Научная статья на тему 'Особенности расчета тарифов коммунальных услуг Тульской области на примере электроэнергетики'

Особенности расчета тарифов коммунальных услуг Тульской области на примере электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОНЕНТ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ТАРИФЫ / НАДБАВКИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖКХ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / SUBSCRIBER / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / HOUSING SERVICES / ENGINEERING EQUIPMENT / UTILITIES / RATES / ALLOWANCES FOR GOODS AND SERVICES ORGANIZATIONS UTILITIES / ELECTRICITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васин Дмитрий Анатольевич, Городничев Сергей Владимирович, Комов Валерий Энгельсович

В работе представлены особенности расчета тарифов коммунальных услуг рынка тульской области на примере электроэнергетики, что особенно актуально на современном этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В условиях настоящей экономической ситуации на потребительском рынке России, роль статьи расходов на коммунальные услуги для населения становится ключевой. Ведется постоянный диалог между потребителями и местными органами власти, которые в свою очередь направляют обращения и предложения в федеральные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васин Дмитрий Анатольевич, Городничев Сергей Владимирович, Комов Валерий Энгельсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES CALCULATION OF TARIFFS OF PUBLIC SERVICES FOR THE CONSUMER MARKET IN TULA REGION ON THE EXAMPLE OF ELECTRICITY

The work presents the calculation of tariffs of public services for the consumer market in Tula region on the example of the power industry, which is particularly important at the current stage of the reform of housing and communal services. In the face of the present economic situation in the consumer market in Russia, the role expenditure on utilities for the population becomes key. Continuous dialogue between consumers and local authorities, who in turn sent appeals and proposals in the federal structure.

Текст научной работы на тему «Особенности расчета тарифов коммунальных услуг Тульской области на примере электроэнергетики»

УДК 332

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ТАРИФОВ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Д.А. Васин, С.В. Городничев, В.Э. Комов

Представлены особенности расчета тарифов коммунальных услуг рынка тульской области на примере электроэнергетики, что особенно актуально на современном этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В условиях настоящей экономической ситуации на потребительском рынке России, роль статьи расходов на коммунальные услуги для населения становится ключевой. Ведется постоянный диалог между потребителями и местными органами власти, которые в свою очередь направляют обращения и предложения в федеральные структуры.

Ключевые слова: абонент, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, инженерное оборудование, коммунальные ресурсы, тарифы, надбавки на товары и услуги организаций ЖКХ, электроснабжение

В законе «Об электроэнергетике» есть такое определение: цены (тарифы) в электроэнергетике — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее — цены (тарифы)) [5].

Перефразируя ближе к сути, и применительно к населению получаем, что тарифами мы называем стоимость потребляемого нами электричества. Измеряется объем потребленной электроэнергии в киловатт-часах (кВт.ч). Стоимость каждого из этих кВт.ч установлена тарифом.

Система тарифов на электроэнергию для населения в России достаточно громоздка, что является серьезной проблемой не только для населения, но и для структур, хозяйствующих в отрасли. Однако, систематизировать и разобраться нам представляется возможным.

Во-первых, тарифы на электроэнергию зависят от типа населенного пункта, для которого ведется расчет. Если речь о сельской местности, то тариф будет на 30 % ниже, чем в городе [6].

Рис.1. Тарифы на электроэнергию по типу населенного пункта

В данном пункте есть одна тонкость. Действие льготного, сниженного тарифа распространяется лишь на сельские населенные пункты. Ес-

ли же дачный или коттеджный поселок (СНТ, ДНТ и тому подобное) не имеет статуса сельского муниципального образования (как вариант — не располагается на территории сельского населенного пункта), то его жители обязаны платить за электроэнергию по городскому тарифу. То же самое касается «поселков городского типа» — хоть многие из них мало отличаются от сел и деревень по уровню благоустройства и образу жизни, платить за свет, тем не менее их жителям приходится по городскому тарифу.

Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в свою очередь, делятся на тарифы для домов с газовыми плитами и тарифы для домов с электроплитами (электроотопительными установками).

Считается, что поскольку жители домов с электроплитами тратят электроэнергии больше, то им необходимо компенсировать часть расходов на свет, поставляя электроэнергию по сниженному тарифу. Таким образом, в домах с электрическими плитами киловатт-час стоит на 30 % дешевле, чем в домах с газовыми.

Здесь так же присутствует несколько важных дополнительных обстоятельств. Обращаясь к статистике, отметим, что на данный момент в России не газифицировано порядка 30 % жилья. Таким образом, многие владельцы домов, налаживают электротопление. Естественно, платить за свет в таких случаях хотелось бы по сниженному тарифу. Тому, что предусмотрен для домов с электроплитами (электроотопительными приборами).

Рис.2. Тарифы по типу установленных в домах плит

Проблема, в том, что «автоматически» сниженный на 30 % тариф на электроэнергию получают лишь жители многоквартирных домов, оборудованных электроплитами в соответствии с проектом. В случае же если электроплита бала установлена самостоятельно в старой многоэтажке, где нет газа, или был установлен электрокотел в частном доме - владель-

цам придется пройти долгий путь согласований, прежде чем удастся перейти на сниженный тариф.

Для начала необходимо будет составить проект на электроснабжение, включив в него электроплиту и (или) другие электроприборы. Подать в соответствующую электросетевую компанию заявку, приложив к ней электропроект. Получить от них Технические условия на подключение к электросетям. Выполнить ТУ. Получить от электросетей акт, подтверждающий это. И лишь затем можно обратиться к гарантирующему поставщику с заявлением о переводе электроснабжения на тариф для домов оборудованных электроплитами.

И как видно на схеме, подобные льготы применимы лишь для домов в черте города. Для населения сельской местности градация тарифов на электроэнергию в зависимости от того, есть ли у них газ в доме или нет, не предусмотрено.

Существует деление тарифа по временной зависимости. В таком случае принимается во внимание период суток. [7].

Единым (иногда — одноставочным, «котловым») называется тариф на электроэнергию, по которому цена на электроэнергию не меняется в течение любого времени суток.

Двухзонный тариф на электроэнергию подразумевает, что в разные интервалы времени (временные зоны) в течение суток электроэнергия стоит по-разному. А именно — ночью существенно дешевле чем днем. Дневной тариф действует с 7 часов утра до 23 часов вечера. Ночной тариф -с 23 часов до 7 часов.

Тариф на электроэнергию, дифференциированный по трем зонам суток, предусматривает различные ставки в так называемую «пиковую зону» (с 7 до 9 и с 17 до 20 часов), полупиковую зону (9 до 17 и с 20 до 23 часов) и ночную зону (с 23 до 7 часов).

Тарифы на электроэнергию

Рис.3. Тарифы на электроэнергию по временной зависимости

Самое простое - это, конечно, платить по одноставочному тарифу. Что и делает подавляющее большинство российских граждан. В то же время, подразумевается, что перейдя на двух зонный или трех зонный тариф

жители могут неплохо сэкономить. Ведь ночью цена на электроэнергию в таком случае будет заметно ниже. И если, например, включать стиральную машину и посудомойку по ночам, то расходы на электроэнергию заметно сократятся.

Однако есть несколько обстоятельств, заметно снижающих привлекательность многоставочных тарифов. Во-первых, для того, чтобы перейти на них, необходимо иметь современный электронный счетчик электроэнергии (а не старый индукционный). Замена счетчика будет стоить порядка двух-трех тысяч рублей.

А во-вторых, многие двухтарифные счетчики стали однотарифными после того, как в 2010 году был отменен переход на зимнее время — запрограммированные в счетчиках суточные интервалы перестали совпадать с реальными. А для того, чтобы снова получить возможность оплачивать свет по несколькими раздельным тарифам, необходимо пройти нудную и не то чтобы совсем дешевую процедуру перепрограммирования.

В 2014 году в России вновь была проведена «реформа времени», стрелки часов перевели на час вперед. В связи в этим двух- и трехзонные счетчики электроэнергии вновь необходимо перепрограммировать. И что будет дальше в России со временем — не знает, похоже, никто. Резюме: с установкой двухзонных (или как их называют двухтарифных) счетчиков спешить, видимо, не стоит.

Помимо населения, существует так же категория потребителей, «приравненные к населению» категории потребителей». Таковыми в соответствии с приказом Федеральной службы тарифов являются:

- объединенные хозяйственные постройки граждан, жилые зоны при воинских частях, исправительно-трудовых учреждениях (рассчитываются по общему счетчику на вводе);

- исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, потребительские кооперативы, управляющие компании, ИП, прочие), которые приобретают электроэнергию в целях оказания услуг электроснабжения собственникам и нанимателям жилых помещений);

- садоводческие, дачные, огороднические некоммерческие объединения граждан;

- некоммерческие объединения граждан (кооперативы, стоянки, га-ражно-строительные комплексы);

- религиозные организации, которые содержатся за счет прихожан.

Для всех прочих, помимо населения и приравненных к нему категорий потребителей, стоимость электроэнергии определяется рыночным путем [8].

Расчет тарифа для категории потребителей «Население» и приравненных к нему категорий производится на основе методик, разработанных Федеральной службой тарифов. После того, как тариф рассчитан, местный орган исполнительной власти обязан выпустить соответствующее

постановление, опубликовать его в средствах массовой информации, а также на сайте самого местного органа исполнительной власти [9].

Обычно тарифы на электроэнергию меняются один раз в год. Раньше изменение тарифа происходило в январе, однако несколько лет назад повышение тарифов было перенесено на середину года — июль. Такое изменение срока пересчета тарифов связано со стремлением органов исполнительной власти ограничить рост инфляции, которая, обыкновенно, «разгоняется» в начале года.

Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тульской области [8]

№ п/п Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Единица измерения 2 полугодие 2013 2 полугодие 2014 2 полугодие 2015

1 2 3 4 5 6

1 Население (тарифы указываются с учетом НДС)

1.1 Население, за исключением указанного в пунктах 2 и 3

1.1.1 Одноставочный тариф руб./кВтч 3,36 3,49 3,79

1.1.2 Одноставочный тариф, диффе- эенцированный по двум зонам суток

Дневная зона (пиковая и полупиковая) руб./кВтч 3,69 3,84 4,35

Ночная зона руб./кВтч 2,58 2,68 2,65

1.1.3 Одноставочный тариф, диффе эенцированный по трем зонам суток

Пиковая зона руб./кВтч 4,01 4,17 4,74

Полупиковая руб./кВтч 3,36 3,49 3,79

Ночная зона руб./кВтч 2,58 2,68 2,65

2 Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками

2.1 Одноставочный тариф руб./кВтч 2,36 2,44 2,65

2.2 Одноставочный тариф, диффе' эенцированный по двум зонам суток

Дневная зона (пиковая и полупиковая) руб./кВтч 2,59 2,69 3,05

Ночная зона руб./кВтч 1,81 1,88 1,86

2.3 Одноставочный тариф, диффе ренцированный по трем зонам суток

Пиковая зона руб./кВтч 2,83 2,92 3,32

Полупиковая руб./кВтч 2,36 2,44 2,65

Ночная зона руб./кВтч 1,81 1,88 1,86

3 Население, проживающее в сельских населенных пунктах

3.1 Одноставочный тариф: руб./кВтч 2,36 2,44 2,65

3.2 Одноставочный тариф, диффе^ эенцированный по двум зонам суток

Дневная зона (пиковая и полупиковая) руб./кВтч 2,59 2,69 3,05

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

3.3 Одноставочный тариф, диффе эенцированный по трем зонам суток

Пиковая зона руб./кВтч 2,83 2,92 3,32

Полупиковая руб./кВтч 2,36 2,44 2,65

Ночная зона руб./кВтч 1,81 1,88 1,86

4 Потребители, приравненные к населению (тарифы указываются с учетом НДС) <1>

4.1 Одноставочный тариф руб./кВтч 3,36 3,49 3,79

4.2 Одноставочный тариф, диффе' эенцированный по двум зонам суток

Дневная зона (пиковая и полупиковая) руб./кВтч 3,69 3,84 4,35

Ночная зона руб./кВтч 2,58 2,68 2,65

4.3 Одноставочный тариф, диффе эенцированный по трем зонам суток

Пиковая зона руб./кВтч 4,01 4,17 4,74

Полупиковая руб./кВтч 3,36 3,49 3,79

Ночная зона руб./кВтч 2,58 2,68 2,65

Рост тарифа в среднем составил 14 % за трехлетний период. Причем рост показателей за промежуток 2013-2014гг. в два раза ниже, чем за 20142015гг.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // ПБД "Консультант Плюс 3000": еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

2. Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] // ПБД "Консультант Плюс 3000": еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

3. О водоснабжении и водоотведении: федер. закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] // ПБД "Консультант Плюс 3000": еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

4. О газоснабжении в Российской Федерации: федер. закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ

5. Об электроэнергетике: федер. закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 03.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] // ПБД "Консультант Плюс 3000": еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ

6. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 25.12.2015) (вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] // ПБД "Консультант Плюс 3000": еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

7. Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки: приказ ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (ред. от 18.03.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 29.02.2012 N 23367) [Электронный ресурс] // ПБД "Консультант Плюс 3000": еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

8. Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тульской области: постановление комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2014 № 48/1 // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ".

9. Комов В.Э. Направления повышения доступности жилья на муниципальном уровне//Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 435-441.

10. Комов В.Э., Городничев С.В. Особенности системы управления жилищно-коммунального комплекса города Москвы // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных статей, подготовленный в рамках III Международной научно-практической конференции/ М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2016. С. 156-159.

Васин Дмитрий Анатольевич, канд. техн. наук, доц., Dmit-riy. [email protected], Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал),

Городничев Сергей Владимирович, канд. техн. наук, доц., gorodnichev [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал),

Комов Валерий Энгельсович, канд. экон. наук, доц., (4872) 52-03-18, com.valeri@, yandex.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

FEATURES CALCULATION OF TARIFFS OF PUBLIC SERVICES FOR THE CONSUMER MARKET IN TULA REGION ON THE EXAMPLE OF ELECTRICITY

D.A. Vasin, S.V. Gorodnichev, V.E. Komov

The work presents the calculation of tariffs of public services for the consumer market in Tula region on the example of the power industry, which is particularly important at the current stage of the reform of housing and communal services. In the face of the present economic situation in the consumer market in Russia, the role expenditure on utilities for the population becomes key. Continuous dialogue between consumers and local authorities, who in turn sent appeals and proposals in the federal structure.

Keywords: Subscriber, housing and communal services, housing services, engineering equipment, utilities, rates, allowances for goods and services organizations utilities, electricity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vasin Ditrii Anatolievich, candidate of tecnical sciences, Associate Professor, Dmit-riy. [email protected], Russia, Tula, Financial University under the Government Russian Federation (Tula branch),

Gorodnichev Sergey Vladimirovich, candidate of technical sciences, associate professor, gorodnichev [email protected], Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch),

Komov Valeri Engelsovich, candidate of economy science, docent, (4872) 52-03-18, [email protected], Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.