Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / MEMBER-STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS ADMINISTRATIONS / PERFORMANCE INDICATORS / PERFORMANCE EVALUATION CRITERIA / PERFORMANCE ASSESSMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

В статье проанализированы системы оценки деятельности таможенных органов в Российской Федерации и в некоторых других государствах - членах Евразийского экономического союза. Рассмотрены подходы Всемирной таможенной организации и других международных организаций к оценке эффективности деятельности таможенных администраций; определены проблемы такой оценки и направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND WORLD PRACTICE OF EVALUATION OF CUSTOMS ADMINISTRATIONS ACTIVITIES

Systems for assessing activities of the customs authorities in the Russian Federation and in some other member-states of the Eurasian Economic Union are analyzed in the article. Approaches of the World Customs Organization and other international organizations to evaluation of the effectiveness of customs administrations are considered; problems of such evaluation and directions of their solution are determined.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CURRENT PROBLEMS OF CUSTOMS ACTIVITY

Р. В. Давыдов

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ

В статье проанализированы системы оценки деятельности таможенных органов в Российской Федерации и в некоторых других государствах - членах Евразийского экономического союза. Рассмотрены подходы Всемирной таможенной организации и других международных организаций к оценке эффективности деятельности таможенных администраций; определены проблемы такой оценки и направления их решения.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Всемирная таможенная организация; государства - члены Евразийского экономического союза; таможенные органы; таможенные администрации; показатели эффективности; критерии оценки деятельности; инструменты оценки деятельности.

R. V. Davydov

NATIONAL AND WORLD PRACTICE OF EVALUATION OF CUSTOMS ADMINISTRATIONS ACTIVITIES

Systems for assessing activities of the customs authorities in the Russian Federation and in some other member-states of the Eurasian Economic Union are analyzed in the article. Approaches of the World Customs Organization and other international organizations to evaluation of the effectiveness of customs administrations are considered; problems of such evaluation and directions of their solution are determined.

Keywords: the Federal Customs Service; the World Customs Organization; member-states of the Eurasian Economic Union; customs authorities; customs administrations; performance indicators; performance evaluation criteria; performance assessment tools.

Оценка качества работы системы государственных органов имеет особое значение для государственного управления, поскольку позволяет оптимально выстраивать модель государственного управления. Оценка эффективности деятельности таможенных органов представляет собой сложную научно-практическую задачу ввиду многогранности предмета оценки и неоднозначности сложившихся подходов к такой оценке в отечественной и международной практике [1].

Показатели оценки деятельности таможенных органов составляют сложную и многоуровневую систему, поскольку задачи и функции таможенных органов весьма разнообразны. На таможенные органы в различных государствах

возложены, помимо функций взимания таможенных пошлин и обеспечения экономической безопасности государства, миграционный, пограничный, транспортный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, функции валютного агента, правоохранительные функции - борьба с контрабандой, наркотрафиком, противодействие терроризму и отмыванию доходов, полученных преступным путем [2].

В Российской Федерации (РФ) сложилась практика оценки деятельности государственных органов, основанная на сравнении фактических и плановых показателей их деятельности. Такой подход к оценке деятельности органов исполнительной власти заложен в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3]. Согласно ст. 7 указанного Закона организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности и прозрачности (открытости), результативности, эффективности и ответственности участников стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, изме-ряемости целей и соответствия показателей целям планирования.

Для руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц государственного управления, в том числе для руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России), введены отдельные показатели деятельности по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в России [4].

Для руководителя ФТС России установлены показатели эффективности по совершенствованию таможенного администрирования, включающие:

- предельное количество документов, необходимых участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для пропуска товаров через границу при экспорте;

- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

- предельное количество документов, необходимых участнику ВЭД для пропуска товаров через границу при импорте;

- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

- доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажном носителе;

- предельное время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля, в автомобильных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра;

- доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД [4].

Для таможенных органов РФ введена система оценки на основании приоритетного проекта ФТС России «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе» (утвержден протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 № 13(2)). Целями системы оценки деятельности таможенных органов являются:

- снижение уровня потенциального материального ущерба, причиненного государству участниками ВЭД, путем сокращения доли таможенных платежей, подлежащих уплате участниками ВЭД высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства, на 20% от уровня 2015 г. к концу 2018 г. и на 50% к концу 2025 г.;

- снижение при осуществлении таможенного контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих ВЭД, не менее чем на 20% по сравнению с 2016 г. к концу 2018 г. и на 50% к концу 2025 г. посредством актуализации и сокращения обязательных требований, минимизации неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов, а также повышения их информированности об обязательных требованиях с целью профилактики нарушений;

- рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций за счет расширения использования информационных систем, а также за счет совершенствования управления кадровым составом и минимизации коррупционных рисков, возникающих в процессе реализации контрольно-надзорных функций, включая оптимальное распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении таможенного контроля.

Для достижения указанных целей утверждены [5]:

а) показатели результативности и эффективности (индикативные показатели) контрольно-надзорной деятельности ФТС России;

б) показатели результативности деятельности, показатели эффективности деятельности (включая установленные значения) и индикативные показатели территориальных таможенных органов;

в) показатели результативности и эффективности деятельности (индикативные показатели) центрального аппарата ФТС России.

Согласно положениям Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 266) [6], Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [7] основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

В мае 2017 г. коллегия ФТС России утвердила «Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года». В этой программе установлена

единая система приоритетов и целевых ориентиров с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов России. Она включает 18 направлений, охватывающих все сферы деятельности ФТС России. Каждому из таких направлений соответствуют прогнозные показатели, т. е. показатели, определяющие то состояние, в которое должна перейти таможенная служба РФ в 2020 г., среди них [8]:

- осуществление таможенных операций и таможенных процедур в рамках функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая меры по минимизации фискальных рисков в связи с кардинальным упрощением таможенных процедур;

- организация взаимодействия ФТС России и Федеральной налоговой службы (ФНС России), в том числе создание системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей;

- реализация механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС;

- внедрение лучшего мирового опыта таможенного администрирования («электронная таможня», механизма «единого окна» и др.), инструментов и рекомендаций Всемирной таможенной организации (ВТамО) в области управления рисками, организации таможенного контроля после выпуска товаров, обеспечения полного, своевременного и правомерного сбора таможенных платежей;

- совершенствование правоохранительной деятельности (борьба с наркотрафиком, контрабандой оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, экстремистскими проявлениями, участие в противодействии терроризму, борьба с экономическими преступлениями, административными правонарушениями и незаконными валютными операциями);

- совершенствование обеспечения соблюдения запретов и ограничений;

- развитие кадрового потенциала и материально-технической базы ФТС России;

- развитие международного сотрудничества.

По всем направлениям деятельности ФТС России введены ключевые и мониторинговые показатели.

К ключевым относятся такие показатели, которые в наибольшей степени описывают пути решения основных задач и достижение приоритетов таможенной службы (например: доля концентрации объемов таможенного оформления в электронных таможнях и центрах электронного декларирования, доля автоматической регистрации и выпуска товаров, доля результативных мер по минимизации рисков, доля выявляемых правоохранительными подразделениями таможенных органов преступлений).

К мониторинговым относятся показатели, которые носят «обеспечивающий» характер по отношению к ключевым (например, доля оснащенности таможенных органов современной техникой и коэффициент технической готовности инспек-ционно-досмотровых комплексов), а также те показатели, достижение которых обеспечивается не только усилиями таможенной службы (например: доля участников ВЭД в «белом секторе», доля учета информации ФНС России при формировании общероссийских профилей риска, доля ошибок от общего объема обработанных запросов при взаимодействии в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия). Мониторинговые показатели характеризуют также

развитие кадровой, финансовой, правовой, административно-хозяйственной и социальной сферы деятельности российской таможни.

Иная практика оценки деятельности таможенных администраций сложилась в государствах - членах ЕАЭС.

В Республике Казахстан инструменты оценки эффективности деятельности таможенных органов утверждены приказом Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов Республики Казахстан от 21.05.2018 № 205, среди них:

- методика рейтинговой оценки эффективности деятельности департаментов КГД (Методика);

- перечень индикаторов и показателей оценки эффективности деятельности департаментов КГД;

- порядок расчета показателей оценки деятельности КГД;

- форма для отражения результатов расчета значений показателей оценки эффективности деятельности КГД.

Для каждого показателя определяется его характеристика, целевое значение, удельный вес в индикаторе и период охвата.

Показатели сгруппированы в 24 индикатора, каждому индикатору в зависимо-

1

сти от его значимости присваивается «уровень приоритетности» .

Методом каскадирования общего балла по рейтингу (1 000 баллов) определяется расчетный положительный и отрицательный балл по каждому показателю (за исключением показателей индикатора 23).

Целевые значения показателей оценки деятельности таможенных органов Республики Казахстан носят преимущественно качественный характер и выражаются в процентах. К ним относятся: доля успешных досмотров при срабатывании системы управления рисками (СУР); темп снижения количества плательщиков, имеющих задолженность по таможенным и налоговым платежам; удельный вес немаркированных импортированных товаров, подлежащих маркировке; сравнение индексов таможенной стоимости (ИТС) определенных категорий товаров в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года и др.

1 1. Исполнение доходной части бюджета (уровень приоритетности 9%). 2. Задолженность (уровень приоритетности 6%). 3. Камеральный контроль (уровень приоритетности 6%). 4. Ручной камеральный контроль (уровень приоритетности 4,5%). 5. Эффективность налогового аудита (уровень приоритетности 4%). 6. Реабилитация и банкротство (уровень приоритетности 4%). 7. НДС (уровень приоритетности 4%). 8. Акцизы (уровень приоритетности 4%). 9. ЕАЭС (уровень приоритетности 1,5%). 10. Электронный счет-фактура (уровень приоритетности 1,5%). 11. Исполнение доходной части по непроизводственным платежам (уровень приоритетности 1,5%). 12. Учет исполнения налоговых обязательств и эффективность выявления неформально занятого населения (уровень приоритетности 1,5%). 13. Регистрация (уровень приоритетности 1,5%). 14. Эффективность системы управления рисками при таможенном контроле (уровень приоритетности 7%). 15. Таможенная очистка товаров (уровень приоритетности 6,5%). 16. Сравнение индекса таможенной стоимости (уровень приоритетности 6,5%). 17. Эффективность таможенных проверок (уровень приоритетности 5%). 18. Эффективность досудебного расследования (уровень приоритетности 7%). 19. Эффективность возмещения ущерба по оконченным уголовным делам (уровень приоритетности 7%). 20. Эффективность оперативно-розыскной деятельности (уровень приоритетности 7%). 21. Эффективность работы криминалистических подразделений (уровень приоритетности 2,5%). 22. Эффективность работы розыскных подразделений, а также количество внесенных частных представлений, удовлетворенных жалоб и необоснованно принятых решений по КУИ (уровень приоритетности 1,5%). 23. Эффективность предотвращения коррупционных правонарушений (уровень приоритетности 0%). 24. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц (уровень приоритетности 1%).

Количественные показатели характеризуют время таможенной очистки товаров (103 мин при импорте и 18 мин при экспорте для товаров, декларируемых в «желтом» коридоре), среднюю сумму занижения ИТС по определенным категориям товаров (10 000 долл. США).

В отличие от приказа ФТС России от 30.10.2017 № 1720 [5], в котором установлены показатели результативности и эффективности деятельности, а также индикативные показатели, охватывающие все сферы деятельности таможенных органов РФ, в Методике КГД Министерства финансов Республики Казахстан:

- отсутствуют показатели результативности деятельности, а также индикаторы и показатели оценки деятельности по многим направлениям деятельности органов государственных доходов Республики Казахстан, в частности по направлению таможенного контроля, включая контроль правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), контроль правомерности предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей;

- не оценивается деятельность, связанная с оказанием государственных услуг, обеспечением информационной безопасности, ведением таможенной статистики;

- вне сферы оценки результативности и эффективности деятельности остается финансово-хозяйственная деятельность таможенных органов;

- практически не установлены показатели, отражающие законность принимаемых решений;

- отсутствуют индикативные показатели, которые в таможенных органах РФ используются для характеристики контрольно-надзорной деятельности и применяются для мониторинга хода ее осуществления, анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, а также определения причин их возникновения;

- процесс совершения таможенных операций оценивается меньшим количеством показателей (в России предусмотрена более детальная оценка оперативности таможенного контроля: в зависимости от таможенных процедур, от вида транспорта, на котором перемещается товар; в Республике Казахстан оцениваются лишь сроки выпуска товаров по ввозимым и вывозимым товарам);

- практически рассчитывается общая эффективность СУР и эффективность таможенных досмотров, проведенных в рамках СУР (в России оценка СУР предусмотрена для каждого из видов профилей рисков (общероссийский, региональный или зональный, целевой), а также по направлениям таможенного контроля (при контроле таможенной стоимости, при контроле правильности классификации товаров, страны происхождения товаров и предоставления тарифных преференций)).

По направлению правоохранительной деятельности в Методике достаточно большим количеством показателей оценивается эффективность досудебного расследования и оперативно-розыскная деятельность службы экономических расследований (СЭР). Отдельными категориями в Методике оценивается деятельность оперативных подразделений СЭР по работе по объектам, с помощниками, по делам оперативного учета и оперативно-розыскным мероприятиям. В ФТС России данная оценка не проводится и регламентирована ведомственными актами ограниченного доступа.

Анализ системы оценки деятельности таможенных органов в Республике Казахстан показывает, что Методика в большей степени ориентирована на деятельность фискального блока и СЭР, отводя таможенному контролю незначительную роль. Установленные Методикой индикаторы и показатели оценки эффективности деятельности, а также отсутствие показателей результативности деятельности и индикативных показателей не позволяют в полной мере определить общественные риски, негативные социальные и экономические последствия, на снижение которых направлена деятельность государственных органов.

Система оценки результативности и эффективности деятельности таможенных органов - управлений и профильных управлений Комитета государственных доходов (КГД) Республики Армения осуществляется по двум направлениям:

- оценка деятельности КГД Армении и его руководства;

- оценка деятельности каждого должностного лица таможенных органов Армении.

Оценка деятельности КГД Армении и его руководства осуществляется следующим образом. Один раз в полгода каждая таможня-управление и профильное управление КГД Армении подготавливают и направляют на имя председателя КГД Армении докладные записки об основных результатах работы. Следует отметить, что количество отчетных показателей, установленных и контролируемых руководством таможенной службы Армении, значительно меньше приведенных в приказе ФТС России от 30.10.2017 № 1720 [5]. Причинами этого являются значительно меньшая численность таможенной службы Армении (около 680 человек) и сложившаяся практика руководства КГД Армении контролировать любую ситуацию в таможенной сфере «в ручном режиме».

Перечень контролируемых показателей и ответственных за их формирование должностных лиц определены приказом Председателя КГД Армении от 25.07.2016 № 136-А в разделе «Результаты деятельности таможенных органов Армении». Оценка деятельности каждого управления КГД Армении, включая таможни-управления, осуществляется в аппарате Председателя КГД Армении. Обобщенная информация о результатах деятельности КГД Армении один раз в полгода в электронном виде направляется в Правительство Республики Армения, которое дает оценку работы КГД как в целом, так и руководства КГД Армении в отдельности.

Действующая в настоящее время в Республике Армения система оценки деятельности национальных таможенных органов в значительной степени ориентирована на показатели качества выполнения каждым должностным лицом таможенной службы Армении своих должностных обязанностей, а также на отдельные показатели работы структурных подразделений и КГД Армении в целом.

С 2013 г. таможенной службой Армении используется постоянно дополняемый новым функционалом электронный портал «Национальное единое окно в сфере внешней торговли Республики Армения» (Портал). Подраздел 16 Портала «Система генерации отчетов» позволяет получить любую необходимую таможенной службе Армении сводную информацию. Этот подраздел предоставляет возможность должностному лицу таможенной службы Армении в пределах предоставленных ему полномочий создавать как стандартизированные отчеты по статистике ВЭД (например: импорт / экспорт, отчет по коду товара, по отправителю /получателю и т. п.), так и специальные отчеты (по регламенту и (или) по разовым

запросам иных государственных органов) для оценки деятельности КГД в целом, его руководства, а также для оценки деятельности каждого должностного лица таможенных органов Армении.

Оценка деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Киргизской Республики (ГТС при ПКР) проводится не по достижении общественно значимых результатов государственного контроля (надзора), выражающихся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в таможенной сфере, а по достижении ее подразделениями специфических показателей. Мероприятия оцениваются исключительно для целей премирования должностных лиц не через достижение экономического эффекта от их производства, а от документально зафиксированного количества мероприятий в общем объеме проделанной работы. ГТС при ПКР планирует в 2019 г. изменить подходы к оценке результативности и эффективности деятельности киргизских таможенных органов. В качестве приоритетных базовых основ для этой работы рассматриваются аналогичные системы, принятые в России.

Оценка эффективности деятельности таможенных служб также осуществляется международными организациями: Всемирной таможенной организацией, Всемирным банком, Международным валютным фондом и др. [9]. Такая оценка представляется, как правило, системой рейтинговых оценок.

Всемирная таможенная организация начала развивать направление оценки эффективности деятельности таможенных служб в начале 2000-х гг. В 2006 г. была запущена программа ВТамО Columbus по институциональному развитию. В рамках созданного Комитета по институциональному развитию с 2010 г. вопросы оценки эффективности деятельности таможенных служб регулярно включаются в повестку заседания и изучаются как комплексный механизм, направленный не только на диагностику внутренней ситуации и возможный межстрановый анализ, но и как средство отслеживания динамики процессов совершенствования системы таможенного администрирования и реформ, управления эффективностью в отдельных проектах и инициативах в области институционального развития. При этом оценка эффективности деятельности таможенных служб рассматривается в двух направлениях:

- формирование единых критериев и моделей, обеспечивающих возможность сравнения на межстрановом уровне;

- разработка параметров для оценки эффективности проектов по предоставлению технической помощи, что позволяет фиксировать результаты оказанного индивидуального содействия в институциональном развитии, как правило, осуществляемого через механизмы донорского финансирования.

В 2012 г. в Компендиум ВТамО по институциональному развитию была включена глава «Измерение эффективности». Содействие ВТамО странам в институциональном развитии осуществляется с учетом результатов предварительного анализа деятельности таможенной службы - получателя технической помощи с использованием диагностического инструмента ВТамО Diagnostic Framework. В 2017 г. Комитетом ВТамО по институциональному развитию создана виртуальная рабочая группа по оценке эффективности, которая, среди прочего, осуществляет разработку «Модели уровня развития таможенной службы» (Maturity Model) - шаблона для диагностики и планирования мероприятий по оказанию

технической помощи таможенным службам. Данная работа сопряжена с системным анализом и оценкой таможенных процессов.

На сегодняшний день известны следующие международные инструменты, используемые в сфере оценки эффективности деятельности таможенных администраций [10]:

- исследование ВТамО Time Release Study - комплексное средство по сбору и анализу данных, оценке и контролю проводимых мероприятий по линии институционального развития, обладающее потенциалом для формирования профессионального рейтинга; представляется как наиболее перспективная система оценки деятельности таможенных органов;

- проект ВТамО Achieving Excellence in Customs - рекомендательный документ в форме опросника с набором показателей высокого уровня, содержащий ссылки на инструменты ВТамО и руководства по их имплементации; анализ ответов стран - членов ВТамО осуществляет секретариат ВТамО;

- онлайн-система Всемирного банка для сбора и анализа информации о деятельности таможенных служб The Customs Assessment Trade Toolkit (CATT), основанная более чем на 100 показателях; данная система планировалась Всемирным банком в качестве вспомогательного инструмента при формировании таких рейтингов, как Doing Business и Logistic Performance Indicator;

- модуль Automated System for Customs Data (ASyCuDa) оценки эффективности деятельности таможенных органов (29 показателей), встроенный в архитектуру информационной системы; модуль представлен ЮНКТАД в 2013 г.;

- программные модули ISORA и ISOCA на платформе RA-fit Международного валютного фонда, предложенные в 2017 г.;

- локальные проекты таможенных служб (например, применяемый в странах Латинской Америки инструмент Performance Measurement Indicator (PMI) включает 48 индикаторов, позволяющих руководству таможенных служб измерять эффективность деятельности вверенных служб).

Следует отметить, что в настоящее время секретариат ВТамО лояльно относится к оценке эффективности деятельности таможенных администраций мира такими институтами, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, при формировании рейтингов, основанных на сведениях о деятельности таможенных органов, и выработке рекомендаций для ВТамО и таможенных служб мира.

Всемирный банк ведет рейтинг Doing Business с 2005 г.; в 2007 г. представил первые результаты исследования «Индекс логистической эффективности» (LPI). Примечательно, что в ходе презентации LPI Всемирным банком на 183/184 сессиях Постоянного технического комитета ВТамО в 2008 г. представители таможенных служб подвергли его критике, подчеркивая, что исследование Всемирного банка не отражает фактического положения дел, особенно в части таможенных процедур и времени выпуска, и что ответственность за временные и материальные издержки в цепочках поставок должна быть объективно распределена между всеми участниками процесса.

Необходимо отдельно сказать о разделе «Международная торговля» рейтинга Всемирного банка Doing Business, оценивающем показатели страны по комфортности ведения ВЭД. В рейтинге дается оценка:

- времени и стоимости услуг при осуществлении экспортно-импортных операций;

- временных и финансовых затрат участников ВЭД, связанных с работой государственных контрольных органов, а также получением необходимых для осуществления импорта / экспорта документов;

- инфраструктуры морских портов и пунктов пропуска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очередной ежегодный доклад Всемирного банка Doing Business 2019 опубликован 31.10.2018, в нем оценены условия ведения бизнеса в 190 странах мира в период с июня 2017 г. по май 2018 г. Позиция России по итоговому (общему) рейтингу улучшилась с 35-го до 31-го места. По показателю (рейтингу) «Международная торговля» позиция России была улучшена по сравнению с рейтингом Doing Business 2018 на одну позицию - с 100-го до 99-го места.

В 2018 г. экспертами Всемирного банка признаны восемь российских реформ, оказавших положительное влияние на упрощение процедур международной торговли. Как показывает практика составления рейтинга в предыдущие годы, признание даже одной реформы существенно улучшает позиции страны в рейтинге. Однако в случае с Россией этого не произошло.

Важным фактором оценки условий осуществления ВЭД является размер финансовых, а также временных затрат участников ВЭД, связанных с проведением всех коммерческих, транспортных, погрузочно-разгрузочных работ и предоставлением складских (включая хранение товаров) услуг, необходимых для импорта и экспорта товаров в морских портах. Улучшение позиции России по показателю «Международная торговля» рейтинга Всемирного банка Doing Business напрямую зависит от реализации комплекса мероприятий по всем направлениям, связанным с осуществлением внешнеторговой деятельности. Основные резервы улучшения позиций России связаны в первую очередь с развитием инфраструктуры морских портов, координацией работы портовых служб и стивидорных компаний, строительством (модернизацией) автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска через Государственную границу РФ, а также транспортных подходов к российским портам.

Другой пример, бразильский, также демонстрирует неоднозначность и необъективность рейтинга Doing Business. Представленный Политической комиссией ВТамО в Луксоре, он показывает, что национальные промышленные объединения, стремящиеся повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность страны, ищут способы повлиять на существующие рейтинги, в том числе доказать необъективность рейтинга Doing Business. Бразильский альянс PROCOMEX (включает промышленные ассоциации Бразилии в целях объединения усилий по развитию современной и конкурентоспособной национальной таможенной системы) провел альтернативное исследование с использованием методики Всемирного банка в целях оспаривания результатов исследования Doing Business 2017.

В итоге были получены следующие результаты: первый сценарий предполагал использование данных Всемирного банка, но включал элементы факторного анализа, что привело к повышению рейтинга со 149-й строчки до 125-й; при использовании альтернативных данных, полученных PROCOMEX в тех же секторах, что и Всемирным банком, но собранных объективным способом, Бразилия поднялась в рейтинге на 77-е место; при простом повторном анализе, проведенном PROCOMEX с использованием тех же данных и методик, которые использовал Всемирный банк, Бразилия поднялась на 12 позиций относительно указанной в рейтинге Doing Business.

В выводах бразильского исследования World Bank Doing Business 2017: Replication of the Survey in Brazil, Trading Across Borders Indicators заявлено, что значения в некоторых наиболее уважаемых международных рейтингах, таких как Doing Business, являются необъективными, что исключает возможность их публикации и использования для описания комплексных ситуаций, например международных характеристик страны.

Таким образом, проведенный анализ показал сложность, неоднозначность, а в некоторых случаях и необъективность существующих в международной практике подходов к оценке деятельности таможенных администраций. Например, оценка деятельности таможенных органов РФ Всемирным банком не совсем корректна, что подтверждает мнение иностранных таможенных администраций.

Современные мировые стандарты - «Соглашение об упрощении процедур торговли» Всемирной торговой организации, «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18.05.1973, конвенции, соглашения и иные правовые инструменты, разработанные под эгидой ВТамО по вопросам электронной (цифровой) таможни, управления рисками, контроля на основе методов аудита и др., - создают предпосылки для дальнейшего развития системы оценки эффективности деятельности таможенных администраций многих государств мира, в том числе России и других стран ЕАЭС.

Со вступлением в действие в 2018 г. ТК ЕАЭС и соответствующих актов Евразийской экономической комиссии, Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иных актов законодательства РФ внесены существенные изменения в правила таможенного регулирования. Воздействие технологического фактора на таможенное администрирование, характеризующееся комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений, оказывает положительное влияние на деятельность таможенных органов, выраженное в повышении эффективности и оперативности проведения всех видов контроля.

Указанные обстоятельства определяют необходимость концептуального пересмотра подходов как к определению перечня показателей эффективности деятельности таможенных органов, так и к разработке методов их расчета и составления международных рейтингов таможенных администраций.

Использованные источники

1. Таможенное администрирование: идеология, методология и технология: монография / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, С. Я. Юсупова, А. В. Кнышов, О. А. Громенко, И. Н. Колобова, Е. О. Любкина, И. В. Каимова, А. А. Соболь; под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 188 с.

2. Липатова Н. Г. Экономическая сущность таможенного контроля в системе государственного контроля // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом: научно-экономический журнал (НЭЖ) / ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности» (ОАО «ВНИИОЭНГ»). 2014. № 6. С. 52-55.

3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р «О перечнях показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнитель-

ной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) и методиках определения целевых значений показателей оценки эффективности их деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ ФТС России от 30.10.2017 № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.

6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года (приложение к решению коллегии ФТС России от 25.05.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

9. Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности / под общ. ред. Т. Д. Валовой. М., 2017. 168 с.

10. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография / под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.