УДК 372.881.1 Д. А. Демина
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области теологии, МГЛУ; e-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕХМЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Статья посвящена проблемам, связанным с трудностями внедрения технологии трехмерной виртуальной визуализации в учебный процесс. Автор освещает вопросы, возникающие у педагогов в связи с применением новой технологии в лингводидактике, и, снимая большую часть из них, предлагает пути повышения мотивации педагогов. Также в статье приводится описание учебно-методического комплекта, предназначенного для работы с учебным стереофильмом на занятиях по немецкому языку.
Ключевые слова: технология трехмерной визуализации; лингводидак-тика; мотивация педагогов; стереокинематограф.
Demina D. A.
Ph. D. (Pedagogics), Head of Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Theology, MSLU; e-mail : [email protected]
IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY OF THREE-DIMENSIONAL VISUALIZATION INTO EDUCATIONAL
PROCESS
The article is devoted to the problems connected with difficulties of implementation of technology of three-dimensional virtual visualization into educational process. The author highlights questions arising at teachers in connection with application of the new technology in linguodidactics, gives answers to the most raised questions and comes up with decisions how to increase teachers' motivation. There is also the description of teaching and learning materials for work with an educational stereofilm in German class in the article.
Key words: technology of three-dimensional visualization; linguodidactics; motivation of teachers; stereocinema.
В настоящее время технология трехмерной визуализации становится все более популярной, ей находят новые области применения, в том числе, в области образования. В сфере обучения
иностранным языкам данная технология также находит все более широкое распространение1.
В МГЛУ действует Лаборатория трехмерного виртуального моделирования. В ней созданы условия для просмотра видеоматериалов в стереоформате на большом экране - для групп до 50 человек одновременно; на экране 3D-телевизора - для групп до 10-15 человек, а также для индивидуальной работы в шлемофонах. В рамках работы лаборатории снят ряд учебных фильмов в стереоформате на различных языках и для различных профессиональных направлений2:
• Для юристов - «Осмотр места происшествия», «Проведение обыска».
• Для лингвистов - «Путешествие из Берлина в Бремен», «Прибытие в Бремен на конференцию» (немецкий язык), «Путешествие в Лондон» (английский язык).
• Для переводчиков - «Обеспечение воздушного боя» (английский язык).
• Для экономистов (направление сервис и туризм - «Ресторанный этикет», «Телефонный этикет» (русский язык).
• Для теологов - «Храмовая архитектура» (русский язык).
К стереофильму «Путешествие из Берлина в Бремен» создан учебно-методический комплект, предназначенный для работы со студентами широкого круга специальностей 2-3-го гг. обучения немецкому языку как первому или второму иностранному. Данный комплект рассчитан на 12 часов аудиторной работы и состоит из учебного стереофильма, учебного пособия к фильму, а также книги для преподавателя. Стереофильм посвящен транспортной системе Германии и демонстрирует различные виды транспорта (самолет, городскую электричку, междугородние поезда) и рассказывает о правилах пользования транспортом страны. Фильм идет 22 минуты и условно разделен на 8 эпизодов: «В самолете», «Паспортный контроль», «Выдача багажа», «Аэропорт Шенефельд», «Городская электричка», «Автомат по продаже билетов», «Покупка билета на главном вокзале». Фильм можно просматривать как в стерео-, так
1 Подробно о применении технологии трехмерной визуализации и ее дидактических возможностях можно узнать из наших ранних публикаций.
2 К некоторым фильмам также созданы интерактивные задания, которые можно выполнять как в режиме индивидуальной работы в шлемофоне, так и в группе на большом экране с помощью гиромыши.
и в моноформате, как целиком, так и по эпизодам, а также в интерактивном режиме, когда у студентов есть возможность выбрать правильные реплики в диалогах, а также маршрут поездки, подходящий тариф, кроме того, поучаствовать в развитии сюжета (потеряет ли главный герой багаж или нет, как он будет его искать в случае необходимости).
Учебное пособие разделено на части в соответствии с делением фильма на эпизоды и содержит предпросмотровые и после-просмотровые упражнения, а также отдельный раздел для работы с лексическим материалом. Пособие содержит различные рецептивные, продуктивные и творческие упражнения, направленные на развитие языковых умений и навыков в области говорения, чтения и письма. Перед просмотром каждого эпизода студентам для ознакомления с фактическим материалом предлагается текст (либо интернет-сайт - в этом случае предполагается активная поисковая работа обучающегося), даются упражнения к тексту. Например, перед просмотром 5-го эпизода «Городская электричка» студентам предлагается изучить страницу в Интернете (www.u-bahn-berlin. de) и ответить на следующий вопрос: какие виды транспорта представлены на странице? Найдите схему транспорта городской электрички и опишите порядок действий для решения данной задачи. Затем студенты знакомятся со страницей http://www.fahrinfo-berlin. de и описывают маршрут от станции «S Flughafen Berlin-Schönefeld Bhf.» до станции «S+U Berlin Hauptbahnhof», а также находят ответ на вопрос: что означают сокращения «S+U». Затем в пособии дается список слов, которые помогут работе с темой эпизода. После разбора слов демонстрируется сюжет и предлагаются вопросы по содержанию, а также вопросы, ориентированные на восприятие видеоряда. Далее следует работа с лексическим материалом по возрастанию сложности: подстановочные упражнения, составление собственных примеров с новыми словами, разыгрывание диалогов, выполнение творческих упражнений, переводы и реферирования текстов.
Методическое пособие для преподавателя также разделено на 8 частей (разделов). Каждый раздел содержит описание сюжета соответствующего эпизода, интерактивного задания к эпизоду (в стереоформате); кроме того, даны комментарии по содержанию представленной темы и предлагаются дополнительные задания и упражнения. В предисловии к пособию описаны принципы работы
со стереофильмом на занятиях по иностранному языку, а также возможности самой технологии трехмерного виртуального моделирования в области лингводидактики. По завершении работы с учебным фильмом предлагается проектное задание для студентов, для выполнения которого потребуется использовать широкий спектр знаний, полученных при работе с фильмом и учебным пособием к нему, а также проявить навыки самостоятельной работы. Авторы предлагают подобное задание: оно заключается в следующем: студентам ставится задача, что в определенный день в определенное время они должны оказаться в каком-нибудь городе Германии (можно дать точный адрес). Для этого студентам необходимо выбрать маршрут и подобрать подходящие рейсы и билеты на самолет из города отправления, а также для трансфера внутри Германии. При этом студенты должны, пользуясь информаций из Сети, подобрать реальные рейсы.
С ноября 2013 г. в Лаборатории трехмерной виртуальной визуализации МГЛУ активно ведется исследовательская и экспериментальная работа для определения эффективности применения технологии трехмерной визуализации в образовании.
Опираясь на данные проведенных экспериментов, можно говорить о высокой эффективности применения трехмерных изображений на занятиях по иностранному языку. При работе с фильмами в стереоформате происходит не только прочное усвоение учебного материала, но и непроизвольное запоминание пространственных образов, что необходимо для формирования вторичной языковой личности. В ряде исследований в области психологии показано, что во многих случаях непроизвольное запоминание является более продуктивным, чем произвольное [3; 7].
Однако несмотря на наличие материальной базы и учебных материалов, готовых к использованию, количество педагогов, желающих работать в Лаборатории с имеющимися разработками, невелико. В статье рассматриваются причины такого положения вещей и предлагаются некоторые пути разрешения сложившейся ситуации. Мы предполагаем, что наши размышления будут полезны и для повышения мотивации педагогов для работы с другими новыми технологиями, в том числе, в области дистанционного образования.
Проведенный среди преподавателей МГЛУ опрос показал, что многие педагоги настроены отрицательно на применение технологии
трехмерной визуализации в учебном процессе из опасения возникновения возможных проблем. Часть этих опасений оправдана, часть возникает из-за плохой информированности.
Самые бурные дискуссии вызывает вопрос влияния новых технологий на здоровье пользователей. В настоящее время не разработаны санитарные нормы для применения технологии трехмерной визуализации, однако специалисты разрабатывают критерии технического качества стереоизображения (карты глубины, характеристики технических устройств, отсутствие временного сдвига между ракурсами и т. д. [2; 5; 6]), соответствие которым обеспечивает комфортную работу с изображениями и отсутствие психической и зрительной усталости. Современные стереофильмы имеют минимальные отклонения (или вовсе не имеют таковых по основным показателям) от идеальных значений.
Важную роль играет вопрос переноса знаний, полученных при использовании различных обучающих программ, виртуальных моделей и тренажеров в условия реальной жизни [8; 9]. Данный вопрос пока не изучен достаточно глубоко, но существуют определенные сомнения по поводу эффективности таких форм обучения с точки зрения переноса полученных знаний, есть опасения, что такое обучение даже может ограничивать способность к другим способам познания. Даже высказываются мнения об опасном переносе метода проб и ошибок в реальную жизнь: при работе с ПК или в 3D-лаборатории практически любую ошибку можно легко исправить, во многих компьютерных играх, тестах стимулируется метод, когда пользователь находит верное решение путем исключения неправильных. Однако в случае работы с технологией трехмерной виртуальной визуализации речь идет о максимальном приближении смоделированной ситуации к реальной жизни и приобретении личного опыта действия в такой ситуации.
Поднимается и проблема клипового мышления, которое возникает вследствие привычки работать с фрагментами информации, проблема формализации мышления и подавления творческой активности (вследствие того, что в компьютерных обучающих программах человеческое мышление должно приспосабливаться к определенным правилам, опираться на формальные логические структуры, а получаемая информация опосредуется сознанием разработчиков программы). Как раз данный недостаток ИКТ успешно может быть
преодолен при использовании технологии трехмерной визуализации, которая дает возможность комплексного структурированного видения всех структур и систем.
В области применения технологии трехмерной визуализации в учебном процессе серьезных последовательных исследований относительно негативных сторон внедрения технологии в образование не проводилось, что объясняется новизной технологии и отсутствием разработанных и широко применяемых учебных программ. Единственный вопрос, который поднимается относительно безвредности / вреда трехмерной технологии, - это влияние на здоровье, особенно на зрение. Исследования в данной области ведутся1, однако четких гигиенических норм работы с технологией пока не выработано. Однако в результате исследований в данной области было установлено, что бинокулярные показатели зрения можно тренировать и развивать, а улучшение этих показателей ведет за собой улучшение других показателей, например чтения у школьников младших классов [1].
В рамках исследования нас интересует, как отражается активное виртуальное общение на реальном социальном и профессиональном общении. Новые технологии позволяют снять пространственные и временные ограничения, но виртуальное общение не может заменить реального. Это касается и проведения конференций, симпозиумов с использованием новых технологий, - они не могут и не должны полностью вытеснять очную форму работы. Что же касается общения в форумах, чатах, а также работы в виртуальном мире (например, проекты, подобные 8есопШ1Ге2, смоделированные в учебных целях миры), то они несут опасность снижения социализации человека. Пользователь, активно практикующий такую
1 Например, в Институте проблем передачи информации им. А. А. Хар-кевича РАН (ИППИ РАН).
2 СекондЛайф - это трехмерный виртуальный мир, создаваемый его обитателями. Участники могут принять любой образ, поменять пол, социальный статус, выбрать и создать любую внешность, одежду. В этом виртуальном мире есть собственная валюта (линдены), которую можно потратить в мире СекондЛайф, а также конвертировать в реальные деньги. Здесь можно покупать вещи, недвижимость; можно зарабатывать, создавая материальные или интеллектуальные объекты. Также в данном мире есть хорошие возможности для общения, в том числе на иностранных языках, также в голосовом режиме.
форму общения, нередко меньше общается с родными, друзьями из реальной жизни, реже посещает культурные мероприятия, снижается его потребность в реальном общении [4]. Еще один факт, на который следует обратить внимание, - при общении посредством технологий в письменной форме (в чате, форуме, электронной почте, СМС (обмен текстовыми сообщениями), в виртуальном мире, на семинаре в виртуальном мире, которые проводятся всё чаще в специально создаваемых учебных виртуальных пространствах, и т. д.) пользователи часто занижают значимость слова, такие послания нередко не соответствуют тому стилю общения, который был бы выбран в реальных условиях [4]. На это явление необходимо обратить особое внимание при обучении этикету общения и вопросам защиты информации.
Разработка методики применения новых и новейших технологий в учебном процессе с четко обозначенными целями применения данных технологий позволит избежать всех этих проблем и трудностей.
Наш опрос преподавателей МГЛУ также продемонстрировал, что часть педагогов не знают о возможности применения технологии трехмерной визуализации на занятиях по иностранному языку, некоторые преподаватели заинтересованы в новой технологии, однако не знают, как ее применять на занятиях. Для решения этих вопросов необходимо информировать педагогический состав учебных заведений о новой технологии, ее возможностях и методах ее применения, необходимо проводить курсы повышения квалификации для активных и заинтересованных педагогов. Для этого в лаборатории была разработана и апробирована программа повышения квалификации, в рамках которой представители различных кафедр вуза были ознакомлены с возможностями лаборатории и новой технологии трехмерной визуализации. После прохождения курсов многие слушатели проявили интерес к использованию возможностей лаборатории в учебном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Н. Н., Рожкова Г. И. Тренировка бинокулярных зрительных функций у младших школьников с трудностями в чтении как фактор коррекционной работы // Новые исследования. - Вып. 28. - Т. 1. - 2011. -№ 3. - С. 5-17.
2. Ватолин Д. С., Боков А. А., Федоров А. А. Тенденции изменения технического качества стереокино - 5 лет после «Аватара» // Мир техники кино. - Т. 37. - № 3. - М. : Куна, 2015. - С. 17-28.
3. ЗинченкоП. И. Непроизвольное запоминание. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 562 с.
4. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / пер. с фр. А. Лушанова. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 272 с.
5. Людвиченко В. А., Лаврушкин С. В., Янушковский В. А., Ватолин Д. С. Обнаружение временного сдвига между ракурсами и перепутанного порядка ракурсов в стереофильмах // Мир техники кино. - № 35. - М. : Куна, 2015. - С. 10-18.
6. Матюнин С. Б., Ватолин Д. С. Обработка областей наложений объектов при построении карт глубины для видео // Цифровая обработка сигналов. - М. : Российское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова, 2014. - С. 3-23.
7. Смирнов А. А. Проблема психологии памяти. - М. : Просвещение, 1966. -423 с.
8. Mohammadreza Aalaeddini. Cyberspace: the Gated Public Shpere. -University of Totonto, 2011. - 76 p.
9. Helen Papagianis. Augmaented Reality as a New Medium: Remediation and Novel Form. - Doctor of Philosophy Dissertation. - Toronto : Ontario, 2014. -226 p.