающиеся составляют предложения по определенной модели либо могут перефразировать уже имеющиеся с помощью других речевых образцов и словосочетаний. Во вкладке «Ресурсы» для этого есть необходимый вокабуляр: название на английском языке лиц, участвующих в следственных действиях (detective, divisional inspector, crime scene technician, medical expert), глаголы и словосочетания с ними для обозначения и описания действий участников процесса (to seek, to develop fingerprints, to interrogate suspect и т.д.). Целью упражнения является контроль сформированности у обучающихся навыка употребления
лексических единиц по изученной теме. Перед участниками квеста стоит задача продемонстрировать, насколько они осознают значение слов в заданном контексте, умеют их применять и комбинировать друг с другом.
На втором этапе работы над квестом преподавателем разработано речевое трансформационное упражнение для контроля усвоения обучающимися грамматических структур. Участники квеста знакомятся с текстами допроса свидетелей преступления, представленными в виде диалогов со следователем. Задача обучающихся состоит в подготовке отчета о показаниях очевидцев, где им следует использовать предложенный преподавателем материал — лексические единицы, речевые клише для расширения структуры предложения или, наоборот, его компрессии. Обучающиеся должны продемонстрировать умение понять и передать основные структурно-логические моменты текста различными способами. Кроме того, преобразование прямой речи в косвенную требует умения использовать различные формы этого грамматического явления (союзные и бессоюзные предложения), соблюдать правила согласования времен при трансформации предложений [10]. Переход от диалога к монологу является довольно сложной задачей, так как если диалогическая речь по своим характеристикам более ситуативна, то монологическая является развернутым типом речи, который заставляет выстроить алгоритм высказывания.
Следующий этап работы — это составление на основе показаний свидетелей фоторобота подозреваемого для установления его личности. При описании внешности злоумышленника необходимо правильно описать его черты лица, цвет кожи и волос, отличительные черты — родинки, шрамы и т.п. На основании словесного портрета с помощью специальных программ создается фоторобот подозреваемого, который передается сотрудникам полиции и используется в поимке преступника. На данном этапе работы над квестом обучающимся предлагается идти от обратного — по имеющемуся фотороботу подготовить словесный портрет. Участники квеста просматривают видеоролик из программы Breaking News о поиске человека, подозреваемого в ограблении банка [20]. В видеосюжете присутствуют фотографии и данные разыскиваемого. Составить словесный портрет поможет необходимый для этого набор лексических единиц и речевых клише во вкладке «Ресурсы». Использование в данном случае аутентичного видеоматериала способствует развитию у обучающихся социокультурной и коммуникативной
компетенций, а также позволяет обеспечить обучающихся необходимым набором языковых и речевых средств по обсуждаемой теме. При этом появляется возможность совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки [9].
Важным этапом в работе по уголовному делу, когда установлен и задержан подозреваемый, является вывод следователя о его причастности к преступлению. На основании имеющейся информации следователь выносит решение о передаче дела в суд, если считает, что главный подозреваемый совершил преступление, или освобождает его при недостаточном для обвинения количестве улик. Заключительным заданием для участников квеста является подготовка текста заключения о причастности подозреваемого. Для этого обучающиеся должны выполнить грамматическое подстановочное упражнение. Следует помнить, что обучение грамматической стороне речи не может происходить изолированно, оно является частью общего контекста общения. Текст заключения по уголовному делу уже составлен, но необходимо употребить модальные глаголы и их эквиваленты, то есть определить наполнение предложений. Таким образом, участники квеста могут сами решить, каким должно быть окончательное решение по отношению к задержанному. Все результаты работы выкладываются на страницу веб-квеста и размещаются в сети Интернет.
Описанный квест предназначен для индивидуальной работы и является линейным — обучающийся получает новое задание после выполнения предыдущего и так до получения конечного результата. Кроме того, он относится к межпредметным и практико-ориентированным квестам, что позволяет участникам оказаться в конкретной жизненной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью, а также на практике применить свои знания и умения по различным дисциплинам.
Заключение
Как показывает опыт, решить проблемы в процессе обучения межкультурной профессиональной коммуникации помогает использование нестандартных форм работы на занятиях по иностранному языку. Интеграция в образовательный процесс современной педагогической технологии и отказ от традиционных форм контроля в данном случае позволили разнообразить образовательный процесс, сделать его не только более живым и интересным, но и сформировать у курсантов
положительное эмоциональное отношение к учебному процессу. Квест-технология дает возможность оценить не только и не столько объем усвоенного обучающимися на занятиях по иностранному языку материала, но и их способность применить его для достижения поставленной цели в процессе межкультурной профессиональной коммуникации. Изменение привычных видов работы путем внедрения в образовательный процесс современных технологий способствует овладению прочными знаниями, позволяет обучающимся проявить инициативность и самостоятельность, а также развивает позитивную внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка и формированию профессиональной культуры будущих специалистов.
Литература
1. Багузина Е. И. Определение сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе веб-квест технологии // Вестник университета. 2011. № 1. С. 302-306.
2. Бекетова А. П., Куприна Т. В., Петрикова А. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 108-124.
3. Белоног Ю. Веб-квесты на уроках английского [Электронный ресурс]. URL: https:// skyteach.ru/2018/12/03/vebkvesty-na-urokah-anglijskogo/ (дата обращения: 01.02.2020).
4. Беляева В. А. Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку [Электронный ресурс] // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 122-125 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-sredstvo-dostizheniya-obrazovatelnyh-rezultatov-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 13.03.2020).
5. Гальскова Н. Д. Личностно-развивающий потенциал межкультурного подхода к обучению иностранным языкам // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. № 2 (95). С. 17-21.
6. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1. С. 101-108.
7. Егоров Е. Е., Анисенко А. В., Бурлакова Ю. В. и др. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. 2016. Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf (дата обращения: 13.03.2020).
8. Маслова О. В. Индивидуальный подход при проведении online-тестирования на занятиях по иностранному языку // Решетневские чтения. 2016. Т. 2. С. 528-530.
9. Мутовкина О. М. Аутентичные видеоматериалы как средство формирования социокультурной компетенции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С. 55-61.
10. Османов У Ю., Муталибов А. Ш. Лингвистические предпосылки обучения косвенной речи в английском языке // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12, № 2. С. 82-87 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-predposylki-obucheniya-kosvennoy-rechi-v-angliyskom-yazyke/viewer (дата обращения: 13.03.2020).
11. Палецкая С. А., Фрезе О. В. Использование игровых технологий для формирования навыков говорения на уроках английского языка // Новые технологии в обучении иностранным языкам: сб. мат-лов науч.-практ. конф. Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018. С. 50-52.
12. Рыбникова Е. В. Применение веб-квест технологии в современной школе [Электронный
ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/primienieniie-vieb-kviest-tiekhnologhii-v-sovriemi. html (дата обращения: 24.05.2020).
13. Строкань В. И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Концепт. 2017. № 8. С. 61-66.
14. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.
15. Buck M. Gamification von Unterricht als Destruktion von Schule und Lehrberuf // Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Pädagogik. 2017. № 2. S. 268-282 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fachportalpaedagogik.de/literatur/vollanzeige.html? FId=1133466#vollanzeige (дата обращения: 24.05.2020).
16. Di Pardo Léon-Henri D., Bhawana J. Role Play: A Practical Way to Teach Intercultural Communication // Jeux et langues dans l'enseignement supérieur. 2017. Vol. 36, No. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.openedition.org/apliut/5746?lang=en (дата обращения: 07.05.2020).
17. DodgeB. Some thoughts about WebQuests [Электронный ресурс]. URL: http://www.webquest. org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 07.05.2020).
18. Frost B. Bloggen im Unterricht. Warum Blogprojekte in die Bildungsarbeit gehören // Kooperative Berlin [Электронный ресурс]. URL: https://www.kooperative-berlin.de/2017/02/bloggen-im-unterricht-warum-blogprojekte-in-die-bildungsarbeit-gehoeren/ (дата обращения: 04.07.2020).
19. Pham T. Project-based learning: from theory to EFL classroom practice // Proceedings of the 6th International OpenTESOL Conference. 2018. P. 327-339 [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/publication/331071691_PROJECT-BASED_LEARNING_FROM_THEORY_TO_EFL_ CLASSROOM_PRACTICE (дата обращения: 29.12.2019).
20. Police: Bank Robbery Suspect Matches Fugitive's Description [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yuwNNv0oFZM (дата обращения: 21.02.2020).
21. Seddiki A. Zur Verankerung der Informations- und Kommunikationstechnolo-gien (IKT) im Spracherwerb [Электронный ресурс] // TRANS Internet-Zeitschrift für Kulturwissenschaften. 2019. № 22. URL: http://www.inst.at/trans/22/zur-verankerung-der-informations-und-kommunika-tionstechnologien-ikt-im-spracherwerb/ (дата обращения: 07.05.2020).
22. Sharifian F. Globalisation and developing metacultural competence in learning English as an International Language // Multilingual Education. 2013. Vol. 3. P. 1-11 [Электронный ресурс]. URL: https://multilingual-education.springeropen.com/articles/10.1186/2191-5059-3-7 (дата обращения: 07.05.2020).
23. Siko K. L. Webquests in the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? // Carolina Digital Repository. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/ dissertations/bv73c0534 (дата обращения: 04.04.2020).
USING WEB-QUEST TECHNOLOGY IN TEACHING INTERCULTURAL PROFESSIONAL COMMUNICATION
The article is devoted to the problem of improving the process of teaching intercultural professional communication. The authors underline the necessity to form the ability and capability of graduates from higher educational organizations to intercultural communication in the context of their professional activity. Special attention is given to the integration of information and communication technologies within the process of teaching foreign languages in order to create a multicultural information educational environment. The authors justify the necessity to change from time to time traditional teaching methods by using modern technologies. The article aims to show the effectiveness of implementing in the educational process such technology as a web-quest and point out the advantages of using it during English lessons. The article describes the peculiarities of integrating web-quest technology in the educational process, the aims of its implementation, the requirements to be considered while creating a web-quest and types of quests. Moreover, a particular web-quest created by the authors in order to control the formation of foreign communicative competence at the
final stage of learning is presented in the article as an example of a successful practice of using the above-mentioned educational technology during English lessons in non-linguistic higher education organizations. The article describes in detail all the stages of the work, highlights the objectives of problem-oriented tasks prepared for students and shows the advantages of using a web-quest over a traditional form of lessons. Presented in the article case study of implementing web-quest technology may be used during English lessons in non-linguistic higher education organizations in order to improve the process of teaching intercultural professional communication.
Keywords: foreign language, intercultural professional communication, information and communication technologies, pedagogical technology, web-quest technology, interactive technology.
References
• Baguzina E. I. Opredelenie sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na osnove veb-kvest tekhnologii // Vestnik universiteta. 2011. № 1. S. 302-306. [In Rus].
• Beketova A. P., Kuprina T. V., Petrikova A. Razvitie mezhkul'turnoj kommunikativnoj tolerantnosti studentov v poliyazychnoj obrazovatel'noj srede vuza // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20, № 2. S. 108-124. [In Rus].
• Belonog Yu. Veb-kvesty na urokah anglijskogo [Elektronnyj resurs]. URL: https://skyteach. ru/2018/12/03/vebkvesty-na-urokah-anglijskogo/ (data obrashcheniya: 01.02.2020). [In Rus].
• Belyaeva V. A. Veb-kvest kak sredstvo dostizheniya obrazovatel'nyh rezul'tatov po anglijskomu yazyku [Elektronnyj resurs] // Permskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. № 9. S. 122-125 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-sredstvo-dostizheniya-obrazovatelnyh-rezulta-tov-po-angliyskomu-yazyku (data obrashcheniya: 13.03.2020). [In Rus].
• Buck M. Gamification von Unterricht als Destruktion von Schule und Lehrberuf // Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Pädagogik. 2017. № 2. S. 268-282 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. fachportalpaedagogik.de/literatur/vollanzeige.html? FId= 1133466#vollanzeige (data obrashcheniya: 24.05.2020).
• Di Pardo Léon-HenriD., Bhawana J. Role Play: A Practical Way to Teach Intercultural Communication // Jeux et langues dans l'enseignement supérieur. 2017. Vol. 36, No. 2 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// journals.openedition.org/apliut/5746?lang=en (data obrashcheniya: 07.05.2020).
• Dodge B. Some thoughts about WebQuests [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.webquest.org/sdsu/ about_webquests.html (data obrashcheniya: 07.05.2020).
• Egorov E. E, Anisenko A. V., Burlakova Yu. V. i dr. Proektnaya deyatel'nost' kak innovacionnaya tekh-nologiya v sisteme sovremennyh podhodov k obucheniyu // Mir nauki. 2016. T. 4, № 4 [Elektronnyj resurs]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf (data obrashcheniya: 13.03.2020). [In Rus].
• Frost B. Bloggen im Unterricht. Warum Blogprojekte in die Bildungsarbeit gehören // Kooperative Berlin [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kooperative-berlin.de/2017/02/bloggen-im-unterricht-warum-blogprojekte-in-die-bildungsarbeit-gehoeren/ (data obrashcheniya: 04.07.2020).
• Gal'skova N. D. Lichnostno-razvivayushchij potencial mezhkul'turnogo podhoda k obucheniyu in-ostrannym yazykam // Izvestiya Gomel'skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny. 2016. № 2 (95). S. 17-21. [In Rus].
• Gol'cova T. A., Procenko E. A. Ispol'zovanie veb-kvesta v processe podgotovki kadrov vysshej kvalifika-cii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 1. S. 101-108. [In Rus].
• Maslova O. V. Individual'nyj podhod pri provedenii online-testirovaniya na zanyatiyah po inostran-nomu yazyku // Reshetnevskie chteniya. 2016. T. 2. S. 528-530. [In Rus].
• Mutovkina O. M. Autentichnye videomaterialy kak sredstvo formirovaniya sociokul'turnoj kompetencii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2017. № 3. S. 55-61. [In Rus].
• Osmanov U. Yu., Mutalibov A. Sh. Lingvisticheskie predposylki obucheniya kosvennoj rechi v anglijs-
I Т.А. ronb^Ba, E.A. Проценко
kom yazyke // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018. T. 12, № 2. S. 82-87 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/lingvisticheskie-predposylki-obucheniya-kosvennoy-rechi-v-angliyskom-yazyke/viewer (data obrashcheniya: 13.03.2020). [In Rus].
• Paleckaya S. A., Freze O. V. Ispol'zovanie igrovyh tekhnologij dlya formirovaniya navykov govoreniya na urokah anglijskogo yazyka // Novye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam: sb. mat-lov nauch.-prakt. konf. Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet im. F. M. Dostoevskogo, 2018. S. 50-52. [In Rus].
• Pham T. Project-based learning: from theory to EFL classroom practice // Proceedings of the 6th International OpenTESOL Conference. 2018. P. 327-339 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. researchgate.net/publication/331071691_PROJECT-BASED_LEARNING_FROM_THEORY_TO_ EFL_CLASSROOM_PRACTICE (data obrashcheniya: 29.12.2019).
• Police: Bank Robbery Suspect Matches Fugitive\'s Description [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=yuwNNv0oFZM (data obrashcheniya: 21.02.2020).
• RybnikovaE. V. Primenenie veb-kvest tekhnologii v sovremennoj shkole [Elektronnyj resurs]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/primienieniie-vieb-kviest-tiekhnologhii-v-sovriemi.html (data obrashcheniya: 24.05.2020). [In Rus].
• Seddiki A. Zur Verankerung der Informations- und Kommunikationstechnologien (IKT) im Spracherwerb [Elektronnyj resurs] // TRANS Internet-Zeitschrift für Kulturwissenschaften. 2019. № 22. URL: http://www.inst.at/trans/22/zur-verankerung-der-informations-und-kommunikation-stechnologien-ikt-im-spracherwerb/ (data obrashcheniya: 07.05.2020).
• Sharifian F. Globalisation and developing metacultural competence in learning English as an International Language // Multilingual Education. 2013. Vol. 3. P. 1-11 [Elektronnyj resurs]. URL: https://multilingual-education.springeropen.com/articles/10.1186/2191-5059-3-7 (data obrash-cheniya: 07.05.2020).
• Siko K. L. Webquests in the English Classroom: How Do They Affect Student Learning? // Carolina Digital Repository. 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/dissertations/ bv73c0534 (data obrashcheniya: 04.04.2020).
• Strokan V. I. Aktual'nost' ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku // Koncept. 2017. № 8. S. 61-66. [In Rus].
• Ter-Minasova S. G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya: ucheb. posobie. M.: Slovo/Slovo, 2000. 624 s. [In Rus].