Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/96PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гришкова Б. А. Педагогические основы профессиональной подготовки хореографов (балетмейстеров) на примере кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/96PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Grishkova B.A. (2019). Pedagogical foundations of the professional training of choreographers (choreographers) using the example of the department of directing ballet of the St. Petersburg State Conservatory named after N.A. Rimsky-Korsakov. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/96PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 378.147 ГРНТИ 14.35.09
Гришкова Бао Александровна
МБУК «Городской культурный центр», Псков, Россия Балетмейстер вышей категории Аспирант E-mail: [email protected]
Педагогические основы профессиональной подготовки хореографов (балетмейстеров) на примере кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
Аннотация. Актуальность данной публикации объясняется тем, что научных исследований, посвященных изучению особенностей подготовки, педагогическим основам профессионального обучения хореографов (балетмейстеров), обуславливающих специфику процесса приобретения профессиональных компетенций и становления компетентности этих специалистов, как вид профессиональной деятельности преподавателей - до сих пор не проводилось.
Бесценный опыт кафедры режиссуры балета, заложенный Ф.В. Лопуховым, имеет коллектив последователей, которые продолжают работать по принципам великого учителя (более 50 лет). Но этот опыт не доступен профессиональному кругу в области хореографического искусства. Это значит, что передать опыт в обучении создания балетных спектаклей, - не представляется возможным.
Каждое профессиональное обучение содержит в себе целый комплекс принципов обучения, основанные на методичности, преемственности, последовательности и систематичности процесса подготовки. Кроме того, обоснование выявленных эмпирических закономерностей, доминирующих направлений в подготовке хореографов (балетмейстеров) с точки зрения науки означает не только сохранение, а, главное, дальнейшее развитие процесса подготовки балетмейстеров (хореографов). Исторически сложившаяся мощная профессиональная педагогическая традиция подготовки хореографов (балетмейстеров) настоятельно требует научно-теоретической и научно-методической систематизации.
https:// mir-nauki. com
В статье приводятся базисные положения технологии обучения, состоящей из практических занятий и включающей систему заданий для самостоятельного выполнения обучающимися, как фактора становления их как специалистов, а также разработку методических рекомендаций для преподавателей высшей школы по организации учебного процесса по курсу «Искусство балетмейстера».
Уникальный опыт деятельности кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова впервые описан с точки зрения дидактики высшей школы.
Ключевые слова: педагогический процесс; профессиональная подготовка; хореографы (балетмейстеры); кафедра режиссуры балета Санкт-Петербургской имени Н.А. Римского-Корсакова
Современными требованиями к специалистам всех областей деятельности является готовность к творческому созидательному продуктивному труду. Балетмейстер - абсолютно креативная профессия. Творчество не предполагает проторенных, четко очерченных путей. Но требует наличия дивергентного и абстрактного мышления, развитое вариативное, системное и экспериментальное мышление, способность к сотрудничеству и работе в команде, быть открытым к новому опыту, позитивному мировосприятию, быть гражданином социума и др.
Народная артистка СССР И.А. Колпакова настаивает: «Мы должны всемерно способствовать развитию балетмейстерских дарований, что безусловно предполагает, наряду с помощью, и взыскательность, и требовательность, и трезвую оценку их труда. Воспитание молодых балетмейстеров - кровное дело не только учебных заведений (я имею в виду Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского и Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, где имеются балетмейстерские отделения), но и наших ведущих коллективов, и каждого из нас. В формировании молодого хореографа, в становлении его творческой индивидуальности» [2, с. 29].
Ф.В. Лопуховым, выдающимся хореографом, балетмейстером в 1962 г. при факультете музыкальной режиссуры Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова была организована кафедра режиссуры балета, им же был разработан первый рабочий учебный план подготовки специалистов в области хореографии и первая рабочая программа основной дисциплины «Мастерство балетмейстера» [3].
Подготовка специалистов по хореографии впервые начинает осуществляться на основе общего музыкального консерваторского образования и тем самым реализует идеи Ф.В. Лопухов об органичной связи танца с музыкой. На кафедре работали и продолжают творить уникальные мастера своего дела: П.А. Гусев; Н.А. Долгушин; Г.Д. Алексидзе; Н.Н. Боярчиков; О.М. Виноградов; Ю.Н. Григорович; А.М. Полубенцев; Э.А. Смирнов; К.М. Сергеев; А.Я. Шелест, Л.В. Якобсон и другие выдающиеся мастера в области балета, многие из них в свое время были выпускниками консерватории. Подготовка балетмейстеров (хореографов) прошла апробацию своей эффективности. Бесценные традиции, заложенные Ф.В. Лопуховым, имеют последователей, которые продолжают работать по принципам великого учителя более 50 лет.
Аналогичную ситуацию в профессиональной подготовке в ГИТИСе, отмечает В.Ю. Никитин в своём диссертационном исследовании, изучив: «...основные противоречия между эстетикой современного и классического танца, и связанную с этим проблему профессионального образования балетмейстеров, которая была создана Р.В. Захаровым в
[1].
начале 60-х годов. Разработанная им методика профессиональной подготовки балетмейстера является единственной в нашей стране вплоть до настоящего времени» [4, с. 5].
Т. е. в двух ведущих центрах по профессиональной подготовке балетмейстера, подготовка осуществляется в Российском институте театрального искусства - ГИТИС на основе трудов Р.В. Захарова, а в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова - Ф.В. Лопуховым.
Каждое профессиональное обучение содержит в себе целый комплекс принципов обучения, обусловленные методичностью, преемственностью, последовательностью и систематичностью процесса подготовки. Выявление педагогических основ, определение закономерностей, доминирующих направлений в подготовке хореографов (балетмейстеров) с точки зрения науки означает не только сохранение, а, главное, дальнейшее развитие процесса подготовки специалистов специфической и особенной профессии.
Таблица 1
Исторически сложившиеся педагогические принципы, имеющее применение в педагогике балета [5]
№ Принцип: автор, название Применимость к балетному искусству
1 Я.А. Коменский: природосообразность гармония телосложения: выразительность жестов, осанка, грация, верный слух, сила, прилежание, выработанные навыки исполнения движений, выворотность
2 А. Дистервег: 33 дидактических правила «12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой! 13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников» [74, с. 67]
Общими дидактическими педагогическими принципами подготовки балетмейстеров являются исторически сложившиеся требования, предъявляемые к занимающимся балетом. Это закон обусловленности целей, содержания и методов обучения специфичные для этого искусства; характерность движений классического танца, техничность, выразительность; закон взаимосвязи теории и практики в обучении; временной период обучения; закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. У их истоков стоял Ш. Дидло и определил к процессу подготовки исполнителей, но при этом обозначил как задачи, стоящие перед балетмейстерами [6].
Целью исследования является изучение общих дидактических принципов, которые исторически сложились как требования, предъявляемые к обучению балету, но в современном педагогическом процессе являются задачами, стоящими перед хореографами (балетмейстерами) и впервые представлены как имеющиеся в дидактике обучения хореографическому искусству в высшей школе.
Технологической базой реализации модели подготовки хореографов (балетмейстеров) выступает педагогическая технология, обеспечивающая условия совершенствования образовательного процесса высшей школы средствами анализа, обобщения и фиксации имеющегося уникального опыта кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Данная модель, а не просто технология обучения определена на основании того, что в процессе обучения изучаются все темы, заявленные в Рабочей программе учебной дисциплины, но наполнение их доминирующего содержания, организация учебной деятельности у каждого МАСТЕРА, ведущего курс - своя, авторская, уникальная и неповторимая.
Основные положения модели:
• подготовка хореографов (балетмейстеров) представляет собой целостную многокомпонентную систему - «единораздельную целостность», базирующуюся
на системном подходе к содержанию, формам и методам образования. Она обеспечивает сопряжение объединяющихся наук и искусств в междисциплинарном коммуникативном взаимодействии участников образовательного процесса;
• формирование таких специалистов как хореограф (балетмейстер) является процессом не просто обучения, а именно процессом подготовки специалиста, его развития как творца;
• составляющими образовательного пространства подготовки хореографов (балетмейстеров) являются принципы общей педагогики, обеспечивающие содержание учебного материала. Данное положение потребовало разработки и обоснование тем изучения, которые также снабжены методическими рекомендациями для преподавателей, как педагогические основы организации учебного процесса;
• положение о целостности учебного процесса и творческого развития обосновали разработку заданий для самостоятельной работы студентов;
• функционирование технологии основано на коммуникативных, информационных и личностных структурах взаимосодействия преподавателя и студентов, обеспечивая индивидуальный подход;
• традиции полифункциональности хореографического искусства и данной профессии.
Критериями профессионального мастерства преподавателя, разработанные автором исследования подготовки хореографов (балетмейстеров), выступают готовность строить альтернативные варианты содержания творческих заданий в рамках изучаемой темы, умение насыщать учебный предмет дивергентным с профессией содержанием, определять цели и задачи учебной дисциплины для творческого развития. Создание творческой атмосферы на учебных занятиях формирует творческое отношение к процессу обучения, как со стороны самого преподавателя, так и со стороны студентов. Доминирование принципов социально значимого назначения хореографических постановок в содержании учебного материала служит воспитанию художественными образами культурно образованного как будущего зрителя, так и студента - будущего созидателя. Владение методами педагогической диагностики, а не контроля с отметками является гуманным отношением, способствующему раскрытию и творческому развитию, как преподавателя, так и студента.
Для студентов итогом обучения на основании педагогических принципов и научно-методического обеспечения учебного процесса становятся понимание целостности и взаимообусловленности явлений и процессов в профессии и в искусстве; гармонично развитое мышление творца; способность к творческой интерпретации и созданию новых оригинальных произведений; готовность к ответственности за результаты своей деятельности; сформированное профессиональное критическое (не критиканское) мышление, основанное на овладении общекультурными и профессиональными компетенциями.
Процесс обучения в хореографическом образовании ориентирован на формирование мировоззрения в сфере искусства, развитие искусствоведческих знаний, а именно: классического наследия, музыки, живописи, театрального искусства и др. По мнению автора статьи, при подготовке хореографа (балетмейстера) данная закономерность имеет особое значение, отражая специфику их профессиональной деятельности (таблица 2). Они разработаны вследствие анализа литературных источников по дидактике высшей школы и
участия в практических занятиях в качестве ассистента на учебных занятиях, проводимых проф. Боярчиковым Н.Н. [7].
Таблица 2
Отличительные черты традиционного обучения и процесса подготовки хореографов (балетмейстеров)
Параметры Отличительные черты традиционного процесса обучения Значение педагогических принципов при подготовке хореографов (балетмейстеров)
1. Цель Передача знаний, умений и навыков Развитие творческого потенциала, который имеется по факту выбора обучающегося - стать именно хореографом (балетмейстером) и наличествует в нем априори. Найти свой хореографический язык, создать свое художественное образ
2. Методы Объяснительно -иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа Наглядные, объяснительно-иллюстративные, формирующие активность созидательного творческого типа
3. Форма организации Классно-урочная Индивидуальные и групповые занятия, участие в спектаклях и постановочных работах
4. Характер взаимодействия Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения Сотрудничество, взаимосодействие, включенность педагога в творчество обучающегося
5. Критерий эффективности Уровень сформированности знаний, умений и навыков, входящих в образовательный минимум Промежуточный итог: постановка отдельных номеров. Итоговый результат: постановка спектакля
При этом происходят следующие этапы учебного познания (теория развивающего обучения Л.М. Фридмана):
• восприятие объекта;
• осмысление;
• процесс запоминания;
• активное воспроизведение воспринятых и понятых субъектом существенных связей и отношений.
Принципами данной теории, имеющие значение для подготовки хореографа (балетмейстера), являются: обучения; развития; самостоятельности; самоорганизации; коллективизма; ответственности; ролевого участия; психологического обеспечения [8].
То есть, основные характеристики учебной деятельности определяются по смыслу; по форме; по содержанию, как и в дидактике общей педагогики.
Преимуществом построения процесса обучения хореографов (балетмейстеров) на педагогической основе является то доминирующее содержание учебной дисциплины, которое реализуется в педагогическом процессе, фиксируется в Рабочей программе, обеспечивая студенту усвоение основных положений науки, культуры, искусства и конкретного вида деятельности.
В Программе учебной дисциплины «Мастерство балетмейстера» за 1970 год издания, выявленной в ходе исследования, авторами программы обозначены Ф.В. Лопухов и Г.Д. Алексидзе [3]. Других вариантов программы, например такой, в которой автором был бы только Ф.В. Лопухов - в фондах кафедр, библиотеки консерватории - найти не удалось. Допустимо предположить, что единичные экземпляры программы под авторством
Ф.В. Лопухова - имеются в архивах его выдающихся учеников, например, Н.А. Долгушина, и автор не теряет надежды познакомиться с программой Ф.В. Лопухова.
Имеет смысл отметить, что Ф.В. Лопухов безгранично доверял таланту своих учеников, всячески способствовал раскрытию их творческого потенциала. В программе за 1970 год на странице 4 под заголовком «Темы лекций» имеется всего 7 строчек машинописного текста:
1. Специфика балета как синтетического вида сценического произведения.
2. Сравнительный анализ лучших из сохранившихся в репертуаре хореографических произведений - классических и современных - в их историческом развитии /жанры, стили, драматургия формы, выразительные приёмы и средства. (Написание по программе 1970 г.).
3. Вводные лекции по циклам практических занятий.
Дальше в тексте идет часть 2 - Практическая.
Благодаря представившейся возможности заниматься, а затем ассистировать на проводимых занятиях у выдающегося ученика Н.Н. Боярчикова, именитого учителя Ф.В. Лопухова, как и других замечательных учителей: А.М. Полубенцева, Э.А. Смирнова, Г.А. Ковтуна, автору исследования удалось составить «Тематический план занятий по курсу «Искусство балетмейстера», рассчитанный на обучение в течение 5 лет, завершающийся выпускной квалификационной работой в виде самостоятельной авторской постановки. Тем самым была проделана значительная работа по сохранению опыта подготовки балетмейстера на кафедре режиссуры балета консерватории. При этом необходимо отметить, что занятия по искусству балетмейстера проводятся в исключительно творческой атмосфере, в которой фиксировать, что бы то ни было - крайне сложно.
Вся методическая часть программы по курсу «Искусство балетмейстера» была подвергнута строгой экспертизе со стороны Н.Н. Боярчикова, откорректирована и прошла апробацию. Излагается изучение каждой темы за весь период обучения в следующем порядке: обоснование данной темы и количество часов в Учебном плане на её изучение. Цель изучения темы и решаемые при этом задачи. Задания и методика его выполнения.
Несмотря на имеющуюся, составленную в соответствии с требованиями ФГОС ВО 1 Рабочую программу, обучение искусству балетмейстера - всегда авторское. Т. е. отличается наполнением содержания теоретической и практической составляющей, характером их освещения в соответствии с мнением преподавателя-творца, имеющимся у него профессиональным опытом и отражающее личные пристрастия и пр. Но непременным условием является обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Данное положение полностью отвечает принципам подготовки хореографов (балетмейстеров). Мотивации со стороны преподавателя, т. е. поддерживающей интерес студента в обучении, в балетмейстерской подготовке - имеется только как фактор успешности: эпизодически требуется поощрение, чтобы не останавливаться на достигнутом. Искусству хореографа (балетмейстера) можно научиться ТОЛЬКО, если обучающийся осознает себя способным к данному виду творчества: создавать новое, творить. Другого основания в их подготовке нет. В опыте преподавателя имеется деятельность как танцовщика, педагога-репетитора, художественного руководителя прославленных коллективов балетных театров и др. Этот уникальный профессиональный опыт имеется у единиц людей на всей планете. Только этот
1 ФГОС ВО Уровень высшего образования «Бакалавриат» Направление подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. N 6.
опыт и только у этого конкретного человека. В Санкт-Петербургской государственной консерватории обучают мастерству хореографа (балетмейстера), впрочем, как и другим видам искусства, только такие профессора, которые готовы передать свой опыт, чтобы студент превзошел своего учителя на благо искусства [9]. Но для этого студент должен желать получить данный опыт. Обучающиеся, которые не имеют врожденных способностей к весьма специфичному виду деятельности, - не выдерживают процесса обучения, происходит естественный процесс отбора особо одаренных студентов, способных обучаться у выдающихся мастеров своего дела. Данное положение осознает и преподаватель, и студент. На занятиях происходит селекция: мастер выбирает «своего» студента, а студент, в свою очередь, выбирает «своего» мастера. И дальше идет процесс взаимодействия.
Наличие авторских курсов обучения делает выполнение поставленной задачи: выявить и описать доминирующие направления подготовки хореографов (балетмейстеров) -исключительно важной.
Отражением содержания процесса подготовки балетмейстеров на основе педагогических принципов преследуется цель дальнейшего практического применения и развития имеющегося уникального педагогического опыта профессорско-преподавательского коллектива Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Анализ имеющихся результатов исследований и опыт деятельности кафедры режиссуры позволил выделить конкретные диагностические показатели оценивания по каждой теме. Не общие, а именно по каждой изучаемой теме. Имеет смысл отметить, что процесс подготовки хореографов (балетмейстеров) - перманентен и непреходящ: большинство тем эволюцию усвоения имеют в течение всего процесса обучения. Но, тем не менее, если обучающийся при изучении предыдущей темы что-то не понял, не доделал требуемое, - он не сможет выполнить следующие задания по следующей теме.
Система выявленных принципов обеспечивает научно обоснованный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благоприятных условий для обучения.
Выводы
Анализ специфики содержания и организации процесса обучения хореографов (балетмейстеров), целью которого было выявление организации его эффективности и оптимальности, привел к выявлению и обоснованию новой группы педагогических принципов общей для всех тем изучения - профессиональной целенаправленности подготовки специалистов (таблица 2):
А) содержательные принципы обучения, отражают закономерности и связанные с отбором содержания в профессиональной подготовке хореографов (балетмейстеров). Излагаются в иерархии значимости:
Принцип Содержание
1. Фундаментальности и прикладной направленности обучения Сочетание теории и значительного объема практических творческих заданий является основной закономерностью в эффективной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры
2. Научности Смысл педагогических принципов Ф.В. Лопухова; закономерности процессов обучения дидактики высшей школы
3. Воспитывающего обучения В самом расширительном смысле. Осознавание глубокой социальной направленности: каждый творец должен отвечать за те последствия, которые принесут результаты его деятельности обществу. Тем самым у обучающихся воспитывается ответственность
Принцип Содержание
4. Гражданственности Русский классический балет олицетворяет собой национальное достояние России. Ему рукоплещут на самых престижных сценах в мире. Каждый балет, поставленный хореографом (балетмейстером), каждый артист балета - лицо России. Имеет значимость в процессе профессиональной подготовки в хореографическом искусстве в целом
5. Развития профессиональной рефлексии Метод - объяснения выбора обучающимся при каждом выполняемом задании, преследуется две основные цели: проговаривая вслух, студент начинает лучше понимать и осознавать себя. Тем самым, происходит процесс развития обучающегося. Объясняя каждый момент работы над постановкой, происходит процесс научения выражать свои требования к исполнителям: понятно и точно определять цель
Б) организационно-методические принципы обучения, отражают закономерности социального, психологического и педагогического характера профессиональной подготовки хореографов (балетмейстеров). Излагаются в иерархии:
1. Преемственности, последовательности и систематичности обучения.
2. Сознательности и творческой активности, который мы трансформируем в принцип развития творческого потенциала, как наиболее соответствующий задачам высшей школы и, особенно, к подготовке таких специалистов, как хореограф (балетмейстер).
3. Наглядности.
4. Единства группового и индивидуального обучения.
5. Профессиональной результативности и надежности обучения.
6. Соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.
7. Доступности обучения при достаточном уровне его трудности.
8. Прикладной направленности обучения.
Все выше перечисленные принципы являются отражением процесса подготовки специалистов с точки зрения развития творческого потенциала (1) и формирование мышления творца (2). Логика их изложения подтверждает тесную взаимосвязь и синергию общих дидактических педагогических принципов и принципов подготовки специалистов в области хореографического искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русинова С.А. Диагностическое преподавание: технология развития креативности // Процессы модернизации и ценности культуры: Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» 20-22 апреля 2011 г. Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011. 638 с. С. 276-282.
2. Красовская В. Ирина Колпакова // Профили танца. СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. 400 с. С. 175-195.
3. Лопухов Ф.В. Мастерство балетмейстера: Рабочая программа. СПб.: СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова, 1970. 7 с.
4. Никитин В.Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М.: МГУКиИ, 2007. 48 с.
5. Русинова С.А. Воспитание как искусство в российской педагогике - к вопросу становления педагогической диагностики // «Искусство и образование» и «BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION» Журнал теории, методики и практики художественного образования и эстетического воспитания. 25-й год издания. М., 2019. №4 (120) 19. 244 с. С. 172182.
6. Чан Б. Онтогенез педагогических принципов подготовки балетмейстеров в России // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2012. 723 с. С. 682687.
7. Чан Б. Отражение фундаментальных принципов общей педагогики в структуре и содержании учебных программ // Вестник Академии Русского балет имени А.Я. Вагановой СПб.: ФГОУ ВПО «АРБ имени А.Я. Вагановой», 2014. № 31 (1-2). 279 с. С. 102-109.
8. Фридман Л.М. Основы проблемологии. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Либроком, 2009. 217 с.
9. Здесь музыка венчает танец: 50 лет кафедре хореографии / [отв. ред. А.А. Соколов-Каминский]; С.-Петерб. гос. консерватория (акад.) им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: Композитор, 2013. - 318 с.
https:// mir-nauki. com
Grishkova Bao Aleksandrovna
City cultural center, Pskov, Russia E-mail: [email protected]
Pedagogical foundations of the professional training of choreographers (choreographers) using the example of the department of directing ballet of the St. Petersburg State Conservatory named after N.A. Rimsky-Korsakov
Abstract. The relevance of this publication is explained by the fact that the scientific research devoted to studying of features of preparation, pedagogical bases of vocational education of choreographers (ballet masters), causing specifics of process of acquisition of professional competences and formation of competence of these experts as a type of professional activity of teachers still it was not carried out.
The invaluable experience of department of direction of the ballet put by F.V. Lopukhov - has group of followers who continue to work by the principles of the great teacher (more than 50 years!). And this experience is not available to a professional circle in the field of choreographic art. It means that to pass on experience in training of creation of ballet performances, - it is not possible.
Each vocational education comprises the whole complex of the principles of training, based on methodicalness, continuity, the sequence and systematicity of process of preparation. Besides, justification of the revealed empirical regularities, the dominating directions in training of choreographers (ballet masters) in terms of science means not only preservation, and, the main, further development of process of training of ballet masters (choreographers). Historically developed powerful professional pedagogical tradition of training of choreographers (ballet masters) presses scientific-theoretical and scientific and methodical systematization.
Basic provisions of the technology of training which is consisting of a practical training and including the system of tasks for independent performance by students as factor of their formation as experts and also development of methodical recommendations for teachers of the higher school about the organization of educational process at the rate «Art of the Ballet Master» are given in article.
Unique experience of activity of department of direction of the ballet of the St. Petersburg state conservatory of the Order of Lenin of N.A. Rimsky-Korsakov is for the first time described in terms of didactics of the higher school.
Keywords: pedagogical process; vocational training; choreographers (ballet masters); department of direction of the ballet St. Petersburg name of N.A. Rimsky-Korsakov
https:// mir-nauki. com
REFERENCES
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Rusinova S.A. Diagnostic teaching: technology of creativity development [Diagnostic teaching: technology of development of creativity] // processes of modernization and values of culture: Materials of the XVIII International conference «Child in the modern world. Processes of modernization and values of culture» April 20-22, 2011 St. Petersburg. SPb.: Publishing house of Polytechnical Institute. UN-TA, 2011. 638 p. Pp. 276-282.
Krasovskaya V. Irina Kolpakova [Irina Kolpakova] // dance Profiles. SPb. Academy of Russian ballet named A.Y. Vaganova, 1999. 400 p. Pp. 175-195.
Lopukhov F.V. Mastership of the ballet master [Skill of the ballet master]: working program. SPb.: St. Petersburg state Conservatory named after N.A. Rimsky-Korsakov, 1970. 7 p.
Nikitin V.Yu. Professional and pedagogical training of a ballet master in educational institutions of culture and arts [Professional and pedagogical training of the ballet master in educational institutions of culture and arts]: autoref. dis. ... doctor. PED. sciences. Moscow: Mukii, 2007. 48 p.
Rusinova S.A. Education as art in Russian pedagogy-to the question of formation of pedagogical diagnostics [Education as art in the Russian pedagogics - to an issue of formation of pedagogical diagnostics] // «Art and education» and «BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION» Journal of theory, methodology and practice of art education and aesthetic education. 25th year of publication. Moscow, 2019. No. 4 (120) 19. 244 p. Pp. 172-182.
Chan B. Ontogeny of pedagogical principles of training ballet masters in Russia [Ontogenesis of the pedagogical principles of training of ballet masters in Russia] // Unity of educational space as an interdisciplinary problem: SB. nauch. labours. SPb.: Publishing house of Polytechnical Institute. UN-TA, 2012. 723 p. Pp. 682-687.
Chan B. Reflection of the fundamental principles of General pedagogy in the structure and content of educational programs [Reflection of the fundamental principles of the general pedagogics in structure and contents of training programs] // Bulletin of the Vaganova Academy Of Russian ballet, St. Petersburg.: FGOU VPO «ARB named after A.J. Vaganova», 2014. No. 31 (1-2). 279 p. Pp. 102-109.
Friedman, L.M., Fundamentals of problemlage [Problemologiya bases] Ed. 2nd, ISPR. and additional. Moscow: Librokom, 2009. 217 p.
Here music crowns the dance: 50 years of the Department of choreography [Here music crowns dance: 50 years to department of choreography] / [Rel. edited by A.A. Sokolov-Kaminsky]; S.-Peterb. state Conservatory (Acad.) they. N.A. Rimsky-Korsakov. Saint Petersburg: Composer, 2013. 318 p.