Научная статья на тему 'Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью'

Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1309
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPAL PROPERTY / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION AGREEMENTS / COOPERATIVE COMPANIES / LAND RESOURCES / TOWN-PLANNING ZONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гантулга Дамдинсурен, Ямщикова И. В., Боброва Е. Ю.

Цель. Изучение применяемых в зарубежной и российской практике механизмов и моделей управления объектами муниципальной собственности, выделение наиболее продуктивных и эффективных из них, анализ возможности их развития в условиях российской экономики. Методы. В работе применялась совокупность общенаучных методов, в том числе структурно-функционального и сравнительного анализа, статистическая обработка информации, системный метод. Результаты. Определены основные модели организации местного самоуправления, выявлены их характерные черты. Рассмотрены особенности привлечения к финансированию и управлению объектами муниципальной собственности частного капитала. На основании зарубежного и российского опыта выделены наиболее эффективные формы общественно-частного партнерства. Рассмотрено управление муниципальными земельными ресурсами за рубежом и в России. Выводы. Проведенный анализ существующей законодательной базы и практики взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса позволил выявить проблемы, препятствующие применению и развитию концессионных моделей общественно-частного партнерства в РФ, а также определить основные направления совершенствования концессионного механизма в условиях отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гантулга Дамдинсурен, Ямщикова И. В., Боброва Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MECHANISMS OF FOREIGN AND RUSSIAN MANAGEMENT PRACTICE OF MUNICIPAL PROPERTY

Purpose. Investigation of the used in foreign and Russian practice mechanisms and models of the management of municipal property objects, separation of the most productive and effective, analyses of the possibility of their development in the conditions of Russian economics. Methods. In this work we used a number of general scientific methods, which include methods of structural and functional and comparative analyses, statistic processing of the information, systematic approach. Results. In this article we defined the main models of organization of local government, pointed out their characteristic features. We considered peculiarities of attraction towards financing and management of the objects of municipal property of a private fund. On the basis of foreign and Russian experience we pointed out the most effective forms of public-private partnership. We considered foreign and Russian experience of management of municipal land resources. Conclusions. Checked analyses of the existing legislative base and practice of cooperation and private business allowed to point out the problems which prevent the use and development of concession models of public-private partnership in Russia, and also define the main ways to improve concession mechanism in the conditions of Russian economics.

Текст научной работы на тему «Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью»

Оригинальная статья / Original article УДК 332.14

DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-11 -18

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

© Дамдинсурен Гантулга'1, И.В. Ямщиковаь, Е.Ю. Боброва0

аМонгольский университет естественных наук,

Монголия, 17024, г. Улан-Батор, Зайсан, район Хан-уул, 11 хороо.

b,c Иркутский национальный исследовательский технический университет,

Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Резюме. Цель. Изучение применяемых в зарубежной и российской практике механизмов и моделей управления объектами муниципальной собственности, выделение наиболее продуктивных и эффективных из них, анализ возможности их развития в условиях российской экономики. Методы. В работе применялась совокупность общенаучных методов, в том числе структурно-функционального и сравнительного анализа, статистическая обработка информации, системный метод. Результаты. Определены основные модели организации местного самоуправления, выявлены их характерные черты. Рассмотрены особенности привлечения к финансированию и управлению объектами муниципальной собственности частного капитала. На основании зарубежного и российского опыта выделены наиболее эффективные формы общественно-частного партнерства. Рассмотрено управление муниципальными земельными ресурсами за рубежом и в России. Выводы. Проведенный анализ существующей законодательной базы и практики взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса позволил выявить проблемы, препятствующие применению и развитию концессионных моделей общественно-частного партнерства в РФ, а также определить основные направления совершенствования концессионного механизма в условиях отечественной экономики.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная собственность, общественно-частное партнерство, концессионные соглашения, совместные предприятия, земельные ресурсы, градостроительное зонирование.

Формат цитирования: Дамдинсурен Гантулга, Ямщикова И.В., Боброва Е.Ю. Эффективные механизмы зарубежной и российской практики управления муниципальной собственностью // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7, № 3. С. 11-18. DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-11-18

EFFECTIVE MECHANISMS OF FOREIGN AND RUSSIAN MANAGEMENT PRACTICE OF

MUNICIPAL PROPERTY

© Damdinsuren Gantulga, I.V. Yamschikova, E.Yu. Bobrova

Mongolian University of Life Science,

Khoroo 11, Khan-uul District, Zaisan, Ulan Bator 17024, Mongolia Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation

Abstract. Purpose. Investigation of the used in foreign and Russian practice mechanisms and models of the management of municipal property objects, separation of the most productive and effective, analyses of the possibility of their development in the conditions of Russian economics. Methods. In this work we used a number of general scientific methods, which include methods of structural and functional and

эДамдинсурен Гантулга, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры электроснабжения и электроники, e-mail: d.gantulga@muls.edu.mn

Damdinsuren Gantulga, Candidate of Technical Sciences, senior lecturer, Department of Power supply and electronics, e-mail: d.gantulga@muls.edu.mn

Ямщикова Ирина Валентиновна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: expertiza@istu.edu, тел.: +7 (3952) 40-54-12 Irina V. Yamschikova, Candidate of Economical Sciences, professor, Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: expertiza@istu.edu, tel.: +7 (3952) 40-54-12

Боброва Елена Юрьевна, аспирант кафедры экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: E.U.Bobrova@yandex.ru

Elena Yu. Bobrova, Post-graduate, Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: E.U.Bobrova@yandex.ru

comparative analyses, statistic processing of the information, systematic approach. Results. In this article we defined the main models of organization of local government, pointed out their characteristic features. We considered peculiarities of attraction towards financing and management of the objects of municipal property of a private fund. On the basis of foreign and Russian experience we pointed out the most effective forms of public-private partnership. We considered foreign and Russian experience of management of municipal land resources. Conclusions. Checked analyses of the existing legislative base and practice of cooperation and private business allowed to point out the problems which prevent the use and development of concession models of public-private partnership in Russia, and also define the main ways to improve concession mechanism in the conditions of Russian economics.

Keywords: local government, municipal property, public and private partnership, concession agreements, cooperative companies, land resources, town-planning zoning

For citation: Damdinsuren Gantulga, Yamschikova I.V., Bobrova E.Yu. Effective mechanisms of foreign and Russian management practice of municipal property. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Ned-vizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 3, pp. 11-18 (In Russian) DOI: 10.21285/2227-2917-2017-3-11-18

Введение

При определении основных направлений и путей совершенствования управления муниципальным имуществом в Российской Федерации в целом и на территории города Иркутска в частности необходимо обратить внимание на зарубежный опыт управления муниципальной собственностью. Изучение существующих инструментов, методов и моделей управления объектами муниципальной собственности различного назначения в развитых зарубежных странах, выделение наиболее продуктивных и эффективных из них, анализ возможности применения их в условиях российской экономики - все это имеет большое значение для разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование существующей системы управления муниципальной собственностью.

Материал и методы исследования

Несмотря на множество факторов, обусловливающих различия в построении моделей местного самоуправления (политический режим, национальные традиции, государственное устройство, административно-территориальное деление и т.д.), оно является неотъемлемым атрибутом любого современного демократического общества, причем система управления муниципальной собственностью в значительной степени зависит от существующей в стране модели организации власти на муниципальном уровне.

Согласно наиболее часто встречающейся в научной литературе классификации основных моделей организации местного самоуправления, основанной на отношениях между органами центральной власти и местного самоуправления, можно выделить англосаксонскую и континентальную модели, а также смешанную модель, представляющую собой сочетание разных черт англосаксонской и континентальной.

Англосаксонская модель преимущественно распространена в странах с одноименной правовой системой: США, Канаде,

Великобритании, Индии, Австралии, Новой Зеландии.

Основным принципом англосаксонской модели является самостоятельная деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к компетенции государства, в пределах предоставленных полномочий (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра», в США - штатами, т.е. на региональном уровне власти).

Среди основных черт англосаксонской модели местного самоуправления можно выделить: выборность органов местного самоуправления; высокий уровень автономии; отсутствие в муниципалитетах государственных представителей, осуществляющих контроль органов местного самоуправления (контроль производится в первую очередь со стороны населения); отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня). Государственное регулирование органов местного самоуправления в рамках англосаксонской модели осуществляется, как правило, в косвенной форме (через государственные дотации; судебный контроль; принятие модельных законов и т.д.).

Континентальная модель организации местного самоуправления распространена в странах континентальной Европы (Италия, Франция, Бельгия, Испания), а также в большинстве государств Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

К ее основным чертам можно отнести: ограниченную автономию местного самоуправления; сочетание назначаемости и выборности в работе органов местного самоуправления, местных администраций; существование иерархии системы управления (местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с государственным уровнем власти); наличие в муниципалитетах государственных представителей, осуществляющих контроль органов местного самоуправления [1].

Для Японии, Германии, Австрии, а также некоторых развивающихся и постсоциалистических стран характерны смешанные модели организации местного самоуправления, сочетающие в себе различные черты англосаксонской и континентальной моделей.

Степень автономии местного самоуправления, а также государственного участия в муниципальном управлении зависит от исторических, территориальных, демографических особенностей, присущих тому или иному государству, а также от особенностей правовых систем. Существование современной смешанной модели организации местного самоуправления является результатом постепенного сближения, развития и преобразования некогда весьма различных муниципальных систем.

Одним из основных движущих факторов совершенствования моделей местного самоуправления является стремление к наиболее оптимальному сочетанию организации власти на местах, с определенным уровнем самостоятельности в решении вопросов муниципального значения, и государственного управления, обеспечивающего через контроль органов местного самоуправления защиту и максимальную реализацию интересов населения муниципалитета.

Правовые, организационные, экономические и территориальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его реализации определены федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полномочия органов местного самоуправления, в том числе в сфере управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, также определены указанным федеральным законом.

Органы местного самоуправления в Российской Федерации самостоятельно и под свою ответственность обеспечивают решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и местных особенностей территорий. Обязанностью органов государственной власти (федеральных и региональных) является оказание содействия населению в осуществлении их права на местное самоуправление, а также создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для становления и совершенствования системы местного самоуправления в целом и деятельности по управлению муниципальной собственностью в частности (Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003

№ 131-Ф3 (ред. от 28.12.2016) // СПС «Кон-сультантПлюс»).

Управление муниципальной собственностью - целенаправленная деятельность органов местного самоуправления, ориентированная на повышение экономической и социальной эффективности использования объектов муниципального имущества с целью наиболее полного и оперативного решения вопросов местного значения в меняющихся условиях внешней и внутренней среды [2].

Вопросы организации местного самоуправления и эффективного управления муниципальной собственностью, в том числе с использованием механизма общественно-частного партнерства, находят отражение в работах не только отечественных, но и зарубежных авторов [3-8]. Однако наличие определенных результатов исследований по этой тематике не исключает необходимости ее дальнейшего изучения и поиска направлений перспективного развития и применения механизмов общественно-частного партнерства в условиях российской экономики.

Общественно-частное партнерство (public-private partnership) представляет собой организационный и институциональный альянс между общественной властью и частным сектором в целях реализации социально значимых проектов в различных сферах деятельности: от осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до предоставления общественных услуг населению. Партнерство широко применяется в качестве инструмента планирования на уровне муниципалитетов, а также источника регионального и городского социально-экономического развития.

Анализируя опыт различных стран, можно сделать вывод, что одним из наиболее эффективных методов экономического и организационного обеспечения процессов развития и эффективного использования муниципального имущества является привлечение к финансированию и управлению объектами муниципальной собственности частного капитала на концессионной основе и путем создания совместных предприятий.

Результаты исследования и их обсуждение

Концессионная деятельность осуществляется преимущественно в рамках партнерства государства и органов местного самоуправления, действующих в интересах общества, с одной стороны, и частного бизнеса - с другой, и оформляется в виде договора (соглашения) между указанными субъектами.

Среди преимуществ концессионных соглашений можно выделить их долгосрочный и многоцелевой характер, что позволяет сторонам соглашения осуществлять страте-

гическое планирование своей деятельности, ориентированное на получение максимального эффекта (экономического или социального). Кроме того, в рамках концессионных соглашений и существующих публично-правовых норм при возникновении необходимости защиты интересов общества у государства (муниципалитета) остается достаточно рычагов воздействия на частный сектор, который, в свою очередь, обладает высоким уровнем свободы в принятии управленческих и административно-хозяйственных решений. Привлекательность концессионных проектов обусловливается также перераспределением рисков между государством (муниципалитетом) и частным бизнесом.

В настоящее время концессионные договоры между органами местного самоуправления и частным бизнесом в целях повышения эффективности управления объектами муниципальной собственности различного функционального назначения применяются более чем в ста странах мира, в том числе в Китае, Японии, Великобритании, США, Канаде, Италии, Франции, Германии, Бразилии, Республике Корея, Сингапуре, Малайзии, Польше, Венгрии и др. В России этот эффективный инструмент управления муниципальным имуществом задействуется весьма ограниченно. Трудность применения концессии в России связана с тем, что стратегическое планирование на срок свыше 10 лет в нашей стране является слишком рискованным для бизнеса и часто оказывается необъективным. От формирования четких условий взаимоотношений между частным бизнесом и общественной властью, от того, насколько будут обеспечены интересы и защищены права инвесторов в рамках каждого концессионного проекта, будет зависеть успешность становления и развития общественно-частного партнерства в России. Стоит отметить, что потенциал использования общественно-частного партнерства на концессионной основе в РФ достаточно высок, и он не ограничивается традиционными концессиями на добычу и переработку полезных ископаемых (газа, нефти, леса), поскольку есть необходимость использования данной формы взаимоотношений общественной власти и частного бизнеса в секторе общественных услуг, в транспортной инфраструктуре, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Как правило, инициатива установления партнерства с частным сектором исходит от органов местного самоуправления, представляющих интересы муниципального образования. Подобный интерес к взаимодействию с бизнесом в большинстве случаев вызван неспособностью муниципалитета обеспечить необходимые объемы и эффективное использование финансовых ресурсов для

устойчивого функционирования и развития инфраструктуры муниципального образования. Частный бизнес же, как правило, обладает большим объемом свободных денежных ресурсов и при надлежащем контроле способен более эффективно решать указанные задачи. Среди применяемых в мировой практике форм реализации партнерства между органами местного самоуправления и бизнесом именно концессионные соглашения исследователи выделяют как преобладающую и наиболее эффективную форму общественно-частного партнерства (Васильченко Д.Г. Управление муниципальной собственностью и направления его совершенствования: дисс... канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2011. 184 с.).

В большинстве развитых стран одной из наиболее широких отраслей применения концессионной формы привлечения частного капитала является сфера социальной и инженерной инфраструктуры. Обобщая опыт передовых стран, можно выделить наиболее эффективные формы муниципально-частного партнерства на концессионной основе в области инфраструктуры:

1. Механизмы BOT (Build-Operate-Transfer, т.е. «строительство - управление -передача»), BTO (Build-Transfer-Operate, т.е. «строительство - передача - управление») используются при возведении значимых объектов инфраструктуры, требующем существенных капиталовложений (трубопроводы, мосты, тоннели, автострады). Схема BOT предусматривает строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию застройщиком построенного объекта в течение определенного соглашением сторон срока. По истечении указанного срока объект должен быть передан муниципальному заказчику. При использовании схемы BTO застройщик по окончании строительных работ передает объект муниципалитету и, приобретая его в долгосрочную аренду, также эксплуатирует в течение установленного соглашением срока. Эксплуатация построенного объекта обеспечивает возвращение инвестиций и получение прибыли застройщиком.

2. Механизм ROT (Rehabilitate-Own-Transfer, т.е. «реконструкция - владение -передача») предусматривает передачу существующего объекта инфраструктуры, находящегося в муниципальной собственности, в частные руки c целью осуществления модернизации данного объекта, его эксплуатации концессионером в течение установленного срока с последующей передачей объекта инфраструктуры муниципалитету или без таковой. При этом концессионер принимает на себя определенные обязанности и ограничения по эксплуатации объекта.

3. Контракты на управление. Заключение контрактов на управление предусмат-

ривает передачу муниципального предприятия или учреждения специализированной управляющей компании. При этом управляющая компания, состоящая из высококвалифицированных менеджеров, обеспечивает себе прибыль за счет снижения издержек управляемого объекта. В данном случае происходит передача управленческих функций муниципалитета сторонней организации без изменения организационно-правовой формы предприятия.

4. Контракты на оказание услуг. Использование этой формы общественно-частного партнерства на концессионной основе предполагает, что муниципальный заказчик заключает контракт с частной организацией на выполнение определенных общественно значимых услуг (сбор и утилизация твердых бытовых отходов, ремонт и обслуживание дорог, обслуживание коммунальных сетей и др.). Концессионное соглашение такого рода, как правило, включает обязательство концессионера по инвестированию финансовых ресурсов в создание и модернизацию инфраструктурных объектов, таких как пункты технического обслуживания, производственные здания и помещения, транспортные средства и оборудование. В рамках реализации подобных проектов частный бизнес обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли за счет эффективной эксплуатации объектов и соответствующих тарифов.

5. Передача объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в долгосрочную аренду сторонним организациям позволяет привлечь частные инвестиции в развитие и совершенствование объектов инженерной инфраструктуры, обеспечить их эффективную эксплуатацию. Долгосрочная аренда широко применяется в сферах энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод.

Разнообразие концессионных форм не ограничивается приведенными выше. Существуют и другие механизмы муници-пально-частного партнерства в инфраструктурном секторе, такие как ВОО (Build-Own-Operate, т.е. «строительство - владение -управление»); ВООТ (Build-Own-Operate-Transfer, т.е. «строительство - владение -управление - передача»); BBO (Buy-Build-Operate, т.е. «покупка - строительство -управление»); ROO (Rehabilitate-Own-Operate, т.е. «реконструкция - владение -управление»). Однако в связи с тем, что объекты инженерной инфраструктуры являются общественно значимыми, обеспечивающими нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, использование концессионных проектов, при которых право собственности на объект пе-

реходит к концессионеру, нецелесообразно. Условия реализации инвестиционных проектов должны быть привлекательными для частного сектора с точки зрения минимизации правовых и экономических рисков.

В России основным нормативным правовым актом, регулирующим процесс реализации концессий, является федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Кроме того, частные вопросы заключения и исполнения концессионных соглашений регламентируются положениями Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации. Однако стоит отметить, что в настоящее время в большинстве субъектов России процесс подготовки, заключения, исполнения и прекращения концессионных соглашений не урегулирован. Таким образом, существует необходимость принятия отдельных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование всех этапов процесса реализации концессионных соглашений на региональном и муниципальном уровнях законодательства.

Помимо существующих пробелов в законодательной сфере, существует ряд других проблем, препятствующих применению и развитию концессионных моделей муници-пально-частного партнерства в коммунальной и инфраструктурной сфере муниципальных образований:

- трудности долгосрочного планирования и прогнозирования основных показателей деятельности в условиях нестабильной экономической ситуации;

- высокий уровень долгов муниципальных предприятий в сфере инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;

- невозможность субъекта Российской Федерации в рамках концессионного соглашения принимать на себя ряд обязательств муниципалитета, являющегося кон-цедентом;

- сложность прогнозирования количества и объемов предоставляемых потребителям услуг и инвестиционных обязательств по ним;

- необходимость обязательной регистрации передаваемого имущества и отсутствие правоустанавливающих документов на многие объекты;

- недостаточное обеспечение прав и интересов частного сектора по концессионным соглашениям (в частности, отсутствие, по законодательству, необходимости компенсации расходов концессионера, не возмещенных ему по окончании срока действия соглашения при методе индексации).

Среди основных направлений совершенствования процесса становления и развития концессионного механизма в России

на федеральном, региональном и муниципальном уровне можно выделить:

- разработку нормативных правовых актов на региональном и местном уровнях власти, направленных на развитие положений федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

- проведение анализа существующего законодательства, а также заключенных в отношении муниципальной собственности концессионных соглашений с целью выявления возможных вариантов совершенствования существующей практики и формирования четких, оптимальных условий взаимоотношений между муниципалитетом и частным сектором, обеспечивающих в полной мере соблюдение интересов обеих сторон;

- применение продуктивных инструментов зарубежной практики использования концессий (расширение сфер применения концессионных соглашений; обозначение в соглашениях, помимо требуемых затрат, ожидаемых результатов, например: протяженность автомагистралей, трубопроводов, подлежащих ремонту, желательный уровень удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг и т.д);

- организацию процесса подготовки специалистов органов государственной власти и местного самоуправления для совершенствования практики заключения концессионных соглашений.

Еще одной распространенной эффективной формой взаимодействия органов власти и частного сектора является создание совместных предприятий. Такое предприятие в рамках общественно-частного партнерства представляет собой хозяйственную организацию, учрежденную совместно государственными (муниципальными) структурами и частным сектором на основе совместной собственности и управления с целью долгосрочного роста стоимости активов предприятия и их эффективного использования.

В зависимости от характера и структуры совместного капитала разновидностями совместных предприятий могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. В акционерных обществах в качестве акционеров выступают органы власти и частные инвесторы. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных управленческих решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале.

Создание такого рода специализированных структур на принципах общественно-частного партнерства ориентировано не только на делегирование, или передачу, тех или иных функций государства бизнесу, но и на привлечение долгосрочных инвестиций в инфраструктуру муниципального образования и его экономику в целом.

При создании подобной компании в отдельную организацию целенаправленно вводятся контроль над собственностью и управленческий контроль. Указанная тенденция определяет еще одну существенную особенность совместных предприятий - постоянное участие государства в производственной, инвестиционной и административно-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, при использовании этой модели общественно-частного партнерства уровень свободы и независимости частного партнера при принятии решений существенно ниже, чем в рамках, например, концессионных соглашений.

Главная цель создания совместного предприятия - наиболее полная реализация потенциала организации, основанной на принципах общественно-частного партнерства, для каждой из сторон, а также получение максимального социально-экономического эффекта от ее деятельности.

Изучение зарубежной практики управления земельными ресурсами муниципальных образований также является необходимым элементом для разработки стратегии повышения эффективности муниципального управления в России.

Анализ зарубежного опыта управления земельными ресурсами показывает, что в основу земельно-имущественных отношений в городах большинства развитых стран положена сформированная система законодательного регулирования. В странах Евросоюза и США регулирование земельных отношений включает контроль за соблюдением условий по целевому использованию земель в соответствии с установленным зонированием территорий и согласно правилам землепользования и застройки.

Даже в странах с развитой рыночной экономикой - с прочным обеспечением прав частной собственности на землю и развитыми рынками земли - государство имеет абсолютные права и ответственность в области контроля за использованием земли в интересах общественного благосостояния и сохранения целостности природных ресурсов. Через выработку и реализацию законодательных и регулирующих норм, которые могут быть дополнены или ужесточены муниципалитетами, государство воздействует на правообладателей на земельном рынке. Такое косвенное государственное регулирование является составной частью стратегии территориального развития, направленной на создание зон роста, эффективное развитие небольших и средних городов, депрессивных регионов, а также на содействие программам освоения земель. В рамках реализации подобных стратегий развития территорий используются и такие меры косвенного регулирования, как льготное кредитование и нало-

гообложение, субсидирование цен на услуги городской инфраструктуры и т.д.

Рынок земли является мощным средством привлечения инвестиций в экономику муниципалитетов и стимулирования роста производительности. Одним из основополагающих принципов развитых зарубежных стран в сфере управления земельными ресурсами крупных городов является максимальное вовлечение муниципальных земель в гражданский оборот, преимущественно через правоотношения аренды, что способствует сосредоточению земельных ресурсов в руках наиболее эффективных и конкурентоспособных землепользователей. Механизмы регулирования правоотношений собственников и арендаторов сконцентрированы в основном в муниципальном законодательстве (форма и ставка арендной платы, сроки ее внесения, требования к арендатору). В ряде стран реализуются программы государственной поддержки арендаторов земли, которая предусматривает определенные финансово-экономические льготы арендаторам, введение правовых гарантий для собственников и арендаторов. В частности, во Франции, Италии, Нидерландах, Германии законодательно определен размер арендной платы за земельные участки социально-бытового назначения и для предприятий, выводящих производства на малоосвоенные территории муниципальных образований. Для некоторых предприятий, обеспечивающих функционирование городской инфраструктуры, снижается арендная плата. При этом государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют строгий контроль за соблюдением арендатором требований законодательства, в том числе требований по целевому использованию земель [9].

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации одним из основных инструментов обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия является градостроительное зонирование. Документом градостроительного зонирования на территории России являются правила землепользования и застройки, которые обычно утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В настоящее время правила землепользования и застройки утверждены в большинстве муни-

ципалитетов страны, в том числе в городе Иркутске.

Заключение

Анализ современной практики управления муниципальной собственностью показывает, что различные механизмы взаимодействия государственных структур и бизнеса, их модификации за рубежом активно развиваются, расширяется сфера применения различных форм общественно-частного партнерства. Модели концессионных соглашений сегодня находят свое применение не только в сфере инфраструктуры (при сооружении мостов, автострад, объектов тепло-, водоснабжения и т.д.), но и в таких отраслях, как национальная оборона, образование, городской общественный транспорт, кабельное телевидение и др. Стоит отметить, что указанная тенденция имеет серьезные перспективы в отношении развития муниципальных образований и их экономической основы -муниципальной собственности, в том числе и в России, где концессионные механизмы находятся на стадии становления и нуждаются в дальнейшей проработке и совершенствовании.

Эффективное управление земельными ресурсами в современных условиях российской экономики состоит в обеспечении стабильных и увеличивающихся доходов от использования муниципальных земель, а также в создании благоприятных условий для удовлетворения потребностей и интересов населения муниципального образования в сфере земельных отношений. Ориентация на опыт передовых зарубежных стран в вопросах управления землей: вовлечение в гражданский оборот предельно возможного количества земельных участков, в том числе путем передачи их в аренду, и максимальное удовлетворение потребностей граждан и предприятий различных отраслей хозяйствования в земельных участках на территории муниципального образования; обеспечение эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля за охраной и целевым использованием земель; вовлечение в оборот земель, не используемых или неэффективно используемых участниками земельных отношений -все это может стать движущим фактором при достижении цели по обеспечению эффективного управления муниципальными землями на территории Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузнецов В.В., Ваховский В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 127 с.

2. Ямщикова И.В., Боброва Е.Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 112-119.

3. Delmon J. Public-Private Partnership Projects in Infrastructure: An Essential Guide for Policy Makers. Cambridge University Press, 2011. 258 p.

4. Engel E., Fischer R.D., Galetovic A. The Economics of Public-Private Partnerships: A Basic Guide. Cambridge University Press, 2014. 194 p.

5. Farvacque-Vitkovic C. Municipal finances: a handbook for local governments. World Bank Publications, 2014. 518 p.

6. Friedman S.B. Successful Public / Private Partnerships: From Principles to Practices. Urban Land Institute, 2016. 66 p.

7. Public-Private Partnerships: Reference Guide. World Bank and PPIAF, 2012.

8. Yescombe E.R. Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. 1st Edition. Butterworth-Heinemann, 2007. 368 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кухтин П.В. Зарубежный опыт государственного управления землями крупных городов // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 (25). С. 105. DOI: 10.15862/107EVN614

REFERENCES

1. Kuznetsov V.V., Vakhovskii V.V. Mestnoe samoupravlenie v sisteme gosu-darstvennogo upravleniya [Local government in the system of government management]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University Publ., 2009. 127 p.

2. lamschikova I.V., Bobrova E.Iu. Theoretical outlines of municipal property management. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate], 2016, no. 2 (17), pp. 112-119. (In Russian)

3. Delmon J. Public-Private Partnership Projects in Infrastructure: An Essential Guide for Policy Makers. Cambridge University Press, 2011. 258 p.

4. Engel E., Fischer R.D., Galetovic A. The Economics of Public-Private Partnerships: A

Basic Guide. Cambridge University Press, 2014. 194 p.

5. Farvacque-Vitkovic C. Municipal finances: a handbook for local governments. World Bank Publications, 2014. 518 p.

6. Friedman S.B. Successful Public/Private Partnerships: From Principles to Practices. Urban Land Institute, 2016. 66 p.

7. Public-Private Partnerships: Reference Guide. World Bank and PPIAF, 2012.

8. Yescombe E.R. Public-Private Partnerships: Principles of Policy and Finance. 1 st Edition. Butterworth-Heinemann, 2007. 368 p.

9. Kuhtin P.V. Foreign experience of state land management in large cities. Internet-zhurnal "Naukovedenie" [Internet-journal "Scientology"], 2014, no. 6 (25), p. 105. DOI: 10.15862/107EVN614

Критерии авторства

Дамдинсурен Гантулга, Ямщикова И.В., Боброва Е.Ю. имеют равные авторские права. Боброва Е.Ю. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила 14.06.2017 г.

Contribution

Damdinsuren Gantulga, Yamschikova I.V., Bobrova E.Yu. have equal author's rights. Bobrova E.Yu. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The article was received 14 June 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.