Научная статья на тему 'Исследование мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы'

Исследование мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТКИ / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / SPECIAL MEDICAL GROUP / STUDENTS / CONSTITUTION TYPES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голомолзина Валентина Петровна

Представлены данные, позволяющие выявить причинно-следственные связи отношения студенток специальной медицинской группы с разными типами телосложения, к занятиям физической культурой и их индивидуальные предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голомолзина Валентина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHING MOTIVES OF STUDENTS’ HEALTH AND FITNESS PHYSICAL ACTIVITY (SPECIAL MEDICAL GROUP)

The paper presents data allowing to reveal cause-and-effect relationships of special medical group students’ opinion of health and fitness physical training and their individual preferences taking into account their constitution types.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы»

водилась преподавателю, инициирующему и направляющему творческие поиски. При занятиях с топ-менеджерами был сделан сознательный перенос продуктивной деятельности из образовательного процесса в сферу их непосредственной работы и работы завода. Примерно 80 % из предложений по совершенствованию деятельности предприятия были в дальнейшем внедрены.

Следовательно, было бы очень хорошо и студентам предоставить поле предметной творческой деятельности в зависимости от их будущей специальности.

Чтение спецкурса «Философия успеха» показало необходимость и возможность включения в программу образовательного процесса таких спецкур-

сов, как «Психология творчества», «Интеллект: развитие и реализация» и т. п.

Таким образом, можно считать спецкурс «Философия успеха» в образовательном процессе успешным.

Список литературы

1. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. — М.: Логос, 1991. — 352 с.

2. Голубчиков, А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) / А.Я. Голубчиков. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1992. — 212 с.

3. Мамонтов, С. 1000 советов бизнесмену / С. Мамонтов. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

4. Пушкин, В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В.Г. Пушкин. — СПб.: Лань, 2000. — 448 с.

УДК 796:378

В.П. Голомолзина, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Физическое воспитание в системе образования является важным фактором укрепления и сохранения здоровья молодежи. Вместе с тем значительная часть школьников и студентов по состоянию здоровья относится к специальной медицинской группе (СМГ) [1, 2].

Правильно организованные занятия по физическому воспитанию, учитывающие индивидуальные возможности занимающихся, играют важную роль в профилактике и лечении заболеваний и часто оказываются единственно эффективным и надежным средством компенсации возникающих в организме нарушений и поддержания его резервных возможностей [3].

Однако у значительной части молодежи сформировано негативное отношение к занятиям по физическому воспитанию, проявляющееся в «отбывании» учебных часов, полном игнорировании самостоятельных действий, безразличном или негативном отношении к двигательной активности. Пассивность в отношении физкультурно-оздоровительной деятельности обусловлена множеством причин: ее недооценкой, серьезными проблемами в семейном и школьном воспитании, слабостью или отсутствием необходимой мотивации на всех этапах возрастного развития индивида, а также (особенно среди девушек) негативным отношением к своему телосложению.

Организация занятий по физической культуре должна строиться с учетом структуры физкуль-

турных потребностей студенток. Изучение мнений студенток СМГ по различным вопросам двигательной активности, определение характера их интересов и потребностей позволяют получить достаточно объективную информацию об их отношении к физической культуре, предпочтении в выборе той или иной формы занятий, приобщении к здоровому образу жизни.

Предполагается, что на отношение студенток к занятиям физической культурой значительное влияние должен оказывать прошлый опыт (учебные занятия физической культурой в школе, уровень знаний в области оздоровления, мотивы занятий физическими упражнениями, тип телосложения и др.). Для того чтобы вскрыть причинно-следственные связи отношения студенток СМГ разных типов телосложения к занятиям физической культурой и выявить индивидуальные предпочтения двигательной деятельности, автор провел анкетирование. В исследовании приняли участие 102 студентки СМГ разных типов телосложения. Определение типов телосложения студенток осуществлялось на основе антропометрических обследований [4]. Результаты анкетирования представлены в таблице.

В результате проведенного исследования выяснилось, что большинство студенток астено-тора-кального типа телосложения и все студентки диге-стивного телосложения негативно высказываются о своей фигуре. И это является одной из причин нежелания заниматься физической культурой.

Результаты анкетирования студенток СМГ разных типов телосложения, % (АТТ - п = 47, МТ - п = 45, ДТ - п = 32)

Вопросы анкеты Типы телосложения

АТТ МТ ДТ

не было компании 12,9 36,1 11,7

считала свою фигуру не красивой, а движения неуклюжими 12,4 — 14,5

не имела желания 31,3 8,3 37,5

занималась дополнительно 12,1 25,1 11,3

В повседневной жизни вы: пользуюсь транспортом, даже если можно пройти пешком 11,5

пользуюсь транспортом только по необходимости 75 87,5 100

не люблю, но вынуждена много ходить пешком — — —

использую любую возможность, чтобы ходить пешком 13,5 13,5 —

Вы гуляете: каждый день не менее одного часа 35,7 47,8 23,9

только по выходным дням 50 42,2 -

даже в выходные не люблю выходить из дома 14,3 10 76,1

В свободное время вы предпочитаете: посещать спортивные сооружения 14,3 15,7 -

активный отдых на природе 28,6 20,7 20,9

подольше поспать 7,1 54,3 59,3

смотреть телевизор или играть в компьютерные игры 43,1 6,9 12,7

у меня практически не бывает свободного времени 6,1 2,4 7,1

Как вы относитесь к тому, что вам придется заниматься ФК в вузе? испытываю потребность в занятиях физической культурой 26,7 23,5 24,7

хотела бы заниматься только определенными видами физических упражнений 46,7 55,4 51,2

буду посещать занятия только ради зачета 20,8 15,2 10,2

мне все равно 5,8 5,9 -

испытываю негативные эмоции - - 13,9

Благодаря физическим упражнениям вы бы хотели: повысить уровень здоровья 51,4 40,9 22,2

улучшить фигуру 35 59,1 77,8

компенсировать психологическое напряжение 10 — -

приобрести уверенность в себе 3,6 - -

Как вы оцениваете свой уровень знаний в области ФК? я обладаю достаточными знаниями

я считаю свой уровень знаний в области ФК недостаточным 61,2 53,9 65,4

я практически не имею знаний в этой области 28,6 27,7 25,1

меня не интересуют знания в данной области 10,2 18,4 9,5

Вопросы анкеты Типы телосложения

АТТ МТ ДТ

Вам нравится ваш тип телосложения? Да 43,2 63,3

Нет 56,8 36,7 100

Затрудняюсь ответить - - -

Особенности вашего телосложения являлись причиной нежелания заниматься физической культурой? Да 20,4 38,3

Нет 79,6 100 62,7

В период обучения в школе вы занимались физической культурой: в основной группе 66,7 73,5 87,5

в специальной медицинской группе (СМГ) 26,7 26,5 12,5

не занималась физкультурой из-за отсутствия в школе СМГ 6,6 - -

была полностью освобождена по состоянию здоровья - - -

Ваше отношение к занятиям по ФК в школе: мне нравились любые предлагаемые упражнения 5,3 38,5 24,3

не все физические упражнения мне по настоящему нравились 42,7 61,5 50,7

я равнодушно относилась к урокам ФК 41,5 - 22,5

большинство упражнений вызывало у меня негативные эмоции 10,5 2,5

Ваши родители: занимаются физической культурой или спортом 1,8

ведут активный образ жизни 20,7 16,7 37,5

ведут малоподвижный образ жизни 19,3 25 12,5

не занимаются ФК только из-за недостатка времени 60 56,5 50

негативно относятся к любым физическим упражнениям - - -

Ваши родители: старались приучить меня к активному образу жизни 57,1 73,2 75,8

равнодушно относились к моим предпочтениям 35,7 27,8 24,2

старались оградить меня от любых нагрузок 7,2 - -

Большинство ваших подруг: занимаются ФК или спортом 13,3 7,6

ведут активный образ жизни 60 46,2 49

ведут малоподвижный образ жизни 26,7 46,2 38,5

негативно относятся к любым физическим упражнениям - - 12,5

Вы не занимались ФК и С дополнительно потому, что: жила далеко от спортивных сооружений 31,3 30,5 25

запрещали родители или врачи - - -

Условные обозначения: АТТ — астено-торакальный тип телосложения, МТ — мышечный тип телосложения, ДТ — дигестивный тип телосложения.

Значительная часть студенток занимались в школе вместе со здоровыми одноклассниками ввиду отсутствия в учебном заведении специальной медицинской группы (СМГ). Большинству студенток независимо от типа телосложения нравились не все предлагаемые физические упражнения.

Можно выделить несколько причин снижения привычной двигательной активности многих студенток: частое использование транспорта, пристрастие к просмотру телевизионных программ и компьютерным играм, возможность гулять только в выходные дни, отсутствие свободного времени и др. [5].

Предпочтения в двигательной деятельности были отданы следующим видам физических упражнений: студентки астено-торакального типа телосложения чаще выбирали аэробику, плавание, бег, волейбол; мышечного типа телосложения отдали предпочтение баскетболу, танцам, упражнениям на тренажерах; девушки дигестивного типа телосложения чаще выбирали плавание, баскетбол, аэробику, настольный теннис.

Благодаря физическим упражнениям, большинство девушек хотели бы повысить уровень здоровья и улучшить свою фигуру. В теоретическом плане наибольший интерес вызывают вопросы питания, коррекции фигуры, влияния физических упражнений на здоровье и т. д.

На основе анализа полученных данных автор осуществлял групповое и индивидуальное обеспечение занимающихся необходимой информацией, связанной с их двигательной подготовленностью, уровнем и качеством специальных знаний, арсеналом двигательных навыков и умений, обеспечил их соответствующей литературой и методическими

пособиями. Моторная плотность занятий повышалась постепенно, тренирующие воздействия были легкодоступными и не вызывали отрицательных последствий. Подбирались комплексы упражнений с использованием дополнительного инвентаря (гимнастические палки, гантели, эспандеры, гимнастические мячи, степ-платформы и т. п.), учитывались особенности телосложения и индивидуальные предпочтения занимающихся.

В совокупности применение в процессе физического воспитания студенток СМГ всех факторов способствовало увеличению объема знаний в области оздоровления, повышению активности, инициативы, творческого подхода; позволило повысить мотивацию студенток к занятиям физической культурой и преодолеть негативное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Список литературы

1. Бондарь, С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах: организация и программа занятий: учеб.-метод. пособие / С.Б. Бондарь. — Ульяновск: УЛГУ, 2007. — 156 с.

2. Левушкин, С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. — 2009. — Т. 35. — № 1. — С. 67—74.

3. Аухадеев, Э.И. Методологические и технологические пути решения проблемы реабилитационного направления в оказании помощи пострадавшему от инсульта / Э.И. Аухадеев, Ф.В. Тахавиева // Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2004. — № 2 (6). — С. 14-18.

4. Ставицкая А.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А.Б. Ставицкая, Д.И. Арон. — М.: Медгиз, 1959. — 128 с.

5. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В.А. Епифанов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 560 с.

УДК 796: 159. 9

И.И. Корнишин, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СПОРТИВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, т. е. на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Главными составляющими этого состояния являются установка на полную реа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лизацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью.

И соревновательная целевая установка, и уровень эмоционального возбуждения (напряженно-

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.