Научная статья на тему 'Имущественный комплекс муниципального образования как экономическая основа местного самоуправления'

Имущественный комплекс муниципального образования как экономическая основа местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1703
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА / MUNICIPAL PROPERTY / THE DISPOSAL OF MUNICIPAL PROPERTY / THE EFFECTIVENESS OF THE USING THE PROPERTY COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаев Денис Валерьевич, Козлова Екатерина Дмитриевна

Описаны основные способы распоряжения муниципальным имуществом, их основные преимущества и недостатки. Обосновывается необходимость оценки эффективности управления имущественным комплексом муниципального образования. Выделены основные направления повышения эффективности использования имущества, права собственности на которое, закреплены за муниципальным образованием на примере Киреевского района Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY COMPLEX OF MUNICIPALITY AS ECONOMIC BASIS OF LOCAL GOVERNMENT

This article describes the basic methods of disposal of municipal property, their main advantages and disadvantages. The necessity of the evaluation of the municipality property complex management performance is substantiated in the article. There are the basic directions of increasing the efficiency of using the property complex owned by the municipality on the example of the Kireevsk district of Tula Region distinguished in the article.

Текст научной работы на тему «Имущественный комплекс муниципального образования как экономическая основа местного самоуправления»

Influence of an intensification ofprocess of reproduction of a fixed capital on a level of competitiveness of a national economy and maintenance of its economic safety is considered. For this purpose it is constructed and investigated model of recourse of dependence of a total internal product from the parameters describing process of reproduction of a fixed capital. The conclusion that activization of process of reproduction of a fixed capital is the important factor of increase of competitiveness of a national economy, and, hence, and its economic safety is made.

Key words: economic safety, reproduction of a fixed capital, competitiveness, deterioration of means of work, a total internal product, investments.

Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair economy and management, hklynin@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.24

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Д.В. Ермолаев, Е.Д. Козлова

Описаны основные способы распоряжения муниципальным имуществом, их основные преимущества и недостатки. Обосновывается необходимость оценки эффективности управления имущественным комплексом муниципального образования. Выделены основные направления повышения эффективности использования имущества, права собственности на которое, закреплены за муниципальным образованием на примере Киреевского района Тульской области.

Ключевые слова: муниципальное имущество, распоряжение муниципальным имуществом, эффективность использования имущественного комплекса.

Имущественный комплекс муниципального образования является одним из компонентов его муниципальной собственности, также включающей в себя землю, природные и финансовые ресурсы.

Под муниципальным имуществом понимают имущество, собственность на которое закреплено за муниципальным образованием, основная цель использования которого, во-первых, заключается в решении вопросов и задач конкретного муниципалитета и, во-вторых, в осуществлении органами, осуществляющими управление муниципальным образованием от имени населения своих непосредственных полномочий.

Опираясь на Гражданский кодекс Российской Федерации можно отметить, что муниципальное имущество может находиться во владении, пользовании и распоряжении муниципальных предприятий и учреждений. Имущество, не закрепленное ни за одним из муниципальных предприятий

и учреждений, находится в непосредственном управлении органов местного самоуправления и образует муниципальную казну[1, ст.215].

Всего существует три правовых режима, в которых может находиться муниципальное имущество:

1) на праве хозяйственного ведения. Данный правовой режим распространяется на имущество, которое закреплено за муниципальными предприятиями;

2) на праве оперативного управления. В рамках данного режима распоряжаться муниципальным имуществом могут и казенные предприятия, и муниципальные учреждения;

3) в муниципальной казне. В данном случае распоряжаться муниципальным имуществом, либо использовать его для своих нужд может администрация и другие органы, осуществляющие управление на территории муниципалитета [1, ст.125].

Управление имуществом, право собственности на которое закреплено за муниципалитетом, прежде всего, должно быть направлено на достижение целей, стоящих перед ним, повышение объемов доходов, поступающих в местный бюджет от использования, закрепленного за ним имущества и в целом роста как социального, так и экономического развития территории.

Следует отметить, что практически во всех случаях действия муниципальных образований как субъектов гражданских правоотношений в области управления муниципальным имуществом отличаются от соответствующих прав и обязанностей юридических лиц. Этот момент является достаточно важным, но не всегда органы местного самоуправления уделяют ему должное внимание, поэтому далее будут подробно рассмотрены основные способы распоряжения имуществом муниципальной казны, кроме его отчуждения, в связи с тем, что отчуждение имущества, которое находится в собственности муниципалитета, может только единовременно принести доходы в его бюджет [1, ст.124, ч.2].

Одной из самых распространённых форм использования имущества МО выступает его сдача в аренду [1, ст.606]. Можно выделить четыре формы сдачи муниципального имущества в аренду: аукцион, коммерческий конкурс, краткосрочная аренда и передача имущества целевым назначением.

Форма сдачи муниципального имущества в аренду, когда на торгах право на заключение договора аренды получает лицо, предложившее наивысшую цену, называется аукционом. Аукцион может применяться только к тем имущественным объектам, которые ещё не заняты и не используются.

Также к свободным имущественным объектам может применяться такая форма сдачи в аренду как коммерческий конкурс. Отличительной особенностью коммерческого конкурса является то, что право на заключе-

ние договора аренды предоставляется тому претенденту, который в наибольшей степени соответствует условиям аренды, заранее разработанным служащими администрации муниципального образования.

Краткосрочная аренда на период времени до двух лет, может быть предоставлена физическим и юридическим лицам, в пользовании которых уже находилось указанное имущество, и которые не нарушали условий ранее составленного договора аренды[1, ст.606].

Передача в аренду целевым назначением, как правило, также как и краткосрочная аренда применяется к объектам, уже имеющим арендатора. Оформление приказа о передаче в аренду целевым назначением осуществляется только после предоставления соискателем документов, подтверждающих его хозяйственный статус и только по решению главы муниципального образования.

К основным преимуществам такой формы распоряжения имуществом муниципалитета как аренда можно отнести получение доходов от использования, сохранение имущества в собственности муниципалитета, урегулирование отношений арендодателя и арендатора договором. Основным недостатком данной формы распоряжения является относительно небольшое количество объектов, которые могут быть сданы в аренду, что обусловлено законодательными ограничениями на состав имущества МО.

Второй формой распоряжения имуществом, право собственности, на которое принадлежит МО, может выступать концессия. Процесс передачи муниципального казенного имущества в концессию регулируется ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях», действующим от 21.07.2005 г.

Согласно выше указанному закону - основная цель концессионных соглашений заключается в привлечение инвестиций в экономику страны, региона, муниципалитета, путем эффективного использования имущества, находящегося в их собственности и путем повышения качества предоставляемых товаров и услуг населению конкретной территории.

По концессионному соглашению органы местного самоуправления, выступающие в роли концедента и предоставляют концессионеру право владения и пользования муниципальное недвижимое имущество, которое представляет собой объект концессионного соглашения на срок, установленный в нем. В свою очередь концессионер обязуется реконструировать имущественный объект и осуществлять деятельность с его эксплуатаци-ей[3, ст.3].

Среди преимуществ управления муниципальной собственностью путём заключения концессионных соглашений можно выделить повышение эффективности её использования и привлечение инвестиций в сектор экономики муниципалитета. Также у данной формы существуют и недостатки, основным из которых является то, что большинство объектов муниципальной собственности являются непривлекательными для инвесторов и как следствие не могут приносить доход в местный бюджет.

На практике может применяться и такая форма распоряжения муниципальным имуществом как передача в безвозмездное пользование. Опираясь на Гражданский кодекс РФ можно выделить несколько особенностей данного способа использования собственности муниципалитета.

Прежде всего, следует отметить, что муниципальное имущество передается в безвозмездное пользование путем заключения договора ссуды, согласно которому ссудодателем выступает орган местного самоуправления, а ссудополучателя - лицо, одержавшее победу в аукционе на право заключения данного договора[2, ст.689].

В безвозмездное пользование могут быть переданы только непотре-бяляемые вещи, то есть имущество, которое в процессе эксплуатации не потеряет своих натуральных свойств.

Можно выделить множество преимуществ в передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, среди которых и то, что имущество остается в собственности муниципалитета, и то, что данная форма распоряжения предоставляет возможность оказания поддержки малому бизнесу, и то что достаточно широк выбор объектов, которые можно передать в безвозмездное пользование, но данная форма имеет и очень серьезный недостаток, заключающийся в том, что муниципальное образование не получает дохода от эксплуатации переданного им имущества.

Последней формой распоряжения имуществом муниципалитета, рассмотренной в данной статье, будет передача казенного имущества в доверительное управление.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ гласит, что согласно договору доверительного управления орган местного самоуправления выступает в качестве учредителя управления и передает объект собственности муниципального образования в доверительное управление на определенный срок доверительному управляющему, в качестве которого могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, кроме унитарных предприятий[2 ст. 1015].

Основной особенностью рассматриваемой формы распоряжения муниципальным имуществом является, то что именно муниципальное образование является выгодоприобретателем, при том что имущество остается в его собственности.

Среди положительных сторон передачи имущества МО в доверительное управление является то, что орган местного самоуправления снимает себя часть избыточных функций по управлению казенным имуществом, но при этом имеет возможность повысить эффективность его управления. Но стоит помнить и то, что в качестве управляющего может выступить лицо, осуществляющее свою деятельность неэффективно и недобросовестно.

Говоря об эффективности управления муниципальным имуществом следует понимать, что речь идет о публичной собственности, основное

назначение которого является использование в интересах населения и решения вопросов местного значения[4, ст.50]. Оценить эффективность распоряжения муниципальным имуществом достаточно сложно, так как на текущий момент времени не разработана методика оценки ни количественных, ни качественных показателей.

Как правило, основным показателем грамотного и эффективного использования имущества муниципального образования считается получение максимально возможных доходов от него. Соответственно при осуществлении анализа использования собственности МО можно опираться на такие количественные показатели как абсолютная величина доходов, поступивших в бюджет в результате его использования и динамика изменения данных показателей (темпы роста и прироста доходов), а также долю доходов, полученных от использования муниципального имущества к общей сумме доходов бюджета за определенный период времени (год).

Рассмотрим анализ доходов, получаемых от распоряжения имуществом муниципалитета, их динамику и осуществим анализ основных действий уполномоченного органа местного самоуправления, направленных на повышение эффективности управления муниципальным имуществом на примере МО Киреевский район Тульской области.

МО Киреевский район, административным центром которого является г. Киреевск, расположено в центральной части Тульской области. Площадь данного муниципалитета составляет 931 кв. км. Начиная с 2013 года в Киреевском районе насчитывается три городских и шесть сельских поселений, в состав которых входит сто восемьдесят один населённый пункт.

Можно выделить следующие мероприятия, проводимые в Киреевском районе в течение 2015 года, направленные на повышение эффективности использования казенного муниципального имущества:

1.Активно проводилась работа с земельными участками, а именно:

- были заключены 38 договоров аренды земельных участков общей площадью 1500063 кв.м.;

- в соответствии с положениями закона Тульской области от 21.12.2011 № 1708 - ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» многодетным гражданам на территории Киреевского района предоставлено 15 земельных участков общей площадью 19002 кв.м., в том числе 12 земельных участков, общей площадью 15002 кв.м.,- для индивидуального жилищного строительства и 3 земельных участка площадью 4000 кв.м. - для ведения личного подсобного хозяйства;

- объявлено 4 аукциона по продаже права аренды 14 земельных участков общей площадью 1939256 кв.м., по итогам торгов заключено 6 договоров аренды земельных участков общей площадью 589469 кв.м.

2. Проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционного климата в районе:

- разработана дорожная карта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;

- назначен инвестиционный уполномоченный;

- для объективного рассмотрения проектов властью и общественностью района сформирован общественный совет;

- индивидуальная работа с инвесторами ведется на системной основе, с полным сопровождением всего инвестиционного процесса;

- созданы информационные инструменты поддержки инвесторов.

Так, по данным мониторинга в развитие экономики и социальной

сферы Киреевского района было направлено 908 млнруб. инвестиций в основной капитал, в агропромышленном комплексе в 2015 году реализован проект по созданию высоко технологичного современного питомника декоративных деревьев и кустарников. (ООО «Питомник Саватеевых» на сумму 150 млн рублей); по программе переселения из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда ведется строительство более 30,7 тыс. кв.м. нового жилья.

3. Проводилась работа по ликвидации неэффективных МУПов.

В течение 2015 г. из 11 существующих были ликвидированы 5 муниципальных унитарных предприятий. По оставшимся 6 МУПам проводится следующая работа:

- МУП «Чайка», МУП «Киреевская управляющая компания» проводится процедура ликвидации;

- МУП «Ритуальные услуги» собственником имущества принято решение о ликвидации юридического лица;

- МУП «Расчетно-кассовый центр», МУП ЖКХ «Липковское» конкурсное производство;

- МУП «Жилсервис» конкурсное производство по решению Арбитражного суда прекращено, налоговым органом из реестра юридических лиц не исключено. Проводятся мероприятия по исключению из ЕГРЮЛ.

4. Проводилась работа по сдаче недвижимого муниципального имущества в аренду.

Так в 2015 году управлением экономического развития предоставлено в аренду за плату во временное владение и пользование муниципальное имущество:

- муниципального образования Киреевский район было заключено договоров аренды - 2, общей площадью 140,5 кв.м, в бюджет муниципального образования поступило денежных - 186,7 тыс. руб.;

- муниципального образования город Киреевск Киреевского района было заключено договоров аренды -3, в бюджет поступило денежных средств 52,6 тыс. руб.

5. Усиление контроля за надлежащим выполнением условий договоров в части поступлений арендной платы.

В течение 2015 года управлением экономического развития МО Киреевский район велась работа по погашению задолженности по арендной плате.

Увеличение поступления неналоговых доходов достигнуто в результате активации претензионной работы по аренде недвижимого муниципального имущества:

- арендаторам направлено 13 претензий (сумма к взысканию 1098,7 тыс.руб.);

- добровольно оплачено по ранее направленным в 2014 г. претензиям задолженность прошлых лет в сумме 1500 тыс. руб.;

- направлены документы в комитет по правовой работе о взыскании задолженности в судебном порядке по 2 арендаторам;

- возбуждено исполнительное производство в отношении 3 задолжников;

- по исполнительным листам взыскано судебными приставами 672,1 тыс. руб.

Можно отметить, что работа по повышению эффективности использования муниципальной собственности велась грамотна и дала положительные результаты.

Так в 2015 г. уровень доходов в абсолютном выражении составил 11,1 млн руб., что на 1,5 % выше показателей 2014 г. В целом, начиная с 2013 г. наблюдается положительная динамика уровню доходов от распоряжения муниципального имущества[5].

Представленные выше данные свидетельствуют о том, что целенаправленное и грамотное управление собственностью, которая принадлежит муниципалитету способствует росту экономического состояния территории.

Подводя итог, можно выделить основные направления деятельности, способствующие повышению эффективности управления муниципальным имуществом любого муниципального образования:

1. Проведение анализа применяемой на территории МО системы управления муниципальной собственности и основные результаты распоряжения ей;

2. Определение и формулировка целей и задач распоряжения собственностью;

3. Разработка принципов управления муниципальной собственностью;

4. Формулировка способов и методов управления собственностью МО с обязательным указанием перечней имущества, формируемых в зависимости от правового режима применяемого к распоряжению собственностью.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс, URL:http://base.consultantru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193157 (дата обращения 15.03.2016 г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс, URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182037 (дата обращения 15.03.2016 г.)

3. О концессионных соглашениях: Федеральный законе от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс, URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=191680(дата обращения 15.03.2016 г.)

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) [Электронный ресурс] /Консультант Плюс, URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194039(дат а обращения: 15.03.2016 г.)

5. Официальный сайт МО Киревский район Тульской области [Электронный ресурс] URL: http://kireevsk.tulobl.ru/administration/staticinfo/ budget/ (дата обращения: 15.03.2016 г.)

6. Ермолаев, Д.В. Проблемы интегрирования государственных унитарных предприятий в современные промышленные кластеры // Экономические и гуманитарные науки. 2013. №11 (262). С. 113-118. 0,4 п.л.

7. В.А. Курский, Д.В. Ермолаев, Е.А. Наташкина. Роль государственного и муниципального управления в формировании и управлении промышленными кластерами с учетом инновационности / // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. № 2-1. С. 207-212.

Ермолаев Денис Валерьевич, зав. кафедрой, den-puma@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Козлова Екатерина Дмитриевна, сотрудник администрации МО Киреевский район, ekarerina_kozlova13@mail.ru, Россия, Тульская область, Киреевский район.

PROPERTY COMPLEX OF MUNICIPALITY AS ECONOMIC BASIS OF LOCAL

GOVERNMENT

D.V. Ermolaev, E.D. Kozlova

This article describes the basic methods of disposal of municipal property, their main advantages and disadvantages. The necessity of the evaluation of the municipality property complex management performance is substantiated in the article. There are the basic directions of increasing the efficiency of using the property complex owned by the municipality on the example of the Kireevsk district of Tula Region distinguished in the article.

Keywords: municipal property, the disposal of municipal property, the effectiveness of the using the property complex.

Ermolaev Denis Valerevich, head of the department, Russia, Tula, Tula State University,

Kozlova Ekaterina Dmitrievna, an employee of the administration of Kireevsky district, ekaterina kozlova13@mail.ru, Russia, Tula region

УДК 330.138

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКУПКИ

С.А. Ростовцев

Обоснована необходимость формирования эффективных контрактов закупки на основе использования теории оценки стоимости жизненного цикла продукции. Это позволит учитывать интересы всех заинтересованных сторон и достигать наибольшего эффекта от реализации контракта, так как существенное внимание уделяется оценке стоимости продукции не только на стадии ее изготовления, но и на всех других стадиях жизненного цикла.

Ключевые слова: жизненный цикл продукции, эффективный контракт закупки, теория стоимости, заказчик, поставщик, ценообразование.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ), согласно п.16 ст.34 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», - это контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

КЖЦ заключается в случаях определенных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». В настоящее время указанный перечень яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.