Уразымбетов, Дамир Дуйсенович ORCID: 0000-0001-8471-1405 SPIN-код: 4863-5309 e-mail: [email protected] Кандидат искусствоведения, заместитель заведующего кафедрой режиссуры хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова. 050000 Республика Казахстан, Алматы, ул. Панфилова, 127
Damir D. Urazymbetov
ORCID: 0000-0001-8471-1405 SPIN-code: 4863-5309 e-mail: [email protected] PhD (Arts), Deputy Head of the Department of Directing Choreography at the T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts.
127 Panfilov str., Almaty 050000, Republic of Kazakhstan
Минтай Тлеубаев в Ленинградской консерватории (1968-1975)
Минтай Женельевич Тлеубаев (19472009) — выдающийся деятель хореографического искусства Казахстана. Он учился балетмейстерскому искусству в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у больших мастеров, которые оказали значительное влияние на становление личности молодого хореографа. В настоящей работе впервые приводятся архивные документы о годах учебы и работы М. Тлеубаева в Ленинградской консерватории. В статье собраны и проанализированы редкие материалы о спектакле «Болеро» М. Равеля, поставленном М. Тлеубаевым в Оперной студии Ленинградской консерватории.
Ключевые слова: Минтай Тлеубаев, Ленинградская консерватория, Георгий Алексидзе, «Болеро» М. Равеля, Оперная студия Ленинградской консерватории, балетмейстер, казахский балет.
УДК 792.8 ББК 85.335.42
Mintai Tleubayev at the Leningrad Conservatory (1968-1975)
Mintai Tleubayev (1947-2009) is an outstanding figure in the choreographic art of Kazakhstan. He studied choreography art at the Leningrad Rimsky-Korsakov State Conservatory from great masters, who had a strong influence on the personality of the young choreographer. In the article, the unknown archival documents concerning the years of study and work of Tleubayev at the Leningrad conservatory are presented for the first time. In this publication, the author has collected and analysed the rare materials on the Ravel's "Bolero" production staged by Tleubayev at the Opera Studio of the Leningrad conservatory.
Keywords: Mintai Tleubayev, Leningrad conservatory, Georgy Aleksidze, "Bolero" by M. Ravel, Opera Studio of the Leningrad conservatory, choreographer, Kazakh ballet.
DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.007
Дамир Уразымбетов
Минтай Тлеубаев
в Ленинградской консерватории
Поступление в консерваторию. В конце 1950-х—начале 1960-х годов в Ленинграде появились спектакли, которые перевернули представления публики о танце. На сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова1 Ю. Григорович в 1957 году поставил «Каменный цветок» С. Прокофьева, в 1961 году—«Легенду о любви» А. Меликова; И. Бельский — в 1959 году «Берег надежды» А. Петрова, в 1961 году—«Ленинградскую симфонию» на музыку I части Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это были громкие премьеры, заявившие об их авторах как о хореографах-новаторах. Затем последовали годы, когда репертуар включал в себя лишь академическую классику. Ведущие артисты Кировского театра — Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева, Наталья Макарова, Юрий Соловьев и другие — испытывали творческое неудовлетворение. Они активно участвовали в художественном эксперименте «Вечеров камерной музыки и балета», которые проходили на сцене Ленинградской филармонии. Душой «Вечеров...» был Георгий Дмитриевич Алексидзе. Балетмейстер ориентировался на тесную связь с традицией, вместе с тем поощряя поиски нового: «сам человек беспокойный, он всемерно активизировал творческую энергию у коллег» [Барутчева 2005, 34]. Г. Д. Алексид-зе находился в эпицентре культурной жизни Ленинграда, сумев объединить соратников — композиторов, артистов,
1 ГАТОБ имени С. М. Кирова—сегодня Мариинский театр; в те годы его сокращенно называли «Кировский театр».
художников, музыковедов. Он ставил элитарные интеллектуальные миниатюры на музыку классиков и современников.
В 1962 году в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова открылась кафедра балетмейстеров. Основал кафедру Федор Васильевич Лопухов. В числе первых студентов был Г. Д. Алексидзе.
Одним из главных принципов обучения Ф. В. Лопухов считал углубленное изучение музыкальных дисциплин. Основоположник танц-симфо-нии, «вырвавший» балетмейстерское дело из «пут» драматического театра, считал, что только постигая основы музыкальной грамоты, можно стать профессиональным постановщиком. Среди качеств, необходимых хореографу, Ф. В. Лопухов выделял, в первую очередь, дарование, потом — музыкальные познания «почти что в объеме теоретико-композиторского факультета консерватории, ибо вся работа балетмейстера зиждется на музыке» [Лопухов 1972, 148]. О важности музыки для постановщика писал И. Ф. Стравинский, посетивший с гастролями СССР в 1962 году: «Я не знаю, как можно быть балетмейстером, не будучи в первую очередь музыкантом» [Стравинский 1971, 68].
Окончив консерваторию в 1967 году, Г. Д. Алексидзе начал там преподавать [см.: Здесь музыка венчает танец 2013, 93]. Большое влияние на балетмейстера, помимо его первого наставника Ф. В. Лопухова, оказало творчество Дж. Баланчина. Свои художественные взгляды Г. Д. Алек-сидзе оформил в учебную программу «Искусство хореографа», основанную на принципах системности и целостности. В ней процесс обучения искусству балетмейстера-сочинителя представлялся «последовательно четким, без случайностей и стихийных всплесков» [Здесь музыка венчает танец 2013, 94]. Балетмейстер придавал особое значение музыке, ее теоретическим постулатам, историческим закономерностям ее формирования и эволюции музыкальной мысли.
В 1968 году в класс Г. Д. Алексидзе поступил Минтай Тлеубаев — яркий представитель казахской школы хореографии, будущий выдающийся режиссер, балетмейстер и педагог, оказавший значительное влияние на развитие хореографического искусства Казахстана (ил. 1). На вступительных экзаменах абитуриент представил два танца: дуэтно-классический и народный. Тлеубаев сочинил хореографическую композицию на народный кюй «Аксак киик»2, опираясь на фольклорные движения казахского танца. Программу благосклонно встретила приемная комиссия, в составе которой были Ф. В. Лопухов, Н. А. Анисимова, Г. Д. Алексидзе. На этом
2 «Арсац ктк» в переводе с казахского языка «Хромая косуля».
Ил. 1. Минтай Тлеубаев на репетиции. Фото. Алма-Ата. 1976 Fig. 1. Mintai Tleubayev at rehearsal. Photo. Alma-Ata. 1976
экзамене молодой М. Ж. Тлеубаев впервые неординарно интерпретировал кюй, его новаторский подход впоследствии воплотился в крупной форме балетного спектакля «Аксак кулан», который был поставлен в 1975 году3.
В год поступления Тлеубаева в консерваторию заведующим балетмейстерской кафедрой стал П. А. Гусев (ил. 2); профессорско-преподавательский состав кафедры блистал такими именами, как Н. А. Анисимова, И. Д. Вельский, О. М. Берг, Ю. В. Гамалей, И. Д. Гликман, Н. А. Камкова, А. А. Макаров, Н. А. Петрова, Ю. И. Слонимский.
з Подробнее о спектакле см.: [Уразымбетов 2016].
Ил. 2. Минтай Тлеубаев с Петром Гусевым. Фото. 1980-е годы Fig. 2. Mintai Tleubayev with Pyotr Gusev. Photo. 1980s
Первые шаги (1968-1972). Идеи Ф. В. Лопухова о танцевальном симфонизме были восприняты М. Ж. Тлеубаевым органично — его мать была пианисткой, и азы музыки он постиг еще в детстве. Поэтому, работая как балетмейстер, он мог «внимательно следить за вступлением каждого нового голоса в полифоническом сочинении, стремиться постигнуть принцип хореографической полифонии» [Барутчева 2005, 51].
Важнейшей точкой отсчета в творческой концепции и мировоззрении любого балетмейстера остается соотношение музыки и хореографии — привычная всем взаимосвязь акустического и визуального рядов [см.: Барутчева 2005, 7]. Э. С. Барутчева, написавшая монографию о Г. Д. Алек-сидзе и близко общавшаяся с ним, рассказывала, что педагоги выделяли М. Ж. Тлеубаева как талантливого и перспективного студента. Они видели
в нем достойного продолжателя традиций кафедры [см.: Беседа Уразым-бетова с Барутчевой 2016]. Его взросление как художника проходило в атмосфере творческого поиска, в котором эксперимент стоял на первом месте. Г. Д. Алексидзе прививал своим студентам высокую культуру хореографического мышления, веру в классический танец, чистоту помыслов, желание и умение проникнуть в самую суть, глубинные пласты музыки [см.: Барутчева 2005, 23-24]. Многое студенты усвоили от своего педагога, который показывал пример выполнения работы «не формально, погружаясь в изучение материала» [Барутчева 2005, 41].
Большое внимание на своих занятиях Г. Д. Алексидзе уделял творческому наследию М. М. Фокина, Л. Ф. Мясина, А. А. Горского, К. Я. Го-лейзовского, Л. В. Якобсона, предлагая студентам изучать их постановки, понимать их и анализировать. Студенты также сочиняли либретто. При этом педагог настаивал, чтобы зритель понимал все без написанного текста. Он говорил: «Балетное либретто — это картины, которые разворачиваются на основе симфонических форм танца» [Барутчева 2005, 53]. В учебном плане кафедры балетмейстеров существовала дисциплина «Сценарная драматургия балета», которую разработала и преподавала Л. А. Линькова. Она многому научила своих студентов, благодаря чему М. Ж. Тлеубаев стал автором либретто своих балетов, на их основе он ставил спектакли в Ленинграде, Алма-Ате и других городах. Хореограф придавал большое значение либретто и сценарию, тщательно над ними работал и учил этому своих студентов-балетмейстеров.
В годы учебы в Ленинграде Тлеубаев работал с большой отдачей над формированием собственного режиссерского мировоззрения. Вместе с однокурсниками на консерваторских лекциях он изучал хореографию в контексте других, смежных искусств — истории драматического и оперного театра, истории изобразительного искусства, образцов поэзии и прозы, а также истории музыки, вместе с анализом музыкальных форм и чтением партитур. Все свободное от учебы и постановок время М. Ж. Тлеубаев посвящал посещению музеев, концертных залов и театров, экскурсиям по памятным местам Ленинграда.
В студенческих опусах он обращался к музыке советских композиторов, своих современников. Хореограф поставил «Четырехголосную фугу» Р. Щедрина, «Лошадок» А. Мажукова, «Люстры» Г. Гладкова, «Летний сад» О. Хромушина, «Поэму на японскую тему» В. Буяновского, «Рассвет на Неве, или Воспоминание» Л. Балая, «Поезд» Ю. Саульского [см.: Индивидуальный план студента М. Ж. Тлеубаева, 1968-1973 гг.].
Уже в годы учебы М. Тлеубаев работал как балетмейстер в различных творческих коллективах. С 1 марта 1971 года по 12 ноября 1973-го
он руководил студией народного танца в клубе Ленинградского государственного университета4. В сезон 1972/73 года М. Тлеубаев был приглашен в детский театр Дворца культуры имени М. Горького для постановки балета Д. Клебанова «Аистенок», к которому он написал и либретто. Молодой хореограф осуществил постановку танцев в музыкальной сказке «Красная шапочка» М. Раухвергера, премьера которой состоялась в Оперной студии консерватории 11 апреля 1971 года [см.: Театральный Ленинград. Вып. 2, 66]. В 1972 году М. Ж. Тлеубаев сочинил также свою версию «Болеро» М. Равеля. Следует остановиться более подробно на этом спектакле, сведения о котором на сегодняшний день достаточно скудны и в основном ограничиваются лишь упоминаниями о его существовании.
«Болеро» М. Равеля в постановке М. Тлеубаева (1972). К музыке «Болеро», написанной М. Равелем в 1928 году исключительно для хореографического воплощения, обращались многие выдающиеся постановщики, и первым хореографическим автором была Б. Нижинская, создавшая балет для экстравагантной танцовщицы И. Рубинштейн. После Нижин-ской «Болеро» ставили М. Фокин, Л. Мясин, С. Лифарь, А. Долин, Р. Пети, Х. Гранеро, В. Елизарьев и другие. В 1961 году М. Бежар осуществил постановку, ставшую одной из эталонных, и по сей день будоражащую зрителя своей гипнотической силой.
В 1967 году в Алма-Ате «Болеро» поставил Б. Г. Аюханов в созданной им труппе «Молодой балет Алма-Аты», где в первом составе, после окончания хореографического училища, начал работать артистом балета М. Ж. Тлеубаев. Он неоднократно танцевал в этом балете, в том числе и на гастролях труппы по всей территории СССР. Б. Г. Аюханов вспоминал: «Минтай был человеком, который умел дарить себя. Это не каждый может. Он дарил свои планы, не жадничал. Когда Минтай был в классе, я чувствовал себя уверенней, потому что он был еще одним (курсив мой.—Д. У) человеком, который любил свою профессию, был Артистом с большой буквы. Его можно сравнивать с мастерами ленинградского и московского балета. Наш, так сказать, живорожденный мастер, национальный герой» [Беседа Уразымбетова с Аюхановым 2017].
В 1972 году М. Ж. Тлеубаев, будучи еще студентом четвертого курса, создал для Оперной студии консерватории свою версию «Болеро» (ил. 3). Эта постановка долго сохранялась в репертуаре студии, ее исполняли многие артисты труппы. О балете сохранилось очень мало информации.
4 См. запись в Трудовой книжке М. Ж. Тлеубаева // Личный архив М. М. Тлеубаева.
Тем не менее, благодаря изысканиям, проведенным в различных архивных собраниях, удалось восстановить некоторые сведения.
О постановке спектакля «Болеро» упоминается в Списке творческих работ М. Ж. Тлеубаева5, выданном Министерством культуры Казахстана, и в учебном пособии «Прошлое и настоящее хореографического искусства Казахстана» [Уразгалиева, Кремер 2009, 40]. В книге воспоминаний о балетмейстере «Спасибо, Мастер!» кратко затрагивается тема постановок М. Тлеубаевым балетов «Болеро» и «Золотой ключик» на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории: «...спектакли имели прекрасные отзывы и долго шли на сцене театра» [Спасибо, Мастер! 2012, 14].
В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке хранятся несколько экземпляров справочников о театральной жизни Ленинграда конца 1960-х — начала 1970-х годов. В одном из них на странице, посвященной репертуару Оперной студии Ленинградской консерватории, есть следующая запись в колонке «Премьеры»: «Болеро» на музыку М. Равеля. Премьера 15 января 1972 года. Либретто М. Ж. Тлеубаева. Пост[ановка] М. Ж. Тлеубаева. Матадор — М. Ж. Тлеубаев, Девушка — М. А. Хмелева, пикадоры: Г. И. Бабанин, Е. В. Брусберг, С. В. Брус-берг, В. Н. Коршунов, С. К. Фокин, В. Р. Ханин [Театральный Ленинград. Вып. 3, 80].
В сборнике «Мы идем в театр» в статье И. Д. Гликмана6 «Студенческий музыкальный театр», наряду с экскурсом в историю Оперной студии, дается обзор репертуара: «На сцене Оперной студии родились оригинальные хореографические представления, созданные выпускниками-дипломантами балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории» [Гликман 1978, 375-376]. Гликман упоминал, что на немногочисленную, но хорошо подготовленную балетную труппу были поставлены «Треуголка» М. де Фальи в хореографии Ф. И. Бакалова, «Икар» А. А. Чернова (композитора, педагога консерватории) в хореографии Б. Я. Эйфмана и «Болеро» М. Равеля в хореографии М. Ж. Тлеубаева. Автор подчеркивал, что эти постановки выходили далеко за пределы учебных студенческих работ и привлекали внимание любителей балетного искусства.
5 Список творческих работ заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан Тлеубаева Минтая Женельевича. Алматы: Министерство культуры Республики Казахстан, 1995. № 3. 25 сент. 3 с.
6 И. Д. Гликман был одним из педагогов М. Ж. Тлеубаева в Ленинградской консерватории и соавтором его либретто к балету «Русская сказка». Наверняка он тоже, как и Л. А. Линькова, и Г. Д. Алексидзе, помогал своему студенту в написании либретто к спектаклю «Болеро».
Ил. 3. Сцена из балета «Болеро» в Оперной студии Ленинградской консерватории. В центре — Минтай Тлеубаев. Фото. 1972
Fig. 3. A scene from the ballet "Bolero" on the stage of the Opera Studio of the Leningrad Conservatory. In the center — Mintai Tleubayev. Photo. 1972
Выдающийся музыковед Л. Г. Ковнацкая вспоминает: «Я видела „Болеро". В те годы я преподавала на кафедре балетмейстеров. Существовала такая традиция, и она не считалась чем-то зазорным, особенным: это было привычно — открыть двери хореографического класса Оперной студии во время репетиции и посмотреть, что там происходит. Потому что тогда на балетмейстерском отделении происходило едва ли не все самое интересное, в сравнении с другими факультетами консерватории, где я преподавала в свои молодые годы. Я живо помню лица педагогов и замечательных студентов тех лет. <. . . > М. Ж. Тлеубаев вызывал большой интерес у всех, внимание фокусировалось на нем. Я помню, как собиралась публика на те спектакли, в которых выступал он или другие ученики класса Г. Д. Алексидзе» [Беседа Уразымбетова с Ковнацкой 2018].
В личном архиве М. Ж. Тлеубаева сохранились четыре фотографии, на которых запечатлены кадры из его «Болеро». Глядя на снимки, можно определить, что они сделаны любителем балета либо приятелями или
Ил. 4. Сцена из балета «Болеро» в Оперной студии Ленинградской консерватории. Фото. 1972
Fig. 4 A scene from the ballet "Bolero" on the stage of the Opera Studio of the Leningrad Conservatory. Photo. 1972
сокурсниками балетмейстера. Их историческая значимость высока — фотографии воссоздают определенную картину постановки.
М. Ж. Тлеубаев поставил «Болеро» как сюжетный балет с действенным танцем. Учитывая, что в нем заявлены такие персонажи, как Матадор, Девушка, пикадоры, можно предположить, что это был спектакль о любовной истории на основе испанского фольклора. Матадор добивался любви Девушки через танец. Пикадоры и женщины танцевали вокруг. Костюмы типичны для испанского танца и адаптированы для исполнителей балета (ил. 4). У Матадора — белый обтягивающий комбинезон, короткий жилет-болеро, пояс, бахрома, так называемые «лампасы». Пикадоры — в таких же костюмах красного (оранжевого) цвета, в шляпах и со шпагами (копьями). Женщины одеты в длинные платья с широкими подолами с бахромой, на их головах закреплены мантильи.
Если попытаться описать сценографию спектакля, на одном из фото можно разглядеть подобие белого шатра, украшенного узорами и убран-
ного цветами. Виден также небольшой помост или подиум, в центре которого возвышается сам М. Тлеубаев. Танцевальные движения, зафиксированные в кадре, содержат испанские мотивы, созданные на основе характерного и классического танца, как можно понять из фасона костюмов и стиля балетмейстерских решений.
Спектакль «Болеро» прочно вошел в репертуар Оперной студии консерватории и пользовался большим успехом у зрителя. Анализируя найденные материалы, можно заключить, что балет был поставлен М. Тлеу-баевым как зрелищный, композиционно завершенный, обладающий различными рисунками танца и перестроениями, яркими и характерными движениями. К сожалению, обнаруженных источников пока недостаточно для восстановления полноценной картины. Возможно, в будущем откроются новые сведения о спектакле «Болеро» в постановке М. Тлеубаева.
Окончание учебы (1973). За годы учебы М. Ж. Тлеубаев зарекомендовал себя ответственным и перспективным студентом. Он быстро адаптировался к новым условиям и включался в творческий процесс, умея организовывать людей и руководить ими. Приобретенные теоретические знания, практика сочинения собственных хореографических постановок и большое стремление к развитию дали ценный опыт балетмейстеру в его профессиональном становлении. Дипломной работой Тлеубаева стали композиции, сочиненные для спектакля Московского мюзик-холла «„Красная стрела" прибывает в Москву», где хореографические номера исполнял балетный ансамбль «Радуга». М. Ж. Тлеубаев создал следующие танцы:
1. «Люстры» на музыку Г. Гладкова;
2. «Лошадки» на музыку А. Мажукова;
3. «Водоросли», «Танец с дельфинами», «Спортивный танец» на музыку Ю. Саульского;
4. Фантазия на испанскую тему (музыка народная);
5. «Вагончики» на музыку Ю. Саульского;
6. Танцевальное сопровождение фельетона «Мода» на музыку В. Руба-шевского.
Художественный совет Московского Мюзик-холла, в составе которого были С. Н. Звягина, П. О. Хомский, М. М. Жванецкий, С. С. Мандель, 1 августа 1973 года так аттестовал работу М. Ж. Тлеубаева: «Все <. . . > постановки отличаются интересной выдумкой балетмейстера, [являются] оригинальными по композиции, ярко индивидуальными по лексике,
в которой умело сочетаются элементы классического танца, народно-характерного и пантомимы» [Архив СПбГК. Д. 1965].
Директор Московского Мюзик-холла, главный балетмейстер театра С. Н. Звягина написала заведующему кафедрой П. А. Гусеву положительное письмо о его выпускнике: «Дирекция и художественное руководство <...> просят Вас довести до сведения руководства консерватории высокий отзыв, полученный М. Ж. Тлеубаевым в Москве, благодаря его полезной и интересной работе» [Архив СПбГК. Д. 1965].
Протокол заседания Государственной экзаменационной комиссии от 3 сентября 1973 года гласил: «М. Ж. Тлеубаев сочинил и поставил в новой программе Московского Мюзик-холла шесть массовых танцевальных номеров [—] классических, народно-характерных и гротесковых. По времени и художественной значимости это целое отделение балетного концерта» [Архив СПбГК. Д. 1965]. Комиссия в составе П. А. Гусева, А. А. Макарова, И. Д. Бельского, О. М. Берг под председательством Б. Я. Брегвадзе единогласно проголосовала за оценку «отлично».
Блестяще окончив Ленинградскую консерваторию и получив положительные отзывы на дипломную работу, М. Ж. Тлеубаев, по приглашению главного балетмейстера Оперной студии Н. Р. Миримановой, приступил к постановке двухактного балета «Золотой ключик» М. Вайнберга. Из-за повестки, пришедшей из военкомата, хореограф не успевал довести проект до конца: незавершенными оставались финальные сцены балета. В письме в Алма-Ату—к матери, Толкун Тлеубаевой,— Тлеубаев писал: «Когда я буду служить в Ленинграде, то каждый вечер буду свободен — мне будут давать увольнительные домой, тогда я и доставлю спектакль». В одном из писем Тлеубаев сообщал, что «сдача будет 29 апреля. А премьера где-то в мае месяце» [Письма М. Ж. Тлеубаева к матери 1973-1974]. В другом письме он назвал точную дату: «Спектакль я доставил. 27 апреля будет премьера. Я не буду на ней, у нас поездка [с армейским ансамблем]» [Письма М. Ж. Тлеубаева к матери 1973-1974]. Таким образом, премьера балета состоялась 27 апреля 1974 года7.
Работа в Ленинградской консерватории (1974-1975). Осенью 1973 года, перед призывом в армию, М. Ж. Тлеубаев писал матери: «Я поставил два номера. Один для Всероссийского конкурса, а другой — для Всесоюзного
7 Спектакль шел в Оперной студии около двадцати лет, был также поставлен Д. Сергеевым и Э. Смирновым в московских труппах. Подробнее о спектакле см.: [Уразым-бетов 2017].
конкурса. <. . . > Я ходил и говорил Серебрякову8, чтобы он сделал мне отсрочку, но он ничего не смог сделать и меня забрали в армию с 15 ноября [1973 года]» [Письма М. Ж. Тлеубаева к матери 1973-1974]. Балетмейстер служил в балетной труппе Ансамбля песни и пляски Ленинграда до 11 декабря 1974 года. В составе коллектива он ездил на гастроли. Тлеубаев писал: «С 15 января [ансамбль] едет в Австралию, а затем в Японию на 3 месяца. Я тоже поеду» [Письма М. Ж. Тлеубаева к матери 1973-1974].
После службы в армии его пригласили работать в Ленинградскую консерваторию преподавателем дисциплины «Искусство хореографа». В личном деле Тлеубаева, хранящемся в архиве, сделана запись о том, что 12 декабря 1974 года он временно принят «на почасовую оплату преподавателем кафедры балетмейстеров с нагр [узкой] 400 ч. в год» [Архив СПбГК. Д. 2167]. Он активно приступил к преподавательской деятельности, продолжая развивать теоретические и творческие идеи своих педагогов — Г. Д. Алексидзе, Ф. В. Лопухова, Ю. И. Слонимского. Первыми студентами М. Ж. Тлеубаева стали Д. А. Авдыш, Д. О. Тхоржевский и другие. Одновременно с преподавательской деятельностью Тлеубаев ставил хореографические миниатюры и концертные программы в различных ленинградских коллективах и в Оперной студии консерватории.
Министерство культуры Казахстана было весьма заинтересовано в молодом специалисте. Так, одной из телеграмм М. Ж. Тлеубаева приглашали на должность главного балетмейстера в Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР. На имя ректора П. А. Серебрякова за подписью заместителя министра культуры Ж. Е. Еркимбекова поступала телеграмма следующего содержания: «Минкультуры Казахстана настаивает (курсив мой.—Д. У) [на] приезде [на] работу выпускника Минт[ая Тлеуб]аева согласно месту назначения». На обратной стороне листа значится карандашом: «Ответ выслан 17/У-73 года (Гусев)» [Архив СПбГК. Д. 434].
Видимо, М. Ж. Тлеубаев решил не ехать — у него уже была семья, сын, складывалась творческая деятельность, открывающая хорошие перспективы. Но 30 января 1975 года в Ленинградскую консерваторию пришло очередное официальное письмо: «Учитывая необеспеченность учреждений искусства балетмейстерскими кадрами, Министерство культуры КазССР просит Вас направить выпускника вашей консерватории Минтая
8 Павел Алексеевич Серебряков (1909-1977) — советский пианист, педагог, ректор Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 19381951 и 1961-1977 годах.
Тлеубаева в распоряжение Министерства культуры КазССР. Балетмейстер М. Ж. Тлеубаев будет использован по специальности в Казахском академическом театре оперы и балета им. Абая <...>. Убедительно просим помочь в выезде М. Ж. Тлеубаева на постоянную работу в Казахстан. Министр М. Б. Базарбаев» [Архив СПбГК. Д. 434]. 5 апреля 1975 года Тлеу-баев уволился «по собственному желанию» из Ленинградской консерватории, приняв решение переехать в Алма-Ату. Студенты М. Ж. Тлеубаева перешли к молодому педагогу А. М. Полубенцеву, окончившему консерваторию в 1975 году.
К преподавательской деятельности М. Ж. Тлеубаев вернулся только через 20 лет (в возрасте 47 лет), когда в 1995 году был приглашен в качестве мастера курса по дисциплине «Искусство балетмейстера» в Высшую школу хореографии — ныне факультет хореографии Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова. Здесь он работал до конца жизни, выпустив 28 режиссеров-хореографов, многие из которых продолжают свою деятельность в сфере искусства.
Послесловие. В родной город молодой балетмейстер приехал с массой творческих идей, обогащенный знаниями и опытом. Школа Ленинградской консерватории сформировала в нем профессиональное мастерство, эстетический вкус и высокие критерии творчества. М. Ж. Тлеубаев работал в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая с 1975 по 1990 год (в период 1985-1990 годов в должности главного балетмейстера), осуществив на его сцене постановку девяти балетов9, а также танцев в восемнадцати оперных спектаклях, включая балетный акт в опере «Фауст» Ш. Гуно10. Помимо этого, он создал множество хореографических миниатюр для Алматинского хореографического училища имени А. В. Селезнёва, для Ташкентского (Узбекистан) и Фрунзенского (Кыргызстан) хореографических училищ, для детских танцевальных коллективов [см.: Беседа М. Ж. Тлеубаева и О. Б. Шубладзе 2009]. В 1985 году М. Ж. Тлеубаев (вместе с С. А. Михлиным) руководил группой казахстанских постановщиков на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
После ухода из Государственного академического театра оперы и балета имени Абая (г. Алма-Ата) в 1990 году, М. Ж. Тлеубаев продолжил свою
9 Балеты «Русская сказка», «Аксак кулан», «Брат мой, Маугли», «Три поросенка», «Доктор Айболит», «Прощание с Петербургом» и другие.
ю В репертуаре театра постановка в хореографии М. Ж. Тлеубаева сохраняется до сих пор.
деятельность в качестве режиссера и балетмейстера больших массовых мероприятий. Он был главным режиссером и главным балетмейстером свыше 100 массовых мероприятий [см.: Спасибо, Мастер! 2010, 135], среди которых:
— Театрализованное представление, приуроченное к 100-летию г. Ку-станая (Кустанай, 1979),
— Презентация новой столицы (Астана, 1998),
— 1500-летие г. Туркестан (Туркестан, 2000),
— Театрализованное представление в рамках Х сессии Ассамблеи народов Казахстана (Астана, 2003),
— церемонии открытии и закрытия года Казахстана в России (Москва, 2004),
— Инаугурация президента Казахстана Н. А. Назарбаева (Астана, 2006),
— Год Абая в России (Москва, 2006),
— Шанхайская организация сотрудничества (Шанхай, 2006; Бишкек, 2007),
— церемонии открытия и закрытия года Казахстана в Украине (Киев, 2007),
— Фестиваль культуры Казахстана в Японии (Токио, 2008).
В эти постановки он вносил множество оригинальных находок и приемов, демонстрируя умение работать с большим количеством людей, организовывать слаженную и четкую работу команды.
В 1993 году М. Ж. Тлеубаев стоял у истоков основания фольклорно-хореографического ансамбля «Акку» («Лебедь») при Карагандинской областной филармонии, где осуществил постановку целой концертной программы. Среди них — «Акку» на музыку Сугира Алиулы, «Ынгайток» («Легкий») на народную мелодию «Сары озен» («Желтая река»), «Кииз басу» («Кошмоваляние») на музыку Нургисы Тлендиева, «Кос алка» («Два ожерелья») на музыку Даулеткерея Шигайулы, «Балбыраун» на музыку Курмангазы Сагырбайулы, «Карлыгаш» («Ласточка») на музыку Ахмета Жубанова и другие композиции. «Акку» до сих пор исполняется в карагандинском ансамбле.
В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы балетмейстер вел «Курс пластического воспитания» у будущих солистов оперы.
М. Ж. Тлеубаев (1947-2009) стал одной из наиболее видных фигур в балетмейстерском искусстве Казахстана, обозначив своим творчеством художественные вершины и поиски, новаторские решения и почитание
традиций, а также большой вклад в развитие международных культурных связей. Выдающаяся киргизская балерина Айсулу Токомбаева вспоминала время работы с Минтаем Тлеубаевым: «Это человек, который был беззаветно предан профессии, очень любил ее и относился к ней так самозабвенно, что это естественно передавалось тем, кто находился с ним рядом. Воспоминания о нем остались очень теплые, очень сердечные, но где-то грустные, потому что его рядом с нами нет» [Беседа Уразымбе-това с Токомбаевой 2015].
Архивные источники
Архив Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (СПбГК)
Личные дела студентов за 1973 год. Т-У Архив СПбГК. Д. 434.
Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих
Оперной студии за 1975 год. Т-Я. Архив СПбГК. Д. 2167. Протоколы заседания государственной экзаменационной комиссии факультета балетмейстеров за 1973/74 уч. г. Архив СПбГК. Д. 1965.
Личный архив Майлена Минтаевича Тлеубаева
Письма М. Тлеубаева к матери. Ленинград и Ленинградская область, 1973-1974 гг. Беседа М. Ж. Тлеубаева с О. Б. Шубладзе (Алматы, 2009).
Индивидуальный план студента М. Ж. Тлеубаева (Ленинградская государственная
консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1968-1973 гг.). Трудовая книжка М. Ж. Тлеубаева. Фотоархив М. Ж. Тлеубаева.
Личный архив автора статьи
Беседа с А. А. Токомбаевой. Алматы. 25 ноября 2015. Беседа с Б. Г. Аюхановым. Алматы. 10 января 2017. Беседа с Л. Г. Ковнацкой. Санкт-Петербург. 24 октября 2018. Беседа с Э. С. Барутчевой. Санкт-Петербург. 12 ноября 2016.
Литература
Барутчева 2005 — Барутчева Э. С. Георгий Алексидзе: хореограф Божьей милостью.
СПб. : Сударыня, 2005. 208 с. Гликман 1978 — Гликман И. Студенческий музыкальный театр. Оперная студия Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова // Мы идем в театр / Сост. А. А. Литвин. Л. : Лениздат, 1978. 480 с. Здесь музыка венчает танец 2013 — Здесь музыка венчает танец: 50 лет кафедре хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2013. 320 с.
Лопухов 1972 — Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М. : Искусство, 1972. 216 с.
Спасибо, Мастер! 2012 — Спасибо, Мастер! / Под общ. ред. Л. Тихоновой. Алматы : Полиграфия-сервис К°, 2012. 243 с.
Стравинский 1971 — Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / Сост., послесл. и общ. ред. М. С. Друскина. Л. : Музыка, 1971. 415 с.
Театральный Ленинград. Вып. 2 — Театральный Ленинград. Вып. 2. Сезон 1970/71 г.: библиографические и справочные материалы. Л. : ЛГИТМиК, 1976. 202 с.
Театральный Ленинград. Вып. 3 — Театральный Ленинград. Вып. 3. Сезон 1971/72 г.: библиографические и справочные материалы. Л. : ЛГИТМиК, 1976. 198 с.
Уразгалиева, Кремер 2009 — Уразгалиева А. Н., Кремер Л. М. Прошлое и настоящее хореографического искусства Казахстана : учебное пособие. Алматы : КазГосЖенПУ, 2009. 145 с.
Уразымбетов 2016 — Уразымбетов Д. Д. Новаторские поиски Минтая Тлеубаева в национальном балете «Аксак Кулан» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 6 (45). С. 51-61.
Уразымбетов 2017 — Уразымбетов Д. Д. Балет М. Вайнберга «Золотой ключик» в постановке М. Тлеубаева // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 1 (48). С. 58-66.
References
Barutcheva E. S. (2005) Georgiy Aleksidze: khoreograf Bozhey milost'yu [Georgy Aleksidze: Choreographer by the grace of God]. St. Petersburg : Sudarynya. 208 р. In Russian.
Glikman I. (1978) Studencheskiy muzykal'nyi teatr. Opernaya studiya Leningradskoy konservatorii imeni N. A. Rimskogo-Korsakova [Student Music Theatre. Opera studio of the Leningrad N. A. Rimsky-Korsakov Conservatory]. In: My idem v teatr [We go to the theatre]. Comp. by A. A. Litvin. Leningrad : Lenizdat. 480 р. In Russian.
Zdes' muzyka venchaet tanets (2013): 50 let kafedre khoreografii Sankt-Peterburgskoy konservatorii теш N. A. Rimskogo-Korsakova [Here music crowns the dance: 50 years of the Department of Choreography of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov Conservatory]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg. 320 p. In Russian.
Lopukhov F. V (1972) Khoreograficheskie otkrovennosti [Choreographic frankness]. Moscow : Iskusstvo. 216 р.
Spasibo, Master! [Thank you, Master!] (2012). Ed. by L. Tikhonova. Almaty : Poligrafiya-servis K°. 243 р. In Russian.
Stravinskiy I. F. (1971) Dialogi [Dialogues]. Comp. and ed. by M. Druskin. Leningrad : Mu-zyka. 415 р. In Russian.
Teatral'nyi Leningrad [Theater Leningrad]. Iss. 2 (1976): Season 1970-71: bibliograficheskie i spravochnye materialy [bibliographic and reference materials]. Leningrad : LGITMiK. 202 р. In Russian.
Teatral'nyi Leningrad [Theater Leningrad]. Iss. 3 (1976): Season 1971-72: bibliograficheskie i spravochnye materialy [bibliographic and reference materials]. Leningrad : LGITMiK. 198 р. In Russian.
Urazgalieva A. N., Kremer L. M. (2009) Proshloe i nastoyashchee khoreograficheskogo iskusstva Kazakhstana : uchebnoe posobie. [The Past and Present of the Choreographic Art of Kazakhstan : Study Guide]. Almaty : KazGosZhenPU. 145 p. In Russian.
Urazymbetov D. D. (2016) Novatorskie poiski Mintaya Tleubaeva v natsional'nom balete «Aksak Kulan» [The innovative search by Mintai Tleubayev in the national ballet "Aksak Kulan"]. In: Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy. 2016. № 6 (45). P. 51-61. In Russian.
Urazymbetov D. D. (2017) Balet M. Vaynberga "Zolotoy klyuchik" v postanovke M. Tleubaeva [Ballet "Golden Key" composed by M. Weinberg and staged by M. Tleubayev]. In: Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy. 2017. № 1 (48). P. 58-66. In Russian.