Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ БАЛАНСИРОВКИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА ПЕРМИ)'

ВОЗМОЖНОСТЬ БАЛАНСИРОВКИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА ПЕРМИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ГОРОДА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Евгений Викторович

В статье акцентировано внимание на процессах внедрения цифровых платформ по управлению городской собственностью и контролю над этими процессами в России. Отмечается, что переход к цифровой экономике в нашей стране касается всех сфер экономики, в том числе управления муниципальным имуществом. На основе изучения информации о собственности г. Перми, особенностях ее использования и доступности для горожан с учетом применения интернет-ресурсов автором рассмотрена научная аргументация возможности внедрения доступной цифровой платформы управления имуществом. В статье отмечается актуальность анализа использования имущества горожанами. Показано, что при управлении муниципальной собственностью возникают разнообразные проблемы. Работа базируется на теоретическом методе исследования. Проведены анализ и оценка социально-экономических последствий для г. Перми недостаточного общественного контроля за муниципальной собственностью, которые показывают, что требования к предоставлению услуг в электронном виде со стороны жителей города удовлетворяются не в полном объеме. Управление муниципальной собственностью с применением новых цифровых технологий позволяет влиять на доходную часть городского бюджета и его сбалансированность. В статье проведен анализ доходной части бюджета г. Перми на 2022 и 2023 гг. На основе обобщения полученных данных сделаны выводы, которые могут учитываться органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITY OF BALANCING THE BUDGET OF MUNICIPAL EDUCATION WITH A NEW APPROACH OF PROPERTY MANAGEMENT (ON THE MATERIALS OF THE CITY OF PERM)

The article focuses on the processes of implementing digital platforms for urban property management and control over these processes in Russia. It is noted that the transition to the digital economy in our country concerns all spheres of the economy, including the management of municipal property. Based on the study of information about the property of the city of Perm, the peculiarities of its use and accessibility for citizens, taking into account the use of Internet resources, the author considers the scientific argumentation of the possibility of introducing an accessible digital property management platform. The article notes the relevance of the analysis of the use of property by citizens. It is shown that various problems arise in the management of municipal property. The work is based on the theoretical method of research. The analysis and assessment of the socio-economic consequences for the city of Perm of insufficient public control over municipal property, which show that the requirements for the provision of services in electronic form by the residents of the city are not fully met. The management of municipal property with the use of new digital technologies allows you to influence the revenue side of the city budget and its balance. The article analyzes the revenue side of the budget of the city of Perm for 2022 and 2023. Based on the generalization of the data obtained, the article draws conclusions that can be taken into account by local governments.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ БАЛАНСИРОВКИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА ПЕРМИ)»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 71-80. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). P. 71-80.

Научная статья УДК 332.025

ВОЗМОЖНОСТЬ БАЛАНСИРОВКИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОСТЬЮ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА ПЕРМИ)

Евгений Викторович Рожков

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, r-yevgeniy@internet.ru, https://orcid.org/0000-0002-0886-5928

Аннотация. В статье акцентировано внимание на процессах внедрения цифровых платформ по управлению городской собственностью и контролю над этими процессами в России. Отмечается, что переход к цифровой экономике в нашей стране касается всех сфер экономики, в том числе управления муниципальным имуществом. На основе изучения информации о собственности г. Перми, особенностях ее использования и доступности для горожан с учетом применения интернет-ресурсов автором рассмотрена научная аргументация возможности внедрения доступной цифровой платформы управления имуществом. В статье отмечается актуальность анализа использования имущества горожанами. Показано, что при управлении муниципальной собственностью возникают разнообразные проблемы. Работа базируется на теоретическом методе исследования. Проведены анализ и оценка социально-экономических последствий для г. Перми недостаточного общественного контроля за муниципальной собственностью, которые показывают, что требования к предоставлению услуг в электронном виде со стороны жителей города удовлетворяются не в полном объеме. Управление муниципальной собственностью с применением новых цифровых технологий позволяет влиять на доходную часть городского бюджета и его сбалансированность. В статье проведен анализ доходной части бюджета г. Перми на 2022 и 2023 гг. На основе обобщения полученных данных сделаны выводы, которые могут учитываться органами местного самоуправления.

Ключевые слова: бюджет города, муниципальное образование, цифровизация, муниципальное имущество, управление, город

Для цитирования: Рожков Е. В. Возможность балансировки бюджета муниципального образования при новом подходе к управлению собственностью (по материалам города Перми) // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 71-80.

Original article

THE OPPORTUNITY OF BALANCING THE BUDGET OF MUNICIPAL EDUCATION WITH A NEW APPROACH OF PROPERTY MANAGEMENT (ON THE MATERIALS OF THE CITY OF PERM)

Evgeniy V. Rozhkov

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia, r-yevgeniy@internet.ru, https://orcid.org/0000-0002-0886-5928

Abstract. The article focuses on the processes of implementing digital platforms for urban property management and control over these processes in Russia. It is noted that the transition to the digital

© Рожков Е. В., 2022

economy in our country concerns all spheres of the economy, including the management of municipal property. Based on the study of information about the property of the city of Perm, the peculiarities of its use and accessibility for citizens, taking into account the use of Internet resources, the author considers the scientific argumentation of the possibility of introducing an accessible digital property management platform. The article notes the relevance of the analysis of the use of property by citizens. It is shown that various problems arise in the management of municipal property. The work is based on the theoretical method of research. The analysis and assessment of the socio-economic consequences for the city of Perm of insufficient public control over municipal property, which show that the requirements for the provision of services in electronic form by the residents of the city are not fully met. The management of municipal property with the use of new digital technologies allows you to influence the revenue side of the city budget and its balance. The article analyzes the revenue side of the budget of the city of Perm for 2022 and 2023. Based on the generalization of the data obtained, the article draws conclusions that can be taken into account by local governments.

Keywords: city budget, municipality, digitalization, municipal property, management, city

For citation: Rozhkov E. V. The opportunity of balancing the budget of municipal education with a new approach of property management (on the materials of the city of Perm). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). Pp. 71-80. (In Russ.).

Введение

Муниципальная экономика как отрасль экономических знаний, утраченная в эпоху централизованного государственного отраслевого управления, в настоящее время формируется в основном экономиками российских городов [1, с. 6].

Одним из важных элементов экономики является планирование, в том числе планирование бюджета на уровне муниципального образования, которое обуславливается действием объективных экономических законов. Современное экономическое состояние определяет необходимость перехода к полномасштабным процедурам индикативного планирования [2].

Проект городского бюджета формируется в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации [3]. При планировании бюджета муниципального образования возможен переход от сценарных планов к динамическим планам - инструкциям [4].

В последние годы в нашей стране местные органы власти всё чаще встречаются с проблемой устаревшей нормативно-правовой базы по формированию доходов бюджета, в особенности это касается тех статей доходной части бюджета муниципалитета, которые прямо или косвенно связаны с муниципальным имуществом [2].

Ученые акцентируют внимание на важности правильного построения бюджетного процесса и поддержания экономического роста и развития муниципалитета в долгосрочном периоде. Принято считать, что эффективное управление финансами со стороны местных органов власти влияет на благополучие общества и на достижение стратегических целей социально-экономического развития [5].

Чрезвычайная ограниченность городских бюджетов, обремененность социальными обязательствами (строительство школ, детских садов и т. д.), в том числе различными региональными и федеральными, выступили одной из причин продажи муниципальной собственности [6, с. 54].

Актуальность вопроса о балансировке городского бюджета с помощью применения современных средств управления муниципальным имуществом бесспорна. При проведении анализа годового бюджета возможность балансировки бюджета видится только в ежегодной экономии денежных средств. Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в выявлении экономической необходимости внедрения новых подходов в управлении муниципальным имуществом, в частности цифровых технологий.

В настоящее время цифровизация в управлении городской собственностью активно применяется в основном в крупных и достаточно «молодых» городах стран Азии, Среднего и Ближнего Востока [7].

Цель данной работы - выявление новых возможностей в управлении городским имуществом. Задача исследования - определить основные направления для решения имеющихся проблем сбалансированности бюджета с учетом новых методов использования муниципальной собственности, в том числе с помощью цифровых технологий.

В ходе работы над статьей автором был применен общенаучный метод познания, анализа и сравнения. Новизна и практическая значимость статьи заключаются в обращении к существующему порядку формирования бюджета на уровне муниципального образования (в 2021 г.) и возможности его увеличения при эффективном использовании собственности в 2022 г. Новизна исследования обосновывается в проекте социально-экономического развития г. Перми, который автор статьи представлял на конкурсе по выбору мэра города Перми в 2021 г.

Сегодня уже можно говорить о цифровом преобразовании как об экономической деятельности, не только кардинально меняющей образ жизни людей, но и оказывающей глубокое влияние на формирование новой культуры цифровой эпохи [8]. Цифровые изменения всё больше внедряются в различные организации, к числу которых относятся и органы государственной власти и местного самоуправления [9].

В 2021 г. в Перми прошла сессия «Стратегия цифровой трансформации Пермского края - 2030», на которой присутствовали руководство города и края, представители Министерства информационного развития РФ. На ней отмечалось, что в городе присутствуют все типы сервисов, которые планомерно развиваются, а цифровизация, возможно, является условием обеспечения социального благополучия [2].

Технический прогресс идет с очень большой скоростью. Создаются новые компьютерные технологии, программы и социальные сети. Появляются высокоэффективные поисковые системы, которые позволяют найти необходимую информацию в любое время и в любом месте при наличии интернета [10-12]. Способность внедрять цифровые технологии определяет конкурентоспособность в экономике. Цифровые технологии вызывают глубокую трансформацию как в экономике, так и в обществе, а сами услуги становятся «цифровыми». Изменяется также система государственного управления, становясь всё более «цифровой» [13]. Управление муниципальным имуществом может осуществляться с помощью цифровых платформ. Самые простые составляющие платформы описаны М. Эунли в виде двух сторон - спроса и предложения, объединенных через экосистему и использующих алгоритмы платформы [14].

Объективный и своевременный статистический мониторинг процессов и результатов цифровизации муниципального имущества может быть реализован в полном объеме при наличии соответствующего подзаконного акта о порядке статистического мониторинга цифровой трансформации. Создание простого универсального цифрового ресурса поможет, в частности, инвесторам, застройщикам планировать свою деятельность, развивать жилищное строительство [2].

Действующая информационная система не учитывает тенденции и конъюнктуру рынка и обеспеченность горожан бытовыми и социальными услугами [15].

Тенденции развития

Формирование бюджета г. Перми. Проблемой муниципального бюджета в основном является низкая обеспеченность собственными доходами, а также порядок межбюджетных отношений. Местных налогов также не достаточно для покрытия затрат муниципального образования.

Финансовым органом, осуществляющим управление в сфере финансов, налоговой политики и бюджетного процесса, исполнения бюджета города, является департамент финансов г. Перми. Бюджетный процесс в городе - это регламентированная правовыми актами деятельность Пермской городской думы и администрации города по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Доходная часть бюджета г. Перми на 2022 г. составляет 43,6 млрд руб., в том числе налоговые доходы - 16 млрд руб., неналоговые доходы - 5 млрд руб., безвозмездные поступления (из других бюджетов) - 20 млрд руб. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, год от года уменьшаются (с 0,886 млрд руб. до 0,715 млрд руб.), доходы от реализации государственной и муниципальной собственности также снижаются (в 2021 г. - 0,159 млрд руб., 2022 г. -0,073 млрд руб., 2023 г. - 0,060 млрд руб.) [2].

Процесс формирования муниципального бюджета имеет ряд признаков, среди которых - направленность социального характера [2].

В краткосрочной перспективе бюджетный процесс будет иметь напряженный характер вследствие падения темпов роста собственных доходов бюджета [16, с. 187].

Управление муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации имеют право на управление собственностью и ведение соответствующей хозяйственной деятельности с ее применением [17].

Недвижимое городское имущество г. Перми (19 850 единиц) относится к объектам инженерной инфраструктуры. Сооружения в количестве 724 шт. на 1 января 2020 г. определены балансовой стоимостью 18 347 млн руб. Продажа муниципального имущества осуществляется на основании решения Пермской городской думы и проводится на аукционе в электронной форме [2].

Исследователи проблем управления собственностью подчеркивают важность применения комплексного подхода к решению подобных задач, четкости поставленной цели и направленности на определенный (положительный) результат [18]. Однако управление муниципальным имуществом в настоящее время в первую очередь предполагает использование цифровых технологий. К основным аспектам цифровизации государственного управления относят: создание многофункциональных центров, Единого портала государственных услуг, формирование системы межведомственного электронного взаимодействия, развитие базовых государственных информационных ресурсов и предоставление общих сервисов.

Роль органов власти в развитии города неоспорима, но население в большей степени, чем органы власти, готово к инновационным преобразованиям [19]. К современной модели управления собственностью относится передача муниципалитетом некоторого объема публичных полномочий и решений по использованию имущества на откуп рынку, предпринимателям [2]. Так же и разработка информационных систем по модели государственно-частного партнерства даст начало появлению нового частного цифрового бизнеса [20].

Цифровизация процессов управления собственностью будет наиболее эффективной при условии, что состояние этих объектов будет оптимальным [21, с. 68]. При этом качественное развитие сетевого окружения имеет жесткую региональную дифференциацию [22].

Данные

Субъективные права муниципального образования одновременно являются для него обязанностями [23]. Теоретически право собственности можно рассматривать не как фиксированную точку, а как непрерывный ряд [2]. Реализация правомочий собственника муниципального имущества представлена на рисунке 1.

Пользование

Учреждения ОГУП ООО АО

Владение

- Ценность собственности

- Доходно-ресурсный потенциал объектов

Распоряжение

- Аренда

- Концессия

- Приватизация

- Безвозмездное пользование

- Доверительное управление

Рис. 1. Правомочия собственника муниципального имущества [2]

Эксплуатация объектов - длительный и затратный период жизненного цикла объекта, и именно на нем можно получить экономический эффект от внедрения В1М-техноло-гий [24].

По мнению О. В. Савина и Н. П. Садовникова, управление имуществом заключается в совокупности эффективных действий собственника [25]. Муниципальное образование осуществляет несколько видов учета собственности, а применение «цифрового управления» позволит решить задачи их объединения в едином алгоритме [26].

Вероятность проведения цифровизации в городах Пермского края (Пермь, Березники, Соликамск) представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация городов Пермского края (Пермь, Березники, Соликамск) в зависимости от степени вероятности применения цифровых технологий в управлении муниципальной собственностью

№ Город Численность населения Вероятность

п/п (тыс. чел.)

1 Пермь 1 048,0 Высокая (90-99 %)

2 Березники 141,2 Средняя(60-89 %)

3 Соликамск 108,5 Средняя(60-89 %)

Источник: составлено автором.

Как видно из таблицы 1, вероятность цифровизации муниципального имущества городов в регионе невелика. Основным «локомотивом» реализации программы является г. Пермь, вероятность выполнения программы «высокая» (в срок до 2024 г. - до 99 %). В ряде городов вероятность выполнения программы «средняя» (60-89 %), к ним автор статьи относит Березники, Соликамск (численность населения - более 100 тыс. чел.). Градация городов по выполнению программ цифровизации имущества связана с финансированием из местного бюджета (все они дефицитные) [27].

Для анализа цифровизации материальной базы муниципального образования автором применяется SWOT-анализ (табл. 2), позволяющий определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы при внедрении новых технологий в данном направлении. В SWOT-анализе слабых сторон выделено больше, чем сильных а возможностей (О) столько же, сколько и угроз (Т). Соответственно, как и при внедрении чего-либо нового, имеется ряд трудностей, которые необходимо будет преодолевать [28].

Цифровизация муниципальной материальной базы приведет к увеличению стоимости последней и улучшению использования с экономической точки зрения.

Таблица 2

SWOT-анализ цифровизации материальной базы

S (сильные стороны): - цифровой прогресс является неизбежной частью социального совершенства опыта; - прогрессивные начинания приводят к положительному эффекту в экономике; - увеличение количества услуг для населения в электронном виде; - повышение конкурентоспособности W (слабые стороны): - усовершенствование технологий лишает человека возможности ощущать и действовать; - мгновенный успех от повсеместной цифро-визации не достижим; - не достаточно средств безопасности, незащищенность от мошенников; - браузерная безопасность; - сетевая безопасность; - возможность правильного реагирования при управлении в кризисных ситуациях; - наличие противоречия между интересами инициаторов внедрения цифровых технологий и их противниками

О (возможности): - облегчение умственного труда человека; - замена низкоквалифицированного труда; - предотвращение деструктивных угроз Т (угрозы): - облегчение преодоления каких-либо препятствий и сложностей; - ослабление интеллектуальных способностей человека; - цифровизация образования не приветствуется учеными; - компьютерные атаки на государственные, муниципальные и частные информационные ресурсы; - отсутствие гарантий сохранения персональных и биометрических данных человека

Прим. Составлено автором.

Вывод

Результаты предложенного исследования по проведению цифровизации муниципальной собственности позволят более эффективно управлять ею, повысить ее стоимость и конкурентоспособность на арендном рынке. Благодаря современному управлению городской собственностью увеличится поступление денежных средств в бюджет. Новые возможности управления городским имуществом дадут местным органам власти возможность не только сбалансировать бюджет в ближайшие годы, но и сделать его профицитным в течение нескольких лет.

Список источников

1. Силин Я. П., Анимица Е. Г. Эволюция парадигмы региональной экономики // Journal of New Economy. 2020. Т. 21. № 1. С. 5-28.

2. Рожков Е. В. Индикативное планирование роста доходной части бюджета муниципального образования на основе целевой программы управления муниципальным имуществом // Информационные технологии в управлении и экономике. 2021. № 3 (28). С. 62-81.

3. Максимов А. В. Формирование и использование местного бюджета муниципального образования (на материалах г. Ростова-на-Дону) // Учет и статистика. 2013. № 3 (31). С. 212-224.

4. Ладыкова Т. И. Теоретические аспекты индикативного планирования в современных условиях // Oeconomia et Jus. 2017. № 2. С. 12-27.

5. Никифорова Е. А., Федорова У. М. Оценка качества бюджетного процесса в Псковской области // Муниципальная академия. 2020. № 2. С. 115-121.

6. Рой О. М. Судьба города: неюбилейные заметки // Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20). С. 52-57.

7. Шемякина В. А. Новые города XXI века. Новые видения и возможности // Градостроительство и урбанистика. 2017. № 1 (38). С. 256-271.

8. Ткаченко И. Н., Стариков Е. Н. Цифровая экономика: основные тренды и задачи развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 244-255. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-244-255.

9. Лысенко А. Н., Афанасьева Н. А., Рахмеева И. И. Оценка уровня цифровизации регионов центрального федерального округа // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 171-182.

10. Капустина Л. М., Лазуков М. В. Трансформация маркетингового управления в цифровую эпоху // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург. 2019. С. 70-73.

11. Santanu K. D., Gouri S. L. Traditional marketing vs digital marketing: An analysis // International Journal of Commerce and Management Research. 2016. Vol. 2. Issue 8. Pp. 5-11.

12. Saura J., Palos-Sanohez P., Suarez L. Understand the Digital Marketing Environment with KPIs and Web Analytics // Future Internet. 2017. Vol. 9. Issue 76.

13. Миролюбова Т. Н., Радионова М. В. Роль сектора ИКТ и факторы цифровой трансформации региональной экономики в контексте государственного управления // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2020. Т. 15. № 2. С. 253-270. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2020-2-253-270.

14. Федорова Т. А. Цифровые бизнес-модели: цифровые платформы, разновидности и функции // Znanstvena misel journal. 2019. № 3. С. 28-33.

15. Яруллин Р. Р. Доходы от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда и резервы их роста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8 (183). С. 170176.

16. Поварова А. И. Проблемы формирования бюджета городского округа // Проблемы развития территории. 2017. № 2 (88). С. 177-191.

17. Беляков К. П., Сариев Н. Муниципальная собственность: нормативно-правовые основы управления // Экономика, управление, право: состояние и тенденции развития: межвуз. сб. науч. тр. Самара, 2021. С. 68-77.

18. Дубровский В. Ж., Бурак А. А. Опыт и перспективы программно-целевого управления сложноорганизованными экономическими системами // Современные управленческие технологии: от теории и методологии к практическим решениям: моногр / под науч. ред. И. Н. Ткаченко. Екатеринбург, 2016. С.60-78.

19. Spigel B., Harrison R. Toward a process theory of entrepreneurial ecosystems // Strategic Entrepreneurship Journal. 2018. Vol. 12 (1). Pp. 151-168.

20. Hajiheydari N., Zarei B. Developing and manipulating business models applying system dynamics approach // Journal of Modeling in Management. 2012. Vol. 8 (2). Pp. 155-170.

21. Лукашов А. И. Отдельные направления повышения эффективности государственного управления в условиях цифровизации // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 67-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Мирошниченко И. В., Рябченко Н. А. Экосистема сетевого публичного управления: оценка готовности сетевого окружения к инновационным практикам (на примере субъектов РФ) // Человек. Сообщество. Управление. 2017. Т. 18. № 4. С. 6-21.

23. Чердакова Л. А. Право собственности муниципальных образований: некоторые особенности осуществления и правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2015. № 2 (69). С. 52-56.

24. Иванова А. Н. Анализ эффективности использования BIM-технологий при эксплуатации объектов недвижимости // Научные достижения студентов и учащихся: сб. ст. IV Всерос. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2020. С. 17-21.

25. Савина О. В., Садовникова Н. П. Модель управления имущественным комплексом муниципального образования // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2019: материалы двенадцатой междунар. конф. М., 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-R). С. 1004-1006.

26. Фролова Е. А., Щербень Е. Г. Цифровая экономика: муниципальный аспект // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 17-21.

27. Рожков Е. В. Возможности по созданию цифрового профиля // Друкеровский вестник. 2021. № 5 (43). С. 247-254.

28. Дубровский В. Ж., Рожков Е. В. Проблемы формирования цифровой платформы управления муниципальной собственностью (на примере города Перми) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 142-155.

References

1. Silin Ya. P., Animitsa E. G. Evolyutsiya paradigmy regional'noi ekonomiki [Evolution of the Regional Economy Paradigm]. Journal of New Economy. 2020, vol. 21, no. 1, pp. 5-28. (In Russ.).

2. Rozhkov E. V. Indikativnoe planirovanie rosta dokhodnoi chasti byudzheta munitsipal'nogo obrazovaniya na osnove tselevoi programmy upravleniya munitsipal'nym imushchestvom [Indicative planning of the growth of the revenue part of the budget of the municipality based on the target program for the management of municipal property]. Informatsionnye tekhnologii v upravlenii i ekonomike. 2021, no. 3 (28), pp. 62-81. (In Russ.).

3. Maksimov A. V. Formirovanie i ispol'zovanie mestnogo byudzheta munitsipal'nogo obra-zovaniya (na materialakh g. Rostova-na-Donu) [Formation and use of the local budget of the municipality (on the materials of the city of Rostov-on-Don)]. Uchet i statistika. 2013, no. 3 (31), pp. 212-224. (In Russ).

4. Ladykova T. I. Teoreticheskie aspekty indikativnogo planirovaniya v sovremennykh usloviyakh [Theoretical aspects of indicative planning in modern conditions] Oeconomia et Jus. 2017, no. 2, pp. 1227. (In Russ.).

5. Nikiforova E. A., Fedorova U. M. Otsenka kachestva byudzhetnogo protsessa v Pskovskoi oblasti [Assessment of the quality of the budget process in the Pskov region]. Munitsipal'naya akademiya. 2020, no. 2, pp. 115-121. (In Russ.).

6. Roi O. M. Sud'ba goroda: neyubileinye zametki [The fate of the city: non-anniversary notes]. Natsional'nye prioritety Rossii. 2016, no. 2 (20), pp. 52-57. (In Russ.).

7. Shemyakina V. A. Novye goroda XXI veka. Novye videniya i vozmozhnosti [New cities of the XXI century. New visions and opportunities]. Gradostroitel'stvo i urbanistika. 2017, no. 1 (38), pp. 256271. (In Russ.).

8. Tkachenko I. N., Starikov E. N. Tsifrovaya ekonomika: osnovnye trendy i zadachi razvitiya [Digital Economy: Key Trends and Development Challenges]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2020, vol. 20, iss. 3, pp. 244-255. (In Russ.). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-244-255.

9. Lysenko A. N., Afanas'eva N. A., Rakhmeeva I. I. Otsenka urovnya tsifrovizatsii regionov tsen-tral'nogo federal'nogo okruga [Assessment of the level of digitalization of the regions of the central federal district]. VestnikPermskogo natsional'nogo issledovatel'skogopolitekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2021, no. 3, pp. 171-182. (In Russ.).

10. Kapustina L. M., Lazukov M. V. Transformatsiya marketingovogo upravleniya v tsifrovuyu epokhu [Transforming Marketing Management in the Digital Age]. Menedzhment i predprinimatel'stvo v paradigme ustoichivogo razvitiya. Ekaterinburg, 2019, pp. 70-73. (In Russ.).

11. Santanu K. D., Gouri S. L. Traditional marketing vs digital marketing: An analysis. International Journal of Commerce and Management Research. 2016, vol. 2, issue 8, pp. 5-11.

12. Saura J., Palos-Sanohez P., Suarez L. Understand the Digital Marketing Environment with KPIs and Web Analytics. Future Internet. 2017, vol. 9, issue 76.

13. Mirolyubova T. N., Radionova M. V. Rol' sektora IKT i faktory tsifrovoi transformatsii region-al'noi ekonomiki v kontekste gosudarstvennogo upravleniya [The role of the ICT sector and factors of digital transformation of the regional economy in the context of public administration]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika. 2020, vol. 15, no. 2, pp. 253-270. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2020-2-253-270. (In Russ.).

14. Fedorova T. A. Tsifrovye biznes-modeli: tsifrovye platformy, raznovidnosti i funktsii [Digital Business Models: Digital Platforms, Variations and Functions]. Znanstvena misel journal. 2019, no. 3, pp. 28-33. (In Russ.).

15. Yarullin R. R. Dokhody ot sdachi v arendu ob"ektov munitsipal'nogo nezhilogo fonda i rezervy ikh rosta [Income from the lease of objects of the municipal non-residential fund and reserves for their growth]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, no. 8 (183), pp. 170-176. (In Russ.).

16. Povarova A. I. Problemy formirovaniya byudzheta gorodskogo okruga [Problems of forming the budget of the urban district]. Problemy razvitiya territorii. 2017, no. 2 (88), pp. 177-191. (In Russ.).

17. Belyakov K. P., Sariev N. Munitsipal'naya sobstvennost': normativno-pravovye osnovy upravleniya [Municipal property: regulatory and legal framework for management]. Ekonomika, upravlenie, pravo: sostoyanie i tendentsii razvitiya. Samara, 2021, pp. 68-77. (In Russ.).

18. Dubrovskii V. Zh., Burak A. A. Opyt i perspektivy programmno-tselevogo upravleniya slozhnoorganizovannymi ekonomicheskimi sistemami [Experience and prospects of program-targeted management of complex economic systems]. Sovremennye upravlencheskie tekhnologii: ot teorii i me-todologii kprakticheskim resheniyam. Ekaterinburg, 2016, pp. 60-78. (In Russ.).

19. Spigel B., Harrison R. Toward a process theory of entrepreneurial ecosystems. Strategic Entre-preneurship Journal. 2018, vol. 12 (1), pp. 151-168.

20. Hajiheydari N., Zarei B. Developing and manipulating business models applying system dynamics approach. Journal of Modeling in Management. 2012, vol. 8 (2), pp. 155-170.

21. Lukashov A. I. Otdel'nye napravleniya povysheniya effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Separate areas for improving the efficiency of public administration in the context of digitalization]. Finansovyi zhurnal. 2021, vol. 13, no. 3, pp. 67-75. (In Russ.).

22. Miroshnichenko I. V., Ryabchenko N. A. Ekosistema setevogo publichnogo upravleniya: ot-senka gotovnosti setevogo okruzheniya k innovatsionnym praktikam (na primere sub"ektov RF) [Ecosystem of network public administration: assessment of the readiness of the network environment for innovative practices (on the example of the subjects of the Russian Federation)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2017, vol. 18, no. 4, pp. 6-21. (In Russ.).

23. Cherdakova L. A. Pravo sobstvennosti munitsipal'nykh obrazovanii: nekotorye osobennosti osu-shchestvleniya i pravovogo regulirovaniya [Ownership of municipalities: some features of implementation and legal regulation]. Sibirskii yuridicheskii vestnik. 2015, no. 2 (69), pp. 52-56. (In Russ.).

24. Ivanova A. N. Analiz effektivnosti ispol'zovaniya BIM-tekhnologii pri ekspluatatsii ob"ektov nedvizhimosti [Analysis of the effectiveness of the use of BIM technologies in the operation of real estate]. Nauchnye dostizheniya studentov i uchashchikhsya. Penza, 2020, pp. 17-21. (In Russ.).

25. Savina O. V., Sadovnikova N. P. Model' upravleniya imushchestvennym kompleksom munitsipal'nogo obrazovaniya [Model of management of the property complex of the municipality]. Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnykh sistemMLSD'2019. Moscov, 2019, pp. 1004-1006. (In Russ.).

26. Frolova E. A., Shcherben' E. G. Tsifrovaya ekonomika: munitsipal'nyi aspekt [Digital Economy: Municipal Aspect]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2019, no. 1 (75), pp. 17-21. (In Russ.).

27. Rozhkov E. V. Vozmozhnosti po sozdaniyu tsifrovogo profilya [Opportunities to create a digital profile]. Drukerovskii vestnik. 2021, no. 5 (43), pp. 247-254. (In Russ.).

28. Dubrovskii V. Zh., Rozhkov E. V. Problemy formirovaniya tsifrovoi platformy upravleniya munitsipal'noi sobstvennost'yu (na primere goroda Permi) [Problems of forming a digital platform for managing municipal property (on the example of the city of Perm)]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2021, no. 1, pp. 142155. (In Russ.).

Информация об авторе Е. В. Рожков — аспирант кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет.

Information about the author E. V. Rozhkov — Postgraduate at the Department of Enterprise Economics, Ural State University of Economics.

Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 15.09.2022; принята к публикации 16.09.2022.

The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 15.09.2022; accepted for publication 16.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.