Научная статья на тему 'Внедрение технологии бережливые инновации в деятельность организации − инструмент формирования повышения качества и конкурентоспособности'

Внедрение технологии бережливые инновации в деятельность организации − инструмент формирования повышения качества и конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бережливые инновации / конкурентоспособность / менеджмент качества / продукция / ресурсосбережение / услуги. / lean innovations / competitiveness / quality management / products / resource saving / services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. А. Мирошниченко, К. А. Кузнецова, В. А. Овчарук

В статье аргументировано, что бережливые инновации можно представить: как определенный метод, инструмент производственной, инновационной и иной деятельности организации, при котором обеспечивается выпуск современной продукции, предоставление качественных услуг в различных сферах деятельности, ориентированный на круг потребителей с невысоким доходом, но способствующий повышению конкурентоспособности организации. Установлено, что критерием качества продукта или услуги не может являться только результат без учета самого процесса его достижения. Качество продукта или услуги подразумевает качество всего процесса производства, оказания и условий потребления и определяется комплексом критериев. Достижение высокого качества продукции или услуги возможно при организации деятельности компании в соответствии с принципами бережливых инноваций. В основе концепции бережливых инноваций лежит философия непрерывного совершенствования качества, подразумевающая бесконечность этого процесса. Важная особенность системы бережливых инноваций заключается в приоритете коллективных форм решения проблем и достижения целей организации. Организованная в соответствии с принципами бережливых инноваций деятельность компании должна предполагать непрерывное повышение компетентности персонала и процессный подход к управлению качеством продукции или услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М. А. Мирошниченко, К. А. Кузнецова, В. А. Овчарук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY LEAN INNOVATION IN ORGANIZATION ACTIVITIES − TOOL FOR FORMING QUALITY IMPROVEMENT AND COMPETITIVENESS

The article argues that lean innovations can be represented: as a specific method, an instrument of production, innovation and other activities of the organization, which ensures the production of modern products, the provision of high-quality services in various fields of activity, focused on a circle of low-income consumers, but contributing to increased competitiveness organization. It was established that the criterion for the quality of a product or service cannot be only the result without taking into account the process of its achievement. The quality of a product or service implies the quality of the entire production process, provision and conditions of consumption and is determined by a set of criteria. Achieving high quality products or services is possible with the organization of the company in accordance with the principles of lean innovation. The concept of lean innovation is based on a philosophy of continuous quality improvement, which implies the infinity of this process. An important feature of the lean innovation system is the priority of collective forms of solving problems and achieving organizational goals. Organized in accordance with the principles of lean innovations, the company’s activities should include continuous improvement of staff competence and a process approach to managing the quality of products or services.

Текст научной работы на тему «Внедрение технологии бережливые инновации в деятельность организации − инструмент формирования повышения качества и конкурентоспособности»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10097

М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, marina_kgu@mail.ru,

M.A. Miroshnichenko - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Ph.D. N., Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar;

К.А. Кузнецова - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, kuznecsova.ksenia1998@mail.ru,

K.A. Kuznetsova - student of the Kuban State University, Krasnodar;

В.А. Овчарук - магистрант Кубанского государственного университета, г. Краснодар, kurilova.viktoria@gmail.com,

V.A. Ovcharuk - graduate student of the Kuban State University, Krasnodar.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВЫЕ ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY LEAN INNOVATION IN ORGANIZATION ACTIVITIES - TOOL FOR FORMING QUALITY IMPROVEMENT AND COMPETITIVENESS

Аннотация. В статье аргументировано, что бережливые инновации можно представить: как определенный метод, инструмент производственной, инновационной и иной деятельности организации, при котором обеспечивается выпуск современной продукции, предоставление качественных услуг в различных сферах деятельности, ориентированный на круг потребителей с невысоким доходом, но способствующий повышению конкурентоспособности организации. Установлено, что критерием качества продукта или услуги не может являться только результат без учета самого процесса его достижения. Качество продукта или услуги подразумевает качество всего процесса производства, оказания и условий потребления и определяется комплексом критериев. Достижение высокого качества продукции или услуги возможно при организации деятельности компании в соответствии с принципами бережливых инноваций. В основе концепции бережливых инноваций лежит философия непрерывного совершенствования качества, подразумевающая бесконечность этого процесса. Важная особенность системы бережливых инноваций заключается в приоритете коллективных форм решения проблем и достижения целей организации. Организованная в соответствии с принципами бережливых инноваций деятельность компании должна предполагать непрерывное повышение компетентности персонала и процессный подход к управлению качеством продукции или услуг.

Annotation. The article argues that lean innovations can be represented: as a specific method, an instrument of production, innovation and other activities of the organization, which ensures the production of modern products, the provision of high-quality services in various fields of activity, focused on a circle of low-income consumers, but contributing to increased competitiveness organization. It was established that the criterion for the quality of a product or service cannot be only the result without taking into account the process of its achievement. The quality of a product or service implies the quality of the entire production process, provision and conditions of consumption and is determined by a set of criteria. Achieving high quality products or services is possible with the organization of the company in accordance with the principles of lean innovation. The concept of lean innovation is based on a philosophy of continuous quality improvement, which implies the infinity of this process. An important feature of the lean innovation system is the priority of collective forms of solving problems and achieving organizational goals. Organized in accordance with the principles of lean innovations, the company's activities should include continuous improvement of staff competence and a process approach to managing the quality of products or services.

Ключевые слова: бережливые инновации, конкурентоспособность, менеджмент качества, продукция, ресурсосбережение, услуги.

Keywords: lean innovations, competitiveness, quality management, products, resource saving, services.

Введение.

В связи с постоянным и непрерывным развитием общества повышаются и общественные требования, от соблюдения которых зависит качество менеджмента и конкурентоспособность организаций, производящих соответствующую продукцию или услуги. На сегодняшний день различные компании, организации стараются минимизировать всевозможные затраты, потери, а также перейти на режим ресурсосбережения. Но как при таких условиях сохранить высокий спрос на услуги и товары, предоставляемые той или иной организацией, если клиенты могут быть одновременно требовательными и экономными. Как поступить организации, если клиенты не готовы платить за высокое качество, которое они требуют? А как же быть с объективными факторами, влияющими на использование продуктов и услуг «премиум-класса»?

Необходимо задуматься о той части населения, которая не имеет возможности приобрести качественные вещи за высокие цены, а максимально снижать цену в ущерб качеству и набору характеристик не является

благоприятным выходом из сложившейся ситуации для компании. Для решения всех этих проблем многие организации прибегают к внедрению бережливых инноваций.

1. Бережливые инновации - инструмент повышения качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги

Бережливые инновации можно представить, как определенный метод, инструмент производственной, инновационной и иной деятельности организации, при котором обеспечивается выпуск современной продукции, предоставление качественных услуг в различных сферах деятельности, ориентированный на круг потребителей с невысоким доходом, но способствующий повышению конкурентоспособности организации [7].

В своей книге Джайдип Прабху и Нави Раджу «Бережливые инновации. Технологии умных затрат» указывают на то, что нужно «научиться делать больше и лучше с меньшими затратами». То есть авторы призывают организации и компании, предоставляющие или создающие различные услуги и продукты, «делать высококачественные товары быстро, дешево и в достаточном количестве для малообеспеченного населения» [1].

То есть суть бережливых инноваций заключается в создании новой бизнес-модели, инструмента, позволяющего без потери качества сократить расходы на создание доступной для всех слоев общества продукции или услуг достаточно высокого качества [8].

Основополагающими принципами бережливых инноваций и самого бережливого производства являются: [5]

- акцентирование внимания организаций, компаний на ценность потребительской продукции;

- минимизация всевозможных затрат (финансовых, временных, материальных, человеческих ресурсов и других);

- разработка различных инновационных технологий, позволяющих осуществлять производство в режиме ресурсосбережения [2];

- поддержка тесной связи сотрудников организаций и потребителей для изучения их потребностей;

- создаваемая продукция и предоставляемые услуги должны быть функциональными, доступными, удобными, полезными и т.п. [9].

Для внедрения или совершенствования бережливого производства необходимо задействовать всех сотрудников в организации, структур компании различных уровней и максимально ориентироваться на потребности клиента. Ведь коллектив организации, сплоченный, вдохновленный, объединенный одной целью, внедряемый бережливые инновации достигает невероятных высот [3].

Не только сотрудники выступают в качестве субъектов инновационной деятельности по внедрению, использованию в процесс функционирования предприятий бережливый инноваций, но и сами разработчики инновационных технологий, ответственные за их создание, выступают в такой же роли [8].

Интересен тот факт, что многие зарубежные специалисты считают, что заграничные методики внедрения бережливых инноваций не работают в России и всему виной является менталитет. Не изменив менталитет персонала, невозможно повысить эффективность российских предприятий. Действительно, россияне в большинстве своем не всегда дисциплинированы, исполнительны, трудятся спустя рукава [6]. Наш менталитет -противодействует бережливому производству в России.

Что касается инструментов и методов, применяемых в деятельности организации при внедрении и использовании бережливых инноваций, они разнообразны в зависимости от внедрения бережливого производства, который можно представить в виде рисунка 1.

Планирование внедрения бережливых инноваций

Процесс внедрения бережливых инноваций

Анализ результатов внедрения бережливых инноваций

I

Рисунок 1 - Схема процесса внедрения бережливых инноваций.

Этап планирования и внедрения бережливых инноваций включает в себя анализ имеющихся:

- маркетинговой стратегии;

- потребительского рынка;

- затрат на производство продукта или услуги;

- ресурсное и финансовое обеспечение и др.

Также в дело вступает анализ предлагаемых инновационных разработок для введения бережливого производства либо непосредственное создание таких инновационных технологий. Также на данной стадии изучаются тонкости введения бережливого производства, то есть необходимость обучения персонала, замена тех-

нологии изготовления продукта или предоставления услуги, финансовые затраты и другие моменты. Еще необходим прогноз и мониторинг возможных последствий внедрения бережливого производства и сокращения издержек производства. Впоследствии составляется план по внедрению бизнес-модели бережливых инноваций.

Следующий этап заключается в самом процессе внедрения бережливых инноваций, по средствам реализации в производстве предложенных современных высокотехнологических, а самое главное, ресурсосберегающих технологий [8]. Данный этап заключается, в основном, в практическом внедрении бережливых инноваций и выявлении уже на месте производства определенных недостатков или недоработок, и корректировка бизнес-процессов.

Для увеличения качества продукции важно разрабатывать и поддерживать политику организации в сфере экологии и природопользования. Устойчивое развитие организации в соответствии с принципами экологического менеджмента и бережливого производства достигается за счет построения комплексной экологической политики и проведения контроля над полученными результатами деятельности. К экологически устойчивым относятся компании, которые прикладывают больше всего усилий для минимизации негативного воздействия производства и организации сервисных услуг на состояние окружающей среды, общества и экономики. Справедливо при этом заметить, что внедрение систем экологического менеджмента непременно должно сопровождаться точным измерением ущерба и оценки влияющих на экологию факторов [4].

Анализ результатов внедрения бережливых инноваций является важным этапом, ведь именно здесь подводятся итоги проведенной работы, выявляется совокупность недостатков, неточностей для их последующего решения. Также изучаем спрос на производимый товар или услугу для дальнейшего совершенствования. И на этом процесс внедрения бережливых инновационных технологий не заканчивается, снова возвращаемся на первый этап планирования, но уже с определенным багажом познаний в этой сфере, для устранения возникших проблем, недочетов и совершенствования процесса. Предприятия могут проходить этот процесс несколько кругов для достижения поставленной цели. При этом не стоит забывать о том, что целью бережливых инноваций является предоставление современных услуг, обеспечение качественной и нужной продукцией в различных сферах. Но самое главное - ориентированной на потребителей, а именно на людей с невысоким доходом, которым необходим качественный продукт или услуга по приемлемым ценам.

2. Формирование повышения качества и конкурентоспособности организации

Экономическая категория качество неразрывно связана с ключевыми показателями деятельности организации, такими как эффективность, спрос на услуги, качество услуг, захваченная доля рынка, качество менеджмента и др. При всей разности подходов к определению понятия конкурентоспособности можно отметить, что фактически она означает способность организации выдерживать потенциальную и реальную конкуренцию. Это один из важнейших интегральных показателей, используемых для анализа эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Так Л.М. Калашникова указывает, что конкурентоспособность - это «комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, на уровне системы товародвижения и сервиса, имиджем организации».

Состояние конкурентоспособности организации, как результат эффективной реализации конкурентных преимуществ, может характеризоваться следующими признаками:

- клиенты удовлетворены качеством и ценой продукции и оказанных услуг и готовы вновь обращаться к данной организации,

- сотрудники организации, имеющие высокий и постоянно повышаемый уровень профессионализма, удовлетворены условиями труда, размером заработной платы, мотивированы на достижение высоких персональных результатов и дорожат своим рабочим местом, а посторонним специалистам работа в данной организации кажется привлекательной,

- со стороны физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм отсутствуют претензии к компании либо их объем невелик,

- владельцы и руководство компании удовлетворены результатами деятельности и размером прибыли, соответствующим запланированным показателям или их превосходящим.

К основным факторам внутренней среды организации, влияющим на конкурентоспособность относятся: компетентность и профессионализм персонала, качество менеджмента, качество и спектр производимой продукции или оказываемых услуг, уровень сервиса, корпоративная культура, имидж, система связей с общественностью и реклама.

Полагаем, что к числу основных факторов, способствующих формированию конкурентных преимуществ организации, относятся следующие: компетентность сотрудников, качество и цена услуги, качество обслуживания (сервиса), ассортимент услуг, корпоративная культура, имидж (таблица 1).

Из таблицы 1 следует, что представленные факторы взаимосвязаны, а в результате эффективного управления ими организация способна добиться синергетического эффекта в области формирования конкурентоспособности.

Целью анализа данных факторов при планировании мероприятий по формированию конкурентоспособности является выявление сильных и слабых сторон как в самой компании, так и в компаниях - конкурентах. С учетом полученной информации возможно создать конкурентную стратегию, реализация которой позволит избежать острых форм конкуренции, а также эффективно использовать сильные стороны компании и слабые стороны конкурентов.

Анализ факторов формирования конкурентных преимуществ и специфики деятельности компании позволяет сделать вывод о том, что наибольшее значение среди указанных факторов имеют качество оказываемых услуг и уровень компетентности персонала. Указанные факторы тесно взаимосвязаны.

Таблица 1 - Факторы конкурентных преимуществ компании

Фактор Значение фактора

Компетентность сотрудников - отражается на качестве услуг компании, - отражается на качестве обслуживания, - формирует имидж компании, - влияет на гибкость компании и способность к расширению или изменению ассортимента услуг, - сказывается на эффективности труда

Качество услуг и сервиса - влияет на степень удовлетворения фирмой потребительского спроса на услуги, - формирует потребительскую привлекательность услуг, - формирует имидж компании, - обосновывает ценообразование на услуги

Цена услуг - влияет на размер прибыли компании, - формирует потребительскую привлекательность услуг, - формирует имидж компании

Уровень корпоративной культуры - сказывается на эффективности труда, - формирует имидж компании, - влияет на качество услуг и обслуживания

Имидж фирмы - формирует у потребителей представление о компании и ее услугах, - формирует интерес к услугам компании, - отражает эффективность рекламных мероприятий

Заключение.

Таким образом, исследовав теоретические положения внедрения модели бережливые инновации в деятельность организации, как инструмент формирования повышения качества продукции или услуг и конкурентоспособности компании можно сформулировать следующие выводы:

1) Конкурентоспособность компании - это комплексная социально-экономическая характеристика компании, отражающая степень удовлетворения ею спроса на производимую продукцию или предоставляемые услуги в целевом сегменте рынка по сравнению с аналогичными субъектами, достигнутого путем реализации конкурентных преимуществ при соблюдении норм законодательства и деловой этики.

2) Конкурентное преимущество компании - это обусловленное влиянием внутренних и внешних факторов превосходство над конкурентами, являющееся основой для формирования конкурентоспособности компании, а в результате - ее жизнеспособности и эффективного функционирования в конкурентной среде. Количеством и качеством конкурентных преимуществ в конечном итоге определяется степень конкурентоспособности организации.

3) К числу основных факторов, способствующих формированию конкурентных преимуществ компании, относятся следующие: компетентность сотрудников, качество и цена услуги, качество обслуживания (сервиса), ассортимент услуг, корпоративная культура, имидж. Наибольшее значение среди указанных факторов имеют качество оказываемых услуг и уровень компетентности персонала, которые тесно взаимосвязаны.

4) Установлено, что критерием качества продукта или услуги не может являться только результат без учета самого процесса его достижения. Качество продукта или услуги подразумевает качество всего процесса производства, оказания и условий потребления и определяется комплексом критериев. Достижение высокого качества продукции или услуги возможно при организации деятельности компании в соответствии с принципами бережливых инноваций. В основе концепции бережливых инноваций лежит философия непрерывного совершенствования качества, подразумевающая бесконечность этого процесса (улучшению нет предела). Важная особенность системы бережливых инноваций заключается в приоритете коллективных форм решения проблем и достижения целей организации. Организованная в соответствии с принципами бережливых инноваций деятельность компании должна предполагать непрерывное повышение компетентности персонала и процессный подход к управлению качеством продукции или услуг.

5) Доказана целесообразность, полезность внедрения бережливых инноваций в российские организации. Это позволит ориентироваться на большой круг потребителей, увеличить спрос на производимый продукт

или предоставляемую услугу, затрачивать наименьшее количество ресурсов, что может оказать благоприятное влияние на различные сферы общества, в том числе и на экологию.

Источники:

1. Джайдип Прабху, Нави Раджу. Бережливые инновации. Технологии умных затрат. - М.: Олимп-Бизнес, - 2018.

- 480 с.

2. Мирошниченко М.А., Егоров Р.А. Фундаментальная основа для стратегического развития и управления изменениями, зарубежный опыт внедрения бережливых инноваций // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 33(4). - С. 168-174.

3. Мирошниченко М.А., Ковтун А.В., Кузнецова К.А. Менеджмент качества и управление человеческим капиталом на основе бережливых инноваций // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 142-147.

4. Мирошниченко М.А., Кузнецова К.А., Шиянова А.А. Документационное обеспечение бережливого производства в рамках повышения качества в условиях цифровой экономики. // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 28(5). - С. 258- 266.

5. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Исламова Г.И. Основополагающие принципы бережливых инноваций / Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №4 (30). - С. 131-137.

6. Ратнер С.В. Применение концепции бережливого производства при разработке продуктовых инноваций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - №2(44). - С. 59-63.

7. Тюмина Д.С. Построение и реализация бизнес-модели бережливых инноваций: автореф. дис ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург. - 2019. - 21 с.

8. Тюмина Д.С. Бизнес-модель бережливых инноваций как инструмент повышения инновационной активности российских предприятий // Креативная экономика. - 2019. Том 13. - №2. - С. 311-318.

9. Фукс Ханс Йоахим, Бажова Е. «Бережливые» инновации: от качества «премиум класса» к «достаточно хорошему» // Инновации. - 2015. -№ 9(203). - С. 128-131.

Sources:

1. Dzhajdip Prabhu, Navi Radzhu. Berezhlivye innovacii. Tekhnologii umnyh zatrat. - M.: Olimp-Biznes, - 2018. - 480 s.

2. Miroshnichenko M.A., Egorov R.A. Fundamental'naya osnova dlya strategicheskogo razvitiya i upravleniya izmeneni-yami, zarubezhnyj opyt vnedreniya berezhlivyh innovacij // Vestnik Akademii znanij. - 2019. - № 33(4). - S. 168-174.

3. Miroshnichenko M.A., Kovtun A.V., Kuznecova K.A. Menedzhment kachestva i upravlenie chelovecheskim kapitalom na osnove berezhlivyh innovacij // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2019. - № 26(4). - S. 142-147.

4. Miroshnichenko M.A., Kuznecova K.A., SHiyanova A.A. Dokumentacionnoe obespechenie berezhlivogo proizvodstva v ramkah povysheniya kachestva v usloviyah cifrovoj ekonomiki. // Vestnik Akademii znanij. - 2018. - № 28(5). - S. 258- 266.

5. Sineva N.L., YAshkova E.V., Islamova G.I. Osnovopolagayushchie principy berezhlivyh innovacij / Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. - 2018.

- №4 (30). - S. 131-137.

6. Ratner S.V. Primenenie koncepcii berezhlivogo proizvodstva pri razrabotke produktovyh innovacij // Finansovaya anali-tika: problemy i resheniya. - 2011. - №2(44). - S. 59-63.

7. Tyumina D.S. Postroenie i realizaciya biznes-modeli berezhlivyh innovacij: avtoref. dis ... kand. ekon. nauk. Sankt-Peterburg. - 2019. - 21 s.

8. Tyumina D.S. Biznes-model' berezhlivyh innovacij kak instrument povysheniya innovacionnoj aktivnosti rossijskih predpriyatij // Kreativnaya ekonomika. - 2019. Tom 13. - №2. - S. 311-318.

9. Fuks Hans Joahim, Bazhova E. «Berezhlivye» innovacii: ot kachestva «premium klassa» k «dostatochno horoshemu» // Innovacii. - 2015. -№ 9(203). - S. 128-131.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10098

А.А. Михайлов - доцент кафедры «Управление персоналом», к.соц.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), adrian7@list.ru,

A.A. Mikhaylov - Associate Professor of Department «Human Resource Management», Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ FEATURES OF LABOUR MOTIVATION OF IT-SPECIALISTS

Аннотация. Статья посвящена особенностям мотивации ИТ-специалистов. Рассматриваются общие принципы мотивации труда, особенности российского рынка ИТ-услуг, проблемы и специфика построения системы мотивации труда ИТ-специалистов. Отмечается, что сложности построения системы мотивации труда ИТ-специалистов, в первую очередь, связаны со спецификой ИТ -деятельности, которая зачастую имеет творческий аспект. Делается вывод о том, что система мотивации ИТ-специалистов должна предполагать: возможность поддержки высокого уровня творческого потенциала, снижение риска демотивации и выгорания сотрудников, возможность признания профессиональных заслуг, а также возможность не только карьерного, но и горизонтального профессионального роста.

Annotation. The article deals with the features of motivation of IT specialists. The general principles of labour motivation, the features of the Russian IT services market, the problems and the specifics of building a system of labor motivation for IT specialists are considered. It is pointed out that the difficulties of constructing a system of motivation for the work of IT specialists are primarily associated with the specifics of IT activities, which often have a creative

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.