Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК, ОСНОВАННОЙ НА УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ'

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК, ОСНОВАННОЙ НА УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / ВНЕДРЕНИЕ / СТУДЕНТКИ / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левушкин С. П., Фесенко М. С., Ли С.

Цель исследования - разработка и внедрение технологии физической подготовки студенток разных типов телосложения, основанной на использовании эффективных двигательных режимов. Методика и организация исследования. Применялись двигательные тесты, пульсометрия, кардиоинтервалография, стэпэргометрия, функциональная проба PWC170, методика определения типов телосложения. В качестве двигательных режимов использовались занятия плаванием, фитнесом, баскетболом и волейболом. Результаты исследования и выводы. Разработана и внедрена в процесс вузовского физического воспитания технология физической подготовки, учитывающая эффективность двигательных режимов для студенток основной медицинской группы, имеющих разные типы телосложения. Внедрение данной технологии в процесс физического воспитания различных вузов требует прежде всего наличия соответствующей материально-технической базы (плавательного бассейна и спортивных залов со специальным оснащением).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левушкин С. П., Фесенко М. С., Ли С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF FEMALE STUDENTS BASED ON THE CHARACTERISTICS OF THEIR PHYSIQUE AND EFFICIENCY OF MOTOR MODES

The purpose of the research is to develop and implement the technology of physical training of female students of different body types based on the use of effective motor modes. Methodology and organization of the study. Motor tests, heart rate monitoring, cardiointervalography, stepergometry, functional test PWC170, the method of determining body types were used. Swimming, fitness, basketball and volleyball classes were used as motor modes. Research results and conclusions. The technology of physical training has been developed and introduced into the process of university physical education, taking into account the effectiveness of motor modes for students of the main medical group with different body types. The introduction of this technology into the process of physical education of various universities requires, first of all, the availability of an appropriate material and technical base (swimming pool and gyms with special equipment).

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК, ОСНОВАННОЙ НА УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ»

В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК, ОСНОВАННОЙ НА УЧЕТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1 М.С. Фесенко1, Ли Сюнь1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

УДМ^С 796.012.23

IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF FEMALE STUDENTS BASED ON THE CHARACTERISTICS OF THEIR PHYSIQUE AND EFFICIENCY OF MOTOR MODES

Dr. Biol., Professor S.P. Levushkin1 M.S. Fesenko1, Li Xun1

1The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow

Поступила в редакцию 01.07.2023 г.

Аннотация

Abstract

Цель исследования - разработка и внедрение технологии физической подготовки студенток разных типов телосложения, основанной на использовании эффективных двигательных режимов.

Методика и организация исследования. Применялись двигательные тесты, пульсо-метрия, кардиоинтервалография, стэпэргометрия, функциональная проба PWC170, методика определения типов телосложения. В качестве двигательных режимов использовались занятия плаванием, фитнесом, баскетболом и волейболом. Результаты исследования и выводы. Разработана и внедрена в процесс вузовского физического воспитания технология физической подготовки, учитывающая эффективность двигательных режимов для студенток основной медицинской группы, имеющих разные типы телосложения. Внедрение данной технологии в процесс физического воспитания различных вузов требует прежде всего наличия соответствующей материально-технической базы (плавательного бассейна и спортивных залов со специальным оснащением).

Ключевые слова: технология, двигательные режимы, внедрение, студентки, типы телосложения.

The purpose of the research is to develop and implement the technology of physical training of female students of different body types based on the use of effective motor modes.

Methodology and organization of the study. Motor tests, heart rate monitoring, cardiointervalography, stepergometry, functional test PWC170, the method of determining body types were used. Swimming, fitness, basketball and volleyball classes were used as motor modes.

Research results and conclusions. The technology of physical training has been developed and introduced into the process of university physical education, taking into account the effectiveness of motor modes for students of the main medical group with different body types. The introduction of this technology into the process of physical education of various universities requires, first of all, the availability of an appropriate material and technical base (swimming pool and gyms with special equipment).

Keywords: technology, motor modes, introduction, female students, body types.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В современных условиях индустриализации и компьютеризации общества, сопровождающихся гиподинамией и снижением уровня здоровья населения, возникает острая необходимость в систематических занятиях физическими упражнениями. Для эффективного формирования данной социально значимой привычки необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности молодежи, что позволит достигать стойкой мотивации к занятиям физической культурой и оптимизации их физического состояния [1].

Цель исследования - разработка и внедрение технологии физической подготовки студенток разных типов телосложения, основанной на использовании эффективных двигательных режимов.

Методика и организация исследования. Применялись двигательные тесты, пульсометрия, кардиоинтервалография, стэпэргометрия, функциональная проба PWC170, методика определения типов телосложения. Работа проводилась в Государственном университете «Дубна» (г. Дубна) в рамках реализации программ по учебным дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре». Участниками исследования стали 241 студентка основной медицинской группы в возрасте от 18 до 20 лет. В качестве двигательных режимов использовались занятия плаванием, фитнесом, баскетболом и волейболом.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования были определены режимы двигательной активности, наиболее эффективно воздействующие на двигательную подготовленность, работоспособность и вегетативную регуляцию студенток разных типов телосложения. Исследование показало, что для студенток астенического типа это плавание и баскетбол, для девушек торакального типа - плавание и фитнес, для представительниц мышечного типа - баскетбол и волейбол, для студенток дигестивного типа - фитнес и плавание.

Выявление эффективных двигательных режимов лежало в основе разработки технологии физической подготовки студенток, внедрение которой происходило последовательно в соответствии с прохождением следующих ее этапов: организационно-подготовительного, практического и оценочного.

Организационно-подготовительный этап технологии реализовался в рамках теоретических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». При этом студентки знакомились с индивидуально-типологическим подходом в физическом воспитании, степенью эффективности влияния разных двигательных режимов на физическое состояние девушек. Это было направлено на осознанный выбор и создание дополнительной мотивации к занятиям физическими упражнениями. На этом этапе составлялось расписание, определялись типы телосложения и формировались группы для занятий конкретным видом двигательной активности.

Практический этап технологии предусматривал использование двигательных режимов, которые проводились в рамках учебной дисциплины «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре» и, как правило, с учетом рекомендуемых для определенного типа телосложения видов физических нагрузок.

Оценочный этап предусматривает диагностику физического состояния студенток по нормативам для разных типов телосложения [2].

Вывод. Исследование позволило разработать и внедрить в процесс вузовского физического воспитания технологию физической подготовки, учитывающую эффективность двигательных режимов для студенток основной медицинской группы, имеющих разные типы телосложения. Внедрение данной технологии в процесс физического воспитания различных вузов требует прежде всего наличия соответствующей материально-технической базы (плавательного бассейна и спортивных залов со специальным оснащением).

Литература

1. Голомолзина В.П. Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой студенток специальной медицинской группы с учетом особенностей телосложения / В.П. Голомолзина, А.В. Мещеряков, С.П. Левушкин // Экология человека. - 2008. - Приложение 1. - С. 70-71.

2. Левушкин С.П. Нормативы оценки морфофункционального развития, двигательной подготовленности и мышечной работоспособности студенток разных типов телосложения / С.П. Левушкин, М.С. Фесенко, Ли Сюнь. - М.: Изд-во Перо, 2022. - 32 с.

Информация для связи с автором: levushkinsp@mail.ru

104

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.