УДК 339.138 (075.8)
ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ МУП «ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО»)
В.Э. Комов, В.Г. Ляшко
Современные проблемы российских МУПов состоят в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения, многие МУПы доведены до банкротства. Вместе с тем, в российских городах и других муниципальных образованиях они обеспечивают оказание населению основной части жизненно важных муниципальных услуг в жилищно-коммунальном комплексе и городском транспорте. Многие из них являются местными монополистами. Компромиссными формами управления имущественными комплексами муниципальных предприятий могут считаться следующие: аренда имущественных комплексов МУП как единого целого, концессия, доверительное управление, акционирование имущественных комплексов МУП при сохранении за муниципальным образованием контрольного или даже полного пакета акций.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная экономика, муниципальное имущество, муниципальная деятельность, муниципальное управление, муниципальное предприятие, муниципальные услуги, муниципальный заказ.
Муниципальное унитарное предприятие «Водопроводно-канализационное хозяйство» муниципального образования - город Алексин и Алексинский район Тульской области РФ (далее МУП «Водопро-водно-канализационное хозяйство») образовано 1 октября 1965 года, как цех «Очистных сооружений» федерального казенного предприятия «Алексинский химический комбинат». В 1967 году передано в ведение «Городского коммунального хозяйства».
Согласно Уставу МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», целями предприятия являются: эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения города Алексина, обеспечение водой и прием стоков в городе Алексине, оказание более эффективных муниципальных услуг населению.
В состав МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» входят:
- 5 водозаборных сооружений (водозаборы по ул. Новогородищен-ская, «Алексин-Бор», «Петровское», «Мышега», каптаж «Стопкино»), состоящие из 19 артезианских скважин;
- 3 станции обезжелезивания;
- 10 станций второго и третьего подъема. Мощность водозаборов 26,8 тыс. куб. м/сутки.
- очистные сооружения с полной биологической очисткой, с проектной производительностью 64 тыс. куб. м/сутки и насосными станциями водоотведения в количестве 11 штук.
- водопроводные сети протяженностью 166,47 километров; канализационные сети протяженностью 125, 16 километров.
Очистные сооружения представляют собой: административное здание, лабораторию, электролизную, механические мастерские (слесарная, токарная), гаражи, складские и производственные помещения, станция перекачки сброженного ила, вторичные отстойники, машинная воздуходувная станция, станции перекачки ила и электролиза хлора.
Общая численность работающих на предприятии по состоянию на 1 ноября 2013 года составляет 335 человек, в том числе наибольшая работающая смена 172 человека.
Для совершенствования управления муниципальным имуществом на исследуемом предприятии предлагается сдавать в аренду складские помещения.
Рассмотрим вариант использования складских площадей предприятия путем сдачи их в аренду по рыночным ценам: S помещения - 293 м .
В таблице 1 представлены данные о величине арендной платы за пользование торговыми площадями и конкурентоспособности предоставляемых услуг МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» и конкурентов, сдающих площади в аренду предпринимателям: ООО ТЦ «Слобода», ООО «Алексинский рынок».
Таблица 1
Анализ конкурентоспособности услуг
Наименование организаций Оплата коммунальных услуг Срок договора аренды Цена аренды (1 м2/ месяц), руб- Организация рабочих мест Уровень качества Спрос на аренду
МУП «ВКХ» Отдельно от стоимости аренды 1 год 390 Косметический ремонт, новое торговое оборудование Средний Средний
ООО «Алексинский рынок» Отдельно от стоимости аренды 1 год 250 Плохие условия Низкий Низкий
ООО ТЦ «Слобода» Входит в стоимость аренды Долговременный, согласно пожеланий клиента 1000 Современный ремонт и удобство торговли Высокий Повышенный
Таблица 2
Расчет прибыли предприятия от сдачи площадей в аренду
Площадь помещения, м2 Цена за 1 м2 в месяц, руб. Стоимость аренды в месяц, руб. Стоимость аренды в год, руб.
293 390 114 270 1 371 240
Таким образом, прибыль предприятия от сдачи площадей в аренду составит 1 371 240 рублей в год.
На основании произведенных расчетов предприятию целесообразно сдавать площади в аренду.
Для оценки данного мероприятия необходимо сопоставить затраты на его осуществление и результаты по его реализации.
До реконструкции складское помещение сдавалось в аренду.
Предлагается произвести реконструкцию складского помещения S=137,78 м2 и перевести эту площадь в торговый зал. Смета затрат на реконструкцию представлена в Таблице 4.
Склад S = 137,78 кв.м. занимает 23% от всех складских площадей. Для обоснования возможности осуществления данного мероприятия был проведен анализ загруженности складских площадей. Общая площадь складских помещений составляет 600 кв.м. Используемых складских помещений 380 кв.м.
Кзагрузки =(Исп^ * 100%) / Общая S Кзагрузки =(3 80*100)/600=63,4%
Реконструкция помещения должна проводиться по утвержденному органами надзора проекту.
Предложенное мероприятие является экологически чистым и вреда окружающей среде и населению не принесет.
Источники финансирования собственные средства предприятия.
Таблица 3
Смета затрат на приобретение торгового оборудования
Наименования оборудования Ед. изм. Количество цена ед. (руб) Общая стоимость (руб.) Всего
Витрины для раскладки товаров Шт. 10 4 500 45 000
Витрины стеклянные Шт. 10 1 950 19 500
Стеллажи торговые промышленные Шт. 10 2 300 23 000
Итого 111500
Таблица 4
Смета затрат на реконструкцию складского помещения
Наименования работ Ед. изм. Количество Стоимость ед. (руб-) Всего Основная з/пл Общая стоимость (руб.) Всего Основная з/пл
1 2 3 4 5 6
Устройство перегородок с обшивкой ГВЛ с изоляцией 100 кв.м. 0,4793 22000 5346,22 10544,6 2562,45
Листы ГВЛ для перегородок кв.м. 143,79 47,21 6788,33
Установка противопожарного дверного блока кв.м. 2,1 5246,2 1575 2498,19 750
Двери противопожарные шт. 1 7986 7986
Замок врезной шт. 1 245,83 245,83
Скобяные изделия д/дверей ком. 1 181,00 181,00
Подготовка потолка под побелку кв.м. 137,78 150 20667
Подготовка стен под покраску кв.м. 183,3 120 21996
Побелка потолков водоэмульсионной краской кв.м. 137,78 170 23422,6
Водоэмульсионная краска 3 кг. 18 70 1260
Покраска стен краской кв.м. 183,3 150 27495
Краска для стен 2,5кг 19 210 3990
Очистка помещения от мусора 100т. 0,025 2188,21 2188, 21 2188,21 2188, 21
Итого: 34041 97440,1
Всего 131481,1
5% неучтенные работы 6574,055
ИТОГО: в том числе НДС 18% 26230,47 164285,62
Таблица 5
Смета единовременных расходов на переоборудование складских помещений в торговые
Наименование затрат Общая стоимость (руб.) всего
Реконструкция помещения 164 285
Приобретение торгового оборудования 111 500
Итого 275 785
До реконструкции этот склад сдавали в аренду, как складское помещение.
Доход предприятия от сдачи складских помещений в аренду составляет:
Доход = Sм2*цена руб. м2, где S - площадь помещения.
Стоимость аренды 1 м складских помещений, составляла согласно договору аренды - 28 рублей в месяц.
Таблица 6
Стоимость аренды в год
Площадь помещения, м2 Л Цена за 1 м в месяц, руб. Стоимость аренды в месяц, руб. Стоимость аренды в год, руб.
137,78 28,00 3857,74 46292,88
После осуществления проекта эта площадь тоже будет сдаваться в аренду, но уже как торговые площади по цене 390 рублей в месяц за 1 квадратный метр, согласно проведенным мероприятиям.
Расчет доходов от сдачи торговых площадей в аренду выглядит следующим образом (см. таблицу 7).
Таблица 7
Стоимость аренды в год
Площадь помещения, м2 Цена за 1 м2 в месяц, руб. Стоимость аренды в месяц, руб. Стоимость аренды в год, руб.
137,78 390,00 53 734,20 644810,40
Единовременные расходы составили 275 785 рублей.
Годовой эффект = (выручка от аренды торговых S - выручка от аренды складских S)* 12 месяцев.
Годовой эффект = (53734,2-3857,84) * 12= 598 516,312 рублей.
Срок окупаемости = кап.вложения /годовой эффект = 275785 /598516,32= 0,46 года или 5,5 месяцев.
В течение 5,5 месяцев затраты на реконструкцию окупятся за счет сдачи в аренду этих площадей, а по истечении трех месяцев ежемесячно будет получена прибыль в размере 53 734 рублей в месяц.
Сдача в аренду, как одно из форм хозяйствования в условиях рыночной экономики, на практике подтвердили свою эффективность и вошли в экономическую жизнь страны.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с поправками от 30.12.2008) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
2. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011 № 405-ФЗ) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
3. О водоснабжении и водоотведении: федер. закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ // Российская газета. 2011. 10 декабря.
4. О концессионных соглашениях: федер. закон РФ от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ в ред. от 28 ноября 2011 года // Российская газета. 2011. 30 ноября.
5. О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 179-ФЗ в ред. от 7 декабря 2011г. № 417-ФЗ // Российская газета. 2011. 9 декабря.
6. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федер. закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ в ред. от 30 ноября года 2011 // Российская газета. 2011. 4 декабря.
7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в виде капитальных вложений: федер. закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ в ред. от 12 декабря 2011 года // Российская газета. 2011. 14 декабря.
8. Об инвестиционном товариществе: федер. закон РФ от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ // Российская газета. 2011. 1 декабря.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 6 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 8 декабря.
10. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федер. закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ в ред. от 7 декабря 2011 года // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
11. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
12. О порядке распределения и предоставления за счёт бюджетных ассигнований Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов: Постановление Правительства РФ
от 30.10.2010 № 880 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
13. О требованиях к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
14. Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (ред. от 28.03.2012 № 258) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. Пополнение /ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
15. Об утверждении правил финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг: Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 464 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
16. Комплексная Программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы: Федеральная целевая программа: Распоряжение Правительства РФ 2 февраля 2010 № 102-р // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. Пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
Комов Валерий Энгельсович, канд. экон. наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (903) 658-68-41, [email protected],
Ляшко Виктор Григорьевич, канд. пед. наук, доц., доцент, [email protected], Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF MUNICIPAL ASSETS (FOR EXAMPLE, CBM "WATER AND SEWAGE MANAGEMENT")
V.E. Komov, V.G. Ljashko
Modern problems of Russian MUP are that most of them are ineffective, their municipal services are of poor quality, causing public complaints, many MUP brought to bankruptcy. However, in Russian cities and other municipalities, they provide a population of vital municipal services in housing-and-municipal complex and urban transport. Many of them are local monopolies. Bridging forms of management of property complexes of municipal enterprises may be deemed to be the following: the rental of property complexes of MUP as a single unit, the concession, asset management, auctioning off the property complexes of the MUP when saving for the municipality of control or even total block of shares.
Keywords: local government, municipal economy, municipal property and municipal activities, municipal management, municipal enterprise, municipal services, municipal order.
Komov Valeri Engelsovich, candidate of economy science, docent of the Tula branch of Finuniversitet, (4872) 52-03-18, [email protected], Russia, Tula,
Ljashko Viktor Grigorievich, candidate of pedagogical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation