Научная статья на тему 'К вопросу o готовности студентов к интеграции в инклюзивное образование'

К вопросу o готовности студентов к интеграции в инклюзивное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL READINESS / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Малышева Елена Алексеевна

В данной статье рассматривается вопрос готовности студентов обучаться вместе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторы приводят и анализируют результаты анкетирования, целью которого было изучение готовности студентов к совместному обучению. Актуальность данного исследования состоит в рассмотрении психолого-педагогической готовности студентов педагогических специальностей к инклюзивному образованию. Результаты свидетельствуют об общем эмоционально положительном восприятие совместной учебной деятельности и осознании студентами сложностей и проблем, которые могут возникнуть при совместном обучении. Осознание сложностей может стать следующим шагом к переоценке своих ценностей и соответственно привести к действиям, необходимы для создания более комфортных условий для совместного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Мария Сергеевна, Малышева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STUDENT READINESS FOR INTEGRATION INTO INCLUSIVE EDUCATION

The paper is devoted to investigating students’ readiness for inclusive education. The authors present and analyze the results of the internet interview among the students which was aimed at exploring psycho-pedagogical preparedness of students to study together with people with special needs or disabilities. The results of the survey show a very positive emotional attitude of the students with no special needs to inclusive education. They demonstrate the awareness of the possible problems and difficulties which are likely to arise when studying together. The awareness of the challenges can be a step for them to reconsider the values that underpin the behavior. It can lead to the actions necessary to create more comfortable conditions for studying together.

Текст научной работы на тему «К вопросу o готовности студентов к интеграции в инклюзивное образование»

Педагогика

УДК: 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Ляшенко Мария Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); cтудентка 3 курса ФДИИМТ Малышева Елена Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) К ВОПРОСУ O ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИНТЕГРАЦИИ В ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос готовности студентов обучаться вместе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторы приводят и анализируют результаты анкетирования, целью которого было изучение готовности студентов к совместному обучению. Актуальность данного исследования состоит в рассмотрении психолого-педагогической готовности студентов педагогических специальностей к инклюзивному образованию. Результаты свидетельствуют об общем эмоционально положительном восприятие совместной учебной деятельности и осознании студентами сложностей и проблем, которые могут возникнуть при совместном обучении. Осознание сложностей может стать следующим шагом к переоценке своих ценностей и соответственно привести к действиям, необходимы для создания более комфортных условий для совместного обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая готовность, студенты с ограниченными возможностями.

Annotation. The paper is devoted to investigating students' readiness for inclusive education. The authors present and analyze the results of the internet interview among the students which was aimed at exploring psycho-pedagogical preparedness of students to study together with people with special needs or disabilities. The results of the survey show a very positive emotional attitude of the students with no special needs to inclusive education. They demonstrate the awareness of the possible problems and difficulties which are likely to arise when studying together. The awareness of the challenges can be a step for them to reconsider the values that underpin the behavior. It can lead to the actions necessary to create more comfortable conditions for studying together.

Keywords: Inclusive education, psycho-pedagogical readiness, students with special needs.

Введение. В настоящее время в нашей стране все больше внимания уделяется проблеме людей с ограниченными возможностями. В средствах массовой коммуникации - газетах, телевидении, журналах, интернете - все чаще звучат вопросы необходимости создания равных возможностей для людей с особенностями развития и ограничениями по здоровью. Высшие учебные заведения могут стать территорией равных возможностей для всех студентов вне зависимости от их особенностей. Сейчас особое внимание уделяется таким людям, их возможности получать достойное образование, и их потребности во внимании, понимании и заботе со стороны окружающих [1]. Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все люди, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное образование определяется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [8]. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининский Университет) созданы все условия для реализации инклюзивного образования. Учебный процесс осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий в сочетании с традиционными формами. Для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность обучения по индивидуальному графику по адаптированным образовательным программам, включая сдачу экзаменов и зачетов в дистанционной форме. Особую актуальность приобретают вопросы психолого-педагогической готовности студентов к совместному обучению.

Цель исследования заключается в изучении степени психолого-педагогической готовности студентов к включенности сверстников с ограниченными возможностями в образовательный процесс и дальнейшему взаимодействию с ними. Задачами исследования были:

• обоснование актуальности исследования;

• проведение опроса среди студентов с целью выявления отношения обучающихся к проблеме;

• анализ и ознакомление с результатами исследования для формирования информированности учащихся о проблеме.

Изложение основного материала статьи. По данным социального паспорта Нижнего Новгорода количество инвалидов в городе достигает почти 130 тысяч, это 10,2% от общего населения. Официально в нашей стране около 450 тысяч детей-инвалидов. По данным Росстата, около 40% из них не получают образования вообще, 40 тысяч получают его на дому, 140 тысяч - в общеобразовательных школах [1].

В России реализуется много проектов, нацеленных на создание территории равных возможностей во всех сферах социальной жизни. К числу таких проектов можно отнести проект «Единая страна -доступная среда», «Доступная среда». Реализация идеи равных возможностей связана с созданием инклюзивного образовательного пространства - это организация процесса обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности [2].

Одним из важнейших условий интеграции людей с ограниченными возможностями в образовательную среду является готовность преподавателей и студентов к данным изменениям. Прежде чем вводить в образовательных учреждениях инклюзивное образование, необходимо оценить психолого-педагогическую готовность к этому нововведению преподавателей, студентов и их родителей [2; 7]. Структура психолого-педагогической готовности может быть представлена следующими взаимосвязанными компонентами: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, аффективный. По психолого-педагогической готовностью в данном исследовании подразумевается особенности поведения и общения в

первую очередь: готовность к взаимодействию, отношения с педагогами и сверстниками, осознание важности проблемы [10].

Для определения готовности студентов обучаться вместе со сверстниками с ограниченными возможностями нами был выбран метод исследования в виде социального опроса. Опрос делится на две больших разновидности - анкетирование и интервью. В нашем исследовании мы использовали метод группового интернет-анкетирования [6]. В опросе приняли участие 45 студентов 2 курса факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, обучающихся в НГПУ им. Минина. Целью анкетирования было изучение готовности студентов к совместному обучению здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Анкета представляет собой 7 вопросов, к которым предлагается выбор вариантов. Вопросы составлялись таким образом, чтобы понять общее отношение обучающихся к следующим проблемным моментам реализации инклюзивного обучения:

• общее понимание и отношение к возможности совместного обучения;

• отношение к совместному обучению и разным формам общения;

• положительные стороны и отрицательные моменты совместного обучения в группе как для студентов с ограниченными возможностями, так и для студентов без ОВЗ.

Анкеты были подготовлены специалистами ГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации "Ресурсный центр"», но для нашего исследования вопросник был адаптирован и упрощен, так как не предполагалось в задачах исследования проводить глубокий анализ готовности учащихся к инклюзивному образованию [9]. Целью анкетирования было изучение готовности студентов к совместному обучению здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам опроса среди 45 студентов факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, 66% из 100% поддерживают вопрос о том, что в их университете будут учиться студенты с ограниченными возможностями здоровья. Затруднились ответить на данный вопрос только 6% студентов (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Анализ вопроса

Идею совместного обучения в одной группе вместе с людьми с ограниченными возможностями здоровья поддерживают 83% опрошенных студентов. На вопрос о способах общения с людьми с ограниченными возможностями большинство голосов было отдано за вариант ответа «Учеба в одной группе». Общаться после занятий готовы 26% студентов, иметь близкую дружбу только 20%. Данные результаты опроса говорят о том, что большинство людей бояться общения с людьми с ограниченными возможностями. Несмотря на данные выводы, подавляющее большинство настроено положительно по отношению к вопросу совместного обучения, что является хорошей психологической основой для интеграции студентов в инклюзивное образование.

На вопрос с множественными вариантами ответа: «Какие положительные моменты могут возникнуть для тебя в процессе совместного обучения со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья?», для 73% опрошенных это расширит их представления о жизни общества. 66% студентов научатся помогать другим и научатся быть терпимыми. За другой положительный момент как получение опыта сочувствия и сострадания проголосовало 20% студентов. И только для 6% студентов одним из положительных моментов является сближение одногруппников с преподавателем (см. Рис. 2).

Рисунок 2. Анализ вопроса о положительных моментах совместного обучения

Положительным моментом хотелось бы отметить тот факт, что для 60% опрошенных нет отрицательных моментов в процессе совместного обучения и воспитания со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья. 26% считают, что к ним и их здоровым одногруппникам уменьшится внимание со стороны преподавателей. И 20% студентов уверены, что в группе будут чаще возникать конфликты. Несмотря на общий положительный оценочный фон, у студентов возникают сомнения по поводу психолого-педагогического климата в группе в условиях инклюзивного образования.

Вопрос с множественными вариантами ответа о том, какие положительные моменты для студента с ограниченными возможностями здоровья возникнут в случае его совместного обучения и воспитания со здоровыми студентами, дал положительный отклик. 93% опрошенных поддерживают мнение о том, что такой студент будет чувствовать себя более полноценным, участвуя в жизни студенческого коллектива наравне со здоровыми студентами. У него будет больше возможностей проявить свои способности в различных видах деятельности, так считают 86% опрошенных студентов. 66% уверены, что он получит дополнительную поддержку со стороны сверстников. И 53% проголосовали за мнение о более активном развитии студента с ограниченными возможностями здоровья. Данные результаты могут свидетельствовать о понимании студентами важности создания условий инклюзивного образования и, несомненно, являются показателями психолого-педагогической готовности к совместному обучению.

Не остался в стороне и вопрос с множественными вариантами ответа о том, какие отрицательные моменты для студента с ограниченными возможностями здоровья возникнут в случае его совместного обучения и воспитания со здоровыми студентами:

• 66% студентов разделяют мнение, что учебная нагрузка, рассчитанная на здоровых обучающихся, ухудшит физическое и психическое здоровье студента;

• 53% студентов сомневаются в его успеваемости по сравнению со здоровыми студентами;

• 26% опрошенных считают, что он не сможет проявить себя в среде здоровых обучающихся, а также преподаватели не смогут в обычной группе уделять ему достаточно внимания;

• 13% опрошенных согласны с тем, что здоровые сверстники будут плохо относиться к студенту с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Результаты по данному вопросу могут свидетельствовать о понимании студентами психологических и учебных трудностей, которые могут испытывать студенты с ограниченными возможностями. Осознание сложностей может стать следующим шагом к переоценке своих ценностей и соответственно привести к действиям, необходимы для создания более комфортных условий для совместного обучения [7].

Подводя итог, можно сделать вывод, что вопросы создания инклюзивного пространства в рамках образовательного учреждения равных возможностей является одним из самых актуальных на сегодняшний день [4] и требуют анализа психолого-педагогической готовности студентов к совместному обучению. Количество людей с ограниченными возможностями неуклонно растет год от года. Поэтому необходимо создавать все условия для их включенности в образовательное пространство. Университет может стать той площадкой, где такие студенты будут чувствовать себя вовлеченными в общее дело, нужными и востребованными обществом. Для создания наиболее благоприятных условий необходимо, чтобы все участники образовательного пространства были готовы к реализации программы равных возможностей [3]. Только взаимодействие и готовность все участников образовательного процесса поможет создать территорию равных возможностей, где образование будет доступно всем вне зависимости от физического состояния. При создании образовательных учреждений равных возможностей обучающиеся привыкают к тому, что мир -

разнообразен, что люди в нем - разные, что каждый человек имеет равные права на жизнь, воспитание, обучение, развитие [5].

Литература:

1. Лотфуллина Р. Д., Масимова Э. Э. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 914-916. — URL https://moluch.ru/archive/132/36960/ (дата обращения: 16.04.2018).

2. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К.. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

3. Кузнецова О.В. 5 лет работы программы «Доступная среда». Православный портал «Милосердие», 2016.

4. Кудрявцев В.А., С. Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «без барьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета 2017 - №2. - 11 с. — URL http://vestnik.mininuniver.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).

5. Кудрявцев В. А., Каштанова С. Н., О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с овз и инвалидностью по итогам мониторинга // Вестник Мининского университета 2016 - №3. - 12 с. — URL http://vestnik.mininuniver.ru/(дата обращения: 14.04.2018).

6. Медведева Е., Двуреченская О. Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России // Вестник Мининского университета 2016 - №3. - 12 с. — URL http://vestnik.mininuniver.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).

7. Митина Л. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - Litres, 2017. Litres.

8. Официальный сайт НГПУ им К Минина. Раздел Инклюзивное образование (электронный ресурс (https://www.mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie) (дата обращения: 28.04.2018).

9. Паскал В. Анкетирование как способ оценки готовности учащихся и их родителей к инклюзивному образованию. Справочник руководителя образовательного учреждения. 9/2013, 14- 21

10. Поникарова, В. Н. Диагностика готовности к осуществлению педагогической деятельности в интегрированном/инклюзивном образовании. Вестник Череповецкого государственного университета, 1 (4 (51)), 2013.

Педагогика

УДК:378.147.88

кандидат филологических наук, доцент Мамаева Светлана Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат экономических наук Рубцов Александр Владимирович Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье приводятся примеры заданий, формирующие у будущих педагогов профессиональные ИКТ-компетенции (общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая) в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога».

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетенция, ИКТ-комптенция, общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентности.

An^tatton. The article contains examples of tasks that form professional ICT competence in future teachers.

Keywords: professional teacher standard, competence, ICT-compen- sation, general user, general pedagogical, subject-pedagogical ICT competence.

Введение. Знания и навыки учащихся по русскому языку отстают от всё возрастающих требований, предъявляемых школе. Причины недостатков отыскиваются обычно сравнительно легко, и одной из них считается неудовлетворительная подготовка лиц, оканчивающих педвузы. Это в должной мере справедливо. Выпускники, впервые оказавшиеся в роли учителя в классе, затрудняются в решении многих вопросов. Нелегко подготовиться к трем-четырем урокам в день по русскому языку и литературе, к урокам, которые к тому же требуется построить с применением современных образовательных технологий [2, 260].

Современный процесс образования, характеризующийся динамизмом, подвижностью, ориентацией на принцип человекосообразности, согласно которому именно человек является основным субъектом своего образования, требует поиска оптимальных способов, технологий, обеспечивающих качественную образовательную деятельность [1].

Изложение основного материала статьи. Современная методика ориентирована на деятельностный подход в организации обучения, который направлен на формирование мотивации обучающихся к получению знаний и умений, а также на осознание ими способов, путей и моделей приобретения знаний и вырабатывания профессиональных компетенций.

Организация учебного процесса в вузе, а особенно в педагогическом, направлена не только на получение конкретных знаний по тем или иным дисциплинам, но и на формирование представления о том, где и каким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.