Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харунжева Е.В., Козлова Ю.Д.

В условиях возросшего влияния информационных технологий на все сферы социальной жизни возникла потребность в новых методах обучения и образовательных технологиях, способствующих формированию у учащихся метапредметных умений и навыков. В настоящее время ведущими подходами к обучению являются субъектно-деятельностный и личностно-ориентированный, предполагающие использование в образовании таких методов и форм работы, с помощью которых у обучающихся формируется осознанное целеполагание, способность к анализу информации, критичность ума и самостоятельность в рамках учета личностных особенностей ученика и индивидуализации обучения. Образовательный веб-квест представляет собой технологию, которая наиболее полно позволяет сформировать эти личностные качества. Целью данной статьи является рассмотрение дидактического потенциала использования образовательных веб-квестов в процессе обучения. Выявлены такие позитивные стороны применения веб-квеста, как рост познавательного интереса учащихся, формирование коммуникативных навыков и ИКТ-компетенций, а также развитие творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

cial development: Parents' and educators' concerns. International Journal of Speech-Language Pathology. 20:4, 468-482. DOI: 10.1080/17549507.2017. 1309065

4. Poulou, M. S., Bassett, H. H. & Denham, S. A. (2018). Teachers' Perceptions of Emotional Intelligence and Social-Emotional Learning: Students' Emotional and Behavioral Difficulties in U.S. and Greek Preschool Classrooms. Journal of Research in Childhood Education, 32:3, 363377. DOI: 10.1080/02568543.2018.1464980

5. Pyle, A. & Danniels, E. (2017). A Continuum of Play-Based Learning: The Role of the Teacher in Play-Based Pedagogy and the Fear of Hijacking Play. Early Education and Development, 28:3, 274-289. DOI: 10.1080/10409289. 2016.1220771

6. Marakhovska, N. V. (2018). Introduction to foreign language teaching by means of art therapy during preschool education traineeship. Colloquium-journal, 13:24, 45-47.

Е. В. Харунжева, Ю. Д. Козлова

Потенциал использования образовательных веб-квестов

в процессе обучения

В условиях возросшего влияния информационных технологий на все сферы социальной жизни возникла потребность в новых методах обучения и образовательных технологиях, способствующих формированию у учащихся метапредметных умений и навыков. В настоящее время ведущими подходами к обучению являются субъектно-деятельностный и личностно-ориентированный, предполагающие использование в образовании таких методов и форм работы, с помощью которых у обучающихся формируется осознанное целеполагание, способность к анализу информации, критичность ума и самостоятельность в рамках учета личностных особенностей ученика и индивидуализации обучения. Образовательный веб-квест представляет собой технологию, которая наиболее полно позволяет сформировать эти личностные качества. Целью данной статьи является рассмотрение дидактического потенциала использования образовательных веб-квестов в процессе обучения. Выявлены такие позитивные стороны применения веб-квеста, как рост познавательного интереса учащихся, формирование коммуникативных навыков и ИКТ-компетенций, а также развитие творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: веб-квест, информационные технологии, субъектно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

В последнее время в сфере образования наблюдается неуклонный рост интереса к использованию информационных технологий и ресурсов сети Интернет в обучении и воспитании подрастающего поколения. Исследователи данного вопроса отмечают, что информатизация образования, предполагающая использование информационно-коммуникационных технологий и модернизацию методов и форм ведения учебных занятий, позитивно сказывается на качестве обучения, способствует развитию мотивации к учебной деятельности, мыслительного и познавательного процессов [16, с. 39].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту и Основной образовательной программе процессы обучения и воспитания призваны достичь не только предметных результатов - знаний конкретной информации или специфических умений по предмету. Большое значение имеют личностное развитие школьника и его общеучебные навыки. Такие метапредметные результаты обучения должны отражать сформированность навыков целеполагания, самоконтроля, исследовательской деятельности [17, 19]. Немаловажным является «умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач» [19, с. 6]. Внедрение в образовательную практику информационных технологий делает обучение и воспитание занимательным для учащихся, позволяет учитывать их личностные особенности, индивидуализировать обучение, способствует раскрытию творческих способностей, формированию ИКТ-компетенций и ряда метапредметных навыков.

Интересным способом использования информационных технологий и достижения поставленных задач в обучении является применение технологии веб-квеста. Данная технология представляет собой проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры и предполагает работу с интернет-источниками, структурирование информации и рассмотрение учебной темы с разных ракурсов. Веб-квесты не являются новшеством в образовательной среде и могут с успехом применяться в процессе обучения, улучшая понимание материала и оптимизируя время и учителя, и ученика. Проблеме использования веб-квестов в образовании посвящали свои труды С. В. Артюхина, Е. И. Багузина, Е. Ф. Бехтенова, А. Г. Воробьев, С. В. Напалков [1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14]. Тем не менее далеко не все рядовые учителя спешат использовать технологию образовательного веб-веста в педагогической деятельности

Целью исследования является описание дидактического потенциала использования образовательных веб-квестов как средства обучения. Для достижения цели поставлены следующие задачи: детерминировать понятие «веб-квест», определить структуру типового образовательного веб-квеста, проанализировать особенности его применения в процессе обучения и воспитания.

Методологическую основу данного теоретического исследования составляют субъектно-деятельностный (К. А. Альбуханова, А. Г. Асмолов, В. В. Знаков, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) и личностно-ориентированный (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) подходы к обучению. Методами решения задач выступают теоретический анализ исследований по проблеме, анализ требований ФГОС и возможностей применения образовательных веб-квестов в педагогической практике.

Для того чтобы дать точное определение понятия «веб-квест», необходимо обратиться к этимологии этого слова. «Quest» в переводе с англий-

ского языка - это продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключением или игрой; также данный термин применяется для обозначения вида компьютерных игр. «Web-quest» дословно переводится как «поиск в сети Интернет».

Создатель данной образовательной технологии профессор Государственного университета Сан-Диего Б. Додж дает ей следующее определение. Веб квест - это «поисковая деятельность, в которой часть или вся информация, с которой взаимодействуют учащиеся, поступает из ресурсов в Интернете, при необходимости с добавлением видеоконференции» [22].

Т. Марч расширил данное понятие: с его точки зрения, веб-квест -это некая учебная структура, построенная по типу опор, предполагающая ряд задач и наличие ссылок на важные для их решения интернет-ресурсы. Веб-квест при этом служит для того, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развить навыки анализа информации, понимания причинно-следственных связей между различными фактами, а также умения работать в группе и самостоятельно [23].

Отечественные исследователи трактуют веб-квест как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимо использование ресурсов сети Интернет. Схожее определение дают Ю. В. Корнилов и И. П. Левин, при этом отмечая, что веб-квесты в большей степени носят развлекательно-образовательный характер [2, с. 125; 10, с. 44; 12].

Е. М. Шульгина, описывая методику формирования коммуникативных компетенций через применение веб-квеста, характеризует его как проектную деятельность учащегося, направленную на исследование и всестороннее изучение какого-либо проблемного вопроса, с использованием ресурсов сети Интернет [21, с. 4].

С. В. Арюткина и С. В. Напалков также отмечают наличие в образовательном веб-квесте информационного контента, связанного с содержанием учебной темы, ее целями и задачами, который позволяет учащимся самостоятельно решить учебно-познавательные задания по поиску, отбору, систематизации информации и обобщению изученного материала [1, с. 19].

Таким образом, веб-квест можно охарактеризовать как образовательную технологию, основанную на субъектно-деятельностном и личностном подходах к обучению, предполагающую самостоятельную или групповую исследовательскую работу учащихся, учет пожеланий и особенностей учеников благодаря выбору роли, определению пути решения проблемного задания, предоставлению свободы действий. Основной особенностью веб-квеста является широкое использование ресурсов сети Интернет. Такой способ осуществления учебного процесса позволяет эффективно использовать время учащегося, направить его деятельность на ра-

боту с информацией, ее анализ и синтез, развить критическое и творческое мышление, навыки решения задач самостоятельно или в группе.

Существует множество видов образовательных веб-квестов. Б. Додж предлагает следующую классификацию в зависимости от времени проведения:

- краткосрочные, которые проводятся в течение одного-трех занятий, предполагают изучение одной темы; целью таких веб-квестов становится получение значительного объема новых знаний;

- долгосрочные, прохождение которых затягивается на несколько занятий, от одной недели до месяца, и предполагает глубокое освоение информации, ее анализ и представление в форме проекта или творческой работы [22].

По построению сюжета веб-квесты подразделяются на следующие

виды:

- линейные, в которых участники пошагово в определенной последовательности выполняют задания;

- кольцевые, при которых группы участников движутся по одному маршруту исследования, но стартуют с разных точек;

- штурмовые, предполагающие самостоятельный выбор путей решения проблемного задания [15].

В определении вида квеста большую роль играет цель, которую ставит учитель перед учащимися (закрепление знаний, формирование компетенций, получение нового знания), а также охват материала (тематический квест, предметный или междисциплинарный). При этом структура веб-квеста предполагает наличие следующих составляющих:

- вступление, включающее в себя информацию об изучаемой теме, обзор и выбор ролей, возможную легенду, предшествующую игре;

- центральное задание, предполагающее вопросы по изучаемому материалу, на которые необходимо дать развернутый ответ, конкретные задачи, требующие решения, и т. д.;

- инструкция по выполнению работы, порядок последовательности действий в процессе прохождения сюжета квеста;

- ресурсы, представленные как интернет-источниками, так и печатными статьями, книгами, аудио- и видеоматериалами;

- критерии и параметры оценки результатов деятельности;

- заключение, подведение итогов работы и рефлексия [9; 11, с. 73].

Данная структура представляет инвариантную часть веб-квеста, однако, в случае необходимости, педагог может расширить ее за счет включения поля «Комментарии учителя», в котором будут даны методические рекомендации по применению данной разработки. При желании в структуру можно добавить пункт «Работы учащихся», в котором будут опубликованы результаты деятельности учеников. Вариативная часть заключается в творческой деятельности педагога, разрабатывающего легенду кве-

ста, подбирающего необходимые материалы для его прохождения, оформление и формулировку заданий.

Опираясь на труды создателя данной технологии Б. Доджа, а также отечественных исследователей [22; 8, с. 46; 18, с. 1474], можно выделить следующие виды заданий (см. таблицу):

Виды заданий образовательного веб-квеста

№ п/п Тип задания Характеристика

1 Пересказ Одно из самых распространенных заданий предполагает демонстрацию понимания рассмотренной темы через подготовку рассказа, презентации, схемы, плаката и т. д. При этом задание подразумевает оригинальную работу, обобщение и систематизацию данных, а не банальное копирование информации из сети Интернет

2 Планирование и проектирование Разработка проекта по изучаемому предмету или плана по достижению какой-либо цели

3 Компиляция Трансформация информации, полученной из разных источников: ее анализ и представление в формате книги, виртуальной выставки, капсулы времени и т. д.

4 Творческое задание Творческое задание различного характера: написание стихотворения, создание пьесы, постановка, видео

5 Аналитическая задача Поиск, систематизация информации, выявление причинно-следственных связей между различными фактами

6 Детектив, головоломка Осуществление вывода на основе противоречивых фактов с использованием не только информации по теме головоломки, но и логики

7 Журналистское исследование Изложение информации в виде журналистского расследования, статьи в газете с разделением мнений и фактов

8 Оценка Обоснование точки зрения на решение проблемного вопроса, задания на классификацию или выбор ответа из предложенных

9 Убеждение Задание предполагает влияние на точку зрения оппонентов, склонение их на свою сторону. Конечным продуктом такого задания веб-квеста может стать выступление в суде, постер, презентация, сайт и т. д.

10 Научное исследование Изучение и анализ различных явлений, открытий и фактов через предоставленные ресурсы, ссылки на научные труды

11 Консенсус Поиск и представление различных точек зрения по конкретной проблематике, выработка общего решения

12 Самопознание Задание на исследование личностных характеристик, психологических особенностей и т. д., например по выбору будущей профессии или склонностей личности к какой-либо деятельности

Таким образом, виды занятий в формате веб-квеста представляются весьма многообразными и доступными для выполнения учащимися с разным уровнем подготовки.

Многие отечественные и зарубежные исследователи, использующие образовательные веб-квесты в своей педагогической практике, отмечают, что применение данной технологии положительно отражается на процессе обучения и воспитания.

В первую очередь, на эффективности обучения с использованием веб-квеста сказывается высокий уровень самостоятельности учащихся при его выполнении и подготовке конечного результата. Субъектно-деятельностный подход, который является главенствующим при проведении образовательных веб-квестов, способствует активному включению учащихся в учебную деятельность, а работа с информационными источниками, дополняет традиционный урок, способствует активизации познавательной деятельности учащихся [20, с. 437].

Во-вторых, в рамках личностного подхода веб-квесты содержат множество аспектов, учитывающих особенности учащихся, их интересы и склонности в обучении. Таковыми являются выбор роли для прохождения квеста, которая предполагает определение учащегося на тот или иной уровень сложности заданий. Прохождение веб-квеста в свободном формате, т. е. без учета времени, является положительным фактом для множества учеников, работающих слишком медленно или быстро для среднего показателя по классу. Значительным плюсом в использовании образовательных веб-квестов является структурированность подачи учебного материала. Данное представление веб-квеста способствует целостному пониманию материала урока, представляет учащимся возможность самостоятельно выстраивать траекторию обучения [6, с. 164].

В-третьих, технология веб-квеста в полной мере реализует принцип наглядности, за счет широкого использования презентаций, демонстраций копий документов, статей, репродукций картин и т. д. Визуализация объектов позволяет наиболее подробно ознакомиться с далекими, невоспроизводимыми или недоступными событиями и явлениями, тренирует зри-

тельную память, способствует формированию представлений о конкретных аспектах изучаемой темы [7, с. 61-62].

В-четвертых, как и многие другие информационные технологии, веб-квесты способствуют мотивации учащихся. Т. Марч среди факторов, повышающих учебную мотивацию, называет использование центрального или проблемного вопроса, носящего актуальный характер не только в стенах школы, но и в мире вообще. Также учащимся предлагаются реальные действующие ресурсы (карты, схемы, действующие законодательные акты, отчеты, работы исследователей и т. д.) из надежных источников, проверенных преподавателем. Кроме того, прохождение веб-квеста предполагает представление результата своей работы: учащиеся могут оформить творческий проект, стенд, подготовить статью, опубликовать работу. Оценка зрителей, читателей или педагога побуждает учащихся к старанию и формированию собственного вклада в работу группы.

Немаловажным является факт оценки проделанной работы самим учеником на этапе подведения итогов. Рефлексия собственной деятельности способствует развитию навыков самоконтроля и целеполагания, формирует осознанный взгляд на учебную деятельность. Также особое внимание среди метапредметных навыков уделяется формированию критичности ума. Данный навык приобретается с помощью анализа различных, зачастую противоположных точек зрения, работы учащихся с большими объемами информации, ресурсами сети Интернет во время прохождения веб-квеста.

Подготовка и оформление результата работы в виде доклада, презентации, статьи, плаката, сценки и т. д. представляет собой одно из средств развития креативности учащихся, самостоятельности и самокритичности, способствует формированию навыков выступления на публике и взаимодействия с ученическим коллективом, таким образом развивает коммуникативные компетенции учащегося.

Работа с веб-квестами может стать одним из вариантов домашнего задания, применяться на уроке-обобщении изученного материала. Е. И. Багузина отмечает, что веб-квест может использоваться как форма промежуточного или итогового контроля: проверка знаний при этом осуществляется через собственно прохождение квеста, а сформированность метапредметных навыков и умений происходит через проверку результатов деятельности учащегося, например творческой работы, презентации или сайта [3, с. 124-125].

При этом подготовка веб-квеста требует от педагога высокого уровня компьютерной грамотности, умения работать с графическими и текстовыми редакторами, продолжительной подготовки материалов для организации работы учащихся, сюжета квеста и его основных персонажей. Учителю следует придать особое значение отбору достоверных данных, а также выбору заданий согласно способностям учащихся, их возрастным и личностным особенностям.

Таким образом, исходя из анализа методической литературы по теме, а также полагаясь на опыт исследователей-практиков, можно отметить, что веб-квест является весьма действенной технологией, которая обладает большим потенциалом применения в образовательном процессе. Она представляет собой проблемное задание с привлечением информационных технологий, предполагает рассмотрение изучаемой темы с различных сторон и, как следствие, лучшее понимание ее учащимися, а также приобретение ряда метапредметных умений и навыков. Структура веб-квеста, включающая вступление, распределение ролей, ссылки на интернет-источники, подробную инструкцию по прохождению и разноплановые задания, позволяет эффективно распределить время учителя и учащегося, способствует развитию самостоятельности ученика, формированию навыков поисковой деятельности. При этом существуют некоторые особенности применения технологии: подготовка занятий с применением веб-квеста требует от педагога хорошего уровня освоения информационных технологий, исследовательских и аналитических умений, обязывает тщательно отбирать информационные источники и адаптировать их.

Список литературы

1. Арюткина С. В., Напалков С. В. Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента образовательного ШеЬ-квеста по математике. Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015. 109 с.

2. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2012.

3. Багузина Е. И. Веб-квест как современная форма промежуточного и итогового контроля при обучении иностранному языку // ГОУ ВПО «ГУУ» Вестник университета. 2009. № 1. С. 121-129.

4. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 67-72.

5. Воробьев Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пятигорск, 2004.

6. Горбунова О. В., Иванова О. А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. 2014. № 7. С. 162-166.

7. Горбунова О. В., Кузьминова Н. С. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения // Школьные технологии. 2013. № 2. С. 59-66.

8. Гущина Т. А., Кравченко А. Е. Веб-квест - форма организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. 2018. № 2. С. 43-50.

9. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=25517 (дата обращения: 20.12.2020).

10. Корнилов Ю. В., Левин И. П. Геймификация и веб-квесты: разработка и применение в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26865 (дата обращения: 06.01.2021).

11. Левицкая А. А., Федоров А. В. Роль и значение веб-квеста в современном образовании // Школьные технологии. 2010. № 4. С. 73-85.

12. Напалков С. В. Об использовании тематических образовательных Web-квестов по математике с целью развития познавательной активности учащихся // Гуманитарные науки : сб. ст. по материалам XVII Нижегородской сессии молодых ученых. Н. Новгород, 2012. С. 112-116.

13. Напалков С. В. Возможности и перспективы применения web-квест технологий при изучении школьниками гуманитарных дисциплин // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 11. С. 87-91.

14. Напалков С. В. Тематические образовательные WEB-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Арзамас, 2013.

15. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева, О. Б. Лобанова , Е. М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 26.12.2020).

16. Петрова А. С., Афанасьева Ю. В., Левкина Н. Н. Информатизация образования проблемы и перспективы // Интерактивная наука. 2017. № 11. С. 39-41.

17. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.12.2021 № 2/16-з) [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf, свободный.

18. Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 1471-1475. URL: http://e-koncept.ru/2017/970621.htm. (дата обращения 27.12.2020).

19. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2012.

20. Чиркова Л. Н., Дмитриенко В. Н., Чиркова М. В. Дидактические возможности технологии веб-квеста // Дистанционные образовательные технологии : сб ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. интернет-конференции. Симферополь, 2017. С. 428-438.

21. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2013.

22. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests, 1997. URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (published: 16.01.2021).

23. March, T. Why WebQuests?, an introduction circa Web 1998. URL: https://tommarch.com/writings/why-webquests/ (published: 18.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.