Вклад выдающегося немецкого хореографа Дитмара Зайфферта в развитие педагогики и психологии хореографического искусства
Буксикова Ольга Борисовна,
доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры хореографического творчества, ГБОУ ВО «Белгородского государственного института искусств и культуры» E-mail: [email protected]
В статье анализируется вклад известного немецкого педагога и хореографа Д. Зайфферта в развитие традиционных и современных подходов в педагогике и психологии танцевального искусства. Рассматриваются некоторые проблемы творческого и психолого - педагогического характера в процессе преподавания хореографии: образование, воспитание, социальные факторы и др. Выявляется значение труда Д. Зайфферта «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа» для развития довольно молодой, но успешно развивающейся науки - психология танцевальной деятельности. Основное внимание в своем исследовании Д. Зайфферт уделяет следующим проблемам: диалектическому единству процессов воспитания и образования в танцевальной деятельности; выявлению основных методов педагогического воздействия в процессе подготовки хореографа; методике построения всего образовательного процесса; особенностям педагогического процесса в коллективной деятельности. В статье также констатируется, что в современном хореографическом образовании необходимо развивать лучшие традиции, заложенные известными педагогами - практиками в области хореографического образования, а также искать новые подходы в обучении, в связи с происходящими процессами глобализации и размыванием таких базовых понятий как «духовные традиции» и «духовные ценности».
Ключевые слова: педагогика и психология хореографии, методы воспитания, обучение, творчество, коллектив, личность, эстетическое и духовное развитие.
Исследования выполнены за счет средств Посольства Германии в России в рамках внешнего гранта «Дни Германии в российских регионах «Германия и Россия» IV кросс-культурный форум фестиваль в г. Белгород»
Известный немецкий хореограф, режиссер, педагог Дитмар Зайфферт родился в 1943 году в городе Либериц (Германия). Он получил хорошее образование в области хореографического искусства, окончив известную далеко за пределами Германии, балетную студию в Лейпциге, а затем учился балетмейстерскому искусству в России в прославленной Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского - Корсакова.
Деятельность этого талантливого человека многогранна, она охватывает исполнительскую деятельность в качестве ведущего солиста Берлинской Штаатсоперы, глубокое погружение в балетмейстерское искусство - работу в качестве режиссера - балетмейстера в этом же известном театре и целом ряде других театров мира, административно - творческую работу в качестве директора и главного балетмейстера балетной труппы Лейпцигского оперного театра. Им были поставлены, на многих сценах мира, свои версии таких известных шедевров мировой балетной классики, как «Тщетная предосторожность» и «Весна Священная», а также хореографические спектакли «Голый король», «Три мушкетера», «Полет птиц».
Отдельно необходимо выделить его педагогическую деятельность, которая внесла большой вклад в новое научное направление - психологию и педагогику хореографии. Свой педагогический опыт этот неутомимый, глубоко талантливый, деятельный человек оттачивал в Высшей школе актерского мастерства им. Эрнста Буша в Берлине, профессором которой он является с 1988 года. Педагогический опыт накапливался этим выдающимся мэтром в области хореографического искусства, в течение всей его многогранной успешной творческой деятельности. Как, с восхищением, отмечает выдающийся деятель русского хореографического искусства Владимир Васильев в предисловии к труду Д. Зайфферта: «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа», автор данного труда глубоко творческая многогранная личность: прекрасный танцовщик, педагог, хореограф, но главное, Дитмар - человек, который находится в постоянном творческом поиске, научном осмыслении своей профессии, творец, нередко подвергающий сомнению и осмыслению собственные выводы [2, с. 3]. Необходимо отметить, что этот научный труд Д. Зайфферта далеко не единственный, он кропотливо работал над осмыслением своего многолетнего, разностороннего, неповторимого опыта, опубликовав большое количество научно- исследовательских работ
Обратимся к его труду: «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа» изданному в Рос-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
сэ см о см
сии издательством «Лань»; «Планета музыки» в 2012 году (Санкт-Петербург, перевод с немецкого В. Штакенберга). В самом названии этого исследования лежит синтез науки и практики - с одной стороны научное осмысление сложнейших, мало разработанных в хореографии, психолого-педагогических проблем, а с другой, осмысление своего неповторимого многолетнего практического опыта танцовщика и режиссера - хореографа. В данной статье мы остановимся, лишь на некоторых, аспектах данного научного труда.
Так, в настоящее время наиболее важной и актуальной проблемой в учебной профессиональной деятельности является, на наш взгляд, проблема воспитания и образования в танце. Эти аспекты и рассматриваются автором в тесном взаимодействии с другими, не менее важными проблемами, в главе III «Воспитание и образование в танце». Здесь автор формулирует основные специальные способности учеников/ танцовщиков, которые педагогу- хореографу необходимо развивать, а также основные факторы, способствующие данному процессу, среди которых выделяются: воля ученика и педагога, их убеждения и моральные принципы, а также индивидуальность ученика, его идеалы и склонности, интересы, чувства и привычки [2, с. 20-21].
Далее, рассматривая методы педагогического воспитания, Д. Зайфферт заостряет свое внимание на диалектическом единстве педагогического воздействия на ученика и целях, которые могут быть достигнуты в этом процессе, он отмечает, что проблемы с плохой дисциплиной, отсутствием интереса и недостаточной готовности ученика к труду, нередко могут возникать и по вине педагога. В том случае если постоянные упреки, угрозы и наказания тормозят учебный процесс и, при этом, урок или репетиция проходит скучно, однообразно. «Надо работать как можно динамичнее: чередовать легкие и трудные движения, не всегда все ошибки принимать всерьез, оживлять занятия, умело дозировать громкость голоса, работать под различную музыку и т.д.» [там же, с. 24].
В следующей главе, посвященной образовательному процессу в хореографии, автор останавливается на важной проблеме, которая возникает в связи с тем, что в процессе обучения хореографии нередко физическое развитие, двигательные умения и навыки развиваются намного быстрее, чем умственные возможности и интеллектуальные способности учеников. Причину этого «перекоса» в образовательной деятельности исследователь видит в ежедневных больших физических и психологических нагрузках и накапливающейся усталости у обучающихся, и предлагает педагогам периодически применять смену деятельности: прослушивание музыки, просмотр кинофильмов, дискуссии на темы искусства [2, с. 25, 26]. Безусловно, данные проблемы должны всегда стоять на первом месте в педагогическом процессе перед педагогом - хореографом и необходимо находить новые методы и подходы их решения в сегодняшней социально - культурной ситуации.
В следующем разделе своей работы автор рассматривает особенности педагогического процесса в коллективной деятельности. Это связано с тем, что обучение искусству танца, чаще всего предполагает коллективную деятельность, коллективное творчество не только на концертах, конкурсах и спектаклях, но и на ежедневных репетициях и занятиях. Поэтому Д. Зайфферт обращает внимание на процесс коллективных действий педагогов, которые ведут различные предметы в учебных заведениях или педагогов-хореографов, концертмейстеров, художников по костюмам и т.п. в театральных труппах и самих обучающихся или артистов балетной труппы. Вся жизнь этих людей проходит в творческом учебном или профессиональном коллективе.
Одним из главных факторов слаженной работы творческого коллектива является, по мнению автора исследуемого нами труда, соблюдение творческой дисциплины и подчинение внутри коллектива, немаловажным фактором является также уважительное отношение к своим наставникам -педагогам, хореографам, балетмейстерам, педагогам - репетиторам [2, с. 28-31]. Однако, чтобы завоевать это уважительное отношение своих учеников, наставникам в сфере хореографического искусства недостаточно быть только хорошими специалистами в своей профессии, нужно обладать еще целым арсеналом специальных знаний, умений и навыков в области психологии хореографии, владеть педагогическими методами и подходами для работы с творческим коллективом. Эту мысль можно подтвердить словами К.Д. Ушинско-го, который писал: не следует говорить педагогам, как поступать им в той или иной сложившейся ситуации. Необходимо убедить их серьезно изучать законы тех психологических явлений, которыми они хотят управлять, сообразуясь, не только с непрестанно изменяющимися обстоятельствами, в которых они хотят их применить, но и с бесконечно разнообразными психологическими различиями своих учеников [5, с. 454].
Для успешного создания благоприятного климата и руководства творческим коллективом, необходимо применять методы изучения межличностных отношений и групповой деятельности в учебном классе или балетной труппе. Основными методами являются: социометрические, гомеостатиче-ские, взаимных оценок отношений между учеником и учителем, артистом балета и репетитором, солистами балета и кордебалетом [4, с. 31, 32].
В основе педагогической деятельности лежит взаимодействие обучающего и обучаемого, которые могут выступать как субъект и объект или как субъект и субъект, а в качестве объекта или субъекта творческого педагогического процесса может выступать как отдельный индивид, так и коллектив [1, с. 22].
Отсюда, как отмечает Д. Зайфферт, межличностные отношения в творческом коллективе очень многообразны. Нередко в таком коллективе развиваются такие негативные отношения как
зависть, ревность и ненависть к другому ученику или даже педагогу. Эти явления необходимо искоренять как можно быстрее, и это задача не только педагога или руководителя, но и коллектива, который должен брать на себя определенную ответственность для урегулирования благоприятных отношений и создания творческой атмосферы. Как отмечает автор далее: «Класс/ коллектив с течением времени должен брать на себя ответственность:
а) по отношению к каждому в отдельности, к его поведению;
б) по отношению ко всему коллективу;
в) по отношению к педагогу/ хореографу.
Далее автор данного исследования, имеющий
многолетний педагогический опыт деятельности в учебных и театральных хореографических коллективах, приводит целый ряд примеров тех или иных возникающих конфликтов и пути их преодоления. В конце данного раздела учебного пособия приводится исчерпывающее заключение: «Воспитание в танце - это воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива» [2, с. 33, 34].
В следующем разделе учебного пособия, который озаглавлен: «Состав класса/ коллектива», автор подробно исследует основные группы учеников или танцовщиков в творческом коллективе. Здесь выделяются три основные группы.
Первая - руководящее ядро. Эта группа характеризуется исследователем как самая надежная и преданная своему наставнику, наиболее активная внимательная и усердная в обучении. Здесь же автором подчеркивается, что эта группа является и самой важной и любимой для педагога- хореографа. Однако, он предостерегает от того, чтобы членам этой группы предоставлялись те или иные привилегии, в связи с тем, что в таком случае, другие члены коллектива могут завидовать, невзлюбить этих «любимчиков», что может негативно сказаться на микроклимате всего коллектива и даже, отношениях с педагогом.
Вторая выделенная группа - резерв. Это так называемые «середнячки», которые трудятся в меру сил, но не слишком перегружают себя, отсюда и результаты их деятельности средние, однако все они довольно послушны, в меру активны, но ничем не выделяются и не используют до конца свой природный потенциал. Нередко эта группа по своему количеству является самой многочисленной. Поэтому, педагогу необходимо попытаться объединить их с членами первой группы, используя различные педагогические методы и приемы.
Третью группу автор называет - все остальные. Эта группа учеников, как правило, самая малочисленная, но и самая проблемная, так как требует много времени и пристального внимания педагога. В эту группу чаще всего вливаются новые члены коллектива, которые еще должны привыкнуть или те ученики, у которых так называемый «трудный» характер и они пока не определились со свои местом в новых для них условиях. Главной задачей педагогов/ хореографов является бы-
страя интеграция членов этой группы в коллектив, включение их в интересную совместную творческую работу не обращая внимание на их личные, нередко негативные, качества или склонности, так как отдельные члены этой группы учеников могут испортить общую атмосферу в коллективе. Здесь должны быть задействованы все педагогические знания и талант руководителя. Необходимо привлечь к работе руководителя коллектива, так называемый «резерв» и «руководящее ядро». Как отмечает далее исследователь, такой педагогический прием, позитивно сказывается на укреплении связей внутри всего коллектива, так как у ряда учеников, которые условно отнесены в группу «резерв» может развиться чувство сопричастности, ответственности за благоприятный климат в коллективе. Отсюда, автором учебного пособия выявляются две параллельные возможности педагогического воздействия на коллектив:
1) Педагог/ хореограф влияет на коллектив;
2) Класс/ коллектив в целом влияет на членов своего коллектива.
Далее автором делается вывод: чем эффективнее и быстрее срабатывает второй вариант и чем значительнее положительное влияние коллектива, тем меньше остается работы у педагога по выстраиванию межличностных отношений и налаживанию дисциплины в коллективе. В этом случае сами члены коллектива берут на себя ответственность за создание благоприятного климата в творческом коллективе и, выстраивая здоровые межличностные отношения, сплачиваются и быстрее приближаются к поставленным целям [2, с. 34-36].
Красной нитью во всем труде Дитмара Зайф-ферта проходит мысль о том, что основными задачами всего обучения, образования и воспитания творческой личности средствами хореографического искусства, наряду с развитием и совершенствованием его специальных физических данных и природных возможностей, развитием танцевальной техники и артистизма, является воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека.
Целый ряд выдающихся русских педагогов таких как: А.Я. Ваганова, М.Т. Семенова, В.И. Пономарев, Н.И. Тарасов, П.А. Гусев и др. прививали своим ученикам, помимо владения профессиональной исполнительской подготовкой, умение осознано создавать яркий выразительный художественный образ в хореографическом произведении, владеть многогранной палитрой актерской выразительности. В современном хореографическом образовании необходимо продолжать развивать эти традиции, искать новые подходы в обучении, в связи с происходящими процессами глобализации и размыванием таких базовых понятий как, «духовные традиции» и «духовные ценности». В настоящее время на смену авторитарной педагогике приходят принципы гуманистической педагогики - сотрудничества, поощрения и приятия самовыражения творческой личности, личностный подход к ученику.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
В связи с этим, так важны научные изыскания в области педагогики и психологии танцевального искусства, представленные в учебном пособии выдающегося современного творческого деятеля, ученого, хореографа- практика, профессора Дитмара Зайфферта. Применение, рассмотренных в учебном пособии Д. Зайфферта основных педагогических методов и подходов в обучении хореографии, помогает студентам - магистрантам не только глубже постигать психолого - педагогические процессы в творческой деятельности, но и применять их в своей экспериментальной работе при написании магистерских диссертаций по направлению подготовки: «Педагогическое образование» «Хореографическое образование».
Литература
1. Дубских Т.М. Народно-сценический танец / Т.М. Дубских. - СПб.: Издательство «Лань», Издание «Планета музыки», 2018.- 112 с.
2. Зайферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайферт. - СПб.: Издательство «Лань», Издание «Планета музыки», 2012.- 128 с.
3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. -М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008.490 с.
4. Соковикова Н.В. Психология балета / Н.В. Со-ковикова. - Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012.- 330 с.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т.: т. 5 / К.Д. Ушинский. - Москва: Педагогика, 1990.- 526 с.
CONTRIBUTION OF THE OUTSTANDING GERMAN CHOREOGRAPHER DIETMAR SEIFFERT TO THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF CHOREOGRAPHIC ART
Buksikova O.B.
Belgorod state Institute of arts and culture
The article analyzes the contribution of the famous German teacher and choreographer D. Seiffert to the development of traditional and modern approaches in the pedagogy and psychology of dance art. Some problems of creative and psychological - pedagogical nature in the process of teaching choreography are considered: education, upbringing, social factors, etc. The significance of D. Seiffert's work «pedagogy and psychology of dance. Notes of the choreographer» for the development of a fairly young, but successfully developing science - the psychology of dance activity. The main focus of his research is D. Seiffert focuses on the following issues: dialectical unity of the processes of education and upbringing in dance activity; identification of the main methods of pedagogical influence in the process of training a choreographer; methods of building the entire educational process; features of the pedagogical process in collective activity. The article also States that in modern choreographic education it is necessary to develop the best traditions laid down by well - known teachers-practitioners in the field of choreographic education, as well as to look for new approaches to teaching, in connection with the ongoing processes of globalization and the erosion of such basic concepts as «spiritual traditions» and «spiritual values».
Keywords: pedagogy and psychology of choreography, methods of education, training, creativity, team, personality, aesthetic and spiritual development.
References
1. Dubskikh T.M. Folk stage dance / T.M. Dubskikh. - SPb.: Publishing house "Lan", Publishing "Planet of Music", 2018.- 112 p. [in Russian].
2. Seifert D. Pedagogy and psychology of dance. Choreographer's Notes / D. Seifert. - SPb.: Publishing house "Lan", Publishing "Planet of Music", 2012.- 128 p. [in Russian].
3. Petrushin V.I. Psychology and pedagogy of artistic creativity / V.I. Petrushin. - M.: Academic project, Gaudeamus, 2008.- 490 p. [in Russian].
4. Sokovikova N.V. Ballet psychology / N.V. Sokovikov. - Novosibirsk: Novosibirsk Publishing House, 2012.- 330 p. [in Russian].
5. Ushinsky KD Pedagogical works: in 6 volumes: v. 5 / KD Ushin-sky. - Moscow: Pedagogy, 1990.- 526 p. [in Russian].
о с
u
СЭ CM
о
CM