Научная статья на тему 'Приёмы формирования профессиональных ИКТ-компетенций у студентов педагогического вуза'

Приёмы формирования профессиональных ИКТ-компетенций у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИКТ-КОМПТЕНЦИЯ / ОБЩЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONAL TEACHER STANDARD / COMPETENCE / ICT-COMPENSATION / GENERAL USER / GENERAL PEDAGOGICAL / SUBJECT-PEDAGOGICAL ICT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамаева Светлана Викторовна, Рубцов Александр Владимирович, Шмульская Лариса Степановна

В статье приводятся примеры заданий, формирующие у будущих педагогов профессиональные ИКТ-компетенции (общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая) в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамаева Светлана Викторовна, Рубцов Александр Владимирович, Шмульская Лариса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVOCACY FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL ICT COMPETENCES IN STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article contains examples of tasks that form professional ICT competence in future teachers.

Текст научной работы на тему «Приёмы формирования профессиональных ИКТ-компетенций у студентов педагогического вуза»

разнообразен, что люди в нем - разные, что каждый человек имеет равные права на жизнь, воспитание, обучение, развитие [5].

Литература:

1. Лотфуллина Р. Д., Масимова Э. Э. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 914-916. — URL https://moluch.ru/archive/132/36960/ (дата обращения: 16.04.2018).

2. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К.. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

3. Кузнецова О.В. 5 лет работы программы «Доступная среда». Православный портал «Милосердие», 2016.

4. Кудрявцев В.А., С. Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «без барьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета 2017 - №2. - 11 с. — URL http://vestnik.mininuniver.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).

5. Кудрявцев В. А., Каштанова С. Н., О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с овз и инвалидностью по итогам мониторинга // Вестник Мининского университета 2016 - №3. - 12 с. — URL http://vestnik.mininuniver.ru/(дата обращения: 14.04.2018).

6. Медведева Е., Двуреченская О. Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России // Вестник Мининского университета 2016 - №3. - 12 с. — URL http://vestnik.mininuniver.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).

7. Митина Л. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - Litres, 2017. Litres.

8. Официальный сайт НГПУ им К Минина. Раздел Инклюзивное образование (электронный ресурс (https://www.mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie) (дата обращения: 28.04.2018).

9. Паскал В. Анкетирование как способ оценки готовности учащихся и их родителей к инклюзивному образованию. Справочник руководителя образовательного учреждения. 9/2013, 14- 21

10. Поникарова, В. Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном/инклюзивном образовании. Вестник Череповецкого государственного университета, 1 (4 (51)), 2013.

Педагогика

УДК:378.147.88

кандидат филологических наук, доцент Мамаева Светлана Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат экономических наук Рубцов Александр Владимирович Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье приводятся примеры заданий, формирующие у будущих педагогов профессиональные ИКТ-компетенции (общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая) в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога».

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетенция, ИКТ-комптенция, общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентности.

An^tatton. The article contains examples of tasks that form professional ICT competence in future teachers.

Keywords: professional teacher standard, competence, ICT-compen- sation, general user, general pedagogical, subject-pedagogical ICT competence.

Введение. Знания и навыки учащихся по русскому языку отстают от всё возрастающих требований, предъявляемых школе. Причины недостатков отыскиваются обычно сравнительно легко, и одной из них считается неудовлетворительная подготовка лиц, оканчивающих педвузы. Это в должной мере справедливо. Выпускники, впервые оказавшиеся в роли учителя в классе, затрудняются в решении многих вопросов. Нелегко подготовиться к трем-четырем урокам в день по русскому языку и литературе, к урокам, которые к тому же требуется построить с применением современных образовательных технологий [2, 260].

Современный процесс образования, характеризующийся динамизмом, подвижностью, ориентацией на принцип человекосообразности, согласно которому именно человек является основным субъектом своего образования, требует поиска оптимальных способов, технологий, обеспечивающих качественную образовательную деятельность [1].

Изложение основного материала статьи. Современная методика ориентирована на деятельностный подход в организации обучения, который направлен на формирование мотивации обучающихся к получению знаний и умений, а также на осознание ими способов, путей и моделей приобретения знаний и вырабатывания профессиональных компетенций.

Организация учебного процесса в вузе, а особенно в педагогическом, направлена не только на получение конкретных знаний по тем или иным дисциплинам, но и на формирование представления о том, где и каким

способом эти знания можно самостоятельно получить и успешно применить. Только осознав необходимость самостоятельного добывания знаний и усвоив механизмы формирования компетенций, будущие учителя смогут научить и детей.

Профессиональный стандарт педагога (далее - Стандарт), утвержденный приказом Министерства труда о социальной защиты РФ 18.10.2013 №544н, ориентирует педагогов образовательных организаций дошкольного, начального и общего среднего образования на обязательное владение профессиональными ИКТ-компетенциями, под которыми понимается: «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо» [1, 8].

Стандарт включает три вида ИКТ-компетентностей, необходимых учителю в его профессиональной деятельности (и не только): общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. В каждый обозначенный вид включает квалификацию, состоящую в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Так, общепользовательская ИКТ-компетентность предполагает «систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте» [3, 21]. Приведем примеры заданий, формирующих данную способность.

Задание 1. Набрать текст и выполнить его форматирование по заданным установкам.

1. Документ оформлять как брошюру (вкладка Разметка страницы - группа Параметры страницы, в диалоговом окне на вкладке Поля выбрать Страницы - Несколько страниц - Брошюра). На вкладке Параметры страницы установить все поля в пределах от 1,5 до 2,0 см.

2. Выполнить нумерацию страниц (Вставка - Колонтитулы - Номер страницы -...)

3. Размер шрифта выбрать 10, интервал - одинарный, выравнивание - по ширине, красная строка - 1 см (Главная - группы Шрифт и Абзац), автоматическая расстановка переносов (Разметка страницы -Параметры страницы - Расстановка переносов - Авто).

4. Заголовок: размер шрифта 11, жирный, курсив, шрифт Times New Roman, с тенью (Главная - Шрифт

- Видоизменение - с тенью) выравнивание по центру, без красной строки (или выберите оформление заголовка по своему желанию).

5. Выполнить нумерованный список в середине текста (Главная - Абзац - Нумерация) Оформление нумерации выбрать на свое усмотрение.

6. Ключевые слова списка (на свой выбор) выделить курсивом.

7. Последний абзац сделать как сноску к пункту третьему нумерованного списка (Выделить п.3, Ссылки

- Сноски - Вставить сноску).

8. Скопировать нумерованный список или через буфер обмена или путем выделения с клавишей CTRL. Вставить в конце текста и оформить как маркированный список (Главная - Абзац - Маркеры). Вид маркера выбрать на свой вкус.

9. Выполнить проверку орфографии (Рецензирование - Правописание).

Задание 2. Набрать текст на свободную тему (биография, автобиография, отрывок произведения и т.д.) 10 - 12 строк с прежними установками по п.п. 1-4 задания 1.

2. Выделить ключевые слова (имена, даты, понятия) курсивом.

3. Текст оформить с разбивкой на две колонки (Разметка страницы - Параметры страницы -Колонки). Ширину и промежуток установить по желанию.

4. Заключить колонки в рамки, изменить цвет текста (Главная - Абзац - Границы и заливка). Поработать с разными вариантами оформления.

Задание 2. Набрать текст на свободную тему (биография, автобиография, отрывок произведения и т.д.) 10 - 12 строк с прежними установками по п.п. 1-4 задания 1.

2. Выделить ключевые слова (имена, даты, понятия) курсивом.

3. Текст оформить с разбивкой на две колонки (Разметка страницы - Параметры страницы -Колонки). Ширину и промежуток установить по желанию.

4. Заключить колонки в рамки, изменить цвет текста (Главная - Абзац - Границы и заливка). Поработать с разными вариантами оформления.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность одной из задач ставит формирование визуальной коммуникации, под которой понимается «использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа» [3, с. 23].

Задание 1. Оформить произвольного содержания объявление, используя возможности рисования.

Примените инструменты:

Вставка - Иллюстрации - Фигуры - Звезды и ленты;

Вставка - Текст - WordArt;

Вставка - Текст - Надпись - Нарисовать надпись;

в Средствах рисования Формат - Объем;

Добавить рисунок (и др.).

Задание 2. Создайте диаграмму.

1. Создайте таблицу произвольного содержания на четыре различных параметра. Отформатируйте

ее.

2. Для создания диаграммы выделите таблицу. Вставка - Текст - Объект - Диаграмма Microsoft Graph.

3. Щелкая мышью на диаграмме, выделите каждый элемент (стены, ряды, оси значений и т.д.). Настройте каждый из них отдельно, управляя правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню.

4. Подпишите диаграмму, оси координат, легенду, задайте единицы измерения и т.д. Ваша диаграмма должна быть хорошо читаемой, т.е. на ней должны быть сделаны все необходимые надписи.

5. Выполните нумерацию полученного рисунка.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность, отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области деятельности. Так, для учителей русского языка и литературы в Стандарте обозначено следующее умение: «Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования», а также «поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся» [3, 24].

Задание 1. Разработать и представить интерактивный урок по профильной дисциплине в программе SmartNotebook с использованием следующих инструментов:

a. Выбор;

b. Соотнесение;

c. Тест;

d. Работа с графическими объектами;

e. Перетаскивание и наложение объектов;

f. Вопросы с возможностью контроля ввода правильного ответа.

Задание 2. Разработать анимированный урок по профильной дисциплине в программе Adobe Flash с использованием счетчика времени, анимации по щелчку мыши, анимации оюъектов и текста.

Задание 3. Разработать урок по профильной дисциплине в программе MS Office PowerPoint содержащий:

g. Анимацию;

h. Гиперссылки внутри документа;

i. Гиперссылки на другие документы;

j. Привязанные видео и аудио файлы.

Выводы. Таким образом, включение в учебный план направления подготовки «Педагогическое образование» дисциплины «Информационные технологии в образовании» является оправданным и необходимым. Практические и лабораторные занятия в данном курсе позволяют сформировать у бакалавров все виды ИКТ-компетентностей необходимых учителю-предметнику.

Литература:

1. Бахор Т.А., Мазурова Н.А., Зырянова О.Н., Мамаева С.В., Шмульская Л.С., Веккессер М.В., Гончарова Т.М. Метапредметность как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 408.

2. Мамаева С.В., Шмульская Л.С., Славкина И.А. Подготовка студентов-бакалавров к профессиональной деятельности учителя русского языка // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2017. Т. 8. № 8. С. 259-266.

3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога

Педагогика

УДК:37.042

кандидат социологических наук Матвеев Станислав Станиславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); старший преподаватель Алгушаев Фаиль Нурович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); доцент Сайфутдинов Вахит Варисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Статья посвящена тактическим действиям, направленным на тактическую подготовку юных баскетболистов. Особенностью разработанного комплекса упражнений, направленный на тактическую подготовку баскетболистов 12-13 лет является то, что в его содержание входили упражнения на выявление результатов комбинированных действий высококвалифицированных

баскетболистов: стремительное нападение и командное взаимодействие. Комплекс упражнений состоял из тактических действий, выполняемых в ускоренном темпе, с активным сопротивлением защитников. В статье отражены результаты эффективности разработанного комплекса тактических действий, направленного на действия юных баскетболистов в нападении.

Ключевые слова: методика обучения, физическая, тактическая подготовка, технико-тактическая уже подготовленность, тактические приемы, тактические действия.

Annotation. The article is devoted to tactical actions aimed at tactical training of young basketball players. A feature of the developed set of exercises, aimed at tactical training of basketball players of 12-13 years is that its content included exercises to identify the results of combined actions of highly skilled basketball players: rapid attack and teamwork. The complex of exercises consisted of tactical actions performed at an accelerated pace, with the active resistance of defenders. The article reflects the results of the effectiveness of the developed set of tactical actions aimed at the actions of young basketball players in the attack.

Keywords: methods of training, physical, tactical training, technical and tactical preparedness, tactical methods, tactical actions.

Введение. Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить соперников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая передвинуть пути борьбы с соперником [3].

При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технико-тактической подготовленности игроков, для чего необходимо: в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Такая необходимость возникает в связи с тем, что игра сильнейших баскетболистов характеризуется активными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.