Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левушкин С.П., Фесенко М.С., Ли Сюнь, Соловьева Е.В.

Цель исследования - выявить особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическую подготовленность студенток разных соматотипов. Результаты исследования и выводы. В рамках данной работы определены особенности влияния нагрузок различной спортивной направленности на физическую подготовленность студенток разных соматотипов. В экспериментальном исследовании приняли участие студентки, занимающиеся волейболом, баскетболом, плаванием и фитнесом в рамках элективных курсов по физической культуре. У всех участниц эксперимента был определен тип телосложения: астенический, торакальный, мышечный и дигестивный. Для сравнительной оценки физической работоспособности под воздействием нагрузок разной спортивной направленности использовались следующие методы: функциональная проба PWC170 и определение величины интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левушкин С.П., Фесенко М.С., Ли Сюнь, Соловьева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL LOADS OF DIFFERENT DIRECTIONS ON THE PERFORMANCE INDICATORS OF FEMALE STUDENTS OF DIFFERENT SOMATOTYPES

Objective of the study was to identify the features of the influence of physical loads of various directions on the physical fitness of female students of different somatotypes. Results and conclusions. Within the framework of this work, the features of the influence of loads of various sports orientations on the physical fitness of female students of different somatotypes are determined. The pilot study involved female students involved in volleyball, basketball, swimming and fitness as part of elective physical education courses. All participants in the experiment were identified body type: asthenic, thoracic, muscular and digestive. For a comparative assessment of physical performance under the influence of loads of different sports directions, the following methods were used: functional test PWC170 and determination of the magnitude of the intensity of accumulation of pulse debt (IAPD).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 18.01.2023 г.

Информация для связи с автором: levushkinsp@mail.ru

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1- 2 Кандидат педагогических наук М.С. Фесенко1- 3 Аспирант Ли Сюнь1 Е.В. Соловьева1

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва 2Институт возрастной физиологии РАО, Москва Государственный университет «Дубна», Дубна

FEATURES OF THE INFLUENCE OF PHYSICAL LOADS OF DIFFERENT DIRECTIONS ON THE PERFORMANCE INDICATORS OF FEMALE STUDENTS OF DIFFERENT SOMATOTYPES

Dr. Biol., Professor S.P. Levushkin1- 2 PhD M.S. Fesenko1-3 Postgraduate student Li Xun1 E.V. Solovieva1

1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow

3Dubna State University, Dubna

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическую подготовленность студенток разных соматотипов.

Результаты исследования и выводы. В рамках данной работы определены особенности влияния нагрузок различной спортивной направленности на физическую подготовленность студенток разных соматотипов. В экспериментальном исследовании приняли участие студентки, занимающиеся волейболом, баскетболом, плаванием и фитнесом в рамках элективных курсов по физической культуре. У всех участниц эксперимента был определен тип телосложения: астенический, торакальный, мышечный и ди-гестивный. Для сравнительной оценки физической работоспособности под воздействием нагрузок разной спортивной направленности использовались следующие методы: функциональная проба PWC170 и определение величины интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД).

Ключевые слова: типы телосложения, виды двигательной активности, работоспособность, физическое воспитание студентов.

Abstract

Objective of the study was to identify the features of the influence of physical loads of various directions on the physical fitness of female students of different somatotypes.

Results and conclusions. Within the framework of this work, the features of the influence of loads of various sports orientations on the physical fitness of female students of different somatotypes are determined.

The pilot study involved female students involved in volleyball, basketball, swimming and fitness as part of elective physical education courses. All participants in the experiment were identified body type: asthenic, thoracic, muscular and digestive. For a comparative assessment of physical performance under the influence of loads of different sports directions, the following methods were used: functional test PWC170 and determination of the magnitude of the intensity of accumulation of pulse debt (IAPD).

Keywords: body types, types of physical activity, working capacity, physical education of students.

Введение. Физическая работоспособность является частью общей физической подготовленности, поэтому ее оценке уделяют особое внимание специалисты и исследователи в области студенческого спорта. В настоящее время большую востребованность в науке и практике получают исследования, посвященные изучению влияния различных видов спорта на работоспособность студенток, в частности, фитнес-аэро-бики, пилатеса, чирлидинга и других популярных видов двигательной активности. В связи с этим поиск эффективных методов оценки физического состояния студентов при влиянии нагрузок различной спортивной направленности становится актуальным направлением в решении проблем повышения физической и умственной работоспособности, приобретения

студентами необходимых теоретических знаний и умений в будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования - выявить особенности влияния физических нагрузок различной направленности на физическую подготовленность студенток разных соматотипов.

Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняли участие студентки, занимающиеся волейболом, баскетболом, плаванием и фитнесом в рамках элективных курсов по физической культуре. У всех участниц эксперимента был определен тип телосложения: астенический, торакальный, мышечный и дигестивный. Для сравнительной оценки физической работоспособности под воздействием физических нагрузок разной направленности

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

использовались следующие методы: функциональная проба PWC170 и определение величины интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД).

Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1 представлена динамика показателей физической работоспособности студенток разных соматотипов под воздействием занятий баскетболом. Как видно из таблицы, занятия баскетболом наиболее благоприятно сказались на физической работоспособности девушек астенического и торакального типов телосложения. Об этом свидетельствует достоверный прирост абсолютной и относительной величин PWC170 на 12,14% и 10,54% у представительниц астенического типа телосложения, что свидетельствует о повышении аэробной производительности студенток данной категории. Однако в этом случае было выявлено повышение ИНПД, что свидетельствует о высокой физиологической цене, которую организм потратил при выполнении степэргометрических нагрузок. При использовании занятий баскетболом в течение семестра было также выявлено повышение мышечной работоспособности у студенток торакального типа телосложения. На это указывает прирост абсолютных и относительных величин PWC170 на 8,09% и 10,54% соответственно. Величина ИНПД в данном случае осталась без изменений.

У студенток мышечного и дигестивного типов телосложения выявлена тенденция к снижению аэробной производительности. Об этом, в частности, свидетельствует недостоверное снижение абсолютной и относительной величин PWC170 на 7,16% и 3,01% соответственно у девушек мышечного сома-тотипа. Аналогичная картина также выявлена у студенток дигестивного типа телосложения - снижение показателя PWC170 составило 3,13% и 6,86% соответственно. При этом следует отметить, что при выполнении нагрузочного тестирования его

физиологическая стоимость снизилась у девушек мышечного соматотипа на 8,7%, а дигестивного - на 18,18%.

В табл. 2 представлена динамика показателей физической работоспособности студенток разных соматотипов под воздействием занятий волейболом.

Как видно из табл. 2, достоверный прирост абсолютной и относительной величин выявлен у представительниц мышечного типа телосложения. Он составил 15,41% и 17,24%. Это свидетельствует о благоприятном воздействии занятий волейболом на аэробную производительность студенток. Однако прирост величины ИНПД в данном случае указывает на высокую физиологическую стоимость выполненной стандартной физической нагрузки, которая оказалась на 12,5% выше, чем было в предыдущем семестре.

У девушек других типов телосложения занятия волейболом в основном негативно сказались на их функциональных возможностях. Об этом свидетельствует снижение относительной величины PWC170 у студенток астенического, торакального и дигестивного типов телосложения. При этом снижения рассматриваемого показателя соответственно составили: 3,3%, 5,52% и 5,93%, что указывает на наличие негативной тенденции влияния занятий волейболом на аэробную производительность девушек астенического, торакального и дигестивного соматотипов.

В табл. 3 представлена динамика показателей физической работоспособности студенток разных соматотипов под воздействием занятий плаванием.

Как видно из табл. 3 достоверный прирост абсолютной и относительной величин обнаружен у студенток торакального типа телосложения. Он составил 8,61% и 7,34%. Это указывает на позитивное воздействие занятий плаванием на аэробную производительность студенток данного типа телосложения.

Таблица 1. Динамика показателей физической работоспособности студенток разных типов телосложения под воздействием занятий баскет-

Тип телосложения Показатели Начало эксперимента Окончание эксперимента Изменения, %

Астенический PWC 170 абс, кг/м/мин 537,36±36,1 602,59±18,17 12,14 *

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 10,82±0,55 11,96±0,47 10,54 *

ИНПД, усл.ед. 0,46±0,01 0,53±0,03 15,22

Торакальный PWC 170 абс, кг/м/мин 657,28±48,59 693,27±63,01 8,09

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 11,81±0,84 12,44±1,43 8,46

ИНПД, усл.ед. 0,53±0,03 0,53±0,05 -1,85

Мышечный PWC 170 абс, кг/м/мин 726,31±15,98 674,34±43,72 -7,16

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 11,96±0,32 11,6±0,71 -3,01

ИНПД, усл.ед. 0,69±0,05 0,63±0,03 -8,70

Дигестивный PWC 170 абс, кг/м/мин 734,93±36,18 711,89±4,11 -3,13

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 11,52±0,53 10,73±0,31 -6,86

ИНПД, усл.ед. 0,55±0,05 0,45±0,03 -18,18 *

Таблица 2. Динамика показателей физической работоспособности студенток разных типов телосложения под воздействием занятий волейболом

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Тип телосложения Показатели Начало эксперимента Окончание эксперимента Изменения, %

Астенический PWC 170 абс, кг/м/мин 609,48±42,11 587,78±24,09 -3,56

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 12,11±0,75 11,71±0,4 -3,30

ИНПД, усл.ед. 0,51±0,04 0,51±0,02 0,00

Торакальный PWC 170 абс, кг/м/мин 724,42±36,41 690,38±25,13 -4,70

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 13,04±0,67 12,32±0,57 -5,52

ИНПД, усл.ед. 0,57±0,04 0,6±0,03 5,26

Мышечный PWC 170 абс, кг/м/мин 676,58±57,0 780,85±35,65 15,41 *

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 10,67±0,86 12,51±0,66 17,24 *

ИНПД, усл.ед. 0,48±0,04 0,54±0,04 12,5

Дигестивный PWC 170 абс, кг/м/мин 783,66±43,95 814,33±88,84 3,91

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 10,28±1,01 9,67±0,87 -5,93

ИНПД, усл.ед. 0,5±0,06 0,54±0,04 8,00

52

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | МагсГ:

Таблица 3. Динамика показателей физической работоспособности студенток разных типов телосложения под воздействием занятий плаванием

Тип телосложения Показатели Начало эксперимента Окончание эксперимента Изменения, %

Астенический PWC 170 абс, кг/м/мин 627,93±41,36 646,03±19,92 2,88

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 12,24±0,69 13,35±0,49 9,07

ИНПД, усл.ед. 0,55±0,03 0,53±0,07 -3,64

Торакальный PWC 170 абс, кг/м/мин 625,81±21,26 679,67±21,64 8,61 *

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 11,44±0,21 12,28±0,34 7,34 *

ИНПД, усл.ед. 0,57±0,02 0,52±0,03 -8,77

Мышечный PWC 170 абс, кг/м/мин 727,58±21,18 706,6±32,44 -2,88

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 12,16±0,51 11,19±0,58 -7,98

ИНПД, усл.ед. 0,65±0,05 0,56±0,04 -13,85 *

Дигестивный PWC 170 абс, кг/м/мин 832,7±17,49 838,33±39,0 0,68

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 10,37±0,45 11,2±0,65 8,00

ИНПД, усл.ед. 0,57±0,02 0,5±0,09 -12,28

Таблица 4. Динамика показателей физической работоспособности студенток разных типов телосложения под воздействием занятий фитне-сом

Тип телосложения Показатели Начало эксперимента Окончание эксперимента Изменения, %

Астенический PWC 170 абс, кг/м/мин 664,3±42,19 611,83±20,76 -7,90

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 13,49±0,92 12,24±0,51 -9,27

ИНПД, усл.ед. 0,56±0,03 0,53±0,03 -5,36

Торакальный PWC 170 абс, кг/м/мин 624,05±40,87 664,54±19,13 6,49

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 11,24±0,85 11,93±0,31 6,14

ИНПД, усл.ед. 0,6±0,04 0,57±0,04 -5,00

Мышечный PWC 170 абс, кг/м/мин 749,6±63,47 772,68±49,25 3,08

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 11,26±0,7 12,34±0,82 9,59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНПД, усл.ед. 0,62±0,07 0,58±0,04 -6,45

Дигестивный PWC 170 абс, кг/м/мин 726,76±39,81 885,01±62,47 21,77 *

PWC 170 отн, кг/м/мин/кг 9,12±0,91 11,39±0,52 24,89 *

ИНПД, усл.ед. 0,63±0,04 0,55±0,09 -12,70

У студенток астенического и дигестивного типов телосложения выявлена тенденция к повышению физической работоспособности по абсолютным и относительным величинам PWC170. Повышение вышеуказанных показателей соответственно составило 2,88% и 9,07% у представительниц астенического соматотипа и 0,68% и 8,0% у дигестивного типа телосложения.

При изучении влияния плавания на аэробную производительность студентов мышечного типа выявлено недостоверное снижение на 2,88% и 7,98% (по абсолютным и относительным величинам PWC170). Однако при этом имеет место заметное достоверное снижение физиологической стоимости тестируемых физических нагрузок.

В табл. 4 представлена динамика показателей физической работоспособности студенток разных соматотипов под воздействием занятий фитнесом.

Как видно из таблицы 4, достоверный прирост абсолютной и относительной величин PWC170 выявлен у представительниц дигестивного типа телосложения - он составил 21,8% и 24,89% соответственно.

Положительно занятия фитнесом воздействуют на аэробную производительность и физиологическую стоимость стандартных степэргометрических нагрузок у студенток торакального и мышечного соматотипов.

Единственным типом телосложения, негативно отреагировавший на занятия фитнесом, является астенический тип телосложения, у которого обнаружено снижение аэробной производительности по данным абсолютной и относительной величин PWC170. В данном случае эти величины снизились соответственно на 7,9% и 9,27%. Но при этом физиологическая стоимость стандартной физической нагрузки, которая

использовалось в ходе тестирования, снизилась на 5,36, что является позитивным фактом влияния фитнеса на функциональные возможности студенток данной категории.

Выводы. Занятия баскетболом наиболее благоприятно сказались на физической работоспособности девушек астенического и торакального типов телосложения. У студенток мышечного и дигестивного типов телосложения выявлена тенденция к снижению аэробной производительности.

Занятия волейболом благоприятно воздействуют на аэробную производительность студенток мышечного типа телосложения. У девушек других типов телосложения занятия волейболом в основном негативно сказались на их функциональных возможностях.

Выявлено позитивное воздействие занятий плаванием на аэробную производительность студенток торакального типа телосложения. У студенток астенического и дигестив-ного типов телосложения выявлена тенденция к повышению физической работоспособности по абсолютным и относительным величинам PWC170. При изучении влияния плавания на аэробную производительность студентов мышечного типа выявлено недостоверное снижение на 2,88% и 7,98% (по абсолютным и относительным величинам PWC170). Однако при этом имеет место заметное достоверное снижение физиологической стоимости тестируемых физических нагрузок.

В результате занятий фитнесом достоверный прирост абсолютной и относительной величин PWC170 выявлен у представительниц дигестивного типа телосложения. Положительно занятия фитнесом воздействуют на аэробную производительность и физиологическую стоимость стандартных степэрго-метрических нагрузок у студенток торакального и мышечного соматотипов. Единственным типом телосложения, негативно

№3 • 2023 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

отреагировавшим на занятия фитнесом, является астенический тип телосложения, у которого обнаружено снижение аэробной производительности по данным абсолютной и относительной величин PWC170.

Использованная литература

1. Голомолзина В. П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В. П. Голомолзина, С. П. Левушкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 24-28. - EDN JHMKVP.

2. Котова Г.В. Степ-аэробика как одно из эффективных средств повышения выносливости и физической работоспособности студенток / Г.В. Котова, В.Д. Прошляков, Е.А. Левина // Физическая культура и спорт в xXl веке: матер. межрегиональной науч.-практ. конф., Рязань, 25 марта 2020 года / Под редакцией В.М. Ерикова, С.Б. Петрыгина. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2020. - С. 62-64. - EDN BMXDIW.

3. Лойко Т.В. Влияние аэробных физических нагрузок на гемодина-мическое состояние, вегетативную регуляцию сердечной деятельности и физическую работоспособность студенток-спортсменок / Т.В. Лойко, Н.В. Жилко // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. - 2018. - № 21. -С. 203-210. - EDN YNWEJF.

4. Фролов Е.В. Влияние дополнительных внетренировочных средств на общую и специальную работоспособность девушек-студенток, занимающихся баскетболом / Е.В. Фролов, Н.Н. Сентябрев, А.Н. Потапов, А.Е. Хрищатый // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 428. - EDN XIBLDN.

References

Golomolzina V.P., Levushkin S.P. Vliyaniye nagruzok razlichnoy napravlennosti na fizicheskoye sostoyaniye i zabolevayemost studen-tok spetsialnoy meditsinskoy gruppy [Influence of loads of various directions on the physical condition and morbidity of female students of a special medical group]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2008. No. 6 (40). pp. 24-28. EDN JHMKVP.

Kotova G.V., Proshlyakov V.D., Levina E.A. Step-aerobika kak odno iz effektivnykh sredstv povysheniya vynoslivosti i fizicheskoy raboto-sposobnosti studentok [Step aerobics as one of the effective means of increasing the endurance and physical performance of female students]. Fizicheskaya kultura i sport v XXI veke [Physical culture and sport in the XXI century]. Proceedings interregional scientific-practical conference, Ryazan, March 25, 2020. Erikova V.M., Petrygin S.B. [ed.]. Ryazan: Ryazanskiy gosudarstvennyy universitet imeni S.A. Yesenina publ., 2020. pp. 62-64. EDN BMXDIW.

Loiko T.V., Zhilko N.V. Vliyaniye aerobnykh fizicheskikh nagruzok na ge-modinamicheskoye sostoyaniye, vegetativnuyu regulyatsiyu serdechnoy deyatelnosti i fizicheskuyu rabotosposobnost studentok-sportsmenok [The influence of aerobic physical activity on the hemodynamic state, autonomic regulation of cardiac activity and physical performance of student-athletes]. Uchenyye zapiski Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta fiziches-koy kultury. 2018. No. 21. pp. 203-210. EDN YNWEJF. Frolov E.V., Sentyabrev N.N., Potapov A.N., Khrishchaty A.E. Vliyaniye dopolnitelnykh vnetrenirovochnykh sredstv na obshchuyu i spetsialnuyu rabotosposobnost devushek-studentok, zanimayushchikhsya basketbo-lom [Influence of additional non-training means on the general and special performance of female students involved in basketball]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. No. 6. p. 428. EDN XIBLDN.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

СООТНОШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Кандидат философских наук, доцент П.Г. Воронцов1

1Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

УДК/ШС 796.011.1

Ключевые слова: профессионально-нравственная культура, физическая культура.

Введение. Проблема соотношения духовного и телесного в человеке, известная еще с древнейших времен, до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном проблема носит философский аспект, но вектор ее переосмысления все же был направлен в область современной педагогики, который можно определить как соотношение профессионально-нравственной и физической культуры студентов различных специальностей, включая профессию будущего врача. Физическая культура способна в будущих врачах воспитывать не только профессионально-значимые физические качества личности, но и профессионально-нравственные, что делает ее универсальным социально-педагогическим феноменом современной студенческой жизни [1].

Цель исследования - обосновать прикладную направленность теории и методики преподавания физической культуры в современных медицинских вузах с акцентом на формирование профессионально-нравственных качеств будущего врача.

Методика и организация исследования. Научные разработки выполнялись в период с 2013 по 2022 г. В процессе комплексного анализа осуществлялось изучение специальной литературы, проводилось обсуждение и обобщение педагогического опыта на заседаниях учебно-методической комиссии по физической культуре и спорту при Министерстве здравоохранения РФ.

Результаты исследования и их обсуждение. Гуманистическая направленность профессиональной подготовки врача переориентирует теорию и методику преподавания физической культуры на формирование профессионально-нравственных качеств будущего специалиста. Обоснованием этому является то, что физическая культура обладает мощным

RATIO OF PROFESSIONAL-MORAL AND PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

PhD, Associate Professor P.G. Vorontsov1 1Altay State Medical University, Barnaul

Поступила в редакцию 20.01.2023 г.

духовно-нравственным потенциалом, что делает ее ведущей в подготовке будущего врача, но современные подходы не всегда отражают главные принципы воспитания личности и зачастую носят только эгоцентрический характер. Процесс физического воспитания должен носить профессионально-прикладной характер, в противном случае идея формирования гармоничной личности потеряет смысл.

Профессионально-нравственной культуре, как компоненту клинического мышления и практических навыков будущего врача (особенно по хирургическим специальностям), нельзя научиться самостоятельно, для этого необходим педагогический принцип преемственности. Поэтому замена контактной работы на самостоятельную может привести к некачественной подготовке будущего врача, связанной с его профессионально-нравственной, практической и физической культурой.

Вывод. Понятия профессионально-нравственная культура и физическая культура между собой взаимосвязаны. Уровень профессионально-нравственной культуры будущего врача во многом зависит от вузовской системы образования. На социально-гуманитарных, естественно-научных, теоретических профильных, клинических кафедрах и кафедрах физической культуры и спорта в медицинских вузах России необходим целостный педагогический подход к формированию личности будущего врача. Физическая культура в медицинских вузах России должна быть прикладной, так как связана с профессиональными заболеваниями, профессиональной деятельностью и профессиональной этикой будущего врача.

Литература

1. Воронцов П.Г. Формирование профессионально-нравственных качеств личности будущего врача: теоретико-методологический подход в педагогике высшей школы: монография / П.Г. Воронцов. -Барнаул: Изд-во ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 2021. - 220 с.

Информация для связи с автором: sport-altai@mail.ru

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.