6. Мурылев Н.А. Управление конфликтами в организациях приморского края России: проблемы и перспективы // Экономика и управление в 21 веке. - 2019. - с. 188-189.
7. Сивякова Е.А. Современные методы управления конфликтами в организациях // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №49-3. - с.98-102.
Sources:
1. Andrienko I.M. The concept of conflict management, its goals, objectives and strategies // Russian Science in the Modern World. - 2019 .-- pp. 99-100.
2. Gordeeva M.A. Conflict management in modern organizations // Student. - 2019 .-- No. 30-1. - from. 63-65.
3. Kazimir A.N. Modern trends and methods of conflict management in enterprises // Actual problems of the development of socio-economic systems. - 2019 .-- p.226-230.
4. Lepa R.N. Management conflicts in the modern enterprise management system // Scientific and technical aspects of the development of the motor transport complex. - 2019 .-- p. 359-363.
5. Murtazalieva M.M. Fundamentals of conflict management in the organization // Science among us. - 2019. - No. 3. - p.
164-168.
6. Murylev N.A. Conflict management in organizations of the coastal region of Russia: problems and prospects // Economics and Management in the 21st Century. - 2019 .-- p. 188-189.
7. Sivyakova E.A. Modern methods of conflict management in organizations // Trends in the development of science and education. - 2019. - No. 49-3. - p. 98-102.
М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
M.A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;
А.В. Ковтун - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
A.V. Kovtun - student of the Kuban state University, Krasnodar;
К.А. Кузнецова - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар, [email protected],
K.A. Kuznetsova - student of the Kuban state University, Krasnodar.
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ НА ОСНОВЕ
БЕРЕЖЛИВЫХ ИННОВАЦИЙ QUALITY MANAGEMENT AND HUMAN CAPITAL MANAGEMENT THROUGH LEAN INNOVATION
Аннотация. В статье аргументировано, что современные тенденции в области менеджмента качества -это, прежде всего, производство продукции высокого качества с максимальным удовлетворением потребностей целевой аудитории при минимизации затрат и сокращении различных видов потерь. Эти принципы входят в структуру концепции бережливых инноваций. И предприятия, стремящиеся позиционировать себя как развитые и конкурентоспособные компании, осознают целесообразность внедрения технологии бережливости в свою деятельность. Доказано, что качество внутренних процессов в компании и соответственно качество производимого продукта или услуги напрямую зависит от квалификации и ответственности людей, работающих в этой компании. В целом, восприятию человеческого капитала организации, как важному элементу, уделяется недостаточное внимание, особенно при внедрении концепции бережливого производства. Человеческий капитал является важным аспектом в построении эффективного производства, так как его потенциал может расти и, благодаря ему, повышается конкурентоспособность организации. Актуальность данной проблеме придает еще и то, что возрастает осознание важности рабочего персонала в структуре повышения качества и неминуемый уход опытного персонала на пенсию. В связи с этим, при внедрении бережливых инноваций в компанию необходимо обратить внимание на первостепенную роль управления человеческими ресурсами.
Annotation. The article argues that modern trends in the field of quality management are, first of all, the production of high quality products with maximum satisfaction of the needs of the target audience while minimizing costs and reducing various types of losses. These principles are part of the lean innovation framework. And the enterprises aspiring to position themselves as the developed and competitive companies, realize expediency of introduction of technology of thrift in the activity. It is proved that the quality of internal processes in the company and, accordingly, the quality of the product or service directly depends on the qualification and responsibility of the people working in this company. In General, the perception of the human capital of the organization as an important element is given insufficient attention, especially when implementing the concept of lean production. Human capital is an important aspect in building efficient production, as its potential can grow and, thanks to it, increases the competitiveness of the organization. The urgency of this problem is also given by the fact that the awareness of the importance of working personnel in the structure of quality improvement and the imminent retirement of experienced personnel increases. In this regard, when implementing lean innovations in the company, it is necessary to pay attention to the primary role of human resource management.
Ключевые слова: бережливые инновации, конкурентоспособность, менеджмент качества, минимизация затрат, прибыль, человеческий капитал.
Keywords: lean innovations, competitiveness, quality management, cost minimization, profit, human capital
Качество менеджмента и конкурентоспособность компании напрямую зависят от того, насколько ее деятельность отвечает современным требованиям общества. Любая организация в стремлении к извлечению максимальной прибыли от своей деятельности должна, прежде всего, уделять внимание повышению качества внутренних процессов, а также сертификации своей продукции согласно менеджменту качества. В связи с тем, что в последнее время широкое развитие получило бережливое производство и управление, основанное на экологических и социальных принципах, компании стремятся внедрять концепцию устойчивого развития, ресурсосбережения, экологичности. Но не последнюю роль играет стремление любой компании к минимизации затрат и потерь, сохраняя высокий спрос на товары или услуги.
Для снижения различных видов потерь и перехода к технологиям ресурсосбережения активно внедряются стандарты системы менеджмента качества. В новой редакции стандарта ISO 9001 «Система менеджмента качества. Требования» 2015 года ответственность за результативность СМК отводится руководителю-лидеру, также акцент делается на формирование корпоративной культуры и идентичности организации, то есть на создание атмосферы доверия и поддержку командной работы [7].
Таким образом, в структуре бережливых инноваций помимо активного взаимодействия с клиентами и производства продукции соответствующего качества не последнюю роль занимает и управление человеческим капиталом организации.
М. Нортон утверждает, что вложение собственного времени, труда средств в продукты и их производителей позитивно влияет на субъективную оценку качества, полезности и ценности продуктов. Поэтому, каждый сотрудник компании должен стремиться к максимальной результативности своих действий. Согласно данному принципу необходима эффективная обратная связь с потенциальными покупателями, которые могут оценить качество продукции, предложить идеи для усовершенствования, и компания должна учитывать их требования. Так наиболее активные и продуктивные потребители помогают компаниям находить новые идеи, оценивать их перспективность, воплощать их в продукты и услуги и продвигать их на рынок быстрее, лучше и дешевле рекламных агентств.
Основополагающие условия успешного внедрения бережливых инноваций:
- обучение и подготовка сотрудников организации к новым требованиям;
- включение принципов бережливых инноваций в стратегические и тактические цели предприятия;
- получение информации и новых идей посредством проведения бенчмаркинга.
Ориентация на создания всех перечисленных условий способствует улучшению процессов в корпоративной культуре компании. Здесь также на первый план выдвигается человеческий капитал, как фундамент для внедрения всех необходимых процессов, которые способствуют успешному внедрению бережливых инноваций.
Стратегия перехода компании на технологию бережливости — это инновационная стратегия, прогрессивность которой заключается в достижении высоких значений таких показателей, как производительность труда, выработка, общая эффективность оборудования наряду со снижением: времени выполнения заказа, дефектности, трудоемкости, в результате чего повышается качества выпускаемой продукции
[5].
Современным важным методом при внедрении технологий бережливости является метод Кайдзен — непрерывное совершенствование [2].
Бережливые инновации можно рассматривать через призму модели Agil, в основу которой входят методы Scrum, Канбан и бережливость в разработках. Важно, чтобы система отвечала четырем основным функциональным требованиям, к которым относят адаптацию, целедостижение, интеграцию и удержание результата [6].
Следовательно, бережливые инновации рассматривается как инновационное решение, обладающее высокой полезностью и создающее большую коммерческую и социальную ценность для компании, снижая ресурсоемкость, энергоемкость, капиталоемкость и время производственного процесса, при этом сохраняя качество продукции. Именно поэтому бережливые инновации являются ключом для разработки современной стратегии развития бизнеса, где на первый план выходит минимизация затрат при максимальном удовлетворении потребностей клиентов и сохраняя образ предприятия, производящего качественную продукцию.
Однако, наиболее актуальная проблема современных компаний — не полностью используется человеческий потенциал. Каждый человек обладает набором знаний, множеством полезных и перспективных идей [5].
Важно, чтобы предприятия осознавали тот факт, что при максимальном исключении любого вида издержек необходимым пунктом является грамотное управление человеческим капиталом компании.
Известно, что бережливые инновации за последние несколько лет принесли успехи таким организациям как Toyota и Pella, так как они внедрили и развивают принципы бережливого производства, что поспособствовало повышению дохода в 2 - 3 раза при наименьших затратах. При этом они наибольшее внимание уделяли роли человеческого капитала в процессе внедрения инноваций, основанных на технологии бережливости в компанию.
В концепцию бережливого производства сегодня включены механизмы управления знаниями, за данную область деятельности в основном отвечает руководство организации. Важной ценностью любой современной организации является организационное обучение и передача знаний среди сотрудников.
Организационное обучение - это деятельность, являющаяся немаловажным механизмом работы любой организации. Однако, в данный вид должны быть включены все усилия сотрудников, начиная с высшего руководства, заканчивая сотрудниками, которые будут отвечать за эту деятельность, то есть исполнители. Следовательно, чтобы в организации была поставлена эффективная работа персонала, необходимо определить четкие логические следствия процессов, которые заключаются в виде стандартов, правил, процедур, технологий, концепций, также объединены стратегической целью и корпоративной культурой [3].
В процессе внедрения бережливого производства компании руководствуются общими правилами отношения к персоналу, как к человеческому капиталу, представленными на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общие правила отношения к персоналу, как к человеческому капиталу
Бережливое производство очень противоречиво, с одной стороны, внедряя эту модель, организации столкнулись с рядом проблем, но с другой стороны были и преимущества, дающие факторы успеха. В таблице 1 представлены как преимущества, так и недостатки, при внедрении концепции бережливого производства.
Таблица 1 - Недостатки и преимущества при внедрении концепции бережливого производства
Недостатки Преимущества
1) Бережливое производство малоэффективно в тех организациях, где отсутствует организационная модель управления изменениями. 1) Вовлеченность персонала организации, их навыки и экспертные знания.
2) Для некоторых процессов область качества лежит за пределами распределения в шесть сигм, что может привести к ошибочным суждениям; например, к ним относят процессы, имеющие экспоненциальное распределение принципов качества: качество инновационного продукта, время продажи элитной продукции и т.д. 2) Изменения организационной культуры организации. Гибкое использование производственных мощностей и ресурсов. Воспитание культуры бережливости
3) Определенную сложность представляют точность и информативность критериев качества оценки желаемых изменений. 3) Квалификация менеджера, управляющего процессом изменениям.
Основоположником концепции «Бережливого производства» является Тайити Оно, он выделял семь видов потерь. Джеффри Лайкер в книге «Дао Toyota» добавил в данную концепцию еще один вид потери -нереализованный творческий потенциал сотрудников, представленный на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные виды потерь согласно концепции «Бережливого производства»
Результатом потери человеческого потенциала являются упущенные возможности (например, потеря мотивации, креативности и идей). В качестве примеров потери человеческого потенциала в российских организациях можно привести:
- выполнение работником с высокой квалификацией несоответствующей его способностям и умениям работы;
- негативное отношение к инициативным сотрудникам в организации;
- несовершенство или отсутствие системы, благодаря которой персонал может высказать свои идеи или внести предложения.
Следовательно, для устранения данных потерь, организациям нужно руководствоваться общими правилами отношения к персоналу, как к человеческому капиталу, приведенными на рисунке 1. В современном мире многие преуспевающие организации, которые внедряют в свое производство бережливые инновации, овладевают разнообразными методами мотивации. Во-первых, поощряются идеи персонала, во-вторых, приходит осознание того, что сотрудники должны верить, что результативность организации - это также их заслуга. Результатом поощрения может быть карьерный рост, а лица, управляющие процессом производства, выявляют и решают проблемы, формируя условия для постоянного совершенствования сотрудников во всех процессах деятельности организации. Руководству необходимо создать благоприятные доверительные условия, вовлекая персонал в решение проблем и стремление к совершенствованию. Если использовать подобный подход, то высока возможность получить всесторонне заинтересованных, инициативных и действенных сотрудников.
Таким образом, в структуре повышения качества продукции и услуг при внедрении бережливых инноваций важно разработать план проект внедрения, где первостепенную роль будет занимать подготовка персонала к изменениям и упор на человеческий капитал. Данный тезис можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема структуры управления качеством на предприятии
Определив, что управление человеческим капиталом является важнейшей частью при внедрении инноваций в компанию и в процессе повышения качества процессов, товаров и услуг необходимо разработать систему мотивации сотрудников на эффективное выполнение бизнес-планов, проводить мониторинг результативности. Все это в конечном итоге должно обеспечивать устойчивое развитие организации согласно принципам бережливых инноваций.
В структуре оценки человеческого потенциала, чтобы устранить соответствующие потери, важно проводить исследования по показателям результативности и производительности труда персонала. Так, например, человеческий капитал можно оценивать через знания и способности сотрудника, которые важны для компании, а также через призму полученных доходов от использования человеческого капитала.
Опытным менеджерам важно проводить оценку персонала организации. Критерии оценки определяются индивидуально в зависимости от специфики деятельности и целей мониторинга. Например, для определения готовности персонала к бережливым инновациям и выявления общего уровня качества внутренних процессов, а также для определения знаний и навыков персонала, которые могут быть трансформированы в общий капитал компании применяются качественные, количественные и комбинированные методы. Все типы методов оценки представлены на рисунке 4.
Качественные
* матричный метод
* метол системы произвольных хар а ктерпстпк
* оценка выполнения задач
* метод "360 градусов"
Когатче сггвенные
* метод бальной оценки
* ранговый метод
Комбинированные
* методы тестирования
* метод суммы оценок
* система группировки
Рисунок 4 - Методы оценки человеческого капитала
Наиболее популярным для современных компаний является метод "360 градусов", который предполагает оценку сотрудника со всех сторон - руководителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценку.
Высшему руководству отведена важнейшая роль в обеспечении гибкости, мобильности и рыночной ориентированности. Быстрые и мобильные организации набирают персонал с глубокими познаниями в своей специализированной области, но и с базовыми навыками в ряде других, что упрощает сотрудничество и минимизирует формальные барьеры между функциональными подразделениями. Стратегия подбора персонала должна ориентироваться на долгосрочную перспективу развития компании. Возможность обновлять кадровый состав способствует непрерывной подпитке свежими идеями и жизненной энергией без ущерба для преемственности и повышению креативности без ущерба для производительности. Для компании важно добиться по-настоящему творческой атмосферы, в связи с чем необходимо ценить творческих людей.
В целом, оценка человеческого капитала и выявление потенциала сотрудников способствует рационализации прибыли, минимизации затрат, сокращению различных видов потерь, а соответственно, методы оценки можно рассматривать, как одну из составляющих успешного внедрения бережливых инноваций в компанию.
Таким образом, важнейшим моментом является лидерство и приверженность рассматриваемой идеи высшим руководством и исполнителями. Для благоприятного внедрения концепций бережливых инноваций и процесса трансформации организации нельзя недооценивать и игнорировать важность человеческих ресурсов, так как именно процесс управления человеческими ресурсами является основной для внедрения изменений и повышения эффективности внутренних процессов. При этом, соблюдая требования системы менеджмента качества в современных условиях, необходимо стремиться к минимизации затрат и усилий на создание продукта, исключение ненужных процессов, что в конечном итоге должно снижать стоимость товара и сделать его привлекательным для потенциальных клиентов. Компании, которые открыли для себя, что ресурсосбережение, охрана окружающей среды и социальная ответственность лежат в основе концепции устойчивого развития, стремятся выработать рациональную и экономную стратегию долгосрочного развития и раньше конкурентов приступить к ее реализации, для того чтобы дольше оставаться конкурентоспособными.
Источники:
1 Использование потенциала человеческого капитала в бережливом производстве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ctrgroup.com.ua/concept/lean_article_8.php (дата обращения: 28.10.2019).
2 Козлова A.C Бережливое производство как эффективный подход к менеджменту и управлению качеством в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч. - практ. конф. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(7).pdf (дата обращения: 28.10.2019).
3 Латуха O.A. Применение международного опыта бережливого производства в концепции устойчивого развития медицинской организации // Вестник НГПУ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mezhdunarodnogo-opyta-berezhlivogo-proizvodstva-v-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-meditsinskoy-organizatsii (дата обращения: 13.10.2019).
4 Лежнина О.В. Роль человеческого капитала во внедрении бережливого производства в сельском хозяйстве // Электронный научный архив УрФУ. 2014. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38141/1/ick_2014_3б.pdf (дата обращения: 13.10.2019).
5 Микуляк О.Б., Малиновский ДА. Внедрение инновационной системы менеджмента на основе концепции бережливого производства (Lean Production): 8 видов потерь (MUDA) // Молодой ученый. 201б. №14. С. 3бб - 3б8. URL: https://moluch.ru/archive/118/32722/ (дата обращения: 28.10.2019).
6 Мирошниченко МА., Кузнецова КА. Бережливые инновации: проблемы и перспективы внедрения в организации // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к новой индустриализации. 2018. С. 2l8 - 28l.
7 Мирошниченко МА., Кузнецова КА., Шиянова A.A. Документационное обеспечение бережливого производства в рамках повышения качества в условиях цифровой экономики // Вестник Aкадемии знаний: научный журнал. 2018. № 5 (28). С. 258 - 2бб.
Sources:
1 Ispol'zovanie potenciala chelovecheskogo kapitala v berezhlivom proizvodstve. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ctrgroup.com.ua/concept/lean_article_8.php (data obrashcheniya: 28.10.2019).
2 Kozlova A.S. Berezhlivoe proizvodstvo kak effektivnyj podhod k menedzhmentu i upravleniyu kachestvom v usloviyah perekhoda rossijskoj ekonomiki na innovacionnyj put' razvitiya // Molodezhnyj nauchnyj forum: Obshchestvennye i ekonomicheskie nauki: elektr. sb. st. po mat. VII mezhdunar. stud. nauch. - prakt. konf. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/l(l).pdf (data obrashcheniya: 28.10.2019).
3 Latuha O.A. Primenenie mezhdunarodnogo opyta berezhlivogo proizvodstva v koncepcii ustojchivogo razvitiya medicinskoj organizacii // Vestnik NGPU. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mezhdunarodnogo-opyta-berezhlivogo-proizvodstva-v-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-meditsinskoy-organizatsii (data obrashcheniya: 13.10.2019).
4 Lezhnina O.V. Rol' chelovecheskogo kapitala vo vnedrenii berezhlivogo proizvodstva v sel'skom hozyajstve // Elektronnyj nauchnyj arhiv UrFU. 2014. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38141/1/ick_2014_3б.pdf (data obrashcheniya: 13.10.2019).
5 Mikulyak O.B., Malinovskij D.A. Vnedrenie innovacionnoj sistemy menedzhmenta na osnove koncepcii berezhlivogo proizvodstva (Lean Production): 8 vidov poter' (MUDA) // Molodoj uchenyj. 201б. №14. S. 3бб - 3б8. URL: https://moluch.ru/archive/118/32l22/ (data obrashcheniya: 28.10.2019).
6 Miroshnichenko M.A., Kuznecova K.A. Berezhlivye innovacii: problemy i perspektivy vnedreniya v organizacii // Ekonomika znanij v Rossii: ot generacii znanij i innovacij k novoj industrializacii. 2018. S. 2l8 - 28l.
l Miroshnichenko M.A., Kuznecova K.A., SHiyanova A.A. Dokumentacionnoe obespechenie berezhlivogo proizvodstva v ramkah povysheniya kachestva v usloviyah cifrovoj ekonomiki // Vestnik Akademii znanij: nauchnyj zhurnal. 2018. № 5 (28). S. 258 - 2бб.