Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Эли Абубакарович, Федченко Елена Алексеевна, Гусарова Любовь Васильевна, Ванькович Инна Михайловна

Российской практикой контрольной деятельности востребовано формирование современной концепции анализа эффективности использования государственного (муниципального) имущества. Целью статьи является разработка специфических методов оценки имущества. Авторы используют методы эмпирического исследования, сравнительного и статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации. В статье рассматриваются новые подходы к системе частных и сводных показателей эффективности использования имуществом, учитывающие специфику деятельности государственного сектора. Обозначены процессы, обеспечивающие достижение целевых показателей и максимизации эффективности использования имуществом. Применение данной системы показателей позволит сформировать выводы о степени использования имущества и принять своевременные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Эли Абубакарович, Федченко Елена Алексеевна, Гусарова Любовь Васильевна, Ванькович Инна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC ANALYSIS AND STATE ASSET MANAGEMENT’S EFFICIENCY ASSESSMENT METHODS

The Russian practice of control activities requires the formation of a modern concept of analyzing the effectiveness of the state (municipal) property use. The purpose of the article is to develop specific methods of property valuation. The authors practice methods of the empirical research, comparative and statistical research, synthesis of theoretical and practical material. Methods of grouping and classification have been used in the processing and systematization of information. The paper describes new approaches to the system of private and consolidated indicators of the efficiency of the asset management, taking into account the specifics of the public sector. Also, there are outlined the processes that ensure the achievement of the target indicators and maximization of the assessment of the property use. Utilization of the indicators system is going to form conclusions about the degree of a property use for making timely management decisions.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-1-51-67 УДК 336.1(045) JEL H82

(CC) ]

Специфические методы анализа и оценки эффективности использования государственного имущества

Э. А. Исаев3, Е.А. Федченко", Л. В. Гусарова', И. М. Ванькович0

а b c, d Финансовый университет, Москва, Россия a https://orcid.org/0000-0001-9261-121X; b https://orcid.org/0000-0002-4844-0991; c https://orcid.org/0000-0001-8068-0357; d https://orcid.org/0000-0003-0917-2952

АННОТАЦИЯ

Российской практикой контрольной деятельности востребовано формирование современной концепции анализа эффективности использования государственного (муниципального) имущества. Целью статьи является разработка специфических методов оценки имущества. Авторы используют методы эмпирического исследования, сравнительного и статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации. В статье рассматриваются новые подходы к системе частных и сводных показателей эффективности использования имуществом, учитывающие специфику деятельности государственного сектора. Обозначены процессы, обеспечивающие достижение целевых показателей и максимизации эффективности использования имуществом. Применение данной системы показателей позволит сформировать выводы о степени использования имущества и принять своевременные управленческие решения. Ключевые слова: имущество, государственная казна; специфические методы анализа; использование государственного имущества, эффективность

Для цитирования: Исаев Э.А., Федченко Е.А., Гусарова Л. В., Ванькович И. М. Специфические методы анализа и оценки эффективности использования государственного имущества. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2021;11(1):51-67. DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-1-51-67

original paper

Specific Analysis and State Asset Management's Efficiency Assessment Methods

E^. Isaeva, Е.А. Fedchenko", L. V. Gusarovac, I. M. Van'kovichd

a c d Financial University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0001-9261-121X; b https://orcid.org/0000-0002-4844-0991; c https://orcid.org/0000-0001-8068-0357; d https://orcid.org/0000-0003-0917-2952

ABSTRACT

The Russian practice of control activities requires the formation of a modern concept of analyzing the effectiveness of the state (municipal) property use. The purpose of the article is to develop specific methods of property valuation. The authors practice methods of the empirical research, comparative and statistical research, synthesis of theoretical and practical material. Methods of grouping and classification have been used in the processing and systematization of information. The paper describes new approaches to the system of private and consolidated indicators of the efficiency of the asset management, taking into account the specifics of the public sector. Also, there are outlined the processes that ensure the achievement of the target indicators and maximization of the assessment of the property use. Utilization of the indicators system is going to form conclusions about the degree of a property use for making timely management decisions. Keywords: property; state treasury; specific methods of analysis; state asset management; efficiency assessment

For citation: Isaev E. А., fedchenko Е. А., Gusarova L. V., Van'kovich I. M. Specific analysis and state asset management's efficiency assessment methods. Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia. 2021;11(1):51-67. (In Russ.). DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-1-51-67

© Исаев Э.А., Федченко Е.А., Гусарова Л. В., Ванькович И. М., 2021

BY 4.0

Введение

Эффективность как целевой критерий деятельности хозяйствующих субъектов применительно к государственному сектору недостаточно исследована. С одной стороны, основная задача государства — выполнение своих основных социальных функций, с другой стороны, в условиях все большего вовлечения государственного сектора в рыночные отношения, к государственным организациям и учреждениям все чаще предъявляются требования как к полноправным участникам рынка.

В целях наиболее полной реализации функций управления и развития Российской Федерации государство наделяет органы публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях определенными ресурсами. Одним из важнейших видов таких ресурсов является государственное имущество, передаваемое в пользование на правах хозяйственного ведения или в оперативное управление [1-4]. На праве хозяйственного ведения имущество закрепляется за унитарными предприятиями (федеральными, региональными и местными). Субъектами, обладающими имуществом на основе права оперативного управления, согласно ст. 296 ГК РФ являются учреждения и казенные предприятия соответствующего уровня. Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, образует государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и определяется ст. 214 ГК РФ как временное состояние нахождения имущества и использование его только для обеспечения государственных функций [5].

Государство в лице Росимущества постоянно проводит мероприятия по вовлечению объектов федерального имущества в коммерческий оборот с целью привлечения частных инвестиций, осуществляет отчуждение государственной собственности для достижения его оптимального состава и структуры и сокращения доли государства в экономике. По мере того как государственный сектор экономики все больше вовлекается в рыночные отношения, государственные организации становятся полноправными участниками рынка. В этих условиях эффективное использование государственного имущества, составляющего экономическую основу деятельности органов государственной власти и местного са-

моуправления, является одним из важнейших условий устойчивого развития экономики [6]. На федеральном и региональном уровнях приняты нормативно-правовые акты, направленные как на повышение эффективности использования государственного имуществатак и на усиление внутреннего и внешнего контроля за его использованием2. Вместе с тем применять традиционное для коммерческих организаций понимание показателя эффективности использования имущества нельзя из-за специфики деятельности государственного сектора, связанной преимущественно с некоммерческими целями деятельности. В связи с этим требуют своего развития вопросы разработки особых методов анализа, результаты которого дают представление о целесообразности использования государственного имущества.

Методы анализа использования государственного имущества

Методы анализа и оценки эффективности использования имущества основываются на диалектическом способе изучения соответствующих хозяйственных процессов, предопре-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Управление федеральным имуществом"». Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 26.04.2017 № 128 «Об утверждении Концепции информатизации Федерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2020 года». Приказ Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.03.2015 № 481-р «Об утверждении формы отчетности по показателям, характеризующим эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом».

2 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.04.2015 № 229 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету показателей для оценки эффективности управления государственным имуществом и формирования статистического наблюдения». Стандарт государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности». Утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 № 4 ПК. Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 30.12.2019 № 40Р-115 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению проверки эффективности использования государственного имущества, в том числе земельных участков».

деляющих специфику ее осуществления. [7, 8]. Рассмотрение методов анализа использования имущества [9, 10] позволяет произвести разграничение на традиционные, нетрадиционные и специфические приемы в рамках аналитической деятельности.

Традиционные приемы представляют собой методы, выработанные многовековой практикой и сохранившие свою актуальность как основу аналитической деятельности на сегодняшний день. Нетрадиционные приемы отличаются от устоявшихся методов и обусловлены развитием методов познания. К пониманию нетрадиционных приемов существуют два основных подхода: первый характеризуется как инновационная, осовремененная форма, второй — сочетанием в себе разнообразных методических приемов. Специфические приемы отражают особенность аналитической деятельности в области использования имущества; они рождаются спецификой оценки эффективности и отражают особенность управленческой деятельности в рамках оценки выгод в денежном или ином выражении, полученных от использования или реализации имущества с установленными целями.

Традиционная часть включает в себя:

1. Горизонтальный анализ. Позволяет выявить тренд соответствующего показателя и в целом тенденцию развития (регрессию) ожидаемого результата деятельности субъекта. Например, критерий оценки показателя результативности торгов на право заключения договоров аренды имущества (по количеству лотов) стремится к единице (высокий результат при заданных затратах), изучение результатов расчета за определенное количество равных отчетных периодов будет свидетельствовать об увеличении (снижении) результативности проведения торгов и нацелено на формирование выводов, направленных на оптимизацию процессов.

2. Вертикальный анализ. Находит непосредственное применение в системе показателей. Например, в рамках показателей содержания имущества экономических субъектов государственного сектора изучается структурная составляющая расходов на содержание того или иного имущества в общем объеме расходов, соотношение доходов и расходов в части использования имущества, в связи с чем делаются выводы об эффективности использования бюджетных

средств и государственного и муниципального имущества.

3. Метод сравнения. Позволяет оценить:

1) степень выполнения плановых показателей [например, показатель оценки выполнения объема государственной услуги в рамках торгов по продаже имущества, составляющего государственную казну, свидетельствует о выполнении (невыполнении) государственного задания специализированным государственным учреждением «Фонд имущества»];

2) уровень достигнутых результатов по сравнению со среднегодовыми показателями [например, показатель фондоотдачи (объем выручки за период в среднегодовой балансовой стоимости основных средств), рост которого может достигаться за счет роста выручки либо снижения показателя остаточной стоимости основных средств];

3) характер изменения анализируемого объекта в отчетном периоде по сравнению с предшествующим (например, расчет показателя темпа роста доходов от распоряжения имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, позволяющий оценить наличие имущества, нуждающегося в изъятии учредителем либо в отвлечении его от осуществления уставных видов деятельности).

4. Метод группировки показателей, включающей показатели, классифицируемые по определенным признакам (рис. 1).

Стоит отметить тесную взаимосвязь методов классификации и группировки, которые используются в ходе статистического наблюдения первичных данных для дальнейшей их обработки. Классификация подразумевает систематическое распределение объектов на основании их сходства и различия по определенным группам. Группировка характеризуется распределением единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным признаком. Как следствие, появляется возможность изучать взаимосвязи между признаками, анализировать причины различий и проводить сравнительный анализ. Кроме того, формируется основа для последующей систематизации и анализа данных.

5. Балансовый метод. Используется для оценки влияния отдельных факторов на обобщающий показатель. Например, при оценке эффективности аренды имущества производится расчет двух

государственное и муниципальное управление / centraland local government

Показатели имущества, составляющего государственную казну / State assets belong to treasury indicators

Показатели распоряжения имуществом, составляющим государственную казну / State assets (belong to treasury) management indicators

Показатели использования имущества, составляющего государственную казну / State assets (belong to treasury) utilization indicators

Оценка эффективности использования государственного (муниципального имущества) / Return on assets (state and municipal)

Показатели имущества экономических субъектов / Indicators of the assets of public sector entities

Показатели использования имущества экономических субъектов государственного сектора / Assets of public sector entities' utilization indicators

Показатели распоряжения

имуществом государственной казны / State assets (belong to treasury) management indicators

Показатели использования имущества государственной казны / State assets (belong to treasury) utilization indicators

Показатели распоряжения имуществом экономических субъектов / Assets of public sector entities' management indicators

Показатели использования имущества экономических субъектов государственного сектора / Assets of public sector entities' utilization indicators

Показатели аренды имущества государственной казны / Assets leasing indicators (includig land)

Показатели реализации имущества государственной казны / State assets sale indicators

Показатели вовлечения имущества гос. казны

в экономический оборот / State assets involvement in economic circulation indicators

Показатели распоряжения имуществом государственной

казны с использованием системы элетронных торгов I State assets management applying electronic trading system indicators

Показатели имущества , закрепленного на праве оперативного управления / Assets belong to public sector entities on the rights of operational control indicators

Показатели имущества в хозяйственном ведении / Assets belong to state unitary enterprises on the rights of economic control indicators

Показатели движения имущества государственной казны / State assets movement indicators

Показатели вовлечения имущества государственой казны в экономический оборот / State assets involvement in economic circulation indicators

Показатели движения основных средств I Fixed assets movement indicators

Показатели износаДодности I Fixed assets depresiation indicators

Показатели рентабельности I Indicators of profitability

Показатели использования основных средств I Fixed assets utilization indicators

Показатели содержания имущества экономических субъектов государственного сектора / Assets maintenance (assets belong to public sector entities) indicators

Показатели использования

площади недвижимого имущества экономического субъекта / Utilization of real estates' areas indicators

Рис. 1 /Fig. 1. Уровни классификации разработанной системы оценки эффективности использования государственного и муниципального имущества / Classification of levels of the system of state and municipal assets efficiency assessment

Источник / Source: разработано авторами / developed by the authors.

Рис. 2/Fig. 2. Этапы функционально-стоимостного анализа / Stages of functional-cost analysis

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

Подготовительный (общая характеристика составляющих показателя) / Preparatory (general characteristics of indicators' components)

Исследовательский (поиск путей опртимизации, исключение лишних функций и другие технические решения) / Research (optimization, excess functions excision and other desicions)

Информационный (сбор, обобщение и изучение данных об исследуемых объектах) / Informationa

(data collection, generalization and studing)

Рекомендательный (разработка предложений) / Resuting (methodology and reccommendation)

коэффициентов: доли зданий, соответственно сданных и взятых в аренду, к общей площади зданий государственного органа. После сравнения двух коэффициентов делаются выводы, свидетельствующие либо о наличии имущества, нуждающегося в изъятии учредителем, либо об отвлечении имущества от осуществления уставных видов деятельности, либо о потребности в выделении учредителем дополнительных площадей для использования на праве оперативного управления.

6. Графический метод. Применяется для наглядного представления результатов, полученных при применении других методов. При этом используются линейные, круговые, столбиковые и другие виды графиков и диаграмм.

Нетрадиционные методы включают себя:

1. Функционально-стоимостной анализ. Основан на применении методов линейного программирования и экспертных оценок и направлен на снижение расходов бюджетных средств за счет исключения «лишних» функций. Например, свидетельством неэффективного использования бюджетных средств может быть результат расчета показателя доли расходов на содержание имущества по непригодным для эксплуатации объектам, превышающий нулевое значение. Это — индикатор необходимости устранения данного явления. Результат расчета коэффициента затрат на содержание имущества, близкий к нулю, свидетельствует о нарушении порядка распределения затрат на содержание имущества

по источникам финансирования. Оптимальное значение соответствует доле финансирования по приносящей доход деятельности индивидуально для каждого учреждения. Результаты расчета коэффициента использования площади недвижимого имущества оцениваются в зависимости от общей площади. В случае превышения установленных значений необходимо с помощью функционального анализа принять меры по вовлечению имущества в осуществление уставной деятельности экономического субъекта либо изъять неиспользуемое имущество. Общие этапы осуществления данного приема представлены на рис. 2.

2. Эвристические приемы. Основаны на результатах опыта и экспертных оценок для прогнозирования возможных сценариев развития событий.

3. Линейное программирование. Основано на решении линейных уравнений, которые позволяют выявить функциональную зависимость между изучаемыми объектами. Эвристические методы и линейное программирование применяются при функционально-стоимостном анализе.

Специфические методы анализа и оценки эффективности использования имуществом

Сущностная характеристика специфических методов анализа и оценки эффективности использования имуществом представлена

государственное и муниципальное управление /

centraland local government

Метод анализа издержек и выгод / Cost-benefit analysis

Метод анализа издержек

и результативности / Cost-effectiveness analysis

Метод анализа издержек и полезности / Cost and utility analysis

Метод анализа издержек и взвешенной результативности / Cost and performance analysis

• Применяется, когда выгоды использования имущества поддаются денежной оценке;

• производится оценка выгод в денежной форме в соотношении с расходами на использование имущества (экономический эффект);

• например, наличие расходов на содержание непригодного для эксплуатации имущества свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств /

• Appying in case the monetary value of assets utilization's benefits can be estimated;

• estimates monetary value of benefits vs. assets utilization costs;

• f.ex. expenditures on unusiable asset maintance indicate the uneffective of budget funds use

•Оценивает выгоды от использования имущества в физических (натуральных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

величинах, чем отличается от метода анализа издержек и выгод; •например, оценка эффективности аренды имущества, по результатам которой выявляется потребность в выделении учредителем дополнительных площадей для использования на праве оперативного управления, либо о наличии имущества, нуждающегося в изъятии / •Estimates the benefits of assets utilization's natural values;

•f.ex. estamation of assets leasing efficiency, which indicates the need in extra space (to be managed on the rights of operational control) or the assets needed to be withdraw

• Сопоставляет стоимостные издержки и социальный эффект как пользу, измеряемую в различных единицах полезности;

• схож с методом анализа издержек и результативности, но имеет специфику применения;

• например, показатели доли учреждений, условия оказания услуг в которых соответствуют нормативам, степень износа имущества, доля аварийных площадей и т.п., как показатели состояния государственного имущества, напрямую влияющие на качество социально значимых услуг /

• Compares the costs in natural values and social effect (as the benefit measured in different units);

• the methos is close to the Cost-effectiveness analysis method (the metod is highlighted because of its particularity);

• f.ex. indicates the proportion of public sector entities which provide services in accordance with regulatory requirements, the level of asset depreciation, the proportion of assets in emergency condition. These indicators describe the state assets' conditions which affect the quality of the social services provision

• Применяют при необходимости объединения множества полученных результатов от использования и реализации имущества, при оценке полученных выгод в денежном и натуральном выражении;

• например, оценка показателей движения основных средств производится в совокупности при помощи анализа в динамике или применением дополнительного сравнительного метода /

• Performs in case the multiplicity of results should be combined (indicators of assets utilization and sale, estimation of benefits received in natural and monetary values);

• f.ex. estimation of fixed assets movement indicators performed with dynamic analysis and additional comparison method

Рис. 3/Fig. 3. Специфические методы анализа и оценки эффективности использования имуществом / Specific analysis and asset management's efficiency assessment methods classification

Источник / Source: разработано авторами / developed by the authors.

Рис. 4/Fig. 4. Группы основных процессов, обеспечивающих достижение целевых значений показателей эффективности использования имуществом / Groups of main procedures providing the achievement of target indicators of efficiency asset management

Учет / Record

Инвентаризация объектов федерального имущества / Inventory of factual condition of federal assets

Постановка на кадастровый учет объектов

федерального недвижимого имущества / Cadastral registration of real estate

Учет объектов федерального имущества в Реестре федерального имущества / Record of the objects of federal assets in Federal Property Register

Оформление прав / Registration of rights

Управление использованием имущественного комплекса / Property complex management

Государственная регистрация прав собственности Российской Федерации на недвижимое

имущество / State registration of rights on real estate owned by Russian Federation

Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество / State registration of rights in rem on real estate

Использование объектов федерального имущества / Utilization of federal assets

Формирование имущественного комплекса, обеспечивающего

осуществление уставной деятельности / Development of property complex which provides the statutory activities of organisations

Обеспечение надлежащего технического качества объектов федерального имущества / Provision of proper technic quality of objects of federal assets

Обеспечение надлежащего качества

управления объектами имущественного комплекса / Provision of proper quality management of objects of federal assets

Формирование оптимальной структуры затрат на содержание имущественного комплекса / Development of optimal cost structure of property complex maintenance

Вовлечение имущества в хозяйственный оборот / Engagement of assets in economic turnover

Реализация концепции использования и развития имущественного комплекса / Realisation of assets utilization and development concept

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

на рис. 3. Указанные методы направлены на оценку выгод в денежном или ином выражении. Обобщение теоретических аспектов о применении традиционных, нетрадиционных и специфических методов [11-14] позволило сформулировать единые подходы к использованию имущества и обозначить основную цель формирования системных процессов достижения целевых показателей эффективности его использования (рис. 4).

Система показателей эффективности использования государственным имуществом

Правительством РФ утверждена методика3, которая используется Росимуществом для оценки

3 Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2020 № 2645-р «Об утверждении методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им».

государственное и муниципальное управление /

centraland local government

эффективности деятельности органов исполнительной власти. В рамках данного методического подхода в структуре отчетности выделено четыре раздела с определенным аналитическим обеспечением:

1) показатели результативности и эффективности исполнения федерального бюджета в части управления федеральным имуществом;

2) показатели эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами с государственным участием;

3) показатели результативности приватизации федерального имущества;

4) показатели эффективности использования и сохранности федерального имущества.

Однако используемые Росимуществом аналитические показатели не полностью отражают детальный анализ эффективности использования государственного имущества, для проведения которого более целесообразно применять критериальный подход. Так, на основе п. 4.3.1 Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности», утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30.11.2016 № 4ПК, в качестве критериев можно выделить качественные и количественные характеристики организации процессов, результатов распоряжения и использования государственного и муниципального имущества и (или) деятельности объектов аудита эффективности, которые показывают, какими должны быть организация и процессы, какие результаты являются свидетельством эффективного распоряжения и использования государственного имущества и как должна быть организована деятельность объектов аудита.

При определении указанных критериев необходимо руководствоваться нормативными документами в сфере деятельности объекта оценки эффективности использования имущества, уставными документами объекта и иными обстоятельствами [15, 16].

Универсальных критериев не существует, поскольку специфика проверяемых объектов отличается [17-19]. Например, Контрольно-счетной палатой Московской области разработаны Методические рекомендации по проведению оценки эффективности использования государственного

имущества, в том числе земельных участков 4, устанавливающие методические основы, правила и процедуры при осуществлении данных проверок5.

Органы исполнительной власти также заинтересованы в анализе. Так, правительством Ульяновской области6 определен порядок проведения оценки эффективности использования объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности. При этом для анализа эффективности использования имущества, составляющего казну области, применяются три ключевых показателя: использование государственного имущества, земельного участка, факторы коммерческого использования объектов имущества. Максимальное значение каждого показателя — 100 баллов.

В целях проводимого исследования предложена система и разработана методика расчета показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом, которая включает следующие группы показателей эффективности использования имущества (рис. 5 и 6).

Предлагаемая система показателей оценки эффективности использования государственной (муниципальной) собственности может служить типовой моделью унифицированного подхода к анализу причин неэффективности использования имущества и принятию обоснованных управленческих решений.

Следует заметить, что используемые Росимуществом показатели, характеризующие эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом, перекликаются с показателями, предложенными в рекомендуемой методике, но дают значительно меньше

4 Методические рекомендации по проведению оценки эффективности использования государственного имущества, в том числе земельных участков, утвержденные распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 30.12.2019 № 40Р-115.

5 Аналитическая система Контрольно-счетной палаты Московской области «Результаты внешнего государственного финансового аудита (контроля)». URL: http://visplan.mosreg. ru/diagrams#results (дата обращения: 20.10.2020).

6 Постановление правительства Ульяновской области от 09.09.2020 № 508-П «Об утверждении Методики оценки эффективности использования объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Ульяновской области».

к >

z

>

СП

in n

> л

Рис. 5/Fig. 5. Показатели эффективности использования имущества, составляющего государственную казну/ Efficiency of asset management and utilization indicators (assets belong to the state treasury)

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

uj >

5: <~>

Q П) Ob

m

e

П) Cu -C П) I

s

OD

f ■Q

0 Ob

„о

5:

2:

00 Q

1

o-§

Ob

с -с

СП VO

ON О

Рис. 6/Fig. 6. Показатели эффективности использования имущества экономических субъектов государственного сектора / Efficiency of asset management and utilization indicators (assets belong to public sector entities)

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

О

r>

m<

I!

o-X

о

m

-o

>

do

Экономность / Cost effectiveness

Результативность / Efficiency

Продуктивность / Productivity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение заданных результатов

при наименьших объемах государственных (муниципальных) ресурсов / The achievement of the results given with the least amount of state (municipal) resources

Оценка возможности достижения

заданных результатов при наименьших затратах / Assessment of opportunities to achieve the results given with the lowest cost

Достижение наилучшего результата при заданных затратах / The achievement of best results with the expenses given

Оценка возможности достижения наилучших результатов при заданных объемах ресурсов на заданные цели / Assessment of opportunities to achieve the best results with the amount of resourses given

Оценка используемого объема ресурсов в расчете на единицу выполненной работы (оказанной услуги) / Assessment of the amount of resourses used the work done (per unit)

Рис. 7/Fig. 7. Составляющие элементы оценки эффективности использования имуществом / Components of the asset utilization assessment

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

возможностей для проведения детального анализа эффективности процессов использования государственного имущества, в том числе по причине их количественной ограниченности. Предложенные в рамках исследования показатели позволяют анализировать обозначенные процессы в разрезе экономических субъектов, а также в ходе распоряжения и использования государственного имущества, которые имеют разную природу и назначение, что позволит делать более целенаправленные выводы и принимать обоснованные решения на основе результатов анализа.

Эффективность использования государственного и муниципального имущества определяется соотношением между эффектом, который достигнут в процессе использования имущества и затратами на его получение [20].

Эффектом от использования имуществом, является степень достижения установленных целевых значений и показателей в качественном и количественном аспектах, направленных на решение социально-экономических задач публично-правовых образований.

Понятие «эффективность», являющееся одним из предметов аудита эффективности, включает в себя продуктивность, результативность и экономность использования имуществом (рис. 7).

Использование государственного имущества должно оцениваться через призму эффективно-

сти использования объектов учета экономических субъектов и направлено на получение социального и экономического эффекта. В качестве ключевых показателей социального эффекта целесообразно использовать удельный вес государственных учреждений, выполнивших показатели государственного задания в полном объеме и надлежащем качестве, а также показатели технического состояния государственного имущества, которые напрямую влияют на качество социально значимых услуг и степень удовлетворенности населения ими. Для характеристики экономического эффекта следует применять показатели, характеризующие долю доходов, полученных от распоряжения государственным и муниципальным имуществом в общем объеме финансового обеспечения государственного учреждения, а также рассчитывать коэффициент роста расходов на содержание имущества, находящегося в его распоряжении. Кроме того, рекомендуется использовать сводные (интегральные) показатели результативности использования государственного имущества, такие как:

• индекс эффективности деятельности;

• индекс исполнения обязательств по расходам на содержание имущества;

• индекс использования имущества для основных видов деятельности.

Взаимосвязь расчетных и сводных показателей формирует комплексную оценку результатов исполь-

Государственные и муниципальные унитарные предприятия / State and municipal unitary enterprises

Хозяйственные общества, пакеты акций (доли) которых находятся в государственной (муниципальной) собственности / State and municipal-owned enterprises

Расчетные показатели использования имуществом учреждения / Calculated indicators of asset management in state institutions

Расчетные показатели использования имуществом унитарными предприятиями / Calculated indicators of asset management of state unitary enterprises

Показатели результатов хозяйственных обществ / Performance indicators of enterprises

Сводные показатели оценки использования имуществом учреждения / Summary indicators of asset management efficiency assessment of state institutions

Сводные показатели оценки использования имуществом унитарными предприятиями / Summary indicators of asset management efficiency assessment of state unitary enterprises

Комплексная оценка результатов использования объектами государственного и муниципального имущества / Comprehensive assessment of state asset management results

Рис. 8/Fig. 8. Оценка результатов использования государственного и муниципального имущества экономическими субъектами / Assessment of state and municipal asset management results by the economic entities

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

зования объектами государственного и муниципального имущества, представленной на рис. 8.

На основе анализа элементов методики оценки эффективности использования государственного и муниципального имущества: ее содержательных аспектов, принципов и процедур, в таблице представлена группировка показателей, позволяющая заинтересованным сторонам сформировать мнение об уровне эксплуатации имущества.

Методы анализа и оценки эффективности использования имуществом основываются на диалектическом способе изучения соответствующих хозяйственных процессов, предопределяющих специфику ее осуществления.

Выводы

В исследовании представлена разработка специфических методов анализа и оценки, позволяющих формировать выводы об эффективности использования государственного имущества, положения по оптимизации процессов и вовлечению выявленного неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот.

Рассмотрены элементы методики оценки эффективности: ее содержательные аспекты, принципы, особенности применения. Составлена группировка показателей, позволяющая получить заинтересованным пользователям необходимую информацию о степени использования государственных активов. Сформулированы единые подходы и обозначена основная цель формирования системных процессов достижения целевых показателей через применение традиционных, нетрадиционных и специфических методов, позволяющих формировать обоснованные выводы и разрабатывать положения по оптимизации процессов использования и распоряжения имуществом, вовлечению выявленного неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот. Результаты исследования могут применяться для анализа причин неэффективности использования государственного (муниципального) имущества и принятия обоснованных управленческих решений, а также служить основанием для исследования проблем повышения качества финансового менеджмента в государственном секторе.

Таблица /Table

Рекомендуемая классификация показателей оценки эффективности использования государственного и муниципального имущества / recommended classification of efficiency assessment of state assets utilization

Признак / Feature Тип аналитического обеспечения / Type of analytical support Расчетные показатели / Calculated indicators

Содержание / Contents Количественные / Quantitative • Темп роста расходов на содержание имущества, составляющего государственную казну; • доля торгов на право заключения договора аренды с использованием системы электронных торгов; • доля торгов по продаже недвижимого имущества / земельных участков с использованием системы электронных торгов; • темп роста доходов от сдачи в аренду имущества в хозяйственном ведении / • Expenses on assets belong to treasury ratio; • share of bids for the right to conclude lease agreements using the electronic trading system; • share of bids for sale of real estate / the land using electronic trading system; • income of the asset leased belongs to state unitary enterprises on the rights of economic control ratio

Качественные / Quantitative • Рентабельность запасов; • фондоотдача; • фондоемкость; • фондонасыщенность; • эффективность аренды имущества / • Fund saturation; • return on assets; • capital intensity; • fund saturation; • efficiency of leased assets

Степень использования / Degree of utilization Специфические / Specific • Коэффициент использования площади недвижимого имущества; • доля имущества, находящегося в хозяйственном ведении, переданного в аренду; • вовлечение имущества, составляющего государственную казну, в экономический оборот; • результативность торгов по продаже недвижимого имущества / земельных участков / • Utilization rate of real estate area; • income of asset belongs to state unitary enterprises on the rights of economic control ratio; • engagement of state-owned property belongs to treasury in economic circulation; • efficiency of bids for sale of real estate / land

Общие / General • Коэффициент обновления основных средств; • коэффициент выбытия основных средств; • коэффициент прироста основных средств; • коэффициент износа основных средств; • коэффициент годности основных средств / • Renovation of fixed assets ratio; • the rate of disposal of fixed assets; • increase in fixed assets ratio; • depreciation of fixed assets ratio; • fixed assets suitability ratio

Продолжение таблицы / Table (continued)

Признак / Feature Тип аналитического обеспечения / Type of analytical support Расчетные показатели / Calculated indicators

Степень синтеза / Degree of synthisis Частные / Partial • Отражение отдельных сторон изучаемого субъекта: • доля расходов на содержание имущества по непригодным для эксплуатации объектам; • доля расходов на содержание имущества по неиспользуемым / используемым не по назначению объектам; • коэффициент затрат на содержание имущества; • соотношение доходов и расходов экономического субъекта в части использования имущества; • оценка выполнения показателей объема государственной услуги / • Particular aspects reflection: • share of expenses on disposed assets; • share of expenses on misused assets on unused / used for other purposes objects • ratio of expenses for assets maintenance; • assets income and expenses ratio; • evaluation of public service implementation

Общие / General • Обобщенная характеристика: • рентабельность внеоборотных активов; • рентабельность основных средств; • рентабельность запасов; • фондоотдача; • фондоемкость; • фондонасыщенность / • General characteristic: • profitability of non-current assets; • profitability of fixed assets; • profitability of stocks; • return on assets; • capital intensity; • fund saturation

Дополнительные (вспомогательные) / Additional • Соотношение поступивших и выбывших объектов имущества казны (по количеству); • соотношение поступивших и выбывших объектов имущества казны (по стоимости); • результативность торгов по продаже недвижимого имущества / земельных участков (по количеству лотов); • результативность торгов по продаже недвижимого имущества/ земельных участков (по фактической стоимости) / • Ratio of incoming and disposed assets belongs to treasury (quantity); • ratio of incoming and disposed assets belongs to treasury (value); • efficiency of bid for sale of real estate / land (quantity of lots); • evaluation of public service implementation

Источник / Source: разработано авторами / developed by the authors.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

5. Артемова И. В. Имущество, переданное в концессию. Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2016;(7):12-22.

6. Алексеева Д. Г., Бут Н. Д., Викторов И. С., Звягинцев Д. А., Шалыгин Б. И. Государственная собственность в Российской Федерации. (Правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика). Научно-практический комментарий. М.: Олма-Пресс; 2004. 573 с.

7. Гимадрисламова О. Р., Кузьмин Е. В. Правомочия собственника в отношении имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения. Гражданский кодекс Российской Федера-

ции: 25 лет действия. Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 4-5 июня 2019 г.). Екатеринбург: УрГЮУ; 2019:104-112.

8. Якименко П. И. Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования в условиях реформирования законодательства РФ. Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект. Мат. III Всеросс. науч.-практ. конф. с между-нар. участием професс.-препод. состава, аспирантов и студентов (Симферополь, 19-20 апреля 2018 г.). Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; 2018:328-334.

9. Мишанина М. Разбираемся в особенностях учета имущества казны. Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018;(12):25-31.

10. Воронкова О. В. Особенности управления государственной собственностью. Components of Scientific and Technological Progress. 2020;(1):24-27.

11. Давлетова З. Э. Оценка эффективности использования имущества предприятия. Актуальные вопросы современной экономики. 2018;(4):235-238.

12. Моттаева А. Б., Лукинов В. А., Моттаева Ас. Б. Стратегия управления государственной и муниципальной собственностью: теория и практика. М.: НИУ МГСУ; 2015. 360 с.

13. Гаврилин Е. В., Азанова Ж. Г. Перспективы развития реестра федерального имущества в целях повышения эффективности управления в промышленности. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019;(12):13-18. DOI: 10.24411/2072-4098-2019-11201

14. Tchilimova T., Sofronova I. On the management efficiency of the state property in state companies. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016;14(2):100-103.

15. Козельская И. Н., Козельский А. В. Управление государственным и муниципальным имуществом. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г. В. Плеханова; 2017. 136 с.

16. Shevchuk O. A., Shevchuk O. V. Three-level model of organizing state financial control. Науковий вкникПолс-ся. 2017;(3-1):68-75.

17. Ovchinnikova N., Burdova D., Garanova M. Land resources management through maintaining unified state register of immovable property in Russia. E3S Web of Conferences. 2019;91. DOI: 10.1051/e3sconf/20199108023

18. Smirnov A. A. Effective management of property of enterprises and organizations of agro-industrial complex. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015;6(3):193-198. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p193

19. Grytsyshen D., Nazarenko T. Investigation of efficiency audit in the system of state financial control in Ukraine. Technology Audit and Production Reserves. 2018;4(4):25-30. DOI: 10.15587/2312-8372.2018.141143

20. Chernopiatov A. M., Akhmetov L. A., Djuraev D. M. Peculiarities of state property in the economy of Russia. Regional and Sectoral Economic Studies. 2018;18(2):43-52.

21. Зубарев С. М. К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016;(5):118-127.

22. Izmodenov A., Shaybakova L. The external state financial control formation in the Russian Federation: Trends and challenges. In: Proc. 5th Int. multidiscipl. sci. conf. on social sciences and arts SGEM 2018 (26 Aug.— 01 Sept., 2018). Sofia: Bulgarian Academy of Sciences; 2018:379-386. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/1.3/S 03.046

23. Komarynska Y., Kryshevych O., Kofanova O., Linnyk N., Karelin V. Public-private partnership as an effective mechanism for attracting private investment in achieving the aims the socio-economic development of Ukraine. Problems and Perspectives in Management. 2020;17(4):469-479. DOI: 10.21511/PPM.17(4).2019.38

24. Еремин С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью. М.: Юстицинформ; 2014. 236 с.

REFERENCES

1. Artemova I. V. Concession property. Sovetnik bukhgaltera byudzhetnoi sfery. 2016;(7):12-22. (In Russ.).

2. Alekseeva D. G., But N. D., Viktorov I. S., Zvyagintsev D. A., Shalygin B. I. State property in the Russian Federation. (Legal regulation, law enforcement and prosecutorial practice). Scientific and practical commentary. Moscow: Olma-Press; 2004. 573 p. (In Russ.).

3. Gimadrislamova O. R., Kuz'min E. V. The owner's powers in relation to property belonging to a legal entity on the basis of the right of economic management. In: Civil Code of the Russian Federation: 25 years of validity.

Proc. All-Russ. sci.-pract. conf. (Ekaterinburg, June 4-5, 2019). Ekaterinburg: Ural State Law University; 2019:104-112. (In Russ.).

4. Yakimenko P. I. The right to life-long inherited possession and the right to permanent (unlimited) use in the context of reforming the legislation of the Russian Federation. In: Modern trends in the development of law in the context of globalization: A comparative legal aspect. Proc. 3rd All-Russ. sci.-pract. conf. with int. participation of teaching staff, graduate students and students (Simferopol, Apr. 19-20, 2018). Simferopol: V. I. Vernadsky Crimean Federal University; 2018:328-334. (In Russ.).

5. Mishanina M. Understanding the peculiarities of accounting for treasury property. Kazennye uchrezhdeniya: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie. 2018;(12):25-31. (In Russ.).

6. Voronkova O. V. Features of state property management. Components of Scientific and Technological Progress. 2020;(1):24-27.

7. Davletova Z. E. Assessment of the efficiency of using the property of the enterprise. Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki = Topical Issues of the Modern Economy. 2018;(4):235-238. (In Russ.).

8. Mottaeva A. B., Lukinov V. A., Mottaeva As. B. State and municipal property management strategy: Theory and practice. Moscow: Moscow State University of Civil Engineering; 2015. 360 p. (In Russ.).

9. Gavrilin E. V., Azanova Zh. G. Prospects for the development of the federal property register for the improvement of management efficiency in the industry. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property Relations in the Russian Federation. 2019;(12):13-18. (In Russ.). DOI: 10.24411/2072-4098-201911201

10. Tchilimova T., Sofronova I. On the management efficiency of the state property in state companies. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe = East European Scientific Journal. 2016;14(2):100-103.

11. Kozelskaya I. N., Kozelskii A. V. Management of state and municipal property. Saratov: Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics; 2017. 136 p. (In Russ.).

12. Shevchuk O. A., Shevchuk O. V. Three-level model of organizing state financial control. Naukovii visnik Polissya = Scientific Bulletin of Polissia. 2017;(3-1):68-75.

13. Ovchinnikova N., Burdova D., Garanova M. Land resources management through maintaining unified state register of immovable property in Russia. E 3S Web of Conferences. 2019;(12):13-18. DOI: 10.1051/ e3sconf/20199108023

14. Smirnov A. A. Effective management of property of enterprises and organizations of agro-industrial complex. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015;6(3):193-198. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p193

15. Grytsyshen D., Nazarenko T. Investigation of efficiency audit in the system of state financial control in Ukraine. Technology Audit and Production Reserves. 2018;4(4):25-30. DOI: 10.15587/2312-8372.2018.141143

16. Chernopiatov A. M., Akhmetov L. A., Djuraev D. M. Peculiarities of state property in the economy of Russia. Regional and Sectoral Economic Studies. 2018;18(2):43-52.

17. Zubarev S. M. To the question about the nature of control procedures in public administration. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA) = Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2016;(5):118-127. (In Russ.).

18. Izmodenov A., Shaybakova L. The external state financial control formation in the Russian Federation: Trends and challenges. In: Proc. 5th Int. multidiscipl. sci. conf. on social sciences and arts SGEM 2018 (26 Aug.— 01 Sept., 2018). Sofia: Bulgarian Academy of Sciences; 2018:379-386. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/1.3/S 03.046

19. Komarynska Y., Kryshevych O., Kofanova O., Linnyk N., Karelin V. Public-private partnership as an effective mechanism for attracting private investment in achieving the aims the socio-economic development of Ukraine. Problems and Perspectives in Management. 2020;17(4):469-479. DOI: 10.21511/PPM.17(4).2019.38

20. Eremin S. G. Topical issues of state and municipal property management. Moscow: Yustitsinform; 2014. 236 p. (In Russ.).

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.

acknowledgement

The paper is based on the research results carried out at the expense of budget funds under the state task of the Financial University.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Эли Абубакарович Исаев — доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», Финансовый университет, Москва, Россия EAIsaev@fa.ru

Елена Алексеевна Федченко — доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», Финансовый университет, Москва, Россия EAFedchenko@fa.ru

Любовь Васильевна Гусарова — доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», Финансовый университет, Москва, Россия LVGusarova@fa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инна Михайловна Ванькович — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», Финансовый университет, Москва, Россия IMVankovich@fa.ru

about the authors

Eli А. Isaev — Dr. Sci. (Econ.), Head of the Department State Financial Control and Treasury, Financial University,

Moscow, Russia

EAIsaev@fa.ru

Elena А. Fedchenko — Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department State Financial Control and Treasury,

Financial University, Moscow, Russia

EAFedchenko@fa.ru

Lyubov' V. Gusarova — Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department State Financial Control and Treasury,

Financial University, Moscow, Russia

LVGusarova@fa.ru

Inna M. Van'kovich — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department State Financial Control and

Ttreasury, Financial University, Moscow, Russia

IMVankovich@fa.ru

Заявленный вклад авторов:

Исаев Э.А.— постановка проблемы, разработка концепции статьи. Федченко Е.А.— описание результатов и формирование выводов.

Гусарова Л.В.— сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов. Ванькович И. М.— обоснование применяемых методов.

Authors' declared contribution:

Isaev E. А.— statement of the problem, development of the paper concept.

Fedchenko Е. А.— description of the results and formation of conclusions.

Gusarova L.V.— collection of statistical data, tabular and graphical presentation of the results.

Van'kovich I.M.— justification of the applied methods.

Статья поступила в редакцию 27.01.2021; после рецензирования 18.02.2021; принята к публикации 22.02.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 27.01.2021; revised on 18.02.2021 and accepted for publication on 22.02.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.