Научная статья на тему 'Внедрение регионального компонента по русскому языку в школе'

Внедрение регионального компонента по русскому языку в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИКА / TOPONYMY / КОМОНИМЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / REGIONAL COMPONENT / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS / COMONYMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веккессер Мария Викторовна, Шмульская Лариса Степановна

В статье рассматриваются задания и проектная работа, направленные на реализацию регионального компонента по русскому языку. Проектную деятельность предлагается проводить на примере работы с топонимами Енисейского района, в частности комонимами, поскольку топонимы в определённой мере отражают историю освоения этих земель, особенности его флоры и фауны, содержат информацию о народах-аборигенах. В результате у школьников формируется исследовательская компетенция, обеспечивается понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веккессер Мария Викторовна, Шмульская Лариса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF REGIONAL COMPONENT IN RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL

The article deals with exercises and project work, aimed at implementing of a regional component. The project activity proposed in accordance with the toponyms of the Yenisei region, in particular comonyms, as toponyms reflect the reclaiming of these lands, the characteristics of its flora and fauna, the information about aborigines. As a result, students develop research competence. It provides understanding of Russian language as one of the main national and cultural values of native land.

Текст научной работы на тему «Внедрение регионального компонента по русскому языку в школе»

Минск, 1998. - С. 92 - 93

2. Бухаринова, О.Н. Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05[Гекст| / Бухаринова Ольга Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2012. -193 с.: ил.

3. Володин, А.А., Бондаренко, Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Электронный ресурс] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. - №2. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 07.02.2017).

4. Волохов, А.В. Опыт развития лидерского потенциала участников детских общественных объединений [Электронный ресурс] / А.В. Волохов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. №4. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/opyt-razvitiya-liderskogo-potentsiala-uchastnikov-detskih-obschestvennyh-obedineniy (дата обращения: 05.03.2017).

5. Гусева, Е.Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества [Текст]: дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.05. / Е.Б. Гусева. - М., 2005. — 219 с.

6. Демидова, Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования [Текст] / Г.А. Демидова // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). -Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 200 с.

7. Литвак, Р.А., Гизатуллин, И.Г. Понятийный аспект развития лидерства детского общественного движения в России [Электронный ресурс] / Р.А.Литвак, И.Г. Гизатуллин // Вестник ЧГПУ. 2013. №8. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynyy-aspekt-razvitiya-liderstva-detskogo-obschestvennogo-dvizheniya-v-rossii (дата обращения: 05.10.2017).

8. Маркина, Н.В. Роль молодёжных общественных организаций в развитии социальной активности молодёжи [Текст] / Н.В. Маркина // Социальная активность молодёжи как условие развития со временного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 2-х ч.: Ч. 2. - 307 с. - С. 149-159.

9. Официальный сайт Муниципального образования Тимашевский район [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.timregion.ru (дата обращения: 11.11.2017).

10. Шарковская, Н.В. Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / Н.В. Шарковская // Вестник МГУКИ. - 2016. №3 (71). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-aktivnost-ponyatie-sovremennoy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.02.2017).

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются задания и проектная работа, направленные на реализацию регионального компонента по русскому языку. Проектную деятельность предлагается проводить на примере работы с топонимами Енисейского района, в частности комонимами, поскольку топонимы в определённой мере отражают историю освоения этих земель, особенности его флоры и фауны, содержат информацию о народах-аборигенах. В результате у школьников формируется исследовательская компетенция, обеспечивается понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей родного края.

Ключевые слова: топонимика, комонимы, региональный компонент, проектная деятельность обучающихся.

Annotation. The article deals with exercises and project work, aimed at implementing of a regional component. The project activity proposed in accordance with the toponyms of the Yenisei region, in particular comonyms, as toponyms reflect the reclaiming of these lands, the characteristics of its flora and fauna, the information about aborigines. As a result, students develop research competence. It provides understanding of Russian language as one of the main national and cultural values of native land.

Keywords: toponymy, comonyms, regional component, project activity of students.

Введение. В рамках изучения школьного курса русского языка особую значимость приобретает региональный компонент. Он предполагает наличие систематического и последовательного включения в учебную деятельность местного регионального языкового и литературного материала [7].

Региональный компонент в рамках ФГОС основного общего образования по филологическим дисциплинам «является его вариативной частью и призван обеспечить формирование ценностного отношения к родному языку как историческому и культурному коду народа, возрождение национального самосознания, воспитание уважения к истории и культуре своей малой родины» [1].

Формулировка цели статьи. Целью настоящей статьи является рассмотрение условий и форм работы, направленных на реализацию регионального компонента по предмету «Русский язык» в школе.

Изложение основного материала статьи. К основным условиям реализации регионального компонента по русскому языку относят: внедрение лингвистического краеведческого материала, отражающие региональные языковые особенности (диалектизмы, топонимика, художественная литература и др.); системность и последовательность включения такого материала в школьный курс русского языка; использование активных форм учебной и внеучебной работы [1]. Отметим, что использование регионального компонента на уроках русского языка, способствует формированию не только языковой, но и культуроведческой компетенций.

С целью выявления форм работы, заданий по региональному компоненту мы проанализировали учебно-методический комплекс по русскому языку Т.А. Ладыженской и др. (5-9 класс). В нём имеются упражнения, содержащие в себе региональный компонент, они направлены на развитие речи.

Примеры типичных заданий: в 5 классе предлагается упражнение «Сохранился ли еще снег в вашей местности? Какой он в ясный весенний день, в пасмурный день; утром, вечером? Опишите снег. Если у вас не бывает снега, расскажите, как выглядит земля (горы, пустыня, степь и т.д.) в эти весенние дни» [12]; в 6 классе - «Напишите о каком-нибудь памятном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение. Возможное начало: никогда не забуду..., я надолго запомню..., помню...» [12]; в 7 классе - «Задания по выбору: а) расскажите, какие предметы прошлого обнаружены в вашей местности при раскопках; б) расскажите, какие предметы, связанные с Великой Отечественной войной, находят следопыты. Оформите рассказ в виде репортажа с места находки» [12]; в 8 классе «Наблюдали ли вы когда-нибудь утреннюю или вечернюю зарю? Освежите свои впечатления и понаблюдайте вечернюю зарю. Напишите о том, что вы увидели» [12]; в 9 классе «Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том, что прекрасного вы неожиданно или впервые открыли для себя в жизни природы вашей местности» [12]. Данные упражнения имеют обобщенный характер обращения к региональному компоненту, поэтому их можно использовать в разных субъектах нашей страны.

В дополнение к этим заданиям мы предлагаем ряд упражнений, которые буду направлены не только на развитие речи и отработку изучаемой темы, но и для самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося.

1) Составьте и запишите 5 предложений о месте, где вы родились, используя причастный оборот (при изучении темы «Причастный оборот»).

2) Назовите знаменательные, памятные места г. Лесосибирска (при изучении темы «Собственных имена существительные).

3) Сходите в Лесосибирский краеведческий музей или Выставочный зал и напишите сочинение о впечатлении, произведенном на вас от увиденного (от картин, экспозиций, народного тврчества и т.п.).

4) Перед вами отрывок из рассказа А. Бондаренко «Ведро клюквы». Внимательно прочитайте и выполните задание.

«Горная тропа, натоптанная летом зверьем, вела нас вдоль большого болота. Она, то терялась в зарослях тростника, то неожиданно выскакивала из-под низкорослых стволов пихтача, то снова упрямо вела на север.

Над болотом кружили снежинки. Найда чувствовала наше приподнятое настроение от первой охотничьей тропы и неустанно одну за другой находила белок. Но зверек еще не вылупился и промышлять его было явно рано. В лесу часто встречалась беличья молодь. Она была еще красной. Значит, зима еще не торопилась в таежные края. Она опускает охотнику время подладить путики, заготовить дров в избушку. Да и клюкву на болоте еще собирать можно, яркие бусины манят к себе.

Горька клюква на тропе насторожила меня. Теперь я шел немного впереди и думал, что медведь, вероятно, выбрал место для зимовки где-то рядом. Местечко высокое, мелкопихтовое. Изворчал земли он здесь немало. Видно, бурундуков добывал или муравьев ворошил. А может, от безделья мучился? Границу своих угодий когтями на деревьях метил. У зимовья, проходимец, бочку с бензином опрокинул, флягу с автолом метров за пятьдесят к болоту уволок. Швырнул ее и, вернувшись к избушке, выдрал дверь, посуду искорежил. А может, старый бедолага жиру не нагулял за лето, слоняется теперь по лесу <...>.

От сильного ветродува летом упал кедр. Он развесистыми корнями, похожими на лопату громадного лося-рогача, перегородил тропу. Поднырнув под него, я, к несчастью, зацепился лямкой рюкзака за сук и, что называется, с мясом выдрал его. Перерезав ножом пополам запасную тесемку, на живульку приладил ее к лямке и ринулся догонять быстрого на ногу товарища <...>» [3].

Задание: 1) отметьте незнакомые для вас слова; 2) какой вы будете использовать словарь, чтобы выяснить значение этих слов; 3) выпишите из словарей значение этих слов.

Региональный компонент может реализовываться и в контексте проектной деятельности обучающихся. Включение их в эту работу является одним из эффективных мотивационных средств познавательной деятельности. Исследовательская деятельность в контексте выполнения проекта побуждает обучающегося как к индивидуальному, так и коллективному выполнению исследований, которая может для некоторых являться и профессиональной ориентацией.

Учитель в процессе организации проектной и исследовательской деятельности должен стремиться развить в обучающемся индивидуальные интересы и способности, необходимо научить устанавливать отношения между предметами, обобщать лингвистический материал, формировать способность самостоятельно находить информацию, которую в дальнейшем необходимо подвергнуть анализу, синтезу и классификации. Всё это будет обучающегося старшей школы побуждать к осуществлению программы проекта.

Проект является наиболее подходящим инструментов в изучении интересующего ученика направлении. «Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата» [14]. Данная деятельность сможет развить не только интеллектуальные способности старшеклассников, но и организаторские, познавательные, творческие.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая имеет общую цель. Главное условие проектной работы - наличие заранее выработанного представления о порядке реализации и конечном результате (продукте) деятельности.

В ходе реализации проекта у обучающихся школы необходимо давать возможность для самостоятельной постановки цели и задач исследования, формулирования способов и средств их достижения, для прогнозирования применения полученных результатов (доклад, словарь, научный отчёт, популяризация результатов в виде тематических мероприятий и т.п.). Безусловно, такой вид деятельности особенно актуален для обучающихся старших классов, поскольку у них уже в определённой мере сформированы теоретическое мышление, умение рефлексировать, это играет огромную роль в процессе становления исследовательской компетенции [5].

Лингвистическое поле исследований в региональном аспекте за последние десятилетия значительно расширяется. Вопросы самоидентификации жителей Приенисейской Сибири рассмотрены в ряде работ. Так, рассмотрено воплощение региональной самоидентификации посредством ассоциативного эксперимента [2]; выявлены способы региональной самоиндетификации авторов в художественном дискурсе указанного выше региона [4; 6]; определён социолингвистический портрет школьников-подростков в аспекте региональной идентичности [10; 16]; охарактеризованы вербальные маркеры региональной идентичности [13].

В связи с особой актуальностью вопросов регионального дискурса нами предлагаются следующие темы для проектов по топонимике: гидронимы / годонимы / эмпоронимы г. Лесосибирска / Енисейского района и т.п.

Примером исследовательского проекта на материале регионального лингвистического материала может являться анализ комонимов - названий сельских поселений Енисейского района. Ниже предлагаем результаты проектной работы на основе работы с топонимами, в частности выявлялись особенности номинации сельских поселений.

Цель проекта: выявление способов номинации сельских поселений Енисейского района.

Задачи: 1) изучение научной литературы; 2) сбор фактического языкового материала; 3) анализ топонимов в аспекте этимологии; 4) выявление классификации; 4) подготовка доклада выступления; 5) защита проекта (представление устно доклада).

Изучив научную литературу, проанализировав названия комонимов, определили следующую классификацию.

Названия поселков, производные от имени аборигенов

Маковский острог. В 1618 г. на правом берегу реки Кети, в самом начале Енисейского волока, служилыми людьми из Тобольска Албычевым и Рукиным был основан Маковский острог (первоначальное название - Намацкий, или Намаковский, по имени кетского князька Намака, поскольку здесь казакам пришлось выдержать его осаду). Ныне это село Маковское Енисейского района.

Названия поселков, производные от фамилии и имени основателя

Каргино. В 1651 г. гулящий человек (свободный, независимый) М. Каргин с товарищем М. Моториным срубил избу на левом берегу реки Енисей, выше устья Ангары, положив начало деревне Каргино. Ныне село Каргино Енисейского района.

Шадрино. В 1691 г. семья крестьянина Лариона Шадры, которая насчитывала 16 человек, выделилась из деревни Нижне-Подгорной и основала Шадринскую деревню. Ныне деревня Шадрино Енисейского района.

Колмогорово. По переписи 1691 г., на месте современной деревни Колмогорово в Енисейском районе была заимка посадского ремесленника - кузнеца Ивана Колмогорова. Его именем и была названа деревня.

Шапкино. Две версии названия поселка. 1. Это станция, на которой был смотритель по фамилии Шапкин. Люди в дороге говорили: "Доедем до Шапкина..." Так и пошло. 2. Гора возле самой дороги очень красивая - похожа на шапку, заросшая лесом.

Назимово. В 1631 году было заложено зимовье села Назимово. В переписи 1669 года упоминается, что крестьянин деревни Назимово Дмитрий Назимов не только занимается сельским хозяйством, но и ведет торговлю. Он сплавляет в Туруханск из Енисейска хлеб и русские товары, а оттуда вывозит рыбу и шкуры.

Ярцево. По одной версии, Ярцево названо в честь сподвижника Ермака - лихого атамана Ярцева, который, согласно легенде, ближе к осени 1605 г. с ватагой казаков в поисках благодатных земель вышел по реке Кети через болотистые, труднопроходимые места до реки Кас, а по ней - к Енисею и, спустившись несколько ниже, при впадении небольшой речушки в Енисей построил зимовье, которое стало называться в честь атамана Ярцевским.

Название связано с местом расположения

Ярцево. По одной из версий, промышленник Федор Цапаня, проделав долгий путь по звериным тропам и неведомым рекам, достигнув Енисея, при впадении в него реки Сым срубил зимовье, которое со временем выросло в заимку, а потом уже - в село Ярцево. Эту заимку несколько раз сносило весенними ледоходами, но она восстанавливалась заново, постепенно продвигаясь вверх по Енисею. В итоге село было построено на высоком яру, благодаря которому и получило свое название.

Усть-Тунгуска. В 1634 г. воевода Кондырев выслал за вину в дикое и пустынное место на поселение семь семей. Переселенцы и стали первыми жителями деревни Усть-Тунгуска, расположенной в Енисейском районе недалеко от места слияния рек Ангара и Енисей.

Плотбище. В 1664 г. на реке Кеми была основана деревня Плотбище. Название деревни пошло от места, где строили плоты, - плотбища. В то время в деревне в 12 дворах проживали ремесленники и крестьяне, которые строили плоты и лодки.

Каменка. В 1669 г. на каменистой горе возле речки, которую первые переселенцы назвали Каменкой, было основано селение Каменское. Тремя годами ранее в этом месте начал работать Каменский винокуренный завод. Ныне это деревня Каменка Енисейского района.

Усть-Пит. В 1679 г. в Енисейском районе, в месте впадения реки Большой Пит в Енисей, была основна деревня Усть-Пит.

Озерное. Старожилы утверждали, что название деревни произошло от слова «озеро», так как вблизи деревни множество больших и малых озер. Значит, у наших предков прочно вошло в обиход - Озерное.

Смородинка. Название обосновывается наличием вблизи деревни большого количества смородины.

Крутой Лог. Наименование связано с рельефом местности, где расположен поселок.

Верхнебельск. 1957 году был образован поселок Верхне-Бельский (в настоящее время Верхнебельск). Он возник как лесозаготовительный пункт Енисейского леспромхоза в верхнем течении речки Мало-Белая, откуда и получил свое имя.

Высокогорский. В конце 1976 года появился на карте района поселок Высокогорский. Наименование связано с местом расположения: высокогорье на правом берегу Енисея, где возвышается Енисейский кряж.

В ходе выполнения проекта, было установлено, что распространённым способом номинации комонимов является способ вторичной номинации - по имени или фамилии аборигенов или первопоселенцев, а также по особенностям места расположения сельского поселения. Названия сельских поселений содержат в себе «живую историю»: отражают историю освоения земель Енисейского района. Их наименования говорят о разноязычном происхождении, это свидетельствует о многонациональном составе жителей изучаемого региона.

Выводы. Обучающиеся приходят к выводу, что специфика региона, его история становления нашли свое отражение в комонимах как разновидностях топонимической системы Енисейского района. В результате у школьников формируется не только исследовательская компетенция, но и обеспечивается понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей.

Литература:

1. Баева Л. В. Реализация регионального компонента в школьном курсе русского языка на примере ознакомления учащихся с лексическими диалектизмами / Л.В. Баева // Rhema. Рема. - 2011. -№4. - С. 93-102.

2. Бахор Т.А, Ассоциативные поля как воплощение региональной самоидентификации / Т.А. Бахор, О.Н. Зырянова, В.С. Лобарева // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - С. 34-40.

3. Бондаренко А.М. Любовь и боль. Повести и рассказы. - Красноярск: ПИК «Офсет», 2000. - 528 с.

4. Веккессер М.В. Проявление региональной самоиндетификации автора в поэтическом дискурсе / М.В. Веккессер, С.В. Мамаева, И.А. Славкина, Л.С. Шмульская // Современные исследования социальных проблем. - 2016, № 3-2 (27). - С. 120-134.

5. Верес Л. В., Матяш Н. В. Проектная деятельность как средство развития исследовательской компетентности старшеклассников / Л.С. Верес, Н.В. Матяш // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 34-39.

6. Зырянова О.Н. Архетипическая основа малой прозы И. Пантелеева / О.Н. Зырянова, Т.А. Бахор, В.С. Лобарева // Фундаментальные исследования. - 2013, - № 8-6. - С. 43-50.

7. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка / Т.А. Кадоло // Вестник ТГПУ. - 2012. - №2. - С. 126-130.

8. Краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sibrybaLka.ru/vodojomy/toponimicheskiy_slovar/ (дата обращения: 5.02.2018).

9. Краткий топонимический словарь названий в Новосибирской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fishtravel.org/texts/1060 (дата обращения: 2.02.2018).

10. Мамаева С.В. Социолингвистический портрет школьников-подростков как речевой маркер региональной идентичности / С.В. Мамаева, И.А. Славкина, Л.С. Шмульская, М.В. Веккессер // Успехи современной науки. - №9, том 4. - 2016. - С. 47-50.

11. Реки Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_4784.htmhttp://geolike.ru/page/gl_4784.htm (дата обращения : 23.01.2018).

12. Русский язык. 5-9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2016.

13. Славкина И.А. Вербальные маркеры региональной идентичности (на материале современных чоконимов) / И.А. Славкина, Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева, М.В. Веккессер // Современные исследования социальных проблем. - № 3-2 (27). - 2016. - С. 227-243.

14. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4 / М.А. Ступицкая. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 64 с.

15. Топонимический словарь Амурской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/М/meljnikov-anton-vladimirovich/toponimicheskij-slovarj-amurskoj (дата обращения: 21.01.2018).

16. Шмульская Л.С. Отражение территориальной идентичности в письменных работах школьников / Л.С. Шмульская, И.А. Славкина, М.В. Веккессер, С.В. Мамаева // Успехи современной науки. - №9, том 4. -2016. - С. 67-69.

Педагогика

УДК: 378.2

преподаватель Гавриш Антонина Ивановна

«Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь); преподаватель Покрыщенко Анна Юрьевна

«Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация. В статье даются методические рекомендации с целью развития математических способностей у дошкольников и учащихся начальных классов через изучение геометрического материала. Особое внимание авторами уделено приемам, способствующим развитию пространственного мышления, доступности при формировании системы геометрических понятий в указанные образовательные периоды и эффективной подготовке к изучению геометрии в старших классах.

Ключевые слова: математические способности, геометрия, геометрический материал, геометрические фигуры и тела, логические учебные действия, пространственное мышление, признаки геометрического объекта, моделирование, кодирование, декодирование.

Аииогагюи. The article gives methodological recommendations for the development of mathematical abilities in preschool children and primary school students through the study of geometric material. The authors pay special attention to methods that promote the development of spatial thinking, accessibility in the formation of a system of geometric concepts during the indicated educational periods, and effective preparation for the study of geometry in the future.

Keywords: mathematical abilities, geometry, geometric material, geometric shapes and bodies, logical training actions, spatial thinking, attributes of a geometric object, modeling, coding, decoding.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Перед дошкольным и начальным школьным образованием поставлено ряд задач, среди которых ведущей является задача развития познавательной активности ребенка, обеспечивающей его становление как творческой личности. В связи с этим формирование и развитие математических способностей является важным компонентом современного образовательного процесса и может осуществляться через работу с геометрическим материалом.

Геометрический материал в дошкольном и начальном школьном образовании является составной частью общего курса математики, и ознакомление с ним должно проходить на основе практических действий и интеграции содержания математического материала. В результате изучения вопросов геометрии у детей должны быть сформированы такие математические способности как анализ, синтез, прогнозирование, умение выдвигать гипотезы и их доказывать, обобщение, умение строить логические цепи рассуждений и т.д. на основе практических действий с геометрическими объектами. Результатом работы над геометрическим материалом следует предполагать и систему знаний и умений: понятия о геометрических фигурах и телах, их свойствах; умения и навыки в выполнении построений с помощью инструментов и без них; знания о величинах; применение глазомера при выполнении практических упражнений; умение видеть и представлять в пространстве геометрические объекты.

Формулировка цели статьи. В связи с важностью изучения геометрического материала во многих образовательных программах увеличен его объём. Однако это не способствует качественной подготовке к изучению систематического курса геометрии, так как дети проявляют спонтанный интерес к форме, количеству, величине, пространству, да и геометрические объекты часто педагогами используются для усвоения другого математического материала. Следовательно, необходимо рассмотреть методику работы с геометрическим материалом еще раз, сделав акцент на приемах формирования математических способностей в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования.

Изложение основного материала статьи. Работа над геометрическим материалом связана с усвоением определённой системы понятий. С целью овладения этой системой и дальнейшим ее использовании в изучении теории и применении на практике ребенку необходимо понять особенности геометрических понятий, их содержание и объем. Поэтому педагогу необходимо владеть методами и приемами, которые помогут на доступном уровне ввести детей в мир математических знаний, в мир геометрии. Ведущими в работе педагога должны быть наглядный и практический методы, на основе которых должна осуществляться деятельность исследовательского характера.

Наглядность - важное условие изучения геометрического материала, так как способствует обогащению и расширению непосредственного опыта детей, созданию условий для изучения свойств изучаемых объектов, для перехода от образного к абстрактному мышлению, опора для самостоятельного исследования и обучения. Применяются несколько видов наглядности на всех этапах работы с геометрическим материалом: предметная (естественная), рисунки, объемные модели, графические модели. Так в дошкольном возрасте эффективным является использование предметов, имеющих форму круга, овала, треугольника, квадрата или рисунков с их изображением, помогающих ребенку усвоить основные характеристики рассматриваемых объектов. Опора на зрительный образ поможет ребенку исследовать характерные признаки геометрического объекта, такие как цвет, контур, размер, форма, материал, детали.

С опорой на наглядность дошкольники и ученики 1 класса способны успешно выполнять практические упражнения, которые должны занимать основное место в изучении геометрического материала. На первых порах они будут определять геометрические образы и их свойства экспериментально, затем будут усваивать необходимую терминологию и навыки работы с геометрическими объектами. Важной составляющей этой работы является наблюдение за предложенными объектами, которое включает сравнение групп предметов, группировку отдельных предметов, их классификацию и т.д. Использование наглядного материала разного цвета, размера, с разным количеством сторон, углов, вершин, выполненного из разных материалов позволит сформировать обобщенные представлений о геометрических фигурах и геометрических телах на основе применения приема сопоставления и противопоставления. Так в 1 классе при выведении понятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.