тиям иметь качественные видеоматериалы, а преподавателям скорректировать методику.
Командно-штабные учения — заключительная форма изучения материала многих дисциплин, поэтому они проводятся комплексно с привлечением НПС многих выпускающих кафедр. В дистанционном формате их целесообразно проводить с помощью хорошей дополнительной подготовки, разработки соответствующих методических материалов, обеспеченности современными средствами связи, которые делают возможным проведение видеоконференций.
УМК, находящийся в ЭИОС, должен постоянно обновляться с учетом появления новых нормативных и руководящих документов, разработки современных средств автоматизации, способов обеспечения пожарной безопасности, тесного и прямого общения НПС с обучающимися.
Новые условия не должны сказываться на уровне и качестве образовательного процесса вуза. Они должны служить исходными данными для решения поставленных задач по обеспечению учебного процесса в дистанционной форме обучения на более высоком уровне с применением новых педагогических технологий и средств автоматизации с учетом научно-технического прогресса [4, с. 245].
1. Горбунов А. А., Скрипник И. Л., Воронин С. В. Роль системы дистанционного обучения в современном вузе //
Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2019. № 2 (43). С. 32-37.
2. Leonova N. A., Kaverzneva T. T., Borisova M. A., Skripnick I. L. Integration of Physics Courses and Operating Security Courses in the Education in the Technosphere Safety Area // Proceedings of 2018 17th Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic Complex of the Region. 2018. C. 213-215.
3. Скрипник И. Л. Использование компьютерной технологии обучения для контроля качества профессиональной подготовки в вузе пожарно-технического профиля // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2018. № 3 (27). С. 40-44.
4. Савельев Д. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В. Актуальные вопросы повышения уровня подготовки сотрудников к выполнению профессиональных обязанностей в системе МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб. : С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2017. С. 245-248.
© Марченко М. А., Савельев Д. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В., 2020
УДК 793.3
Науч. спец. 13.00.08
DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-129-133
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ХОРЕОГРАФА К РЕПЕТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема и цель исследования заключается в специфике обоснования готовности студентов-хореографов к репетиционной деятельности. Проведена оценка разработанности предложенной темы исследования в научно-методической литературе по хореографическому искусству и педагогике танца. Цель — выявить и обосновать педагогические условия повышения эффективности выработки навыков репетиционной деятельности у студентов-хореографов в процессе освоения хореографических дисциплин в вузе. Уточнено определение понятия «репетиционная деятельность или репетиционный компонент хореографической деятельности». Выделены четыре основных направления для разработки педагогических условий. Разработан поэтапный алгоритм репетиционной деятельности, что легло в основу педагогических условий профессиональной готовности студента-хореографа.
Ключевые слова: студенты-хореографы, педагогические условия, репетиционная деятельность.
Л. Я. Николаева, Т. В. Сабанцева L. Ya. Nikolaeva, T. V. Sabantseva
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE FUTURE CHOREOGRAPHER'S READINESS FOR REHEARSAL ACTIVITIES
The problem and purpose of the research lies in the specifics of substantiating the readiness of students-choreographers for rehearsal activities. The assessment of the elaboration of the proposed research topic in the scientific and methodological literature on the art of choreography and dance pedagogy is carried out. The aim is to identify and substantiate the pedagogical conditions for increasing the efficiency of developing the skills of rehearsal activity among students-choreographers in the process of mastering choreographic disciplines at the university. The definition of "rehearsal activity or rehearsal component of choreographic activity has been clarified. There are four main directions for the development of pedagogical conditions. A step-by-step algorithm for rehearsal activities has been developed, which formed the basis of the pedagogical conditions for the professional readiness of a student-choreographer.
Keywords: students-choreographers, pedagogical conditions, rehearsal activities.
Современные тенденции модернизации профессионального хореографического образования нацелены на организацию обучения будущих педагогов-хореографов таким образом, чтобы подготовить специалистов, которые будут владеть всеми компонентами хореографической деятельности, такими как постановочная, исполнительская, педагогическая и репетиторская. Для достижения результативности развития каждого компонента хореографической деятельности необходимо разработать педагогические условия, направленные на комплексное формирование профессионально значимых качеств студентов-хореографов.
Таким образом, под понятием «педагогические условия» нами понимается комплекс методов, обеспечивающих эффективное функционирование образовательной среды студента в вузе. Тем более всё чаще в научной литературе встречаются мнения о том, что современная педагогическая подготовка студентов-хореографов должна динамично совершенствоваться, необходимы авторские приемы, способы и методы развития основных компонентов хореографической деятельности. «Современный педагог-хореограф — это человек, который умеет профессионально организовать процесс воспитания своих учащихся» [1, с. 91]. В нашем исследовании мы попытаемся дать полную характеристику репетиторскому компоненту хореографической деятельности, а также разработать педагогические условия его развития в процессе обучения в вузе.
Профессиональная готовность будущего студента-хореографа к репетиторской деятельности предусматривает в первую очередь умение решать профессиональные задачи планирования и организации репетиционного процесса, направленного на повышение исполнительского мастерства участников творческого коллектива.
Рассматривая репетиторскую деятельность педагога-хореографа, необходимо отметить, что в современной науке ей уделяется много внимания. К исследованию этой проблемы обращались теоретики и практики хореографического искусства. Известный балетмейстер и педагог Р. В. Захаров акцентировал свое внимание на изучении сути профессии балетмейстера-репетитора в профессиональных театральных коллективах, преимущественно в балетном театре. Р. В. Захаров писал: «Вот танец сочинен и поставлен. Артисту или группе артистов предстоит его исполнить для зрителей, а это возможно только тогда, когда танец отделан, отработан, отшлифован» [2, с. 26].
Опираясь на труды Р. В. Захарова, И. В. Смирнова, можно охарактеризовать специфику и содержание деятельности балетмейстера-репетитора в творческом коллективе. По мнению авторов, балетмейстер-репетитор «должен не только отработать с исполнителями движения, но и раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения» [3, с. 55]. Далее, автор дает наиболее полную характеристику профессиональной деятельности балетмейстера-репетитора. Согласно высказыванию И. В. Смирнова, «...репетитор должен ясно представлять конечную цель своей работы, четко определить задачу и, исходя из нее, наметить такую последовательность и методику репетиционной работы, которая способствовала бы наиболее быстрому и качественному ее завершению» [3, с. 56].
В коллективном труде Л. В. Бухвостовой, Н. И. Заикина, С. А. Щекотихиной рассматриваются обязанности балетмейстера-репетитора и правила проведения репетиционной работы в любительском хореографическом коллективе. По мнению авторов, балетмейстер-репетитор «разучивает произведение, интерпретирует его, отрабатывает отдельные фрагменты и всё произведение в целом» [4, с. 119]. Ю. Ю. Усачев и А. В. Бугаев рассматривают репетиционный процесс как один из основных этапов постановочной деятельности балетмейстера, необходимый для отработки и корректировки хореографического произведения в целом и отдельных его частей и элементов. Особое значение авторы уделяют работе балетмейстера над эмоциональным состоянием исполнителей, позволяющее артисту воплотить хореографический образ и донести его до зрителя. Как верно отмечают Ю. Ю. Усачев, А. В. Бугаев, «балетмейстер обязан изучить каждого исполнителя, его характер, физиологические и психологические особенности, так как в дальнейшем процесс создания и воплощения художественного образа того или иного произведения осуществляется совместно (балетмейстером и исполнителем)» [5, с. 28].
К определению репетиторства как творческого процесса в классической хореографии обращается в своих трудах И. Г. Есаулов. Автор считает, что «репетиторство как процесс — это приведение в относительно устойчивую живую систему всех компонентов, элементов спектакля (постановки) в их техническом, исполнительском, выразительно-образном качествах, подчиненных одной идеи» [6, с. 201].
Для понимания сущности репетиционного процесса важно пособие профессора Т. Б. Нарской «Основы репетиторской работы в хореографии». По определению автора, «репетиционный процесс — вид совместной деятельности руководителя с исполнителями, направленный на повышение исполнительского уровня и сохранение хореографического произведения» [7, с. 5].
В педагогическом труде М. Н. Юрьевой выявлены и описаны специфические особенности хореографической деятельности студента в образовательной среде вуза культуры и искусств. Автор обосновывает и конкретизирует сущность самостоятельной репетиторской деятельности студента-хореографа как составной части его хореографической деятельности. Репетиторская деятельность студента-хореографа, по мнению М. Н. Юрьевой, «слагается из решений многих исполнительских и педагогических задач: качественная реализация своего балетмейстерского замысла, разучивание композиции танца, хореографического текста, достижение исполнительского ансамбля (темповая, ритмическая и динамическая согласованность) в группе, совершенствование необходимых исполнительских качеств, средств выразительности и т. д.» [8, с. 102].
Таким образом, несмотря на существенный интерес ученых и практиков хореографического искусства, проблема подготовки будущих педагогов-хореографов к репетиторской деятельности в системе высшего профессионального образования по-прежнему в достаточной степени не решена.
На основе проведенного анализа научно-методической литературы и педагогического опыта «репетиторская деятельность или репетиторский компонент хореографичес-
кой деятельности» понимается нами как планируемая самостоятельная работа студентов, выполняемая в специально отведенное для этого время (в основном внеаудиторное) или в процессе осуществления постановочной работы во время учебных занятий, по заданию или при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, что согласуется с определением М. Н. Юрьевой [8, с. 102].
Теоретический анализ и обобщение педагогического опыта позволили нам выделить в процессе формирования готовности будущего педагога-хореографа к репетиционной деятельности в системе высшего профессионального образования четыре ключевых направления:
1. Первое направление — организационно-педагогическое — связано с усвоением студентами-хореографами педагогических приемов и принципов организации и ведения репетиторской деятельности. Педагогическое направление позволяет студентам овладеть навыками планирования репетиционного процесса, применять и анализировать различные педагогические методы в проведении репетиции. Основу обучения репетиционной деятельности студентов-хореографов составляют педагогические принципы, предложенные Я. А. Коменским: систематичность, последовательность, сознательность и активность.
Умение строить репетиционный процесс как составляющую репетиторского компонента предполагает владение студентом-хореографом педагогической техникой, т. е. как способами и средствами управления собой, так и способами воздействия на других, направленными на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с обучающимися.
Следует выделить несколько видов педагогической техники, которую необходимо совершенствовать у студента-хореографа, как будущего педагога-репетитора. Во-первых, это группа средств педагогической техники, связанная с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия. Без контроля этой группы средств репетиторская деятельность покажет низкий уровень профессионального развития, а как следствие, неустойчивый эмоциональный фон педагога-репетитора. Вторая группа включает вербальные (словесные) и невербальные средства, способные эффективно воздействовать на окружающих. К ним относятся:
- техника речи — ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция;
- невербальные средства — владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств, а также хореографической техники.
2. Второе направление — методическое — усвоение репетиционной методики.
3. Третье направление — исполнительское — овладение студентами-хореографами методическими и практическими навыками исполнительского мастерства. Эффективность репетиционной деятельности во многом зависит
от приобретенного в процессе обучения уровня исполнительского мастерства, так как в ходе репетиции студенту-хореографу необходимо самому демонстрировать точное исполнение движений в различные моменты танца, побуждать исполнителей к повышению своего исполнительского мастерства и его корректировке.
Исполнительское мастерство, с точки зрения О. Б. Бук-сиковой, И. А. Климовой, — это сочетание выразительности исполнения и танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста [9, с. 141]. Исполнительское мастерство характеризуется целым рядом параметров: музыкальностью, техничностью, выразительностью и индивидуальностью исполнения танца, но в основе каждого из них находится техника исполнения движений — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и поз [9, с. 142]. Н. И. Тарасов, известный педагог классического танца, считает, что «техника танца — это прежде всего выучка, воспитание всего организма человека — мышц, психики, нервной системы, что невозможно без физической, систематически повторяющейся нагрузки и приобретения необходимых для театральной хореографии двигательных навыков» [10, с. 33-34]. Кроме техники танца, по мнению Н. И. Тарасова, будущий исполнитель «должен овладеть умением создать психологический образ своего героя, научиться актерски работать над ролью» [10, с. 22]. Один из главных элементов актерского мастерства исполнителя — музыкальность. Как считает Н. И. Тарасов, музыкальность будущих исполнителей складывается из трех взаимосвязанных между собой компонентов:
1) способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом;
2) умение сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию, художественно воплощая ее в танце;
3) умение внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике танца [10, с. 25-29].
В системе высшего профессионального образования методические знания и практические навыки исполнительского мастерства студенты приобретают в процессе изучения специальных хореографических дисциплин, таких как «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Исто-рико-бытовой танец», «Современный танец», «Образцы танцевального репертуара» и др. Несмотря на то, что каждая дисциплина имеет свою специфику, основу их преподавания составляет работа над экзерсисом, учебными комбинациями, танцевальными этюдами, различными формами танца, направленными на формирование и совершенствование исполнительского мастерства студентов-хореографов. При освоении навыков исполнительского мастерства, студенты-хореографы овладевают комплексом профессиональных компетенций, которые позволяют им осуществлять самостоятельную репетиционную деятельность.
4. Четвертое направление — практическое — закрепление полученных основных теоретических знаний и практических навыков в репетиционной деятельности. Цель практического направления — формирование навыков самостоятельного проведения студентами-хореографами репетиций (занятий) в творческом коллективе (учебной группе).
Учитывая вышеизложенные направления готовности студента-хореографа к репетиционной деятельности, можно сформировать педагогические условия, способствующие положительной динамики развития студента как педагога-репетитора. Важное условие, на наш взгляд, в репетиционной деятельности студента-хореографа — необходимость поэтапной работы, которая позволит эффективно организовать процесс отработки хореографического произведения и достичь искомого результата:
1. Первый этап — работа студента-хореографа с исполнителями над освоением танцевальной лексики. Задача данного этапа — формирование умений студента-хореографа самостоятельно и методически грамотно работать с движением, активизировать исполнителей к осмысленному и увлеченному восприятию движений, развивать и совершенствовать технику танца. Основной метод работы студента-хореографа — показ и объяснение хореографического текста исполнителям с дальнейшей отработкой этого текста. Показ должен быть четким и выражать эмоционально-смысловое содержание движений, входящих в состав изучаемой хореографической композиции. Для успешного усвоения движений исполнителями необходимо знание студентами-хореографами грамотной музыкально-ритмической раскладки хореографического текста.
2. Второй этап — работа студента-хореографа с исполнителями по использованию сценического пространства и освоению формы построения хореографического номера. Студент-хореограф, выступающий в роли педагога-репетитора, должен научить исполнителей ориентироваться в сценическом пространстве номера, выдерживать рисунок заданной танцевальной композиции, уметь рассчитывать пространство и удерживать интервалы между собой. Кроме того, будущему педагогу-хореографу в процессе работы с исполнителями необходимо соединить проученный ранее хореографический текст и пространственный рисунок танца в единое целое. Особенно сложным для будущего педагога-хореографа становится достижение одновременного исполнения движений в различных построениях, переходах и направлениях.
3. Третий этап — работа студента-хореографа с исполнителями над актерским воплощением хореографического образа. В. Ю. Никитин пишет: «Хореографический текст и технические приемы композиции не должны заслонять главную задачу — создание хореографического образа» [11, с. 470]. Образ в танце практически всегда связан с основной концепцией хореографического номера, которую воплощает хореограф-постановщик. Мы разделяем мнение М. Н. Юрьевой относительно определения основных задач репетиционной деятельности студента-хореографа над образностью и пластической выразительностью исполнителей танца: объясняет качественные характеристики движений, способы и приемы решения исполнительских проблем, раскрывает характер сценического персонажа, стиль, корректирует первоначальный вариант сочинения, определяет степень физической нагрузки исполнителей и т. д. [8, с. 102].
Т. В. Булгакова рассматривает репетиционную отработку хореографических номеров с актерской задачей на материале классического танца. По мнению автора, репетици-
онная отработка включает в себя «правильность подачи хореографического материала, точность формулирования требований к действиям исполнителя для провокации его на подлинное психофизическое существование в рамках предлагаемых обстоятельств, чуткость физического аппарата исполнителя к малейшим изменениям в музыке и драматургии используемого балетного материала» [12, с. 130].
В процессе репетиционной деятельности будущему педагогу-хореографу необходимо учитывать индивидуальные качества исполнителя и движенческие возможности его тела, с помощью которых он создает хореографический образ.
4. Четвертый этап — работа студента-хореографа с исполнителями над отработкой целостного хореографического произведения. С помощью репетиторских способностей студенты-хореографы соединяют в единое целое основные компоненты композиции хореографического произведения и доводят его исполнительский уровень до совершенства.
В процессе обучения репетиционная деятельность студента-хореографа включает в себя следующие организационные формы практических занятий (репетиций):
• индивидуальная репетиционная работа с исполнителями (солистами);
• репетиционная работа с отдельными группами исполнителей;
• репетиционная работа с полным составом исполнителей, задействованных в номере.
Выбор формы практических занятий зависит от содержания основных составляющих хореографического произведения: балетмейстерского замысла, содержания (тема и идея), средств выразительности, лексики, композиционного построения, музыки, стиля и манеры исполнения.
5. Пятый этап — критический анализ самостоятельной репетиторской деятельности студента-хореографа. Конечный результат репетиционной работы студента-хореографа — публичное выступление. Это может быть творческий показ, класс-концерт, конкурс, фестиваль и другие танцевальные проекты.
В процессе формирования у бакалавров-хореографов навыков репетиторской деятельности необходимо учитывать:
1) индивидуальные особенности студента-хореографа и его технические возможности;
2) взаимоотношения партнеров в танце.
Резюмируя сказанное выше, сделаем следующие выводы:
- при разработке педагогических условий формирования готовности будущего педагога-хореографа к репетиционной деятельности в системе высшего профессионального образования необходимо учитывать четыре ключевых направления: организационно-педагогическое, методическое, исполнительское и практическое;
- исходя из этих направлений, нами сформированы педагогические условия, реализуемые поэтапно, каждый из которых имеет свои задачи и методы: первый этап — работа студента-хореографа с исполнителями над освоением танцевальной лексики; второй этап — работа студента-хореографа с исполнителями по использованию сценического пространства и освоению формы построения хореографического номера; третий — работа студента-хореографа
с исполнителями над актерским воплощением хореографического образа; четвертый — работа студента-хореографа с исполнителями над отработкой целостного хореографического произведения и пятый — критический анализ самостоятельной репетиторской деятельности студента-хореографа.
Следуя алгоритму разработанных нами педагогических условий репетиционной деятельности, студент-хореограф, как будущий педагог-репетитор в области хореографического искусства, достигнет положительной динамики в своем творческом и образовательном процессе.
1. Мельникова Е. П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования в высших учебных заведениях культуры и искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 1-2 (79). С. 90-93.
2. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М. : Искусство, 1983. 224 с.
3. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1986. 192 с.
4. Бухвостова Л. В., Заикин Н. И., Щекотихина С. А. Балетмейстер и коллектив : учеб. пособие. Орел : Горизонт, 2014. 250 с.
5. Усачев Ю. Ю., Бугаев А. В. Ключевые характеристики и сущность постановочной практики балетмейстера // Санкт-
Петербургский образовательный вестник. 2016. № 2 (2). С. 26-28.
6. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии : учеб. 2-е изд., стер. СПб. : Лань ; Планета музыки, 2015. 250 с.
7. Нарская Т. Б. Основы репетиторской работы в хореографии : учеб.-метод. пособие. Челябинск : ЧГАКИ, 2013. 38 с.
8. Юрьева М. Н. Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. 2015. № 1 (25). С. 95-106.
9. Буксикова О. Б., Климова И. А. Влияние классического танца на становление исполнительской культуры обучающихся // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 1 (13). С. 140-147.
10. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., испр. и доп. М. : Искусство, 1981. 479 с.
11. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учеб. пособие. 3-е изд., стер. СПб. : Лань ; Планета музыки, 2017. 520 с.
12. Булгакова Т. В. Специальные компетенции преподавателей дисциплины «Актерское мастерство» в системе профессионального хореографического образования // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4 (129). С. 128-131.
© Николаева Л. Я., Сабанцева Т. В., 2020
УДК 37.02:371.48 Науч. спец. 13.00.01
DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-133-136
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА
Статья раскрывает педагогические взгляды Джона Лок-ка, затрагивает принципиально важные вопросы педагогики: изучение роли воспитания, определение цели и образовательных задач, содержание и методы обучения, формирование личности.
Ключевые слова: обучение, воспитание, система, сенсуализм, личность, практицизм.
Т. О. Скрябина Т. О. Skriabina
JOHN LOCKE'S PEDAGOGICAL VIEWS
The article reveals the pedagogical views of John Locke, touches on the main issues of pedagogy: the study of the role of education, the definition of goals and educational tasks, the content and methods of teaching, the formation of personality.
Keywords: training, education, system, sensationalism, personality, practicality.
Идея всестороннего и гармоничного воспитания ребенка созвучна нашему времени, что связано, прежде всего, с обновлением и преодолением устаревших стереотипов, динамическими изменениями во всех сферах общественной жизни. Значительное место в осмыслении проблемы взаимосвязи различных видов воспитания занимают взгляды философа Джона Локка (1632-1704). Изучение педагогического наследия выдающихся педагогов эпохи Просвещения позволяет критически и полно использовать ведущие идеи и опыт прошлого в современных условиях.
Победа буржуазной революции в середине XVII в., становление нового общественного строя в Англии требовали
принципиально нового решения главных вопросов педагогики: разработка педагогических подходов к формированию личности, изучение роли воспитания, определение целей и задач образования, определение содержания и методики обучения. Одной из особенностей Просвещения в Англии был практицизм, он характеризовался выдвижением на первый план принципа полезности, что было обусловлено определенными запросами времени. Во времена Локка социальные изменения, которые произошли в стране, предложили новую концепцию человека как предмета воспитания. Следовательно, можно говорить о своеобразной педагогической революции, которая отразилась в новых взглядах на