Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербань Елена Геннадьевна

Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами местного самоуправления в настоящее время, является эффективное управление муниципальным имуществом. Оценка эффективности управления имуществом позволяет своевременно определить, в какой мере муниципальное имущество используется для достижения целей развития муниципального образования и выработать более эффективные варианты управленческих решений в данной сфере. В статье проведен критический анализ рекомендуемой официальной методики оценки эффективности управления муниципальным имуществом на основе расчета показателей оптимальности состава и эффективности использования имущества на примере конкретного муниципального района. Доказано, что рекомендованная к применению на муниципальном уровне система показателей не учитывает стратегические аспекты данной области муниципального менеджмента, а также не отражает наличие актуальных проблем управления имуществом муниципального образования. Автором предложена система показателей оценки эффективности управления муниципальным имуществом, базирующаяся на методологии построения сбалансированной системы показателей. В статье сформулированы стратегические цели и подобраны соответствующие им показатели по перспективам, которые имеют экономический, социальный, бюджетный эффекты от использования муниципального имущества муниципальным образованием, а также обеспечивают повышение результативности реализации управленческих функций в данной сфере. Определено, что показатели и целевые значения индикаторов могут служить как для оценки результативности процессов, так и для определения степени достижения целей по выбранным перспективам развития одновременно, что обеспечивает всестороннюю комплексную оценку эффективности управления муниципальным имуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербань Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY IMPROVEMENT FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

Effective local property management is one of the main problems facing local governments at present time. Assessment of property management efficiency is directed to determine in what degree municipal property is used to achieve the development goals of local authorities and to work out more effective options for management decisions in this area. The article provides a critical analysis of the recommended official method of local property management efficiency assessment based on the calculation of indicators of property optimal structure and composition and efficiency of its use on the example of one of municipal districts. It has been proved that the scorecard recommended to be applied at the municipal level does not reflect the strategic aspects and urgent problems if this area of local government management. Based on the methodology for constructing a balanced scorecard the author has proposed a scorecard for assessing local property management efficiency. Strategic goals have been formulated in the article and the corresponding indicators selected for evaluating economic, social, budgetary effects and the implementation of management functions in municipal property management. It has been determined that the indicators and their target values can both assess the effectiveness of management processes and define the level of goals achievement for the selected development prospects, which provides a comprehensive municipal property efficiency management assessment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Развитие методических основ оценки эффективности управления имуществом

муниципального образования

Methodology improvement for assessing the efficiency of municipal property management

Щ\ Û ПСКОВСКИЙ

■ршмшш

^jj ЖУРНАЛ

УДК 332.025+338.24 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10145 Щербань Елена Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное правовое регулирование экономики и кадровой политики», Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Саратов, ORCID: 0000-0002-0737-6524, Email: sherbanlena@yandex.ru

Shcherban Elena Gennadievna, PhD in Economics, associate professor of the department of state legal regulation of the economy and personnel policy, Social and Economic Institute of Yuri Gagarin Saratov State Technical University, Saratov, ORCID: 0000-0002-0737-6524, E-mail: sherbanlena@yandex.ru Аннотация. Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами местного самоуправления в настоящее время, является эффективное управление муниципальным имуществом. Оценка эффективности управления имуществом позволяет своевременно определить, в какой мере муниципальное имущество используется для достижения целей развития муниципального образования и выработать более эффективные варианты управленческих решений в данной сфере. В статье проведен критический анализ рекомендуемой официальной методики оценки эффективности управления муниципальным имуществом на основе расчета показателей оптимальности состава и эффективности использования имущества на примере конкретного муниципального района. Доказано, что рекомендованная к применению на муниципальном уровне система показателей не учитывает стратегические аспекты данной области муниципального менеджмента, а также не отражает наличие актуальных проблем управления имуществом муниципального образования. Автором предложена система показателей оценки эффективности управления муниципальным имуществом, базирующаяся на методологии построения сбалансированной системы показателей. В статье сформулированы стратегические цели и подобраны соответствующие им показатели по перспективам, которые имеют экономический, социальный, бюджетный эффекты от использования муниципального имущества муниципальным образованием, а также обеспечивают повышение результативности реализации управленческих функций в данной сфере. Определено, что показатели и целевые значения индикаторов могут служить как для

оценки результативности процессов, так и для определения степени достижения целей по выбранным перспективам развития одновременно, что обеспечивает всестороннюю комплексную оценку эффективности управления муниципальным имуществом. Summary. Effective local property management is one of the main problems facing local governments at present time. Assessment of property management efficiency is directed to determine in what degree municipal property is used to achieve the development goals of local authorities and to work out more effective options for management decisions in this area. The article provides a critical analysis of the recommended official method of local property management efficiency assessment based on the calculation of indicators of property optimal structure and composition and efficiency of its use on the example of one of municipal districts. It has been proved that the scorecard recommended to be applied at the municipal level does not reflect the strategic aspects and urgent problems if this area of local government management. Based on the methodology for constructing a balanced scorecard the author has proposed a scorecard for assessing local property management efficiency. Strategic goals have been formulated in the article and the corresponding indicators selected for evaluating economic, social, budgetary effects and the implementation of management functions in municipal property management. It has been determined that the indicators and their target values can both assess the effectiveness of management processes and define the level of goals achievement for the selected development prospects, which provides a comprehensive municipal property efficiency management assessment.

Ключевые слова: муниципальное имущество, муниципальная собственность, эффективность управления, оценка эффективности, показатели эффективности. Keywords: municipal property, management efficiency, efficiency assessment, efficiency scorecard.

Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами местного самоуправления в настоящее время, является эффективное управление муниципальным имуществом, поскольку, с одной стороны, имущественные объекты являются экономической основой решения вопросов местного значения, а с другой стороны - доходы, получаемые от использования муниципального имущества, в полном объеме поступают в бюджет муниципального образования.

Исследование практических аспектов управления муниципальным имуществом показывает, что важной составляющей эффективного управления является обладание полной, достоверной и актуальной информацией как о самих объектах, находящихся в муниципальной собственности, так и о возможностях использования последних для обеспечения достижения социально-экономических целей развития муниципального образования. Следовательно, эффективное управление муниципальным имуществом возможно лишь при условии совершенствования системы учета муниципальной собственности. Своевременный анализ использования имущества и оценки затрат на владение, распоряжение имуществом муниципального образования позволяет выработать

более эффективные варианты управленческих решений в данной сфере, а также своевременно определять потребности в затратах на проведение ремонта и выполнение работ по обеспечению сохранности имущественных объектов.

В то же время, принято считать, что результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории. Именно посредством оценки эффективности можно определить, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированные результаты [1, с.23]. Следовательно, без разработки и утверждения критериев и показателей оценки эффективности и качества управления имуществом невозможно обеспечить эффективность и результативность муниципального менеджмента в данной сфере.

Исследованиями методик оценки эффективности управления муниципальным имуществом в занимались Матушевская Е.А., Кузьминова А.Н., Лобкова Е.В., Лушникова Т.Ю., Ахатова А.М. [1; 2; 3]. В своих трудах многие авторы указывают на необходимость оценки экономического, бюджетного и социального эффектов от использования и распоряжения муниципальным имуществом.

В настоящее время на муниципальном уровне не существует общепринятых законодательно закрепленных, обязательных к применению методик оценки управления имуществом муниципальных образований. Опыт муниципальных образований показывает, что оценка эффективности управления муниципальным имуществом проводится в основном на базе региональных методик, закрепленных, например, в целевых программах, а также действовавших до октября 2020 года методических рекомендациях по расчету показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 16.04.2015 №229 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом и формирования статистического наблюдения».

Однако, в большинстве муниципальных образований РФ отсутствуют критерии эффективности управления муниципальным имуществом, а качество управления муниципальным имуществом не оценивается. Так, ни в одном муниципальном образовании Саратовской области на сегодняшний день не разработана методика оценки эффективности управления муниципальным имуществом.

Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2020 года N 2645-р утверждена методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им, которой рекомендовано руководствоваться органам местного самоуправления при управлении и распоряжении государственным и муниципальным имуществом и ежегодно, до 15 июля года, следующего за отчетным, размещать в системе «Управление» отчетность об эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом по формам, предусмотренным методикой [4].

Данная методика предусматривает систему показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований по следующим категориям имущества: акции (доли) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности публично-правовых образований; недвижимое имущество, закрепленное за унитарными предприятиями; недвижимое имущество, закрепленное за учреждениями; недвижимое имущество казны публично-правовых образований. Основное предназначение методики сводится к тому, чтобы выявить неиспользуемое или используемое неэффективно имущество на основе расчета и сравнения с нормативными значениями критериев эффективности. Имущество, использование которого не соответствует критериям эффективности, установленным данной методикой, подлежит продаже на имущественных торгах.

Предварительная оценка эффективности использования муниципального имущества на основе данной методики позволяет прийти к заключению о том, что она должна применяться на муниципальном уровне с существенными корректировками. Критерии эффективности направлены на оптимизацию состава и структуры муниципального имущества посредством приведения в соответствие имущественных объектов с выполняемыми функциями (для муниципальных учреждений), и получения доходов от использования имущества муниципального образования (для муниципальных предприятий и казны муниципального образования).

Так, расчеты критериев эффективности использования недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями Энгельсского муниципального района Саратовской области (табл.1), показывают, что из четырех предприятий, находящихся в собственности Энгельсского муниципального района, нулевые значения итогового показателя эффективности управления имуществом имеют два предприятия, являющиеся единственными в сфере водоснабжения и теплоснабжения исследуемого муниципального образования, а эффективным является лишь одно предприятие района.

Таблица 1

Показатели, характеризующие эффективность муниципальных

унитарных предприятии Энтельсското муниципального района*

№ п/ п Наименование показателя МУП «Энгельс — Водоканал» МУП «Покровск — тепло» МУП «Центральная диспетчерская служба» ХУГУП «Капитальное строительство»

Значение показателя (%) Оценка (баллов) Значение показателя (°л>у Оценка (баллов) Значение показателя (%) Оценка (баллов) Значение показателя (%) Оценка (баллов)

1. Уровень рентабельности активов О 24% О 88% 3 123% 25

2. Уровень рентабельности проданных товаров (прод>гкцин, работ, услуг) 44% О 25% О 79% О 131% 25

3. Доля чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет О " О О О О О

4. Выполнение показателей экономической эффективности деятельности предприятия ** О О о О 77% 2 80% 5

* Рассчитано автором самостоятельно на основе оухгалтерской отчетности м\*ннципальных

предприятий Энтельсското муниципального района за 2019 год в соответствии с методикой определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им [ I ]

** Показатели определены на основе методических рекомендаций [5].

Следуя логике методики, единственные предприятия в сферах водоснабжения и теплоснабжения должны быть приватизированы или переданы в концессию. Имущество данных предприятий ежегодно, начиная с 2018 года, включается в перечни объектов муниципального недвижимого имущества Энгельсского муниципального района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Однако, частный бизнес не заинтересован в инвестировании средств в данные имущественные комплексы.

В свою очередь оценка показателей эффективности использования имущества казны на примере этого же муниципального образования (табл.2) позволяет прийти к выводу, что пороговые значения показателей эффективности в соответствии с рассматриваемой методикой были достигнуты лишь в отношении имущественных объектов, переданных в качестве имущественной поддержки некоммерческим организациям на безвозмездной основе.

Поскольку пороговые значения остальных показателей эффективности использования имущества казны муниципального образования не были достигнуты, то органам местного самоуправления необходимо подготовить план повышения эффективности управления и распоряжения недвижимым имуществом муниципального района с указанием конкретных объектов, по которым может предусматриваться либо взыскание задолженности, либо вовлечение в инфраструктурные проекты и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, либо закрепление за органами местного самоуправления или муниципальными организациями, либо отчуждение из муниципальной собственности.

Таблица 2

Показатели, характеризующие эффективность использования недвижимого имущества казны муниципального образования < на примере

Энгельсского муниципального района Саратовской области)*

Показатель эффективности Оценка показателя на примере Энгельсского муниципального района Оценка (баллов)

Эффективность передачи ва безвозмездной основе объектов недвижимого имущества казны в целях имущественной поддержки некоммерческим организациям

Количество нарушений использования имущества, выявзеиных » отчетный период по результатам проверки нарушения не яыяятеиы $0

Отношение количества устраненных нарушений к общему количеству нарушений выявленных по результатам проверок (за отчетный период) отсутствие нарушений 50

Суммарный показатель эффективности 100

Эффективность управления и распоряжения объектами недвижимого имущества казны, которые включены в перечни Имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего

Количество проведенных в течение года торгов в отношении объектов казны** торги не проводились в отношении 70*» объектов, процедура была проведена и признана несостоявшейся по причине того, что не подана не одна заявка подана одна заяви в относиекии 30*» объектов 1$

Суммарный показатель эффективности 1$

Эффективность управления и распоряжения земельными участками

Процент сокращения плошали земельных участков муниципальной казны, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к плошали земельных участков муниципальной казны в 2012 году' (за исключением земельных участков, шьятых из оборота и ограниченных в обороте) плановые показатели не достигнуты 0

Птошадь земельных участков. находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых сформированы и уточнены границы, а также внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (га)*** плановые показатели не достигнуты 0

Суммарный показатель эффективности 0

Эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления в сфере использования объектов недвижимого имущества казны

Лат просроченной более чем на 3 квартала задолженности по договорам аренды объектов недвижимого имущества, по которым му-иииипальным образованием не проводились мероприятия по взысканию задолженности в судебном порядке или не каправтяшсь досудебные претензии по состоянию на 31 декабря отчетного года, в общей сумме арендной платы за отчетный год Работа с должниками по взысканию задолженности проводилась только а рамках претензионной работы и досу дебного разбирательства 0

Доля объектов незавершенного строительства, в отношении которых реализована в отчетном году' целевая функция в общем количестве объектов незавершенного строительства, для которых целевая функция была установлена на отчетный год Отсутствуют объекты, по которым реализована целевая функция 0

Даш объектов недвижимого имущества, вовтеченных а коммерческий оборот в рамках концессионных соглашений, соглашений о муинцкпжтыю-частном партнерстве инвестиционных договоров, в общем количестве объектов недвижимого имущества. 0.9% 5

образования на конец отчетного года

* Составлено автором самостоятельно на основе данных реестра шны Энгельсского муниципального района на 01 01 2021 гола (б] в соответствия с методикой определенна критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им [4]

•• Совокупное значение показателя рассчитано методом среднего арифметического

*** Значение показателя для муниципальной казны Энгельсского муниципального района принято согласно показателям (индикаторам), предусмотренным в ведомственной целевой программе < Эффективное '.'правление и распоряжение муниципальным имлтпеством на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2018-2022 годы.. [7)

Основными принципами управления муниципальным имуществом, на обеспечение реализации которых направлена рассмотренная выше методика, являются принцип экономической эффективности и принцип оптимизации состава и структуры муниципального имущества (приведение в соответствие с выполняемыми функциями).

Анализ эффективности управления муниципальным имуществом на основе рассмотренного выше подхода, показал, что рекомендованная к применению на муниципальном уровне система показателей с одной стороны. не учитывает стратегические аспекты данной области муниципального менеджмента - не позволяет рассматривать возможности использования муниципального имущества для достижения целей социального и экономического развития муниципального образования, с другой стороны - не отражает наличие актуальных проблем управления муниципальным имуществом (в частности, таких проблем, как: низкая ликвидность имущественных активов, выставляемых на торги, недостаточная привлекательность муниципальных объектов для потенциальных инвесторов, наличие на балансе бесхозных объектов и других).

Особенностью муниципального имущества является то, что оно имеет социальное значение, то есть является экономической основой для удовлетворения общественных интересов и коллективных потребностей местного сообщества. В связи с этим оценка эффективности управления муниципальным имуществом должна учитывать в первую очередь социальную полезность каждого имущественного объекта, находящегося в муниципальной собственности, и лишь во вторую очередь - возможности его использования для извлечения дохода. Следовательно, в методике оценки эффективности управления муниципальным имуществом должны быть обязательно отражены показатели, характеризующие социальный (общественный) эффект от использования муниципального имущества муниципальным образованием.

В этой связи, автором предлагается использовать методологию сбалансированной системы показателей (BSC) при формировании методики оценки эффективности управления муниципальным имуществом. Применение BSC позволит осуществлять стратегическое управление имущественными активами на основе измерения и оценки его эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты в данной сфере - экономические, бюджетные, социальные, организационно-управленческие. Кроме того, применение BSC позволит достичь равновесия, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, а также внешними и внутренними параметрами системы управления.

Считаем, что для всесторонней оценки эффективности управления муниципальным имуществом целесообразно формулировать стратегические цели и подбирать соответствующие им показатели по перспективам, которые, в итоге, покажут экономический, социальный (общественный), бюджетный эффекты от использования муниципального имущества муниципальным образованием, а также обеспечат повышение

результативности реализации управленческих функций в данной сфере. В свою очередь показатели и целевые значения индикаторов в BSC могут служить как для оценки результативности процессов, так и для оценки степени достижения целей по выбранным перспективам развития одновременно.

Отметим, что перспективы по достижению экономического и социального эффектов отражают стратегический аспект управления, в связи с чем целевые значения показателей органы местного самоуправления определяют на долгосрочный и среднесрочный период, в то время как перспективы бюджетной эффективности и результативности выполнения управленческих функций ориентированы на тактические результаты и целевые значения показателей устанавливают на среднесрочный и краткосрочный период. Таким образом достигается сбалансированность системы показателей по долгосрочным и краткосрочным целям.

Важно учитывать, что сбалансированная система показателей — это концепция внедрения существующих стратегий, позволяющая учитывать особенности и перспективы развития каждого конкретного муниципального образования. В связи с этим, в каждом муниципалитете должны быть сформированы свои собственные критерии достижения показателей BSC в сфере управления муниципальным имуществом, являющиеся индикаторами для местных органов власти.

На основе изучения и систематизации трудов отечественных исследователей, а также рекомендованных органами государственной власти методик [2, с.79-81; 3, с.68-69; 4], нами предложена система показателей эффективности управления муниципальным имуществом, основанная на определении стратегических целей и подборе индикаторов, отражающих их достижение по каждой из выделенных перспектив развития (табл.3-6).

В рамках оценки экономического эффекта, на наш взгляд, должны быть поставлены две основные цели: оптимизация состава и структуры муниципального имущества и вовлечение муниципального имущества в экономический оборот (достижение максимальной эффективности использования), критерии достижения которой раскрыты в методике, рассмотренной выше, и вовлечение имущественных объектов в инвестиционные отношения. Индикаторами достижения эффективности должны быть экстенсивные и интенсивные показатели, а целевыми признаками - стремление к увеличению или уменьшению индикаторов (табл.3). Значения индикаторов оцениваются в динамике — сравниваются со значением показателя за предшествующий период и позволяют сделать вывод о повышении эффективности использования муниципального имущества.

Таблица 3

Стратегические цели п показатели, отражающие экономический эффект управления муниципальным имуществом*

Показатель Целевой признак I Ьменснне показателя вЭМР"

Стратегическая цель оптимизация состава и структуры муниципального имущества и вовлечение муниципального имущества в экономический оборот

Доля используемых (вовлеченных в хозяйственный оборот) объектов недвижимого имущества муниципального образования Рост в динамике 103%

Доля бесхозяйных объектов, внесенных в реестр муниципального имущества в текущем году, от общего числа имеющихся бесхозяйных объектов на балансе муниципального образования Рост в дннамнке 102%

Плошадь земельных участков ммтоинпальной казны, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к плошали земельных участков муниципальной казны в 2012 году (за исключением земельных участков изъятых из оборота н ограниченных в обороте) Снижение в динамике 82%

Доля площади недвижимого имущества. используемого муниципальными учреждениями для оказания муниципальных услуг в обшей плошади недвижимого имущества, переданного на праве оперативного управления муниципальным \чреждениям Рост в динамике 102%

Обшая плошадь муниципального имущества, используемая для оказания платных услуг (выполнения работ) (в том числе по видам $_ Рост в дннамнке 101%

Доля МУП. осуществляющих в отчетном периоде финансово-хозяйственную деятельность н получивших чистую прибыть по итогам года Рост в динамике 100%

Доля объектов недвижимого имущества (включая земельные участки), в отношении которых зарегистрировано право оперативного управления учреждений и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в общем объеме, закрепленных за учреждениями Рост в динамике 103%

Стратегическая цель вовлечение имущества в инвестиционные отношения

Доля объектов недвижимого имущества (включая земельные участки), в отношении коюрых оформлены права аренды Рост в динамике 107%

Доля объектов недвижимого имущества, вовлеченных в коммерческий оборот в рамках концессионных соглашений, соглашений о мункцнпально-частном партнерстве, инвестиционных договоров, в общем количестве объектов недвижимого имущества. находящихся в собственности муниципального образования на конец отчетного года Рост в дннамнке 100*.

Доля состоявшихся аукционов по продаже объектов недвижимости Рост ■ дннамнке 105%

Количество торгов (сделок) по продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования за отчетный период Росте динамике 108%

Количество проведенных в течение года торгов в отношении объектов казны, которые включены в перечни имущества, предоставляемого субъектам малого н среднего предпринимательства Рост» динамике 102%

Доля объектов в неудовлетворительном техническом и эксплуатационном состоянии (требуется капитальный текущий ремонт) Снижение в динамике 104%

Количество отремонтированных объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Рост в динамике 102%

Количество реконструированных объектов недвижимости находящихся в муниципальной собственности Рост в 100*.

Площадь земельных участков находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых сформированы и уточнены границы, а также внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости Рост в динамике 103%

"Составлено автором по материалам исследования

** Изменение индикатора в 2020 году по отношению к 2019 году рассчитано автором на основе данных реестра муниципального имущества Энгельсского муниципального района саратовской области [б]

Стратегические цели и показатели по перспективе «Социальный эффект» приведены в таблице 4. Индикаторы социальной эффективности, рассчитанные по Энгельсскому муниципальному району (табл. 4), свидетельствуют о росте эффективности использования муниципального имущества района по всем параметрам достижения стратегических социальных целей управления муниципальной собственностью.

Таблица 4

Стратегические цели и показатели, отражающие социальный эффект _управления муниципальным имуществом *__

Показатель Целевой признак Изменение индикатора в ЭМР**

Стратегическая цель: решение социальных задач

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тысяч человек населения - всего Рост в динамике 410%

Доля объектов (площади) муниципального имущества, задействованных в социальной сфере, в общей численности объектов муниципального имущества (в том числе по категориям объектов) Рост в динамике 102%

Число объектов муниципального имущества социально-культурной инфраструктуры, в расчете на 10 тыс. населения муниципального образования (в том числе по категориям объектов) Рост в динамике 101%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям в общей протяженности дорог муниципального образования Рост в динамике 100,2%

Стратегическая цель: вовлечение земельных участков в гражданский оборот

Доля земельных участков, сформированных для решения вопросов местного значения, в общей площади земельных участков муниципальной казны Рост в динамике 101%

Доля земельных участков, являющихся местами обшего пользования (автомобильные дороги местного значения, парки, скверы, городские леса) е общей площади муниципальных земельных участков Рост в динамике 101%

•Составлено автором по материалам исследования.

** Изменение индикатора б 2020 году по отношению к 2019 году в Энгельсском муниципальном районе.

Показатели по перспективе «Бюджетный эффект», отражающие достижение цели обеспечения пополнения бюджета муниципального образования, приведены в таблице 5. Отметим, что бюджетную эффективность целесообразно разграничивать с экономической, так как «использование муниципального имущества должно приносить эффект в виде увеличения доходов бюджетов за счет роста налоговых и иных поступлений в результате повышения эффективности управления муниципальной собственностью» и бюджетная эффективность характеризуется результативными показателями и оценивается в средне- и краткосрочном аспектах.

Таблица 5

Показатели, отражающие бюджетный эффект управления муниципальным имуществом

Показатель Целевой признак Изменение индикатора в ЭМР**

Доходность управления недвижимым имуществом (объектами нежилого фонда)*** Рост в динамике 95%

Доходы от использования земель, находящихся муниципальной собственности Рост в динамике 138%

Доходы от использования имущественных объектов, находящихся в муниципальной собственности Рост в динамике 35%

Доля муниципальных предприятий, перешедших в частную сферу, при сохранении муниципалитетом определенной доли участия в получении дивидендов и налогов от их деятельности Рост в динамике 0

Доля заключенных договоров аренды объектов недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями учреждениями Рост в динамике 99%

* Составлено автором по материалам исследования .

** Изменение индикатора в 2020 году по отношению к 2019 году в Энгельсском муниципальном районе.

*** Рассчитывается как отношение суммы доходов от продажи и аренды объектов муниципального недвижимого имущества (нежилого фонда) к расходам на их содержание.

Показатели, отражающие эффективности реализации управленческих функций органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом, представлены в табл. 6.

Таблица 6

Показатели эффективности реализации управленческих функций в

Показатель Целевой признак

Количество программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных по управлению муниципальным имуществом Наличие Рост в динамике

Доля оказываемых услуг и управленческих процессов в сфере управления муниципальной собственностью в электронном виде Рост в динамике

Интеграция с федеральными сервисами (Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) по каналам СМЭВ: Наличие

Доля оснащенных современным серверным оборудованием рабочих мест уполномоченного органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом Рост в динамике

Доля просроченной более чем на 3 квартала задолженности по договорам аренды объектов недвижимого имущества, по которым муниципальным образованием не проводились мероприятия по взысканию задолженности в судебном порядке или не направлялись досудебные претензии по состоянию на 3 1 декабря отчетного года, в общей сумме арендной платы за отчетный год Снижение в динамике

Доля объектов незавершенного строительства, в отношении которых реализована в отчетном году целевая функция в общем количестве объектов незавершенного строительства. для которых целевая функция была установлена на отчетный год Рост в динамике

'Составлено автором по материалам исследования.

Подводя итоги оценки эффективности управления муниципальным имуществом по предложенной методике, можно говорить о низкой бюджетной эффективности управления муниципальным имуществом и недостаточной эффективности выполнения управленческих функций в данной сфере в исследованном муниципальном образовании, в

то время как индикаторы социальной и экономической эффективности, отражающие достижение стратегических целей управления, свидетельствуют о высоком уровне вовлечения объектов муниципальной собственности в решение социальных задач и расширении возможностей включения муниципального имущества в экономический оборот.

Разработанная сбалансированная система показателей оценки эффективности управления муниципальным имуществом позволяет комплексно охарактеризовать различные аспекты и параметры системы управления имуществом, увязать результаты управленческой деятельности в данной сфере с конкретными плановыми показателями и инициативами, выявлять факторы, препятствующие повышению эффективности управления, и на основе данной информации обеспечивать построение оптимальной структуры муниципальной собственности, а также подбирать наилучшие варианты использования муниципальных имущественных объектов с целью формирования мероприятий органов власти, направленных на решение проблем муниципалитета.

Список литературы

1. Лушникова Т.Ю., Ахатова А.М. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом// Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). С. 22-30.

2. Матушевская Е.А., Кузьминова А.Н. Эффективность управления государственным и муниципальным имуществом на уровне субъекта Российской Федерации// Вестник университета. 2020. № 4. С. 77-85.

3. Лобкова Е.В. Разработка подхода к повышению эффективности управления муниципальным имуществом// Экономические науки. 2019. № 10 (179) С. 67-73.

4. Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2020 года N 2645-р «Об утверждении методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им».

5. Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 N 1388-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава».

6. Реестр объектов казны Энгельсского муниципального района Саратовской области. [Электронный ресурс] - URL: https://www.engels-city.ru/sobstv-im.

7. Постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 15 марта 2018 года N 1113 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом на территории Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2018-2022 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.