Научная статья на тему 'Муниципальное управление имуществом в условиях разработки стратегии'

Муниципальное управление имуществом в условиях разработки стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1311
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимов Николай Николаевич

Представлен анализ системы управления муниципальным имуществом муниципального района Ставропольский Самарской области, проведенный в рамках разработки стратегии социально-экономического развития. По результатам анализа предложен ряд мероприятий, направленных на совершенствование процесса управления имущественным комплексом с учетом максимизации социально-экономического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евдокимов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT IN STRATEGY DEVELOPMENT

This article provides an analysis of municipal property management of the Samara Region’s municipal district Stavropol, held in the aspect of the strategy for socio-economic development. According to the results suggested a number of measures aimed at improving the management of the property complex in view of maximizing socio-economic benefits.

Текст научной работы на тему «Муниципальное управление имуществом в условиях разработки стратегии»

Государственное и муниципальное управление

УДК 338

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ В УСЛОВИЯХ

РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

© 2014 Евдокимов Николай Николаевич кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: Nicklesyz@list.ru

Ключевые слова: муниципальное управление, муниципальное имущество, стратегия социально-экономического развития.

Представлен анализ системы управления муниципальным имуществом муниципального района Ставропольский Самарской области, проведенный в рамках разработки стратегии социально-экономического развития. По результатам анализа предложен ряд мероприятий, направленных на совершенствование процесса управления имущественным комплексом с учетом максимизации социально-экономического эффекта.

MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT IN STRATEGY DEVELOPMENT

© 2014 Nikolay Nikolaevich Evdokimov candidate of Economics, associate professor Samara State University of Economics E-mail: Nicklesyz@list.ru

Keywords: municipal administration, municipal property, strategy for social and economic development

This article provides an analysis of municipal property management of the Samara Region’s municipal district Stavropol, held in the aspect of the strategy for socio-economic development. According to the results suggested a number of measures aimed at improving the management of the property complex in view of maximizing socio-economic benefits.

В настоящее время осуществляется разработка стратегии социальноэкономического развития муниципального района Ставропольский Самарской области. Муниципальный имущественный комплекс в этой связи рассматривается как один из ключевых ресурсов местного развития1, так как в условиях недостаточности собственных налоговых доходов муниципальных районов в целом по РФ, не позволяющих в полном объеме исполнять закрепленные законом расходные полномочия, возрастает значение поступлений от использования и приватизации имущества.

Исследование муниципального имущества, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, было проведено в два этапа.

В первую очередь была рассмотрена система управления муниципальным имущест-

вом, в которую входит нормативно-правовая база, регламентирующая отношения собственности по поводу имущества, органы местного самоуправления, осуществляющие менеджмент относительно имущественного комплекса, а также инфраструктурное обеспечение управленческих процедур.

На втором этапе дана качественноколичественная характеристика состояния муниципального имущества в ретроспективе за несколько лет, что позволяет выявить основные тенденции на перспективный период и дать оценку эффективности той системы управления имущественным комплексом муниципалитета, которая сложилась на данный момент с учетом внешних факторов.

Содержание данной статьи раскрывает первый этап проведенного исследования, в том числе представлен анализ системы управления муниципальным имуществом, а

63

Региональное развитие • № 2 • 2014

также ряд предложений по ее совершенствованию в свете разработки стратегии социально-экономического развития.

В муниципальном районе Ставропольский сформирована комплексная нормативная база регулирования процессов управления муниципальным имуществом.

В соответствии с Уставом района полномочия в отношении управления собственностью разделены между основными органами местного самоуправления, в первую очередь Собранием представителей (ст. 33) и Администрацией (ст. 43)2.

Специализированным органом в составе Администрации, осуществляющим управление муниципальным имущественным комплексом, является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - КУМИ).

Основой нормативно-правовой базы по вопросам управления муниципальным имуществом являются Положение "О Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области" (далее -Положение) и Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района Ставропольский (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.7 Положения КУМИ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету. В разделе 2 Положения расписаны цели, задачи и функции КУМИ3.

Цель деятельности КУМИ - развитие и совершенствование системы имущественных и неимущественных отношений путем:

- обеспечения эффективного управления объектами муниципальной собственности;

- увеличения доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальным имуществом муниципального района Ставропольский;

- использования муниципального имущества, а также имущества, находящегося в ведении муниципального образования, для обеспечения и развития районного хозяйства и социальной сферы;

- организации работы в сфере размещения наружной рекламы.

64

Формулировка цели и ее составляющих компонентов прямо указывает на примат вопросов экономической эффективности и социальной направленности управления муниципальным имуществом района. Четвертый пункт свидетельствует о том, что размещение наружной рекламы на территории района находится в ведении КУМИ.

Для достижения указанных целей КУМИ выполняет следующие задачи:

- осуществление полномочий, предоставленных Администрацией в отношении прав собственника от имени муниципального образования в отношении муниципального имущества в порядке и в случаях, установленных действующим законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления;

- приватизация муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и решениями органов местного самоуправления;

- учет муниципального имущества, контроль за движением и распоряжением в установленном порядке за объектами муниципальной собственности;

- контроль за целевым использованием муниципальной собственности, в том числе в соответствии с условиями договоров;

- организация и контроль по упорядочению и целенаправленному комплексному развитию наружной рекламы и информации в муниципальном районе Ставропольский Самарской области; развитие нормативной правовой базы в области наружной рекламы; информирование населения о развитии наружной рекламы и информации.

Содержательный анализ задач показывает, что они в большей степени описывают технологический аспект управления имущественным комплексом и корреллируют с правами и обязанностями, возложенными на орган, не затрагивая вопросы эффективности, обозначенные в цели.

В пп. 2.7 - 2.9 и 2.11 Положения подробно расписаны функции КУМИ, реализуемые в рамках выполнения поставленных задач по нескольким направлениям, в том числе:

- в целях выполнения задач по осуществлению полномочий, предоставленных Администрацией в отношении прав собственника

Государственное и муниципальное управление

от имени муниципального образования -24 функции (п. 2.7);

- в целях выполнения задачи по приватизации муниципального имущества - 3 функции (п. 2.8);

- в целях выполнения задач по учету муниципального имущества и контролю за использованием муниципальной собственности -4 функции (п. 2.9);

- для решения задачи организации и контроля работы по упорядочению и целенаправленному комплексному развитию наружной рекламы и информации в муниципальном районе Ставропольский; развитие нормативной правовой базы в области наружной рекламы; информирование населения о развитии наружной рекламы и информации - 10 функций (п. 2.11).

Перечисленные в Положении функции не затрагивают в том или ином виде вопросы перспективного планирования имущественного комплекса района, также ни в одном из них не указаны конкретные механизмы, на базе которых должна строиться система эффективного в социально-экономическом, а не процедурном аспекте управления муниципальным имуществом. Единственным исключением является пп. 2.7.17, где обозначена прогнозная функция: "готовит и представляет прогноз поступлений в бюджет муниципального района Ставропольский средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к муниципальной собственности".

В целом Положение достаточно подробно и качественно прописывает основные вопросы управления муниципальным имуществом, в том числе контроля за деятельностью уполномоченных органов, учета имущества, его отчуждения на различных основаниях и даже аренды (что для нормативных актов такого типа является нечастой практикой), однако закрепление общих процедурных положений (часто дублирующих нормы федеральных законов) не может быть признано достаточным в современных условиях развития местного самоуправления. Сформулированные в п. 1.7 цели управления имуществом, имеющие выраженную экономическую направленность, не подкреплены содержанием норм, описываемых в Положении в последующих статьях.

Порядок является большим по объему нормативным актом, включающим в себя несколько крупных разделов, в том числе общие положения, где даются трактовки ряда понятий . С точки зрения экономического аспекта управления имуществом в свете предстоящей реализации стратегии интересным представляется анализ следующих принципов управления имуществом (п. 1.8 Порядка):

1) законности;

2) обеспечения эффективности управления и распоряжения имуществом;

3) разграничения полномочий между органами местного самоуправления по вопросам управления и распоряжения имуществом;

4) использования имущества только для решения вопросов местного значения муниципального образования;

5) снижения бюджетных расходов на содержание имущества;

6) увеличения доходов бюджета от использования имущества;

7) обеспечения сохранности имущества путем осуществления учета и контроля за его использованием.

Как видно из перечня принципов, половина их посвящена вопросам экономической эффективности управления муниципальным имущественным комплексом.

Однако затем при перечислении компетенций КУМИ, закреплении порядка приватизации имущества (кроме одной цели - повышение эффективности использования имущества), при управлении МУП и так далее данные вопросы не поднимаются. При детальной регламентации многих аспектов управления имущественным комплексом района отдельная глава посвящена концессионным соглашениям, которые являются редкой практикой для муниципалитетов РФ. Нормы, содержащиеся в документе, нацелены на процедурный аспект управления имуществом, практически нигде не указаны конкретные механизмы, на базе которых должна строиться социально-экономически эффективная система управления муниципальным имуществом.

Представляется, что документы, составляющие нормативно-правовую базу управле-

65

Региональное развитие • № 2 • 2014

ния муниципальным имуществом, должны в большей степени ориентировать уполномоченный орган на аспект повышения экономической и социальной эффективности использования имущественного комплекса. Так, в качестве вариантов можно предложить вменить в обязанности Администрации (сформулировать как функции):

- расчет и ведение электронного реестра показателей эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- разработку и реализацию программ повышения эффективности использования муниципального имущества, в том числе земель;

- подготовку проектов нормативных актов, способствующих активизации инвестиционного процесса, экономическому развитию на территории района за счет использования муниципального имущества, внесение их на рассмотрение представительным и исполнительным органам местного самоуправления.

При исследовании специфики деятельности подразделения Администрации большое значение имеют должностные обязанности сотрудников. Согласно инструкциям, в состав КУМИ входят руководитель, главный специалист-бухгалтер, 3 ведущих специалиста, ведущий специалист-юрист, специалист 1 категории (юрист), специалист 1 категории.

В соответствии с должностной инструкцией к функциональным обязанностям руководителя КУМИ относятся:

- обеспечение эффективного управления объектами муниципальной собственности, увеличение доходов местного бюджета в целях развития районного хозяйства и социальной сферы;

- подготовка и представление прогноза поступлений в бюджет муниципального района средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к муниципальной собственности.

У остальных сотрудников комитета функциональных обязанностей, связанных с экономическим аспектом управления имуществом, исходя из содержания должностных инструкций не выявлено.

Таким образом, в настоящее время в муниципальном районе сложилась система

66

управления муниципальным имуществом. Нормативно-правовая база ее деятельности сформирована на достаточно высоком уровне, особенно в области вопросов учета и контроля над использованием муниципальной собственности. Тем не менее, в условиях отсутствия соответствующих приоритетов на средне- и долгосрочный период на районном уровне данная система ориентирована в основном на решение текущих задач и не способна в полной мере использовать свои возможности в интересах социальноэкономического развития территории.

Ключевым вопросом в указанном смысле является переориентация работы КУМИ в случае принятия стратегии с выполнения процедур как таковых в рамках законодательных предписаний на максимальную социально-экономическую эффективность управления имущественным комплексом.

Если перед КУМИ будет поставлена цель переориентации в рамках своей деятельности преимущественно на задачи комплексного социально-экономического развития территории, когда муниципальный имущественный комплекс понимается как финансово-экономический инструмент, возникнет объективная необходимость введения в штат должности специалиста-экономиста, призванного координировать вопросы повышения эффективности управления муниципальным имуществом, разрабатывать систему соответствующих программных документов, а в перспективе - стратегии комплексной программы управления имущественным комплексом района. Целесообразным представляется и введение в практику деятельности КУМИ системы количественных оценок эффективности работы должностных лиц по закрепленным за ними направлениям деятельности с целью перевести декларативные нормы существующих положений в реально действующий инструмент управления.

С учетом предложенных в рамках стратегии ориентиров социально-экономического развития территории целесообразно создать среднесрочную программу развития муниципального сектора экономики и повышения эффективности использования имущества муниципального района, которая должна охватывать вопросы инвестиционной деятель-

Государственное и муниципальное управление

ности, приватизации муниципального имущества, управления земельными ресурсами в комплексе.

В практике муниципального управления в РФ существует достаточно примеров качественных программ в области управления имуществом. Например, в Самарской области подобная программа реализуется четвертый год в Красноармейском районе, однако она также не лишена недостатков. В качестве примера лучшей практики, на который стоит опираться при разработке собственного документа, можно отнести ведомственную целевую программу "Муниципальный сектор экономики" на 2012 - 2014 годы (г.о. Волжский Волгоградской области). Среди ее сильных сторон следует назвать наличие целевых индикаторов, подробное описание мероприятий программы, увязанных по ресурсам и результатам5.

Подобный программный документ будет иметь самостоятельную ценность, а также являться потенциально дополнительным ресурсом социально-экономического развития муниципального района Ставропольский.

1 Королева E.H., Бахтина М.А. Территориальное стратегическое планирование: теоретические аспекты и современная практика муниципальных образований: монография. СПб., 2005.

2 Устав муниципального района Ставропольский Самарской области : [утв. решением Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области № 319 от 07.06.2010 г.].

3 Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Ставропольский Самарской области : [утв. решением Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области № 80/10 от 23.12.2011 г.].

4 Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района Ставропольский : [утв. решением Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области № 32 от 30.05.2006 г.].

5 Ведомственная целевая программа "Муниципальный сектор экономики" на 2012 - 2014 гг. URL: www.admvol.ru/Departments/UMI/docs/ссылка 7 ведомственная целевая программа муниц сектор.pdf (дата обращения: 25.08.2013).

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.