Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. СОЧИ'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. СОЧИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / ВНЕДРЕНИЕ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычев Сергей Евгеньевич, Бегеретова Сульета Нурбиевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с внедрением системы показателей и порядком процедуры оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г.Сочи. Определены направления их практической реализации, на основе использования структуризации имущества и методиками внедрения оценки эффективности его использования. Сформулированы рекомендации, направленные на развитие неналоговых доходов бюджета города Сочи посредством внедрения показателей оценки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сычев Сергей Евгеньевич, Бегеретова Сульета Нурбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF MUNICIPAL PROPERTY AND THE FUNCTIONING OF MUNICIPAL ORGANIZATIONS IN SOCHI

The article deals with topical issues related to the introduction of a system of indicators and the procedure for assessing the effectiveness of the use of municipal property and the functioning of municipal organizations in Sochi. The directions of their practical implementation are determined, based on the use of property structuring and methods for implementing the assessment of the effectiveness of its use. Recommendations are formulated aimed at the development of non-tax revenues of the budget of the city of Sochi through the introduction of performance evaluation indicators.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. СОЧИ»

2. Babeshko L.O. Jekonometrika i jekonometricheskoe modelirovanie v Excel i R. Uchebnik [Econometrics and Econometric Modeling in Excel and R. Textbook] Moscow, «INFRA-M» Publ. 2021. 296p.

3. Kapustin E.I. Uroven', kachestvo i obraz zhizni naselenija Rossii [Level, quality and way of life of the population of Russia] Moscow, «Nauka» Publ. 2006. 324p.

4. Suharev O.S. Uroven' i kachestvo zhizni naselenija kak kriterii izmerenija rezul'tatov jekonomicheskogo razvitija [Level and quality of life of the population as criteria for measuring the results of economic development] Moscow, «Jekonomich-eskij analiz, teorija i praktika» Publ. 2012. pp.1-10.

5. Kononova E.E. Ocenka urovnja zhizni naselenija kak faktora formirovani-ja ustojchivogo razvitija socio-jekologo-jekonomicheskoj sistemy Orlovskoj oblasti / M.: Regional'naja jekonomika: teorija i praktika [Estimation of the standard of living of the population as a factor in the formation of sustainable development of the so-cio-ecological-economic system of the Oryol region]. Moscow, «Social'no-jekonom-icheskaja politika» Publ. 2015. pp.44-54.

6. Package 'plm'. Available at https://cran.r-project.org/web/packages/plm/plm.

pdf.

7. Pochemu uroven' VVP ne vsegda vlijaet na kachestvo zhizni [Why the level of GDP does not always affect the quality of life]. Available at https://www.forbes.ru/ sobytiya/ekonomika/infographics/261441-pochemu-uroven-vvp-ne-vsegda-vliyaet-na-kachestvo-zhizni.

8. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli [Regions of Russia. Socio-economic indicators]. Available at https://rosstat.gov.ru/folder/210/docu-ment/13204.

9. Tempy rosta VVP i chelovecheskij kapital [GDP growth rate and human capital]. Available at https://mgimo.ru/about/news/experts/242193/.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. СОЧИ

Сычев Сергей Евгеньевич

Кандидат экономических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: ivannka28@mail.ru

Бегеретова Сульета Нурбиевна

Кандидат экономических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: migmu.miu.sochi@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-116-124

Аннотация:

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с внедрением системы показателей и порядком процедуры оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г.Сочи. Определены направления их практической реализации, на основе использования структуризации имущества и методиками внедрения оценки эффективности его использования. Сформулированы рекомендации, направленные на развитие неналоговых доходов бюджета города Сочи посредством внедрения показателей оценки эффективности.

Ключевые слова: муниципальное имущество, использование муниципального имущества, внедрение, система показателей, муниципальная собственность, показатели оценки эффективности, муниципальная организация, оценка эффективности.

IMPLEMENTATION OF A SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF MUNICIPAL PROPERTY AND THE FUNCTIONING OF MUNICIPAL ORGANIZATIONS IN SOCHI

Sychev Sergey Evgenievich

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: ivannka28@mail.ru

Begeretova Suleta Nurbievna

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: migmu.miu.sochi@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-116-124 Annotation:

The article deals with topical issues related to the introduction of a system of indicators and the procedure for assessing the effectiveness of the use of municipal property and the functioning of municipal organizations in Sochi. The directions of their practical implementation are determined, based on the use of property structuring and methods for implementing the assessment of the effectiveness of its use. Recommendations are formulated aimed at the development of non-tax revenues of the budget of the city of Sochi through the introduction of performance evaluation indicators.

Key words: municipal property, use of municipal property, implementation, system of indicators, municipal property, performance evaluation indicators, municipal organization, performance evaluation.

Актуальность выбранного направления исследования обосновывается активностью динамики становления муниципальной собственности, поэтому внедрение системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г. Сочи будет способствовать полноценному развитию конкретного муниципального образования и увеличению денежных поступлений в бюджет города.

Существующие сегодня основные проблемы эффективности использования муниципального имущества города-курорта Сочи могут быть частично решены при внедрении предложенных мероприятий, в частности, через процедуру порядка и реализацию системы показателей оценки эффективности.

Целью данного исследования является выработка рекомендаций по внедрению системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г. Сочи.

Разработкой внедрения системы показателей занимались Абалкин Л И., Ахатова А.М. , Губайдулина А.И., Зеркин Д.П., Лазарева О.С. Красов О.И. Лушникова Т. Ю., Иванов А.Д. и др.

В их работах указывается, что важное значение имеет система показателей оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций при условии анализа их потенциальных возможностей конкретного округа или населенного пункта.

Абалкин Л И. определяет «использование муниципального имущества как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления в рамках осуществления полномочий собственника муниципального имущества по управлению муниципальным имуществом, направленная на получение доходов, за исключением отчуждения муниципального имущества» [1], это понятие считаем значимым для данного исследования.

Немаловажным в их работах также является то, что все исследователи признают, что оценка эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, должна проводиться по закрепленным показателям и в определенном порядке.

Обзор показывает, что оценка эффективности использования муниципального имущества испытывает потребность в более широкой научной разработке, направленной для практических рекомендаций в пределах населенного пункта[1;2;3].

Уточним, что данная оценка проводится в целях повышения эффективности распоряжения муниципальным имуществом, с целью анализа надлежащего учета и увеличения доходов от использования муниципального имущества и оптимизации механизмов управления муниципальным имуществом, что, в конечном итоге, повышает комфортность проживания и удовлетворенность деятельностью организаций населения города Сочи.

Основные нормативные документы подчеркивают значимость системы

показателей оценки эффективности. Так, в «Концепции стратегии Сочи 2030» четко отмечается, что «Стратегическая цель развития - состояние экономики и социальной сферы, определяемое участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и системы показателей», таким образом, определяется значимость системы показателей [4].

В «Положении о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи» устанавливаются «Компетенция органов местного самоуправления города Сочи в сфере управления муниципальным имуществом города Сочи», «Порядок распоряжения имуществом муниципальной казны», «Порядок передачи в аренду муниципального имущества, составляющего казну», «Учет и государственная регистрация объектов муниципальной собственности» и др. Однако, в официальных документах нет четко прописанной законодательной базы системы показателей эффективности оценки использования муниципального имущества, либо порядка проведения, что необходимо для систематизации внедрения показателей эффективности.

В решении Городского Собрания Сочи N 126 ( посл.ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи» указывается, что Городское Собрание «осуществляет иные полномочия в сфере управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Краснодарского края, Уставом муниципального образования город-курорт Сочи, решением Городского Собрания Сочи, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами города Сочи.[5].

Считаем необходимым дополнить соответствующие пункты формулировками о порядке проведения оценки эффективности и системе показателей оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г. Сочи [1].

Напомним, что в собственности города Сочи находится имущество более ста муниципальных учреждений и унитарных предприятий [7].

Показатели оценки эффективности использования муниципального имущества улучшат качество его использования и функционирование муниципальных организаций.

Предлагаем возможный порядок проведения процедуры оценки эффективности использования муниципального имущества «Город-курорт Сочи»:

1) Муниципальные унитарные предприятия города Сочи предоставляют информацию для оценки использования муниципального имущества и функционированию организации в соответствующее структурное подразделение администрации города Сочи согласно следующему:

- по итогам года не позднее 10 мая текущего финансового года;

- по итогам I квартала не позднее 10 мая текущего финансового года;

- по итогам II квартала не позднее 10 августа текущего финансового года;

- по итогам III квартала не позднее 10 ноября текущего финансового года.

2) Муниципальные учреждения города Сочи предоставляют информацию, необходимую для проведения оценки, соответствующему структурному подразделению, органу, управляющему делами Администрации города Сочи, осуществляющему координацию их деятельности (форма определяется контролирующим органом):

- ежеквартально в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного квартала;

- по итогам года не позднее 01 мая года следующего за отчетным.

3) Структурные подразделения, органы, управляющие делами Администрации города в течение десяти рабочих дней обобщают информацию, полученную от подведомственных им муниципальных учреждений и предоставляют сводную информацию в Департамент имущественных имущественных отношений администрации города Сочи (форма определяется контролирующим органом)

Предлагаем примерный образец формы таблицы 1.

Таблица 1.

Образец предоставления информации в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи

№ Наименование Значение показа- Нормативно е Анализ причин фактического

показателя оцен- теля за отчетный значение показа- отклонения значения показа-

ки период теля теля за отчетный период от

установленного нормативного

показателя

Департамент имущественных отношений администрации города Сочи принимает информацию по форме данной таблицы.

4) Департамент по финансам и бюджету администрации города Сочи в срок до 10 мая направляет сводную информацию о перечислении в бюджет города Сочи части прибыли муниципальными предприятиями города Сочи в Департамент имущественных отношений.

5) Департамент имущественных отношений администрации города Сочи проводит оценку эффективности использования муниципального имущества.

6) Департамент имущественных отношений администрации города Сочи готовит заключение об эффективном или неэффективном использовании муниципального имущества и направляет заместителям главы Администрации города по структурным подразделениям города Сочи для ознакомления в соответствии с отраслью.

Периодичность предлагается следующая:

ежегодно:

- оценка эффективности использования муниципального имущества, переданного на праве хозяйственного ведения;

- переданного на праве оперативного управления муниципальным учреждением г. Сочи;

- оценка эффективности использования имущества казны г.Сочи (кроме дебиторской задолженности по договорам его аренды);

- оценка эффективности управления муниципальным имуществом ежеквартально:

- оценка эффективности использования имущества казны г.Сочи(по показателю дебиторской задолженности по договорам аренды муниципального имущества).

Оценка эффективности направлена на:

- оптимизацию муниципальной собственности,

- проведение структурных преобразований в экономике города,

- стимулирование привлечения инвестиций в экономику города,

- увеличение доходной части бюджета.

Оценка эффективности повышает эффективность распоряжения данным имуществом, увеличивает доход от его использования оптимизирует механизмы функционирования муниципальных организаций города.

Практическое использование предложенной системы показателей обеспечит гласность процесса использования имущества, поможет увидеть реальную картину собственнику и возможные перспективы развития, увеличит привлекательность использования, либо покажет несостоятельность в перспективе.

В случае выявления неэффективного использования имущества Департамент имущественных отношений администрации города Сочи направляет соответствующее заключение Главе Администрации города Сочи для принятия решений об изъятии или дальнейшего эффективного использования неиспользуемого или используемого неэффективно и не по назначению недвижимого имущества:

- по итогам года не позднее 10 июня года следующего за отчетным;

- по итогам I квартала не позднее 1 июня текущего финансового года;

- по итогам II квартала не позднее 1 сентября текущего финансового года;

- по итогам III квартала не позднее 1 декабря текущего финансового

года.

Действия порядка распространяются как на структурные подразделения Администрации города Сочи, так и на муниципальные организации.

Предлагаемый порядок внедрения показателей оценки эффективности позволит не только контролировать процесс использования имущества, но и определит объекты бесхозяйного и выморочного имущества, принять своевременное решение в части необходимости их сохранения в муниципальной собственности города Сочи, то есть, такой вариант предполагает мобильное реагирование в системе на выявленные факты. Учитывая, что оценка эффективности деятельности муниципальных образований проводится по показателям типовой формы докладов глав городских округов,

считаем возможным дополнить ее порядком внедрения показателей оценки эффективности.

В связи с вышеизложенным рекомендуем для внедрения системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г. Сочи следующие мероприятия:

1) утвердить порядок процедуры проведения оценки эффективности использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций г. Сочи и внедрения системы показателей соответствующим Постановлением администрации города Сочи.

2) учитывать при внедрении оценки эффективности использования муниципального имущества фактическое деление имущества города Сочи на входящее в состав муниципальной казны и закрепленное за муниципальными организациями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Анализ бюджета муниципальных организаций города Сочи на плановый период 2020 - 2021 годов показывает, что доходы от использования имущественного комплекса обеспечивают покрытие доли расходов бюджета [6].

Считаем, что использование муниципального имущества в г.Сочи имеет большой потенциал, так как не исчерпало всех возможностей для решения существующих проблем, связанных с внедрением системы показателей по оценке эффективности использования муниципального имущества муниципального образования «Город Сочи».

Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации по внедрению системы показателей по оценке эффективности использования муниципального имущества, направленные на развитие неналоговых доходов бюджета города Сочи, что позволит:

1. Оптимизировать муниципальный сектор экономики для рационального использования муниципального имущества (реорганизация либо ликвидация убыточных учреждений).

2. Оценить эффективность использования муниципального имущества:

- провести инициативный аудит;

- разработать четкие критерии оценки эффективности;

- разработать мероприятия по его рациональному использованию и др. [2].

3. Выявить и вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, бесхозяйные объекты недвижимости с целью их дальнейшей приватизации или аренды.

4. Определить пути совершенствования системы учёта муниципального имущества.

Внедрение оценки эффективности использования муниципального имущества муниципального образования «Город Сочи» по предложенным показателям увеличит доходы от его использования и оптимизирует механизмы функционирования муниципальных организаций.

Таким образом, пути повышения оценки эффективности использования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

муниципального имущества разнообразны по муниципальному образованию «Город Сочи»; рекомендуем проводить планомерную и целенаправленную работу по предложенным направлениям внедрения показателей оценки эффективности.

Литература

1. Абалкин, Л.И. Многообразие видов собственности и управления [Текст]: учебник / Л. И. Абалкин. М. : ЭКО, 2010.- С. 5.

2. Зеркин, Д.П. Основы теории государственного управления [Текст] : курс лекций / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. - М.: Тесса; Ростов н/Д : МарТ, 2012. - 311 с.

3. Лушникова, Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом» [Электронный ресурс]/ Т. Ю. Лушникова, А. М. Ахатова //Вестник Челябинского государственного университета.- 2015.- № 1 (356).- Вып. 10.-С. 22-30. - URL: http://cyberleninka.m/article/n/ob-otsenke-effektivnosti-upravleni-ya-munitsipalnym-imuschestvom (дата обращения: 24.01.2022)

4. Официальный портал города-курорта Сочи. Концепция стратегии Сочи 2030 [Электронный ресурс] -URL: https://sochi.ru/strategiya-sochi-2030/kontsept-siya-2030/. (дата обращения: 25.01. 2022).

5. Решение Городского Собрания Сочи от 28.09.2016N 126 (ред. от 30.04.2020 N50) Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи [Электронный ресурс]. - URL: http: www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.01.2022).Решение Городского Собрания Сочи от 28.09.2016 N 126 (ред. от 30.04.2020)

6. Официальный портал города-курорта Сочи. О бюджете города Сочи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] - URL: http://ufbk.sochi.ru/wp-content/uploads/ (дата обращения: 06.11.2021).

7. Сводный доклад Краснодарского края. О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Краснодарского края за 2020 год [Электронный ресурс] -URL:https://admkrai.krasnodar.ru/upload/news_files/ iЫock/000/Сводный%20доклад%20за%202020%20год.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

References

1. Abalkin, L.I. Variety of types of ownership and management [Text]: textbook / L. I. Abalkin. Moscow: ECO, 2010. P. 5.

2. Zerkin, D.P. Fundamentals of the theory of public administration [Text]: a course of lectures / D. P. Zerkin, V. G. Ignatov. Moscow: Tessa; Rostov n / a :March, 2012. 311 p.

3. Lushnikova, T.Yu. On assessing the effectiveness of municipal property management" [Electronic resource]/ T. Yu. 10.P. 22-30. URL: http://cyberleninka.ru/ar-

ticle/n/ob-otsenke-effektivnosti-upravleniya-munitsipalnym-imuschestvom (Date of access: 01/24/2022)

4. Official portal of the resort city of Sochi. The concept of the Sochi 2030 strategy [Electronic resource]. URL: https://sochi.ru/strategiya-sochi-2030/kontsept-siya-2030/. (date of access: 25.01.2022).

5. Decision of the City Assembly of Sochi dated September 28, 2016 N 126 (as amended on April 30, 2020 N 50) On approval of the Regulations on the procedure for managing the municipal property of the city of Sochi [Electronic resource]. URL: http: www.consultant.ru/ (date of access: 01/01/2022). Decision of the Sochi City Assembly dated 09/28/2016 N 126 (as amended on 04/30/2020)/

6. Official portal of the resort city of Sochi. On the budget of the city of Sochi for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021 [Electronic resource]. URL: http:// ufbk.sochi.ru/wp-content/uploads/ (date of access: 11/06/2021).

7. Consolidated report of the Krasnodar Territory. On the results of monitoring the effectiveness of the activities of local governments of municipal, urban districts and municipal districts of the Krasnodar Territory for 2020 [Electronic resource]. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/upload/news_files/iblock/000/Summary%20report%20 for %202020%20year.pdf (Date of access: 01/10/2022).

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ФАКТОРИНГА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Корзоватых Жанна Михайловна

Кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет управления (г. Москва), е-mail:korzovatykh@yandtx.ru

Б01: 10.24412/2072-5833-2022-3-124-131

Аннотация:

Субъекты малого и среднего предпринимательства в процессе функционирования испытывают нехватку оборотных средств. В связи с этим остро стоит вопрос о наличии альтернативных источников финансирования деятельности. В качестве финансового инструмента, позволяющего это сделать, является факторинг, который получил новое развитие в связи со стремительным использованием цифровых технологий, облачных ресурсов, баз данных. Применение информационных технологий позволяет не только расширить возможности EDI-факторинга, но и вовлечь новых участников в лице субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью исследования является изучение рынка EDI-факторинга в России в качестве альтернативного источника финансирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.