Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР И ОПЕРАЦИЙ / ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / MEMBER-STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS OPERATIONS / CUSTOMS CONTROL / UNIFICATION AND STANDARTIZATION OF CUSTOMS PROCEDURES AND OPERATIONS / UNIFIED STANDARD OF CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

В статье на базе анализа состояния и проблем таможенного администрирования в государствах - членах Евразийского экономического союза обоснована необходимость и важность разработки Единого стандарта таможенного администрирования, позволяющего обеспечить единство правоприменительной практики и нормативного правового регулирования на всей территории Евразийского экономического союза. Определены содержание и показатели, характеризующие достижение и исполнение предложенного стандарта, даны рекомендации по организации его разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED STANDARD OF CUSTOMS ADMINISTRATION AS A TOOL FOR THE EURASIAN ECONOMIC UNION DEVELOPMENT

On the basis of the analysis of the status and problems of customs administration in the Eurasian Economic Union member-states, the necessity and importance of developing a common standard of customs administration to ensure the unity of law enforcement practice and norminative regulation on the territory of the Eurasian Economic Union are substantiated. The content and indicators characterizing the achievement and performance of the proposed standard have been defined and recommendations for organizing its development have been given in the article.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

актуальные проблемы таможенной деятельности

current problems of customs activity

Р. В. Давыдов

Единый стандарт таможенного администрирования как инструмент развития евразийского экономического союза

В статье на базе анализа состояния и проблем таможенного администрирования в государствах - членах Евразийского экономического союза обоснована необходимость и важность разработки Единого стандарта таможенного администрирования, позволяющего обеспечить единство правоприменительной практики и нормативного правового регулирования на всей территории Евразийского экономического союза. Определены содержание и показатели, характеризующие достижение и исполнение предложенного стандарта, даны рекомендации по организации его разработки.

Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенное администрирование; государства - члены Евразийского экономического союза; таможенные органы; таможенные операции; таможенный контроль; унификация и стандартизация таможенных процедур и операций; Единый стандарт таможенного администрирования.

R. V. Davydov

unified standard of customs administration as a tool for the Eurasian economic union development

On the basis of the analysis of the status and problems of customs administration in the Eurasian Economic Union member-states, the necessity and importance of developing a common standard of customs administration to ensure the unity of law enforcement practice and norminative regulation on the territory of the Eurasian Economic Union are substantiated. The content and indicators characterizing the achievement and performance of the proposed standard have been defined and recommendations for organizing its development have been given in the article.

Keywords: customs regulation; customs administration; member-states of the Eurasian Economic Union; customs authorities; customs operations; customs control; unification and standartization of customs procedures and operations; Unified standard of customs administration.

Упрощение и унификация таможенных процедур в целях содействия развитию международной торговли являются одними из главных приоритетов деятельности Всемирной таможенной организации (ВТамО) в соответствии с ее «Стратегическим планом на 2019-2022 годы» (Стратегический план) [1]. Стратегическим планом предусматривается также разработка и внедрение международных стандартов в повседневную деятельность таможенных администраций в целях

развития законной международной торговли и справедливого, своевременного и полного взимания таможенных платежей.

Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предусматривается:

- применение Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) и иных единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

- действие единого режима торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;

- осуществление единого таможенного регулирования [2].

Вместе с тем при оценке степени достижения стандартизации таможенных процедур необходимо учитывать складывающуюся правоприменительную практику, анализировать и оценивать непосредственные условия и параметры совершения таможенных операций в повседневной деятельности таможенных органов.

Под стандартом совершения таможенных операций будем понимать применение таможенных процедур и совершение таможенных операций в соответствии с действующей нормативной правовой базой, обеспечивающие равные, благоприятные и предсказуемые условия ведения бизнеса для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при условии полного, правомерного и своевременного взимания таможенных платежей.

Такое определение стандарта означает, что в ходе таможенного контроля таможенные органы, вне зависимости от национальной принадлежности, должны осуществлять унифицированный комплекс мер и мероприятий, регламентированных в соответствии с системой управления рисками (СУР) таким образом, чтобы обеспечивать равную «контрольную нагрузку» при проверке товарных партий одинакового уровня риска. Для добросовестных участников ВЭД, обеспечивающих достоверное декларирование перемещаемых товаров, это должно приводить к минимизации временных и финансовых затрат, предсказуемости сроков движения товаров и действий контролирующих органов.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) в 2018-2020 гг. реализует «Комплексную программу развития ФТС России до 2020 года» (Комплексная программа) [3], основные положения которой соответствуют приведенным выше стратегическим установкам и задачам ВТамО.

Одной из основных целей Комплексной программы является создание равных, благоприятных и предсказуемых условий ведения бизнеса для добросовестных участников ВЭД. Эта цель достигается за счет реализации комплекса мероприятий по двум ключевым направлениям.

1. Кардинальное реформирование системы таможенных органов путем создания территориально распределенной сети электронных таможен (ЭТ) и центров электронного декларирования (ЦЭД) и концентрации осуществления в них таможенных операций при декларировании товаров.

2. Полномасштабная автоматизация и стандартизация таможенных операций с целью существенного повышения уровня правомерности принимаемых решений в области таможенного дела, устранения субъективного подхода в работе таможенных органов.

Достижение целей и задач Комплексной программы осуществляется через систему целевых показателей, 10 из которых являются ключевыми («10 шагов навстречу бизнесу») и 31 - мониторинговыми. Процессы стандартизации

таможенных процедур и совершения таможенных операций в основном контролируются по ключевым показателям и по семи мониторинговым показателям, соответствующим направлениям развития таможенного контроля при декларировании и после выпуска товаров, а также развития СУР.

В соответствии с Комплексной программой по состоянию на начало IV квартала 2020 г. в системе таможенных органов Российской Федерации (РФ) создано 16 ЦЭДов (до начала реализации Комплексной программы было более 600 таможенных постов, уполномоченных принимать декларации на товары), в которых сконцентрировано оформление более 95% всех деклараций. При этом почти 100% таможенных деклараций регистрируются и выпускаются в электронном виде.

В настоящее время в таможенных органах РФ 10 видов таможенных операций совершаются в автоматическом виде, в том числе:

- автоматическая регистрация импортных, экспортных и транзитных деклараций;

- автоматический выпуск деклараций;

- автоматическое формирование платежных и обеспечительных документов, а также уведомлений о взыскании.

Сведения о реализации автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров в ФТС России в 2020 г. по состоянию на 01.11.2020 приведены в табл. 1.

Таблица 1

Автоматическая регистрация таможенных деклараций и автоматический выпуск товаров в ФТС России в 2020 г.

Импорт

Всего ДТ ИМ, шт. АР ИМ, шт. Доля АР ИМ, % АВ ИМ, шт. Доля АВ ИМ, % Доля АВ ИМ НУР, %

2 541 178 1 855 042 73,0 371 773 14,6 62,7

Экспорт

Всего ДТ ЭК, шт. АР ЭК, шт. Доля АР ЭК, % АВ ЭК, шт. Доля АВ ЭК, % Доля АВ ЭК НУР, %

1 418160 1 262 060 89,0 511 423 36,1 81,1

Сокращения: ДТ - декларации на товары; ИМ - импорт; ЭК - экспорт; АР - автоматическая регистрация; АВ - автоматический выпуск; НУР - низкий уровень риска.

Процессы автоматизации таможенных процедур и таможенных операций активно развиваются и в других государствах - членах ЕАЭС [4]. Государства -члены ЕАЭС стремятся развивать таможенное администрирование в рамках единой нормативной правовой базы, исходя из общих положений и рекомендаций ВТамО.

Важнейшим механизмом обеспечения унификации и стандартизации таможенных операций и мер таможенного контроля является Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза (Объединенная коллегия), образованная в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011 [5]. В 2015 г. к этому Договору присоединились Армения и Киргизия.

В число основных задач Объединенной коллегии входят:

- координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС;

- участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела;

- обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;

- обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

Для решения приведенных выше основных задач при Объединенной коллегии созданы девять рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по развитию СУР в таможенных органах государств - членов ЕАЭС, по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров, по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, по таможенной экспертизе, экспертным исследованиям и другим вопросам.

По состоянию на IV квартал 2020 г. рабочей группой по развитию СУР в таможенных органах государств - членов ЕАЭС согласовано около 700 профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости, классификации и страны происхождения товаров, а также процедуры таможенного транзита.

Вместе с тем в условиях отсутствия таможенного контроля на «внутренних» границах между государствами - членами ЕАЭС вопросы формирования единой правоприменительной практики и условий для таможенного декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, остаются нерешенными. Эта проблема подтверждается заявлениями участников ВЭД: «.... Ни для кого не секрет, что проблема так называемого льготного таможенного оформления по заниженной стоимости в наших странах - соседях по ЕАЭС существует и недобросовестные импортеры ею пользуются. Гипотетически стандартизация возможна, если все страны союза выйдут на одинаковый уровень технического оснащения, чтобы все решения принимались программой на основе единых профилей рисков, пока же все упирается в человеческий фактор. Даже в рамках одного региона России в разных пунктах таможенного оформления могут приниматься разные решения при одной и той же ситуации. Даже добросовестные участники ВЭД, таможенные представители и обладатели статуса уполномоченного экономического оператора выбирают, где оформление в моменте проходит легче и быстрее» [6].

В рамках работы Евразийской экономической комиссии в последнее время особую актуальность приобрел вопрос свободного (безбарьерного) перемещения товаров во взаимной торговле ЕАЭС. Государства - члены ЕАЭС, ссылаясь на необходимость соблюдения подп. 5 п. 1 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе («в ЕАЭС ... осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитар-ного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором»), обращают внимание на случаи дополнительных проверок товаров, перемещаемых во взаимной торговле ЕАЭС.

Анализ статистики взаимной торговли в рамках ЕАЭС показывает, что в последние годы наблюдаются тенденции к возникновению экономически

необоснованных перетоков товаров из одних государств - членов ЕАЭС в другие государства - члены ЕАЭС исключительно в целях таможенного оформления и последующего перемещения этих товаров уже в рамках взаимной торговли. Например, до 95% обуви, ввозимой в Республику Беларусь из третьих стран, после таможенного декларирования перемещается в Российскую Федерацию. По данным ФТС России, за восемь месяцев 2020 г. в Республику Беларусь ввезено и выпущено в свободное обращение 22,3 тыс. т обуви, а перемещено в Российскую Федерацию - 21,1 тыс. т обуви. По данным статистики Республики Казахстан, в июне 2020 г. из Казахстана в Россию ввезено 99,9 т обуви, а по данным Российской Федерации, объем ввоза обуви из Республики Казахстан в Россию составил 11,9 т. Таким образом, зеркальное сравнение данных выявило расхождение в 8,4 раза, или 88 т в количественном выражении.

Имеющиеся и выявляемые перетоки товаров усугубляют диспропорции во взаимной торговле ЕАЭС, лишают экономических стимулов добросовестных участников международной торговли, не способствуют развитию евразийской экономической интеграции.

В таблицах 2 и 3 приведены статистические данные о стоимостных объемах реимпорта и реэкспорта товаров в страны ЕАЭС из других стран ЕАЭС. Безусловно, эти данные требуют дополнительного системного анализа с детализацией по товарным группам и отдельным товарам. Однако общую тенденцию можно сформулировать следующим образом: это скачкообразные и не вполне объяснимые с точки зрения нормальной экономической логики изменения объемов реимпорта и реэкспорта товаров во взаимной торговле ЕАЭС.

Таблица 2

Стоимостной объем реимпорта товаров в страны ЕАЭС из других стран ЕАЭС, долл. США

Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Армения, 22 125 621 34 745 456 71 460 570 113897174 155 961 336

в том числе из

Белоруссии 593 034 1 255558 1 322 670 2 900 388 2 676 026

Казахстана 63 613 217 843 189 185 1 179727 1 277394

Кыргызстана 273 21 757 51 470 157868

России 21 468 701 33 250 298 69948 715 109 765 589 151 850 048

Белоруссия, 1 513 214 901 1 374 049 791 1 473 611 483 2 085 527 923 2 642 259 429

в том числе из

Армении 721 667 1 295 674 1 925 262 1 719 939 4453 741

Казахстана 3 182 024 12 419 942 9458260 10501 148 8 726 067

Кыргызстана 9 689 84 639 454 272 355 751

России 1 509 301 521 1 360 334 175 1 462 143 322 2 072 852 564 2 628 723 870

казахстан, 1 027 505 902 782 352 688 777 427 678 1 046 327 790 1 235 649 653

в том числе из

Армении 64 470 260 548 1 324 448 65 277 227384

Белоруссии 11 979 668 10 284 223 9 309 558 11 474 479 12 699393

Кыргызстана 27 193 813 10567 510 6 933 386 8 097 954 8 345 947

России 988 267 951 761 240 407 759 860 286 1 026 690 080 1 214 376 929

Окончание таблицы 2

Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Кыргызстан, 213 340 971 306 958 675 283 529 802 173 719 741

в том числе из

Армении 1 193 045

Белоруссии 509 089 1 367 732 28 581 734 2 727 247

Казахстана 79 148 657 117926314 148 357 967 92 453 396

России 133 683 225 187 664 629 105 397 056 78 539 098

Россия, 2 174 708 598 835 229 953 957 534 440 1 076 566 308 1 441 818 949

в том числе из

Армении 5 723 838 21 490 471 81 749 687 83 586 904 151 145 162

Белоруссии 636 336 625 537 686 827 655 951 193 839 669 209 1 118 289 819

Казахстана 1 528 515 252 272 151 137 188520 159 131 863 053 133 403 684

Кыргызстана 4132883 3901 518 31 313 401 21 447 142 38 980 284

Таблица 3

Стоимостной объем реэкспорта товаров из стран ЕАЭС в другие стран ЕАЭС, долл. США

Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Армения, 319 124528 36 497 803 73 483 637 101 612 409 190 155 045

в том числе в

Белоруссию 8 803 806 1 535617 5 876 461 1 529 454 3 994 531

Казахстан 6835615 179227 1 772 146 313 163 3 935 651

Кыргызстан 313 992 631 128 151 028 265 821

Россию 303 171 115 34 782 959 65 203 902 99 618 764 181 959 042

Белоруссия, 1 017 075 649 835 120 401 904 926 367 1 361 510 743 1 715 675 812

в том числе в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Армению 163 444 702 670 1 201 804 2 658 606 2 849 486

Казахстан 56 840154 48 830 959 12 977 224 17 867544 25 699 433

Кыргызстан 251 294 251 567 563 194 4821 205 3 077 604

Россию 959 820 757 785 335 205 890184 145 1 336 163 388 1 684 049 289

Казахстан, 1 343 827 914 254 243 624 192 314 379 165 342 813 233 976 827

в том числе в

Армению 74 266 7 849 75 165 1 158865 770189

Белоруссию 3194263 5 432 595 6 920 501 5 314 098 3903 145

Кыргызстан 78 296 249 29 942 188 36 413 242 50 067 642 61 824 460

Россию 1 262 263 136 218 860 992 148 905 471 108 802 208 167 479 033

Кыргызстан, 49 141 424 14 123596 32 198551 56 410 046 104 410 748

в том числе в

Армению 8 390 7 640

Белоруссию 9 788 50 042 61 617 83 904

Казахстан 33 074 042 11 051 667 6977625 8 852 096 5 406 438

Россию 16 049 204 3 014 247 25 220 926 47 496 333 98 920 406

14 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2020

Окончание таблицы 3

Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

россия, 2432893 113 1 972 401 258 2196609170 2 750 817 518 3 268 313 242

в том числе в

Армению 16 083 586 21 034 994 53 248 554 91 797 381 113 161 464

Белоруссию 1 143 183 571 916 575224 1 077 675 148 1 342 872 686 1 626 063 668

Казахстан 1 255329 103 1 019 076 674 1 038 991 123 1 272 806 028 1 473 079 306

Кыргызстан 18 296 853 15 714 366 26 694 345 43 341 423 56 008 804

При возникновении искажений взаимной торговли государства - члены ЕАЭС тратят значительные силы и средства для выстраивания определенных механизмов контроля, которые в дальнейшем называются барьерами, не сосредоточивая свои усилия на развитии наиболее перспективных секторов экономики и торговли ЕАЭС с третьими странами. В этих условиях основной задачей таможни как инструмента экономической политики государства в области внешней и взаимной торговли является обеспечение единства правоприменительной практики и нормативного правового регулирования на всей территории ЕАЭС.

В настоящее время Евразийской экономической комиссией разработан проект «Стратегических направлений развития ЕАЭС до 2025 года» (Стратегические направления). Россия была инициатором внесения в таможенный раздел данного документа актуальной задачи разработки «Единого стандарта таможенного администрирования» (Стандарт). Несмотря на то, что Стратегические направления еще дорабатываются в целях поиска консенсуса по отдельным вопросам, таможенный блок вопросов практически уже согласован всеми государствами - членами ЕАЭС. Планируется, что Стратегические направления будут одобрены главами стран ЕАЭС в конце 2020 г. Это обязывает таможенные службы государств - членов ЕАЭС в короткие сроки разработать и согласовать на уровне ЕАЭС детальное содержание Стандарта и конкретные показатели, характеризующие его достижение и исполнение. В систему таких показателей оценки Стандарта могут быть введены следующие.

1. Сроки совершения таможенный операций в пунктах пропуска и доля совершения таможенных операций в общем времени прохождения всех контрольных мероприятий в пункте пропуска. Отдельно следует выделять время, которое товар находился в пункте пропуска без проведения в отношении него контрольных мероприятий.

2. Сроки совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и экспорта с выделением времени совершения таможенных операций полностью в автоматическом режиме.

3. Процент товарных партий, в отношении которых проводился фактический государственный контроль, в общем объеме товарных партий с разбивкой по видам государственного контроля и примененным формам такого контроля. Данный показатель должен иметь особое значение для оценки эффективности используемых таможенными администрациями СУР как центрального звена применения форм таможенного контроля. Перспективным представляется переход на такую модель СУР, в которой применение форм таможенного контроля и выбор объектов таможенного контроля (таргетирование) вне рамок СУР будут невозможны.

4. Объем финансовых издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур, доля таких издержек в общих издержках на прохождение иных видов государственного контроля и в общей стоимости издержек на доставку товаров от продавца получателю. Оценка работы по этим показателям связана с имеющимся опытом взаимодействия со Всемирным банком при формировании рейтинга Doing Business по направлению «Международная торговля». В исследовании Всемирного банка в отношении России оценивались условия осуществления ВЭД в части:

- временных и финансовых затрат участников ВЭД, требуемых для осуществления экспорта черных металлов из Москвы и Санкт-Петербурга в Италию (морским транспортом через морской порт Большой порт Санкт-Петербург);

- временных и финансовых затрат участников ВЭД, требуемых для осуществления импорта автозапчастей из Германии в Москву (автомобильным транспортом через МАПП Красная Горка) и в Санкт-Петербург (морским транспортом через морской порт Большой порт Санкт-Петербург).

При этом учитывались сроки и финансовые затраты, необходимые для осуществления экспортно-импортных операций, сроки и затраты, связанные с деятельностью как государственных органов, так и стивидоров, таможенных брокеров (таможенных представителей), администраций портов, складов временного хранения, транспортных организаций и банков, а также сроки и финансовые затраты на получение документов для осуществления всех указанных процедур. Информация об изменениях временных и финансовых затрат, необходимых для осуществления импорта и экспорта, раздела «Международная торговля», учтенных в докладе Doing Business 2020 (DB), представлена в табл. 4.

Таблица 4

Изменения временных и финансовых затрат, необходимых для осуществления импорта и экспорта, раздела «Международная торговля»

Показатель Экспорт (Москва) Экспорт (СПб)

DB 2019 DB2020 DB2019 DB2020

Время (ч) на пересечение границы (таможня/порт) 66 (4/62) 66 (4/62) 66 (4/62) 66 (4/62)

Стоимость (долл.), пересечение границы (таможня/порт) 580 (215/365) 580 (215/365) 580 (215/365) 580 (215/365)

Время на подготовку документов 26 26 24 24

Стоимость подготовки документов 80 80 120 120

Импорт (Москва) Импорт (СПб)

DB 2019 DB2020 DB2019 DB2020

Время (ч) на пересечение границы (таможня/порт - МАПП) 12 (10/2) 12 (10/2) 72 8/72 72 8/72

Стоимость (долл.), пересечение границы (таможня/порт - МАПП) 400 (400/0) 400 (400/0) 1025 (300/725) 800 (300/500)

Время на подготовку документов 43 43 43 43

Стоимость подготовки документов 160 160 135 135

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 2019 г. утвержден собственный план мероприятий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, - «Трансформация делового климата» [7]. В этом плане по направлению

«Таможенное администрирование» предусмотрены мероприятия, направленные в том числе на сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Россию и их вывозом из России. Планируемые значения показателей временных и финансовых затрат участников ВЭД приведены в табл. 5.

Таблица 5

Значения показателей временных и финансовых затрат участников ВЭД при импорте товаров в соответствии с планом «Трансформация делового климата»*

Наименование показателя Единица измерения Текущее значение Плановый период

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Временные затраты участников ВЭД при импорте товаров Часы 30 29 28 27 26 25 24

Финансовые затраты участников ВЭД при импорте товаров Доллары США 588 465 405 350 300 275 250

* Для контроля показателей используются данные индикатора «Международная торговля» исследования «Ведение бизнеса», рассчитанные по методологии Всемирного банка.

Анализ опыта взаимодействия со Всемирным банком показывает, что разработку показателя объема финансовых издержек участников ВЭД как показателя Стандарта необходимо осуществлять во взаимодействии с бизнес-объединениями и отдельными представителями предпринимательского сообщества.

5. Доля случаев запроса документов и сведений таможенным органом в рамках проверки таможенной декларации в общем объеме таможенных деклараций с разбивкой по таможенным процедурам.

6. Доля таможенных деклараций, выпущенных в течение 4 ч, в общем объеме таможенных деклараций.

7. Доля актов таможенного досмотра, составленных с ошибками, в общем количестве составленных актов таможенного досмотра.

Для оценки исполнения Стандарта представляется целесообразным использование показателей, характеризующих взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД:

1) количество обоснованных обращений (жалоб, консультаций и разъяснений) участников ВЭД за отчетный период;

2) количество предложений бизнес-сообщества, реализованных при совершенствовании таможенного регулирования, в общем количестве предложений.

Следует также отметить особое значение таможенной инфраструктуры как ключевого элемента (необходимого условия) достижения «Единого стандарта таможенного администрирования». Следовательно, в Стандарт необходимо включить требования к обустройству пунктов пропуска по видам транспорта в соответствии с разработанными в РФ моделями интеллектуального пункта пропуска [8], таможенной инфраструктуре в местах основного таможенного оформления, а также требования к информационным системам и центрам обработки данных таможенных органов и участников ВЭД. Показатели данной группы целесообразно объединить в категорию «Обеспечение условий для совершения таможенных операций и организации таможенного контроля».

В настоящее время одним из направлений достижения «Единого стандарта таможенного администрирования» является начавшаяся в Евразийской экономической комиссии работа по совершенствованию Таможенного кодекса ЕАЭС [9]. Такая работа позволит устранить пробелы в существующем праве ЕАЭС, унифицировать и стандартизировать таможенные операции и меры таможенного контроля, создать свободное безбарьерное пространство для движения товаров при внешней и взаимной торговле государств - членов ЕАЭС.

Таким образом, анализ состояния и проблем таможенного администрирования товаров при внешней и взаимной торговле государств - членов ЕАЭС показал необходимость и важность совершенствования таможенного регулирования в рамках единой нормативной правовой базы ЕАЭС с учетом общих положений и рекомендаций ВТамО. Эффективным направлением такого совершенствования является создание «Единого стандарта таможенного администрирования», который обеспечит единство правоприменительной практики и нормативного правового регулирования на всей территории ЕАЭС.

Единый стандарт позволит ЕАЭС как региональному экономическому объединению более эффективно участвовать в мировом разделении труда, в цепях создания добавленной стоимости товаров. Решение вопроса стандартизации таможенного администрирования в ЕАЭС обеспечит создание условий для справедливого и рационального распределения экономических ресурсов, улучшения инвестиционного климата, развития внешней и взаимной торговли и повышения роли ЕАЭС как интеграционного экономического объединения в торговле с третьими странами.

Использованные источники

1. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: https://www.wcoomd. org/-/media/wco/pubHc/global//pdf/about-us/administrative-documents/wco-stratigic-plan-2019-2022.pdf?db=web.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaunion.org/.

3. Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года (утверждена решением Коллегии ФТС России от 25.05.2017).

4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/Pages/avtomatizacija/aspx.

5. Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 22.06.2011 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaunion.org/.

6. Коммерсантъ. 2020. 30 окт. С. 2.

7. План мероприятий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, «Трансформация делового климата» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р).

8. Давыдов Р. В. Модель совершения таможенных операций от пунктов пропуск до места нахождения получателя товара // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 32-38.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://www.eurasiancommission. org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/Pages/avtomatizacija/aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.