Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емелина К.В.

Производится анализ имущества входящего в состав муниципальной собственности города Саратова. В ходе работы, наблюдается отсутствие методики оценки эффективности для МО Города Саратова. Рассчитывается оценка эффективности управления муниципальным имуществом Города Саратова, с помощью существующей, охватывающей весь спектр объектов муниципальной собственности, системы оценки эффективности Г орода Архангельска. По итогам расчетов выявляется показатель не соответствующий нормативному значению, предлагаются способы для устранения этой проблемы. Доказывается, что Городу Саратову, необходимо разработать собственную методику оценки для совершенствования деятельности муниципальной власти в сфере управления имуществом, и предлагается, часть показателей, взять из методики Г орода Архангельска, так как они четко отражают экономическое состояние города. Еще одним методом повышения эффективности выделяется Концессионное соглашение, т.к. это, перспективный способ устранения проблем и исполнения задач муниципального образования за счет привлечения бизнеса. Результаты научного исследования будут полезны для дальнейших теоретических разработок по вопросам теории управление муниципальной собственностью. Прикладное значение результатов исследования обусловлено перспективами их применения в процессе разработки муниципальной политики по управлению муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

The analysis of the property belonging to the municipal property of the city of Saratov is carried out. In the course of the work, there is a lack of a methodology for evaluating the effectiveness of the Ministry of Defense of the City of Saratov. The assessment of the efficiency of municipal property management of the City of Saratov is calculated using the existing system of evaluating the effectiveness of the City of Arkhangelsk, covering the entire spectrum of municipal property objects. Based on the results of calculations, an indicator that does not correspond to the normative value is identified, and ways to eliminate this problem are proposed. It is proved that the City of Saratov needs to develop its own assessment methodology to improve the activities of municipal authorities in the field of property management, and it is proposed to take some of the indicators from the methodology of the City of Arkhangelsk, since they clearly reflect the economic state of the city. Another method of increasing efficiency is the Concession Agreement, because it is a promising way to eliminate problems and perform tasks.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

10. URL: https ://ufa.plus.rbc.ru/partners/5e27e47 67a8aa96f36636b74 (Дата обращения: 05.01.2022).

11. Организация переработки отходов в Швеции/

URL:http://rysslandshandel.se/i/OTH/obr%20s%20ot h.pdf] (Дата обращения: 15.12.2021).

12. Остром, Элинор. Управление общим. Эволюция институций коллективного действия / Элинор Остром; пер. с англ. Т. Монтян - К., 2013. - 400 с.

13. Системы управления бытовыми отходами разных стран: Рецепты для России/ Институт экономики роста им. СголыпинаП.А./URL:https://stolypiamsütute/wpcon tent/uploads/2019/10/sistemy-utilizatsii-othodov-raznyh-stran-25-09-2019.pdf.

УДК 351.711

14. Воротников А.М. В России начинается переход к циркулярной экономике замкнутого цикла // Экологический пресс-центр URL: http://ecopress.center/page4186642.html (дата обращения: 10.12.2021).

15. Елкина Л.Г. , Сухова Н.А. , Яковлева А.А., Сергиенко И.В. Исследование практики внедрения концепции бережливого производства на российских предприятиях Экономика и управление: научно-практический журнал. 2019. № 1 (145). С. 34-41.

16. Бережливое производство. Практическое руководство [Электронный ресурс] // Управление производством № 2. 2019. URL: http://www.up-pro.ru/docs/demo-81389.pdf. (дата обращения: 08.01.2022).

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Емелина К.В.

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Россия, 410054, Приволжский федеральный округ, Саратовская область,

г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77

IMPROVING THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

K. V. Emelina

Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Russia, 410054, Volga Federal District, Saratov region, Saratov, Politechnicheskaya str., 77 DOI: 10.31618/nas.2413-529L2022.L75.555

АННОТАЦИЯ

Производится анализ имущества входящего в состав муниципальной собственности города Саратова. В ходе работы, наблюдается отсутствие методики оценки эффективности для МО Города Саратова. Рассчитывается оценка эффективности управления муниципальным имуществом Города Саратова, с помощью существующей, охватывающей весь спектр объектов муниципальной собственности, системы оценки эффективности Города Архангельска. По итогам расчетов выявляется показатель не соответствующий нормативному значению, предлагаются способы для устранения этой проблемы. Доказывается, что Городу Саратову, необходимо разработать собственную методику оценки для совершенствования деятельности муниципальной власти в сфере управления имуществом, и предлагается, часть показателей, взять из методики Города Архангельска, так как они четко отражают экономическое состояние города. Еще одним методом повышения эффективности выделяется Концессионное соглашение, т.к. это, перспективный способ устранения проблем и исполнения задач муниципального образования за счет привлечения бизнеса. Результаты научного исследования будут полезны для дальнейших теоретических разработок по вопросам теории управление муниципальной собственностью. Прикладное значение результатов исследования обусловлено перспективами их применения в процессе разработки муниципальной политики по управлению муниципальной собственностью.

ABSTRACT

The analysis of the property belonging to the municipal property of the city of Saratov is carried out. In the course of the work, there is a lack of a methodology for evaluating the effectiveness of the Ministry of Defense of the City of Saratov. The assessment of the efficiency of municipal property management of the City of Saratov is calculated using the existing system of evaluating the effectiveness of the City of Arkhangelsk, covering the entire spectrum of municipal property objects. Based on the results of calculations, an indicator that does not correspond to the normative value is identified, and ways to eliminate this problem are proposed. It is proved that the City of Saratov needs to develop its own assessment methodology to improve the activities of municipal authorities in the field of property management, and it is proposed to take some of the indicators from the methodology of the City of Arkhangelsk, since they clearly reflect the economic state of the city. Another method of increasing efficiency is the Concession Agreement, because it is a promising way to eliminate problems and perform tasks.

Ключевые слова: муниципальное имущество, повышение эффективности, оценка эффективности, структурированная система показателей, муниципально-частное партнерство.

Keywords: municipal property, efficiency improvement, efficiency assessment, structured system of indicators, municipal-private partnership.

Эффективное управление имуществом, находящемся в собственности муниципального образования (МО), напрямую влияет на благосостояние населения. Поэтому

эффективность управления должна стать основной целью для муниципальных органов власти. От качества управления муниципальным имуществом, зависят доходы полученные в ходе использования имущества МО (в большей степени от аренды зданий, строений сооружений, земельных участков). А они, в свою очередь, отразятся на поступлениях от части прибыли в бюджет МО.

В последствии приватизации, происходит системное сокращение фактического имущества в муниципальных образованиях, а также уменьшение неналоговых доходов, из чего возникает необходимость сохранения и целевого использования имеющегося имущества в собственности МО. [7]

Так как, на данный момент в муниципальном образовании «Город Саратов» отсутствует система показателей позволяющая оценить эффективность управления и использования муниципального имущества, то необходимо ее разработать, пользуясь примером других муниципальных образований и предложить методику ее расчета.

Экспертное исследование уже существующих систем оценки эффективного использования муниципального имущества на примере нескольких городов — Ульяновска, Красноуральска и Архангельска - показало, что наиболее приемлемой и доступной является система оценки Архангельска. «Система показателей оценки эффективности

использования и управления муниципальным имуществом МО «Город Архангельск»» - это четко структурированная таблица показателей, охватывающая весь спектр объектов муниципальной собственности, которые позволяют оценить эффективность ее использования. [2]. Так же, анализ деятельности Комитета по управлению имуществом, показал, что наиболее подходящей и доступной для города Саратова, является «Система показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом Города

Архангельска, так как, Комитет формирует такие показатели в сборниках и отчетах.

Для удобства проведения оценки, имущество нужно подразделить на две группы: в первой группе будет находится имущество переданное на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям (МУП), а также акции организаций; во второй группе будет имущество находящееся в собственности муниципальной казны.

Основной целью этой статьи, является исследование недочетов в управлении муниципальным имуществом города Саратова, с помощью применения системы показателей города Архангельска, и разработка рекомендаций по использованию сбалансированной системы показателей в управлении имуществом города Саратова.

Итак, произведем расчет эффективности, согласно таблице указанной в Постановлении мэрии города Архангельска от 28.05.2013 № 367 «Система показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск»». [2]:

1. Доля МУП, имеющих положительный финансовый результат деятельности, в общем количестве МУП:

Р(приб)=9/14=0.64 - 2020 год,

Р(приб)=9/15=0.6 - 2019 год,

0.64= 0.6.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

2. Бюджетная эффективность МУП:

1) Р(бюд)=28.3/1. 1=25.7 - 2020 год,

2) Р(бюд)=7.9/1.6=4.9 - 2019 год,

3) 25.9 > 4.9.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

3. Бюджетная эффективность организаций, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат муниципальному образованию «Город Саратов»:

1) Р(бюд)=18300000/11100000=1.6 - 2020 год,

2) Р(бюд)=7900000/9300000=0.8 - 2019 год,

3) 1.6 > 0.8.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

4. Площадь не используемых объектов недвижимого имущества муниципальной казны, за исключением земельных участков (здания, строения, сооружения, помещения):

1) Р(зд) = 1330.27 - 84,3 = 1245.97 - 2020 год,

2) Р(зд) =1325.3 - 113.95 = 1211.35 - 2019 год,

3) 1245.97 > 1211.35.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

5. Доля доходов от арендных платежей за землю и продажи права аренды земли в собственных доходах бюджета, %:

1) D(ар.зу)=81477.9/7500000.0x100%= 1.086 % - 2020 год,

2) D(ар.зу)=75403.8/7200000.0x100%= 1.047 % - 2019 год.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

6. Средняя доходность от аренды земли, руб./м2:

1) D(ср.зу.ар)=1590.6/2476.0=0.642 - 2020 год,

2) D(ср.зу.ар)=14454.6/24868.0=0.581 -2019 год,

3) 0.83 x 0.581 = 0.482,

4) 0.642 > 0.482.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

7. Доля доходов от платежей за аренду зданий (сооружений, помещений) казны в собственных доходах бюджета, %:

1) D(d зд.ар)=68300.0/7500000.0х100%=0.91 % - 2020 год,

2) D(d зд.ар)=67000.0/7200000.0х100%=0.93 % - 2019 год.

Вывод: не соответствует нормативному значению.;

8. Средняя доходность от аренды зданий (сооружений, помещений), руб./м2:

1) D(ср.зд.ар)=42494.0/33.08 = 1284.58 - 2020

год,

2) D(ср.зд.ар)=42558.0/41.64 = 1022.05x0.83 = 848.30 - 2019 год,

3) 1284.58 > 848.30.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

9. Учет муниципального имущества, за исключением денежных средств, в реестре муниципального имущества города Саратова:

Имеется, Об утверждении положения о ведении реестра муниципальной собственности города комитетом по управлению имуществом города Саратова, Постановление главы администрации города Саратова от 06.06.2007 № 415 (с изменениями на 18.05.2012).

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.;

10. Исполнение плана приватизации муниципального имущества:

1) Р(прив)= 67922.8/64542.0 =1.052,

2) 1.052 х 100=105.2 %.

Вывод: полностью соответствует

нормативному значению.

Рассчитав все показатели можно подвести итоги эффективности использования и управления муниципальным имуществом города Саратова. По итогам расчетов, оценка эффективности использования и управления имуществом города Саратова показала в большинстве пунктов хорошую динамику показателей,

характеризующих положительное управление Комитета по сравнению с предыдущем годом, однако выявлен был и показатель, который не прошел по критериям оценки.

Положительный результат, то есть хорошую динамику в 2020 году, дали все показатели, кроме одного, значительно важного: - доля доходов от платежей за аренду зданий (сооружений, помещений) казны в собственных доходах бюджета.

То есть, основной проблемой, коснувшейся Города Саратова в 2020 году в сфере

использования и управления муниципальным имуществом, согласно посчитанной оценке эффективности, является поступивший не в полной мере доход от платежей за аренду зданий казны в отношении к собственным доходам бюджета МО, всего 0.91%, по нормативному значению должно быть не менее 3%. То есть бюджет не дополучает прибыль за аренду зданий козны 756.9 млн. рублей.

Снижение поступления денежных средств обусловлено рядом причин:

- передача нежилых помещений в хозяйственное ведение муниципальных предприятий;

- приватизация арендуемых объектов;

- отсутствие заинтересованности со стороны потенциальных арендаторов (низкая привлекательность объектов нацеленных на аренду);

- задолженности - это ощутимые потери собственных доходов, которые не только снижают эффективность управления (накладывают отрицательный имидж на уполномоченный орган), но и отражаются на удовлетворенности населения в получаемых услугах. Так, в 2020 году, согласно «Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности» дебиторская задолженность по данным доходам составила на конец года 16.9 млн. руб., кредиторская задолженность 4.1 млн. руб..

С целью решения задачи по повышению эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО, необходимо:

- выдавать больше согласий на заключение договоров аренды;

- проводить контроль за своевременным поступлением арендных и иных платежей от использования муниципального имущества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принимать меры по взиманию дебиторской, кредиторской задолженности;

- повышать привлекательность зданий казны, для получения больших доходов от платежей за аренду;

- сдавать объекты муниципальной собственности в аренду на конкурсной основе, устраивать аукционы, чтобы преимущество было у более выгодных проектов и инвесторов;

- к строениям, требующим реконструкции с целью поощрения их нового использования предоставлять скидки покупателю или арендатору, позволяющей покрыть убытки, связанные с реконструкцией.

Своевременный анализ использования и управления имуществом города Саратова, показал необходимость совершенствования механизмов использования и управления имуществом, а точнее решение проблем связанных с низким получением доходов от платежей за аренду зданий (сооружений, помещений) казны.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что оценка эффективности управления муниципальным имуществом,

проводится в целях повышения эффективности распоряжения муниципальным имуществом, увеличения доходов от использования муниципального имущества и оптимизации механизмов управления муниципальным имуществом. В ходе оценки была выявлена проблема, на которую необходимо обратить внимание, чтобы повысить доход города Саратова. На основании оценки эффективности управления и использования муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов

недвижимости.

Рассчитав оценку эффективности, можно проанализировать показатели и понять, какие из них играют большую роль для бюджета города Саратова и предложить их для формирования собственной системы показателей.

Например:

- Доля муниципальных унитарных предприятий, имеющих положительный финансовый результат деятельности, в общем количестве муниципальных унитарных предприятий, актуален т.к. проанализировав количество МУП имеющих положительный финансовый результат, стало понятно, что хоть и по отношению с прошлым годом ситуация не изменилась в худшую сторону, но и увеличения прибыльных предприятий не наблюдается, а значит нужно обратить внимание на этот показатель.;

- Бюджетная эффективность муниципальных унитарных предприятий (она отражает степень влияния деятельности предприятия на доходы и расходы бюджета МО города Саратова, что говорит о важности этого показателя) На территории города Саратова насчитывается 14 предприятий, а это означает, что они играют большую роль в бюджете города, и поэтому за их состоянием необходимо следить, ежегодно проверяя эффективность их работы. Этот показатель поможет проанализировать прибыльность предприятий в городе Саратове. Если нормативное значение покажет отрицательный результат, тогда необходимо будет глубже анализировать эту проблему, и осуществлять совершенствование управления в данной отрасли.;

- Бюджетная эффективность организаций, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат муниципальному образованию «Город Саратов» (показывает общую доходность владения пакетом акций за отчетный год, в 2020 году он увеличился на 50 % по с равнению с предыдущем годом), динамичность показателя, говорит о его актуальности.;

- Доля доходов от арендных платежей за землю и продажи права аренды земли в собственных доходах бюджета, играет важную роль в пополнении бюджета города Саратова.;

- Площадь не используемых объектов недвижимого имущества муниципальной казны, за исключением земельных участков (здания,

строения, сооружения, помещения). Под неиспользуемым имуществом понимаются объекты, которые не приносят МО экономические выгоды, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод. В 2020 году показатели улучшились, по сравнению с предыдущими годами. Однако, общая площадь зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной казне равна 1330.27 тыс. кв. м., которые могли бы получать прибыль каждый месяц, и пополнять бюджет муниципального образования, однако далеко не все из них используются. Существуют объекты, которые никак не используются, либо вообще не учтены в Реестре. Эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом неразрывно связано с вопросами обеспечения его достоверного учета и ведения реестра. Целями ведения реестра муниципальной собственности являются оптимизация состава имущества МО, полнота и достоверность информации в реестре, а также его актуальность, т.е. организация постоянного мониторинга. Именно поэтому, для города Саратова, этот показатель не менее актуален, чем другие.;

- Средняя доходность от аренды зданий (сооружений, помещений). В 2020 году показатель снизился, по сравнению с предыдущими годами, был 0.93%, стал 0.91%, что говорит о недочетах в управлении имуществом находящемся в аренде, т.е. необходимо обратить внимание на него, и принять меры для увеличения доходности.;

- Исполнение плана приватизации муниципального имущества. (Безусловно, приватизация, играет большую роль в бюджете города, так как она приносит значительную прибыль в бюджет, в 2020 году - 67922.8 тыс. руб., но насколько, отрицательный эффект она даст в бедующем. Иными словами, для органов местного самоуправления приватизация стала своеобразной формой обмена долгосрочного источника доходов на краткосрочный. Безусловно, этот обмен позволил муниципалитетам решить ряд текущих вопросов, но лишил их стабильного канала поступлений в муниципальную казну. Если найти такому имуществу правильное применение, то можно получать прибыль на протяжении долгих лет. На этот вопрос органы местного самоуправления должны обратить особое внимание.;

- Доля доходов от платежей за аренду зданий (сооружений, помещений) казны в собственных доходах бюджета. Доходы от сдачи в аренду в 2020 году принесли 68300.0 тыс. руб., в 2019 -67000.0 то есть мы видим положительную динамику, однако, этот показатель требует особого внимания, так как предыдущие года вел себя не стабильно, по причине непригодности зданий для сдачи в аренду, то есть необходимо поддерживать здания в пригодном состоянии, воспользоваться концессионными соглашениями, или вовсе их ликвидировать, и искать

альтернативные источники доходов. Иначе в последствии, МО вынуждены будут повысить затраты на содержание такого имущества, или на его капитальный ремонт, чтобы хоть как-то сделать его пригодным для использования в целях решения вопросов местного значения.

Таким образом, система оценки поможет легко анализировать данные за прошлые годы, делать сравнительный анализ, т.к. сбалансированный комплекс данных помогает характеризовать положение МО в сфере управления имуществом по всем аспектам. То есть, трудности вставшие на пути к процветанию Города Саратова, могли бы быть частично устранены.

План действий для осуществления поставленной задачи (оценки):

Все организации МО «Город Саратов» предоставляют информацию, необходимую для проведения оценки, соответствующему отраслевому органу Администрации города Саратова в установленные сроки:

- ежеквартально,

- ежегодно.

Отраслевые органы города Саратова в течение например, десяти рабочих дней обобщают информацию, полученную от подведомственных им организаций. Уполномоченные отделы проводят оценку эффективности в соответствии с представленной информацией и разработанной системой показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом, затем, по результатам готовят заключение и направляют для ознакомления курирующим заместителям главы администрации. При выявлении проблем (если такие имеются), данные направляются в соответствующие органы, где принимаются необходимые меры.

Так же, необходимо отметить, что ученые, анализируя управление муниципальным имуществом, считают основной проблемой организационно-правовую систему. (Е. С. Буренкова, выделяет основную проблему «несовершенство системы нормативно-правового регулирования процесса управления

муниципальной собственностью. [5]. То есть, разработанную оценку эффективности управления, ее критерии и показатели, необходимо будет законодательно закрепить местной властью (Администрацией МО Города Саратова).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности управления имуществом МО Города Саратова, необходимо разработать собственную приемлемую, доступную и четко структурированную систему оценки, с помощью которой можно объективно оценить результаты управления и использования муниципального имущества. Такая методика поможет выявить проблемы использования публичного имущества на ранних стадиях, что ускорит их решение, и в следствии повысит доходность бюджета МО. [9].

Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления, могут быть частично решены.

Еще один способ повышения эффективности управления имуществом МО является концессия. Концессия муниципальной собственности, перспективный способ устранения проблем и исполнения задач МО, так как это способ развития города за счет привлечения бизнеса.

Муниципально-частное партнерство - это способ:

- долгосрочного взаимодействия бизнеса и

МО;

- совершенствования инфраструктуры общества;

- разделения рисков (финансирование происходит по договоренности частной стороной).

Можно выделить следующие преимущества концессии для МО:

1) снижение бюджетных расходов на имущество не приносящего прибыли;

2) привлечение инвестиций от частных предпринимателей;

3) стимулирование эффективного использования муниципального имущества, а также сохранение первозданного (целевого) назначения зданий, строений, сооружений;

4) обеспечение социальных нужд за счет средств частных партнеров;

5) возможность конкурсного отбора инвесторов;

6) возможность планирования и контроля деятельности в концессии;

7) выбор опытных профессионалов, для инвестирования в целях решения задач МО;

8) увеличение рабочих мест;

9) увеличение поступлений в местный бюджет;

10) улучшение качества услуг предоставляемых населению;

11) отсутствие рисков;

12) возможность получения права муниципальной собственности на имущество, приобретенное (созданное) концессионером во время осуществления деятельности, согласно соглашению;

12) возможность получения муниципальной собственностью доли доходов (продукции), которые концессионер получает во время осуществления деятельности, если это предусмотрено соглашением. [6 386 - 388].

А. А. Семенова в своей статье предлагала использовать инструмент концессии для более эффективного управления муниципальным имуществом, по ее мнению концессия активизирует привлечение средств в регионы и рационализирует использование муниципального имущества.

[8].

Проанализировав деятельность органов уполномоченных распоряжаться муниципальной собственностью города Саратова, выяснилось, что

использование такого инструмента повышения эффективности, как Концессии не популярна. Так как всего одно Концессионное соглашение (в отношении централизованных систем

теплоснабжения и горячего водоснабжения с ПАО «Т Плюс») действует в настоящий момент. В заключении на отчет об исполнении бюджета МО «Город Саратов» контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» за 2019-2020 года опубликована стоимость имущества казны в концессии: в 2019 году она возросла на 779.3 млн. руб., или в 7.5 раз. В 2020 году стоимость имущества казны в концессии возросла на 90.2 млн. руб., или на 10 %. [3].

Также, на сайте Администрации Города Саратова опубликовано сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного

водоснабжения и водоотведения города. Муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал» участвует на стороне Концедента в обязательствах по Концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия Концедента, в том числе по передаче Объекта Концессионного соглашения и Иного имущества. Концедентом является МО «Город Саратов», от имени которого выступает комитет по управлению имуществом города Саратова.

То есть, мы действительно видим положительный результат деятельности концессионных соглашений, а значит нужно продолжать развивать муниципально-частное партнерство, т.к. этот метод повышения эффективности управления муниципальным имуществом, поможет повысить доходность бюджета города Саратова и качество предоставляемых услуг населению.

Концессионное соглашение может стать возможностью улучшить состояние

муниципального имущества, т.к. документ указывает на четкое исполнение развития той отрасли, на которое оно направлено. Ведь, несомненно, органам местной власти сложно держать под контролем соль объемные работы в конкретной отрасли, ввиду высокой изношенности муниципального имущества.

Таким образом, метод повышения эффективности управления муниципальным имуществом в виде Концессионного соглашения, становится, реальной возможностью, повышения доходности бюджета МО за счет частного бизнеса.

Список литературы

1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации»: URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения 08.01.2022).

2. Постановление мэрии города Архангельска от 28.05.2013 г. № 367 «Система показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск»». URL: https://docs.cntd.ru/document/462603249 (дата обращения 08.01.2022)

3. Заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2020 год контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов».; URL: https://www.kspsaratov.ru/?p=3951 (дата обращения 08.01.2022)

4. Заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2019 год контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов».; URL: https://www.kspsaratov.ru/?p=3817 (дата обращения 08.01.2022).

5. Буренкова, Е. С. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2008. № 50.; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11692120 (дата обращения: 08.01.2022).

6. Марчук, Е. В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2013. № 11.; URL: https://moluch.ru/archive/58/8014/ (дата обращения: 08.01.2022).

7. Матушевская Е.А., Кузьминова А.Н. Эффективность управления государственным и муниципальным имуществом на уровне субъекта Российской Федерации // Вестник университета. 2020. № 4.

8. Семенова, А. А. О необходимости и возможности реализации концессионных проектов в системе управления государственной собственностью субъекта РФ // Государственно-частное партнерство. 2016. № 1.

9. Симонова, Д. П. Повышение эффективности управления государственной собственностью в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4.; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13004990 (дата обращения: 08.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.