Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / CUSTOMS SERVICES / ELECTRONIC CUSTOMS / CUSTOMS ADMINISTRATION / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дианова Валентина Юрьевна

Possibilities for using digital technologies in the provision of customs services in the process of interaction between customs authorities and foreign economic participants are considered in the article. The analysis of the implementation of the concept "electronic customs" introduced for the development of foreign trade activities is conducted. A conceptual model has been developed that allows to redistribute the resources of customs authorities in the context of electronic declaration centers development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дианова Валентина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE WORK OF ELECTRONIC DECLARATION CENTERS AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF SERVICES RENDERED BY CUSTOMS AUTHORITIES

Possibilities for using digital technologies in the provision of customs services in the process of interaction between customs authorities and foreign economic participants are considered in the article. The analysis of the implementation of the concept "electronic customs" introduced for the development of foreign trade activities is conducted. A conceptual model has been developed that allows to redistribute the resources of customs authorities in the context of electronic declaration centers development.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ»

В. Ю. Дианова

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ

ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В статье рассмотрены возможности использования цифровых технологий при предоставлении таможенных услуг в процессе взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Проведен анализ реализации концепции «электронная таможня», внедряемой в целях развития внешнеторговой деятельности. Разработана концептуальная модель, позволяющая перераспределять ресурсы таможенных органов в условиях формирования центров электронного декларирования.

Ключевые слова: таможенные услуги; электронная таможня; таможенное администрирование; центр электронного декларирования; искусственный интеллект.

V. Yu. Dianova

INTRODUCING DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE WORK OF ELECTRONIC

DECLARATION CENTERS AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF SERVICES RENDERED BY CUSTOMS AUTHORITIES

Possibilities for using digital technologies in the provision of customs services in the process of interaction between customs authorities and foreign economic participants are considered in the article. The analysis of the implementation of the concept "electronic customs" introduced for the development of foreign trade activities is conducted. A conceptual model has been developed that allows to redistribute the resources of customs authorities in the context of electronic declaration centers development.

Keywords: customs services; electronic customs; customs administration; electronic declaration center; artificial intelligence.

Сокращение времени на проведение таможенных операций и усиление роли таможенных органов в создании благоприятных условий для развития внешней торговли при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) способствуют повышению качества услуг, предоставляемых таможенными органами. В современных условиях Федеральная таможенная служба (ФТС России) является одним из основных субъектов, обеспечивающих экономическое благосостояние страны, который претерпевает кардинальные изменения. Важным направлением реформ становится создание центров электронного декларирования (ЦЭД), предложенных в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [1].

Электронная форма представления необходимых документов - один из основных путей сокращения времени совершения таможенных операций, что необходимо как таможенным органам, так и участникам внешнеторговой деятельности [2, с. 115]. В настоящее время в России функционируют уже 12 ЦЭДов, в которых оформляется почти 65% всех деклараций на товары. ЦЭД представляет собой специализированный таможенный орган, занимающийся электронным декларированием и документальным контролем деклараций на товары [3, с. 29]. Концентрация декларирования в ЦЭДах позволяет участникам внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) преодолеть зависимость от владельцев складов временного хранения и прервать связь между должностными лицами таможенных органов и заинтересованными лицами, уменьшив тем самым коррупционные риски [4].

Функционирование ЦЭДов позволяет участникам ВЭД подавать в электронном виде таможенные декларации в единый центр декларирования, без привязки к конкретному таможенному органу. При этом товар сможет находиться в любой точке Российской Федерации (РФ). Кроме того, ЦЭДы позволяют снизить логистические и транспортные издержки для компаний, которые осуществляют ВЭД, что также способствует развитию внешней торговли и увеличению товарооборота.

Центры электронного декларирования характеризуются рядом особенностей, к которым относятся: отсутствие складов временного хранения, выпуск товаров в свободное обращение, отсутствие фактического таможенного контроля. При этом в ЦЭДах может осуществляться таможенное декларирование любых товаров исключительно в электронной форме, кроме тех категорий, для которых места декларирования установлены специально, а также товаров, декларирование которых предусмотрено в письменной форме [5, с. 34].

В соответствии с одобренными Президентом и Правительством РФ планами в настоящее время проводятся работы по созданию 9 электронных таможен и 16 ЦЭДов (восьми региональных, двух областных, шести специализированных), которые представлены на рис. 1.

Калининградская областная таможня Калининградский ЦЭД

Северо-Западная электронная таможня Северо-Западный ЦЭД

Балтийская таможня Балтийский ЦЭД

Центральная электронная таможня Центральный ЦЭД

Приволжская электронная таможня Приволжский ЦЭД

Л

Московская областная таможня Московский областной ЦЭД

Северо-Кавказская электронная таможня Северо-Кавказский ЦЭД

Уральская электронная таможня Уральский ЦЭД

Дальневосточная электронная таможня Дальневосточный ЦЭД

Владивостокская таможня Владивостокский ЦЭД

Центральная акцизная таможня Акцизный ЦЭД

г-

Центральная энергетическая таможня Энергетический ЦЭД

■ :

Авиационная электронная таможня Авиационный ЦЭД

Сибирская электронная таможня Сибирский ЦЭД

Рис. 1. Система электронных таможен и центров электронного декларирования

Реализация концепции «электронная таможня» и увеличение объема выполняемых ЦЭДом таможенных операций обусловливает необходимость поиска новых путей совершенствования электронного документооборота в ЦЭДе на основе системного подхода. Благодаря внедрению современных информационных технологий в рамках «электронной таможни» ФТС России, в том числе реализации инновационных решений, ожидается существенный прирост доли товаров, выпущен-

96 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2020

ных без участия должностных лиц таможенных органов. Необходимо отметить, что определенные результаты уже достигнуты в области автоматизации - в 2019 г. полностью автоматически, без участия таможенного инспектора, зарегистрировано более 2 млн деклараций на товары и выпущено почти полмиллиона деклараций - это в 1,5 раза больше, чем в 2018 г. [6]. Если в 2016 г. в этом режиме было выпущено лишь 29 тыс. деклараций на товары (ДТ), то в 2017 г. их количество возросло почти в 3 раза и составило 84 тыс. ДТ. В 2018 г. количество ДТ увеличилась уже до 323 тыс. В 2018 г. 47% ДТ были автоматически выпущены по процедуре экспорта товаров, а во втором квартале 2019 г. доля таких деклараций составила 44%. По процедуре выпуска для внутреннего потребления автовыпуск в 2018 г. составил 27%, во втором квартале 2019 г. - 28,1% при среднем времени выпуска товаров не более 5 мин [7]. В результате этих преобразований формируется правоприменительная практика, обеспечивается единообразие совершения таможенных операций, сокращение сроков выпуска товаров. Необходимо отметить, что работа по информатизации таможенных органов осуществляется в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации, таможенным законодательством ЕАЭС и национальным законодательством государств - членов ЕАЭС [8, с. 7; 9].

В настоящее время ФТС России завершила работу над проектом «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стра-тегия-2030). Задача ФТС России в проекте Стратегии-2030 определена как содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечению национальной безопасности РФ, полноте взимания таможенных платежей, достижению высокого качества таможенного администрирования, созданию конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД. При этом планируется внедрить в таможенные системы искусственный интеллект, цифровые элементы, научить эти системы «думать» над сложными таможенными процессами и решать задачи, связанные с обработкой больших массивов данных.

Главной целью проекта Стратегии-2030, таким образом, является формирование качественно новой таможни, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной и незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Согласно проекту Страте-гии-2030 предполагается, что в ближайшие десять лет отечественные таможенные органы выйдут на новый технологичный уровень. По нашему мнению, это позволит сократить временные затраты и повысить качество работы должностных лиц таможенных органов с участниками ВЭД.

Также планируется реализовать ряд значимых проектов и обеспечить широкомасштабное внедрение в таможенных органах и других передовых (инновационных) технологий, включая «облачные» технологии, технологии больших данных, мобильные технологии, технологии идентификации, встроенные средства защиты информации и др. При этом возникает необходимость синхронизации и гармонизации действующих автоматизированных информационных систем государственных органов. Для участников ВЭД главными ориентирами при взаимодействии с таможенными органами являются простота, скорость и эффективность совершения таможенных операций. За последние годы таможенные органы и бизнес значительно продвинулись в этом направлении, совместно решили ряд проблем. С развитием технологий во многих службах осуществляется цифровизация систем, но готовность участников ВЭД к такому взаимодействию отстает. Считаем, что указанные

процессы необходимо привести к единой системе, чтобы исключить дополнительные запросы сведений и дублирование представляемых документов.

Механизм взаимодействия таможни с другими государственными органами включает систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В 2018 г. ФТС России по каналам СМЭВ ежедневно направляла более 60 тыс. запросов, в 2019 г. - около 70 тыс. По системам ФТС России ежедневно направляется более 8 тыс. запросов (в 2019 г. - 8,7 тыс.). Средняя скорость получения ответа - 30 с. Ведется активная работа над устранением барьеров, которые препятствуют осуществлению ВЭД. При этом важно создать эффективную систему контроля. Необходимым условием для развития этого процесса является интеграция таможенных систем с системами других государственных органов, бизнеса, а также зарубежных таможенных администраций. Сегодня уже произошла интеграция таможенного и налогового администрирования. Перспективным направлением является построение единой системы прослеживаемости движения товаров, создание информационной системы, контролирующей движение товаров.

В настоящее время ФТС России ведет разработку модели интеллектуального пункта пропуска, которая будет предусматривать полную автоматизацию процесса таможенных операций. Основой такой модели должна стать единая для всех контролирующих органов информационная система, в которой будут объединены все существующие технические средства таможенного контроля. Это позволит упростить и ускорить процесс администрирования, вывести его на новый уровень.

Для решения проблемы неразвитости инфраструктуры пограничных пунктов пропуска ФТС России уже разработала новую модель международного пункта пропуска с использованием элементов искусственного интеллекта. На рис. 2 представлены основные информационные элементы перспективной модели в многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП), которые отражают порядок действий должностных лиц таможенных органов с момента получения предварительной информации о товарах и транспортном средстве до завершения всех операций.

информационное пространство взаимодействия с контрольными органами, зарубежными партнерами и иными лицами в пунктах пропуска

п

Интегрированная система считывания регистрационных номеров

Электронная очередь

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Система контроля перемещения транспорта (диспетчеризация)

Электронный документооборот

Рис. 2. Основные информационные элементы перспективной модели автомобильного пункта пропуска

Отличительной особенностью инновационной модели в МАПП является использование информационных технологий, обеспечивающих сбор данных о перемещаемых товарах и транспортных средствах, диспетчеризацию таких перемещений, а также электронное взаимодействие государственных контролирующих органов (ГКО), дислоцирующихся в пункте пропуска. Это основной элемент, который связывает абсолютно все этапы перемещения транспортных средств с товарами и всех участников взаимодействия в едином информационном пространстве.

При этом деятельность ФТС России, направленная на совершенствование функционирования пунктов пропуска, опирается в том числе на концепцию создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) ЕАЭС. Целью концепции является обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу [10].

Применение всех систем автоматического контроля и фиксация результатов принятых решений, сбор предварительной информации, данные от систем контроля автоматически конвертируются в уведомление о прибытии с фиксацией предварительных решений всех ГКО и автоматической регистрацией. Помимо фиксации результатов в единой информационной системе (ЕИС), добавляется взаимодействие с ЦЭДами электронных таможен, когда перевозчик сообщает о поданной предварительной таможенной декларации (ПТД) в ЦЭД и таможенный пост, в регионе деятельности которого дислоцирован пункт пропуска, информирует ЦЭД о прибытии товаров, после чего ЦЭД может приступить к выпуску ДТ.

В модели, представленной ФТС России, убытие транспорта с таможенной территории ЕАЭС (из пункта пропуска) также контролируется ЕИС с помощью QR-кода, который считывается при въезде на территорию МАПП в совокупности с данными системы визуализации о регистрационных номерах транспортных средств международной перевозки [11].

В настоящее время при проведении таможенного контроля используются стационарные системы типа «Янтарь», инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), переносные дозиметры, рентген-установки и другие технические средства. Использование искусственного интеллекта будет направлено на обработку больших объемов данных без многочисленных приборов и практическое исключение участия таможенного инспектора. При этом для морских и воздушных пунктов пропуска эти модели практически разработаны. Функциями досмотра будут наделены специальные рабочие группы, ориентированные на рисковые поставки. Порядка 90% таможенных рисков будут выявляться в автоматическом режиме. С помощью искусственного интеллекта российские ИДК в автоматическом режиме будут выявлять предметы и вещества, запрещенные для ввоза в РФ. Для этого сейчас создается специальная база данных с максимальным количеством объектов, а также специальное программное обеспечение для обработки этой информации.

Как показывают результаты проведенного анализа, эффективность фактического таможенного контроля в условиях создания электронных таможен (ЭТ) и ЦЭДов целесообразно повышать за счет перераспределения ресурсов,

имеющихся в распоряжении таможенных органов, а также формирования определенно новых связей в рамках информационного взаимодействия и адаптации объектов таможенного контроля. В первую очередь, для этого необходимо разработать концептуальную модель применения технических средств таможенного контроля (ТСТК) в условиях создания ЭТ и ЦЭДов. По нашему мнению, данная модель должна включать последовательность операций, которые представлены на рис. 3.

Принятые сокращения:

ТФК - таможня фактического контроля; ЭКС - экспертно-криминалистическая служба; п/п - пункт пропуска.

Рис. 3. Концептуальная модель оптимизации проведения фактического контроля с применением ТСТК в условиях формирования электронных таможен и ЦЭДов

Отличительной особенностью разработанной модели является перераспределение нагрузки между таможенными постами, расположенными в пунктах пропуска, и внутренними таможенными постами с учетом функций таможен фактического контроля. Отсюда возникает идея переместить основной массив операций по проведению фактического контроля на таможенные посты, в которых будет осуществляться закрытие таможенного транзита и выпуск товаров при условии соблюдения таможенного законодательства. На наш взгляд, необходимо также перераспределить ТСТК между таможенными постами в пунктах пропуска и таможнями фактического контроля (ТФК).

Концепция оптимизации применения ТСТК в условиях формирования электронных таможен и ЦЭДов призвана обеспечить повышение эффективности фактического таможенного контроля и состоит в сокращении времени для участников ВЭД и затрат государства в условиях растущего товаропотока, с одновременным усовершенствованием информационного обмена между ТФК и ЦЭДами.

Важный элемент модели - формирование профилей рисков участников ВЭД, которое будет осуществляться с использованием искусственного интеллекта. Разумное вмешательство должностных лиц таможенных органов в этот процесс

позволит повысить доверие участников ВЭД к результатам контроля. Кроме того, правильный алгоритм анализа данных предоставит возможность выявлять случаи, когда действительно необходимо такое вмешательство.

К 2024 г. ФТС России планирует создать единый центр обработки данных, который будет находиться в Твери и рассчитан на 100 вычислительных стоек [12]. Новый центр обработки сведений также позволит повысить отказоустойчивость всей программно-технической инфраструктуры таможенных органов, в несколько раз ускорить администрирование внешнеторговых потоков.

Таким образом, рассмотренные в статье мероприятия по модернизации таможенного администрирования в условиях создания электронных таможен и ЦЭДов позволят усовершенствовать существующий электронный документооборот, что, в свою очередь, окажет положительное воздействие на бизнес, поскольку предоставит возможности для снижения логистических и транспортных издержек. При этом не только значительно сократится время совершения таможенных операций, но и повысится качество предоставляемых таможенных услуг.

Использованные источники

1. Решение коллегии ФТС России от 25.05.2017 «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/activity/ programmy-razvitiya/razvitie-2020.

2. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография / под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

3. Макрусев В. В., Ворона А. А. Индикаторы качества таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 4 (12). С. 25-31.

4. От эксперимента к внедрению // Таможня. 2017. № 15 [422]. С. 20-21 [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/attachments/article/25618/20-21.pdf (дата обращения: 04.02.2020).

5. Афонин П. Н, Хрунова А. Л. Развитие центров электронного декларирования на современном этапе работы таможенных органов // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 4 (8). С. 33-36.

6. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.

7. Федоренко К. П., Троцкая В. Е. Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий - основное направление развития таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 29-33.

8. Малышенко Ю. В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования: монография. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2016. 236 с.

9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Перечень поручений Президента РФ (от 26.08.2010 № Пр-2507) по итогам совещания по вопросам инвестиционного климата 16.08.2010, поручение Правительства РФ от 01.09.2010 № ИШ-П2-6030.

11. Логистика в России [Электронный ресурс]. URL: http://logirus.ru.

12. Сеничев В. А. К вопросу внедрения перспективных информационных технологий в пунктах пропуска // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 4 т. Т. I / под общ. ред. проф. С. Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. С. 222-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.