Научная статья на тему 'ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ'

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / WEB-QUEST / INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренецкая Ирина Николаевна

Веб-квест может стать эффективным средством формирования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в рамках изучения дисциплин «Иностранный язык» и «Теория и практика межкультурной коммуникации» в вузе. Рассматривается становление квест-технологии, анализируются алгоритмы по работе с ней, приводятся механизмы интеграции веб-квестов в процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренецкая Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUEST AS A MEANS OF THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELORS

Web-quest can be an efficient means of the formation and development of intercultural communicative competence in the context of studying the disciplines “Foreign language” and “Theory and practice of intercultural communication” in universities. There is considered the establishment of the quest-technologies, there are analyzed the algorithms of the work with it. The author describes the mechanisms of the integration of the web-quests in the process of the development of intercultural communicative competence.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ»

известия вгпу

i innovacii // Pedagogicheskoe obrazovanie na styke epoh: innovacii i tradicii v sfere obrazovatel'nyh tekhnologij: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (5-6 apr. 2017 g.). M., 2017. S. 54-57.

2. Nikolaeva M.V. Tradicii i innovacii: obra-zovatel'nye tekhnologii v professional'noj podgotovke uchitelya nachal'nyh klassov [Elektronnyj resurs] // Innovacii v obrazovanii: sb. nauch. st. uchastnikov X Mezhdunar. nauch. konf. «TekhnoObraz 2017». URL: https://elib.grsu.by/doc/22717 (data obrashche-niya: 09.06.2020).

3. Nikolaeva M.V., Buryakova T.S. Osobennosti proyavleniya stilya uchebno-professional'noj deyatel'-nosti budushchego uchitelya nachal'nyh klassov // Aktual'nye problemy formirovaniya pedagogicheskoj kul'tury budushchih specialistov: mezhvuz. sb. nauch. st. s mezhdunar. uchastiem. Vyp. 1: v 2 ch. Ch. 2: Pedagogika. Baranovichi: RIO BarGU, 2011. S. 244249.

4. Nikolaeva M.V., Korepanova M.V., Zajcev V.V. Sovremennye problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya: kontekst stanovleniya lichnosti: mo-nogr. Volgograd, 2018.

5. Obrazovatel'nye strategii i tekhnologii lich-nostno-professional'nogo razvitiya uchitelya nachal'nyh klassov v innovacionnom prostranstve moderni-zacii nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kol. monogr. / pod obshch. red. prof. M.V. Nikolaevoj. Volgograd, 2014.

6. Teoretiko-metodicheskie osnovy podgotovki studentov k professional'noj deyatel'nosti: kol. monogr. / otv. red. L.B. Abdullina. Sterlitamak, 2016. Ch. 2.

Individual style of professional activities of teachers of primary school as a substantial basis of higher education

The article deals with the issue of the development of individual style of educational and vocational activities of students as the prerequisites of the individual style of the professional activities. There is presented the experience of the activities of the scientific laboratory aimed at testing of the pedagogical means of the development of the style of educational and vocational activities of teachers of primary school in the system of higher pedagogical education.

Key words: personal and professional development of teacher, style of educational and vocational activities of students, individual style of professional activities of teachers.

(Статья поступила в редакцию 22.07.2020)

И.Н. КОРЕНЕЦКАЛ (Псков)

веб-квест как средство

формирования

межкультурной

коммуникативной

компетенции

у студентов-бакалавров

Веб-квест может стать эффективным средством формирования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в рамках изучения дисциплин «Иностранный язык» и «Теория и практика межкультурной коммуникации» в вузе. Рассматривается становление квест-технологии, анализируются алгоритмы по работе с ней, приводятся механизмы интеграции веб-квестов в процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: веб-квест, межкультурная коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция.

Переход на ФГОС ВО3++ ставит перед системой высшего образования задачу применения современных образовательных технологий для формирования требуемых компетенций. Одной из таких образовательных технологий является веб-квест, который способен повысить мотивацию студентов-бакалавров к изучению дисциплины, что в конечном итоге повышает результаты обучения, а также обеспечивает формирование необходимых компетенций на определенном в стандарте уровне. Как следствие, задачей преподавателя в этом направлении является освоение такого инструмента, как веб-квест-технология, для повышения качества подготовки бакалавров, в том числе в контексте обучения иностранному языку.

Весомым аргументом в пользу применения веб-квестов в обучении являются данные Института будущего (Institute for the Future) в Калифорнии, специалисты которого провели исследование и выявили, что люди по всему миру проводят около трех миллиардов часов в неделю за онлайн-играми. С одной стороны, это слишком много времени для решения виртуальных задач, учитывая большое количество проблем повседневной жизни, которые требуют оперативного решения. С другой стороны, геймеры добиваются значительных

О Коренецкая И.Н., 2020

успехов в решении глобальных проблем в виртуальном мире. Игра способствует тому, что человек переживает ситуацию успеха. Препятствие в игре не бывает непреодолимым, поэтому геймер не ощущает поражения, обеспокоенности, депрессии, разочарования. Таким образом, у нас есть параллельный образовательный ресурс, где молодежь получает знания и формирует компетенции зачастую успешнее, чем осваивая учебные предметы в образовательных учреждениях.

Веб-квест-технологии как учебное задание впервые рассматриваются Б. Доджем [7] и Т. Марчем [8]. В отечественной науке веб-квест-технологии рассматриваются в работах Е.А. Багузиной [1], О.В. Волковой [2], Г.А. Воробьёва [3], П.В. Сысоева [5]. В современной трактовке понятия «квест» существует несколько подходов.

Во-первых, под квестом понимают компьютерную игру. В 1970-х гг. программист У. Кроутер разработал программу Colossal Cave Adventure. Согласно сюжету, главный герой выполняет задачи, перемещаясь в большой пещере Colossal Cave. Именно эту программу и считают первым квестом. В 1990-х гг. подобные игры были очень популярны, в частности в России, когда за ними и закрепился термин квест - как игра и решение задач.

Во-вторых, под квестом понимают сюжет литературного произведения, в котором главному герою необходимо дойти до цели, выполняя различные задания и преодолевая препятствия. Такой сюжет прослеживается от древней мифологии («Миф о 12 подвигах Геракла», «Миф о Персее») до современных произведений (Дж. Р.Р. Толкин «Властелин колец», Б. Акунин «Квест», А. Фомин «Хлебный квест», С. Деркач «Квест»).

В-третьих, квест определяется как сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя учебное задание.

В-четвертых, квест некоторыми исследователями определяется как ориентированная на решение проблемы деятельность:

- информационная - сбор, анализ, преобразование, хранение, поиск и распространение информации;

- организационная - практическая деятельность по руководству людьми / учениками, согласованию их совместных действий и управления ими;

- учебная - усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.

кие науки -

В-пятых, под квестом (веб-квестом) понимают особую новую образовательную технологию. Квест как педагогическая технология -это продуманная в деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с четко определенными целями, диагностикой текущих и конечных результатов, которая имеет определенные этапы с выделенными процедурными характеристиками.

Проанализировав понятие веб-квеста как технологии, перейдем к определению содержательных характеристик квестов. Квестами педагоги пользуются достаточно давно, не называя такую деятельность «квестом».

Педагогической основой квестов А. Багу-зина [1] определяет философию конструктивизма, где важно не воспроизведение энциклопедической реальности, а формирование собственного представления о ней. При этом квест - это в первую очередь игровая педагогическая технология, которая, по мнению Г. Селевко, имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий педагогический результат [4].

В структуру игры как деятельности Г. Се-левко включает постановку цели, планирование, реализацию цели, анализ результатов [Там же]. В структуру игры как процесса входят роли, которые взяли на себя игроки; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое использование предметов, замещение реальных вещей игровыми; реальные отношения между игроками; сюжет (содержание) - сфера деятельности, условно воспроизводимая в игре. таким образом, под веб-квестом следует понимать инновационную педагогическую игровую технологию с использованием интернет-ресурсов, предусматривающую выполнение обучающимися учебных, поисково-познавательных проблемных задач в соответствии с игровым замыслом / сюжетом, во время которого они подбирают и упорядочивают информацию, выполняют самостоятельную, исследовательскую работу.

На сегодняшний день педагоги активно используют веб-квест-технологию для решения многих образовательных проблем: активизации познавательной деятельности обучающихся, повышения мотивации к обучению, развития различных навыков.

По своей сути веб-квест - это дидактическая структура, в рамках которой преподаватель совершенствует поисковую деятельность обучающихся, задает им параметры этой дея-

тельности и определяет ее время, учит их самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Основными функциями веб-квестов в учебном процессе являются:

- общая мотивационная - побуждает к изучению дисциплины;

- учебная - насыщает содержание учебной дисциплины разнообразным материалом благодаря применению интернет-ресурсов;

- развивающая - обеспечивает развитие познавательной, мыслительной деятельности, субъектной позиции участников, их коммуникативной и информационной компетентности благодаря работе в группе, умений самопрезентации, общей рефлексии.

Различные классификации квестов можно встретить в научно-педагогической литературе. Так, А. Шульгина на основе анализа типологии проектов и квестов представила сравнительную типологию [6]. Согласно данной классификации, квесты бывают следующих типов:

1) квест как научное исследование (его цель формулируется перед выполнением, он имеет четкую структуру), «аутентичное задание» (предполагает обязательный анализ результатов), творческое задание (предусматривает выполнение творческого задания - создание видеоролика и др.), журналистское расследование;

2) предметно-содержательный квест: предметный (посвящен единственной проблеме, имеет четкую структуру, направлен на получение знаний и умений в одной отрасли); межпредметный (интегрирует знания из разных областей);

3) открытый квест (преподаватель является равноправным участником: имеет роль, организует и координирует деятельность учащихся), скрытый квест (преподаватель руководит процессом дистанционно, может быть консультантом);

4) непродолжительный (такой квест рассчитан на 1-2 занятия) и длительный (срок исполнения - месяц и более).

Работа над квестом включает три этапа, которые и обусловливают его структуру.

1. Начальный, или подготовительный, этап - отбор преподавателем проблемных межкультурных ситуаций в соответствии с темати-

ческим компонентом; определение проблематики; определение аутентичных ресурсов сети Интернет для решения задач квеста; определение сроков выполнения квеста и форм представления результатов; определение критериев оценивания в соответствии с уровнем сфор-мированности умений; распределение участников на малые группы для выполнения результатов квеста.

2. Ролевой этап - выполнение обучающимися задач квеста (поисковых, исследовательских и др.).

3. Презентативный этап - представление результатов исследовательской работы малых групп.

4. Заключительный, или рефлексивный, этап, на котором обсуждаются результаты выполнения заданий квеста.

Пробное обучение с использованием веб-квест-технологии осуществлялось в рамках курсов «Иностранный язык» и «Теория и практика межкультурной коммуникации» на направлении 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями (профиль «Русский язык и иностранный (английский) язык»). В Псковском государственном университете были организованы и проведены веб-квесты. В пробном обучении приняли участие 17 студентов данного направления.

До организации пробного обучения обучающимся была предложена работа по созданию образа себя в мультикультурном мире (My ideal intercultural self). Обучающимися были подготовлены индивидуальные коллажи, в которых они отразили основные моменты своей жизни после университета. На основе контент-анализа творческих работ были выделены повторяющиеся во всех работах позиции: профессия, изучение иностранных языков, путешествия, семья, дальнейшее образование, саморазвитие (развитие межкультурной компетенции). Анализ работ выявил, что обучающиеся имеют упрощенное восприятие иностранного языка и понимание роли межкультурной компетентности. Цель большинства - «говорить на английском языке как носитель языка». В ряде ответов респонденты заявляют о намерении вступить в брак с иностранцем, с которым они познакомятся во время международной академической стажировки. Свою будущую работу несколько обучающихся связывают с другой страной, где они будут обучать англоговорящих людей русскому языку. Работа воспринимается как мост, связывающий обучающихся со страной изучаемого языка. Сре-

ди качеств, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия, обучающиеся отмечают такие, как открытость, доброта, гибкость, отказ от стереотипов, позитивная и активная позиция в межкультурном взаимодействии, любознательность. Таким образом, по мнению обучающихся, знание иностранного языка важно, прежде всего, для получения достойной работы (так думают 17 студентов -100%); 15 студентов (88%) планируют продолжать изучать английский язык после окончания университета, освоить и другие иностранные языки; 15 студентов (88%) считают, что знание иностранного языка позволит им путешествовать; для 11 студентов (64%) знание иностранного языка необходимо для счастливого брака; только 2 студента (11%) считают, что иностранный язык необходим для саморазвития и формирования межкультурной компетенции.

Квесты были созданы при помощи веб-технологий и носили исследовательский и проектный характер. Для пробного обучения были подготовлены следующие квесты: Around the world in 24 hours (тип веб-квеста «Журналистское расследование»), Magic Garden (тип веб-квеста «Творческое задание»), Globalization or New Wonderland (тип веб-квеста «Научное исследование»). Проблематика квестов направлена на проверку сформированности компетенций студентов по данным дисциплинам и отражает следующие компоненты межкультурного взаимодействия:

1) особенности взаимодействия представителей различных культур в процессе общения (знание лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, пословицы и поговорки (приветствия, представления, проявления чувств и выражения эмоций, прощания и др.), отражающие культуру общения стран изучаемого языка);

2) особенности быта и повседневной жизни представителей различных культур (знание особенностей восприятия времени у разных национальностей, приоритетов в распределении дел в течение дня, особенности приема пищи, устройства быта, отношение к одежде и материальным благам, отношение к труду и пр.);

3) образ жизни представителей различных возрастов в разных культурах (особенности семейных взаимоотношений; отношение к ребенку и отношение ребенка к родителям; проблемы современных подростков, субкуль-

кие науки -

туры; забота и уважение к старшему поколению и пр.);

4) организация свободного времени у представителей различных культур (национальные виды спорта, национальное искусство, музыка, литература и пр.);

5) образование (особенности школьного и вузовского обучения, образ учителя в разных культурах);

6) путешествие (этнографические реалии, географические названия, природа, умение ориентироваться в городе страны изучаемого языка, а в случае затруднений - обратиться к местным жителям за помощью и пр.);

7) культура и ценности (национальные праздники и фестивали, традиции и обычаи, знаменательные даты, стереотипы и предрассудки, сравнение изучаемых культур с родной культурой и пр.);

8) история (политические взаимоотношения России и Великобритании, России и США и др.).

Работа с веб-квестами предполагала последовательное выполнение обучающимися заданий исследовательского характера с использованием интернет-ресурсов, правильное выполнение которых позволяло команде получить ключ-подсказку для выполнения следующего задания. На пути к достижению цели в веб-квесте обучающимся встречаются антигерои, которые препятствуют продвижению и предлагают задания повышенной сложности. В процессе выполнения веб-квеста всем участникам доступен прогресс / рейтинг друг друга, что является определенным мотивирующим фактором.

По окончании пробного обучения с обучающимися было проведено собеседование, анализ результатов которого выявил изменения в восприятии обучающимися роли иностранного языка и развития межкультурной компетенции (My second ideal intercultural self). Обучающиеся демонстрируют осознание того, что гибкость и открытость способствуют преодолению межкультурного непонимания, вызванного различными стилями коммуникации или разницей в языковой подготовке. У обучающихся произошел внутренний сдвиг в сторону осознания необходимости развития межкультурной компетенции, это очевидно из того, что все 17 студентов отразили данный компонент в своих ответах, в которых они отмечают готовность адаптироваться и приспосабливаться к иным культурным условиям. Так, студенты стали вести записи межкультурных кейсов, в

которых отражают случаи своего взаимодействия с иностранными студентами. При этом они считают, что позитивное отношение является ключом к формированию межкультурной компетенции. Студенты говорят о мире без границ: планируя работать для своей страны и для всего мира, быть патриотами с сознанием, открытым всему миру. У студентов есть высказывания о том, что не границы формируют страну, а язык и культура: глобализация сделала границы между странами условными, граждане Евросоюза беспрепятственно пересекают границы и оказываются в другой стране. Исчезновение границ не приводит к исчезновению страны. Однако с исчезновением языка и культуры страна прекратит существование. Студенты отмечают необходимость воспринимать представителей иной культуры не как чужих или иностранцев, а как индивидуальностей со своими особенностями. Приводится пример, что представители других культур, громко разговаривая в общественных местах, не преследуют цели вторжения в местную культуру, это их индивидуальная особенность. Кроме того, все 17 студентов считают, что работа в стране изучаемого языка в окружении носителей языка автоматически будет способствовать формированию «идеального межкультурного себя». По-прежнему 15 студентов (88%) планируют продолжать изучение иностранных языков после окончания университета, также 15 студентов планируют активно путешествовать.

Анализ результатов пробного обучения показывает, что использование веб-квеста в рамках дисциплин «Иностранный язык» и «Теория и практика межкультурной коммуникации» формирует межкультурную восприимчивость и эмпатию, синтезирует знания о своей культуре и культуре страны изучаемого языка, создает условия для становления у студентов-бакалавров черт вторичной языковой личности, учит интерпретировать межкультурные кейсы и тем самым формирует основные компоненты межкультурной компетенции. Веб-квест позволяет обучающимся воспринимать межкультурную коммуникацию как важное условие взаимодействия представителей разных культур, определить собственную траекторию развития знаний, умений и навыков, без которых не состоится межкультурное взаимодействие.

Если до проведения пробного обучения студенты демонстрировали скорее низкий уровень сформированности межкультурной компетенции, то после занятий с использовани-

ем веб-квестов обучающиеся демонстрируют значительно более высокий уровень межкультурных знаний, умений и навыков, что свидетельствует об эффективности веб-квеста.

Список литературы

1. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

2. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2010.

3. Воробьев Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз): дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2004.

4. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий. М., 2005.

5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов н/Д.; М., 2010.

6. Шульгина Е.М. Алгоритм работы с технологией веб-квест при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Тамбов, 2013.

7. Dodge B. A Rubric for Evaluating Web Quests [Electronic resource]. URL: http://webquestsdsu.edu/ webquestrubric.html (дата обращения: 20.05.2020).

8. March T. Web-Quests for Learning [Electronic resource]. URL: http://www.ozline.com/webquests/in

tro.html (дата обращения: 23.05.2020).

* * *

1. Baguzina E.I. Veb-kvest tekhnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.

2. Volkova O.V. Podgotovka budushchego spe-cialista k mezhkul'turnoj kommunikacii s ispol'zo-vaniem tekhnologii veb-kvestov: dis. ... kand. ped. nauk. Belgorod, 2010.

3. Vorob'ev G.A. Veb-kvest tekhnologii v ob-uchenii sociokul'turnoj kompetencii (anglijskij yazyk, lingvisticheskij vuz): dis. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 2004.

4. Selevko G.K. Klassifikaciya obrazovatel'nyh tekhnologij. M., 2005.

5. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika ob-ucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem no-vyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tekh-nologij. Rostov n/D.; M., 2010.

6. Shul'gina E.M. Algoritm raboty s tekhnolo-giej veb-kvest pri formirovanii inoyazychnoj kommu-nikativnoj kompetencii studentov. Tambov, 2013.

педагогические науки

Web-quest as a means

of the development of intercultural

communicative competence of bachelors

Web-quest can be an efficient means of the formation and development of intercultural communicative competence in the context of studying the disciplines "Foreign language" and "Theory and practice of intercultural communication" in universities. There is considered the establishment of the quest-technologies, there are analyzed the algorithms of the work with it. The author describes the mechanisms of the integration of the web-quests in the process of the development of intercultural communicative competence.

Key words: web-quest, intercultural communicative competence, foreign language communicative competence.

(Статья поступила в редакцию 20.07.2020)

Т.А. АНДРЕЕНКО, Л.И. ЧУФАРОВА,

Е.П. ПАВЛЕНКО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Волгоград)

динамика

показателей физической подготовленности студентов на учебных занятиях по физической культуре и спорту

Анализируется проблема физической подготовленности молодежи. Собранные материалы могут быть положены в основу периодически повторяющихся исследований физической подготовленности обучающейся молодежи. Выявляется уровень физической подготовленности и развития физических качеств обучающихся применительно к нормативам комплекса ГТО.

Ключевые слова: физическая культура, физические качества, комплекс «Готов к труду и обороне», нормативы, спорт.

Введение. В настоящее время в организации учебного процесса по физическому воспитанию в средних образовательных учреждениях имеются проблемы. Из практического

опыта многих преподавателей и учителей известно, что во многих средних образовательных учреждениях, в которых к физическому воспитанию предъявляются определенные требования, значительная часть обучающихся не справляется с выполнением программных нормативов и нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». В связи с этим в последние годы отмечается низкий уровень физической подготовленности и развития физических качеств учащихся, поступающих в высшие учебные заведения [4].

Исследование уровня физической подготовленности выпускников школ, поступающих на учебу в вузы, имеет большое значение для анализа влияния социально-экономических условий и занятий по всем предметам, в том числе по физической культуре в школе, на гармоническое воспитание молодежи. В то же время такое исследование является предпосылкой правильного планирования процесса физического воспитания на период обучения в вузе [1; 5].

В 2014 г. была возрождена национальная идея, направленная на улучшение состояния здоровья и воспитания патриотов нации - комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс Гто - это уникальный и универсальный стандарт качества общефизической, физ-культурно-спортивной подготовки человека в условиях безопасной жизнедеятельности. В отличие от предшествующих, современная система сдачи комплекса ГТО существенно изменена. В нее был добавлен третий («бронзовый») значок, были также изменены нормы и список дисциплин. Помимо этого были внесены изменения в возрастной состав участников. Раньше сдать нормативы комплекса могли люди в возрасте от 10 до 60 лет, сейчас принять участие в сдаче норм ГТО может любой желающий от 6 до 70 лет и старше. Руководство нашей страны считает, что население, независимо от пола и возраста, с восстановлением программы данного комплекса будет больше заинтересовано в процессе развития физической культуры и спорта, а также ведения здорового образа жизни. Комплекс «Готов к труду и обороне» и спорт направлены на физическое развитие и укрепление здоровья каждого человека. Примером значимости комплекса ГТО является преимущество в виде дополнительных баллов при наличии «Золотого знака» при поступлении в вузы [1]. Задача нашего исследования - определить уровень физической

© Андреенко Т.А., Чуфарова Л.И., Павленко Е.П., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.