Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ КАФЕДРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВМФ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ'

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ КАФЕДРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВМФ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL TECHNOLOGY. INNOVATIVE TECHNOLOGY. EDUCATIONAL ACTIVITIES. SCIENTIFIC ACTIVITY. OPERATIONAL AND TACTICAL TRAINING COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряковцев Алексей Анатольевич

В статье раскрываются вопросы использования образовательных технологий преподавательским составом кафедры строительства и применения ВМФ в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Показаны основные результаты деятельности кафедры по внедрению образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коряковцев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCE NEW TECHNOLOGIES/ SOME ASPECTS OF THE USING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BY THE TEACHING STAFF AT THE DEPARTMENT OF DEVELOPMENT AND EMPLOYMENT OF NAVY IN THE COURSE OF CONDUCTING EDUCATIONAL TRAINING IN THE 2018-2019 ACADEMIC YEAR

The article reveals the using the educational technologies by the teaching staff of the department of development and employment of navy at the general staff military academy of the Russian Federation’s Armed Forces. The main results of the department on the introduction of educational technologies are shown.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ КАФЕДРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВМФ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

А.А. КОРЯКОВЦЕВ

s*-i I =ТТГШ

lifeшШШЕ

А.А. KORYAKOVTSEV

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ

INTRODUCE NEW TECHNOLOGIES

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ КАФЕДРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВМФ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

SOME ASPECTS OF THE USING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BY THE TEACHING STAFF AT THE DEPARTMENT OF DEVELOPMENT AND EMPLOYMENT OF NAVY IN THE COURSE OF CONDUCTING EDUCATIONAL TRAINING IN THE 2018-2019 ACADEMIC YEAR

Сведения об авторе. Коряковцев Алексей Анатольевич — профессор кафедры строительства и применения ВМФ ВАГШ ВС РФ, капитан 1-го ранга, кандидат исторических наук, доцент (г. Москва. E-mail: rtm6711989@yandex. ru).

Аннотация. В статье раскрываются вопросы использования образовательных технологий преподавательским составом кафедры строительства и применения ВМФ в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Показаны основные результаты деятельности кафедры по внедрению образовательных технологий.

Ключевые слова: образовательная технология. Инновационная технология. Образовательная деятельность. Научная деятельность. Оперативно-тактический тренажерный комплекс.

Information about the author. Alexey Koryakovtsev — Professor of the Department of the construction and use of the Navy VAGSH the armed forces, captain 1st rank, candidate of historical Sciences, Professor (Moscow. E-mail: rtm6711989@yandex. ru).

Summary. The article reveals the using the educational technologies by the teaching staff of the department of development and employment of navy at the general staff military academy of the Russian Federation9s Armed Forces. The main results of the department on the introduction of educational technologies are shown.

Keywords: educational technology. Innovative technology. Educational activities. Scientific activity. Operational and tactical training complex.

В педагогике под образовательной технологией понимается комплекс, который состоит из следующих элементов:

— представление (модель) планируемых результатов обучения;

— средства диагностики текущего состояния обучаемых;

— набор моделей обучения;

— совокупность критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий обучения.

С учетом особенностей образовательного процесса в Военной академии Генерального штаба

ВС РФ некоторые фрагменты образовательных технологий активно применяются преподавательским составом кафедры строительства и применения ВМФ.

Опыт преподавательского состава кафедры в 2018—2019 учебном году показывает, что одним из основных направлений по повышению эффективности обучения слушателей являлась оптимизация организации совместной деятельности преподавателей и слушателей в учебное время за счет применения современных информационных тех-

нологий, связанных с постоянным обновлением информации в локальной вычислительной сети факультетов о составе и состоянии сил (войск) ВМФ, военно-морских сил основных зарубежных государств, формах их применения и способах действий в современных военных конфликтах.

Важное внимание преподавательским составом кафедры строительства и применения ВМФ уделялось использованию в ходе проведения практических занятий и групповых упражнений расчет-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

но-моделирующих комплексов, позволяющих оценить эффективность выполнения оперативных задач силами (войсками) флота (флотов) при подготовке и ведении военных действий.

В качестве важнейшего инструмента для повышения качества подготовки слушателей использовались геоинформационные технологии в ходе разработки графических документов, а также интенсивная работа с векторными и растровыми картами местности с нанесением прикладной и графической информации.

Следует отметить положительную роль внедрения в образовательный процесс электронных учебников, учебных пособий и электронных баз данных, что позволило повысить уровень автоматизации труда преподавательского состава кафедры, сделать информацию более доступной для слушателей в ходе ее поиска и отбора.

Диагностика состояния обучаемых осуществлялась на основе применения фондов оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников, позволяющих иметь следующую информацию:

— перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

— описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

— типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

— методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Оценка учебных достижений преподавательского состава кафе-

дры строительства и применения ВМФ осуществлялась с использованием технологии рейтинговой оценки с применением методики определения лучшего преподавателя ВАГШ ВС РФ, что позволило оценить уровень педагогического мастерства, учесть передовой опыт в работе преподавательского состава, а также стимулировать его к совершенствованию своего профессионального уровня и мастерства.

Преподавательский состав кафедры постоянно изучает опыт применения инновационных образовательных технологий отечественных военных и гражданских высших учебных заведений. Анализ данного опыта позволяет уточнять направления развития программно-технологического обеспечения образовательного процесса на кафедре.

Оценка эффективности внедрения новых образовательных технологий в педагогическую практику преподавательского состава кафедры строительства и применения ВМФ систематически производится в ходе методических совещаний.

Технической основой для внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс является учебно-материальная база кафедры, которая постоянно совершенствуется.

Учебный кабинет кафедры оснащен современной электронно-вычислительной техникой (ПЭВМ, интерактивный комплект), что обеспечило повышение эффективности всех методических мероприятий, освоение и внедрение в образовательный процесс новых педагогических и инновационных технологий, прогрессивных форм и методов обучения.

Преподавательским составом кафедры в 2018—2019 учебном году совершенствовались навыки по использованию комплекса расчетных задач, позволяющего решать следующие задачи:

• оценку соотношения сил сторон в зоне (районе) на момент начала военных действий;

• оценку эффективности решения оперативных задач силами (войсками) флота в заданных районах военных действий;

• рациональное распределение сил по группировкам сил (войск) флота для выполнения поставленных задач в ходе военных действий с заданным уровнем решения.

Комплекс расчетных задач применялся преподавательским составом кафедры в ходе проведения групповых упражнений со слушателями факультетов национальной безопасности и обороны государства, переподготовки и повышения квалификации. Проведение расчетов позволило повысить степень обоснованности принимаемых решений слушателями.

Внедрение инфокоммуникаци-онных технологий в образовательный процесс позволило повысить уровень владения ПЭВМ слушателей, позволяющий осваивать новое специализированное программное обеспечение, которое в настоящее время проходит апробацию в академии, на кафедрах, а в перспективе будет внедряться в войсках (силах).

В целях дальнейшего совершенствования возможностей учебно-материальной базы с применением современных технологий обучения слушателей на кафедре строительства и применения ВМФ установлен оперативно-тактический тренажерный комплекс Военно-Морского Флота «Автоматизм».

Использование комплекса «Автоматизм» позволяет применять в ходе учебного процесса новые формы обучения (двусторонние компьютерные военные игры, двусторонние командно-штабные учения и т.д.), тем самым на более высоком уровне решать целый комплекс следующих задач:

1. Обеспечение поддержки принятия обоснованных решений командующего флотом по выполнению силами (войсками) флота задач в мирное время, в период нараста-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

С т!г , ХГ^

ния угрозы агрессии и в военное время.

2. Отображение обстановки на электронной карте в реальном масштабе времени, доведение задач до сил (войск) флота, прием донесений от сил (войск) флота.

3. Обеспечение работы группы боевого управления командного пункта штаба флота:

— по управлению силами (войсками) в ходе военных действий;

— по планированию восстановления боеспособности сил (войск), средств и объектов;

— по принятию решения на последующие военные действия.

4. Поддержка регламентированной управленческой деятельности (по единому комплекту графиков работы должностных лиц группы боевого управления командного пункта штаба флота) и коллективного неформализованного обмена мнениями в ходе анализа ситуаций для принятия текущих решений в ходе военных действий.

На кафедре у преподавательского состава имеется опыт применения системы имитационного математического моделирования вооруженной борьбы на море «Азов», которая предназначена для обеспечения проведения со слушателями групповых упражнений по прикладным задачам и командно-штабным военным играм.

Система значительно облегчала и ускоряла процесс планирования военных действий на море, оперативных объединений и группировок разнородных сил и позволяла имитировать «пошаговое» воспроизведение электронными средствами динамики боевых действий на океанских театрах военных действий. Она обеспечивала высокий уровень адекватности воспроизводимых на ПЭВМ процессов реальным процессам вооруженной борьбы на море.

В настоящее время в академии реализована двухуровневая форма подготовки слушателей на заключительном этапе обучения в ходе проведения командно-штабной

военной игры (далее — КШВИ). К проведению КШВИ на общем оперативном фоне привлекаются видовые академии, учебные коллективы которых обозначают органы военного управления подчиненных объединений, в том числе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова».

Следует отметить, что вместе с внедрением современных информационных технологий преподавательским составом кафедры в ходе практических занятий уделяется большое внимание сохранению навыков работы на морских картах, производству простых оперативных расчетов. Данному вопросу планируется уделять самое серьезное внимание и в дальнейшем.

Анализ работы преподавательского состава кафедры строительства и применения ВМФ в организации и проведении учебных занятий в 2018—2019 учебном году показывает, что наиболее активно применяют инновационные технологии в образовательном процессе доцент кафедры, доктор военных наук, доцент И. Я. Петренко и доцент кафедры, кандидат экономических наук, доцент Н. В. Жаринов, являясь одними из лучших преподавателей в академии.

Применение инновационных технологий в образовательном процессе академии И.Я. Петренко и Н.В. Жариновым позволило повысить качество взаимодействия со слушателями, подтвердить приоритеты создания слушателям благоприятных условий для более глубокого усвоения полученных знаний на лекциях и их закрепления на других видах занятий, а также связать полученные знания с будущей служебной деятельностью.

Применение отдельных фрагментов современных образовательных технологий в учебной практике преподавательского состава кафедры строительства и применения ВМФ позволило достичь следующих результатов:

• повысить качество образовательного процесса, сделать обуче-

ние и общение более комфортным (повысилась эффективность учебного процесса за счет представления и усвоения большего количества информации в единицу времени, самоорганизации образовательной деятельности; повысилась мера ответственности преподавателей кафедры за образовательные результаты: изменилась доступность учебных материалов и другой информации по тематике строительства и применения ВМФ для слушателей;

• оптимизировать расходы на обеспечение образовательного процесса (подготовлены электронные учебники по тематике строительства и применения ВМФ для слушателей; своевременно размещались в электронном виде необходимые справочные материалы на серверах факультетов, что позволяло эффективно использовать локальную сеть факультетов и снизить нагрузку на преподавателей кафедры и относительные расходы на издание печатных учебных материалов);

• повысить уровень общей культуры слушателей в работе с большим объемом информации, необходимой для подготовки к занятиям (овладение слушателями навыками работы с информацией, особенно в первом семестре обучения, позволило им выработать умения грамотно организовывать свою собственную деятельность в образовательном процессе академии, быть успешным в совместной деятельности при выполнении поставленных задач с учетом обработки достаточно большого объема информации).

Результаты внедрения комплекса образовательных технологий преподавательским составом кафедры строительства и применения Военно-Морского Флота позволяют сделать общий вывод о том, что эта работа оказала положительное влияние на целый ряд направлений по повышению качества и эффективности образовательного процесса и требует дальнейшего развития и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.