Научная статья на тему 'Учебная практика как инструмент формирования исследовательских умений бакалавра педагогического образования'

Учебная практика как инструмент формирования исследовательских умений бакалавра педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PRACTICE / RESEARCH SKILLS / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмульская Лариса Степановна, Мамаева Светлана Викторовна

В статье рассматривается проблема эффективной организации учебной пратики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Предлагаются задания, способствующие формированию операционных, организационных, практических и коммуникативных исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмульская Лариса Степановна, Мамаева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PRACTICE AS AN INSTRUMENT OF FORMATION OF RESEARCH ABILITIES OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article deals with the problem of effective organization of the educational practice to obtain primary professional skills and skills, including primary skills and research activities. The tasks contributing to the formation of operational, organizational, practical and communicative research skills are proposed.

Текст научной работы на тему «Учебная практика как инструмент формирования исследовательских умений бакалавра педагогического образования»

5. Смирнов, Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография [Текст] / Е.И. Смирнов. - Ярославль: Издательство «Канцлер», 2012. - 646 с.

6. Шмонова, М.А. Использование элементов методики «Перевернутое обучение» на занятиях по математике в медицинском ВУЗе [Текст] / М.А. Шмонова // Научный журнал «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» №3 (87) 2016. С. 109-111.

7. Шмонова, М.А. Контекстные математические задачи как средство развития исследовательской компетентности студентов-медиков [Текст] / М.А. Шмонова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 9. - С. 229-238.

8. Шмонова, М.А. Метод проектов при профессионально-ориентированном обучении математике студентов медицинских вузов [Текст] / М.А. Шмонова // Труды XI международных Колмогоровских чтений: сборник статей. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 213-218.

9. Шмонова, М.А. Модель математической компетентности студентов медицинских вузов [Текст] / М.А. Шмонова // Научно-методический журнал «Школа Будущего». - 2016. №2. - С. 101-112.

10. Шмонова, М.А. Профессионально направленное преподавание элементов высшей математики студентам медицинских вузов [Текст] / М.А. Шмонова // Труды XIII международных Колмогоровских чтений : сборник статей. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 229-235.

11. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в обучении математике [Текст] / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - №2. - С. 54-59.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Мамаева Светлана Викторовна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема эффективной организации учебной пратики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Предлагаются задания, способствующие формированию операционных, организационных, практических и коммуникативных исследовательских умений.

Ключевые слова: учебная практика, исследовательские умения,научно-исследовательская деятельность.

Annоtation. The article deals with the problem of effective organization of the educational practice to obtain primary professional skills and skills, including primary skills and research activities. The tasks contributing to the formation of operational, organizational, practical and communicative research skills are proposed.

Keywords: educational practice, research skills, research activities.

Введение. Современное высшее образование в качестве одной из важнейших задач рассматривает достижение такого уровня подготовки студентов, который предполагает самостоятельное творческое решение задач теоретического и прикладного характера. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) указывает следующие виды профессиональной деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший программу бакалавриата: педагогическая; проектная; исследовательская; культурно-просветительская. Опыт преподавания в педагогическом вузе показывает, что в учебном процессе традиционно акцентируется внимание прежде всего на педагогической деятельности, что вполне обоснованно и понятно. В результате молодые учителя, которые должны строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, часто не обладают умениями организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников. Считаем, что противоречие между уровнем знаний, умений и навыков выпускника педагогического вуза и потребностями современного общества способна минимизировать эффективно организованая учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Изложение основного материала статьи. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата и направлена, прежде всего, на формирование компетенций, позволяющих студентам самстоятельно организовывать и вести исследовательскую деятельность. Основными задачами практики являются:

- формирование умения формулировать цель, задачи, объект и предмет исследования, умения самостоятельно выбирать методы исследования, соответствующие поставленной цели;

- формирование навыков самостоятельного проведения библиографической работы с привлечением современных электронных технологий;

- выработка способности сбора, систематизации и обобщения фактологического материала исследования;

- выработка умения представлять результаты исследования в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчёт о практике, научная статья, тезисы докладов научных конференций).

Последовательное решение задач учебной практики дает возможность студентам овладеть операционными, организационными, практическими и коммуникативными исследовательскими умениями

[2]. Операционные, или интеллектуальные, исследовательские умения традиционно определяются как умственные приёмы и операции (выдвигать и доказывать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи; сопоставлять научные факты и др.). Организационные исследовательские умения предполагают навык планирования исследовательской работы, проведения самоанализа. Практические исследовательские умения позволяют эффективно обрабатывать научные источники, проводить экспериментальные исследования. Коммуникативные исследовательские умения предусматривают применение приемов сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, осуществление взаимопомощи и взаимоконтроля.

Учебную практику целесообразно разделить на несколько этапов: 1) выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка цели и задач; 2) знакомство с методами лингвистических исследований, обоснованный выбор методов собственного исследования; 3) изучение особенностей языка научного стиля; 4) составление библиографии, изучение технических требований к оформлению текста работы; 5) изучение источников по теме исследования; 6) работа над созданием текста исследования; 7) представление результатов исследования.

Для успешной организации самостоятельной работы студентов на каждом из обозначенных этапов в процессе учебной практики кураторами практики были разработаны задания, направленные на формирование вышеуказанных исследовательских умений. Представим некоторые из заданий.

1. Изучите материал, предложенный ниже. Выделите лингвистическое направление, вызвавшее у вас интерес. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему собственного исследования.

Материал для изучения: А. Кибрик Когнитивная лингвистика [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SQ-u5chhPvw; В. Плунгян Как создаются и используются корпуса языков? [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ico0zGpiBzc; М. Кронгауз Русский язык в интернете [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v= oAouT75gCM; Научный журнал Политическая лингвистика. № 2/68. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://politlinguist.ru/current.html; А.Шаховский Что такое лингвистика эмоций? [Электронный ресурс]. URL: http://uapryal.com.ua/scientific-section/volgogradskaya-shkola-lingvistiki-emotsiy.

2. Сопоставьте данные дефиниции предмета и объекта исследования и укажите, какие признаки предмета и объекта положены в основу определений.

«Объект (от лат. о^е^т - предмет) исследования. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой О. и. Для методики как науки О. и. является процесс обучения и овладения языком. Знания об О. и. в виде теорий, обобщения методического опыта работы составляют предмет исследования» (Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М., 2009.).

«Объект исследования (в педагогике.) - пед. пространство, область, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изучаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспитания людей, а предметом - закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно говорить о различных предметах исследования» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М., 2005).

«Объект исследования процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. <... > Предмет исследования - та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта» (Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь. - М, 2004).

«Предмет исследования - те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению» (Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: словарь. - М., 2004).

3. Соотнесите темы исследований (колонка №1) с объектом и предметом (колонка №2). Укажите, какие формулировки из колонки №2 соответствуют объекту исследования, а какие - предмету.

Тема исследования Объект, предмет исследования

1. Лексико-семантическое словообразование в молодежном сленге 2. Терминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) 3. Англо-русские языковые контакты конца XX - начала XXI вв.в сравнительном освещении 4. Концепты «счастье» -«несчастье» в лингвокультурном содержании русских пословиц а) процессы и механизмы языкового взаимодействия; б) пословицы, в которых представлены концепты «счастье» -«несчастье»; в) англоязычные элементы заимствованные в процессе непосредственных и опосредствованных, устных и письменных контактов русского языка с английским в период конца XX -начала XXI вв., то есть новообразования английского происхождения, лексические варваризмы, а также семантические заимствования, которые в этот период получили новые значения, по данным словарей, а также современных газет и журналов; г) лексические (отчасти, фразеологические) единицы, зафиксированные в словарях молодежного сленга; д) лингвокультурные характеристики концептов «счастье» -«несчастье» на материале пословиц; е) содержания риторических руководств XVIII - XIX вв. и терминология риторики как теоретической науки; ж) способы лексико-семантического словообразования в молодежном сленге; з) риторика в составе речеведческих дисциплин в XVIII - XIX вв.

4. Прочитайте формулировки целей исследований из различных щдиссертационных работ. Определите стилистические особенности формулировки цели исследования.

«Цель диссертации - изучение особенностей организации ассоциативно-семантических полей «студент» и «профессор», вербализующих значимый фрагмент русской языковой картины мира, с точки зрения динамики их лексической составляющей (константы и трансформации)».

«Цель данной работы - комплексный анализ способов репрезентации категории «Своё / Чужое» на фразеологическом уровне, а также теоретическое обоснование возможности параметризации русских фразем как «своих» или «чужих».

«Цель работы состоит в выявлении и описании характерных тенденций взаимодействия книжных и разговорно-просторечных лексических единиц в современном публицистическом дискурсе, в изучении динамических семан-тико-стилистических процессов, происходящих в лексике современного русского языка».

«Цель работы заключается в описании аксиологической структуры медиа-политического текста».

«Цель исследования - выявить и описать изменения в употребительности наречий различной семантики и разных морфологических типов в житийных и летописных текстах XII - XVI вв..».

«Цель работы - представить особенности языковой категоризации христианского образа женщины на примере словообразовательной и семантической характеристики древнерусского наименования женщин».

5. Изучите материал главы III «Методы и процедуры лингвистического анализа» из пособия Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: учебное пособие. - М.: Высш. шк., 1991. Определите, в чем суть таких лингвистических методов, как гипотетико-дедуктивный метод, метод оппозиций, дистрибутивный анализ, валентностный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ. Представьте конспект-план указанной главы из пособия И.В. Арнольд.

6. Оформите список литературы, включив в него нижеуказанные источники: 1) в соответствии с «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»; 2) в соответствии со «Стандартом организации. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности».

1. Алпатов Владимир Михайлович. Языкознание. От Аристотеля до компьютерной лингвистики. Издательство «Альпина нон-фикшн», 2018 год, 253 страницы.

2. Ноам Хомский. Человек говорящий. Эволюция и язык. Издательство «Питер», 2018 год, 304 страницы.

3. Юрий Лотман. Внутри мыслящих миров. Издательство «Азбука», 2016 год, 448 страницы.

4. Максим Анисимович Кронгауз. Словарь языка интернета.ги. Издательство «АСТ-Пресс Книга», 2018 год, 228 страниц.

5. Ковязина М. А., Ильющеня Т. А., Хабибуллина С. Б. Средства выражения отрицательной оценки при описании санкционной политики западных стран в отношении России и российских ответных санкций в текстах британских сетевых СМИ: корпусное исследование. Статья в научном журнале «Политическая лингвистика», № 68, 2018 год, страницы 61-68.

6. Гаврилова, Марина Владимировна. Лингвокогнитивный анализ русского политического дискурса. Автореферат диссертации на сосикание ученой степени доктора филологических наук. Санкт-Петербург, 2005 год. 25 страниц.

7. Игорь Исаев, Диалектологическая экспедиция Института лингвистики РГГУ продолжает работу в Старооскольском районе Белгородской области. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ -русский язык для всех. http://gramota.ru/lenta/news/8_3328

7. Прочитайте статью А.П. Сковородникова Языковая травма как лингвоэкологическое понятие и проблема (на материале современных российских СМИ) // Медиалингвистика. №4. 2017. Стр. 70-79. Ответив на следующие вопросы, определите логику подачи информации в указанной статье: 1) в чем заключается проблема, которой посвящена статья А.П. Сковородникова; 2) каковы мехнизмы решения этой проблемы; 3) каким образом автор подводит итоги.

8. Прочитайте статью Г.А. Копниной Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения современной информационно-психологической войны // Экология языка и коммуникативная практика. №1. 2017. Стр. 170-181. Выделите ключевые идеи указанной статьи, изложите суть научной работы в 7-8 предложениях.

9. Прочитайте статьи из нескольких номеров журнала «Русский язык в школе», применяя поисковой метод чтения. Выпишите разнообразные обороты, содержащие ссылку на авторский текст.

10. Составьте рекомендательную и сравочную аннотации на статьи Копниной Г.А., Сковородникова А.П. (см. задание 7,8).

11. Оформите результаты вашего исследования в виде статьи, опираясь на требования, представленные в информационном письме Международной студенческой конференции «Проспект Свободный - 2018». Составьте аннотацию к статье, укажите ключевые слова.

Выводы. Для достижения желаемого результата учебной практики большую роль играет структурирование практики, ее содержания и хода. Особое внимание нужно уделить организации самостоятельной работы студентов и ее формам, предлагая задания, способствующие дифференцированному

учету научных интересов студентов, проявлению исследовательской инициативы будущих педагогов.

Возможно использование проектных, кейсовых, риторизированных заданий [1, 3].

Организация научно-исследовательской деятельности студентов должна иметь систему, и, конечно же, не может ограничиваться лишь рамками учебной практики. В дальнейшем исследовательские умения бакалавра на более высоком уровне формируются при активном участии в работе научных кружков, семинаров, конференций. Эффективность формирования исследовательских умений значительно повышается, если научная работа связана с учебной деятельностью и обеспечивается подготовкой студентов по общенаучным и специальным дисциплинам на спецкурсах, спецсеминарах, практикумах.

Литература:

1. Веккесер М.В., Шмульская Л.С., Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Мамаева С.В., Мазурова Н.А. Деловые игры как фактор деятельностного обучения студентов педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования. №6. 2015. С. 339-347.

2. Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Минск, 1990. - 18 с.

3. Мамаева С.В., Славкина И.А., Шмульская Л.С. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб.ст. Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 165 - 168.

Педагогика

УДК 796.011.3

кандидат педагогических наук Штоколок Василий Сергеевич

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. (г. Екатеринбург)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ТРАВМ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА И ИХ

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО

Аннотация. В статье рассмотрена методика обучения двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника и спинного мозга после выписки из стационара, позволяющая проводить восстановление больных с минимальным участием со стороны инструктора по адаптивной физической культуре и близких больного, и его дальнейшую интеграцию в общество через участие в соревнованиях.

Ключевые слова: двигательная самореабилитация; интеграция; травмы позвоночника.

Annotation. In the article the technique of training of motor self-rehabilitation of patients with traumas of the spine and spinal cord after discharge from the hospital allowing to carry out restoration of patients with minimal participation from the instructor for adaptive physical culture and close patients and its further integration into the society through participation in competitions is considered.

Keywords: motor self-rehabilitation; integration; spine trauma.

Введение. На исходе двадцатого века и в начале двадцать первого наше общество столкнулось с глобальной проблемой - резким снижением трудовых ресурсов. Проблема появилась по ряду объективных причин: во-первых, произошло снижение рождаемости и увеличение смертности; во-вторых, увеличилась продолжительность жизни, и, на фоне низкой рождаемости, это привело к сокращению людей трудоспособного возраста (увеличилось количество людей пенсионного возраста). И третья причина -увеличение количества людей с ограниченными возможностями здоровья вследствие травм и заболеваний, большинство из которых, люди трудоспособного возраста. Развитие дальнейшей динамики в этом направлении недопустимо, так как это приведет к серьезным последствиям для современного общества, а именно, невозможность существования современного уклада жизни и невыполнение государством своих обязанностей перед населением, т.е. сохранение социальных гарантий: выплат пенсии по возрасту и инвалидности, обеспечение незащищенных слоев населения и т.д.

Одним из путей решения проблемы сокращения трудовых ресурсов является проведение эффективной реабилитации больных после травм и заболеваний. Для организации полноценной реабилитации больных требуется решение некоторых глобальных проблем:

- увеличение количества специалистов по реабилитации, специализирующихся на восстановлении больных после выписки из стационара;

- сокращение продолжительности реабилитационных мероприятий по восстановлению больных, требующих значительных экономических затрат;

- появление достаточного количества реабилитационных центров, существующих не только в мегаполисах, но и в сельской местности или небольших городах.

Особенно проблематична организация процесса реабилитации больных с травмами опорно-двигательного аппарата, в частности, с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга. Данный процесс отличается длительностью, так как протекает от нескольких месяцев до нескольких лет. Кроме этого, получение данной травмы, в большинстве случаев, ведет к потере связи больного с обществом, ввиду ограничения передвижения, потери трудоспособности и других социальных привычек. И эта проблема требует применения новых методов реабилитации для данной группы населения, которые бы позволили сократить время восстановления функциональной подвижности. Кроме того, данные мероприятия должны быть менее затратные с экономической точки зрения, и способствовали скорейшему возращению больного в общество.

В настоящее время травмы позвоночника составляют примерно 12% от общего количества получаемых травм. Травма позвоночника, в большинстве случаев, приводит к инвалидности, что не может не вызывать тревогу. За последние 70 лет наблюдается увеличение количества получение данных травм в 200 раз [2, 3].

В связи с тем, что число больных с травмами позвоночника и спинного мозга стремительно растет, возник вопрос о необходимости разработки методик восстановления больных с данными травмами, которые могут применяться самим больным, с минимальным участием специалистов. Занятия по данной методике должны помочь человеку с травмой позвоночника и спинного мозга адаптироваться и «жить заново» в изменившихся жизненных условиях.

Цель исследования: научно обосновать методику обучения двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из стационара.

Изложение основного материала статьи. Методика двигательной самореабилитации включает в себя специальную систему средств адаптивной физической культуры, систему методов (по характеру познавательной деятельности, спортивной тренировки) и методических приемов (обучение двигательным действиям на основе персонального тренинга), отражающую соответствие целей, процесса и результата обучения. Что в совокупности обеспечивает восстановление нарушенных функций организма больного, а так же обеспечивает его социализацию интеграцию в социальную среду через подготовку и участие в спортивных мероприятиях среди инвалидов.

В процессе осуществления методики самореабилитации выявлены следующие условия, способствующие ее эффективности: организационно-педагогические, методические, информационные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.