Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЖИССЁРОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА'

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЖИССЁРОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / балетмейстерское искусство / режиссёр-хореограф / учебновоспитательный процесс / современные технологии / choreography / ballet-master’s art / director-choreographer / educational process / modern technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Людмила Анатольевна, Кусанова Анипа Ерлановна

В условиях всё более возрастающей конкуренции среди творческих вузов Казахстана за право обучать студентов по специальности «режиссура хореографии» немаловажное значение приобретает внедрение в процесс изучения комплекса хореографических дисциплин современных технологий обучения. Это позволит достичь весомых результатов в деле воспитания не только грамотного специалиста в области танцевального искусства, но и высокопрофессионального режиссёра-хореографа. Основой методологии послужили труды по общей режиссуре, режиссуре хореографии, исследования в области современных инновационных технологий, научные разработки видных казахстанских учёных, работы учебно-методического направления педагогов КазНАИ им. Т. К. Жургенова. Были выявлены и структурированы основные современные технологии, наиболее успешно применяемые в процессе обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов, раскрыто их содержание и обозначены основные признаки. На этой основе разработана итоговая таблица, позволяющая наглядно проследить последовательность применения тех или иных технологий, а также те признаки, которые характеризуют тот или иной вид инноваций. Дискуссионный блок представлен сравнительным анализом о положении дел в западных инновационных системах изучения хореографии и отечественными подходами к внедрению тех или иных педагогических технологий. Также проанализированы общие результаты исследования. В заключении даются общие выводы о проведённом исследовании, указана его практическая значимость. Предложены основные пути решения насущных вопросов по наилучшему использованию современных педагогических и инновационных технологий в деле обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов. Также намечены дальнейшие перспективы по изучению данной проблематики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Людмила Анатольевна, Кусанова Анипа Ерлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING DIRECTORS-CHOREOGRAPHERS IN UNIVERSITIES OF KAZAKHSTAN

In the context of ever-increasing competition among creative universities in Kazakhstan for the right to teach students in the study program «directing choreography», the introduction of modern teaching technologies into the process of studying a complex of choreographic disciplines is gaining in importance. This will make it possible to achieve significant results in educating not only a competent specialist in the field of dance art, but also a highly professional director-choreographer. The methodology of our work was based on works on general directing, choreography directing, research in the field of modern innovative technologies, scientific developments of prominent scientists of Kazakhstan, the works of the educational and methodological direction of teachers at the T. Zhurgenov KazNAA. The main modern technologies, which are most successfully used in the process of teaching and educating future directors-choreographers, were identified and structured, their content was revealed, and the main features were indicated. On this basis, a summary table has been developed, which makes it possible to visually trace the sequence of application of certain technologies, as well as those features that characterize one or another type of innovation. The discussion block is presented by a comparative analysis of the state of affairs in Western innovative systems for studying choreography, and domestic approaches to the introduction of certain educational technologies. The general results of the study are also analyzed. In the conclusion, general conclusions about the conducted research are given, its practical significance is indicated. The main ways of solving pressing issues on the best use of modern pedagogical and innovative technologies in the training and education of future directors-choreographers are proposed. Further prospects for the study of this problem are also outlined.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЖИССЁРОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА»

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЖИССЁРОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА

>

о о

о <

а ш о.

МРНТИ 18.45.01 УДК 7.067

DOI 10.47940^^^514.284

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВА, АНИПА КУСАНОВА 1

1 Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы, Казахстан)

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЖИССЁРОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА

Аннотация

В условиях всё более возрастающей конкуренции среди творческих вузов Казахстана за право обучать студентов по специальности «режиссура хореографии» немаловажное значение приобретает внедрение в процесс изучения комплекса хореографических дисциплин современных технологий обучения. Это позволит достичь весомых результатов в деле воспитания не только грамотного специалиста в области танцевального искусства, но и высокопрофессионального режиссёра-хореографа. Основой методологии послужили труды по общей режиссуре, режиссуре хореографии, исследования в области современных инновационных технологий, научные разработки видных казахстанских учёных, работы учебно-методического направления педагогов КазНАИ им. Т. К. Жургенова. Были выявлены и структурированы основные современные технологии, наиболее успешно применяемые в процессе обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов, раскрыто их содержание и обозначены основные признаки. На этой основе разработана итоговая таблица, позволяющая наглядно проследить последовательность применения тех или иных технологий, а также те признаки, которые характеризуют тот или иной вид инноваций. Дискуссионный блок представлен сравнительным анализом о положении дел в западных инновационных системах изучения хореографии и отечественными подходами к внедрению тех или иных педагогических технологий. Также проанализированы общие результаты исследования. В заключении даются общие выводы о проведённом исследовании, указана его практическая значимость. Предложены основные

пути решения насущных вопросов по наилучшему использованию современных педагогических и инновационных технологий в деле обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов. Также намечены дальнейшие перспективы по изучению данной проблематики.

Ключевые слова: хореография, балетмейстерское искусство, режиссёр-хореограф, учебно-воспитательный процесс, современные технологии.

Введение

В настоящее время, на современном этапе развития искусства Республики Казахстан, с учётом всех процессов, происходящих в культуре и сфере образования, немаловажное значение приобретает решение проблемы обучения и воспитания высокоинтеллектуальных, всесторонне развитых личностей, способных к реализации своих творческих замыслов, самостоятельному решению возникающих перед ними проблем с применением новых подходов к самому процессу творчества и умению создавать высокохудожественные произведения искусства. Всё это в полной мере можно отнести к хореографическому образованию, к процессу воспитания молодых режиссёров-хореографов. Однако следует отметить, что, хотя на данный момент собственно процесс обучения студентов по специальности уже отлажен, будучи основанным на использовании научных и методических разработок в этой области, современное развитие отечественного хореографического искусства требует наряду с традиционными, апробированными методами и приёмами внедрения в систему высшего хореографического образования новых, современных технологий.

На сегодняшний день этот вопрос стоит тем более остро, что использование современных методов обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов в творческих вузах Республики Казахстан, внедрение

в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий является одним из условий дальнейшей успешной работы молодых отечественных балетмейстеров.

Сейчас уже неоспоримым является тот факт, что процесс дальнейшего развития отечественной режиссуры в целом и режиссуры хореографии в частности не может быть успешным без тщательного анализа той научной базы, которая лежит в основе любого творческого процесса. И здесь нужно говорить о том, что с увеличением объёма информации постановочный процесс передачи режиссёрами всей палитры танцевального искусства всё больше усложняется. Вплотную встал вопрос о повышении эффективности данного процесса. Это коснулось как области режиссёрского искусства, так и режиссуры хореографии.

Однако вместе с усложнением технической стороны режиссёрско-постановочного процесса возникла проблема внедрения более новых, современных методов и приёмов при создании успешных проектов в °

о

области хореографического искусства. 2

Но создание таких проектов - дело |

не одного дня. Балетмейстер должен |

быть готовым к осуществлению своего |

замысла, вооружён принципами |

режиссёрского мастерства, знать | научные основы своей деятельности.

Без тщательной предварительной |

_ о

подготовки, а именно без ^

прохождения курса обучения в вузе I

по соответствующей специальности, |

невозможно постичь все высоты балетмейстерского искусства. Следовательно, немаловажное значение приобретает внедрение в процесс изучения комплекса хореографических дисциплин современных технологий обучения. Это позволит достичь значительных результатов в деле воспитания высокопрофессионального и конкурентоспособного режиссёра-хореографа. Здесь, в качестве необходимого отступления, следует сказать о том, что балетное искусство вообще и танцевальное искусство Казахстана в частности неразрывно связано с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обрядами, оказавшими определённое влияние на лексику, художественно-образное содержание танца, определяющие тематику, сюжеты, пластику хореографии [1]. Поэтому внедрение современных технических инноваций в сферу режиссуры хореографии должно быть как можно более гибким, разносторонним. Это и новые творческие идеи, и образовательные процессы, и современные средства, и методики обучения будущих режиссёров-хореографов, и, конечно же, полученные результаты, взятые в единстве. Только в таком случае можно говорить о качественном совершенствовании современных методов обучения будущих режиссёров-хореографов их балетмейстерскому мастерству [2].

Методы

Следует отметить, что к настоящему времени в Казахстане накоплен достаточно большой опыт научных исследований по проблемам обучения и воспитания режиссёров-хореографов новой формации. Издан ряд трудов как теоретической, так и учебно-

методической направленности. Вместе с тем казахские балетмейстеры тщательно изучают богатейшее наследие мирового режиссёрского искусства и, в частности, научные труды, посвящённые различным аспектам режиссуры. Большое внимание уделяется анализу работ по общей режиссуре, режиссуре театра и кино, другим видам режиссёрского мастерства.

Так, в работе А. С. Рахимова «Мастерство режиссёра» [3] описаны результаты научно-исследовательской работы по изучению основ режиссёрской профессии, в ходе которой была предложена система обучения и воспитания молодых режиссёров-постановщиков. В книге «Мастерство актёра и режиссёра» под редакцией Б. Е. Захавы [4] обобщен большой практический опыт режиссёрской работы по созданию различных композиций и целых театральных постановок. Кроме того, подробно рассматривается содержание занятий по режиссёрскому мастерству, включая вопросы по учебно-тренировочной работе и репертуару, методические приемы, обусловленные спецификой этого вида творчества, организационные формы работы с творческими коллективами.

В учебно-методической разработке Л. В. Бухвостовой и С. А. Щекотихиной «Композиция и постановка танца» [5] авторы подробно рассматривают проблемы, возникающие у режиссёров при создании хореографического произведения. Авторы,анализируя сложившиеся в ходе исторического развития формы балетмейстерского творчества, приходят к выводу, что их методика требует научной разработки.

Из работ, посвящённых процессу воспитания молодых режиссёров-хореографов, следует отметить в первую очередь такие базовые учебники, как «Искусство балетмейстера» [6] и

«Записки балетмейстера» [7]. Интерес представляет и работа О. М. Виноградова «Моя система балетного образования» [8], в которой рассматриваются вопросы формирования творческой личности на основе американской балетной системы.

Этапным можно назвать труд «Творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы» (сост. Р Г. Володченков) [9], в котором обосновывается необходимость изучения творческого наследия выдающихся режиссёров-хореографов, которым под силу ставить и решать интересные творческие задачи, создавать самостоятельные программы и концерты. Принципы, методы и содержание, репертуар деятельности таких балетмейстеров подробно излагаются в данном издании.

Большой спектр проблем в области современного режиссёрского мастерства рассматривается также и в научных трудах и методических пособиях отечественных режиссёров-хореографов. Так, в книгах Б. Г. Аюханова «Мой балет» [10] и «Биография чувств» [11], выпущенных в связи с растущим интересом к хореографическому искусству и возросшими требованиями к сценической хореографии, подробно изложены основные принципы балетмейстерского искусства. В этих работах описаны не только результаты многолетней работы мастера в условиях профессионального танцевального коллектива, направленные на решение задач по формированию национальной музыкально-танцевальной культуры. Автор рассматривает также вопросы использования новейших методов и приёмов в работе режиссёра-хореографа с будущими балетмейстерами.

В ходе исследования вопроса об особенностях обучения и воспитания молодой казахстанской режиссуры

хореографии с применением инновационных технологий нами были изучены и проанализированы работы различных авторов. Решение этого вопроса особенно важно сегодня, поскольку именно сейчас отечественное балетмейстерское искусство весьма высоко оценивается среди зарубежных коллег. Так, в статье «The ethnogenesis of the Kazakh dance» казахстанские исследователи подчеркивают: «Учитывая последние новаторские достижения балетных театров и казахстанских режиссеров-балетмейстеров на национальную тематику, можно сделать вывод о большом резонансе казахстанского искусства и мировом признании как культурной цивилизации, с уникальной пластикой и национальными традиционными формами» [12; 340].

Интересными с позиции нашего исследования являются труды Д. Фретара [13] и М. Февра [14] о развитии новых танцевальных форм в театральном искусстве и разновидностях режиссерской работы хореографов в драматических театрах. В то же время наравне с этим развитие экспериментальных поисков чувственного выражения внутреннего состояния человека, его души в проявлении национальных образов раскрывают более абстрактные границы выражения режиссерских новаций.

Дж. Баттерворт и Л. Вильдшут говорят о развитии хореографического направления contemporary [15; 8], однако не рассматривают вопрос о том, как в условиях высшей школы можно грамотно вести занятия по этому направлению хореографического искусства с использованием новейших техник обучения. Вопрос об использовании новейших технологий как в процессе обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов, так

и в искусстве режиссуры хореографии не нов. Об обогащении традиционной режиссуры современными техниками говорилось ещё в 60-е годы прошлого века. Так, в совместной работе Д. Т. Абирова и А. Исмаилова «Казахские народные танцы» [16] обобщается методический и учебный материал разных этапов развития национального хореографического творчества, предлагается оптимальное соотношение элементов и движений казахского танца и впервые - элементов современных на тот период (60-е годы ХХ века) танцевальных стилей. Обосновывается новый подход к режиссуре казахского танца, опирающийся на итоги всей предшествующей исследовательской и экспериментальной работы. Немаловажным в плане изучения принципов режиссуры хореографии является также учебно-методическое пособие Г. У. Туткибаевой «Искусство балетмейстера» [17], в котором не только излагаются общие основы режиссёрской профессии, но и тщательно прорабатываются все этапы работы над созданием хореографических произведений различных стилей и направлений с использованием последних достижений науки и техники.

Результаты

Рассмотрев и проанализировав состояние дел на факультетах хореографии творческих вузов Казахстана, а также располагая тем опытом, который уже был накоплен выдающимися отечественными хореографами-практиками прошлого, можно констатировать, что педагоги, ведущие в настоящий период времени занятия по специальности «режиссура хореографии» в системе высшей школы, не всегда в достаточно полной мере умеют сочетать наследие прошлого, опыт

выдающихся отечественных режиссёров-хореографов с современными технологиями. Такая система обучения хореографии весьма актуальна на настоящий период времени в Академии искусств им. Т. К. Жургенова, поскольку все занятия в настоящий период времени проводятся в режиме онлайн.

Наши педагоги-хореографы сейчас напрямую связаны с тем обстоятельством, что на занятиях комплекса хореографических дисциплин всё чаще и во всё большем объёме используются различные интернет-порталы, видео- и аудиозаписи. Традиционные уроки успешно сочетаются с системой занятий в режиме онлайн. И хотя современные студенты, обучающиеся режиссуре хореографии, отлично разбираются в новейших информационных технологиях, однако они не в полной мере владеют современными образовательными технологиями. В этом им призваны помочь в первую очередь преподаватели профильных хореографических дисциплин, которые должны успешно, а главное, грамотно применять эти технологии в деле воспитания будущих режиссёров-хореографов.

Мы прекрасно сознаём, что любая сознательная, научно обоснованная деятельность, в том числе и в области режиссуры хореографии, представляет собой строго определённую систему, в которой должны логически грамотно сочетаться личностный и коллективный труд, наследие выдающихся балетмейстеров и современные методы обучения режиссёрскому искусству. И здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, как правильно и грамотно преподаватели профильных хореографических дисциплин должны внедрять в процесс обучения и воспитания будущих

режиссёров-хореографов современные инновационные технологии. И насколько оправданно использование новейших методов и принципов в хореографическом образовании. Этот вопрос весьма актуален для отечественной режиссуры хореографии, поскольку современные тенденции проникают даже в такие, казалось бы, незыблемые области искусства, как классическая музыка и классический национальный балет.

При обсуждении данного вопроса для нас очевидным стал тот факт, что сегодня режиссёры, работающие в стиле национальной хореографии, должны приложить большие усилия для признания этой стилистики за рубежом, где всё большее распространение получают так называемые «синтетические» жанры.

Всё же нельзя не заметить, что творческие проекты отечественных балетмейстеров, казахстанское хореографическое искусство, особенно произведения, созданные на национальную тематику, пока остаются (по большей части) в рамках традиционного классического сценического построения. Мы полагаем, что для того, чтобы наше танцевальное искусство было известно, популярно и востребовано во всём мире, чтобы оно достигло международного признания, традиционные подходы в режиссуре хореографии должны сочетаться с экспериментальной методикой и новыми поисками в области балетмейстерского искусства. «Современный танец может быть только революционным», - считает французский искусствовед Жаклин Робинсон [18, с. 15].

Между тем массовое внедрение инновационных технологий в образовательный процесс не только в области хореографии, но и всей

системы высшей школы началось давно. Ещё в 1960-х годах появились первые образовательные системы, созданные на основе неизвестных технологических приёмов и методов обучения. К наиболее известным разработчикам таких инновационных систем относятся Ж. Кэрролл, Д. Брунер, Ю. Л. Бабинский, В. И. Беспалько. Среди казахстанских авторов можно назвать М. Х. Балтабаева, С. А. Абдыманапова и др. Собственно говоря, что входит в понятие «современные технологии преподавания»?

Само слово «технология», если его перевести с греческого, есть не что иное, как «искусство». Современные учёные трактуют его как совокупность методов изготовления, обработки, изменения свойств чего-либо, какого-либо материала. Эти методы применяются и осуществляются в процессе производства конечного продукта. В нашем случае под инновационными технологиями, используемыми в деле обучения и воспитания будущих режиссёров-хореографов, следует понимать весь комплекс методов и приёмов, необходимых для достижения конечной цели учебного процесса -выпуска таких специалистов в области балетмейстерского искусства, которые смогут успешно конкурировать на мировом рынке труда.

Современные технологии успешного обучения будущих отечественных режиссёров-хореографов, на наш взгляд, предполагают следующее:

- возможность грамотного и дозированного дополнения уже существующих научных методик преподавания учебных дисциплин хореографического цикла новыми средствами обучения;

- выбор того или иного современного обучающего метода в соответствии с

целями, возможностями и условиями совместной деятельности педагога и студента;

- так как инновационная технология - это внедрение современных методов преподавания в уже сложившуюся учебную систему, то она подразумевает такие нововведения, которые помогут получить максимально улучшенные результаты в подготовке молодых педагогов-хореографов новой формации.

Остановимся на каждом из этих пунктов более подробно.

1. Дополнение уже существующих научных методик преподавания учебных дисциплин хореографического цикла новыми средствами обучения не означает, что педагог должен взять за правило на каждом из своих занятий применять инновационные технологии. Всё зависит от тематики урока, наличия на данный момент определённого набора спецсредств, уровня подготовки студенческой аудитории. Иногда обычная лекция-беседа может быть эффективнее просмотра видеоматериала с использованием компьютерной графики.

2. При выборе определённых методов проведения урока необходимо делать акцент на основной цели занятия. Так, если целью занятия является изучение новых танцевальных движений, то здесь возможно использование такого современного метода, как метод практического показа на примере исполнения данных хореографических элементов лучшими мировыми исполнителями. В таком случае применение ИКТ будет логичным и оправданным.

3. Не все нововведения могут быть одинаково значимы для улучшения процесса обучения режиссёрскому мастерству в сфере хореографии. Использование компьютеров, аудио- и видеотехники, дистанционно удалённое

обучение - всё это является лишь вспомогательными средствами для обучения и воспитания будущих педагогов-хореографов. На первом месте здесь стоит приобретение практических навыков, вырабатываемых на основе научных исследований, а также живое, непосредственное общение и обмен информацией с педагогом.

Этапы внедрения современных систем преподавания дисциплин режиссёрско-хореографической направленности в творческих вузах Республики Казахстан, таких как Академия искусств им. Т. К. Жургенова в г. Алматы, Академия хореографии в г. Нур-Султан, располагаются в следующей последовательности: теоретические основы преподавания, практический опыт (преподавательская практика), программа обучения, информационные технологии.

Для достижения наилучших результатов можно выделить следующие современные инновационные технологии:

1. Информационно-компьютерные технологии, или иначе ИКТ. С их помощью преподаватель излагает учебный материал, используя различные презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы, интерактивные технологии (интерактивные доски). ИКТ с успехом используют при дистанционной системе обучения, когда нет иной возможности предоставить обучающемуся нужный учебный материал.

2. Проектная технология, или метод проектов. Здесь возможны два варианта: разработка индивидуального танцевального проекта и групповой проект. При первом варианте студент получает (или предлагает

сам) тему работы и после её утверждения самостоятельно ищет начальный материал для создания

хореографической композиции (как литературный, так и музыкальный), разрабатывает методику её сочинения, а также этапы и правила работы с исполнителями. При втором - участники делятся друг с другом наработками, вместе определяют тематику, стиль, жанр создаваемого хореографического произведения, выбирают музыку и утверждают состав исполнителей, а также решают возникающие проблемы. Но и при первом, и при втором варианте проектной технологии направляющая роль педагога (руководителя проекта) очевидна, поскольку участники проекта -пока студенты, и только начинают нарабатывать собственные практические навыки в балетмейстерской деятельности.

3. Исследовательско-поисковая технология, или технология проведения учебных исследований. Главная цель - развитие у будущего режиссёра-хореографа способности к самостоятельному творческому поиску научных данных и их дальнейшее использование в своей практической деятельности. Эта технология предполагает постановку и решение определённых задач на основе анализа информации из разных сфер знаний, смежных с хореографическим искусством. Важным результатом может стать написание студентом сценариев, научных статей по выбранной тематике, разработка музыкально-балетной драматургии того или иного проекта.

4. В последнее время широкое распространение получил такой вид инновации в учебном процессе, как технология создания педагогом собственного сайта. Этот вид современных технологий очень важен в учебно-воспитательном процессе цикла хореографических дисциплин, поскольку в условиях всё большего преобладания

системы дистанционного обучения педагог с помощью персонального сайта может предоставить студенту всю имеющуюся у него научную и техническую информацию по той или иной теме занятия. Кроме того, так можно делиться новыми книгами, учебными пособиями и пр.

Если вернуться к вопросу о градации современных технологий, внедряемых в процесс обучения будущих режиссёров-хореографов в творческих вузах Республики Казахстан, то в настоящее время в научно-методической литературе различают также такие инновационные технологии преподавания, как технологии трансформирования умений и навыков, а также технологии развивающего обучения, характерной особенностью которых является их вариативность. Это, в свою очередь, даёт возможность учитывать различный уровень начальных способностей и возможностей студента для того, чтобы в процессе обучения уровень знаний у обучающихся стал достаточно высоким.

Среди отличительных признаков таких современных технологий в преподавании дисциплин режиссёрско-хореографического цикла можно выделить следующие:

- ориентирование на получение конкретного результата; это означает, что по окончании изучения того или

иного курса студент должен предоставить § результат полученных знаний не только в ^ виде сдачи экзамена в его традиционной | форме - ответы на вопросы билета, |

но и, например, защитить свой проект, | показать хореографическую постановку 1 и т. д.; |

- цель урока с их использованием

- приобретение знаний в процессе |

о

активной деятельности студента; §

формы здесь могут быть различными ^

- практический показ того или иного 1

танцевального отрывка, собственный музыкально-драматургический сценарий, разработка плана работы над сценической постановкой и пр.;

- индивидуализация процесса обучения, всё большее усиление внимания к личности каждого обучающегося; способствует

социализации студентов как в процессе обучения, так и после получения диплома; данный признак характеризуется приобретением будущим режиссёром-хореографом комплекса определённых социальных навыков: умением работать в коллективе, общаться с разными людьми, решать конфликтные ситуации; кроме того, педагог всё больше внимания уделяет индивидуальным качествам каждого отдельного студента, учитывает его научный и практический потенциал;

- вариативность обучения предполагает сочетание различных методов и приёмов получения знаний;

- использование других инновационных технологий;

- требует от педагога организации грамотного образовательного пространства урока;

- устанавливает качественно новые

взаимоотношения педагога и студента;

- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности будущего режиссёра-хореографа.

Особенности использования современных технологий при обучении будущих режиссёров-хореографов можно выразить следующей таблицей.

Дискуссия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При исследовании современных технологий и их возможном использовании в образовательном процессе высшей школы Казахстана были проанализированы предыдущие работы в этой области как автора, так и других исследователей. Если говорить о научной основе внедрения современных технологий в процесс обучения будущих режиссёров-хореографов в творческих вузах нашей Республики, то здесь можно обратиться к работам видного казахстанского учёного С. А. Абдыманапова, который определяет преподавательскую технику сегодняшнего дня как «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия как на отдельных

Таблица 1.

Технологии Признаки технологий

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) Проектная технология Исследовательско-поисковая технология Технологии трансформирования умений и навыков Технологии развивающего обучения Технология создания педагогом собственного сайта • ориентирование на получение конкретного результата; • приобретение знаний в процессе активной деятельности студента; • индивидуализация процесса обучения, • усиление внимания к личности каждого обучающегося; • вариативность; • использование других инновационных технологий; • организация грамотного образовательного пространства урока; • качественно новые взаимоотношения педагога и студента; • творческое и интеллектуальное развитие личности будущего режиссёра-хореографа.

воспитанников, так и на коллектив в целом» [19]. Это определение, несмотря на его направленность на искусство преподавательского мастерства в целом, в полной мере относится и к искусству преподавания комплекса учебных дисциплин режиссёрской направленности. Внедрение современных технологий преподавания необходимо, поскольку именно такие технологии позволяют расширить рамки существующих методик обучения, культивировать индивидуальный стиль преподавания и тем самым с максимальной отдачей воздействовать на студента в качестве объекта воспитания и обучения.

Известный учёный и педагог В. П. Беспалько в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» справедливо отмечает: «Обновление процесса обучения возможно только через научно обоснованные совершенствования педагогических технологий, предполагающие строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических процессов» [20, с. 65]. Это в полной мере относится к преподаванию дисциплин режиссёрско-хореографической направленности.

Также были применены некоторые из базовых положений работы автора данной статьи «История балетной педагогики Казахстана», в которой доказывается важность того постулата, что определить сущность и специфику процесса изучения балетмейстерского искусства очень важно. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любого из множества аспектов данной системы - будь то процесс становления и развития или историческое наследие режиссёров-хореографов [21], [22].

Кроме того, бесспорным, на наш взгляд, является утверждение, что

новое в создании лучших образцов хореографического искусства не может возникнуть без анализа прочного усвоения, уже созданного в этой области.

В то же время нельзя забывать о том, даже самые успешные творческие находки отечественных балетмейстеров являлись отражением характерных особенностей своей эпохи, условий той жизни. Вот почему в настоящий период времени необходимо внимательно подходить к вопросу об использовании традиционных методик работы над созданием хореографических проектов с учётом реалий сегодняшнего дня. А между тем западные танцевальные школы весьма успешно используют последние достижения онлайн-технологий и проводят занятия, что называется, «через большой экран» [23]. Также в зарубежных образовательных системах большое внимание уделяется разработке и развитию теоретических основ всевозможных обучающих программ, издаётся ряд научных журналов, напрямую связанных именно с педагогическими технологиями, с использованием современных техник преподавания [24].

Исходя из всего проанализированного, можно говорить о том, что в настоящее время выделяются четыре основных побудительных причины для практического использования современных инновационных технологий в системе обучения и воспитания молодых режиссёров-хореографов:

1. Необходимость внедрения инноваций в процесс обучения на современном этапе развития всей системы отечественного высшего хореографического образования для получения наилучших результатов.

2. Всё более возрастающая потребность в активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

3. Грамотная организация таких современных форм взаимодействия педагогов и студентов, которые на основе обратной связи максимально повышали бы уровень результатов обучения.

4. Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий возможно практическое воплощение результатов учебной работы (производственная практика на старших курсах вуза).

В связи с рассмотрением вопроса об актуальности внедрения современных технологий в процесс обучения будущих режиссёров-хореографов в творческих вузах Республики Казахстан (в частности, на факультете «Хореография» КазНАИ им. Т. К. Жургенова), хотелось бы отдельно остановиться на проблеме обратной связи «педагог - студент». Выше мы уже вскользь затрагивали этот аспект обучающей деятельности. Мы настаиваем на том, что, творчески развивая идеи наших выдающихся отечественных хореографов, применяя их (с использованием новейших технологий и современных методов преподавания) в преподавании хореографических дисциплин по специальности «режиссура хореографии», необходимо также повышать значимость обратной связи «педагог - студент» [25]. Конечно, преподаватель, владеющий всем арсеналом средств обучения режиссёрскому искусству, использующий новейшие достижения науки и инновационные технологии, является основным источником знаний для студента. Но ведь и студент, будучи знакомым с азами хореографии, постановочной деятельности, хотя и не имеет достаточных теоретических и практических навыков балетмейстера, в свою очередь, в силу своих личностных особенностей, влияет на процесс обучения и передачи знаний. Зачастую, давая

студентам определённое творческое задание и затем просматривая его, преподаватель сам черпает что-то новое в полученных результатах. Это касается и новой, неординарной трактовки хореографического образа, и неожиданного сценического решения. Так проявляется обратная связь в действии. Кроме того, любой опытный преподаватель, занимающийся обучением студентов-хореографов, знает, что нет двух одинаковых учебных групп, равно как нет и одинакового подхода к изучению учебных дисциплин цикла «режиссура хореографии». И здесь любое невнимательное отношение к индивидуальным особенностям студента чревато таким же ответным невниманием к учебному предмету со стороны студента.

Заключение

Значение использования современных технологий в практике высшей школы Казахстана состоит не только и на столько в том, чтобы на выходе, т. е. по окончании обучения, получить нужный продукт, а именно -грамотного специалиста в области режиссуры хореографии. Внедрение инноваций в образовательный процесс должно стать залогом успешного развития всего современного отечественного хореографического искусства вообще и режиссёрского мастерства в частности.

Какие же научно-практические решения по развитию и использованию современных технологий и методов обучения будущих режиссёров-хореографов в творческих вузах Республики Казахстан стоят на сегодняшний день перед нашими преподавателями?

1. На наш взгляд, на первый план выдвигается прежде всего решение

задачи сохранения преемственности в вопросах развития режиссёрских идей и принципов, лежащих в основе творчества родоначальников казахского балетмейстерского искусства: Д. Т. Абирова, З. Г. Райбаева, Б. Г. Аюханова и др.

2. Не менее актуальна и разработка (на основе накопленного опыта) новых форм и методов обучения режиссёров-хореографов на фоне изменений в мировой балетмейстерской практике вообще и в отечественной режиссуре хореографии в частности.

3. При внедрении современных методов в процесс обучения будущих режиссёров-хореографов следует учитывать тот факт, что профессиональное хореографическое и балетмейстерское искусство Казахстана при сравнительно небольшой истории развития (менее века) имеет уже свои сложившиеся традиции, и было бы неверным требовать кардинальных изменений, слепого внедрения инноваций в методику обучения режиссёрскому мастерству в области хореографии.

4. Необходимо определиться с выбором внедрения наиболее рациональных современных инновационных технологий в творческий процесс обучения будущих режиссёров-хореографов. И здесь прежде всего следует остерегаться перекоса в сторону чисто технических средств

в преподавании учебных дисциплин режиссёрско-хореографического цикла. Может получиться так, что молодой педагог, только начинающий свою

преподавательскую деятельность в вузе, слишком увлечён новейшими современными методами и технологиями преподавания, а ведь обучение балетмейстерскому мастерству, воспитание режиссёра-хореографа новой формации - это, прежде всего, наглядность, практический показ педагога, живое творческое общение учителя с учеником, которое не заменит ни одна инновационная схема обучения, ни один интернет-портал.

5. В связи с этим необходим творческий подход к решению вопроса о внедрении современных технологий в процесс обучения будущих режиссёров-хореографов в творческих вузах Республики Казахстан. Здесь требуется гибкое сочетание новейших методик преподавания и традиций, уже накопленных к данному моменту в режиссуре хореографии за весь период её развития. Только в таком случае можно говорить об успешности учебно-воспитательного процесса в деле обучения и формирования творческой личности режиссёра-хореографа новой формации, высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на мировом рынке в данной области искусства. И только тогда инновационные технологии, современные методы преподавания, используемые в деле обучения и воспитания молодых режиссёров-хореографов, станут важной § составной частью всего процесса ^

о>

развития и успешного функционирования | отечественного хореографического |

искусства. |

'сл <

Список источников:

1. Silber, K. H. & Foshay, W. R., Handbook of Improving Performance in the Workplace, Instructional Design and Training Delivery, John Wiley & Sons, 2009.

- 413 p.

2. Кусанова А. E. Об основных принципах современного режиссерского искусства // «Хабаршы» КазНацЖенПУ. - 2019. - №4 (S0). - С.327-330.

3. Рахимов А. С. Мастерство режиссера. - Алматы: Онер, 2015. - 167 с. ISBN 97S-601-265-210-9.

4. Захава Б. E. Мастерство актера и режиссера. - Москва: «Просвещение», 197S. - 233 с.

5. Бухвостова Л. В., Щекотихина С. А. Композиция и постановка танца / учебное пособие - Орел: Орлов^ий государственный институт искусств и культуры, 2002. - 160 с.

6. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. - Москва: Искусство, 1954. -431 с.

7. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. - Москва: Искусство, 1976. - 351 с. S. Виноградов О. М. Моя система балетного образования /Вашингтонская

балетная академия. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское управление повышения квалификации, 2010. - 32 с.

9. Володченков Р. Г. Творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы (на примере спектаклей хореографов поколения 1960-80-х годов) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

- 2015. - Т. 17, № 1. - С. 243-249.

10. Аюханов Б. Г. Мой балет. - Алма-Ата: Онер, 1988. - 213 с.

11. Аюханов Б. Г. Биография чувств. - Алматы: Фонд «Сорос-Казахстан», 2001.

- 186 с.

12. Seralu Sh. Tleubayev, Aigul K. Kulbekova Balzhan S. Tleubayeva.

"The ethnogenesis of the Kazakh dance", Servido de avuda de la revista Opcion, 2018, Vol. 34, Num. 87-2, рр. 338-354.

13. Fretard D. Bourier - Obadia: "L'effraction du silence". - P.: Plume, 2014.

14. Febvre M. Danse contemporaine et theatralite. - Paris: Chiron, 2015. - 93 pp.

15. Butterworth J., Wildschut L. Contemporary choreography: A critical reader. Brussel: Routledge, 2017. - 86 рр.

16. Абиров Д. Т., Исмаилов A. M. Казахские народные танцы. - /2-е изд.-Алма-Ата: Онер, 1984. - 160 с.

17. Туткибаева Г. У. Искусство балетмейстера/учебное пособие. - Алматы: Типография КазНАИ им. Т. К. Жургенова, 2005. - 67 с.

18. Robinson J. L'aventure de la Danse moderne en France 1920-1970. - Paris: Bouge, 2015. 3 - 84 с.

19. Абдыманапов С. А. Инновационные процессы в высшей школе Казахстана.

- Алматы: Мектеп, 2002. - 186 с.

20. Беспалько В. И. Слагаемые педагогической технологии. - Москва: Просвещение, 1987. - 235 с.

21. Николаева Л. А. История балетной педагогики Казахстана. - Алматы: Типография Казгосженпу, 2012. - 207 с.

22. Николаева Л. А. Казакстан балет педагогикасынын тарихы. - Алматы: типография 52, 2017. - 155 с.

23. Katerina el Raheb, Marina Stergiou, Akrivi Katifori, Yannis loannidis. Dance interactive learning systems: a study on interaction workflow and teaching approaches /Article in ACM Computing Surveys / 18/09/2018.

24. Noortje Janssen, Miriam Knoef, Ard W. Lazonder. Technological and pedagogical support for preservice teachers' lesson planning/ technology, Pedagogy and education/ (Routledge, Taylor and Francis Group, 10.02.2019.

25. Балтабаева М. Х. Педагог - студент: обратная связь. - Алматы: Эрекет-принт, 1998. - 139 с.

References:

1. Silber, K. H. & Foshay, W. R., Handbook of Improving Performance in the Workplace, Instructional Design and Training Delivery, John Wiley & Sons, 2009. - 413 p.

2. Kusanova, A. E. Ob osnovnykh printsipakh sovremennogo rezhisserskogo iskusstva [Introduction of modern directing art]. "Khabarshy" KazNatsZhenPU., 2019. №4 (80). 327-330 pp. (in Russian)

3. Rahimov, A. S. Masterstvo rezhissera [Masterpiece of director]. Almaty: Oner Publ., 2015. 167 p. ISBN 978-601-265-210-9. (in Russian)

4. Zahava, B. E. Masterstvo aktera i rezhissera [Masterpiece of actor and director]. Moskva: Prosveshhenie Publ., 1978. - 233 p. (in Russian)

5. Buhvostova, L. V. Shhekotihina S. A. Kompozicija i postanovka tanca / uchebnoe posobie [Composition and dance staging/ tutorial]. Orel: Orlovckij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury., 2002. - 160 p. (in Russian)

6. Zaharov, R. V. Iskusstvo baletmejstera [Choreographer art]. Moskva: Iskusstvo Publ., 1954. - 431 p. (in Russian)

7. Zaharov, R. V. Zapiski baletmejstera [Choreographer notes]. Moskva: Iskusstvo Publ., 1976. - 351 p. (in Russian)

8. Vinogradov, O. M. Moja sistema baletnogo obrazovanija / Vashingtonskaja baletnaja akademija [My ballet education system/ Washington ballet academy]. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe upravlenie povyshenija kvalifikacii., 2010. - 32 p. (in Russian)

9. Volodchenkov, R. G. Tvorcheskie principy baletmejsterov sovetskoj horeodramy (na primere spektaklej horeografov pokolenija 1960 - 80-h godov) [Art principles of Choreographers Soviet Choreodrama( as an example the plays of choreographers 1960-80s)]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk., 2015. T. 17, № 1. 243 - 249 pp. (in Russian)

10. Ajuhanov, B. G. Moj balet [My ballet]. Alma-Ata: Oner Publ., 1988. - 213 p. (in Russian)

11. Ajuhanov, B. G. Biografija chuvstv [Biography of feelings]. Almaty: fond "Soros-Kazahstan", 2001. - 186 p. (in Russian)

12. Seralu Sh. Tleubayev, Aigul K. Kulbekova Balzhan S. Tleubayeva. "The ethnogenesis of the Kazakh dance", Servido de avuda de la revista Opcion, 2018, Vol. 34, Num. 87-2, pp. 338-354.

13. Fretard D. Bourier - Obadia: "L'effraction du silence". - P.: Plume, 2014.

14. Febvre M. Danse contemporaine et theatralite. - Paris: Chiron, 2015. - 93 pp.

15. Butterworth, J., Wildschut, L. Contemporary choreography: A critical reader. Brussel: Routledge, 2017. - 86 pp.

-t <

16. Abirov, D. T. Ismailov A. M. Kazahskie narodnye tancy/2-e izd [Kazakh national dances./2nd edition]. Alma-Ata: Oner Publ., 1984. - 160 p. (in Russian)

17. Tutkibaeva, G. U. Iskusstvo baletmejstera/ uchebnoe posobie [Choreographer art/ tutorial]. Almaty: tipografija KazNAI im. T. K. Zhurgenova., 2005. - 67 p. (in Russian)

18. Robinson J. L'aventure de la Danse moderne en France 1920-1970. - Paris: Bouge, 2015. - 384 p.

19. Abdylmanapov, S. A. Innovacionnye processy v Vysshej Shkole Kazahstana [Innovation process in the highest school of Kazakhstan]. Almaty: Mektep Publ., 2002. - 186 p. (in Russian)

20. Bespal'ko, V. I. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii [The components of Pedagogical technology]. Moskva Prosveshhenie Publ., 1987. - 235 p. (in Russian)

21. Nikolaeva, L. A. Istorija baletnoj pedagogiki Kazahstana [A history of ballet pedagogy of Kazakhstan]. Almaty: Tipografija Kazgoszhenpu., 2012. - 207 p. (in Russian)

22. Nikolaeva, L. A. Kazakstan balet pedagogikasynyn tarihy [A history of ballet pedagogy of Kazakhstan]. Almaty: tipografija 52., 2017. - 155 p. (in Kazakh)

23. Katerina el Raheb, Marina Stergiou, Akrivi Katifori, Yannis Ioannidis. "Dance interactive learning systems: a study on interaction workflow and teaching approaches" /Article in ACM Computing Surveys / 18/09/2018.

24. Noortje Janssen, Miriam Knoef, Ard W. Lazonder. "Technological and pedagogical support for preservice teachers' lesson planning"/ technology, Pedagogy and education/ (Routledge, Taylor and Francis Group, 10.02.2019.

25. Baltabaeva, M. H. Pedagog-student: obratnaja svjaz' [Professor-student: Feedback]. Almaty: Jereket-print Publ., 1998. - 139 p. (in Russian)

Людмила Николаева, Анипа Кусанова

Т. К,. ЖYргенов атындагы К,азац улттыц внер академиясы

(Алматы, ^азацстан)

КАЗАКСТАН ШЬ^АРМАШЫЛЬЩ ЖОО-да РЕЖИССЕР-ХОРЕОГРАФТАРДЫ ОКЫТУ

УДЕР1С1НЕ ЗАМАНАУИ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ЕНД1РУ

Ацдатпа

Казакстандагы шыгармашылык ЖОО арасында «хореография режиссурасы» мамандыгы бойынша студенттердi окыту кукыгы бойынша бэсекелестжтщ артуы жагдайында заманауи окыту технологияларын хореографиялык пэндер кешенш окып Yйрену Yдерiсiне енпзу мацызды болып отыр. Бул би eнерi саласындагы сауатты маман гана емес, сонымен катар жогары кэаби режиссер-хореографты тэрбиелеуде айтарлыктай нэтижелерге кол жетшзуге мYмкiндiк бередi. Эдюнамалык негiз ретiнде жалпы режиссура, хореография режиссурасы, заманауи инновациялык технологиялар саласындагы зерттеулер, кeрнектi казакстандык галымдардыц гылыми эзiрлемелерi, сондай-ак

Т. К- ЖYргенов атындагы К,аз¥0А окытушыларыныц оку-эдютемел^ багыттагы жумыстары алынып отыр. Болашак режиссер-хореографтарды окыту мен тэрбиелеу Yдерiсiнде ец тиiмдi колданылатын непзп заманауи технологиялар аныкталды жэне курылымдары нактыланды, олардыц мазмуны ашылды, непзп белгiлерi кврсетiлдi. Осыныц негiзiнде белгЫ бiр технологияларды колдану ретiн, сонымен катар инновацияныц сол немесе баска турш сипаттайтын белгiлердi визуалды тYPде бакылауга мYмкiндiк беретiн жиынтык кесте жасалды. Пiкiрталас бвлiмiнде хореографияны зерттеуге арналган батыстык инновациялык жYйелердегi жагдайды жэне белгiлi бiр педагогикалык технологияларды енпзудеп отандык тэсiлдердi салыстырмалы талдау усынылган. Зерттеудщ жалпы нэтижелерi де талданады. Корытындыда жYPгiзiлген зерттеу туралы жалпы тужырымдар келтiрiлген, оныц практикалык мацызы кврсетiлген. Болашак режиссер-хореографтарды окыту мен тэрбиелеуде заманауи педагогикалык жэне инновациялык технологияларды тиiмдi пайдалану бойынша взект мэселелердi шешудщ негiзгi жолдары усынылган. Осы мэселенi зерттеудщ алдагы перспективалары да кврсетiлген.

Ирек свздер: хореография, балетмейстерлiк внер, режиссёр-хореограф, оку-тэрбие YДерiсi, заманауи технологиялар.

Lyudmila Nikolayeva, Anipa Kussanova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan)

IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING DIRECTORS-CHOREOGRAPHERS IN UNIVERSITIES OF KAZAKHSTAN

Abstract

In the context of ever-increasing competition among creative universities in Kazakhstan for the right to teach students in the study program «directing choreography», the introduction of modern teaching technologies into the process of studying a complex of choreographic disciplines is gaining in importance. This will make it possible to achieve significant results in educating not only a competent specialist in the field of dance art, but also a highly professional director-choreographer. The methodology of our work was based on works on general directing, choreography directing, research in the field of modern innovative technologies, scientific developments of prominent scientists of Kazakhstan, the works of the educational and methodological direction of teachers at the T. Zhurgenov KazNAA. The main modern technologies, which are most successfully used in the process of teaching and educating future directors-choreographers, were identified and structured, their content was revealed, and the main features were indicated. On this basis,

o

a summary table has been developed, which makes it possible to visually trace the sequence of application g of certain technologies, as well as those features that characterize one or another type of innovation. The ^

discussion block is presented by a comparative analysis of the state of affairs in Western innovative systems ^

for studying choreography, and domestic approaches to the introduction of certain educational technologies. |

g

The general results of the study are also analyzed. In the conclusion, general conclusions about the „

,cy

conducted research are given, its practical significance is indicated. The main ways of solving pressing issues J on the best use of modern pedagogical and innovative technologies in the training and education of future <

'o

directors-choreographers are proposed. Further prospects for the study of this problem are also outlined. g

Key words: choreography, ballet-master's art, director-choreographer, educational process, modern |

technologies. Jj

Авторлар туралы мэл1мет:

Николаева Людмила Анатольевна — п. f. к., «Балетмейстерлж енер»

кафедрасыныц доцентi, Т. К. Жургенов атындаFы Казак, улттык енер

академиясы

(Алматы, Казакстан)

ORCID: 0000-0003-2793-974X

email: nikolaeva151158@gmail.com

Кусанова Анипа Ерланкызы — «Балетмейстерлiк енер»

кафедрасыныц 3 курс докторанты, Т. К. ЖYPгенов атывд^ы Казак

улттык енер академиясы

(Алматы, Казакстан)

ORCID: 0000-0001-7353-5215

email: a.kussanova@gmail.com

Сведения об авторах:

Николаева Людмила Анатольевна — кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Балетмейстерского искусства»

Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова

(Алматы, Казахстан)

ORCID: 0000-0003-2793-974X

email: nikolaeva151158@gmail.com

Кусанова Анипа Ерлановна — докторант 3 курса кафедры

«Балетмейстерского искусства» Казахской национальной академии

искусств им. Т. К. Жургенова

(Алматы, Казахстан)

ORCID: 0000-0001-7353-5215

email: a.kussanova@gmail.com

Authors' bio:

Lyudmila Nikolayeva — Associated Professor of Choreography Department

at T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts

(Almaty, Kazakhstan)

ORCID: 0000-0003-2793-974X

email: nikolaeva151158@gmail.com

Kussanova Anipa — Doctoral student of Choreography Department at T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts (Almaty, Kazakhstan) ORCID: 0000-0001-7353-5215 email: a.kussanova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.