К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАХМЕТЬЕВСКОЕ БОГОРОДИЦКОГО РАЙОНА)
Попов Сергей Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Новомосковск), e-mail: [email protected]
Сабанина Наталья Олеговна
Кандидат исторических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Новомосковск), e-mail: [email protected]
Переверзева Маргарита Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Новомосковск), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10044
Аннотация:
Повышение эффективности использования муниципального имущества - это необходимость, напрямую связанная со стабилизацией уровня жизни населения. В настоящее время имеет место проблема недостаточности финансовых ресурсов на уровне местных бюджетов, что приводит к существенному дисбалансу между потребностями социума и доходной частью местного бюджета. В связи с этим
особую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы оценки управления муниципальным имуществом, а также определение направлений повышения эффективности его использования.
Методология представленного исследования основана на системном и сравнительном анализе, кроме того был использован диалектический метод изучения экономической сущности предмета исследования и форм ее проявления, логический и статистический метод.
Проблемы управления муниципальной собственностью подвергались освещению в трудах таких известных учёных как: Васильева Е.В., Гоголев В.Ю., Гантулга Д., Кохановская И.И., Пригожин В.Л., Тхабисинов Х.А., Хакимов В.В., Ямщикова И.В. и др.
Анализ использования муниципального имущества и функционирования муниципальных организаций на примере АМО Бахметьевское Богородицкого района позволил предложить ряд мероприятий, призванных способствовать повышению эффективности его деятельности. В частности: автоматизированное ведение реестра муниципального имущества; оценка необходимости сохранения субъектов и объектов в муниципальной собственности и принятие соответствующих решений; осуществление контроля за хозяйственной деятельностью муниципальных учреждений и предприятий; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов; вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов недвижимости с целью их дальнейшей приватизации или аренды; разработка муниципальной программы «Повышение эффективности управления муниципальным имуществом Богородицкого района на 2020-2023 годы».
Ожидаемые конечные результаты и социально-экономические последствия реализации предложенных мероприятий станут существенным вкладом в достижение целей экономического развития района и приоритетов муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом.
Ключевые слова: эффективность, муниципальная собственность, управление муниципальным имуществом, государство, муниципальное образование, муниципальная собственность.
THE QUESTION OF THE IMPROVEMENT OF APPROACHES
TO ASSESS THE LEGAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF USE OF MUNICIPAL PROPERTY AND THE FUNCTIONING OF THE MUNICIPAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL ADMINISTRATION BAKHMETEVSKY BOGORODITSKY DISTRICT)
Popov Sergey Anatolyevich
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Novomoskovsk), e-mail: [email protected]
Sabanina Natalia Olegovna
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Novomoskovsk), e-mail: [email protected]
Pereverzeva Margarita Nikolaevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Novomoskovsk), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10044
Annotation:
Improving the efficiency of the use of municipal property is a necessity directly related to the stabilization of the standard of living of the population. Currently, there is a problem of insufficient financial resources at the level of local budgets, which leads to a significant imbalance between the needs of society and the revenue part of the local budget. In this regard, the issues of assessing the management of municipal property, as well as determining ways to improve the efficiency of its use, are of particular relevance and practical significance.
The methodology of the presented research is based on a systematic and compar-
ative analysis. in addition, the dialectical method of studying the economic essence of the subject of research and its forms of manifestation, logical and statistical methods were used.
Problems of municipal property management were covered in the works of such famous scientists as: Vasilieva E. V., Gogolev, V. Y., Gantulga D., Kochanowski, I. I., Prigogine, V. L., Tkhabisimov H. A., Khakimov, V. V., I. V. yamschikova etc.
Analysis of the use of municipal property and the functioning of municipal organizations on the example of AMO Bakhmetyevskoe Bogoroditsky district allowed us to propose a number of measures designed to improve the efficiency of its activities. In particular: automated maintenance of the register of municipal property; assessment of the need to preserve subjects and objects in municipal ownership and making appropriate decisions; monitoring the economic activities of municipal institutions and enterprises; involvement in the economic turnover of unused or misused objects; involvement in the economic turnover of ownerless real estate objects for the purpose of their further privatization or lease; development of the municipal program "Improving the efficiency of municipal property management in Bogoroditsky district for 2020-2023".
The expected final results and socio-economic consequences of the implementation of the proposed measures will make a significant contribution to achieving the goals of economic development of the district and the priorities of municipal policy in the field of municipal property management.
Key words: efficiency, municipal property, municipal property management, state, municipal formation, municipal property.
Введение
Финансово-экономической основой местного самоуправления является муниципальное имущество, посредством использования которого осуществляется управление социально-экономической политикой муниципального образования, направленной на обеспечение интересов людей, проживающих на его территории.
Недостаток денежных средств, необходимых для нормального обеспечения жизни людей в пределах муниципального образования вызван несколькими причинами: во-первых, недостаточно эффективным использованием муниципального имущества; во-вторых, низкой эффективностью функционально-целевой деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций. Поскольку эффективность использования муниципальной собственности зависит от процесса управления, особую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы оценки эффективности управления муниципальным имуществом, определение направлений повышения эффективности его
использования.
Гипотеза исследования состоит в систематизации теоретических взглядов и научной позиции автора, в соответствии с которыми реализуется идея совершенствования системы управления муниципальным имуществом через реализацию методов, механизмов и инструментов, повышающих эффективность использования муниципальной собственности.
Обзор литературы
В настоящее время к исследователям, подвергающим рассмотрению методологические проблемы теории собственности, а также её экономическую сущность можно отнести: Тужилово-Орданской Е.М. [1], Курегян С.В. [2], Кадыр УА. [3], Пастуховым А.Л. [4], Солодовниковым С.Ю. [5] и др.
Среди исследователей, работающих над проблематикой в сфере управления муниципальной собственностью, можно выделить работы: Гоголева В.Ю. [6], Гантулга Д. [7], Кохановской И.И. [8], Тхабисинова Х.А. [9], Ямщиковой И.В. [10]и др.
Проблемам эффективного использования объектов муниципальной недвижимости посвящены исследования: Антоновой А.В.[11], Ермолаева Д.В.[12], Мурзиной Е.А.[13], Яруллина Р.Ф.[14] и др.
Анализ научных публикаций по исследуемой проблематике позволил прийти к заключению о весьма высокой степени её проработанности. Однако, приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует единая точка зрения на задачи и функции муниципального имущества, и, соответственно, перспективные направления его использования. Кроме того, имеет место несовершенство законодательной базы, призванной осуществлять регулирование правоотношений в данной области. В связи с этим необходима более детальная проработка научно-теоретических и практических аспектов, касающихся вопросов эффективности управления муниципальным имуществом.
Материалы и методы
Объектом исследования послужило муниципальное образование Бахметьевское Богородицкого района.
Муниципальное образование Бахметьевское Богородицкого района расположено в юго - восточной части Тульской области, граничит с муниципальными образованиями Узловский район, Кимовский район, Куркинский район, Воловский район, Тепло-Огаревский район, Киреевский район.
Административный центр района - город Богородицк - находится на расстоянии 65 км от областного центра.
Район имеет развитую транспортную инфраструктуру. По его территории проходит автомобильная магистраль «Дон» и железнодорожная ветка Москва -Елец.
Площадь территории района составляет 95732 га. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 71611 га, в том числе земли сельхозугодий - 67334 га. Земли населенных пунктов составляют 7538 га, земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи и иного назначения - 1682 га, земли лесного фонда - 4264 га.
Муниципальное образование Бахметьевское состоит из 26 сел и деревень, с общей численностью населения 1774 человека.
Методология представленного исследования основана на системном и сравнительном анализе, кроме того был использован диалектический метод изучения экономической сущности предмета исследования и форм ее проявления, логический и статистический метод.
Результаты исследования и обсуждение
Право собственности является тем самым значимым фактором, который обеспечивает активное и эффективное функционирование и развитие экономической системы. В нашем государстве признаются, а также подлежат защите в одинаковой степени все без исключения формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Схожие положения содержатся и в ГК РФ.
В перечне форм собственности в Российской Федерации самой первой из всех других называется именно частная собственность. Однако в каждой стране есть некоторое имущество, которое находится в собственности у административно-территориальных образований (у самого государства, у его регионов, а также у муниципалитетов). Необходимо подчеркнуть, что в гражданско-правовых отношениях, согласно положениям п. 1 ст. 124 ГК РФ, названные выше образования, могут участвовать на одинаковых началах со всеми другими участниками.
В настоящее время ряд исследователей, как российских, так и зарубежных отмечают тот факт, что успешное функционирование местного самоуправления напрямую зависит от уровня его финансирования, тем более это важно в кризисные моменты жизнедеятельности общества и государства. [15]
Муниципальная собственность может проявляться как экономический и хозяйственно-имущественный комплекс. Некоторые российские авторы муниципальную собственность рассматривают в качестве имущества, которым управляют должностные лица соответствующих местных органов. [16]
А.В. Леви рассматривает собственность муниципального образования с позиции совокупности отношений, которые связаны с присвоением местными жителями соответствующей территории производственных средств и продукции.
[17]
На сегодняшний день имеет место точка зрения, согласно которой муниципальной собственности присущ негосударственный характер. Например, по мнению Л.И. Абалкина, муниципальную собственность нельзя отнести ни к частной, ни к государственной собственности. [18]
Рассматриваемому виду собственности присуща двойственность: в данном случае можно вести речь о существовании социальной пользы (пользы для местного сообщества) и о существовании доходности. [19]
Успешное решение местных вопросов за счет своих денежных средств - это самая главная цель использования должностными лицами местных органов власти муниципальной собственности.
В научной литературе под управлением собственностью муниципального
образования понимается деятельность муниципальных органов власти, связанную пользованием и распоряжением объектами данной собственности для эффективного обеспечения соответствующими услугами местных жителей. [20] Основные критерии, по которым можно судить об эффективности управления имуществом муниципального образования, следующие (исходя из основных функций и задач местных органов): финансовая эффективность; социальная эффективность; бюджетная эффективность; экономическая эффективность.. [21] В качестве обобщающего критерия экономической эффективности управления собственностью муниципальных предприятий может быть принято отношение:
- экономическая эффективность управления имуществом предприятия, представляющая собой средний показатель рентабельности его использования в период ^
У^ - результаты деятельности предприятия - суммарный поток дисконтированных денежных доходов, полученный им за счет мероприятий по совершенствованию управления имуществом, в период ^
^уи
- затраты предприятия - суммарный поток дисконтированных денежных расходов, связанных с проведением мероприятий по совершенствованию управления имуществом, в период 1
Для оценки эффективности управления муниципальным имуществом МО Бахметьевское, сначала проанализируем доход, получаемый от управления муниципальной собственностью (табл. 1).
Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод о снижении эффективности управления муниципальным имуществом МО Бахметьевское, так доходы от управления муниципальной собственностью в 2018 году составляли 27,49% всех налоговых и неналоговых доходов муниципального образования, в
2019 году произошло снижение данного показателя до 20,55%, а за 10 месяцев
2020 года, доля этого вида доходов сократилась до 15,64%.
Таблица 1
Доход, получаемый от управления муниципальной собственностью,
тыс. руб.
Доход МО 2018 2019 на 01.10.2020
сумма уд. вес сумма уд. вес сумма уд. вес
Доходы (налоговые и неналоговые) 3819,0 100 4204,7 100 4553,3 100
Доходы от управления муниципальной собственностью 1049,8 27,49 864,1 20,55 712,1 15,64
При общем увеличении доходов бюджета МО Бахметьевское, доходы от управления муниципальным имуществом сокращаются в абсолютном выражении с 1049,8 тыс. руб. в 2018 году до 864,1 тыс. руб. в 2019 году и 712,1 тыс. руб. в 2020 году.
Достижение эффективного использования муниципального имущества возможно лишь при одновременном и комплексном выполнении следующих мероприятий.
1. Необходимо совершенствование системы учёта муниципального имущества, посредством внедрения автоматизированных информационных систем комплексного управления имуществом.
2. Для формирования оптимальной структуры муниципального имущества необходима оптимизация муниципального сектора экономики. В частности, необходима разработка, утверждение и реализация прогнозного плана приватизации муниципального имущества. Проведение реорганизации либо ликвидации муниципальных бюджетных учреждений позволит муниципальным образованиям сократить административные расходы.
3. В целях повышения эффективности контроля за деятельностью учреждений и предприятий муниципального образования необходимо: проводить анализ эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений; разработать предложения и мероприятия, направленные на повышение эффективности использования закрепленного имущества, находящегося в муниципальной собственности; обеспечить перечисления части чистой прибыли МУП в местный бюджет; вносить предложения по приватизации, реорганизации или ликвидации субъектов муниципального сектора экономики в порядке, установленном законодательством.
4. Повышению эффективности использования муниципального имущества способствует вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов. Для их выявления собственник имущества (муниципальное образование) обязан проводить плановые и внеплановые проверки эффективности использования по назначению и сохранностью муниципального имущества в муниципальных унитарных
предприятиях и учреждениях.
5. Для достижения большей эффективности управления муниципальным имуществом и использования земельных ресурсов необходимо правильно распоряжаться имуществом казны. Не закрепленное за муниципальными организациями муниципальное имущество входит в состав муниципальной казны. Основные способы распоряжения имуществом казны муниципального образования: передача в аренду; передача в безвозмездное пользование; передача в концессию; передача в доверительное управление. Исходя из того, что муниципальное имущество должно приносить доход в местный бюджет, рекомендуется органам местного самоуправления принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование.
6. Повышению эффективности использования муниципального имущества будет способствовать вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов недвижимости с целью их дальнейшей приватизации или аренды.
7. Необходимо осуществление постоянного контроля за своевременным и полным поступлением арендных и других платежей от использования муниципального имущества. [22]
8. Большой резерв представляет собой рациональное использование земельных ресурсов, выявление пользователей, не оформивших правоустанавливающие документы на используемые земельные участки, продолжение процесса формирования земельных участков как объектов недвижимости, постановка их на государственный кадастровый учёт.
9. По мнению западных исследователей, например, Р. Swianiewicz, территориальное укрупнение регионов позволит сэкономить материальные и иные ресурсы, которые требуются для реализации их полномочий и доходная часть бюджета муниципального образования будет расти, кроме того управление также станет более эффективным за счёт достижения единообразия. [23]
10. Эффективность деятельности местного самоуправления также напрямую зависит от уровня профессионализма муниципальных служащих, в связи с этим необходимо обеспечить необходимые условия для повышения их квалификационных показателей. [24]
11. Иностранные исследователи видят решение проблемы экономической эффективности функционирования муниципального образования через призму повышения его финансовой устойчивости, в частности, посредством заключения муниципальных контрактов. [25]
12. Ещё одним возможным путём повышения эффективности местного самоуправления является реализация концепции общественного выбора, предполагающей состязательность в сфере экономики местного самоуправления с частным капиталом, которая инициирует местную бюрократию на большую информационную открытость, а также позволяет осуществлять сравнительный анализ эффективности затрат с частным сектором. [26]
14. Для повышения эффективности управления муниципальным имуществом
МО Бахметьевское необходима разработка муниципальной программы «Повышение эффективности управления муниципальным имуществом Богородицкого района на 2020-2023 годы».
Заключение
Ожидаемые конечные результаты и социально-экономические последствия реализации предложенных мероприятий станут существенным вкладом в достижение целей экономического развития МО Бахметьевское, а также могут быть положены в основу подходов к формированию приоритетов муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом в РФ, поскольку управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности администрации МО Бахметьевское при решении экономических и социальных задач, укреплении финансовой системы района и создании эффективной конкурентной экономики на территории Тульской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тужилова-Орданская, Е.М. Методологический подход к исследованию вещных прав в цивилистической науке // Методологические проблемы цивилистических исследований. - 2019. - №1. - С.382-398
2. Курегян, С.В. Проблема «собственности» в экономической теории // Экономическая наука сегодня. - 2019. - №9. - С.34-38
3. Кадыр, У.А. Механизмы управления муниципальной собственностью // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №2. - С.40-46
4. Пастухов, А.Л. Модернизационными экономический рост на основе формирования образовательных кластеров // Экономическая наука сегодня. -2017. - №6. - С.169-177
5. Солодовников, С.Ю. Собственность как политико-экономическая категория в XXI веке // Экономическая наука сегодня. - 2019. - №10. - С.5-14
6. Гоголев, В.Ю. Некоторые проблемы в управлении муниципальной собственностью в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №11-3. - С.68-70
7. Гантулга, Д. Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью / Д. Гантулга, И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2017. - №3 (22). - С.470-475
8. Кохановская, И.И. Теоретические вопросы местного самоуправления в современных условиях // Управление. - 2019. - №1. - С.13-18
9. Тхабисимов, Х.А. Некоторые особенности становления и развития института муниципальной собственности в России // Актуальные проблемы
российского права. - 2016. - №3 (64). - С.63-70
10. Ямщикова, И.В. Теоретические основы управления муниципальной собственностью / И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Фундаментальные исследования.- 2017. - №8. - С.470-475
11. Антонова, А.В. Эффективность использования городских земель как индикатор управления (на примере г. Кемерово) / А.В. Антонова, А.Н. Кондратова // РППЭ. - 2018. - №7 (93). - С.101-109
12. Ермолаев, Д.В., Имущественный комплекс муниципального образования как экономическая основа местного самоуправления / Д.В. Ермолаев, Е.Д. Козлова // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. - 2016. - №4-1.- С.286-294
13. Мурзина, Е.А., Макарова И.В. Оценка проблем управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО «Сернурский муниципальный район» / Е.А. Мурзина, И.В. Макарова // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2015. - №8-9. - С.54-55
14. Яруллин, Р.Ф. Доходы от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда и резервы их роста // Вестник ОГУ - 2015. - №8 (183). - С.170-176
15. Narbon-Perpina I. Evaluating local government performance in times of crisis. Journal Local Government Studies, 2019, Volume 45, Issue 1. Available at: https:// www.elibrary.ru/contents.asp?id=38828823 (accessed 22.10.2020)
16. .Матросов, С.Н. Правовой статус муниципальной собственности / С.Н. Матросов, И.В. Трофимов // Вестник РУК. - 2015. - №4 (22). - С.126-129
17. Ильиных, А.В., Учет мнения населения при реализации права на осуществление местного самоуправления в контексте регулирования порядка создания городского округа с внутригородским делением / А.В. Ильиных, О.С. Смородина // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. №4 (38). - С.31-39
18. Макарова, Е.П. Муниципальная собственность: опыт теоретического анализа // Власть и управление на Востоке России. - 2012. №2. - С.168-175
19. Ostrovetskyy, V. Fiscal policy of Ukraine in conditions of decentralization: revenue of local budgets // - 2017. №4 (50). - Pp. 67-69
20. Бутов, В.Н. Управление имуществом муниципального образования: вопросы теории и практики // Вестник ЮУрГУ Серия: Право. - 2012. №7 (266). - С.78-81
21. Ерошкин, А.К. Понятие муниципальной собственности // Молодой ученый. - 2016. №11. - С. 727-730.
22. Pamuji, К. Earmarking tax policy as an instrument of public service provision in regional development // Problems of legality. - 2018. №141. - Pp. 24-29
23. . Swianiewicz, P. If territorial fragmentation is a problem, is amalgamation a solution? // Journal. Local Government Studies. - 2018. Volume 44 - Pp. 13-18
24. Ian, C. Elliott. Reimagining the future public service workforce // Local Government Studies. - 2019, Volume 45, Issue 2 - Pp. 6-11
25. Bel, G. Privatisation, contracting-out and inter-municipal cooperation: new developments in local public service delivery // Journal Local Government Studies.
-2018. Volume 44 - Issue 1 - Pp. 54-60
26. Western German municipalities // Journal Local Government Studies - 2018. Volume 44. - Issuel - Pp. 17-23
REFERENCES
1. Tuzhilova-Ordanskaya, E.M. Methodological approach to the study of property rights in civil science // Methodological problems of civil studies. - 2019. - №. 1. - Pp. 382-398
2. Kuregyan, S.V. The Problem of «property» in economic theory // Economic science today. - 2019. - № 9. - Pp. 34-38
3. Kadyr, U.A. Mechanisms of municipal property management // Economics and business: theory and practice. - 2017. - №. 2. - Pp. 40-46
4. Pastukhov, A.L. Modernizing economic growth based on the formation of educational clusters // Economic science today. - 2017. - № 6. - Pp. 169-177
5. .Solodovnikov, S.Y. Property as a political and economic category in the XXI century // Economic science today. - 2019. - №. 10. - Pp. 5-14
6. Gogolev, V. Y. Some problems in the management of municipal property in the Russian Federation // international journal of Humanities and natural Sciences, 2019, №11-3, Pp. 68-70
7. Gantulga, D. Effective mechanisms of foreign and Russian practice of municipal property management / D. Gantulga, I.V. Yamshchikova, E. Yu. Bobrova // Izvestiya vuzov. Investment. Construction. Realty. - 2017. - №3 (22). - Pp. 470-475
8. Kokhanovskaya, I.I. Theoretical issues of local self-government in modern conditions // Management. - 2019. - № 1. - Pp. 13-18
9. Thabisimov, H.A. Some features of the formation and development of the Institute of municipal property in Russia // Actual problems of Russian law. - 2016. - №3 (64). - Pp. 63-70
10. Yamshchikova, I.V. Theoretical foundations of municipal property management / I.V. Yamshchikova, E. Yu. Bobrova // Fundamental research. - 2017. - № 8. - Pp. 470-475
11. Antonova, A.V. Efficiency of urban land use as a management indicator (on the example of Kemerovo) / A.V. Antonova, A.N. Kondratova // RPE. - 2018. - №7 (93). - Pp. 101-109
12.Ermolaev, D.V., Property complex of the municipality as the economic basis of local self-government / D.V. Ermolaev, E.D. Kozlova // News Of Tulsu. Economic and legal Sciences. - 2016 - № 4-1 - Pp. 286-294
13. Murzina, E.A., Makarova, I.V. Assessment of problems of management and disposal of municipal property and land resources of the sernursky municipal district /
E.A. Murzina, I.V. Makarova // new University. Series «Economics and law». - 2015. - №8-9. - Pp. 54-55
14. Yarullin, R.F. Income from leasing objects of municipal non-residential Fund and reserves for their growth // OSU Bulletin. - 2015. - №8 (183). - Pp. 170-176
15. Narbón-Perpiñá I. Evaluating local government performance in times of crisis. Journal Local Government Studies, 2019, Volume 45, Issue 1. Available at: https:// www.elibrary.ru/contents.asp?id=38828823 (accessed 22.10.2020)
16. Matrosov, S.N. Legal status of municipal property /S.N. Matrosov, I.V. Tro-fimov // Herald of HANDS. - 2015. - №4 (22). - Pp. 126-129
17. Ilinykh, A.V. Taking into account the opinion of the population in the implementation of the right to local self-government in the context of regulating the procedure for creating a city district with intra-city division /A.V. ilinykh, O.S. Smorodina // Legal science and law enforcement practice. - 2016. №4 (38). - Pp. 31-39
18. Makarova, E.P. Municipal property: experience of theoretical analysis // Power and management in the East of Russia. - 2012. №2. - Pp. 168-175
19. Ostrovetskyy, V. Fiscal policy of Ukraine in conditions of decentralization: revenue of local budgets // ЭВA. - 2017. №4 (50). - Pp 67-69
20. Butov, V.N. property Management of the municipality: issues of theory and practice // Bulletin of SUSU. Series: Law. - 2012. №7 (266). - Pp. 78-81
21. Eroshkin, A.K. the Concept of municipal property // Young scientist. - 2016. № 11. - Pp. 727-730.
22. Pamuji, K. Earmarking tax policy as an instrument of public service provision in regional development // Problems of legality. - 2018. №141. - Page 24-29
23. Swianiewicz, P. If territorial fragmentation is a problem, is amalgamation a solution? // Journal. Local Government Studies. - 2018. Volume 44 - Page 13-18
24. Ian, C. Elliott. Reimagining the future public service workforce // Local Government Studies. - 2019, Volume 45, Issue 2 - Page 6-11
25. Bel, G. Privatisation, contracting-out and inter-municipal cooperation: new developments in local public service delivery // Journal Local Government Studies. -2018. Volume 44 - Issue 1 - Page 54-60
26. Western German municipalities // Journal Local Government Studies - 2018. Volume 44. - Issue1 - Page 17-23