Научная статья на тему 'Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии'

Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / TEACHER'S TRAINING / STUDENTS / FUTURE TEACHERS / WEB-QUEST TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Татьяна Петровна

В данной статье рассматривается процесс формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии. Целью настоящей работы является разработка модели формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии и ее научное обоснование. Автор рассматривает готовность будущих педагогов к профессиональному самообразованию на основе веб-квест технологии как интегральное динамическое свойство личности, систему качеств личности, социальных установок, мотивации, необходимых для реализации перспективных направлений, обеспечивающих эффективность деятельности будущего педагога с использованием веб-квест технологии. Отмечено, что главной целью профессионального самообразования должно стать развитие и совершенствование таких профессиональных знаний и умений, которые необходимы для работы будущих педагогов. В исследовании используются такие научные методы, как анализ педагогической литературы, документов, публикаций по проблеме исследования, обобщение, сравнение и др. В статье даются определения понятий «веб-квест» и «модель». Предлагается разработанная модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии, основные компоненты представленной модели и их описание. Автор выделяет мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативно-аналитический компоненты модели. Под моделированием процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии автор понимает приведение данного процесса в определенную структуру, которая способна обеспечить достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого процесса. Делается вывод о научном обосновании модели формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILL FORMATION MODEL FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF FUTURE TEACHERS BASED ON WEB-QUEST TECHNOLOGY

The article considers the process of forming skills for professional self-education of future teachers based on web-quest technology. The aim of the given work is to design a model for the formation of the skills of professional self-education of future teachers based on web-quest technology and its scientific foundation. The author considers the preparedness of future teachers for professional self-education based on web-quest technology as an integrated dynamic personality trait, a system of personal qualities, an attitude, a motivation necessary for the realization of promising areas providing effective professional activity of the future teacher via web-quest technology. It is noted that that the main aim of professional self-education should consist in developing and perfection of such professional skills and knowledge which are necessary for the future teachers’ work. Such scientific methods as review of pedagogical literature and documents, publications of research results in the field, generalization, comparison, etc. have been used by the author. The article suggests working definitions of the terms «web-quest» and «model», and offers a skill formation model ensuring training future teachers for professional self-education via web-quest technology to the readers’ attention. The article also dwells on the main components of the model and describes them. The author singles out the motivational aim-setting, content-related, activity-centered and resultative-analytical model components. Modeling of the process of skill formation for professional self-education of future pedagogues on the basis of web-quest technology is seen by the author as structuring the given process in such a way so that it might ensure the achievement of maximum effect from the realization of this process. A conclusion is made about the scientific foundation of the model for the formation of the skills of professional self-education of future teachers based on web-quest technology.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.147

ББК Ч448.902.6 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Мартыненко Татьяна Петровна,

аспирант кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия; 644105, г. Омск, ул.

4-я Челюскинцев, 2а; e-mail: Mtatyana_1981@mail.ru.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самообразование; подготовка будущих учителей; студенты-педагоги; веб-квест технологии.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается процесс формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии. Целью настоящей работы является разработка модели формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии и ее научное обоснование. Автор рассматривает готовность будущих педагогов к профессиональному самообразованию на основе веб-квест технологии как интегральное динамическое свойство личности, систему качеств личности, социальных установок, мотивации, необходимых для реализации перспективных направлений, обеспечивающих эффективность деятельности будущего педагога с использованием веб-квест технологии. Отмечено, что главной целью профессионального самообразования должно стать развитие и совершенствование таких профессиональных знаний и умений, которые необходимы для работы будущих педагогов. В исследовании используются такие научные методы, как анализ педагогической литературы, документов, публикаций по проблеме исследования, обобщение, сравнение и др. В статье даются определения понятий «веб-квест» и «модель». Предлагается разработанная модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии, основные компоненты представленной модели и их описание. Автор выделяет мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативно-аналитический компоненты модели. Под моделированием процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии автор понимает приведение данного процесса в определенную структуру, которая способна обеспечить достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого процесса. Делается вывод о научном обосновании модели формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии.

Martynenko Tat'yana Petrovna,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russia.

SKILL FORMATION MODEL FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF FUTURE TEACHERS BASED ON WEB-QUEST TECHNOLOGY

KEYWORDS: professional self-education; teacher's training; students; future teachers; web-quest technology.

ABSTRACT. The article considers the process of forming skills for professional self-education of future teachers based on web-quest technology. The aim of the given work is to design a model for the formation of the skills of professional self-education of future teachers based on web-quest technology and its scientific foundation. The author considers the preparedness of future teachers for professional self-education based on web-quest technology as an integrated dynamic personality trait, a system of personal qualities, an attitude, a motivation necessary for the realization of promising areas providing effective professional activity of the future teacher via web-quest technology. It is noted that that the main aim of professional self-education should consist in developing and perfection of such professional skills and knowledge which are necessary for the future teachers' work.

Such scientific methods as review of pedagogical literature and documents, publications of research results in the field, generalization, comparison, etc. have been used by the author. The article suggests working definitions of the terms «web-quest» and «model», and offers a skill formation model ensuring training future teachers for professional self-education via web-quest technology to the readers' attention. The article also dwells on the main components of the model and describes them. The author singles out the motivational aim-setting, content-related, activity-centered and resultative-analytical model components. Modeling of the process of skill formation for professional self-education of future pedagogues on the basis of web-quest technology is seen by the author as structuring the given process in such a way so that it might ensure the achievement of maximum effect from the realization of this process. A conclusion is made about the scientific foundation of the model for the formation of the skills of professional self-education of future teachers based on web-quest technology.

Введение

Психолого-педагогическая наука сегодня способна содействовать формированию готовности к профессиональному самообразования у будущих педагогов для работы с веб-квест технологией. Студенты и преподаватели вузов должны знать о профессиональном самообразовании и особенностях применения веб-квест технологии.

Одной из современных технологий изучения английского языка в вузе можно считать технологию веб-квест (в переводе с английского «поиск в сети Интернет»). Веб-квест представляет собой проблемное задание-проект с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются информационные ресурсы сети Интернет. Веб-квесты создаются на всех этапах обучения английскому языку и охватывают различные темы. Результатом выполнения веб-квеста является создание презентации, вебстраницы, написание эссе или защита устного выступления.

Согласно Берни Доджу, веб-квест предполагает четкую структуру: введение (Introduction); формулировка задания (Task); процедура выполнения задания (Process); оценка деятельности обучаемых (Evaluation); заключение (Conclusion) [13].

В настоящее время будущий педагог должен быть готов к применению современных информационных технологий, а именно технологии веб-квест в процессе профессиональной подготовки, а для этого необходимы нестандартность мышления и способность к адаптации к новым условиям в профессиональной деятельности. Именно поэтому подготовка будущего педагога в вузе не должна сводиться только к получению знаний, умений и навыков, необходимо сформировать желание к развитию, самообразованию и самосовершенствованию.

Применение технологии веб-квест дает новые возможности в самообразовании будущих педагогов. Технология веб-квест в процессе самообразования будущих педагогов выступает как эффективное педагогическое средство, позволяющее получить такой образовательный процесс, который соответствует современным требованиям в системе высшего образования, тем самым, улучшая качество подготовки будущего профессионала.

Мы рассматриваем готовность будущих педагогов к профессиональному самообразованию на основе веб-квест технологии как интегральное динамическое свойство личности, систему качеств личности, социальных установок, мотивации, необходимых для реализации перспективных направлений, обеспечивающих эффективность деятельности будущего педагога с использованием

веб-квест технологии. Главной целью профессионального самообразования должно стать развитие и совершенствование таких профессиональных знаний и умений, которые необходимы для работы будущих педагогов.

Целью профессионального самообразования будущих педагогов должно стать содействие формированию их умения работать с современными информационными технологиями, их способности эффективно решать важнейшие задачи, обусловленные стратегическими направлениями в будущей практической деятельности. Однако вузы не располагают пока необходимыми данными для решения этой проблемы целенаправленно и последовательно, не используют в полной мере существующие возможности образовательного процесса в целях формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогических работников. В связи с этим возникает необходимость моделирования процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии и выявления наиболее эффективных условий его реализации.

В данном исследовании применялись следующие научные методы: изучение и анализ педагогической литературы, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, материалов и публикаций педагогической печати по проблеме исследования, обобщение и сравнение.

Результаты исследования

Определенность целей и средств их реализации дает возможность перейти к моделированию образовательного процесса, в данном случае — к моделированию процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии. Становится очевидным, что качественно осуществлять процесс формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии можно только при наличии детально разработанной модели этого процесса, учитывающей как нарастающие тенденции профессионального самообразования, так и все возможные пути его совершенствования. Именно такая модель способна обеспечить организационную основу этого процесса.

Поэтому в контексте исследования нас интересует понятие «модель». Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [11, с. 19].

© Мартыненко Т. П., 2018

Для эффективного решения рассматриваемой проблемы нам представляется целесообразным моделирование процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии, приведение данного процесса в определенную систему, которая должна обеспечить достижение максимально возможной эффективности при реализации данной модели.

Под моделированием процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии мы понимаем приведение данного процесса в определенную структуру, которая способна обеспечить достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого процесса. В опоре на знания о моделировании как методе научного познания и на

анализ педагогической действительности нами разработана модель процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии, которая представлена на рисунке.

Разработанная модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии состоит из следующих основных компонентов:

- мотивационно-целевой (главная цель и мотивы);

- содержательный (соответствующее содержание);

- деятельностный (методы и приемы реализации);

- результативно-аналитический (результаты процесса, их анализ).

Рис. Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии

1. Мотивационно-целевой компонент — это совокупность цели и мотивов процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии. Главной целью является формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии, а также формирование устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к постоянной работе не только по совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков, но и к профессиональному самообразованию в целом. Важность процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов следует рассматривать с точки зрения важнейших государственных приоритетов, обозначенных в программах профессионального образования, ориентирующих на подготовку будущих специалистов, способных осуществлять свою профес-

сиональную деятельностью на практике, добиваясь высоких результатов, взаимодействуя при этом творчески и целенаправленно.

2. Содержательный компонент процесса представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений о профессиональном самообразовании, а также определенный уровень теоретической и практической образовательной деятельности будущих педагогов, достигаемый в результате проведенной работы в условиях профессиональной подготовки. Основу содержательного компонента процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии составляет специально разработанный учебно-методический комплекс разработок учебных занятий на основе веб-квест технологии (в нашем исследовании — это учебные занятия по английскому языку).

3. Деятельностный компонент пред-

ставляет собой совокупность средств реализации основной цели процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии, к которым относятся: деятельность преподавателей и обучающихся, используемые при этом методы, организационные формы и средства обучения, в совокупности представляющие технологию обучения. Комплексный характер проблемы формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии позволяет использовать данную технологию в процессе обучения английскому языку в вузе. В процессе профессионального самообразования есть возможность ознакомить студентов с современными достижениями и обобщить профессиональные знания по английскому языку. Правильно подобранные технологии обучения позволяют сформировать у будущих педагогов необходимые умения и навыки для продуктивного профессионального самообразования в процессе изучения английского языка.

4. Результативно-аналитический компонент — это полученные в процессе формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов результаты и их анализ. Основным результатом исследуемого процесса являются сформированная готовность к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии для работы по изучению английского языка. Важным элементом рассматриваемого процесса является рефлексия обучающихся, способствующая диагностированию уровня сформированности готовности к профессиональному самообразованию и коррекции результатов. Важным показателем результативности формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов является их познавательная активность, в которой проявляются уровень соответствующих мотивов, степень овладения профессиональными знаниями и умениями будущей профессиональной дея-

тельности. Данный компонент исследуемого процесса отражает его эффективность, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

Представленная совокупность компонентов обладает всеми признаками целостного процесса: логикой, взаимосвязанностью всех частей и целостностью.

Целостность данного процесса проявляется в единстве преподавания и учения, единстве содержательного и процессуального компонентов. Более того, на практике целостность рассматриваемого процесса реализуется комплексом задач учебных занятий, содержанием профессионального самообразования, а также деятельностью преподавателей и обучающихся. В представленной нами модели каждый элемент как средство формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии выступает в реальном учебном процессе не изолированно от других, а отражая взаимосвязи между элементами всего процесса.

Заключение

Целостность смоделированного процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов обусловлена тем, что в этом процессе будущие педагоги овладевают основами теории и практики будущей профессии, теоретическими знаниями и умениями. Усвоение теоретических основ и практическое знакомство с педагогической практикой происходят в процессе совместного развития готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов. Управляемость данным процессом выражается возможностью диагностического целе-полагания, планирования и проектирования процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих педагогов на основе веб-квест технологии, поэтапной их диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосова Ж. А. Профессиональное самообразование как фактор конкурентоспособности в условиях столичного рынка труда // Проблемы формирования культуры мира в образовательном пространстве Москвы. — М., 2012. — С. 11-15.

2. Воронова Е. Н. Использование Веб-квест технологии в процессе обучения английскому языку в вузе // NovaInfo.Ru. — 2015. — Т. 1. — № 30. — С. 213-219.

3. Закирова В. Г., Сабирова Г. Б. Готовность к профессиональному самообразованию как показатель качества профессиональной подготовки студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Pedagogica/37389.doc.htm (дата обращения: 14.02.2017).

4. Исаева А. В. Веб-квест как форма организации самостоятельной работы студентов // Организация самостоятельной работы студентов. — Саратов : Изд-во «Новый проект», 2013. — С. 44-49.

5. Калугин Ю. Е., Зуйкова М. А. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2013. — № 3. — С. 111-114.

6. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М. : АО «ЦИТП», 1994. — 342 с.

7. Костеникова А. В. Профессиональное самообразование будущего учителя в системе непрерывного образования / / Вестник Тамбовского университета. — 2007. — № 5 (49)- — С. 30-34.

8. Култыгина О. В. Возможности формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих учителей при изучении педагогики // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ. — 2014. — С. 50-53.

9. Тарасевич Е. Б. Использование веб-квестов при организации самостоятельной работы учащихся в обучении иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. — Минск, 2009. — С. 219-221.

10. Ульянова Л. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калуга, 2001. — 21 с.

11. Штофф В. А. Моделирование и философия. — М. : Наука, 1966. — 301 с.

12. Юдакова С. В. Готовность студентов вуза к профессионально-педагогическому самообразованию : монография. — Владимир : ВИТ-принт, 2013. — 165 с.

13. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Electronic resource]. — Mode of access: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (date of access: 05.03.2017).

14. Halat Е. А Good Teaching Technique: WebQuests // The Clearing House: А Journal of Educational strategies, Issues and Ideas. — 2008. — Vol. 81. — Issue 3. — P. 109-112.

1. 15. March T. What WebQuests Are (Really) [Electronic resource]. — Mode of access: http://bestwebquests.com/what_webquests_are.asp (date of access: 09.03.2017).

REFERENCES

1. Amosova Zh. A. Professional'noe samoobrazovanie kak faktor konkurentosposobnosti v usloviyakh stol-ichnogo rynka truda // Problemy formirovaniya kul'tury mira v obrazovatel'nom prostranstve Moskvy. — M., 2012. — S. 11-15.

2. Voronova E. N. Ispol'zovanie Veb-kvest tekhnologii v protsesse obucheniya angliyskomu yazyku v vuze / / NovaInfo.Ru. — 2015. — T. 1. — № 30. — S. 213-219.

3. Zakirova V. G., Sabirova G. B. Gotovnost' k professional'nomu samoobrazovaniyu kak pokazatel' kachestva professional'noy podgotovki studentov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com/ 33_NIEK_2008/Pedagogica/37389.doc.htm (data obrashcheniya: 14.02.2017).

4. Isaeva A. V. Veb-kvest kak forma organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov // Organizatsiya sa-mostoyatel'noy raboty studentov. — Saratov : Izd-vo «Novyy proekt», 2013. — S. 44-49.

5. Kalugin Yu. E., Zuykova M. A. Gotovnost' k professional'nomu samoobrazovaniyu studentov vuza // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. — 2013. — № 3. — S. 111-114.

6. Kodzhaspirova G. M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga. — M. : AO «TsITP», 1994. — 342 s.

7. Kostenikova A. V. Professional'noe samoobrazovanie budushchego uchitelya v sisteme nepreryvnogo obra-zovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. — 2007. — № 5 (49). — S. 30-34.

8. Kultygina O. V. Vozmozhnosti formirovaniya gotovnosti k professional'nomu samoobrazovaniyu u budush-chikh uchiteley pri izuchenii pedagogiki // Universitet XXI veka: issledovaniya v ramkakh nauchnykh shkol. — 2014. — S. 50-53.

9. Tarasevich E. B. Ispol'zovanie veb-kvestov pri organizatsii samostoyatel'noy raboty uchashchikhsya v obuchenii inostrannym yazykam // Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam. — Minsk, 2009. — S. 219-221.

10. Ul'yanova L. A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya k professional'nomu samoobrazovaniyu : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Kaluga, 2001. — 21 s.

11. Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya. — M. : Nauka, 1966. — 301 s.

12. Yudakova S. V. Gotovnost' studentov vuza k professional'no-pedagogicheskomu samoobrazovaniyu : monografiya. — Vladimir : VIT-print, 2013. — 165 s.

13. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Electronic resource]. — Mode of access: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (date of access: 05.03.2017).

14. Halat Е. А Good Teaching Technique: WebQuests // The Clearing House: А Journal of Educational strategies, Issues and Ideas. — 2008. — Vol. 81. — Issue 3. — P. 109-112.

15. March T. What WebQuests Are (Really) [Electronic resource]. — Mode of access: http://bestwebquests.com/what_webquests_are.asp (date of access: 09.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.